Познавательно-исследовательский проект "Загадочнй космос" 2024 год
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Морозова Виктория Викторовна

"Загадочный космос" - занимательный проект в подготовительной группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад общеразвивающего вида №11 «Рябинка» г. Грязи

Грязинского муниципального района Липецкой области

 Picture background

ПРОЕКТ

 «Загадочный космос»

 (познавательно-исследовательский проект)

 (подготовительная группа)

                                                             

Подготовил:

                                                                                            воспитатель высшей категории Морозова В.В.

г.Грязи, 2024 г.

Проект «Загадочный космос»

(подготовительная группа)

                                            Воспитатель Морозова В.В.

                                      Детский сад №11 г.Грязи

Вид проекта:

по продолжительности: краткосрочный

Срок реализации: с 1 по 12 апреля 2024 года

По содержанию: познавательно - исследовательский.

Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители

Актуальность

Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звёзды - это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните своё детство, как интересно было смотреть в ночное небо.

Как поддержать интерес ребёнка к неизведанному. С помощью, каких методов можно заинтересовать ребёнка помочь ему узнать новую интересную информацию про космос. Я считаю, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.

Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как всё неведомое, непонятное, недоступное, глазу будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям сформировать первоначальные представления о космосе, солнце как звезде, планетах солнечной системы, о Юрии Гагарине первом космонавте Земли. Поможет систематизировать полученные знания и применить их в различных видах детской деятельности.

Проблема: Поверхностные знания детей о космосе, незнание о российском празднике - День космонавтики.

Основание проблемы:

1. Недостаточное внимание родителей к российскому празднику - День космонавтики.
2. Поверхностные знания детей о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника в России - День космонавтики.

Свою исследовательскую работу я начала с ответов на проблемные вопросы:

  • Что такое космос?
  • Для чего человек осваивает космическое пространство?
  • Как кружатся планеты?
  • Как летают спутники и ракеты?
  • Что будем делать, чтобы узнать о космосе больше?

На эти и многие другие вопросы мы хотели получить ответ в процессе развития своего проекта.

Новизна: 

Новизна проекта состоит в том, что методы проекта позволяют детям усвоить материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Цель проекта: Расширить представление детей об окружающем мире; о космосе, космонавтах, Галактике, Солнечной системе.

Задачи:

  • Обучающие - расширять представление детей о космосе и космическом пространстве, о празднике День космонавтики, о профессии космонавта.
  • Развивающие – развивать познавательную и творческую активность, поддерживать и развивать интерес дошкольников к космосу, развивать связную речь, память, логическое мышление.
  • Воспитательные - воспитывать патриотические чувства, способствующие гражданскому воспитанию личности; прививать чувство гордости и уважения к российской космонавтике, за свою Родину.

Ожидаемые результаты:

Дети

  • Усвоение детьми знаний, представлений о космосе, о космическом пространстве; эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса.
  • Воспитание чувства любви к родной земле и желание бережно относиться к своей планете.
  • Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.

Родители

  • Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
  • Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей.
  • Участие в праздновании российского праздника - День космонавтики
  • Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Педагоги

  • Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности;
  • Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов);
  • Распространение педагогического опыта в использовании нетрадиционных изобразительных технологий, электронных образовательных ресурсов;

План реализации проекта 
1 этап – Подготовительный - Выбор темы и цели проекта, формы его защиты.

- Выявление первоначальных знаний детей о космосе.

- Изучение литературы о космосе и вселенной.

- Подбор литературы о космосе, фотографий, плакатов, аудиозаписей, иллюстраций, дидактических игр, подбор игрового материала, подбор консультаций, рекомендаций, фильмов, мультфильмов.

- Ознакомление родителей с предстоящим проектом. Составление совместного плана работы над проектом.
2 этап – Основной. 

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

1. Сюжетно-ролевые игры: «Полет в космос», «Поликлиника. Медицинский осмотр», «Космодром», «Путешествие в космическое пространство», «Космос».

2. Беседа «Правила поведения во время полета в космос».

Образовательная область «Речевое развитие».

  1. Составление рассказов на тему: «Белка и Стрелка», «Планеты - это остывшие звезды», «Как мы летали в космос».
  2. Чтение художественной литературы: Г. Черненко «Как человек в космос полетел?», Н. Носов «Незнайка на луне» главы, В. Бороздин «Первый в космосе», В. Кащенко «Найди созвездия», П. Клушанцев «О чем рассказал телескоп».
  3. Заучивание стихотворения В. Степанов «Ю. Гагарин» 
  4. Загадки на тему: «Космос».

Образовательная область «Познание»

  1. Дидактические игры: «Что лишнее?», «Что изменилось?»,  «Подбери правильную одежду для космонавта», «Что ближе, что дальше?», «Солнечная система».
  2. Познавательные занятия по ознакомлению с окружающим миром: «Космическое путешествие», «Космос – это здорово!»
  3. Беседы: «Это загадочный космос», «Ю.Гагарин – первый космонавт», «День космонавтики», «Покорение космоса», «Первооткрыватели космоса», «Земля наш общий дом во Вселенной».

«Что такое Солнечная система?»

  1. Лего - конструирование «Космические аппараты»
  2. Виртуальная экскурсия в мир космоса.
  3. Просмотр презентаций «Загадочный космос».

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

  1. Рисование на тему: «Загадочный космос», «Инопланетяне», «Космический пейзаж»
  2. Рисование нетрадиционным методом (кляксография) «Полет в космос»
  3. Ручной труд. Изготовление масок «скафандр» к сюжетно-ролевой игре   «Подготовка к вылету в космос» (из бросового материала).    

Образовательные области: «Физическое развитие»

  1. Подвижные игры «Космонавты», «Солнечная система», «Самолеты»
  2. Комплекс утренней гимнастики «Космонавты»
  3. Комплекс дыхательной гимнастики «Космические дали»

3 этап – Презентация проекта

- НОД «Большое космическое путешествие».

- выставка детско – родительских творческих работ;

- обобщение результатов работы;

- презентация проекта.

- подведение итогов.

Взаимодействие с родителями.

  1. Сотворчество детей и родителей в оформлении выставки, в составлении рассказов о космосе.
  2. Изготовление костюмов для проведения презентации проекта.
  3. Составление Лепбука «Загадочный космос».  
  4. Чтение с детьми Е.П.Левитан «Твоя Вселенная», «Звёздные сказки», К.А. Порцевский «Моя первая книга о Космосе»
  5. Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме «Космос - это интересно»
  6. Домашнее задание: подготовить поделку о космосе.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

В ходе реализации проекта дети получили представление о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: форме, размере, движении вокруг Солнца и своей оси. Узнали имя первого космонавта Земли. Познакомились и узнали о значение новых слов «космонавт», «скафандр», «спутник», «созвездие», «метеорит», «орбита», «телескоп», «планеты».

Данная деятельность способствовала развитию логического мышления, творческого воображения, а также умения детей устанавливать причинно- следственные связи объектов и явлений.

При реализации проекта использовались вариативные формы работы: проблемно-поисковые ситуации, игровые, разбор проблемных ситуаций.

Большое внимание было уделено созданию условий для развития познавательно-речевой активности старших дошкольников, а также развитию их любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи, что способствовало всестороннему гармоничному развитию личности.

В тематическом планировании предусматриваются все формы работы с детьми: непосредственная организованная деятельность, свободная игра, индивидуальная работа с детьми, чтение художественной литературы, беседы с детьми, игры. Все эти формы служат достижению цели проекта - это всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста, развитие умения ребенка открывать в обыденном новые, неожиданные возможности, развивать умение систематизировать и обобщать свои знания.

Для познавательного развития с детьми мы проводили еженедельные беседы на темы «Зачем нужно изучать космос?», «Юрий Гагарин – первый космонавт планеты», «Планеты и звезды», «Какие бывают космические корабли», «Звезды и созвездия», «Земля - наш дом во Вселенной», «Солнце - источник жизни на Земле». Целью данных бесед является расширение представлений дошкольников о Вселенной.

Занимаясь художественной деятельностью, ребята лепили планеты, ракеты, делали конструирование из бросового материала, изображали свои представления о полете в космос. Создавали коллективную аппликацию «Космический коллаж».

Первоначальные представления о Вселенной, о первом полете на Луну, запуске спутника и ученых-изобретателях в доступной и увлекательной форме дошкольники получали, отправляясь в космические путешествия в процессе познавательной деятельности и сюжетно – ролевых игр.

Большой популярностью среди воспитанников пользуются дидактические игры «Звездный путь», «Разные картинки», «Подбери одежду для космонавта», цель которых - закрепление полученных знаний.

Наиболее эффективной является совместная деятельность детей, педагогов и родителей по изучению темы космоса. Родители вместе с детьми приняли участие в выставке поделок «Загадочный космос». Родители стали нашими активными участниками и помощниками.

Итогом нашей работы по проекту стал открытый просмотр «Большое космическое путешествие». Ребята получили возможность показать все свои приобретенные знания и умения, проявить фантазию, выдумку.

Таким образом, в процессе реализации проекта «Загадочный космос» у наших ребят наряду с развитием познавательных способностей обогатился словарный запас, расширились естественнонаучные представления о космосе, широко проявились инициативность и творчество. Дети осознали уникальность нашей планеты и важность её изучения. Дети поняли, что необходимо уважительно относиться к труду людей, работа которых связана с освоением космоса. Они теперь много знают и могут рассказать другим детям о достижениях отечественных ученых и космонавтов.

Список используемой литературы:

  1. Бороздин В. «Первый в космосе»;
  2. Булычёв К. «Тайна третьей планеты»;
  3. Гагарин В. «Грустная история Найдёныша»;
  4. Гагарин Ю. «Дорога в космос»;
  5. Голованов Я. К. «Дорога на космодром»;
  6. Кащенко В. «Найди созвездия», «Созвездие драконов»;
  7. Клушанцев П. «О чём рассказал телескоп»;
  8. Левитан Е. П. «Звёздные сказки», «Малышам о звёздах и планетах», «Твоя Вселенная»;
  9. Леонов А. «Человек вышел в космическое пространство», «Шаги над планетой»;
  10. Медведев В. «Звездолёт Брунька».
  11. Интернет источники.

Приложение №1

Конспект непрерывной образовательной деятельности

«Планета Земля — наш общий дом» (подготовительная группа)

                                        Воспитатель Морозова В.В. д/с №11 г.Грязи

Цель: продолжать знакомить с планетами Солнечной системы;

рассказать о том, что мы жители планеты Земля в Солнечной системе.

Задачи:

- систематизировать знания о строении Солнечной системы;

- расширить знания о появлении жизни на земле;

- развивать логическое мышление, внимание, зрительную память познавательную активность, связную речь;

- побуждать делать умозаключения на основе имеющихся сведений;

- знакомство с уменьшенной моделью Земли – глобусом и географической картой.

- воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, толерантное отношение к жителям. Земли.

Материал: глобус, карта, инструментарий теллурий, карточки соответствующих цветов; мультимедийное оборудование. Для игры: магнитная доска с планетами солнечной системы, подзорная труба.

 Ход занятия.

1. Введение в ситуацию.

Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня отправимся в путешествие. Путешествовать всегда интересно и увлекательно. Но только надо быть внимательными и собранными. И вы получите много новой информации, узнаете много нового и полезного.

Ребята, что это?

- Это глобус.

- Правильно это глобус.

- А что такое глобус?

- Правильно. Молодцы! Это модель Земли.

2. Актуализация знаний.

Воспитатель: Ребята, наша планета Земля – одна из девяти планет Солнечной системы.

(показ слайдов " Планеты солнечной системы")  

Текст к слайдам:

1. Меркурий - самая быстрая планета в Солнечной системе. Днём на планете жарко, а ночью бывает ледяной дождь.

2. Венера - это самая горячая планета.

3. Земля - планета на которой мы живём.  У земли есть спутник Луна.

4. Марс. На ней большое количество железа и покрыта она красно-оранжевым песком.

5. Юпитер - это самая большая планета в Солнечной системе.

6. Сатурн. Вокруг планеты есть кольца, они состоят из обломков льда и камней.

7. Уран. Это одна из самых дальних от солнца и поэтому холодных планет. Она лежит на боку, потому что однажды испытала столкновение.

8. Нептун - тёмно-синяя планета, на которой всегда дуют ветры из ядовитых облаков.

9. Плутон - это очень холодная и очень маленькая планета, она находится очень далеко от солнца.

- Почему эту систему назвали Солнечной? (Потому, что все планеты вращаются вокруг солнца. Солнце - это большая горячая звезда, она согревает и освещает планеты.)

Ребёнок читает стихотворение:

У каждой планеты свой собственный путь.      

Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть.

Вокруг солнца вращаются наши планеты.

По-разному все они солнцем согреты.

Дидактическая игра «Расположи планеты правильно».

Цель: Закрепить знания об основных планетах.

На магнитной доске с изображение галактики располагаются планеты солнечной системы   не по порядку. Каждый подходит, берет подзорную трубу смотрит на картинку экрана «Солнечная система» рассматривает название планеты, номер. Находит планету на доске и   выкладывает ее на орбиту за Солнцем. Все планеты должны занять своё место в системе. В заключении, назвать каждую планету.  

Вопросы детям:

- Что такое солнце? Сколько планет в Солнечной системе? Назовите их. Какая планета ближе всех к Солнцу? Назовите самую большую планету. Как называется самая маленькая планета?

Воспитатель: Ребята, Земля – это огромный твердый шар, вращающийся в космическом пространстве. Эксперимент. (с помощью инструмента «Теллурий»).

Внимание, ребята! На столе инструментарий теллурий с помощью которого мы   узнаем, как происходит смена времен года, дня и ночи. Модель состоит из основных элементов: Солнце, Луна, Глобус земли, индикатор месяца и диск, который закреплен на против модели солнца.  С помощью ручки делаем круговые движения. Смотрите, что происходит.

Вывод: -    Смена времен года    связано с движением земли вокруг солнца.

Вот таким образом Земля облетела вокруг Солнца один полный круг – проходит год.

А теперь, смотрите, повернулась вокруг своей оси наша Земля один полный круг – прошли сутки, т. е. день и ночь.  На всей планете Земля день сменяется ночью. Это происходит потому, что планета Земля вращается вокруг себя и поворачивается к Солнцу то одной стороной, то другой. На стороне, освещенной солнцем, наступает день, а в это же время на другой стороне планеты ночь.

Физкультминутка

Мы цепочкой друг за другом,

Взявшись за руки идём.

Повернувшись внутрь круга.

Медленно кольцо замкнём.

Вот колечко, то есть круг,

Наши руки, приподнявшись,

Лучиками стали вдруг.

Мы сомкнулись, повернулись

Раз! И солнцем обернулись.

Чтоб нас лучше разглядели,

Раз - присели, два - присели.

Вдаль сейчас ракета мчится,

Прямо к звёздной тишине.

И звездою обратившись,

Ярко светит в темноте.

Воспитатель: Наше путешествие продолжается.

- Ребята, давайте рассмотрим глобус. Какие цвета вы видите на глобусе?

- Правильно!

- А теперь вам надо придумать свой рассказ о том, что означает тот или иной цвет на глобусе.

Рассказы детей.

О зелёном цвете на глобусе.

На глобусе есть зеленый цвет. Это леса. Лес – это деревья, из которых делают огромное количество разных предметов, бумагу, на которой печатают книги, делают тетради и альбомы. В лесу растут ягоды, грибы, живут различные животные. Лес – это природное богатство, его много, но и его надо беречь.

О тёмно-жёлтом и жёлтом цвете.

На глобусе есть темно-желтый и желтый цвет. Это степи и пустыни. В степи растительность очень бедная – трава и низкорослые кустарники, в пустыне только один песок.

О коричневом цвете.

На глобусе есть коричневый цвет. Это горы: Уральские и Кавказские горы (показываю на глобусе). В горах добывают полезные ископаемые. Это то, что находится в Земле и то, что очень нужно для жизни человека: уголь, различная руда, которая необходима для изготовления металла. Нефть, золото и алмазы составляют богатство страны.

О синем цвете.

На глобусе очень много синего цвета – это значит, что на нашей Земле много воды. Вот текут реки, они нарисованы тонкой, синей линией. Рек много и все они стекаются и образуют моря. Морей меньше, чем рек. А моря превращаются в большие океаны.

О белом цвете на глобусе.

На глобусе есть белый цвет. Это снег, лед. Это Антарктида. Там вечный холод, снег, лед и постоянно живут только пингвины. А люди поселяются лишь на время, чтобы изучить этот загадочный материк вечной мерзлоты.

- Но есть у нас общее – общий дом – наша планета Земля. И каждый житель в этом доме должен его беречь и охранять! Также мы должны любить и беречь свою планету Земля!

3.        Подведение итогов:

Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу. Надеюсь, вам наше путешествие понравилось?

Дети - Да, очень понравилось!

-А что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! Теперь вы все настоящие путешественники, знаете, что такое карта, глобус – это наши помощники в путешествии. Давайте вспомним, о чем мы сегодня еще с вами говорили, и что нового узнали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников

В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз...

Познавательно - исследовательский проект «Формирование опытно-исследовательской активности дошкольников в совместной деятельности с семьёй»

Создание условий для развития экспериментальной деятельности детей во взаимодействии с семьёй....

ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе

Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....