Конспект и презентация сценария "Дня науки и творчества" "Лаборатория песочных чудес"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект предназачен для проведения занятия с обучающимися 5-6 лет для формирования познавательно-исследовательской деятельности в процессе изучения свойств песка. Презентация предназчена для мультимедийного сопровождения конспекта

Воспитатели ГБОУ Школа №218 Гаспарян В.С, Евдокимова М.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_nauki_i_tvorchestva_pesok.docx27.98 КБ
Файл prezentatsiya_k_konspektu_pesok.pptx1.56 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект сценария «Дня науки и творчества»

«Лаборатория песочных чудес»

Старший возраст

Воспитатели: Гаспарян В.С., Евдокимова М.А.

Цель: Формирование познавательно-исследовательской деятельности в процессе изучения свойств песка.

Задачи:

  1. Познакомить детей со свойствами песка.
  2. Учить детей находить отличия сухого песка от влажного.
  3. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
  4. Развивать мышление, внимание, наблюдательность.
  5. Расширять и активизировать словарный запас детей.
  6. Воспитывать интерес к окружающему миру, к познавательной деятельности.

Оборудование: подносы с песком, лупы, презентация, стакан с водой, трубочки, формочки, ракушки, трафареты, клей.

Воспитатель: Послушайте загадку, ребята.

В нем дети любят все играть,

Любят строить и копать,

Любят сыпать, зарывать

И из лейки поливать.

(Песок)

Интересно, а правильно ли мы нашли отгадку? А узнать нам это поможет наш «Чудесный мешочек» (в мешочке насыпан песок, дети по – очереди опускают в него ручку и определяют на ощупь что в нем находится).

Дети: Это песок, мы правильно отгадали загадку.

Воспитатель: Правильно. А кто исследует песок? Кто его рассматривает и описывает в книжках?

Дети: Ученые, исследователи.

Воспитатель: а вы хотите сегодня побыть исследователями?

Дети: Да!

Воспитатель: Для этого я приглашаю вас в лабораторию, чтобы вы могли изучить песок получше. Но для начала вспомним правила.

Правила безопасного поведения в лаборатории во время опытов с песком:

  • не толкать друг друга;
  • работать аккуратно;
  • не дуть без разрешения на песок;
  • во время опыта не трогать лицо и глаза;
  • не брать песок в рот;
  • держать руки чистыми;
  • Делать выводы.

Повторили правила, молодцы! Правила вы знаете, а теперь давайте мы будем исследователями.

Физкультминутка

Ну-ка, встали дружно вместе

Покрутились все на месте

Дружно хлопнули три раза

Подмигнули правым глазом

Левой топнули ногой!

А потом еще другой

Скажем вместе все Ура!

За работу нам пора.

Опыт №1. «Этот загадочный песок»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, из чего состоит песок?

Дети: Из маленьких камней.

Воспитатель: А как это проверить?

Дети: Нужно его рассмотреть.

Воспитатель: Что может нам помочь рассмотреть песок поближе?

Дети: Нам нужна лупа.

Воспитатель: Давайте рассмотрим. Что вы видите? Из чего он состоит?

Дети: Из маленьких камешков, крупинок.

Воспитатель: Правильно, песок состоит из маленьких камешков – песчинок, и у песчинок разная форма. Давайте возьмём песок в руки. Что чувствуете? Какой он? Что он делает, когда мы его выпускаем из рук?

Дети: Он сухой, сыпется, рассыпается.

Воспитатель: Итак, какой мы можем сделать вывод? Из чего состоит песок? Какой он?

Дети: Песок состоит из песчинок, он сухой и сыпучий.

Вывод: Песок состоит из песчинок. Сухой песок, сыпучий.

Воспитатель: А теперь что-нибудь нарисуйте на песочке, всё, что захотите.

Опыт №2. «Сыпучий - липучий».

Воспитатель: А теперь возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно на месте падения образуется конус, растущий в высоту. Давайте попробуем сделать такой конус. Получается?

Дети: Да!

Воспитатель: Как вы думаете, что будет, если в песок налить немного воды?

Развлекаемся с песком, в него водички подольем.

Дети: Песок намокнет.

Воспитатель: Правильно, песок станет влажным, сырым. Давайте проверим.

Добавьте немного воды в песок и хорошенько перемешайте его. Получилось? Песок намок?

Дети: Да!

Воспитатель: А теперь попробуйте этот песок насыпать таким же холмиком. Получается?

Дети: Нет.

Воспитатель: А теперь подумайте, почему? Какие свойства песок потерял, а какие приобрел? Ребята, почему с мокрым песком у нас ничего не получилось?

Дети: Все песчинки слиплись, он больше не сыпучий, он стал липким.

Воспитатель: совершенно верно! Сырой песок невозможно сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму. Он потерял свойство сыпучести, но приобрел новое свойство – он стал липким.

Обратите внимание, что цвет песка изменился. Каким он стал? Что мы можем сделать с сырым песком?

Дети: Песок стал темнее, мы можем слепить куличики.

Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: Сухой песок сыпучий, а сырой – нет. Сухой песок светлый, а сырой – темный. Сухой не лепится, а сырой лепится.

Воспитатель: Молодцы, все правильно сказали. А теперь давайте сравнивать дальше сухой и сырой песок.

За тобою он плетется,

Хоть на месте остается.

(След)

Опыт № 3. «Следочки на песочке».

Воспитатель: А сейчас давайте попробуем оставить следы на сухом песке. Возьмите любую формочку и положите на сухой песок, прижмите рукой, чтобы она углубилась и поднимите. Остался отпечаток?

Дети: Нет, только углубление.

Воспитатель: А теперь возьмите формочку и то же действие проделайте с мокрым песком. Что произошло?

Дети: Остался след, формочка отпечаталась.

Воспитатель: Да, формочка оставила четкий след в мокром песке. Подумайте, почему?

Дети: Потому что сырой песок липкий.

Воспитатель: Правильно! Какой можно сделать вывод?

Вывод: На сыром песке остаются следы. Сырой песок принимает любую нужную форму. А сухой рассыпается.

Опыт №4. «Путешествие песка».

С ветром как птица

Может кружиться,

И по воздуху легко

Улетает далеко

(Песчинка)

Воспитатель: Ребята, о чем загадка? Вы знали, что песок умеет ходить?

Дети: Нет!

Воспитатель: Как вы думаете, какой песок будет летать? Сухой или сырой?

Дети: Сухой.

Воспитатель: А давайте проверим?

Дети: Давайте!

Воспитатель: Возьмите трубочки и подуйте на поднос с сырым песком. Ходит, летает, движется сырой песок?

Дети: Нет!

Воспитатель: А теперь попробуйте подуть на сухой песок. Что происходит?

Дети: Он разлетается, передвигается!

Воспитатель: Ребята, почему сухой песок движется, а сырой – нет

Дети: Потому что в сыром песке песчинки слиплись, а в сухом – нет

Вывод: Песок передвигается под воздействием ветра.

Опыт №5 «Очищение воды песочным фильтром»

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту банку в ней грязная вода, можно ли такую пить?

Дети: Нет!

Воспитатель: Сейчас я вам покажу, как можно очистить грязную воду при помощи песка. Для этого нужно сделать фильтр, нам понадобится обрезанная бутылка, на дне я сделала отверстия при помощи ножа (делать только со взрослыми!). В нее мы положим ткань и сверху засыпем песком. Затем установим наш фильтр в чистую посуду, в которую будет поступать очищенная вода. Теперь начнем заливать грязную воду. Что происходит?

Дети: Вода стала чистой.

Воспитатель: А песок растворился?

Дети: Нет

Вывод: Как мы увидели, песок не растворяется в воде, а наоборот помогает очистить грязную воду.

Опыт № 6 Гидрофобный песок

Воспитатель: А теперь я вам предлагаю побыть волшебниками. Перед вами необычный песок, возьмите и насыпьте его в воду. Что произошло?

Дети: Он собрался в кучку.

Воспитатель: А теперь возьмите ложку и вытащите эти кучки из воды. Что произошло?

Дети: Песок сухой и снова сыпется.

Воспитатель: Это происходит, потому что этот песок обработан специальным средством, которое делает его не боящимся воды.

Презентация.

Воспитатель: Песок – это кусочки камней и морских ракушек. Как появился песок: от скал откалывались куски, крупные обломки превращались в мелкие, которые, в свою очередь, распадались на камни, а те – на камушки. А от камушков недалеко и до песчинок, которые представляют собой уже отдельные неделимые зернышки горных пород и различных минералов. Так происходило по всей планете, поэтому и песка в конце концов образовалось так много (СЛАЙД 2)

А как вы думаете, где больше всего песка?

Дети: В пустыне.

Воспитатель: Правильно, ребята. Существуют места, где очень много песка – это морские берега и пустыни. Почва, которая состоит в основном из песка, не способна удерживать воду и питательные вещества, необходимые для растений. Вот поэтому вы не увидите много растений ни в пустыне, ни на пляже. (СЛАЙД 3)

Песок может быть разноцветным (коричневым, желтым, белым и даже чёрным). Есть песок строительный. Если к нему добавить цемент и воду – получится раствор. Он идёт на закладку фундаментов, строительство жилых домов. Нагретый песок используют в лечебных целях. Из песка делают наждачную бумагу и стекло, песочные часы. Из песка лепят замки, песком можно рисовать картины. Мы тоже используем в детском саду песок для игр на прогулке, рисуем на песке пальчиками, лепим из песка куличики и пирожки. (СЛАЙД 4)

Воспитатель: Как вы думаете, песок – это природа или он создан человеком?

Дети: Песок - это неживая природа.

Воспитатель: Совершенно верно.

Вывод: Песок создан природой.

Итог

Воспитатель: Что мы исследовали? Что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось?

Дети: Мы исследовали песок, узнали, что песок состоит из ракушек, что песок может двигаться, что он бывает разных цветов. Понравилось быть исследователями и играть сухим и сырым песком.

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо все запомнили, много нового узнали. Вы – настоящие исследователи!

Воспитатель: А теперь предлагаю вам порисовать песком на бумаге. Для этого нам понадобятся трафареты рисунков, клей-карандаш и цветной песок. Согласны?

Дети: Да!

Воспитатель: Как красиво у вас получилось. Вы – настоящие художники!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Песок Презентацию подготовили Гаспарян В.С. Евдокимова М.А.

Слайд 2

Как появился песок?

Слайд 3

Где можно встретить песок?

Слайд 4

Что делают из песка?

Слайд 5

Где применяется песок?

Слайд 6

Где применяется песок?

Слайд 7

Что можно сделать из песка?

Слайд 8

Песок помогает?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация открытого занятия «АЭС. Первые шаги в науку».

"Многие детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых". Корчак Я....

Викторина "Космическое путешествие" в рамках фестиваля науки и творчества ГБОУ "Школы №2051"

Для детей старшего возраста предлагаем сценарий проведения викторины ко Дню космонавтики...

Сценарий викторины в рамках проведения фестиваля науки и творчества в старшей группе на тему: «Космическое путешествие»

Цель: Приобщать детей к изучению космосаЗадачи:Развивающие:·        развивать и активизировать речь детей, зрительное и слуховое внимание, память, логическое ...

Секция «Дизайнерские проекты» в рамках районных дней науки и творчества Проект «Тропа Здоровья»

Создание условий для двигательной деятельности детей с использованием природных факторов и нестандартного оборудования, направленных на сохранение и укрепление физического, психического здоровья дошко...