Картотека наблюдений на прогулке в летний период с детьми старшего дошкольного возраста
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Чуканова Елена Алексеевна

Картотека содержит 25 карточек с различными видами наблюдений, за живой и неживой природой, общественной жизнью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_nablyudeniy_v_letniy_period.docx71.32 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека наблюдений на прогулке в летний период.

Старшая группа 

Карточка №1. 
Наблюдение за крапивой.

Рассказать детям о крапиве: злая как волчица, жжется как горчица. Где вы встречаете крапиву? Знать, что крапива любит влажные места, что она очень нежное растение, но дотронуться до себя не дает. Крапива жжется своими волосинками – иголочками, ими усеяна вся поверхность листьев сверху - донизу, иголочки ломаются и обжигают едким соком, крапива очень долго цветет, ее пыльцу очень любят пчелы. Она лечебная: много витамин, настой используют для остановки кровотечения, очень вкусные щи из крапивы и салаты. 
Художественное слово: Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня 

Карточка №2. 
Наблюдение за садовыми кустарниками.

Дать представление о садовых кустарниках: малина, смородина, вишня. Где растут кустарники? Почему они называются кустарниками? Почему садовыми? Какие ветки, листья, ягоды у этих кустарников? Для чего их выращивают? Почему малину называют лесной? 
Художественное слово: Бусы красные висят, из кустов на нас глядят, очень любят эти бусы, дети, птицы и медведи (малина). Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет (смородина). 

Карточка №3. 
Рассмотреть с детьми одуванчик.

Это растение – первоцвет, это лекарственное растение, по нему можно определить время суток, в сухую погоду одуванчик раскрывается в 5-6 часов утра, закрываются в 2-3 часа дня, они могут предсказывать погоду, перед дождем закрываются. Из одуванчиков варят варенье, делают настой, он повышает аппетит, улучшает работоспособность. 
Художественное слово: золотой и молодой, за неделю стал седой, а денечка через два, облысела голова. Спрячу в кармашке бывший одуванчик. Такого модника, как этот, еще не видела земля. Он очень любит среди лета в пуховой шапке щеголять. 

Карточка №4. 
Рассматривание березы.

Как называется это дерево? Как вы догадались? Где береза у нас растет? Как называется лес, если он состоит из состоит из одних берез? Как называется сок, который мы пьем? Береза в любой время красива, ее называют красой леса, березовым чудом, деревом здоровья. Сколько песен, стихов об этом дереве создано. Дерево хорошо приживается на бедных, малоплодородных, заболоченных почвах. Ее всходы не боятся солнца, морозов. Издавна люди садили березу около своих жилищ, и она была украшением его, давала прохладу в знойный день. Давным-давно на бересте березы писали, когда не было бумаги. Из бересты делали посуду, самовары, лапти. Березовые листья, ветки, почки, сок березы полезны для здоровья: чай из березовых почек придает силы, бодрит. 
Художественное слово: стоит Алена платок зеленый. 

Карточка №5. 
Рассматривание рябины.

Это рябина, ветвистое дерево, растет почти повсюду, растет она и у нас в детском саду, она любит свет, растет деревцом, обильно плодоносит, это одно из любимых деревьев в народе и про него есть много песен и стихов. Что есть у дерева? Какой ствол? (прямой, ствол может быть стволов может быть много, кора коричневая, гладкая, на ветках растут мелкие овальные листья, по краям листа – зубчики, листики располагаются парами). Красива она весной, в белом весеннем наряде, ее мелкие цветы издают душевный запах, летом ягоды медленно созревают под лучами солнца, они не вкусные их не клюют птицы. Поздней осенью листья рябины желтеют, краснеют и опадают, оранжево-красные гроздья плодов остаются на деревьях всю зиму. 
Художественное слово: Гроздья рябины на солнце горят, рябит от рябины в глаза у ребят. Красную ягоду дала мне рябина. Думала что сладкая, а она горчит. То ли это ягода, просто не дозрела, то ли рябина хитрая, подшутить хотела. 

Карточка №6. 
Рассматривание тополя.

Как называется это дерево? Какое оно? (высокий ствол серо-зеленый, у него сильные, крепкие ветки, с острыми, клейкими листочками, почками). Когда распускаются листочки, то кажется что тополь надел зеленую шапку, летом летит с тополя пух, а весной у тополя появляются сережки. Как называются ветки вместе с листьями у древа? (крона дерева). Тополь хорошо очищает воздух, корни дерева достают влагу из земли, он дает много тепла. Древесина тополя мягкая, легкая, из нее изготовляют бумагу, спички, игрушки, делают фанеру: строительный материал. 
Художественное слово: мальчик топал, топал, топал и увидел тополь, тополь. 

Карточка №7. 
Наблюдение за божьей коровкой.

Про какого жучка мы с вами сегодня будем говорить? Почему этот жучок получил такое название? Да, люди считают, что божья коровка приносит удачу, уничтожает вредных насекомых, тлю. Сколько черных точек на спине жучка? За это называют семиточкой. С каким грибом можно сравнивать божью коровку? (мухомором) Почему божью коровку называют доктором Айболитом? Божья коровка поедает тлю и тем самым лечит кустарники и другие растения. 
Художественное слово: Спинка в веснушках, ах как неловко и покраснела божья коровка. Божья коровка улети на небо, принеси нам хлеба, черного и белого, только не горелого. 

Карточка №8. 
Наблюдение за незабудками.

Как называются эти цветы? Расскажите друг другу, какие цветы незабудки? Незабудки однолетние или многолетние? Эти цветы маленькие, имеют чашечку и венчик из 5 сросшихся лепестков, бутоны розовые, а распутавшиеся цветы ярко-голубые с желтой серединкой, любят влагу и свет. 
Художественное слово: Их невидимо, невидимо, не сосчитаешь их. Кто их только выдумал, веселых, голубых. Должно быть оторвали от неба лоскуток, чуть-чуть поколдовали и сделали цветок. 

Карточка №9. 
Наблюдение за комарами.

Комар маленький, слабый, с тонким телом и 6 ножками, длинным хоботком, с помощью которого он питается. Обратить внимание на то, что не все комары садятся на тело, многие из них садятся на цветы и хоботком цветут из них нектар – это самцы. А самки должны напиться крови, чтобы отложить в воду яйца, поэтому они досаждают людям и животным. Комара легко поймать, он является пищей для многих животных (лягушек, птиц, водоплавающих рыб). 
Художественное слово: Летит, пищит, ножки длинные тащит, случай не упустит сядет и укусит. 

Карточка №10 
Наблюдение за стрекозами.

Это хищники, хорошо приспособленные к ловле добычи на лето. Они также, как и комары откладывают яйца в воду, поэтому и обитают возле рек. Обратить внимание на интересные особенности ее тела: тонкое, длинное туловище, круглая голова, 4 вытянутых крыла. У стрекозу очень большие глаза, которыми она прекрасно видит, большой рот на концах челюсти. Черные пятна на концах крыльев – это не украшения, а утолщения, которые помогают стрекозе хорошо летать. Стрекоза очень хорошо летает, ее трудно поймать, она сама ловит других. 
Художественное слово: Голубой аэропланчик, сел на большой одуванчик. 
Д/и «Узнай по описанию» - закрепить умение узнавать насекомых по описанию или самому описывать другое насекомое. 
П/игра: «Жуки и птицы» - развивать прыжки, ловкость. 
И/р по ФИЗО: отбивание мяча от земли, перестраивание колонные по сигналу. 
Труд. поручения: привести в порядок песочницу, наполнить ее песком 

Карточка № 11 
Наблюдение за солнцем.

 Цель — дать детям представление о состоянии погоды летом. Закрепить названия сезонной одежды. 
Наблюдение - Отметить, что солнце летом греет сильнее, поэтому дети гуляют раздетыми. Спросить, легко ли посмотреть на солнце. Почему? С детьми старших групп отметить, что солнце стоит днем высоко — на улице жарко; утром и вечером солнце низко, поэтому становится прохладнее. День длится долго, ночи короткие, светлые. 
Художественное слово: 
Хорошо, что снова лето, 
Снова солнце высоко! Г. Ладонщиков 

Карточка №12 
Наблюдаем за небом и облаками.

Цель — разобрать понятие "облако", зависимость погоды от наличия облаков. 
Наблюдение: В облачный день спросить у детей, что они видят на небе. Заметить, что облака движутся, иногда они плывут медленно, иногда быстро. Какие они? Если на небе есть облака, они закрывают собой солнце, тогда на улице уже не так жарко, облака бывают перистые и кучевые. Определить, какие облака на небе в день прогулки. 
Художественное слово: 
Облака, 
Белогривые лошадки, 
Облака, 
Что вы мчитесь без оглядки? С. Козлов 

Карточка № 13 
Наблюдение за ветром

 Цель — повторить понятие "ветер". Что происходит с деревьями в ветреную погоду. 
Наблюдение: Понаблюдать, как раскачиваются деревья, гнутся ветки. Вспомнить, как называется сильный ветер, который сносит крышу, ломает деревья, выбивает стекла и двери, словом, разрушает. (Ураган.) 
Художественное слово: 
"Ветер, ветер! Ты могуч, 
Ты гоняешь стаи туч, 
Ты волнуешь сине море, 
Всюду веешь на просторе..." А. Пушкин 

Карточка № 14 
Наблюдение за дождем, грозой и радугой.

Цель — закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе. 
Наблюдение: Понаблюдать с детьми за первым летним дождем. Послушать, как стучит дождь по окнам, посмотреть, как стекает струйками вода, какие на асфальте лужи. После дождя показать детям, как умылись деревья, листья стали мокрыми, капли дождя блестят на солнце, спросить, откуда берется дождь, куда деваются лужи. Зачем нужен дождь? Обратить внимание, что дождь бывает мелкий, моросящий, бывает сильный — ливень; идет в разном направлении, бывает косой и прямой. Во время наблюдений за дождем подвести к пониманию причин разных осадков зимой и летом, их зависимость от температуры воздуха. Понаблюдать за грозой, за ее приближением — небо закрывают тяжелые, темные тучи. Поднимающийся ветер сильно раскачивает деревья. Все вокруг постепенно темнеет. Птицы с криком летают, спеша укрыться. Вспыхивает молния, гремит гром. Предупредить, что, если человека застала гроза, надо добраться до какого-либо укрытия, но под деревом стоять нельзя. 
Художественное слово: 
Первый гром прогремел, 
Туча пронеслась, 
Чистой влагой дождя 
Травка напилась. 
С. Дрожжин 

Карточка № 15 
Наблюдение: «Что цветет летом?»

Цель —повторить некоторые цветущие травянистые растения. Разобрать их строение, поговорить о пользе цветов. 
Наблюдение: Рассмотреть растения, спросить, какого они цвета, формы, что у них есть кроме цветков. Учить детей беречь цветы, не мять их. Объяснить, что нельзя рвать много цветов. Обратить внимание, что некоторые цветы закрываются вечером и перед дождем. Почему растения нужно пропалывать? Познакомить детей с растениями, растущими вдоль дороги. Многие из них лекарственные: крапива, пижма, медуница, подорожник. Почему подорожник так называется? Познакомить с растением иван-чай. Цветы у него яркие, малиновые, щедро осыпающие весь куст. Иван-чай очень полезен. Он дает обильный нектар. Его мед совсем прозрачный, как вода. Из его листьев делают салат, а цветки сушат и заваривают как чай. 
Художественное слово: 
Добрый день, ромашка, 
Белая рубашка, 
Желтая середочка, 
Листья — словно лодочка! 
Как прохладно в чаще еловой! 
Я цветы в охапке несу... 
Одуванчик белоголовый, 
Хорошо ли тебе в лесу? 
Е. Благинина 

Карточка № 16 
Наблюдение «Изучаем песок и почву»

 Цель — вспомнить свойства песка и почвы, их сходства и отличия. 
Наблюдение: Сравнить цвет сухого и сырого песка. Из сырого песка можно лепить, строить, а сухой — рассыпается. Обратить внимание на почву (земля, песок, глина), на перекопку, рыхление. Уточнить и закрепить знания о свойствах песка. Научить определять эти свойства по внешнему виду (по цвету), проверить с помощью осязания. Спросить, живут ли в песке и в почве насекомые, растут ли растения. Провести опыт: посадить семя в почву и в песок. Через некоторое время проверить, где есть всходы. 
Художественное слово: 
Пусть не сердятся родители, 
Что измажутся строители, Потому что тот, кто строит, 
Тот чего-нибудь да стоит! Б. Заходер 

Карточка № 17 
Наблюдение за водой

 Цель — вспомнить с детьми об аккуратном обращении с водой. Уточнить представления о свойствах воды: льется, имеет разную температуру; в воде одни предметы тонут, другие плавают. 
Наблюдение: Обратить внимание детей на свойства воды: жидкая, льется, может иметь разную температуру (на солнышке нагревается, из крана — холодная). Вода прозрачная, в ней все видно. В жаркий день вода быстро нагревается в тазике. Нагревается вода в пруду, реке, озере, поэтому летом люди с удовольствием купаются. Понаблюдать, как быстро высыхает разбрызганная по асфальту вода. Со старшими детьми определить, какие предметы тонут в воде, какие плавают. Предложить установить, почему они плавают или тонут. 
Художественное слово: 
На закате дремлет пруд. 
По воде круги плывут — 
Это маленькие рыбки 
Разыгрались там и тут. 
Е. Стюарт 


Карточка № 18 
Наблюдение за насекомыми

 Цель —закрепить знания о насекомых, их образом жизни, условиями для жизни. 
Наблюдение: Рассмотреть, как ползают жуки, некоторые из них — летают. Обратить внимание на длинные усы жуков-усачей. Показать божью коровку, она ползает по руке, расправляет крылья, улетает искать себе пищу. Рассмотреть бабочку, как она порхает, как складывает крылышки, садится на цветок, ползает по нему. Рассмотреть муравейник. Из чего он состоит? Веточки, кора, комочки почвы — все это притащили маленькие труженики — муравьи. Маленькие дырочки — это ходы. Муравьи беспрестанно снуют, и каждый что-то несет. Муравьи дружные ребята. Они никогда не ссорятся, заботятся друг о друге. Муравьи никого не обижают. За это их все уважают — и в лесу, и в поле. Никто их не трогает. И мы не будем им мешать — пусть трудятся. Понаблюдать, как пчелы обследуют цветок, забираются глубоко внутрь за нектаром. Рассказать о пользе, приносимой пчелами: в течение лета они опыляют огромное количество цветов. Спросить, чем питаются насекомые, кто питается ими. Какая польза от них и вред? Что необходимо насекомым для жизнедеятельности? 
Художественное слово: 
У тропинки под рябиной 
Сеть раскинул паучок, 
Нить прозрачной паутины 
Намотал на кулачок. 
Если муха прилетит — 
Паутина задрожит, 
И охотник из засады 
За добычей прибежит... 
Е. Стюарт 
На вид, конечно, мелковаты, 
Но все, что можно, тащат в дом. 
Ребята наши — муравьята, 
Вся жизнь их связана с трудом. 

Карточка № 19 
Наблюдение за птицами

 Цель — продолжить знакомить детей с птицами, вспомнить названия их домиков. 
Наблюдение: Отметить, что летом много птиц, они распевают на разные голоса, хлопочут о птенцах. В начале лета можно услышать, как поют птицы, но их трудно увидеть: они сидят в гнездах или порхают в зелени листвы. У них появились маленькие птенчики, которых нужно кормить и согревать. Важно рассказать, какую пользу приносят птицы, понаблюдать, чем заняты грачи, скворцы. Обратить внимание детей старших групп на то, как быстро летают ласточки и стрижи, ловя насекомых. Показать гнездо ласточек, отметить, как часто они прилетают к гнезду с кормом для птенцов. Рассказать о том, что птицы выкармливают своих птенцов летом насекомыми, помогая таким образом сохранять растения. 
Художественное слово: 
В лесу над росистой поляной 
Кукушка встречает рассвет. 
В тиши ее голос стеклянный 
Звучит как вопрос и ответ. С. Маршак 

Карточка № 20 
Наблюдение за лягушкой

 Цель —вспомнить внешний вид лягушки, ее движения. 
Наблюдение: Обратить внимание на внешний вид лягушки, цвет ее кожи. Хорошо ли она видна среди травы? Легко ли ее можно поймать? Рассказать, что лягушки полезные животные, их нужно оберегать. Они уничтожают комаров и мух. Предложить подумать, почему лягушка прыгает, а не бегает. Обратить внимание на передние и задние ноги (задние ноги длиннее передних, поэтому она прыгает). Она прыгает по суше, плавает в воде. 
Художественное слово: 
Лягушка-попрыгушка, 
Скачи ко мне без страха, 
Тебя я не обижу, 
Не стукну никогда. 
Скачи, скачи, лягушка — 
Зеленая рубаха, 
Должны мы жить, 
Друг другу не принося вреда. К. Россетти 

Карточка № 21 
Наблюдение за трудом взрослых

 Цель —закрепить знания, как надо ухаживать за посадками в огороде и на цветочной клумбе. 
Наблюдение: Обратить внимание на то, что за растениями в огороде и на цветочной клумбе надо ухаживать: рыхлить землю, поливать. Проследить, как изменяются в росте и развиваются растения, спросить: "Зачем нужно полоть и прореживать растения? Какие растения где растут?" 
Художественное слово: 
Не ленись, моя лопатка, 
Будет вскопанная грядка. 
Грядку граблями пригладим, 
Все комочки разобьем, 
А потом цветы посадим, 
А потом водой польем. 
Лейка, лейка, лей, лей! 
Грядка, грядка, пей, пей! 
Г. Лагздынь 


Карточка № 22 
Наблюдение «Лесные дары — грибы и ягоды»

 Цель — закрепить знания детей о лесных растениях, вспомнить названия грибов — съедобных и ядовитых. 
Наблюдение: Объяснить, как надо срывать ягоды, чтобы не портить весь куст. Обратить внимание на красивые формы грибов, на их цвет. Показать съедобные грибы, подчеркнуть их особенности. Обязательно обратить внимание на ядовитый гриб — мухомор. Объяснить, что этот гриб несъедобный, но что он нужен как лекарство многим лесным зверям. Рассмотреть цветные сыроежки, объяснить, что хотя они так и называются, но сырыми их есть нельзя. Очень красивы подосиновики, стройные, крепкие, будто бы вырезанные из дерева. Лисички видны далеко: они как желтые цветы в изумрудной траве. Ножка у них расширяется кверху и напоминает граммофонную трубу. Лисички редко бывают червивыми, они всегда чистые, крепкие. Белые грибы чаще встречаются под молодыми елями. Ближе к осени появляются, опята. Собирать их легко: они видны всюду. Съедобный опенок окрашен скромно: светло-коричневого цвета, сероватая шапка с чешуйками, на ножке кольцо, похожее на манжетку. Ложный опенок окрашен ярко: его шляпка зелено-желтая, посередине красноватая, чешуек и манжеток на ножке нет. Объяснить, из каких частей состоит гриб. Показать шляпку, на нижней стороне шляпки образуются споры, которые высыпаются из созревшего гриба и разносятся ветром. Прорастая, они образуют грибницу, из нее вырастают грибы. Из одной грибницы может вырасти много грибов, но для этого их нужно осторожно срезать, а не вытаскивать из земли, чтобы не повредить грибницу. Грибы любят тенистые, сырые места, но не в глубине леса, а на поляне, опушке, возле заброшенных дорог, по краям вырубок. 
Художественное слово: 
Вдоль лесных дорожек 
Много белых ножек 
В шляпках разноцветных, 
Издали заметных. 
Собирай, не мешкай, 
Это... (сыроежки). 
В. Степанов 


Карточка № 23 
Наблюдение за мать-и-мачехой 
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения. 
Наблюдение: Мать-и-мачеха обыкновенная — многолетнее травянистое растение. Растет на береговых обрывах, в оврагах. Сырьем являются листья. Настой листьев мать-и-мачехи применяется как отхаркивающее средство. 
Пригрело весеннее солнышко и рассыпались на проталинках круглые золотые монетки. «Весну цветов открывает сверхранний первенец — мать-и-мачеха. Этот золотой подснежник растет на солнечных глинистых оврагах и распускается раньше всех трав — до выставки ульев, вылета первых пчел, до ледохода» - Так высказывался о мать-и-мачехе фенолог и писатель Д. Зуев. Почему же цветок получил такое название? Да потому, что нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. Если погладишь ее рукой, ощутишь мягкость и тепло. Словно приласкала тебя ласковая матушка. 
А верхняя часть листа гладкая, холодная, словно прикосновение суровой мачехи. 
Нельзя вырывать растение с корнями, так как такие «за¬ковки» ведут к полному уничтожению растений. Нельзя срывать или срезать полностью листья с одного куста. Лекарственные растения следует собирать строго в указанные календарные сроки. 

Карточка № 24 
Наблюдение за разными видами транспорта


Цели: 
— закреплять знания о том, что человек пользуется велосипедом, который не требует бензина; 
— человек, вращая педали, передвигается. 
Наблюдение: Велосипед — это вид транспорта. Слово «велосипед» обозначает «быстрые ноги». Для того чтобы на нем ездить, нужно ногами крутить педали, а рулем удерживать равновесие. 
Предложить детям рассмотреть велосипед. 
С самых первых детских лет 
Служит мне велосипед. 
Лучше он любой машины, 
Не нуждается в бензине! 
Я педалями кручу 
— Птицею с горы лечу. 
Но на горку, между прочим, 
Забираться трудно очень! 
Я недолго унываю, 
На педали нажимаю. 
Пусть немного и устану, 
Но зато сильнее стану! 
Воспитатель задает детям вопросы. 
♦ Чем отличается велосипед от машины? (Машину заправляют бензином.) 
♦ Почему становятся сильнее, когда катаются на велосипеде? (Развиваются мышцы спины и ног.) 
Художественное слово: 
На двух колесах я качу, 
Двумя педалями верчу, 
За руль держусь, гляжу вперед, 
Я знаю — скоро поворот. 
Мне подсказал дорожный знак: 
Шоссе спускается в овраг. 
Качусь на холостом ходу 
У пешеходов на виду. 

Карточка № 25 
Наблюдение за бабочкой
Цели : на основе непосредственного восприятия формировать знания о характерных особенностях внешнего вида бабочки; воспитывать доброе отношение к живым объектам, вы¬деляя признаки живого. 
Художественное слово: 
Звенят ручьи в апреле, Ласкает солнце нас. 
На луг мы прилетели 
И здесь танцуем вальс. 
Мы крылышки расправим —- 
Красив на них узор. 
Мы кружимся, порхаем — 
Какой кругом простор! 
Душистыми цветами 
Весна встречает нас, 
И кажется, что с нами 
Весь луг танцует вальс! 
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы. 
Она ярка, красива, 
Изящна, легкокрыла. 
Сама похожа на цветок 
И любит пить цветочный сок. (Бабочка.) 
♦ Как выглядит бабочка? 
♦ Как она передвигается? 
♦ Чем питается бабочка? 
♦ Какую пользу приносит? 
♦ Есть ли дом у бабочки? 
♦ Есть ли у нее враги? 
♦ Какие стихи, загадки, песни, сказки о бабочке вы знаете? 
У бабочки две пары крыльев, покрытых мелкими чешуйками. Тело бабочки тоже покрыто чешуйками и волосиками. У нее короткие усики и большие глаза. Спирально свернутый прозрачный хоботок бабочки — ее рот. Перелетая с цветка на цветок, бабочки собирают нектар и опыляют растения. Маленьких бабочек называют мотыльками. У бабочек есть враги — птицы и пауки. 

C:\Users\Дарья\Desktop\ЛЕНА\ДОУ\рамки\летняя узкая8.jpg

           

                             Картотека

             «Наблюдения на прогулке

                    в летний период»

                      Старшая группа

 

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогулка по экологической тропе с детьми старшего дошкольного возраста в весенний период

Становление первоначальных основ экологической культуры - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих детей, входящих в круг их жизнедея...

Картотека комплексов утренней гимнастики в летний период с детьми старшего дошкольного возраста

Картотека комплексов утренней гимнастики в летний периодс детьми старшего дошкольного возрастаЦель: создание условий для укрепления здоровья детей в летний период, посредством выполнения комплекс...

Картотека дидактических настольных игр в летний период для детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических  настольных игр в летний период для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека комплексов утренней гимнастики в летний период с детьми среднего дошкольного возраста

Картотека комплексов утренней гимнастики в летний период с детьми среднего дошкольного возраста Разработала: Захарова М. А. 14.06.22  Комплекс №1Июнь (1-2 неделя)&laqu...

Картотека наблюдений на прогулке в летний период для детей 4-5 лет

Лето - удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. В этот период они много времени проводят на воздухе, укрепляя и закаливая организм. Основные задачи взрослых...

Методическая разработка "Тематическое планирование воспитательной и образовательной работы в летний период с детьми старшего дошкольного возраста"

Методическая разработка "Тематическое планирование воспитательной и образовательной работы в летний период с детьми старшего дошкольного возраста" разработана Смирновой Ольгой Ростиславовной...

Картотека опытов в летний период с детьми старшего дошкольного возраста

Картотека опытов в летний период с детьми старшего дошкольного возраста...