Экологические игры для детей дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Экологические игры помогут детям дошкольного возраста стать юными эколятами
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологические игры с дошкольниками
У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но пожалуй одна из самых острых и насущих является проблема сохранения окружающей среды.
Дошкольный возраст — ценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально — ценностное отношение к окружающим, которое проявляется во взаимодействии ребенка с природой, в осознании себя, как целого с природой. Влияние природы на детей очень велико. Дети ежедневно в той или иной форме соприкасаются с ее объектами и явлениями:
- на прогулке наблюдают за птицами и насекомыми;
- наблюдают за падающими снежинками и направлением дующего ветра;
- слушают стихи и рассказы о природе;
- дома смотрят передачи о животных и растениях, мире Земли;
- ухаживают за растениями в живом уголке детского сада и дома.
Объекты природы привлекают дошкольников своей красотой, яркостью красок, разнообразием — и это является источником первых знаний и переживаний, которые запоминаются на всю жизнь.
Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современного мира.
Поэтому целью экологического воспитания в детском саду является: Создание условий для воспитания экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.
Задачами экологического воспитания дошкольников будут являться:
- формирование элементарных умений и навыков экологически грамотного поведения;
- воспитание гуманного, положительного отношения к миру природы;
- создание условий для формирования у детей умения и желания сохранять природу;
- информирование дошкольников об экологической ситуации родного края и влияние ее на здоровье людей.
В своей работе по экологическому воспитанию детей я использую различные традиционные формы( беседы, прогулки, заучивание стихов, театрализованная деятельность)
и нетрадиционные( ИКТ, создание сказок на заданную тему, ситуативные беседы); методы
(наглядные, словесные. Практические) и приемы( хоровые, индивидуальные, игровые), учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.
Свою работу я начала в 2021 году — с детьми 3 — 4 лет: обучать детей, любить и бережно относиться к природе — я начала формировать у детей представление нового отношения к природе.
Начали мы с самого простого — чтение книг о животных и птицах, изучение детской энциклопедии, развивающие игры, походы и прогулки, любование растениями. Все это развивает навык доброжелательного общения с природой.
Одной из важнейших тенденций в моей работе является игра. Дошкольное детство — это период игры, об этом говорят и пишут педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские годы преобладает над всеми видами деятельности. Поэтому психолог Л. С. Выготский и назвал игру — ведущей деятельностью дошкольного детства. Игра оказывает на ребенка развивающее воздействие. В сюжетно — ролевых играх дошкольник приобщает себя к социальному миру взрослых людей. В одно мгновение ребенок может стать шофером, продавцом, доктором, экологом.
Существуют дидактические игры, которые содержат определенную умственную задачу. Разрезные картинки, настольно — печатные игры и словесные игры — тренеруют мыслительные способности детей, умение использовать приобретенные знания в новых ситуациях, развивают память и внимание. Дидактические игры — это совместные игры, которые требуют участия 2 — 3, а то и большего количества детей. Игра доставляет большую радость ребенку, потому что она дает возможность активно действовать.
Игры бывают на разные темы и сюжеты. Немало в жизни ребенка занимают игры с использованием природного материала, которые строятся на его знаниях в этой области и отражают ту или иную деятельность людей в природе.
Если родители активно приобщают ребенка к природе через непосредственные наблюдения, труд, художественную литературу, телепередачи и прочими способами, то заинтересованность ребенка этой областью действительности, несомненно, найдет отражение в его играх.
Сюжетно — ролевая игра с природным содержанием может быть развернута детьми после различных событий в его жизни: посещение цирка, поездка во время отпуска родителей на юг или в деревню, знакомство с сельскохозяйственной выставкой. Во всех случаях игра может быть тактично поддержана взрослыми, которые найдут способы углубления знаний и интересов ребенка, формирование у него правильных позиций в отношении к животным.
В семье можно широко использовать различные дидактические игры природоведческого содержания — например, игры среди которых могут быть: «Зоологическое лото», «Дикие животные», «Домашние животные», «Животные жарких стран» и др. Игры помогают запомнить названия растений и животных. Детям всех возрастов интересны разрезные картинки, на которых представлены цветы, грибы, фрукты, овощи, ягоды. Взрослый должен ввести ребенка в игру: рассмотреть вместе картинки — образцы, назвать изображения предметов, описать их особенности( цвет, форма, размер), выделить отдельные детали. С детьми разных возрастов можно играть в словесно — дидактические игры. Они могут быть различными и хорошо вписываются в разнообразные ситуации. Важной особенностью словесно — дидактических игр является возможность развивать с их помощью речь ребенка и различные мыслительные процессы. В самых различных ситуациях можно использовать игру « Отгадай по описанию» - описательные загадки — они не требуют особых условий и дополнительного материала. На прогулках и в прочих ситуациях взрослый предлагает ребенку поиграть. Содержание игр может быть разнообразным, в зависимости от опыта детей и конкретной обстановки, в которой они затеваются. Во время прогулки осенью предметом игры становятся опавшие листья, деревья, грибы. Летом — цветы, насекомые, птицы; в доме — комнатные растения, овощи, фрукты. Словесные — дидактические игры развивают в дошкольниках не только восприятие и речь, а так же умение анализировать и описывать. Они учат детей обобщать явления, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории:
- Когда, это бывает?
- Идет снег..... зимой.
- Радуга на небе....летом.
- Желтые и красные листья на деревьях......осенью.
- Скворец несет веточки в скворечник.....весной.
Хорошо влияет на гибкость ума ребенка ситуация, когда один и тот же материал используется перекрестно — в разных обобщениях:
- тигр, собака, кошка — животные;
- собака, кошка, корова — домашние животные;
- олень, волк, заяц — дикие животные.
Дошкольников, конечно, заинтересуют занятия и игры с природным материалом. Гуляя в лесу, дети с удовольствием соберут шишки, желуди, веточки, семена деревьев — все это материал для подделок. Разнообразных человечков, фигурки животных можно сделать из шишек или желудей, при этом соединительным материалом может стать пластилин. Определенные детали можно изготовить из бумаги или картона. Ценно не только изготовление подделок, но и их обыгрывание. С помощью таких фигурок с ребенком можно разыграть знакомые сказки( «Колобок», «Лиса, заяц и петух» и др.), придумать свои сказки — новые. Такие виды деятельности развивают в дошкольниках творческие способности конструктивного и литературного характера.
Мною разработан комплекс экологических игр и образовательных мероприятий.
Нод по экологии « Как все живое растет».
Цель:Познакомить детей с характерными этапами развития живых организмов; подвести к выводу, что мы — люди — являются частью природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и то же: вода, свет, воздух, питание, любовь и бережное отношение окружающих.
Ход образовательной деятельности.
Я показываю детям фотографию маленьких детей:
- Кто изображен на фотографии?
- А вы сейчас похожи на этих детей?
- Как вы изменились?( Мы стали больше, теперь у нас одежда и обувь большего размера, у девочек — длинные волосы. Сейчас мы вместо ползунков носим колготки. Раньше не умели ходить, а сейчас бегаем и прыгаем)....
- А чему вы научились еще? (ответы детей).
- Пока вы росли, кто заботился о вас? ( мамы,папы,бабушки и дедушки).
- А что вам еще нужно было, кроме любви и ласки взрослых?( питание, вода).
- Чем же вас еще кормили?( каша, кефир, молоко,овощи, фрукты, супы, мясо).
- А что еще необходимо ребенку, что бы быть здоровым?( гулять на воздухе,купаться, закаляться).
- Кто все это для нас делал?( мама, папа).
Правильно, ребята, самое необходимое — это любовь ваших близких, она необходима всем маленьким детям.
Вывод делаю схематично: грудной ребенок - дошкольник - юноша — мужчина.
Для роста человека и его развития необходима( выкладываю схему):
тепло + питание + вода + воздух + любовь близких.
Так растет и развивается человек. Посмотрите, какими вы были, какими стали, какими будете.
- А у кого есть дома кошка?
- Кошка большая или маленькая?
- А что необходимо, что бы котенок вырос и превратился в большую кошку?( кормить молоком, мясом, рыбой, гулять с кошкой, чтобы грелась на солнышке, не обижать кошку, не дразнить ее, любить кошку, заботится о ней).
Давайте выложим схему и сравним их: маленький котенок — подросший котенок — большая кошка.
Оказывается, что кошке для роста и развития нужно тоже самое, что и человеку:
тепло + питание + вода + воздух + любовь близких.
А теперь отгадайте загадку: Встает на заре,
Поет во дворе,
На голове гребешок
Кто же это? (петушок)
Ребята, а петушок всегда был таким большим и красивым? Каким петушок был раньше?(маленьким цыпленком).
Да, он вылупился из яйца, потом немного подрос. Что же нужно было для роста цыпленка?(кормить зерном, гулять на улице, греться на солнышке, дышать воздухом, греться под крылом своей мамы).
Да, все правильно. Цыпленок рос и превратился в большого и красивого петуха. Оказывается для роста и развития цыпленка необходимо тоже самое, что и человеку, и животному:
тепло + питание + вода + воздух + любовь близких.
А сейчас давайте с вами поиграем. Игра называется: « Наседка и цыплята».
Вы будете моими маленькими цыплятами, а я мамой - курицей. Я вас очень люблю и буду учить добывать себе корм. Надо прыгать высоко, быть ловкими, помогать себе крылышками и хвостиком. ( Дети под музыку подпрыгивают, бегают, ловят бабочку, закрепленную на палочке).
Вот какие молодцы, мои цыплята! Были маленькие, на свежем воздухе погуляли, на солнышке погрелись, кормом подкрепились — вот уже и подросли.... и превратились в больших и красивых курочек и петушков( дети имитируют походку курочек и петушков).
Ребята, а теперь подумайте, что может расти вместе с нами(комнатные растения, животные, птицы).
Да, ребята, и люди, и животные, и птицы, и рыбы, и растения — все мы жители Земли. И всем нам необходимо одно и тоже для роста и развития: чистый воздух, прозрачная вода, тепло, питание, любовь близких(окружающих).
Ребята, а у меня что — то есть в коробочке, она гремит, отгадайте, что это?(в коробочке фасоль — дети высказывают предположения).
Как вы думаете, что лежит в коробочке — живое или неживое? ( дети закрывают глаза — я раздаю фасолины).
- Гладкие, овальные, маленькие, что это? Откройте глазки и посмотрите, что это? (фасолинки).
- Что нужно сделать, что бы твердая фасолинка стала живой?(посадить в землю, полить водой, поставить на окно к солнцу).
- Да, если мы хотим, чтобы зернышко росло, мы его оживим. Росток прорастет и будет расти.
Ребята, а вы хотели бы побыть маленькими зернышками? Давайте, сделаем с вами веселую гимнастику.
Гимнастика « Зернышко».
Представьте, что вы маленькие зернышки, вы сидите глубоко в земле. Вдруг вы почувствовали, что стало теплее. Вы потянулись вверх, земля расступилась и твой росток оказался на воле, солнышко потянуло твой росток вверх, теплые лучи коснулись твоего стебелька, ветерок качнул тебя в одну сторону, в другую. Тебе захотелось расставить свои молодые, зеленые листочки. Солнышко нежно подхватило тебя за верхушку своими лучами и потянуло вверх. Ты стал расти все выше и выше. И вдруг брызнул дождик, ты стал пить дождевую воду, стал сильным и большим. Твой бутон раскрылся и ты превратился в прекрасный цветок. И ты был счастлив, что живешь на этой Земле, вдыхаешь свежий воздух, пьешь дождевую воду и греешься в лучах золотого солнца....
Вам понравилось быть живым зернышком?(да)
Давайте, теперь посадим наши фасолинки в землю, будем их поливать, ухаживать за ними, удобрять, любить, а они будут радоваться жизни и радовать нас всех.
Все сажают фасоль.
- Так же для экологического воспитания детей мною был подобран комплекс дидактических игр: 1. «Когда это бывает?». (загадки о временах года) Цель: предложить детям отгадывать загадки по характерным признакам.
2.«Какая сегодня погода?»(сюжетные картинки)
Цель: предлагать по описанию выбирать нужные картинки.
3.«Узнай по вкусу»
Цель: упражнять в определении вкуса овощей и фруктов(сладкий, кислый, соленый, горький)
4.« Магазин цветов».
Цель: предложить описывать комнатные растения.
5.« Съедобное — несъедобное»
Цель: закрепить знания о съедобных и несъедобных растениях.
6.«Где спряталась матрешка»
Цель: закрепить название растений, воспитывать любознательность.
7. « Какую пользу приносят?...»
Цель: закрепить знания о домашних животных, и пользе, которую они приносят людям.
8.« Опиши, мы отгадаем».
Цель: учить детей классифицировать растения по их признакам.
9.« А что потом?»
Цель: закреплять знания детей о частях суток, о деятельности детей в разное время дня.
10.« Птицы, которые прилетают весной».
Цель:закрепить знание детей о перелетных птицах.
11.« Кто, где живет?»
Цель: закреплять умение детей систематизировать животных по месту их обитания.
12.«Найди ошибку».
Цель: развивать внимание, учить находить ошибки в изображении времен года.
13.« Парные картинки»(рыбы).
Цель:воспитывать наблюдательность, умение находить в предметах, изображенных на картинках, сходство и различие.
14.« Охотник и пастух».
Цель:упражнять детей в группировке диких и домашних животных.
15.«Найди в букете такой же цветок».
Цель: предложить найти листок по заказу. Закреплять название цветов.
16.« Чья тень?»
Цель: определить и назвать животных по силуэту.
17.« Собери цветок из частей».
Цель: собрать из частей целое(синтез), закрепить название частей растений.
18. «Четвертый лишний»(цветы).
Цель: замечаем ошибки, развиваем наблюдательность
19. « На птичьем дворе»
Цель: узнаем и называем домашних птиц(утка, курица, петух, индюк)
20. « Сложи картинку».
Цель: собрать из частей целое изображение.
21. « Да и нет»(игровые упражнения).
Цель: закрепить части тела животных и звуки, которые животное издает.
22. «Вершки и корешки».
Цель: закрепить знания о том, что в овощах есть съедобные корни — корешки и плоды — вершки.
23. «Что сажают в огороде?»
Цель: закрепить классификацию предметов по определенным признакам( по месту их произрастания).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические экологические игры для детей дошкольного возраста
Предлагаемые игры легки могут быть использованы в работе с детьми старшего дошкольного возраста....

Экологические игры для детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Экологические игры способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки ...
Экологические игры для детей дошкольного возраста
Картотека дидагтических игр...

Экологические игры для детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте основным видом деятельности детей всегда была игра, которая предоставляла им большие возможности для общения. Усвоение з...
Экологические игры для детей дошкольного возраста
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...


