Картотека игр-экспериментов в старшей группе
картотека по окружающему миру (старшая группа)
Игры-эксперименты в старшей группе
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 59.33 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ИГР-ЭКСПЕРИМЕНТОВ
(СТАРШАЯ ГРУППА)
«Фильтрация воды»
Цель: познакомиться с процессами очистки воды разными способами.
Игровой материал: промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям замутить воду крахмалом, а затем очистить ее. Вместе с детьми выясняет, как сделать разные очистительные устройства – фильтры по алгоритму (из песка, тряпочки, промокательной бумаги). Дети изготавливают фильтры и проверяют их действие; выясняют какой фильтр лучше очищает воду(промокательная бумага).
«Реактивный шарик»
Цель: выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).
Игровой материал: воздушные шары.
Ход игры:
Дети с помощью воспитателя надувают воздушный шар, отпускают его и обращают внимание на траекторию и длительность его полета. Выясняют, что для того, чтобы шарик дольше летел, надо его больше надуть: воздух, вырываясь из «горлышка» заставляет двигаться шарик в противоположную сторону. Воспитатель рассказывает детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.
«Передай солнечного зайчика»
Цель: формировать представление о том, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, то есть увидеть его там, где его не должно быть видно.
Игровой материал: зеркала, схема многократного отражения.
Ход игры:
Дети рассматривают движение солнечного «зайчика». Обсуждают, как он получается (отражение света от зеркала). Выясняют, что произойдет, если в том месте на стене, куда попал солнечный «зайчик», поместить еще одно зеркало (он отразится еще один раз). Воспитатель рассказывает о больной девочке, которой друзья, таким образом, помогли увидеть солнечный лучик, который к ней сам попасть не смог (солнце в ее окно не светило). Затем дети в паре передают друг другу солнечных «зайчиков», зарисовывают процесс двукратного отражения светового луча с помощью двух зеркал в виде схемы.
«Как увидеть молнию»
Цель: выяснить, что гроза – проявление электричества в природе.
Игровой материал: кусочки шерстяной ткани, воздушный шар, рупор.
Ход игры:
Сложенные друг на друга кусочки ткани дети натирают воздушным шаром (или пластмассовым предметом). Подносят к ним рупор (для усиления звука) и медленно разъединяют ткань. Выясняют ,что произошло с тканью при натирании (она наэлектризовалась, появился треск – проявление электричества).
«Как быстрее»
Цель: выявить особенности передачи звука на расстояние (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела).
Игровой материал: бечевка, клейкая лента, ватный тампон.
Ход игры:
Дети с помощью воспитателя отмеряют длинную бечевку (не менее 60см), один конец прикрепляют к столу, а за другой – натягивают бечевку и отпускают. Дети наблюдают, как она дрожит, колеблется, издавая негромкий звук, который по воздуху доходит до слуха. Наматывают на палец бечевку, закрывают одно ухо ватным тампоном, в другое – вставляют палец с намотанной бечевкой. Вновь оттягивают бечевку и отпускают. Выясняют, что звук от колебания бечевки становится громче, попадает сразу в ухо.
«Мир металлов»
Цель: называть разновидность металлов (алюминий, жесть, медь, бронза, серебро), сравнивать их свойства; понимать, что характеристики металлов обусловливают способы их использования в быту и на производстве.
Игровой материал: кусочки алюминиевой, стальной, медной проволоки, полоски жести, кусочки бронзы и серебра, спиртовка, спички, ножницы.
Ход игры:
Дети рассматривают предлагаемый материал, определяю, из чего он сделан, вспоминают основные свойства металлов (металлический блеск, ковкость, теплопроводность, твердость). Воспитатель предлагает до проведения опыта определить, чем отличаются представленные металлы. Дети подтверждают или опровергают свои предположения, действуя по алгоритму, оценивают степень проявления металлического блеска -> оценивают степень теплопроводности -> определяют твердость металлов -> ковкость (способность металлов приобретать заданную форму под воздействие: высокой температуры и без нее) - > делают выводы о сходстве и различиях металлов. Обсуждают, что из какого металла можно сделать.
«Замерзание жидкостей»
Цель: познакомить с различными жидкостями. Выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей.
Игровой материал: емкости с одинаковым количеством обычной и соленой воды, молоком, соком, растительным маслом, алгоритм деятельности.
Ход игры:
Дети рассматривают жидкости, определяют различия и общие свойства жидкостей (текучесть, способность принимать форму сосудов). Затем приготавливают раствор соленой воды по алгоритму, заливают соленый раствор и обычную воду в формочки, ставят на длительное время в холод. Затем вносят формочки, рассматривают, определяют, какие жидкости замерзли, а какие – нет. Дети делают вывод: одни жидкости замерзают быстрее, другие медленнее; устанавливают зависимость температуры замерзания жидкости от ее плотности.
«Изменение объема жидкостей»
Цель: выявить изменение объема жидкости при замерзании.
Игровой материал: бутылки с пробками.
Ход игры:
Дети заливают бутылки водой: одну доверху, другую – нет, закрывают их крышками, отмечают уровень воды и выносят на мороз. После полного замерзания вносят бутылки в помещение и выясняют, как изменились обе бутылки, почему дно у одной из них стало выпуклым.
«Полярное сияние»
Цель: формировать представление о том, что полярное сияние – проявление магнитных сил Земли.
Игровой материал: магнит, металлические опилки, два листа бумаги, трубочка для коктейля, воздушный шар, мелкие кусочки бумаги.
Ход игры:
Дети кладут под лист бумаги магнит. С другого листа на расстоянии 15см сдувают через трубочку на бумагу металлические опилки. Выясняют, что происходит (опилки располагаются в соответствии с полюсами магнита). Воспитатель поясняет, что так же действуют магнитные силы Земли, задерживая солнечный ветер, частицы которого, двигаясь к полюсам, сталкиваются с частицами воздуха и светятся. Дети вместе со взрослым наблюдают притягивание мелких кусочков бумаги к наэлектризованному трением о волосы воздушному шару (кусочки бумаги – частицы солнечного ветра, шар – Земля).
«Земное притяжение»
Цель: формировать представление о взаимосвязи земного притяжения и веса предмета.
Игровой материал: предметы: одного размера из разных материалов; разных размеров, но близкие по весу; емкости с водой и песком, тонкая резинка, пружинные весы.
Ход игры:
Дети рассматривают предметы. Воспитатель предлагает детям узнать, притягиваются ли они к Земле. С помощью воспитателя дети выполняют действия: привязывают нити к предметам, взвешивают их; отпускают над водой, над песком, подвешивают на резинку (тяжелые предметы сильнее растягивают резинку). Рассматривают пружинные весы. Взвешивают предметы, различные по весу, отмечая показания весов.
«Звуки в воде»
Цель: выявить особенности передачи звука на расстояние (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела).
Игровой материал: большая емкость с водой, камешки.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям ответить, передаются ли звуки по воде. Вместе с детьми составляет алгоритм действий: бросить камешек и слушать звук его удара о дно емкости. Затем приложить ухо к емкости и бросить камень, если звук передается по воде, то его можно услышать. Дети выполняют оба варианта опыта и сравнивают результаты. Делают вывод: во втором варианте звук был громче, значит, через воду звук проходит лучше, чем через воздух.
«Мир тканей»
Цель: называть ткани (ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж); сравнивать ткани по их свойствам; формировать представление о том, что эти характеристики обусловливают способ использования ткани для пошива вещей.
Игровой материал: образцы тканей (ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж), емкости с водой, ножницы.
Ход игры:
Дети рассматривают предлагаемые виды ткани, отмечают наиболее яркие их различия (цвет, структуру поверхности). Описывают свойства ткани, определяют по алгоритму последовательность действий: смять ткань и сравнить степень сминаемости -> разрезать пополам каждый кусочек ткани и сравнить, насколько легко работать ножницами -> попытаться разорвать кусочек на две части и сравнить степень необходимого усилия -> опустить в емкости с водой и определить скорость впитывания влаги. Делают общий вывод о сходстве и различиях видов ткани. Воспитатель обращает внимание детей на зависимость использования материала от его свойств и качеств.
«Круговорот воды»
Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе.
Игровой материал: прозрачная мерная емкость с прозрачной крышкой, лед, целлофан, резинка.
Ход игры:
Дети кладут в емкость кусок льда (или снега), закрывают ее целлофаном и закрепляют герметично вкруговую резинкой, ставят в тепло. Длительное время долго наблюдают таяние и конденсацию воды.
«Волшебник-воздух»
Цель: выявить, что воздух при охлаждении сужается, а при нагревании расширяется (занимает больше места).
Игровой материал: пластиковые бутылки с пробками, воздушный шарик, монетка.
Ход игры:
Дети выносят на улицу (в морозную погоду) пустую бутылку, закрытую пробкой. Через некоторое время вносят ее в помещение, определяют температуру емкости (холодная) обращают внимание на форму (как бы помятая). Объясняют изменение формы (воздух внутри бутылки остыл и стал занимать меньше места, а воздух снаружи давит по-прежнему, поэтому стенки бутылки вдавлены внутрь). Затем растирают бутылку теплыми руками, наблюдают за изменением ее формы. Объясняют, почему бутылка приняла прежнюю форму (воздух внутри нагрелся и стал давить на стенки бутылки, выпрямляя их). Дети вносят в теплое помещение охлажденную бутылку без крышки, плотно закрыв отверстие рукой. На отверстие кладут монету (она подпрыгивает). Объясняют, почему это происходит (воздух в бутылке становится теплым, занимает больше места и выходит из бутылки, толкая монету). Дети выносят бутылку без крышки на холод; через некоторое время заносят в помещение; быстро надевают воздушный шарик на горлышко; опускают бутылку в горячую воду. Проверяют, что происходит с шариком (он надувается, так как воздух в бутылке нагревается, увеличивается в объеме, уже не помещается в бутылке и переходит в шарик, надувая его).
«Далеко и близко»
Цель: познакомить детей с тем, как удаленность от солнца влияет на температуру воздуха.
Игровой материал: два термометра, настольная лампа, длинная линейка (метр).
Ход игры:
Дети зажигают лампу, представляют, что это солнце и помещают два термометра на расстоянии 10 и 100см от лампы. Определяют, где будет температура выше (от лампы идут лучи света – тепло и термометр, расположенный ближе, получит больше энергии и больше нагреется). Дети делают вывод: чем дальше от лампы, тем больше расходятся в стороны лучи и тем меньше их попадает на второй термометр, следовательно, они не смогут сильно его нагреть. Рассматривают с детьми модель Солнечной системы; определяют удаленность планет от Солнца, отмечают на какой из планет теплее всего (на планете, которая ближе к Солнцу – Меркурии). Поясняют это с помощью описанного выше опыта (чем ближе к Солнцу планета, тем больше она получает солнечной энергии; у более удаленных планет атмосфера холоднее).
«Разноцветные огоньки»,
Цель: узнать, из каких цветов состоит солнечный спектр.
Игровой материал: противень, плоское зеркальце, лист белой бумаги, рисунок с изображением расположения оборудования.
Ход игры:
Дети проводят опыт в ясный солнечный день. Наполняют противень водой. Кладут его на стол около окна, чтобы на него падал утренний свет солнца. Помещают зеркало внутри противня, положив его верхней стороной на край противня, а нижней – в воду под таким углом, чтобы оно ловило солнечный свет. Одной рукой и основы, держат перед зеркалом лист бумаги, другой – слегка приближают зеркало. Регулируют положение зеркала и бумаги, пока на ней не появится разноцветная радуга. Производят легкие вибрирующие движения зеркалом. Дети наблюдают, как на белой бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки. Обсуждают результаты. Вода от верхнего слоя до поверхности зеркала выполняет функцию призмы. (Призма – это треугольное стекло, которое преломляет проходящие через него лучи так, что свет разбивается на разные цвета – спектр. Призма может разделить солнечный свет на 7 цветов, которые располагаются в таком порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Воспитатель предлагает запомнить цвета радуги, выучив фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Дети уточняют, что вода плещется и изменяет направление света, из-за чего цвета напоминают огонь.
«Как не обжечься»
Цель: выяснить, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному (теплопроводность материалов).
Игровой материал: одинаковые по размеру емкости из разных материалов: керамики, дерева, пластмассы, металла.
Ход игры:
Дети рассматривают емкости, наполненные водой; определяют температуру воды в них (вода горячая, так как из емкостей идет пар). Воспитатель предлагает детям ответить, какими должны быть емкости, если из них идет пар (они должны быть на ощупь горячими, нагреться от воды). Дети проверяют предположения, осторожно дотрагиваясь до каждой емкости. Отмечают, что самая горячая – алюминиевая емкость, затем идут керамическая, пластмассовая, деревянная.
«Такая разная бумага»
Цель: познакомить с видами бумаги и их названиями, закрепить знания о свойствах бумаги.
Игровой материал: различные виды бумаги (картон, калька, гофрированная бумага, тетрадный лист), корзина, футляры для каждого вида бумаги.
Ход игры:
Воспитатель загадывает загадки: «Без языка, без голоса, а все расскажет» (книга), «Голубочка бела, в избу влетела, что на свете видала, про все рассказала» (газета). Воспитатель спрашивает, из чего сделаны все предметы, показывает различные ее виды. Дети выясняют, чем они отличаются.
В футляры вкладываются кусочки различных видов бумаги, и все футляры вкладываются в корзину. Каждый ребенок по очереди подходит и вынимает из корзины один футляр, открывает его и называет 2-3 свойства или качества бумаги.
«Есть ли у растений органы дыхания»
Цель: определить, что все части растения участвуют в дыхании.
Игровой материал: прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа.
Ход игры:
Воспитатель предлагает узнать, проходит ли воздух через листья внутрь растения. Высказываются предположения о том, как обнаружить воздух: дети рассматривают срез стебля через лупу (есть отверстия, погружают стебель в воду – наблюдают выделение пузырьков из стебля). Воспитатель с детьми проводит опыт «Сквозь лист» в следующей последовательности:
- Наливают бутылку воды, оставив ее незаполненной на 2-3см;
- Вставляют лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду; плотно замазывают пластилином отверстие бутылки, как пробкой;
- Здесь же проделывают отверстия для соломинки и вставляют ее так, чтобы кончик не достал до воды, закрепляют соломинку пластилином;
- Встав перед зеркалом, отсасывают из бутылки воздух;
Из погруженного в воду конца стебля начинают выходить пузырьки воздуха.
«Почему в пустыне мало воды»
Цель: объяснить некоторые особенности природно-климатических зон Земли.
Игровой материал: макет «Солнце – Земля», две воронки, прозрачные емкости, мерные емкости, песок, глина.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям ответить, какие существуют почвы в пустыне (песчаная и глинистая). Дети рассматривают ландшафты песчаных и глинистых почв пустыни. Выясняют, что происходит с влагой в пустыне (через песок, она быстро уходит вниз; на глинистых почвах, не успев проникнуть внутрь, испаряется). Доказывают опытом, выбирая соответствующий алгоритм действий: наполняют воронки песком и влажной глиной, уплотняют, наливают воду, помещают в теплое место. Делают вывод в виде модели взаимозависимости факторов неживой природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека зимних экспериментов в старшей группе ДОУ
В картотеке описаны эксперименты по зимней тематике. Это эксперименты для проведения на улице и в помещении. Не требуют сложной подготовки....
КАРТОТЕКА ИГР-ЭКСПЕРИМЕНТОВ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Занимательные опыты и игры , которые не могут не заинтересовать малышей....

Экспериментирование. Картотека опытов\экспериментов для старшей группы.
«Как разделить смеси?» Цель: дать детям представление о разделении смесей.Материалы и оборудование: песок...





