НОД по духовно-нравственному воспитанию в группе общеразвивающей направленности 3-5 лет "Дорога вежливости и доброты".
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая, средняя группа)

Марина Николаевна Ганина

Формирование у детей представлений о доброте, вежливости, дружбе,воспитание культуры поведения и навыков культурного общения способствует у них развитию духовно - нравственных качеств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение детский сад № 8 «Звёздочка»

НОД  по духовно – нравственному воспитанию в группе общеразвивающей направленности

с 3 до 5 лет

«Дорога вежливости и доброты»

Выполнила:

воспитатель Ганина М.Н.

(высшая кв.категория)

с. Мурзицы, 2025 г.

Цель: формирование у детей представлений о доброте, воспитание культуры поведения, развитие навыков культурного общения, систематизация знаний детей о вежливости, дружбе, этикете. 

Задачи приоритетной образовательной области «Социально - коммуникативное развитие»: 

1.Закрепить в речи детей употребление вежливых слов и выражений (приветствия, прощания, благодарности, извинения). 

2.Совершенствовать культуру речи, выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными предложениями. 

3.Формировать навыки культурного поведения и общения. 

4.Воспитывать         уважительное         отношение к         окружающим, доброжелательность, отзывчивость, взаимопомощь, чуткость, заботливость, умение сопереживать.

5. Поощрять стремление детей совершать добрые поступки.

6.Формировать духовно-нравственную личность, расширять представления детей о культурном наследии своего народа.

Задачи  интегрированной образовательной области «Познавательное

развитие»: 

1.Закреплять понятия «вежливость», «доброта», «дружба», «этикет», «гостеприимство».  

2.Развивать зрительное восприятие, мышление, память, внимательность при выполнении заданий, рассудительность.

3.Уметь находить правильные решения в различных проблемных ситуациях.

Задачи  интегрированной образовательной области «Речевое развитие»: 

1.Развивать мелкую моторику, связную, диалогическую и выразительную речь, познавательную активность.

2.Обогащать словарный запас, расширять кругозор.

Задачи  интегрированной образовательной области «Художественно - эстетическое развитие»: 

1.Развивать творческое воображение и зрительную память в конструировании и рисовании, эстетическое восприятие. 

Задачи  интегрированной образовательной области «Физическое

развитие»: 

1.Уметь ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу воспитателя, развивать ловкость и быстроту движений. 

Состав группы воспитанников: мальчики и девочки группы общеразвивающей направленности 4-5 лет.

Форма проведения НОД: квест – игра.

     Активизация словаря: доброта, вежливость, этикет, фея, эмблема, маршрут, станция, гостеприимство, фишки, карта, подарок.

Мотивация дошкольников: игровая, познавательная, социальная.

Организация детской деятельности: способ организации – фронтальный; методы и приёмы – словесный, наглядный, практический, игровой, поощрение.

         Дидактическое обеспечение:  маршрутный лист путешествия по сказочной стране, конверты с заданиями, картинки станций, мультимедиа (интерактивная доска, ноутбук, колонки),  мольберт, обручи, цветная бумага, цветные карандаши, коробочка с угощением, фишки красного и зелёного цвета, сюжетные картинки. 

         Предполагаемый результат.

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться как педагогами, так и родителями. Поэтому особенно важна работа души и разума ребёнка, чтобы процесс освоения духовности был не кратковременным и стихийным, а глубоким и долговременным. А проявление заботливого отношения к окружающим значительно углубляется и приобретает общественную направленность, если ребенок посещает детский сад, является членом детского коллектива. Детский сад благотворно влияет на воспитание у детей трудолюбия, коллективизма, заботливости. Ребёнок настроен положительно по отношению к окружающим, охотно вступает в общение со взрослыми и сверстниками, ориентируясь на общепринятые нормы и правила культуры поведения. Дошкольник откликается на просьбу помочь, опираясь в оценке поступков на нравственные представления. У него выражено стремление заниматься социально значимой деятельностью.

Предварительная работа: дежурство по столовой, заучивание стихотворений об этикете, дружбе, доброте,  вежливых словах, чтение книг о правилах поведения, отгадывание загадок о волшебных словах, чтение и объяснение пословиц и поговорок о добре и гостеприимстве, рассматривание иллюстраций и презентаций, беседы об этикете, проигрывание проблемных ситуаций, разучивание пальчиковой гимнастики «Вышли пальчики гулять», сюжетно-ролевые игры «Семья», «Детский сад», «Магазин», дидактические игры «Гости», «Кто знает больше вежливых слов», «Доскажи словечко», «Назови ласково», «Отгадай загадку, нарисуй отгадку». 

Актуальность и проблема духовно-нравственного

воспитания дошкольников.

   «В детстве человек должен пройти

эмоциональную школу-школу добрых чувств.

Если добрые чувства не воспитаны в детстве,

их никогда не воспитаешь…»

В.А.Сухомлинский.

                        Актуальность духовно-нравственного воспитания детей обусловлена  стремлением передать новому поколению культуру духовно-нравственной жизни, систему нравственных ценностей как одного из условий сохранения и развития человека, общества, страны.

                        Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни.

                        Другим основанием особого внимания к проблеме являются благоприятные возможности и необходимость начинать духовно-нравственное воспитание  в раннем  дошкольном возрасте. То, какие нравственные качества развиваются у ребёнка, зависит  от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

В наше непростое время специалисты, занимающиеся нравственным воспитанием детей младшего возраста, бьют тревогу. Многолетний опыт работы с дошкольниками показывает, что в их сознании постепенно размывается грань между добром и злом, а в школьные годы этот процесс только усиливается. Почему это происходит?

Одной из причин является то, что сейчас во многих современных семьях материальные ценности начинают доминировать над духовными, поэтому у детей искажаются представления ο доброте, великодушии, справедливости, патриотизме, нравственности, духовности. Родители, воспитатели и учителя в основном занимаются развитием в детях таких качеств, как интеллект, память, умение вести себя в обществе. При этом недостаточно внимания уделяется развитию свойств личности и души детей.

Среди этих и многих других причин есть еще одна серьезная причина – жизнь детей наполнена  самой разнообразной негативной информацией. Они  часами сидят у экрана, играют в компьютерные игры. И тогда у многих  в душе вместо детских впечатлений, радости и удивления от соприкосновения с чудесами творения поселяется разрушительный мир, так как  у них хорошо развито наглядно-образное восприятие своего окружения.

                        Часто в воспитательном процессе, несмотря на все прилагаемые усилия педагогов, значительную роль играют различные внешние, общественные факторы. Среди проблем в сфере духовно – нравственного воспитания дошкольников сегодня выделяют такие, как

  • Нестабильная психоэмоциональная атмосфера в некоторых семьях,
  • Размытые нравственные ориентиры в обществе,
  • Отсутствие интереса к народным традициям и промыслам.
  • Агрессивное влияние средств массовой информации,
  • Доступ детей к электронным устройствам, заменяющим интерес к книгам и истинным ценностям межличностного общения.

                        Эти и другие факторы в комплексе оказывают негативное влияние на ход современного воспитательного процесса, порождая проблемы культурного и духовно – нравственного развития детей. Поэтому задачами педагогов являются преодоление отрицательных факторов, следование ФГОС и ФОП ДО, ориентирование подрастающего поколения на базовых национальных ценностях, соблюдение принципов духовно – нравственного воспитания.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром, на его эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что  слабым местом в этой деятельности является семья.

Что же мы имеем в виду под духовно-нравственным воспитанием?

Это прежде всего любовь к Родине, семье, природе, воспитание  уважения к другим людям и сверстникам. Это корни, связывающие с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Задача взрослых – отбирать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые наиболее доступны ему. Ближайшее окружение, природа и мир животных родного края; труд людей; отношение людей раскрывают ребенку наш образ жизни (коллективизм, товарищество, взаимопомощь, гуманное отношение ко всему живому). Педагоги же не только подчеркивают необходимость с ранних лет воспитывать у детей заинтересованность событиями, происходящими в их жизни, интерес к культуре, истории, но и указывают основные условия, при которых наиболее эффективно развиваются нравственные чувства.

Таким условием является формирование у детей представлений о явлениях общественной жизни, что создаёт возможность ориентироваться в ней, является основой правильного понимания, оценки и осознанного отношения.

Чтобы пробудить у дошкольника духовные чувства, родители и воспитатели знакомят детей с достопримечательностями своего города, рассказывают им о труде людей, о своей работе, о природе, о тех местах, где он родился и живет.

Человек, умеющий наблюдать природу, испытывает эстетические переживания. Мир природы своей необычайностью, новизной, яркостью эмоционально воздействует на человека, вызывает у него удивление, радость, восторг, пробуждает к передаче чувств в слове и деятельности. Любовь к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Эмоциональное отношение ребенка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо знать стихи, песни, загадки о природе и использовать их во время прогулок и наблюдений. Но мы должны воспитывать у ребенка не только любовь к природе, но и воспитывать заботливое отношение к окружающим.

 

                                               ХОД КВЕСТ - ИГРЫ

Вводная часть.

Организационный момент.

(Дети занимаются свободной деятельностью, у воспитателя звонит необычная мелодия телефонного звонка, привлекая внимание детей) 

Воспитатель: Ой, ребята! Кто-то  прислал голосовое сообщение по телефону.

Здесь написано «Для ребят детского сада «Звёздочка». Хотите его послушать?

Тогда присаживайтесь.

                                   Прослушивание аудиозаписи. 

- Здравствуйте, ребята! Я –  фея культуры поведения «Вежливость». Знаете, недавно я побывала в сказочной стране, а в ней все жители поссорились и поэтому я стала невидимой. Для того, чтобы меня увидеть, вам нужно помирить сказочных героев. Они ничего не знают о вежливости, доброте, дружбе, хороших поступках и этикете. Помогите мне, пожалуйста.  

Основная часть.

Воспитатель: Фея нам передала план путешествия по сказочной стране. Она сказала, что он поможет нам больше узнать об этой стране и помирить жителей.  А люди сказочной страны за нами понаблюдают и все узнают о добре, вежливости и дружбе. Но, сначала нам самим нужно вспомнить, что такое этикет?

Воспитатель:

Что такое этикет?

Знать должны мы с детских лет!

Это – нормы поведения:

Как ходить на День рождения?

Как знакомиться? Как есть?

Как звонить? Как встать? Как сесть?

Как здороваться со взрослым?

Много разных есть вопросов.

И на них дает ответ

Этот самый ЭТИКЕТ.

Воспитатель:  Ребята, но прежде, чем отправиться в дорогу, я вам хочу напомнить, что  есть такая примета, всем с утра дарить приветы. Давайте и мы так сделаем.

– Доброе утро! – мы вам сказали,

– Доброе утро! – ответили вы.

Как две ниточки связали

- Теплоты и доброты.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

Очень хочется, чтобы каждый новый день начинался с улыбки и с хорошего настроения.

Становитесь, дети, в круг.

Ты мой друг и я твой друг.

Вместе за руки возьмемся.

И друг другу улыбнемся.

Закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живёт в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам, из ладошки в ладошку переходит доброта. А сейчас давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем доброго утра и радостного настроения.

  1. Станция «Вежливое приветствие»

Воспитатель: Посмотрите на карту.  Где находится первая  станция? Вот вам подсказка. В эту группу ходят самые старшие ребята детского сада.                 (подготовительная группа). Нам нужно пройти в подготовительную группу и найти эмблему первой станции. (дети проходят в подготовительную группу и находят эмблему) 

Что изображено на эмблеме? Как вы думаете, что это обозначает? (приветствие). Правильно. Первая станция называется «Вежливое приветствие»

Скажите, ребята, что делают вежливые люди при встрече?

Правильно,  здороваются. Чтобы научить сказочных жителей приветствовать друг друга, в конверте волшебная фея предлагает нам поиграть в игру «Доскажи словечко» (используется презентация).

Если друг встречает друга,

Жмут друзья друг другу…(РУКУ)

На приветствия в ответ

Каждый говорит …. (ПРИВЕТ)

Если повстречался с кем - то,

По законам этикета,

Чтоб беседа в гору шла,

Спрашивают…(КАК  ДЕЛА?)

Встретив зайку, ёж-сосед говорит ему…(ПРИВЕТ)

 

А его сосед ушастый отвечает: «Ёжик, …» (ЗДРАВСТВУЙ)

На закате мотылёк залетел на огонек.

Мы, конечно, рады встрече, скажем гостю: «…» (ДОБРЫЙ ВЕЧЕР)

Воспитатель: Молодцы, ребята, теперь жители сказочной страны знают, как нужно здороваться! А ещё эти сказочные жители любят ходить в гости. А вы, ребята, любите? А принимать гостей? Что такое «гостеприимство»? Давайте по маршруту найдём следующую станцию. Подсказка: следующая станция находится в помещении, где вы поете и танцуете ( музыкальный зал).Не забывайте, вам нужно найти картинку с эмблемой станции. 

2.Станция «Сказочное гостеприимство» 

 Воспитатель: Задание этой станции – показать и рассказать сказочным жителям, как надо ходить в гости и принимать гостей, объяснить пословицы о добре и гостеприимстве.

  • За пустой стол гостей не сажают.
  • Умеешь  в гости звать, умей и гостей встречать.
  • Не дорог обед, дорог привет.
  • Гость доволен, хозяин рад.
  • В гостях хорошо, а дома лучше. 

-Про доброе дело говори смело.

- Жизнь дана на добрые дела.

-Худо жить без ласкового слова.

- Доброе слова лечит, а злое калечит.

- Не одежда красит человека, а его добрые дела.

А теперь давайте покажем жителям сказочной страны, как вы умеете сервировать стол для гостей. 

 Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь сказочные жители всё знают о правилах гостеприимства, а мы отправляемся к следующей станции.

Посмотрите на карту. Какая эмблема следующей станции? 

3.Станция «Волшебные фишки»

 Воспитатель:  

Жители сказочной страны научились с вашей помощью здороваться, но другие вежливые слова они не знают. Я буду называть фразы.

Если они вежливые– вы поднимаете зелёную фишку, если нет, то красную: 

Отдай быстро мне игрушку.

Катя, дай, пожалуйста, игрушку.

Дай еще одну конфетку. 

Арсений, спасибо за конфетку.

Так тебе и надо, что я тебя стукнул. 

Извини, что я тебя нечаянно толкнула. 

Какие вежливые слова прозвучали?

(дети называют) 

Воспитатель : Молодцы, я думаю, и эти знания пригодятся жителям сказочной страны.

4.Станция «Задорные картинки». 

Воспитатель:  

Эта станция такая, весёлая и заводная. Здесь будем с вами мы играть и картинки выбирать. А жители сказочной страны будут наблюдать.

(Детям предлагается на коврике распределить сюжетные картинки: в красный обруч- плохие поступки, в синий обруч – хорошие поступки и своё мнение обосновать)

Воспитатель: Молодцы, о хороших и плохих поступках вы тоже все знаете, я думаю, и эти знания пригодятся жителям сказочной страны. Следующая станция находится в группе, где есть ваши любимые игрушки.  

(Дети называют среднюю группу). 

5. Станция «Дружные чтецы».

Воспитатель : Найдите эту станцию. Вот мы и пришли к нашей волшебной фее. Посмотрите, какая она красивая! Здесь от феи Вежливости такое задание – прочитать стихи-напоминания, чтобы сказочные жители не забыли волшебные слова, хорошие манеры, правила поведения.

(Чтение стихов наизусть о друзьях, вежливых словах и добрых делах). 

6.Станция «Необычные подарки».

Воспитатель: Теперь, ребята, посмотрите, пожалуйста, на нашу карту. Сколько станций нам осталось пройти? Пойдёмте её искать. Эта станция называется «Необычные подарки». А кому мы сделаем подарок? У меня есть волшебная цветная бумага. Что можно сделать из неё? Пусть наши подарки с пожеланиями отправятся  к жителям сказочной страны! Пусть они станут добрыми и вежливыми! Но прежде, чем сделать подарки, поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять, вышли пальчики гулять.

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный,  избалованный он самый.

А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал.

(Дети на свой выбор делают подарки сказочным жителям: самолётики, лодочки, открытки).

Воспитатель: Ребята, молодцы, вы со всеми заданиями справились. Фея Вежливость благодарит вас за помощь и дарит вам угощение.

(Дети говорят спасибо)

Итог занятия.

Воспитатель:  

-Ребята, где мы с вами сегодня побывали?

- А кому мы  помогли?

- Что случилось у жителей сказочной страны?

- Как звали волшебную фею?

- Какие мы вспомнили вежливые слова? 

- Какие подарки мы сделали жителям сказочной страны?

- По каким станциям  путешествовали?

- Какое настроение у вас вызвало это путешествие?

Рефлексивно-оценочная часть.

Это возможность осмысления способов и приёмов работы в процессе занятия как у педагога, так и у детей. Педагог в свою очередь побуждал каждого ребёнка к выражению своего отношения к определённой ситуации, к своей деятельности. Детям было интересно путешествовать по сказочным станциям, ориентируясь по необычной карте, находить новые задания в конвертах, чтобы помочь сказочным героям стать добрыми, вежливыми, дружными. Для этого дошкольники вежливо здоровались и прощались, читали стихи о доброте и дружбе, отгадывали загадки об этикете, объясняли пословицы и поговорки о гостеприимстве, делали подарки сказочным жителям. Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных и нравственных качествах, на мотивах и поступках, чтобы  воспитателем были достигнуты цель и задачи мероприятия, а ребёнок проявлял положительное отношение к обществу, другим людям и самому себе.

 Список литературы.

  • Ананьев Б.Г. «Воспитание дошкольников». - М.:Спарк.-2010 г.
  • Аникина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. «Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста».-М.:Перспектива.-2012 г.
  • Буре Р.С. «Основы нравственного воспитания детей».-М.:Перспектива.-2009 г.
  • Година Г.Н. «Нравственность и воспитание».-М.:Спарк.-2011 г.
  • Запорожец А.В. «Воспитание детей в раннем возрасте».-М.:Просвещение.-2010 г.
  • Козлов С.А. «Сущность нравственного воспитания дошкольников».-М.:Владос.-2008 г.
  • Колокольцева М.А. «Технологии социально-нравственного воспитания дошкольников»: учебное пособие.-М.:Перо-2019 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по разделу "Экологическое воспитание" для группы общеразвивающей направленности с 4 до 5 лет.

Рабочая программа по разделу "Экологическое воспитание"  для группы общеразвивающей направленности с 4 до 5 лет....

Конспект НОД по патриотическому воспитанию в группе общеразвивающей направленности для детей 6 до 7 лет на тему: «Путешествие по России»

Цель НОД: развитие у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине.Задачи: обобщение и систематизирование у детей знаний о России, формирование  уважительного отношени...

Проект по духовно-нравственному просвещению в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на тему: «Русская изба»

Проблема:  В наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Система работ...

«Отчет по экологическому воспитанию детей группы общеразвивающей направленности 6 – 7 лет «Кузнечик»»

Экологическое образование – одно их эффективных условий интеллектуально-творческого, эмоционально-эстетического, физического развития....

Конспект интегрированного занятия по правовому воспитанию в группе общеразвивающей направленности детей 5-6 лет. Тема: «Я — гражданин России»

Конспект интегрированного занятия по правовому воспитанию в группе общеразвивающей направленности детей 5-6 лет.Тема: «Я — гражданин России»...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в группе общеразвивающей направленности 4-5 лет. «Россия — Родина моя»

Цель: Формирование нравственно-патриотических чувств, гордость за свою Родину.ЗадачиОбразовательные:Закреплять и обобщать знания детей о нашей стране. Формировать представление о России...

НОД по духовно-нравственному воспитанию в группе общеразвивающей направленности 3-5 лет "Красота русско-народной избы".

Закомство детей с  народным бытом русской избы, приобщение к истокам русской народной культуры развивает у них духовно-нравственные качества, формирует интерес к малым формам фольклора....