Рабочая программа по кружковой деятельности «В гостях у природы»
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)
Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности Калининградской области.
Раскрытие ведущих идей, на которых базируется программа
Экологическое развитие дошкольников по своему содержанию не должно исчерпываться развитием представлений об экологии или окружающем мире. Самым важным является развитие познавательного интереса и природосохраняющего мышления дошкольников, умения созидательно взаимодействовать с природой.
Дети получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 54.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию администрации городского округа
«город Калининград»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда центр развития ребенка
Детски сад №105
Рабочая программа
по кружковой деятельности
«В гостях у природы»
Воспитатель Захарова А.Ю.
г. Калининград 2023
Пояснительная записка.
Описание предмета, дисциплины которому посвящена программа
Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности Калининградской области.
Раскрытие ведущих идей, на которых базируется программа
Экологическое развитие дошкольников по своему содержанию не должно исчерпываться развитием представлений об экологии или окружающем мире. Самым важным является развитие познавательного интереса и природосохраняющего мышления дошкольников, умения созидательно взаимодействовать с природой.
Дети получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью.
Описание ключевых понятий, которыми оперирует автор программы
Ключевые понятия, используемые в программе:
Экология – это наука, которая изучает взаимодействие живых организмов со всем, что их окружает.
Эколог – человек, который занимается изучением связей между живыми организмами и средой их обитания.
Экологическое воспитание – способствует формированию интегративного качества личности, отражающее систему экологических знаний, ценностных ориентаций на природу, нравственно-эстетические чувства и экологическую деятельностную активность. Экологическое воспитание дошкольников, прежде всего направлено на формирование положительного отношения ребенка к окружающей среде – земле, воде, флоре, фауне.
Энергосбережение – это организационная, научная, практическая, информационная деятельность государственных органов, юридических и физических лиц, направленная на снижение расходов (потерь) топливно- энергетических ресурсов в процессе их добычи, переработки, транспортировки, хранения, производства, использования и утилизации.
Экологическая тропа – это специально оборудованный и особо охраняемый прогулочно – познавательный маршрут, созданный с целью экологического просвещения детей.
Вторсырье – это бытовые и промышленные отходы, которые после переработки можно использовать снова и получить новую продукцию.
Направленность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«В гостях у природы» для детей 6 – 7 лет имеет естественно-научную направленность.
Уровень освоения программы
Уровень освоения программы – базовый.
Актуальность программы
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества. Формирование начал экологической культуры — это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, создающим на основе её богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте. И одним из важнейших среди этих навыков является навык экологического мышления, желание и способность сохранять природу.
Педагогическая целесообразность образовательной программы
Программе свойственна развивающая направленность. Это означает, что заданное в программе и подлежащее освоению детьми содержание знаний и практических действий способствует проявлению и становлению интересов к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира; обогащает ребенка и выявляет его индивидуальные возможности и уровень развития. Это, как правило, практические виды деятельности, доступные ребенку: сравнение, преобразование, воссоздание, комбинирование, моделирование и т.д.
В результате предметно-преобразующей деятельности в природе дети закрепят теоретические знания, полученные на занятиях, познают свойства
и отношения объектов, их характерные особенности, узнают новое об уходе за растениями и животными, сохранении благоприятной экологической обстановки.
Должное внимание в программе уделено формированию личного опыта воздействия на природу, потребности в деятельности на природе, активизации познавательного интереса к экологии.
Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной и экологической уверенности, ценностной ориентации, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к окружающему миру.
Практическая значимость программы
Практическая значимость программы в том, что она носит образовательно-развивающую направленность, охватывает теоретические и практические аспекты содержания, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга. Данная программа экологического воспитания обеспечивает всестороннее развитие ребенка; совершенствуется интеллект детей: непрерывно расширяется кругозор, развивается сенсорика и наблюдательность. Дети учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, модели, схемы; развиваются разные формы речи: диалог, описание, объяснение, рассказ.
У дошкольников должно сложиться обобщенное представление о приспособленности живых организмов к условиям относительно постоянной среды обитания. Дети должны понять, что в природе все взаимосвязано. У детей должны быть знания об отношении человека к природе и его влиянии на нее.
Принципы отбора содержания.
Программа разработана на основе следующих принципов экологического образования:
- Принцип личностно ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе со взрослыми, а не просто пассивно перенимают их опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога, семьи, ребенка.
- Принцип исследовательской позиции реализуется созданием в группе таких ситуаций, в которых детям необходимо самим найти приемлемое решение проблемы, идти собственным путем.
- Принцип наглядности – соответствие изучаемому материалу информации: иллюстраций, фотографий памятников природы, репродукций пейзажей, фото слайдов и т.п.
- Принцип последовательности – изучение познавательного материала последовательно – от простого к сложному.
- Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, что позволяет формировать желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
- Принцип объективизации (осознанности поведения) – создание в группе психологически комфортных условий для обратной связи позволяет каждому ребенку узнать мнение окружающих о своих поступках, чувствах, на основе полученных знаний сознательно изменять свое поведение.
Положительное влияние занятий достигается лишь при высокой его плотности и достаточной двигательной активности детей. Поэтому, лучше сочетать, разучивание, одной, или двух взаимосвязанных, новых деталей движения с повторений и закреплением уже известных движений.
Отличительной особенностью программы является
Данная программа рассчитана для детей 6-7 лет. Отличительной особенность программы является то, что естественнонаучная направленность помогает формировать умение выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности; учит понимать и использовать в познавательно-исследовательской деятельности модели, предложенные взрослым. Возможно, не каждый из обучающихся станет защитником природы, но каждый в состоянии научиться понимать истинную красоту и пользу природы, которая преображает душу, делает ее доброй, отзывчивой, возвышенной и творческой.
Цель программы – формирование экологической культуры детей посредством предметно-преобразующей деятельности в природе.
Задачи программы:
Образовательные:
- способствовать углублению познания экологии и природы родного края, расширению кругозора по экологии, биологии, краеведению;
- научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;
- научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы используя правила безопасности;
- научить делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;
- привить навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес, любознательность, стремление к опытнической деятельности, желание самостоятельно найти ответ;
- развивать интеллектуальные способности, индивидуальность и творческий потенциал;
- развивать критическое мышление, воображение и творческие способности;
- развивать у обучающихся активность путем полученных знаний и участия в творческих конкурсах различного уровня.
Воспитательные:
- воспитывать у обучающихся позитивное, ценностное отношение к природе, собственному здоровью, культуре поведения в природе.
- формировать стремление к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды;
- способствовать развитию духовной потребности в общении с природой, формированию ответственного отношения к здоровому образу жизни;
- формировать у обучающихся нравственные и эстетические чувства.
Психолого-педагогические характеристики обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«В гостях у природы» предназначена для детей в возрасте 6 – 7 лет. Это дети, посещающие МАДОУ д/с № 105.
Особенности организации образовательного процесса
Набор детей в группы – свободный, по заявлению родителей. Программа предусматривает групповые формы работы с детьми. Состав групп 5 – 20 человек.
Формы обучения по образовательной программе
Форма обучения – очная.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество часов в год – 32 часа. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах: для детей 6 – 7 лет – 30 минут, между занятиями установлены 10-минутные перемены. Недельная нагрузка на одну группу: 1 час. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Объем и срок освоения образовательной программы
Срок освоения программы 8 месяцев. На полное освоение программы требуется 32 часов.
Основные формы и методы обучения
Наглядные методы: показ упражнений, исполнение педагогом, наблюдение, работа по образцу.
Словесные методы: устное изложение, беседа, анализ произведений искусства.
Игровые методы: проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно-ролевых, дидактических игр); загадывание загадок.
Практические методы: организация продуктивной деятельности детей; опытно-экспериментальная деятельность; чтение литературных произведений; изготовление с детьми наглядных пособий.
Планируемые результаты:
Занимающиеся по программе умеют проявлять самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремиться к проявлению экологической инициативы, самостоятельно ставить цель, обдумывать пусть к ее достижению, осуществлять замысел и оценивать полученный результат с позиции цели; соблюдать очередность, учитывать права других людей, делиться впечатлениями со сверстниками, задавать вопросы; согласовывать в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, уметь объяснять замыслы, проявлять интерес к игровому экспериментированию, к развивающим и познавательным играм; в играх с готовым содержанием и правилами действовать в точном соответствии с игровой задачей и правилами. Внимательно относиться к поручениям, проявлять самостоятельность и настойчивость в их выполнении, вступать в сотрудничество, экспериментировать, проявлять интеллектуальную активность, познавательный интерес, догадку и сообразительность. Самостоятельно ставить познавательную задачу и решать ее доступными способами; ориентироваться в поведении на самоконтроль на основе известных правил; слушать и понимать взрослого, действовать по правилу или образцу в разных видах деятельности. Самостоятельно планировать и называть два-три последовательных действия, удерживать в памяти правило, высказанное взрослым, и действовать по нему без напоминания; аргументировать свои суждения, стремиться к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым; бережно относиться к природе.
Механизм оценивания образовательных результатов.
Контроль уровня освоения материала обучающимися осуществляется по результатам выполнения практических заданий на каждом занятии.
Итоговая диагностика – проводится в конце учебного года в форме открытого занятия.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы.
- открытые занятия для родителей (законных представителей) по итогам обучения
- участие детей в конкурсах, акциях, кампаниях, выставках, исследовательской работе праздниках естественнонаучной направленности среди детей дошкольного возраста.
Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы.
Качество реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности
«Экологическое воспитание дошкольников» обеспечивается за счет:
- соответствия программы возрастным особенностям обучающихся;
- доступности, открытости, привлекательности для детей и их родителей (законных представителей) содержания программы;
- наличия комфортной развивающей образовательной среды;
- наличия качественного состава педагогических работников, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного материала;
- применения современных педагогических технологий.
Материально-технические условия реализации программы
Наличие комфортной образовательной среды включает в себя светлое удобное помещение – кабинет, оборудованный современной мебелью соответственно возрасту детей.
Оборудование:
- ПК – 1 шт.
- Доска
- Мультимедийный проектор
- Экран
- Принтер Инвентарь:
- Столы для обучающихся
- Стулья
- Простые и цветные карандаши
- бумага офисная белая и цветная, ножницы с закругленными концами, линейки, простые и цветные карандаши, точилки, ручки шариковые;
- бросовый материал для создания поделок (коробки, пластиковые бутылки и др.)
- контейнеры для сортировки мусора
- земля для посадки,
- фартуки, перчатки,
- ящики для посадки растений,
- лейки, грабельки,
- семена,
- дневник наблюдений
- оборудование для проведения опытов (прозрачные стаканчики, стеклянные сосуды разной формы), вещества для опытов
Наглядные пособия:
- иллюстрации, фотографии, таблицы, схемы, книги, видео презентации по темам
- дидактические игры
Кадровое обеспечение реализации программы
Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Оценочные и методические материалы
Учебный материал, предусмотренный настоящей программой, распределен в соответствии с последовательным и постепенным рассмотрением теоретических знаний, практических умений и навыков в соответствии с общей подготовленностью обучающихся.
Учебный материал содержит теоретическую и практическую подготовку обучающихся. Изучение теоретического материала программы осуществляется в форме бесед, которые проводятся в начале занятий (как часть комплексного занятия).
Практические занятия проводятся в форме индивидуальных занятий по общепринятой методике.
Для определения полученных знаний, после каждого занятия проводится рефлексия с обучающимися.
Оценочные материалы – экологические игры, викторины, участие в природоохранных компаниях, экологических акциях на местном уровне.
Методическое обеспечение
Методическое обеспечение направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Экологическое воспитание дошкольников», планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
№ | Тема | Количество занятий | Форма аттестации/контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Осень | 10 | 2 | 8 | беседа, наблюдение, выполнение заданий |
2 | Зима | 10 | 2 | 8 | беседа, наблюдение, выполнение заданий |
3 | Весна | 12 | 2 | 10 | беседа, наблюдение, выполнение заданий |
Итого | 32 | 6 | 26 | ||
Учебный план
Содержание программы.
(32 часа, 1 раз в неделю)
Тема 1. Осень (10 ч.)
Теория: Изучение роли лесов в жизни человека. Пути его сохранения от пожаров и засухи. Экологические проблемы лесов. Изучение пород деревьев. Изучение птиц. Польза птиц и их необходимость. Наблюдение. Почему листья опадают. Кто живёт в листьях? Знакомство с понятием «бросовый материал», примеры изделий, изготовленных из бросового материала. Знакомство детей с явлениями окружающего мира, расширять представления о свойствах света. Воспитывать бережное отношение к энергорисурсам. Обогащение и систематизирование экологических знаний у дошкольников средствами экологической тропы. Формирование элементарных представлений о взаимосвязи человека и природы. Развитие бережного отношения к окружающей природе.
Практика: Участие в акции международного дня наблюдения за птицами. Изготовление поделок из бросового материала. Рассматривание растений (деревьев, кустов, цветов), растущих на территории детского сада. Беседы и чтение произведений о растениях, об осени. Заучивание стихотворений, народных примет, связанных с растениями. Отображение природы в изобразительной деятельности.
Итог: По завершении тем предусмотрена беседа; выставки поделок.
Изготовление информационного панно на тему энергосбережения.
Тема 2. Зима (10 ч.)
Теория: Знакомство с зимующими птицами нашего региона. Расширение представлений обучающихся о видах кормушек, способах их изготовления из разного материала. Знакомство с принципами системы раздельного сбора и утилизации бытовых отходов.
Создание панно для системы раздельного сбора и утилизации бытовых отходов. Продолжать знакомить с понятием «бросовый материал», примеры изделий, изготовленных из бросового материала. Обогащение и систематизирование экологических знаний у дошкольников средствами экологической тропы. Формирование элементарных представлений о взаимосвязи человека и природы. Развитие бережного отношения к окружающей природе. Знакомство с луковичными цветами.
Практика: Подкормка птиц в холодное время года. Изготовление кормушек из бросового материала (коробки из- под молока и др.).
Изготовление поделок из бросового материала. Рассматривание растений (деревьев, кустов, цветов), растущих на территории детского сада. Беседы и чтение произведений о растениях, о зиме. Заучивание стихотворений, народных примет, связанных с растениями. Отображение природы в изобразительной деятельности. Выгонка луковичных растений.
Итог: По завершении тем предусмотрена беседа; оформление уголка в группе по сортировке мусора; оформление выставки поделок.
Тема 3. Весна (12 ч.)
Теория: Знакомство с перелётными птицами нашего региона. Знакомство с морскими животными нашего региона. Знакомство с процессом выращивания культурных растений в комнатных условиях. Знакомство со свойствами и экологическими проблемами воды. Информирование детей о производстве бумаги, необходимости беречь лес и использовании бумажных изделий повторно. Обогащение и систематизирование экологических знаний у дошкольников средствами экологической тропы. Формирование элементарных представлений о взаимосвязи человека и природы. Развитие бережного отношения к окружающей природе.
Практика: Изготовление скворечников с использованием природного материала. Участие в природоохранной компании «Внимание тюлень!». Посадка растений, уход за рассадой – полив, рыхление почвы. Опыты с водой. Создание изделий из бумаги (смастерить бусы из страниц журнала или сделать игрушку из втулки туалетной бумаги и т.д.). Рассматривание растений (деревьев, кустов, цветов), растущих на территории детского сада. Беседы и чтение произведений о растениях, о весне, о лете. Заучивание стихотворений, народных примет, связанных с растениями. Отображение природы в изобразительной деятельности
Итог: По завершении тем предусмотрена беседа; оформление дневника наблюдений за рассадой в огороде; оформление огорода на окне; выставка поделок из бумаги.
Итого – 32 часа
Календарный учебный график
№ | Режим деятельности | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «В гостях у природы» |
1. | Начало учебного года | 01 октября |
2. | Продолжительность учебного периода | 32 недели |
3. | Продолжительность учебной недели | 5 дней |
4. | Периодичность учебных занятий | 1 раз в неделю |
5. | Количество часов | 32 часа |
6. | Окончание учебного года | 31 мая |
7. | Период реализации программы | 01.10.2023 – 31.05.2024 |
Рабочая программа воспитания
Воспитательный компонент осуществляется по следующим направлениям организации воспитания и социализации обучающихся:
- гражданско-патриотическое
- нравственное и духовное воспитание;
- воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
- интеллектуальное воспитание;
- здоровьесберегающее воспитание;
- правовое воспитание и культура безопасности;
- воспитание семейных ценностей;
- формирование коммуникативной культуры;
- экологическое воспитание.
Цель – формирование гармоничной личности с широким мировоззренческим кругозором, с серьезным багажом теоретических знаний и практических навыков, посредством информационно-коммуникативных технологий.
Используемые формы воспитательной работы: игровые программы, диспуты.
Методы: беседа, мини-викторина, наблюдения, столкновения взглядов и позиций, поисковый.
Планируемый результат: сформированность настойчивости в достижении цели, стремление к получению качественного законченного результата; умение работать в команде; сформированность нравственного, познавательного и коммуникативного потенциалов личности.
Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Название мероприятия, события | Направления воспитательной работы | Форма проведения | Сроки проведения |
1. | Правила поведения на занятиях | Безопасность и здоровый образ жизни | В рамках занятий | Октябрь |
2. | Игры на знакомство и командообразование | Нравственное воспитание | В рамках занятий | Октябрь- май |
3. | Беседа о сохранении материальных ценностей, бережном отношении к оборудованию | Трудовое воспитание, нравственное воспитание | В рамках занятий | Октябрь- май |
4. | Беседа об уважительном отношении друг к другу, о правах и обязанностей во время занятий | Нравственное воспитание, трудовое воспитание | В рамках занятий | Октябрь- май |
5. | Участие в творческих конкурсах различного уровня | Воспитание интеллектуально- познавательных | В рамках занятий | Октябрь- май |
интересов | ||||
6. | Беседа о праздниках: «День защитника Отечества», «День Победы», «День России», «День государственного флага» | Гражданско- патриотическое, нравственное и духовное воспитание; воспитание семейных ценностей | В рамках занятий | В течении учебного года |
7. | Беседа о праздниках: «День матери», «День отца», «8 марта», «Всемирный день здоровья», «День космонавтики», «День защиты детей» | Гражданско- патриотическое, нравственное и духовное воспитание; воспитание семейных ценностей | В рамках занятий | В течении учебного года |
8. | Беседы о танцевальных жанрах | Воспитание положительного отношения к творчеству, экологическое воспитание | В рамках занятий | В течении учебного года |
9. | Открытые занятия для родителей | Воспитание положительного отношения к труду и творчеству; интеллектуальное воспитание; формирование коммуникативной культуры | В рамках занятий | Апрель, май |
Список литературы
Нормативные правовые акты:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599
- Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
- Приказ Министерства образования Калининградской области от 26 июля 2022 года № 912/1 «Об утверждении Плана работы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022 - 2024 годы) в Калининградской области и Целевых показателей реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года в Калининградской области»
Для педагога дополнительного образования:
- Аксенова З.Ф. Войди в природу другом: экологическое воспитание дошкольников. Москва: Сфера, 2008.
- Вагнер Б.Б. Сто великих чудес природы. (Москва, 2010)
- Вахрушев А.А. Здравствуй мир. (Москва, Баласс, 2001)
- Ворнкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. (С-Пб, Детство- Пресс, 2003)
- Грехова Л.И. В союзе с природой. (Москва, Илекса, 2000)
- Ёлкина Л.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. (Ярославль, Академия развития, 2000)
- Маханёва М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. (Москва, 2004)
- Мирясова В.И. Родная природа в стихах и загадках. (Москва, Гном- Пресс, 2000)
Для обучающихся:
- Рыжова, Н. А. Программа «Наш дом - природа»: блок занятий «Я и природа» / Рыжова Н. А. - М.: ООО «Карапуз-дидактика», 2005. – 192.
- Самкова В.А. «Путешествие в мир экологии». М.: Академкнига / Учебник, 2012.
- Энциклопедия для детей Т.19. Экология / Глав. ред. В.А. Володин, вед. науч. ред. Г.Е. Вильчек, отв. ред. Е.Г. Ананьева – М.: Аванта, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по кружковой деятельности "Физкультура с элементами логоритмики"
Кружок по дополнительным образовательным услугам где физкультура в игровой форме сочетается с элементами из логоритмики...
Рабочая программа по кружковой деятельности "Физкультура с элементами логоритмики"
Кружок по дополнительным образовательным услугам где физкультура в игровой форме сочетается с элементами из логоритмики...

Рабочая программа по кружковой деятельности Дорога в сказку
Программа кружка «Дорога в сказку» предназначена для работы с детьми от 5 до 6 лет. Она способствует развитию нравственной сферы и познавательных процессов детей, в особеннос- ...

рабочая программа по кружковой деятельности детей"букашки из бумажки" от 2-ой младшей группы,презентация о интернет зависимости детей от 6лет,проект по дымке для детей от 3-х лет
Рабочая программа по изодеятельности для детей от 3-х лет,разработана и составлена на весь год возможны вариации и использование этого материала в изо деятельности детей в ДОУ....

Рабочая программа дополнительной кружковой деятельности «Золотой ключик» для детей старшего дошкольного возраста.
Театрализованная деятельность представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся ...

Рабочая программа дополнительной кружковой деятельности «Мы играем в сказку» для детей младшего дошкольного возраста.
Задачи: 1. Обогащать детский замысел яркими впечатлениями через произведения русской народной литературы: потешки, песенки, сказки. 2. Разыгрывать с помощью воспитателя знакомые потешк...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по кружковой деятельности (эколого-биологической направленности) «Мы - дети природы» в старшей (разновозрастной)группе «Гномики»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо кружковой деятельности (эколого-биологической направленности) ...
- Мне нравится (2)


