Проект "Этнокультурные традиции народов Урала"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Анна Ивановна Немчинова

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Детский сад № 19»

624087 Российская Федерация, Свердловская область, город Верхняя Пышма, п. Кедровое, улица Классона, дом 3 Тел. 8(34368)94-486, E-mail: ya.madoo19@yandex.ru, официальный сайт: 19vp.tvoysadik.ru

Проект в сфере межнациональных отношений

«Содружество культур» в рамках фестиваля

«Урал объединяет народы»

Номинация: «Этнокультурные традиции народов Урала».

   

 Участники: Грабовский С.В., старшая группа,

                                                                Клиценко М.А., старшая группа,

                                                                 Мелешкин С.С., старшая группа,

                                                               Содиков М.Н., старшая группа,

                                                           Саитов Т.Р., старшая группа.  

                                      Руководители: Немчинова Анна Ивановна,

                                                              воспитатель, МАДОУ «Детский      

                        сад № 19».

г. Верхняя Пышма, пос. Кедровое, 2024 г.

Актуальность: Без знаний своих корней, традиций, особенностей быта народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.                        Народная культура – это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, народного творчества, фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую духовную культуру. Начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет. Приобщение детей к культурным ценностям и традициям народов Урала, патриотическое и духовно-нравственное воспитание дошкольников – это очень продуктивная модель, так как она влияет на формирование личности ребенка.

Концепция: Заключается в выявлении и представлении разнообразия культур, этических традиций, языков и обычаев разных народов, живущих на территории Урала.                                                                                        Для реализации данной концепции проекта были проведены исследование и анализ народов, проживающих на территории Урала. Процедура выполнялась путем проведения исследований, изучения их истории, культуры, промыслов и обычаев.                                                 Далее, на основе полученных данных, был разработан план мероприятий проекта, направленных на представление и популяризацию культуры и традиций каждого народа. Организация бесед, презентаций, конкурса чтецов, интерактивных экскурсий, ярмарок, выставок, фестивалей, концертов где можно было окунуться в атмосферу быта, культуры, искусства, кухни разных народов Урала. Такие мероприятия помогают детям, более глубоко понять и прочувствовать культурное наследие каждого народа, а также повысить межкультурное взаимодействие и построить дружественные отношения.

Были созданы информационные материалы, такие как музеи, альбомы, мультфильмы, посвященные истории и культуре народов, проживающих на территории Урала. Это позволило сохранить и распространить знания о национальной культуре и обычаях, а также помочь детям лучше понять каждый народ и уважать разнообразие народов, их культуру и ценности.                Таким образом, творческая концепция проекта является чрезвычайно важным и актуальным направлением, которое помогает расширить кругозор детей, проживающих на одной территории и способствует созданию толерантного общества, основанного на уважении и понимании многообразия культур, которые сосуществуют на территории Урала.

Цель: Повышение уровня знаний об истории и культуре народов Урала, воспитания уважения к этнокультурным ценностям, создания условий для развития активной гражданской позиции и гармонизации межнациональных отношений в детской среде, укрепление единства российской нации.

Задачи: 

  1. Повысить уровень социально-культурной адаптации обучающихся через мульти культурную развивающую среду МАДОУ.
  2. Создать мульти культурную развивающую предметно-пространственную среду в МАДОУ.
  3. Показать детям старшего дошкольного возраста культуру, традиции и обычаи народов, проживающих на территории Урала.
  4. Развивать творческие способности детей, коммуникацию и речь.
  5. Повысить профессиональную компетентность педагогов МАДОУ в вопросах социально-культурной адаптации обучающихся.
  6. Оказать содействие в сохранении культурной идентичности.
  7. Продолжать поддерживать взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.

Целевая аудитория: Воспитанники дошкольных образовательных организаций, родители и законные представители воспитанников дошкольных образовательных организаций, педагоги дошкольных образовательных организаций.

Краткое описание и анализ деятельности:

Первое с чего мы начали – это была беседа с презентацией «Коренные народы Урала». Благодаря ей дети узнали, что коренными народами Урала являются коми, ханты и манси, татары, башкиры и в последствии русские.

Далее мы стали разбирать каждый народ по отдельности, знакомились с бытом – устройство жилища, национальная одежда, кухня, промыслы, праздники и игры. Знакомство проходило по средствам интерактивных экскурсий, дидактических и подвижных игр, творческих работ, мастер – классов, конкурсов, праздничных мероприятий.

Ребята готовили рассказы – описания с небольшими фото - презентациями совместно с родителями об устройстве русской, татарской избы и чума. Так как в нашей группе есть представители всех этих народностей, их рассказы получились очень насыщенными, интересными и увлекательными. Так же мы составляли рассказы по картинам из жизни народов Урала, описывали национальные костюмы, учили стихи, пословицы и поговорки. Побывали на видео экскурсиях музея «Кочевых народов», «Центр традиционной народной культуры Среднего Урала». Читали художественную литературу народов Урала. Знакомились с национальными героями. Таким образом мы расширили представления детей о строении жилища, образа жизни, национальном костюме. Познакомились с основными цветами используемых в жизни народов, их значении. Познакомились с орнаментом, используемом в быту и одежде. Расширили словарный запас детей, улучшили их монологическую речь.

Мы проводили мастер – классы, творческие посиделки. Изготавливали народных кукол, вышивали народные узоры, украшали элементы народного костюма, чеканили, знакомились с народной росписью, делали поделки из бересты, лепили глиняные игрушки, создавали экспозиции, снимали мультфильмы. С помощью продуктивной деятельности мы глубоко окунулись в мир народов Урала, познакомились с их промыслами.

Проводили праздники «Богатырские игры», «День рождения березки», «День матрешки», «Святки», «Масленица», «Пасха»– ярмарка «День народов Урала».

Перспективы использования результатов проекта: Продукты проекта можно использовать в образовательной деятельности при работе с другой группой дошкольников. Можно использовать для передачи опыта коллегам.

Список используемой литературы:

  1. Зеленая Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. –М.: Изд. Сфера, 2010.
  2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. –М.: Изд. «Д-П», 2008.
  3. Перова О.В. Наша родина Россия. – М.: Эксмо, 2012.-96с.
  4. Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. Дошкольникам о Москве и родной стране. – М., 2010.
  5. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации/ Н. В. Алешина. – М. : ЦГЛ, 2005.
  6. Интернет ресурсы.
  7. Лялина Л. А. Народные игры в детском саду. – М.: Сфера, 2009.
  8. Мельникова Л. И., Зимина А. Н. Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении. – М.: Гном и Д, 2000.
  9. Лыкова И.А. Конструирование в детском саду. – М.: Цветной мир, 2015.
  10.  Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Литературное творчество народов Урала / Сост. Толстикова О.В. Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2014г.
  11.  С.А. Лаврова. Удивительный Урал. – Екатеринбург, СОКРАТ, 2012.
  12.  Колпакова О.Г. Каменный пояс России. Путешествие по Уралу с детскими писателями. – Екатеринбург: Генри Пушель, 2011. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРАДИЦИИ НАРОДОВ ЮЖНОГО УРАЛА

Для народов, проживающих на Южном Урале, было характерно бережное, любовное отношение к новорожденным детям...

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Быт и традиции народов Южного Урала»

Наш проект дает возможность донести до наших детей неповторимый, чарующий образа Урала, знаний о культуре и традициях уральского края.  Работа над проектом имеет большое значение для формирования...

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Солнышко» на тему: «Быт и традиции народов Южного Урала»

Наш проект дает возможность донести до наших детей неповторимый, чарующий образа Урала, знаний о культуре и традициях уральского края.  Работа над проектом имеет большое значение для формирования...

Образовательный проект на тему: «Культура и традиции народов Урала» Разновозрастная группа 5 – 7 лет

В данном материале размещён содержание образовательного проекта «Культура и традиции народов Урала»...

ТРАДИЦИИ НАРОДОВ ЮЖНОГО УРАЛА в воспитании детей - консультация

консультация предназначена дляродителей с целью приобщения к истокам и традициям народов Урала....

Групповой проект по теме нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Культура и традиции Южного Урала» Раздел «Музыкальные народные инструменты башкирского народа»

Групповой проект по теме нравственно-патриотического воспитания "Культура и традиции Южного Урала" осуществляется в МБДОУ "Детский сад № 44 г. Челябинска". Раздел "Музыка...