Конспект занятия «Свойства воды. Круговорот воды в природе»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды и круговороте воды в природе. Формирование эмоционально-волевой сферы детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
«Свойства воды. Круговорот воды в природе»
(по мотивам сказки Н. Грибачева «Заяц Коська и Родничок»)
Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды и круговороте воды в природе. Формирование эмоционально-волевой сферы детей.
Программные задачи:
- Знакомить со свойствами воды и круговоротом воды в природе через «путешествие» по сказке Н. Грибачёва «Заяц Коська и Родничок»
- Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе;
- Развивать связную речь при ответах на вопросы, умения свободно и ясно выражать свои мысли.
- Развивать мышление, любознательность, наблюдательность;
- Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
- Развивать моторику и координацию движений в соответствии с характером музыки;
- Активизировать воображение, фантазию.
- Снять телесное и эмоциональное напряжение.
- Воспитывать дружелюбное отношение к окружающим.
Предварительная работа:
- Беседа с детьми о значении воды
- Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»
- Чтение сказки «Путешествие Капельки»
- Проведение отдельных опытов с водой (см. папки «Опыты в картинках» и «Картотеку опытов»
- Дидактическая игра «Кому нужна вода»
- Познавательная игра «Где, какая вода бывает?»
- Знакомство с круговоротом воды в природе
Оборудование и материалы:
- ТСО: магнитофон, телевизор, ноутбук.
- аудиозапись «Маленькая страна», В Шаинского «Облака», аудиозапись журчания и шума воды.
- Разноцветные очки
- лента голубая, изображающая ручей,
- с помощью камней, растений оборудован родник,
- грецкие орех,
- белая тонкая ткань для облака
- Карточки с изображением родника, ручейка, реки, тумана и облака, дождя.
- Капельки с изображением веселой и гарусной эмоции
- стол с оборудованием для «Волшебной лаборатории» (вода, кубик и шар, сосуды разной формы, одноразовые стаканчики, молоко, разноцветные камушки, пакет чая, сахар, соль, лимон, ложечки, чтобы перемешивать, термос с горячей водой, бутылка с замороженной водой, поднос, губка, полотенца, салфетки)
Ход занятия:
Приветствие.
Здравствуй правая рука (вытягиваем правую руку вперед,
здравствуй левая рука, (вытягиваем левую руку вперед,
здравствуй друг (дать правую руку соседу справа,
здравствуй друг (дать левую руку соседу слева)
здравствуй, здравствуй дружный круг (держимся за руки все вместе)
можем маленькими быть (приседаем)
можем мы большими быть (вырастаем на носочках)
но один никто не будет (соединяемся в середине).
Воспитатель: Вот мы и поделились теплом и добротой друг с другом. А теперь поделимся теплом, добротой и хорошим настроением с нашими гостями. Подуем на ладошки и отправим свои улыбки нашим гостям.
Воспитатель. Ребята, вы хотите попасть в сказку?
Дети. Да.
Воспитатель. Ребята, сейчас мы с вами пойдем в волшебную сказочную страну. Вы слышите эти звуки – сказка ждет вас. (звучит музыка «Маленькая страна»). Для того чтоб попасть в сказку у меня есть волшебные очки, их нужно надеть и посмотреть, вокруг себя, на звездное небо. (Дети надевают разноцветные очки, смотрят на звездное небо.)
В это время в это время включается видеообращение, появляется Звездочет.
Звездочет: Здравствуйте! Я Звездочет. Я рад видеть вас, дорогие ребята! С давних времен я живу на Планете чудес. За тысячу лет я повидал много необыкновенного и удивительного. На планете чудес живут сказочные герои, поэтому здесь происходит много интересного. У меня есть старинная волшебная книга, куда я записываю необыкновенные истории и сказки. И сейчас я вам расскажу сказку, но в сказку попадёт только тот, кто знает о воде всё. Ответьте на мои вопросы, тогда вы попадете в сказку. Вот я передаю Евгении Николаевне сверток, где все вопросы мои написаны.
Воспитатель: Ребята, расскажем звездочету о воде?
Дети: Да.
Воспитатель: Что вы можете рассказать о воде? Какая она? А ответить на вопросы нам поможет наша волшебная лаборатория.
Воспитатель: Вода имеет форму?
На столе лежит кубик и шарик, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Дети: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость.
Воспитатель: Какого цвета вода? (демонстрация опыта) Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем камушек цветной и бросим его в стакан с водой. Видно камушек? (ответы детей). А теперь бросим камушек в стакан с молоком. Что мы обнаружили? (ответы детей)
Дети: делают выводы и предположения. В воде камушек виден, а в стакане с молоком – нет. Значит вода прозрачная жидкость.
Воспитатель: Прозрачную воду можно сделать непрозрачной? Добавляем пакетик чая, и наблюдаем, как изменяется прозрачность воды.
Воспитатель: А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – сок лимона. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.
Дети: своего вкуса у воды нет.
Воспитатель: Есть ли у воды запах? Дети нюхают воду и высказывают свое мнение. Затем предложить детям добавить сок лимона. Что изменилось? Появился у воды запах? Вода стала пахнуть лимоном.
Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как вы считаете? Давайте выйдем из нашей волшебной лаборатории пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)
Физкульминутка. Как приятно в речке плавать!
Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем, (Дети садятся за парты.)
Воспитатель: Отдохнули, ребята? Тогда продолжим отвечать на вопросы Звездочета.
Воспитатель: А бывает ли вода твёрдой? Когда это случается?
Дети: Зимой, когда наступают морозы.
Воспитатель: Что же это такое — «твёрдая вода»?
Дети:— Это лёд.
Воспитатель: Какие свойства льда вы знаете?
Дети: Холодный, хрупкий, прозрачный, гладкий, тает в тепле.
Воспитатель: показывает детям в каких состояниях бывает вода: жидкость в стакане, если воду нагреть получается – пар (открывает термос с кипятком, дети видят, как появляется пар), а если воду заморозить получается — лед (показывает бутылку со льдом).
Воспитатель: Где в природе встречается вода?
Дети: Озеро, ручей, родник, река, озеро, море, океан.
Воспитатель: Где ручей берет начало?
Дети: Это родник.
Воспитатель: Откуда в роднике вода?
Дети: Она вытекает из-под земли.
Воспитатель: Давайте послушаем, как переливается вода в ручейке! (Слушают аудиозапись журчание воды)
Звездочет: Молодцы ребята, вот вы и ответили на все мои вопросы. Вы узнали, что вода не имеет формы, она прозрачная, без вкуса и запаха. Что вода бывает в трех состояниях: жидкой, твердой и в виде пара. Теперь я выполню свое обещание и расскажу сказку. Для путешествия по сказке необходима особая сила. Эту силу вам даст волшебный ручеек. (Включается аудиозапись с журчанием ручья и дети на носочках идут по ручью «голубой ниточке». Вот вы и наполнились волшебной силой, теперь присаживайтесь на ковер и мы отправляемся в путешествие по сказке.
Сказка
Живет в нашем лесу Заяц-Коська — шкурка серая, уши длинные. Целыми днями бегает он по лесу, глазами во все стороны косит, все на свете разузнать хочет. (слайд или видеофрагмент мультфильма)
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами изобразим, как Заяц глазами смотрит во все стороны.
Гимнастика для глаз
Дети выполняют движения глазами: а) вправо-влево; б) вверх-вниз.
Движения производятся очень медленно и плавно. Голова при этом совершенно неподвижна, двигаются только глаза.
Бежал как-то Коська по лесу и встретил белку.
— Ты кто такая?
— Я белка.
— А я Заяц-Коська. Пойдем искать где-нибудь чего-нибудь, узнавать у кого-нибудь что-нибудь.
— Да некогда мне, — отвечает белка. — К зиме готовлюсь. (Слайд или видеофрагмент)
Воспитатель: Как белка готовится к зиме?
Дети: Запасает семечки, грибы, ягоды, орехи.
Воспитатель: Белка прислала для вас орешки.
Упражнение «Орешки» (массаж ладошек)
• Дети удерживают грецкий орех поочередно между разными пальцами (указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем) сначала одной, а затем другой руки.
• Дети кладут ладонь на бедро и перекатывают грецкий орех по пальцам руки. Затем то же повторяют с другой рукой.
• Дети врашают орех между ладонями, постепенно увеличивая нажим и темп выполнения.
Воспитатель: Что чувствуют ваши ладони и пальцы? Давайте немного охладим руки, подуем на них.
Упражнение Прохлада (кинезиологическое упражнение)
Дети плавно и длительно дуют на руки через слегка вытянутые трубочкой губы, ощущая прохладу воздуха.
Воспитатель: А теперь искупаем ручки в прохладном ручейке, споем песенку водички: с-с-с-с-с-с-с-с.
Бежит Коська дальше. Видит — дупло на дереве, а из него выглядывает кто-то.
— Ты кто? — спрашивает Коська.
— Я филин Сёмка. У-ху! У-ху! Днем сплю, ночью зайцев ловлю. (Слайд или видеофрагмент)
Упражнение Филин (кинезиологическое упражнение)
Дети подставляют ладони рупором ко рту и в заданном ритме «ухают»: у-ху, у-ху...
Внимание концентрируется на мышцах живота, которые втягиваются внутрь в конце выдоха.
Упражнение на эмоцию страх «Филин и зайцы»
Воспитатель исполняет роль филина, дети — роль зайцев. «Зайцы» прыгают, танцуют. Как только раздается уханье «филина», «зайцы» замирают на месте и изображают испуг. Приоткрывают рот, округляют глаза, поднимают брови, напрягают руки, плечи, шею, «съеживаются» от страха.
После окончания упражнения дети стоя расслабляются, отпускают страх и напряжение.
Бежал, бежал Заяц-Коська по лесу, вдруг увидел Родничок, а из него ручеек течет.
— Ты кто? — спрашивает Коська.
— Я — Родничок. Вот хочу попутешествовать, посмотреть далекие края.
— Вот здорово, - обрадовался Заяц. — Побежали наперегонки.
— Побежали, — согласился Родничок.
Бежит Коська, прыгает через кочки и пни. Родничок уже ручейком стал. Бежит ручеек, изгибается, да все впереди зайца. (Слайд или видеофрагмент)
Воспитатель: Давайте ребята изобразим ручеек, возьмемся за руки.
Упражнение Ручеек
Дети берутся за руки и под музыку цепочкой бегут по залу, преодолевая воображаемые препятствия. (через кочки, под мостом, в горку, с горки)
После упражнения дети снова присаживаются на ковер, восстанавливают дыхание и снова слушают сказку.
Прибежали Родничок и Заяц-Коська к берегу реки, а там множество ручейков сливаются воедино.
— Пропал теперь Родничок! Съест его большая река, — забеспокоился Коська. — Эй, Родничок, где ты?
— А тут я, — ответил Родничок из реки. — Я теперь с другими родничками вместе. Так веселее. Догоняй скорее! (Слайд или видеофрагмент)
Упражнение Роднички и река
Все дети — «роднички». Они танцуют с ленточками. Как только музыка останавливается, дети берутся за руки и образуют круг («роднички» сливаются в одну «реку»).
Воспитатель делает попытки разъединить, расцепить руки детей, но у него не получается: дети крепко держатся за руки. После этого ведущий обращает внимание детей на то, что все вместе они очень сильные, река у них получилась могучая, полноводная.
Снова включается музыка, и «река» распадается на отдельные «роднички».
При соединении в реку ведущий спрашивает детей: «Какие у вас сейчас руки, напряженные или расслабленные, сильные или слабые, мягкие или твердые?»
— Теперь разъедините свои руки, пусть они свободно свисают. Сейчас они какие: напряженные или расслабленные, мягкие или твердые?
Весь день и целую ночь бежал по лесу Заяц-Коська. Наконец наступило утро.
Смотрит Коська по сторонам, а Родничка нигде нет.
— Эй, Родничок, где ты?
— А тут я! Посмотри наверх, — отозвался Родничок. Поднял глаза Коська и видит — в небе облачко покачивается.
— Да как же ты туда попал? — удивился Коська.
— Ночью я туманом стал, а утром меня солнышко пригрело — я в облачко превратился. (Слайд или видеофрагмент)
Воспитатель: Как двигается облачко, быстро или медленно? Плавно или резко? Напряженно или расслабленно? Свободно, легко или тяжело, грубо?
Вот и вы сейчас будете двигаться как облачко: легко, плавно, свободно и мягко.
Упражнение Облачко
Помощник и воспитатель держат над головами детей полотно белого шифона и передвигают его то вправо, то влево, то вниз, то вверх. Дети плавно передвигаются вслед за движением ткани: приседают, если ткань опускается слишком низко, тянутся пальчиками вверх, если ткань высоко.
Наступила осень, в лесу дождь пошел. Заяц-Коська тоже спрятался, слышит, шумит что-то.
– Эй, кто там?
– Это я, родничок! Обратно вернулся. Из ручейка в реку, из реки в туман, из тумана в облако, потом наверху похолодало, я дождем стал и на землю выпал. (Слайд или видеофрагмент)
Воспитатель: Давайте с вами проведём эксперимент – как образуется туча и пойдет дождь. Подойдем снова к нашей волшебной лаборатории.
Дети: выливают воду в поднос, опускают губку в воду. Вода впитывается в губку, поднимаем губку над подносом, слегка сжимаем и наблюдаем: вода капает, пошёл дождь.
Подведение итогов.
Воспитатель: Вот и закончилась наша сказка. Давайте вспомним все превращения родничка и выложим картинки.
Воспитатель задает вопрос индивидуально каждому, дети по очереди раскладывают картинки на полу.
Воспитатель: Что сначала образовалось? (Родник). Ребенок показывает картинку где нарисован родник.
Воспитатель: Во что превратился родничок? (В ручеек). Ребенок показывает картинку где нарисован ручеек.
Воспитатель: Куда влились ручейки? (В реку). Ребенок показывает соответствующую картинку.
Воспитатель: Что дальше произошло с родничком? (Он превратился в туман). Ребенок показывает картинку с туманом.
Воспитатель: А что дальше случилось? (Туман поднялся вверх и превратился в облако и выпал на землю дождем). (Ребенок показывает картинку с изображением дождя).
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Давайте попрощаемся с Зведочетом и скажем ему спасибо за интересную сказку.
Звездочет: До свидания ребята. Я очень рад, что сказка понравилась. Чтобы вам обратно вернуться в детский сад вам нужно снова пройти по ручейку.
Дети проходят по ручейку и садятся на стульчики.
Рефлексия
Воспитатель: А теперь оцените свою деятельность на занятии. Вы устали? Вам трудно было? Что вам больше всего понравилось? У вас под стульчиками капельки с настроением. Покажите какое у вас сейчас настроение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Свойства воды. Круговорот воды в природе».
Программные задачи:* По образовательной области «Познавательное развитие»Расширять и уточнять представления детей о воде;Формировать представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое, па...

Занятие "Свойства воды. Круговорот воды в природе"
Познакомить детей опытным путем со свойствами воды: прозрачность, у воды нет вкуса, у воды нет запаха, лед - твердая вода, пар - это тоже вода, в воде некоторые вещества растворяются, некоторые не рас...

Конспект ООД в подготовительной группе в разделе «Познавательно – исследовательская деятельность» по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе».
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе в разделе "Познавательно-исследовательская деятельность по теме "Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе". Н...

Конспект открытого мероприятия по формированию целостной картины мира. Тема: "Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе"
Период дошкольного детства - это период становления личности ребёнка. Формирование экологической культуры современного человека является, на мой взгляд, является основой для формир...

Технологическая карта по окружающему миру в подготовительной группе: "Свойства воды. Круговорот воды в природе"
Технологическая карта по окружающему миру в подготовительной группе: "Свойства воды. Круговорот воды в природе"...

Конспект ОД в подготовительной группе в разделе «Познавательно – исследовательская деятельность» по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе».
Воду нужно уважать- Это должен каждый знать! Совершенно не секрет- Без воды нам жизни нет! Бережное отношение к природным ресурсам и к воде нужно воспитывать у детей с дошкольного возраста. Ведь именн...

Конспект "Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе".
Конспект «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе»....
