Тематическое планирование по теме "Секреты неживой природы"
материал по окружающему миру

тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon экологическое воспитание84 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование работы с детьми по тематической неделе

«Секреты неживой природы Приангарья»

3 мая – Международный День Солнца

Солнце – ближайшая к Земле звезда, все другие находятся от нас неизмеримо дальше. Например, ближайшая к нам звезда Проксима из системы Альфа Центавра располагается в 2500 раз дальше Солнца. Важнейшая особенность Солнца в том, что именно возле него возникла наша планета, и на ней появилась органическая жизнь.

Для Земли Солнце – мощный источник космической энергии. Оно дает свет и тепло, необходимые для жизни растительного и животного мира, и формирует важнейшие свойства атмосферы Земли. Без солнца не было бы и воздуха, необходимого для жизни, воздух превратился бы в жидкий азотный океан вокруг замерших вод и обледеневшей суши.

Солнце, ветер, морские волны и биомасса являются для нас, землян, энергетическим сырьем, которое постоянно окружает нас и которое легко использовать. Это уникальное сырье не надо добывать из земли. Оно не приводит к образованию радиоактивных отходов, а токсичных совсем не производит. Это возобновляемая энергия. Сегодня человек на пороге использования этих великих космических даров.

Именно для того, чтобы привлечь внимание к возможностям использования возобновляемых источников энергии Европейское отделение Международного общества солнечной энергии (МОСЭ) (ISES-Europe), начиная с 1994 г., на добровольной основе организовывает ежегодный День Солнца.

Энтузиасты и профессионалы, общественные организации и фирмы по всей Европе организуют мероприятия различного рода, связанные с демонстрацией неисчерпаемых возможностей солнечной энергии.

Тема, цель,

итоговое мероприятие

Формы организации совместной взросло-детской партнерской деятельности

«Секреты неживой природы Приангарья»

Цель: Показать детям сменяемость четырех времен года в Приангарье в зависимости от положения солнца, времени её движения в течение года.

Продолжать учить называть несколько характерных признаков сезонов, особенности их начала и конца.

Познакомить детей с характеристикой и механизмами проявления атмосферных явлений, происходящих в природе в зависимости от температурного режима нашей планеты: град, дождь, снег, иней, гроза, туман.

Уточнить знания детей о почве как среде обитания организмов. Закрепить знания детей о видах почвы: песчаная, глинистая, чернозем. Дать знания о том, что почва явилась результатом превращения грунта и примесей к нему органических веществ.

Расширять знания детей о свойствах воды, функциях и состоянии. Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи  образования снежных хлопьев, снежинок, сосулек. Познакомить детей с круговоротом воды в природе.

Продолжать формировать у детей представления о свойствах воздуха, функциональном назначении воздуха. Познакомить детей с качественным составом воздуха и влиянием его качественного состава на здоровье живых организмов. Познакомить детей с использованием человеком новых технологий по очистке воздуха.

Познакомить детей с полезными ископаемыми Приангарья: уголь, железная руда, соль, мрамор и т.д. Дать знания о их качественных характеристиках и значении для людей.

Итоговое мероприятие:

Выставка-ярмарка «Чудеса неживой природы»

– изготовление поделок из песка, соли, камней, мела и т.д.;

– расписывание камней гуашью или акварелью;

– рисование углем и мелом на бумаге;

– выставка детских работ «Солнце, ветер и вода – наши лучшие друзья»;

– выставка альбомов «Четыре времени года».

 

Игровая деятельность:

Сюжетные игры - ситуации

«Какая погода лучше?»

 «Что мы знаем о лете»

 «Посещение картинной галереи (выставки)»

Дидактические игры:

«Когда это бывает?»

«Моё облако»

 «Расскажи без слов»

 «Где снежинки?»

«Живое - неживое»

 «Земля, вода, огонь, воздух»

 «Воздух, земля, вода»

«Бывает – не бывает»

 «Когда это бывает?»

 «Разложи карточки»

 «Какое время года?»

 «Живая неживая природа»

 «Какая сегодня погода?»

 «Где снежинки»

 «Хорошо - плохо»

Электронные игры-презентации:

«Загадки воды»

 «Природа»

Интерактивная игра-викторина «Воздух»

Подвижные игры:

Хороводная игра «Солнце»  (Хейро)

«Ходят капельки по кругу»

 «Такая разная природа»

 «Следы на песке»

 «Послушный камешек»

Малоподвижные игры:

«Горячо-холодно»

 «Снеговик»

 «Ветер»

 «Берегите воду»

Игровые упражнения:

«Моё облако»

 «Смотрит солнышко в окошко»

Настольно-печатные игры:

«Времена года»

 «Живая и неживая природа»

 «Природные и погодные явления»

 «Путешествие по временам года»

 «Кому какая почва нужна»

 «Кому нужен воздух»

Строительные игры:

«Песочные замки»

 «Глиняный человечек»

 «Песочные чудеса»

 «Дом будущего»

 «Волшебная пирамида»

 «Каменный лабиринт»

 «Друзья снеговика»

Народные игры:

Хоровод «Зима и весенние лучи» (музыка В.И.Успенского, слова В.Суслова).

Музыкальная игра «Ветер, ветер, ветерок поиграй со мной дружок»

Пальчиковые игры:

«Гроза»

 «Ветер»

 «Весна»

 «Радуга»

 «Снежок»

 «Солнышко»

Игры-тренинги:

«Дождик»

 «Снег»

Игры-экспериментирования:

«Песок создан природой»

 «Подводная лодка из яйца»

 «Цветы лотоса»

 «Куда делись чернила»

 «Облако»

 «Удивительные камни»

Игры-путешествия:

«Путешествие в зиму»

 «В гостях у весны»

 «Путешествие по временам года»

Игра-драматизация: «12 месяцев»

Коммуникативная деятельность:

Беседы:

«Беседа о живом и неживом»

Беседа «Значение воды в жизни всего живого на земле»

 «Обобщающая беседа о весне»

Беседа «Источники загрязнения воды. Меры охраны»

 «Беседа о лете»

 «Беседа о волшебнице-воде»

Комплексные занятия: 

«Свойства воздуха»

 «Свойства воды»

 «Каменная одежда Земли»

 «Воздушный океан»

 «Царица-водица»

 «Солнце – источник тепла и света»

 «Солнечные лучики»

 «Облака»

Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень»

 Инсценировка:

Сказка «Кто принёс весну»

Решение речевых логических задач:

«Когда это бывает?»

 «Что здесь случилось?»

 «Волшебные льдинки».

Разучивание (стихотворений, народных примет):

Заучивание стихотворения:

 «Ночь и день»,  П.Соловьева

«Уж небо осенью дышало» (отрывок из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», гл.IV).

Разучивание народных примет:

Облака движутся с севера на юг – к ясной погоде.

После дождя похолодало – к ясной погоде.

Дождь, начавшийся крупными каплями, перестанет быстрее, чем начавшийся мелкими.

Наблюдения в природе:

«Наблюдение за ветром»

 «Наблюдение за туманом»

 «Наблюдение за облаками»

 «Наблюдение за небом»

 «Наблюдение за долготой дня»

 «Наблюдение за цветом неба»

 «Наблюдение за росой»

 «Наблюдение за росой»

 «Наблюдение за первыми заморозками»

«Что такое воздух?»

 «Какое время года?»

 «Наблюдение за дождем»

 «Времена года»

Виртуальное наблюдение:

«Гроза»

 «Дождь»

 «Ветер»

Целевая прогулка:

В сквер («Люби и знай родной свой край»)

Виртуальная экскурсия:

«Экскурсия на угольную шахту»

 «Экскурсия на сользавод»

Экскурсии:

«Экскурсия в рощу»

 «Экскурсия в весенний парк»

 «Экскурсия в осенний парк»

 Просмотр диафильмов и кинофильмов, видеофильмов:

«Капитошка» (просмотр, музыкальный клип)

Познавательно-электронная презентация:

«Зима»

«Приметы зимы»

Экспериментирование:

Опыт «Рассматривание снежинок»

Опыт «Чистый лёд»

Опыт «Помощница вода»

Опыт «Умная галка»

Опыт «Какие свойства?»

Опыт «Куда делась вода?»

Опыт «Вода двигает, камни»

Опыт «Рассматривание сухого песка»

Опыт «Воздух невидимка»

Опыт «Вертушка»

Опыт «Реактивный  шарик»

Опыт «Свечка в банке»

Опыт «Как задуть свечу из воронки»

Опыт «Большие – маленькие»

Опыт «Почемучкины вопросы»

Опыт «Далеко – близко»

Опыт «Чем ближе, тем быстрее»

Опыт «Солнечные «зайчики»»

Опыт «Радуга на стене»

Опыт «Горячо – холодно»

Опыт «Волшебные превращения»

Коллективно-поисковая деятельность:

Создание коллекций и их оформление:

«Полезные ископаемые Приангарья»

 «Разнообразие камней»

Досуги и праздники:

Досуг «Берегите воду»

Развлечение «Зимушка-зима».

Слушание народной, классической, детской музыки, музыкальных сказок

Слушание песен:

В. Шаинский «Рассвет - чародей», «Облака»

Р.Паулс «Пасмурная погода»

М.Дунаевский «Непогода»

Б.Савельев «Дождик босиком»

Слушание классической музыки:

П.И.Чайковский, музыкальный цикл «Времена года»

Г.Свиридов цикл «Метель»

А.Вивальди музыкальный цикл «Времена года»

А.К.Глазунов музыкальный цикл «Времена года»

Рассматривание репродукций с произведений живописи и книжной графики:

И.Попова «Первый снег», И.Остроухов «Золотая осень», К. Богаевский «Солнце» и других.

Создание и оформление работ для собственной художественной галереи:

Оформление фотоальбома «Применение полезных ископаемых человеком»

Оформление альбомов «Четыре времени года»

Выставка продуктов детского творчества:

Выставка рисунков «Путешествие по временам года»..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по ознакомлению с природой в средней группе по программе "От рождения до школы".

Календарно-тематическое планирование по ознакомлению с природой  в средней группе по программе "От рождения до школы"....

Календарно-тематическое планирование по теме "Как природа готовится к зиме". Подготовительная группа. Декабрь

Цель: Формировать обобщенные представления о приспособленности растений и животных к изменениям в природе. Развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, располагать события в ...

Календарное планирование "Живая и неживая природа"

Содержание занятий этой недели будет способствовать обогащению представлений детей о весенних изменениях в природе (таяние снега, сосулек, появление кучевых весенних облаков, «пробуждение деревь...

Календарно-тематическое планирование "Живая и неживая природа"

Цель: Обогащение представления детей о весенних изменениях в природе (таяние снега, сосулек, появление кучевых весенних облаков, «пробуждение деревьев», ледоход и т. д.)....