Конспект и презентация сценария "Дня науки и творчества" "Лаборатория песочных чудес"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект предназачен для проведения занятия с обучающимися 5-6 лет для формирования познавательно-исследовательской деятельности в процессе изучения свойств песка. Презентация предназчена для мультимедийного сопровождения конспекта
Воспитатели ГБОУ Школа №218 Гаспарян В.С, Евдокимова М.А.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.98 КБ | |
| 1.56 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект сценария «Дня науки и творчества»
«Лаборатория песочных чудес»
Старший возраст
Воспитатели: Гаспарян В.С., Евдокимова М.А.
Цель: Формирование познавательно-исследовательской деятельности в процессе изучения свойств песка.
Задачи:
- Познакомить детей со свойствами песка.
- Учить детей находить отличия сухого песка от влажного.
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
- Развивать мышление, внимание, наблюдательность.
- Расширять и активизировать словарный запас детей.
- Воспитывать интерес к окружающему миру, к познавательной деятельности.
Оборудование: подносы с песком, лупы, презентация, стакан с водой, трубочки, формочки, ракушки, трафареты, клей.
Воспитатель: Послушайте загадку, ребята.
В нем дети любят все играть,
Любят строить и копать,
Любят сыпать, зарывать
И из лейки поливать.
(Песок)
Интересно, а правильно ли мы нашли отгадку? А узнать нам это поможет наш «Чудесный мешочек» (в мешочке насыпан песок, дети по – очереди опускают в него ручку и определяют на ощупь что в нем находится).
Дети: Это песок, мы правильно отгадали загадку.
Воспитатель: Правильно. А кто исследует песок? Кто его рассматривает и описывает в книжках?
Дети: Ученые, исследователи.
Воспитатель: а вы хотите сегодня побыть исследователями?
Дети: Да!
Воспитатель: Для этого я приглашаю вас в лабораторию, чтобы вы могли изучить песок получше. Но для начала вспомним правила.
Правила безопасного поведения в лаборатории во время опытов с песком:
- не толкать друг друга;
- работать аккуратно;
- не дуть без разрешения на песок;
- во время опыта не трогать лицо и глаза;
- не брать песок в рот;
- держать руки чистыми;
- Делать выводы.
Повторили правила, молодцы! Правила вы знаете, а теперь давайте мы будем исследователями.
Физкультминутка
Ну-ка, встали дружно вместе
Покрутились все на месте
Дружно хлопнули три раза
Подмигнули правым глазом
Левой топнули ногой!
А потом еще другой
Скажем вместе все Ура!
За работу нам пора.
Опыт №1. «Этот загадочный песок»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, из чего состоит песок?
Дети: Из маленьких камней.
Воспитатель: А как это проверить?
Дети: Нужно его рассмотреть.
Воспитатель: Что может нам помочь рассмотреть песок поближе?
Дети: Нам нужна лупа.
Воспитатель: Давайте рассмотрим. Что вы видите? Из чего он состоит?
Дети: Из маленьких камешков, крупинок.
Воспитатель: Правильно, песок состоит из маленьких камешков – песчинок, и у песчинок разная форма. Давайте возьмём песок в руки. Что чувствуете? Какой он? Что он делает, когда мы его выпускаем из рук?
Дети: Он сухой, сыпется, рассыпается.
Воспитатель: Итак, какой мы можем сделать вывод? Из чего состоит песок? Какой он?
Дети: Песок состоит из песчинок, он сухой и сыпучий.
Вывод: Песок состоит из песчинок. Сухой песок, сыпучий.
Воспитатель: А теперь что-нибудь нарисуйте на песочке, всё, что захотите.
Опыт №2. «Сыпучий - липучий».
Воспитатель: А теперь возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно на месте падения образуется конус, растущий в высоту. Давайте попробуем сделать такой конус. Получается?
Дети: Да!
Воспитатель: Как вы думаете, что будет, если в песок налить немного воды?
Развлекаемся с песком, в него водички подольем.
Дети: Песок намокнет.
Воспитатель: Правильно, песок станет влажным, сырым. Давайте проверим.
Добавьте немного воды в песок и хорошенько перемешайте его. Получилось? Песок намок?
Дети: Да!
Воспитатель: А теперь попробуйте этот песок насыпать таким же холмиком. Получается?
Дети: Нет.
Воспитатель: А теперь подумайте, почему? Какие свойства песок потерял, а какие приобрел? Ребята, почему с мокрым песком у нас ничего не получилось?
Дети: Все песчинки слиплись, он больше не сыпучий, он стал липким.
Воспитатель: совершенно верно! Сырой песок невозможно сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму. Он потерял свойство сыпучести, но приобрел новое свойство – он стал липким.
Обратите внимание, что цвет песка изменился. Каким он стал? Что мы можем сделать с сырым песком?
Дети: Песок стал темнее, мы можем слепить куличики.
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: Сухой песок сыпучий, а сырой – нет. Сухой песок светлый, а сырой – темный. Сухой не лепится, а сырой лепится.
Воспитатель: Молодцы, все правильно сказали. А теперь давайте сравнивать дальше сухой и сырой песок.
За тобою он плетется,
Хоть на месте остается.
(След)
Опыт № 3. «Следочки на песочке».
Воспитатель: А сейчас давайте попробуем оставить следы на сухом песке. Возьмите любую формочку и положите на сухой песок, прижмите рукой, чтобы она углубилась и поднимите. Остался отпечаток?
Дети: Нет, только углубление.
Воспитатель: А теперь возьмите формочку и то же действие проделайте с мокрым песком. Что произошло?
Дети: Остался след, формочка отпечаталась.
Воспитатель: Да, формочка оставила четкий след в мокром песке. Подумайте, почему?
Дети: Потому что сырой песок липкий.
Воспитатель: Правильно! Какой можно сделать вывод?
Вывод: На сыром песке остаются следы. Сырой песок принимает любую нужную форму. А сухой рассыпается.
Опыт №4. «Путешествие песка».
С ветром как птица
Может кружиться,
И по воздуху легко
Улетает далеко
(Песчинка)
Воспитатель: Ребята, о чем загадка? Вы знали, что песок умеет ходить?
Дети: Нет!
Воспитатель: Как вы думаете, какой песок будет летать? Сухой или сырой?
Дети: Сухой.
Воспитатель: А давайте проверим?
Дети: Давайте!
Воспитатель: Возьмите трубочки и подуйте на поднос с сырым песком. Ходит, летает, движется сырой песок?
Дети: Нет!
Воспитатель: А теперь попробуйте подуть на сухой песок. Что происходит?
Дети: Он разлетается, передвигается!
Воспитатель: Ребята, почему сухой песок движется, а сырой – нет
Дети: Потому что в сыром песке песчинки слиплись, а в сухом – нет
Вывод: Песок передвигается под воздействием ветра.
Опыт №5 «Очищение воды песочным фильтром»
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту банку в ней грязная вода, можно ли такую пить?
Дети: Нет!
Воспитатель: Сейчас я вам покажу, как можно очистить грязную воду при помощи песка. Для этого нужно сделать фильтр, нам понадобится обрезанная бутылка, на дне я сделала отверстия при помощи ножа (делать только со взрослыми!). В нее мы положим ткань и сверху засыпем песком. Затем установим наш фильтр в чистую посуду, в которую будет поступать очищенная вода. Теперь начнем заливать грязную воду. Что происходит?
Дети: Вода стала чистой.
Воспитатель: А песок растворился?
Дети: Нет
Вывод: Как мы увидели, песок не растворяется в воде, а наоборот помогает очистить грязную воду.
Опыт № 6 Гидрофобный песок
Воспитатель: А теперь я вам предлагаю побыть волшебниками. Перед вами необычный песок, возьмите и насыпьте его в воду. Что произошло?
Дети: Он собрался в кучку.
Воспитатель: А теперь возьмите ложку и вытащите эти кучки из воды. Что произошло?
Дети: Песок сухой и снова сыпется.
Воспитатель: Это происходит, потому что этот песок обработан специальным средством, которое делает его не боящимся воды.
Презентация.
Воспитатель: Песок – это кусочки камней и морских ракушек. Как появился песок: от скал откалывались куски, крупные обломки превращались в мелкие, которые, в свою очередь, распадались на камни, а те – на камушки. А от камушков недалеко и до песчинок, которые представляют собой уже отдельные неделимые зернышки горных пород и различных минералов. Так происходило по всей планете, поэтому и песка в конце концов образовалось так много (СЛАЙД 2)
А как вы думаете, где больше всего песка?
Дети: В пустыне.
Воспитатель: Правильно, ребята. Существуют места, где очень много песка – это морские берега и пустыни. Почва, которая состоит в основном из песка, не способна удерживать воду и питательные вещества, необходимые для растений. Вот поэтому вы не увидите много растений ни в пустыне, ни на пляже. (СЛАЙД 3)
Песок может быть разноцветным (коричневым, желтым, белым и даже чёрным). Есть песок строительный. Если к нему добавить цемент и воду – получится раствор. Он идёт на закладку фундаментов, строительство жилых домов. Нагретый песок используют в лечебных целях. Из песка делают наждачную бумагу и стекло, песочные часы. Из песка лепят замки, песком можно рисовать картины. Мы тоже используем в детском саду песок для игр на прогулке, рисуем на песке пальчиками, лепим из песка куличики и пирожки. (СЛАЙД 4)
Воспитатель: Как вы думаете, песок – это природа или он создан человеком?
Дети: Песок - это неживая природа.
Воспитатель: Совершенно верно.
Вывод: Песок создан природой.
Итог
Воспитатель: Что мы исследовали? Что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось?
Дети: Мы исследовали песок, узнали, что песок состоит из ракушек, что песок может двигаться, что он бывает разных цветов. Понравилось быть исследователями и играть сухим и сырым песком.
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо все запомнили, много нового узнали. Вы – настоящие исследователи!
Воспитатель: А теперь предлагаю вам порисовать песком на бумаге. Для этого нам понадобятся трафареты рисунков, клей-карандаш и цветной песок. Согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Как красиво у вас получилось. Вы – настоящие художники!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как появился песок?
Где можно встретить песок?
Что делают из песка?
Где применяется песок?
Где применяется песок?
Что можно сделать из песка?
Песок помогает?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация открытого занятия «АЭС. Первые шаги в науку».
"Многие детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых". Корчак Я....
Викторина "Космическое путешествие" в рамках фестиваля науки и творчества ГБОУ "Школы №2051"
Для детей старшего возраста предлагаем сценарий проведения викторины ко Дню космонавтики...

Сценарий викторины в рамках проведения фестиваля науки и творчества в старшей группе на тему: «Космическое путешествие»»
Цель: Приобщать детей к изучению космоса...

Сценарий викторины в рамках проведения фестиваля науки и творчества в старшей группе на тему: «Космическое путешествие»
Цель: Приобщать детей к изучению космосаЗадачи:Развивающие:· развивать и активизировать речь детей, зрительное и слуховое внимание, память, логическое ...
Методическая разработка «Программа проектно-исследовательской дея-тельности «Наука и творчество»
Материалы для занятий с детьми...
Секция «Дизайнерские проекты» в рамках районных дней науки и творчества Проект «Тропа Здоровья»
Создание условий для двигательной деятельности детей с использованием природных факторов и нестандартного оборудования, направленных на сохранение и укрепление физического, психического здоровья дошко...
