Проект "Государственные праздники России"
проект по окружающему миру (старшая группа)
В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Например, праздник 8 марта — это праздник, когда мы благодарим своих мам и поздравляем их, праздник 9 Мая — день очень важный для нашей страны и нашего народа, день, когда наши деды подарили нам ясное небо над головой. Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям, художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 691.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 19
Долгосрочный проект в старшей группе на тему:
«Государственные праздники в России».
Выполнила: воспитатель Немчинова А.И.
Кедровое, 2023г.
Вид проекта: групповой, долгосрочный.
Тип проекта: информационный, творческий.
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, их родители.
Сроки проведения: 1 сентября – 15 мая.
Актуальность проблемы:
Праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей.
Нравственное и патриотическое воспитание является важной частью формирования цельной личности. Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию. Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей — все это важные факторы эстетического воспитания. Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений. Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада. Если воспитатель хорошо знает детей, их интересы, индивидуальные особенности, он умеет каждый день пребывания детей в детском саду сделать для них радостным и содержательным. В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Например, праздник 8 марта — это праздник, когда мы благодарим своих мам и поздравляем их, праздник 9 Мая — день очень важный для нашей страны и нашего народа, день, когда наши деды подарили нам ясное небо над головой. Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям, художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается прежде всего тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т. д.) для детей каждой возрастной группы, рекомендованным «Программой воспитания в детском саду». При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
- подбор исторической литературы;
- подбор произведений русского народного творчества,
- подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
- подготовка материала для продуктивной деятельности,
- подвижные, дидактические игры,
- выставки книг, рисунков, поделок,
- использование мультимедийного комплекса и презентации материала к занятиям.
- создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты).
Цель проекта: Расширение знаний детей о возникновении праздников День народного единства, День Конституции, День Герба, Новый Год, 8 Марта, 23 февраля, День Победы, День России. Вызвать у детей интерес к истории и национальными традициями России. Показать, какую роль играет культурно – историческое наследие страны в жизни современных людей.
Задачи:
- Познакомить государственными праздниками, их традициями и историей.
- Прививать любовь к государственным праздникам, развивать понимание названий праздников.
- Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к народному творчеству.
- Воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа, желание и умение применять полученные знания в продуктивном творчестве.
- Раскрыть значение национальных традиций (проведение праздников, игр, образу жизни и др.) для формирования культуры, нравственных качеств русского народа.
Проект включает в себя 3 этапа:
Подготовительный этап:
- Определение целей и задач проектной деятельности.
- Разработка стратегии реализации проекта
- Составление плана основного этапа
- Подбор литературных произведений о маме, о папе, о ВОВ, о Новом годе.
- Подбор материала по теме «История возникновения праздника»
Основной этап:
- День государственного герба, конституции
- Беседа с презентацией. «История России. Символика страны.»
Цель: закрепить знания детей о природе России. Познакомить с историей возникновения страны. Воспитывать интерес детей к истории своей страны, воспитывать чувство любви и гордости за свою страну. (Н.В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью», с.168)
- Беседа с презентацией «Государственные символы России».
Цель: расширить знания етей о государственных символах, об истории их появления. (Приложение к РП разработанный конспект и презентация)
- Проектирование и создание символов группы.
- Дидактические и подвижные игры.
- Участие в патриотической викторине «Наша родина - Россия»
- День матери
- Познавательно-исследовательская деятельность (Формирование целостной картины мира) Тема: «Моя мама лучше всех».
Цель: воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей. (А. Ю. Ветохина «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», с. 67).
- Коммуникативная деятельность (развитие речи) Тема: «Три дочери»
Цель: учить понимать характеры персонажей, воспринимать своеобразие построения сюжета, помогать детям замечать жанровые особенности композиции и языка сказки, передавать свое отношение к персонажу. (Ушакова О.С. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», стр. 117, 247)
- Художественная литература. Тема: «Мамина работа»
Цель: учить детей внимательно слушать произведение, учить выражать свои эмоции от прочитанного, учить высказывать свое мнение о произведении. (Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим», стр. 129)
- Изобразительная деятельность (лепка) Тема: «Горшочек для цветка маме»
Цель: обучение лепке цветочного горшка из лепного материала (Н. Н. Леонова. «Художественное творчество по программе «Детство» с.236).
- Изобразительная деятельность (аппликация) Тема: «Панно-тарелка для мамочки».
Цель: учить детей делать панно (настенное украшение); развивать мелкую моторику рук, глазомер, зрительное восприятие, фантазию, творчество, желание сделать подарок маме, знакомить с сюрпризами увядающей природы. (Н. Н. Леонова. «Художественно-эстетическое развитие детей в старшей группе ДОУ», с.210).
- Знакомство с портретной живописью. Тема: «Живописный портрет – изображение реального конкретного человека или группы людей».
Цель: продолжать знакомить с портретом как с жанром живописи, обратить внимание на то, что объектом является конкретный человек, вызвать интерес к портретной живописи, сопереживание эмоциональному состоянию художественных образов, желанию внимательно их рассматривать. Обогащать словарный запас детей образными словами и выражениями. (Курочкина Н.А. «О портретной живописи - детям»)
- Изобразительная деятельность (рисование) Тема: «Образ-женщины матери».
Цель: закрепить знания о жанре портрета; учить рисовать женский портрет; правильно располагать части туловища изображаемого человека; формировать умение рисовать разными изобразительными материалами. (Н. Н. Леонова «Художественное творчество», с.24).
- Дидактические и подвижные игры.
- Видео поздравление для мам.
- Новый год
- Познавательно-исследовательская деятельность. Тема: «Скоро праздник Новый год»
Цель: создать положительный эмоциональный фон, радость от ожидания праздника, формировать понятие «праздник», знакомить с традициями празднования Нового года. (З.А. Ефанова «Комплексные занятия» с.125).
- Коммуникативная деятельность (развитие речи). Тема: Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок».
Цель: учить передавать художественный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов воспитателя; учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прилагательных); закрепить умение употреблять трудные формы родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек, варежек); обратить внимание на формы изменения глагола хотеть. (О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7лет» с. 58).
- Тема: «Сочиняем сказку про Деда Мороза»
Цель: активизация детского воображения; подготовка к литературно-словесному творчеству; использование различных синтаксических конструкций. (В.Н. Волчкова «Конспекты занятий по развитию речи» с, 39).
- Художественная литература. Тема: Сказка В. Одоевского «Мороз Иванович»
Цель: учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать ее идею. (О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», стр.156,257).
- Дидактические и подвижные игры.
- Изобразительная деятельность (пластилинография). Тема: «Волшебная елочка».
Цель: учить придумывать и воплощать на горизонтальной основе узоры, передавая её природные особенности. (Приложение к РП № 8).
- Тема: «Динь-дон-колокольчика звон».
Цель: учить детей лепить новогодние атрибуты скульптурным способом - из целого куска лепного материала, совершенствовать изобразительную технику вдавливания и моделирования формы, развивать чувство формы, пропорций. (Н. Н. Леонова «Художественно-эстетическое развитие детей в старшей группе ДОУ», с.181)
- Изобразительная деятельность (рисование). Тема: «Волшебные снежинки».
Цель: учить строить круговой узор из центра, симметрично размещая элементы на лучевых осях, симметрично располагать узор в зависимости от формы листа бумаги, использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии, формы, растительные элементы; вызвать желание украсить интерьер группы к новогоднему празднику. (Н. Н. Леонова «Художественное творчество», с. 116).
- Изобразительная деятельность (аппликация). Тема: «Новогодняя открытка».
Цель: учить детей изготавливать новогодние открытки, аккуратно наклеивать элементы, не размазывая клей на основе. (Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в старшей группе детского сада», с.211.)
- Прикладное творчество. Тема: «Как бумажные конусы очутились на елке»
Цель: вызвать интерес к конструированию елочных игрушек из бумажных конусов. (И.А. Лыкова «Конструирование в детском саду», стр.76)
- Тема «Как Вертушка стала зимним подарком.»
Цель: Расширять представление о куклах и способах их конструирования. Вызвать интерес к созданию динамичной куклы-вертушки на каркасе. (Конструирование в детском саду Лыкова стр. 80)
- Сюжетно – ролевые и режиссерские игры. ()
- Новогодний утренник.
- День защитников отечества.
- Познавательно-исследовательская деятельность. Тема: «Наша Родная Армия».
Цель: формировать представления детей об армии, о родах войск, об особенностях военной службы (солдаты тренируются, чтобы быть сильными, умелыми, учатся метко стрелять, преодолевать препятствия и т.д.); стимулировать речевую активность детей; воспитывать чувство гордости за свою армию. (А.Я. Ветохина «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» с.130).
- Коммуникативная деятельность (развитие речи). Тема: Пересказ басни Л. Толстого «Два товарища».
Цель: познакомить детей с литературным жанром – басней, с ее особенностями; учить пересказывать литературный текст; воспитывать чуткость к образному строю языка басни; учить понимать значение пословиц о дружбе. (В.Н. Волчкова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи», с. 64).
- Художественная литература. А. Митяев «Мешок овсянки»
Цель: учить эмоционально воспринимать образное содержание. (Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста Л.М. Гурович стр.325).
- Изобразительная деятельность (пластилинография). Тема: «Мы летим под облаками, а земля плывет под нами».
Цель: учить лепить самолет в технике пластилинографии; упражнять в создании образа самолета, используя конструктивный способ лепки; закреплять умение делить кусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней. (Н.Н. Леонова «Художественно-эстетическое развитие детей в старшей группе ДОУ»,
с.189).
4.5. Изобразительная деятельность (рисование). Тема: «Наша Армия»
Цель: учить закрашивать рисунок карандашом, не выходя за пределы контура. (Н.Н. Леонова «Художественное творчество» с. 148).
- Изобразительная деятельность (аппликация). Тема: «Поздравительная открытка».
Цель: закрепить навыки вырезывания овальных форм из прямоугольника; развивать фантазию. (Приложение к РП № 8).
- Приобщение к искусству. Тема: «Загадочный портрет»
Цель: продолжать знакомить детей с портретной живописью, развивая эмоциональную отзывчивость и сопереживание настроению художественного образа героини. (Н.А. Курочкина «О портретной живописи детям», стр.49)
- Дидактические, сюжетно – ролевые, режиссерские игры.
- Утренник к 23 февраля.
- 8 марта.
- Познавательно-исследовательская деятельность (формирование целостной картины мира). Тема: беседа «Истрия праздника 8 Марта»
Цель: расширять представление детей о празднике, истории его возникновения. (Ефанова З.А. «Комплексные занятия по программе Детство», с. 198).
- Коммуникативная деятельность (развитие речи). Тема: «Для кого подарок?»
Цель: совершенствовать монологическую и диалогическую речь детей. Побуждать составлять повествовательные и описательные рассказы по восприятию, памяти и воображению. Формировать навыки выразительного чтения. Воспитывать партнерские отношения, этические взаимоотношения. (Карпухина Н.А. «Чтение худ. литературы», стр. 222).
- Художественная литература. Тема: «Чтение художественных произведений о маме, обсуждение прочитанного»
Цель: учить принимать участие в групповой беседе, высказываться на темы из личного опыта, воспитывать доброе, заботливое отношение к маме (Волчкова В.Н. «Конспекты по развитию речи», с.76).
- Изобразительная деятельность (лепка/пластилинография). Тема: «Я любимой мамочке подарю цветы»
Цель: продолжать знакомить с весенними первоцветами, вызывать желание порадовать маму, продолжать учить работать в технике пластилинографии, при которой детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. (Леонова Н.Н. «Художественно – эстетическое развитие в ДОУ», стр. 191).
- Изобразительная деятельность (аппликация). Тема: «Русские узоры. Скатерть на праздничный стол».
Цель: продолжать говорить о вышивке как об одном из видов народного искусства, учить составлять аппликацию по мотивам русской народной вышивки, продолжать развивать творческие способности. (Леонова Н.Н. «Художественно – эстетическое развитие в ДОУ», стр. 222).
- Изобразительная деятельность (рисование). Тема: «Подарок для мамочки. Посуда гжель».
Цель: продолжать знакомить с народным промыслом, учить составлять узор, умение видеть характерные отличительные особенности изделия. (Леонова Н.Н. «Художественное творчество», стр. 137).
- Приобщение к искусству. Тема: «Портрет семьи»
Цель: вызвать у детей интерес к семейному типу портрета, желание его внимательно рассмотреть, развивать фантазию, воображение, образное мышление, развивать понимание главной идеи портрета, обратить внимание на выражения лиц. (Курочкина Н.А. «О портретной живописи детям», с.57).
- Утренник к 8 марта.
- 9 мая.
- Познавательно-исследовательская деятельность
(формир-ие целостной картины мира)
Тема: беседа «9 мая – День Победы»
Цель: закрепить знания детей о том, что 9 мая – День Победы. Дать
знания о том, что страну защищали не только армия, но и партизаны,
среди которых были и дети. Воспитывать в детях чувство гордости за
свой народ, уважение к ветеранам елиой Отечественной войны.
(Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и
социальной действительностью», с. 180).
- Коммуникативная деятельность (развитие речи)
Тема: «Пересказ худ. произведения «Два товарища»
Цель: продолжть знакомить с литературным жанром – басня, с ее
особенностями, воспитывать чуткость к образному строю языка басни,
понимать значение пословиц о дружбе, связывать значение пословиц с
определенной ситуацией. (Волчкова В.Н. «Развитие речи», стр. 9).
- Тема: «Как Сережа на войну ходил» Ю. Яковлев.
Цель: учить принимать участие в групповой беседе, проводить анализ произведения. (приложение к РП).
- Изобразительная деятельность (лепка/пластилинография)
Тема: «Этих дней не смолкнет слава»
Цель: углубить и уточнить представления о праздновании в нашей стране Дня Победы. Ознакомить с боевыми наградами времен ВОВ, учить лепить боевую медаль из пластилина, точно передавая ее внешние особенности. (Леонова Н.Н. «Художественное творчество в ДОУ», стр. 250).
- Тема: «В небе праздничный салют, фейерверки там и тут».
Цель: воспитывать патриотические чувства, создавать настроение опереживания прошедшим обытиям, закреплять умение складыать круги пополам, совмещая стороны, проглаживая линию сгиба, соблюдать навыки наклеивания, соблюдая последовательность. (Леонова Н.Н. «Художественно – эстетическое развитие в ДОУ», стр. 228).
- Изобразительная деятельность (сюжетное рисование)
Тема: «Этот праздник со слезами на глазах».
Цель: расширять знания детей о Великой Отечественной войне, знакомить дошкольников с жизнью народа в этот период, продолжать учить создавать сюжетны рисунок с помощью гуаши . (Леонова Н.Н. «Художественно – эстетическое развитие в старшей группе ДОУ», стр. 155).
- Прикладное творчество.
Тема: «Как листы бумаги стали воздушным флотом»
Цель: расширять представление о воздушном пространстве, продолжать знакомить с искусством оригами, обогащать опыт конструирования из бумаги. (Лыкова И.А. «Конструирование в детском саду», с.138).
- Утренник к 9 мая.
Заключительный этап:
- Оформление выставки рисунков детей посвященной каждому из праздников.
- Проведение утренников, посвященных каждому празднику
- Составление проекта
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации, чтение произведений, эффективно развивает творческое и познавательное мышление дошкольников
Дети: участвуют в познавательной деятельности, применяя полученные ранее знания, разучивают предложенные произведения, участвуют в разборе произведений и в продуктивной деятельности.
Родители: совместно с детьми читают рекомендованные и любимые произведения о мамах; участвуют в проектной деятельности, принимают активное участие в жизни сада.
Результаты проекта:
- Сформированные представления детей о государственных праздниках.
- Общее представление детей о государственных праздниках.
- Знакомство с историей и традициями вышеперечисленных государственных праздников.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Повышение интереса к праздникам участников проекта.
Результаты проекта:
В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления о праздниках, традициях и обычаях празднования. На основе углубления и обобщения представлений о празднике, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками новогодней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас; появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие рассказы, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом; большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта
В ходе проведенных мероприятий все дошкольники получили возможность реализовать право на участие в жизни группы, что способствует развитию детского коллектива и формированию знаний, появилось желание подражать защитникам Отечества, быть такими же смелыми, отважными, сильными и благородными;
Расширен кругозор детей. Улучшилась предметно – развивающая среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами, загадками, презентациями. У детей сформировались творческие способности, познавательная активность, любознательность, коммуникативные навыки.
В ходе проведенных мероприятий, дети научились ориентироваться в истории нашей страны, у детей сформировались такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики, сформировалось чувство гордости за свой народ и его боевые заслуги; уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально -спортивный досуг к Дню Независимости России "Праздник России"
Досуг для средних и старших групп детского сада, посвящённый Дню Независимости России...
Сценарий праздника «Россия – Родина моя» (ко Дню России)
Цель: Воспитывать патриотические чувства: любовь к родине, России, родному краю; гордость за принадлежность к гражданам России....

Проект " Моя Россия" блок №3 " Традиции и праздники России.
Цель: Расширить представления детей о русских праздниках и традициях. Формировать у детей потребность интересоваться историей жизни предков, которая проходит через русские народные праздники.Задачи: ·...

Конспект к презентации " Традиции и праздники России" ( по проекту " Моя Россия")
Цель: Познакомить детей с праздниками России ( от древних славян до наших дней).Задачи: · Расширить знания детей об обычаях и традициях русского народа....
Сценарий праздника «Россия – Родина моя!» Зарница посвященная празднованию Дня независимости России 12 июня
laquo;Россия – Родина моя!»Зарница посвященная празднованию Дня независимости России 12 июняЦель: формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств, воспитания любви и...





















