Краткосрочный проект в подготовительной группе "Я гражданин России"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
В рамках проекта дети познакомятся с символами России (флаг, герб, гимн), узнают о многонациональности нашей страны, ее столице и главных городах. Мы будем говорить о правах и обязанностях граждан, о важности дружбы и взаимопомощи. Через игры, беседы, творческие задания и чтение стихов и рассказов дети будут учиться любить свою Родину, гордиться ею и стремиться быть достойными гражданами России.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 108.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад № 17 «Звездочка»
городского округа Большой Камень
Краткосрочный проект в подготовительной группе
"Я гражданин России"
Автор: Танина М.А.
г. Большой Камень, 2023г.
Краткосрочный проект в подготовительной группе
"Я гражданин России"
Автор: Танина Мария Анатольевна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ № 17 «Звёздочка» г. Большой Камень, Приморский край
Актуальность: В современном мире, где информация распространяется мгновенно, а границы становятся всё более условными, важно с раннего возраста формировать у детей чувство принадлежности к своей стране, уважение к её истории, культуре и символам. Патриотическое воспитание – это фундамент для формирования ответственного и активного гражданина, готового вносить свой вклад в развитие общества. Проект "Я гражданин России" призван заложить основы этого понимания у дошкольников.
Цель: Формирование у детей подготовительной группы основ гражданственности и патриотизма через знакомство с государственными символами России, её историей, культурой и традициями.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с государственными символами Российской Федерации (флаг, герб, гимн), их значением.
- Расширить представления детей о родной стране, её столице, крупных городах, природных богатствах.
- Познакомить с некоторыми историческими событиями и выдающимися личностями России.
- Формировать представление о многонациональности России и уважении к другим народам.
- Расширить словарный запас детей по теме "Россия".
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес к истории и культуре своей страны.
- Развивать связную речь, умение выражать свои мысли, отвечать на вопросы.
- Развивать творческие способности через изобразительную деятельность, конструирование, игровую деятельность.
- Развивать умение работать в коллективе, слушать и слышать друг друга.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
- Формировать уважительное отношение к государственным символам и традициям.
- Воспитывать чувство толерантности и уважения к представителям разных национальностей.
- Воспитывать желание заботиться о своей стране и её природе.
Вид проекта: Информационно-познавательный, творческий, игровой.
Участники проекта: Дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
По продолжительности: Краткосрочный (2-3 недели).
Проблема: Недостаточная осведомленность детей дошкольного возраста о своей стране, её истории, культуре и государственных символах, что может привести к формированию поверхностного отношения к своей Родине.
Ожидаемый результат:
- Дети знают и называют государственные символы России, понимают их значение.
- Дети имеют представление о России как о большой и красивой стране с богатой историей и культурой.
- Дети проявляют интерес к изучению своей страны.
- У детей сформировано чувство гордости за свою Родину и уважение к её традициям.
- Дети умеют выражать свои мысли и чувства по теме проекта.
- У детей развиты навыки сотрудничества и взаимодействия.
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап:
- Определение темы и целей проекта: Обсуждение с педагогами, формулирование актуальности и задач.
- Планирование деятельности: Разработка плана мероприятий, подбор дидактического и наглядного материала.
- Создание предметно-развивающей среды: Оформление уголка патриотического воспитания (карты России, флаг, герб, фотографии достопримечательностей, книги о России, материалы для творчества).
- Работа с родителями: Информирование родителей о предстоящем проекте, привлечение к участию.
Основной этап:
Беседы и занятия:
"Что такое Родина?"
"Государственные символы России: флаг, герб, гимн" (с прослушиванием гимна).
"Наша столица – Москва" (знакомство с Кремлем, Красной площадью).
"Города России" (краткое знакомство с несколькими крупными городами).
"Природа России" (разнообразие ландшафтов, животный и растительный мир).
"Народы России" (знакомство с разнообразием национальностей, их культурой и традициями).
"Защитники Отечества" (знакомство с героями России, Днем защитника Отечества).
Чтение художественной литературы:
Стихи о России (Есенин, Тютчев, Блок).
Русские народные сказки.
Рассказы о героях войны.
Просмотр презентаций и видеоматериалов:
"Моя Россия".
"Москва – столица нашей Родины".
"Природа России".
Игровая деятельность:
Дидактические игры: "Собери флаг России", "Найди герб", "Узнай город по описанию", "Кто где живет?" (о народах России).
Сюжетно-ролевые игры: "Путешествие по России", "Мы – солдаты".
Подвижные игры: "Передай флаг", "Попади в цель" (метание снежков/мешочков).
Творческая деятельность:
Рисование: "Моя Родина", "Флаг России", "Березка – символ России".
Аппликация: "Герб России", "Дом, в котором я живу".
Лепка: "Русские матрешки", "Животные России".
Конструирование: "Кремль", "Дома на нашей улице".
Прослушивание народной музыки и песен о России.
Заключительный этап:
- Выставка детских работ: Организация выставки рисунков, аппликаций, поделок, посвященных России.
- Викторина "Я знаю Россию": Проведение викторины для закрепления полученных знаний.
- Праздничное мероприятие: Организация небольшого концерта или утренника, посвященного Дню России или Дню народного единства.
- Оформление альбома/стенгазеты "Я гражданин России": Сбор фотографий, рисунков, рассказов детей о проекте.
Работа с родителями:
- Консультации для родителей: "Патриотическое воспитание в семье", "Как рассказать ребенку о России".
- Совместные мероприятия: Организация экскурсий по городу, посещение музеев, участие в праздничных мероприятиях.
- Помощь в создании предметно-развивающей среды: Предоставление фотографий, книг, материалов для творчества.
- Рекомендации по чтению литературы о России дома.
- Предложить родителям рассказать детям о своей малой родине, о семейных традициях, связанных с Россией.
Дорожная карта к краткосрочному проекту по патриотическому воспитанию
«Я – гражданин России»
Этап проекта | Сроки | Основные мероприятия | Формы работы | Ожидаемый результат |
Подготовительный | 1-2 дня | Определение темы и целей проекта. Обсуждение с детьми их представлений о России. Подбор дидактического и наглядного материала (иллюстрации, книги, флаги, гербы, карты). Планирование конкретных мероприятий. | Беседы, обсуждения, просмотр тематических картинок. | Четкое понимание целей и задач проекта всеми участниками. Наличие необходимых материалов. |
День 1: "Наша Родина – Россия" Беседа о России как о большой и красивой стране. Знакомство с государственными символами: флаг, герб, гимн (прослушивание, обсуждение). Рассматривание карты России, определение ее размеров. | Беседы, рассказы, демонстрация наглядного материала, прослушивание музыки, разучивание песен, творческие занятия (рисование, аппликация, лепка), игры (дидактические, подвижные). | Дети знают государственные символы России, имеют представление о многообразии народов, столице, некоторых народных промыслах. Формируется чувство принадлежности к своей стране. | ||
День 2: "Народы России" Беседа о многонациональности России. Знакомство с некоторыми народами, их национальными костюмами, жилищами (через иллюстрации, короткие видео). Разучивание русской народной песни или хоровода. | ||||
Основной этап Неделя 1: "Моя Родина – Россия» | 5 дней | День 3: "Столица нашей Родины – Москва" Рассказ о Москве, ее главных достопримечательностях (Кремль, Красная площадь, Большой театр). | Просмотр фотографий и коротких видеороликов о Москве. | |
День 4: "Русские народные промыслы" Знакомство с хохломой, гжелью, дымковской игрушкой (рассматривание образцов, обсуждение). | Творческая деятельность: рисование элементов росписи. | |||
День 5: "Моя семья – часть России" Беседа о семье как о ячейке общества. | Создание коллажа "Моя семья". | |||
День 6: "Права и обязанности ребенка" Беседа о правах ребенка (право на семью, образование, игру) в доступной форме. | Обсуждение простых обязанностей (слушать взрослых, помогать, убирать игрушки). | |||
Неделя 2: "Я – гражданин России" | 5 дней | День 7: "Герои нашей страны" Рассказ о выдающихся людях России (космонавты, ученые, спортсмены) в доступной форме. | Просмотр иллюстраций, коротких видео. | |
День 8: "Традиции и праздники России" * Знакомство с некоторыми традициями и праздниками (Масленица, Новый год). | Рассматривание иллюстраций, обсуждение. | |||
День 9: "Мой город/село – моя малая Родина"Беседа о родном городе/селе, его достопримечательностях, улицах. | Создание коллективной аппликации "Мой город" | |||
День 10: "Я – гражданин России "Итоговая беседа о том, что значит быть гражданином России. Что такое Родина? Что мы можем делать для своей страны? | Беседы, рассказы, демонстрация наглядного материала, творческие занятия (аппликация, рисование), игры (сюжетно-ролевые, дидактические). | Дети имеют представление о своих правах и обязанностях, знают о некоторых выдающихся людях России, знакомы с традициями и праздниками. Формируется понимание своей роли в обществе и ответственности за свою страну. | ||
Заключительный этап | 1-2 дня | Оформление выставки детских работ по теме проекта. Презентация проекта для родителей (например, в форме небольшого концерта или выставки). Подведение итогов проекта, обсуждение с детьми, что им понравилось больше всего. | Выставка, презентация, беседы. | Закрепление полученных знаний и впечатлений. Повышение интереса родителей к жизни детского сада и патриотическому воспитанию детей. |
Материально-техническое обеспечение:
- Иллюстрации, фотографии, репродукции картин на тему России, ее природы, городов, народов.
- Карта России, глобус.
- Государственные символы России (флаг, герб).
- Аудиозаписи гимна России, русских народных песен.
- Образцы народных промыслов (хохлома, гжель, дымковская игрушка).
- Книги о России, сказки народов России.
- Материалы для творческой деятельности (бумага, краски, карандаши, пластилин, клей, ножницы).
- Мультимедийное оборудование (ноутбук) для демонстрации видеоматериалов.
Мониторинг реализации краткосрочного проекта по патриотическому воспитанию
«Я – гражданин России»
Этап проекта | Деятельность | Цель | Форма проведения | Оценка результатов (наблюдения, анализ детских работ, беседы) |
Подготовительный | Подбор материалов (иллюстрации, книги, игры, аудиозаписи) | Обеспечение необходимыми ресурсами для реализации проекта | Самостоятельная работа воспитателя | Наличие и соответствие материалов целям и задачам проекта |
Основной | Беседа "Что такое Родина?" | Формирование первичных представлений о Родине | Фронтальная беседа с использованием наглядного материала | Активность детей, понимание темы, ответы на вопросы |
Рассматривание иллюстраций с видами России | Расширение знаний о географии и красоте России | Групповая работа | Интерес детей к иллюстрациям, умение узнавать знакомые места | |
Чтение стихов о России | Воспитание любви к Родине через художественное слово | Фронтальная работа | Внимание детей, эмоциональный отклик на стихи | |
Дидактическая игра "Собери флаг России" | Закрепление знаний о флаге России | Индивидуальная/групповая работа | Умение правильно собрать флаг, знание цветов и их расположения | |
Рисование "Мой родной город | Развитие творческих способностей и выражение любви к родному краю | Индивидуальная работа | Отражение в рисунках знакомых мест, проявление эмоций | |
Заключительный | Выставка детских работ | Демонстрация результатов проекта | Оформление выставки в группе | Оценка качества и разнообразия работ, интерес детей и родителей к выставке |
Итоговая беседа "Я - гражданин России" | Обобщение знаний, полученных в ходе проекта | Фронтальная беседа | Умение детей отвечать на вопросы, выражать свои чувства и мысли о России |
Отчёт к краткосрочному проекту по патриотическому воспитанию "Я гражданин России":
Краткое описание проекта: Проект "Я гражданин России" в подготовительной группе направлен на формирование у детей основ гражданственности, патриотизма и уважения к Родине. В ходе проекта дети познакомятся с символами России, столицей, многонациональным народом и важными праздниками через беседы, игры, чтение и мультфильмы.
Проект включает изучение прав и обязанностей граждан, адаптированных для дошкольников, а также организацию тематических экскурсий и интерактивных занятий. Родители будут вовлечены в создание выставок и участие в мероприятиях, что укрепит связь между детским садом и семьей.
Дети также узнают о значении различных профессий и роли семьи в формировании гражданских ценностей. Важной частью станет бережное отношение к природе, включая экологические акции.
Завершится проект созданием стенгазеты "Юный гражданин" и итоговым мероприятием, где дети продемонстрируют свои знания и достижения. Проект заложит основу для формирования активных и ответственных граждан, способных ценить свою страну.
Описание хода реализации проекта:
Неделя 1: "Моя Родина – Россия"
Беседы:
- "Что такое Россия?" – обсуждение понятия "Родина", ее значения для каждого человека. Рассматривание карты России, знакомство с ее размерами и разнообразием.
- "Символы моей страны" – знакомство с Государственным гербом, флагом и гимном Российской Федерации. Объяснение их значения и истории.
- "Столица моей Родины" – рассказ о Москве, ее главных достопримечательностях (Кремль, Красная площадь).
- "Народы России" – знакомство с некоторыми народами, проживающими на территории России, их национальными костюмами, жилищами, традициями (на примере нескольких ярких примеров, доступных для понимания детей).
Занятия:
- Познавательное занятие "Путешествие по России": Использование мультимедийной презентации с изображениями природы, городов, достопримечательностей России. Дети отвечали на вопросы, делились своими впечатлениями.
- Музыкальное занятие "Гимн моей страны": Прослушивание Государственного гимна РФ, разучивание слов (по возможности), обсуждение торжественности и значимости песни.
- Занятие по ознакомлению с окружающим миром "Мой родной край": Рассказ о городе, где живут дети, его истории, известных людях, природе. Использование фотографий, иллюстраций.
Игры:
- Дидактическая игра "Собери флаг России": Дети собирали флаг из частей, называя цвета и их значение.
- Подвижная игра "Мы – Россияне": Дети изображали представителей разных народов России, выполняя соответствующие движения и имитируя национальные танцы (в упрощенной форме).
- Настольная игра "Города России": Дети называли города, которые они знают, и находили их на карте.
Творческая деятельность:
- Рисование "Моя любимая Россия": Дети рисовали то, что ассоциируется у них с Россией (природа, Кремль, народные узоры).
- Аппликация "Флаг России": Создание аппликаций с изображением российского флага.
- Лепка "Русская изба": Дети лепили из пластилина домики, напоминающие русские избы, украшали их.
Работа с родителями:
- Консультация "Роль семьи в патриотическом воспитании дошкольников":
- Обсуждение важности формирования у детей любви к Родине с раннего возраста.
- Распространение памяток: "Как рассказать ребенку о России", "Идеи для семейных прогулок по родному краю".
Неделя 2: "Я – гражданин своей страны"
Беседы:
- "Что значит быть гражданином?" – обсуждение прав и обязанностей гражданина, важности соблюдения законов.
- "Защитники Отечества" – знакомство с профессиями военных и других людей, которые защищают нашу страну.
- "Праздники моей страны" – знакомство с основными государственными праздниками (День Победы, День России, День Конституции) и их значением.
- "Уважение к старшим и забота о младших" – обсуждение важности уважительного отношения к людям разных возрастов, как одного из проявлений гражданской ответственности.
Занятия:
- Познавательное занятие "Конституция – главный закон страны": В доступной форме объяснить, что такое Конституция, зачем она нужна, какие права и обязанности есть у граждан.
- Занятие по развитию речи "Моя семья – моя Россия": Дети рассказывали о своих семьях, семейных традициях, как они любят свою семью и свою страну.
- Занятие по конструированию "Строим город будущего": Дети строили из конструктора или других материалов город своей мечты, думая о том, каким он должен быть для счастливой жизни граждан.
Игры:
- Сюжетно-ролевая игра "Мы – будущие граждане": Дети примеряли на себя роли разных профессий (врач, учитель, строитель, полицейский), обсуждая, как их труд важен для общества.
- Дидактическая игра "Что нужно для жизни в городе?": Дети называли и показывали предметы, необходимые для жизни людей в городе (школа, больница, магазин, парк).
- Игра-драматизация "Сказка о дружбе и взаимопомощи": Разыгрывание небольших сценок, где герои помогают друг другу, проявляют заботу и уважение.
Творческая деятельность:
- Коллективная работа "Плакат "Мы – граждане России"": Дети рисовали и клеили на большой плакат изображения, символизирующие их представления о гражданственности и патриотизме.
- Создание "Книги добрых дел": Дети рисовали или описывали свои добрые поступки, которые они совершили для других людей или для природы.
Изготовление подарков для ветеранов (если есть возможность): Дети делали открытки или небольшие поделки для пожилых людей, как знак уважения и благодарности.
Работа с родителями:
- Выставка детских работ "Я – гражданин России": Организация выставки рисунков, аппликаций, поделок детей, посвященных теме проекта.
- Семейное творческое задание "Моя семья – моя Россия": Предложить родителям вместе с детьми создать семейный герб или флаг, или написать небольшое стихотворение о своей семье и Родине.
- Фотовыставка "Наши семейные традиции": Родители приносили фотографии, отражающие семейные традиции, связанные с праздниками, путешествиями по России, или просто моменты совместного досуга.
Выводы:
Проект "Я гражданин России" в подготовительной группе был реализован успешно и достиг поставленных целей. Дети получили первичные представления о России как о своей Родине, у них сформировалось чувство патриотизма и уважения к своей стране.
В целом, проект "Я гражданин России" стал важным шагом в формировании основ гражданственности и патриотизма у детей подготовительной группы. Полученные результаты свидетельствуют о высокой эффективности выбранных форм и методов работы, а также о готовности детей к дальнейшему изучению и осмыслению своей принадлежности к великой стране – России. Дальнейшая планомерная работа в этом направлении позволит заложить прочный фундамент для воспитания достойных граждан своей Родины. Дети продемонстрировали возросший интерес к изучению родного края и его истории, а также к государственным символам России. Успешная реализация проекта подтверждает правильность выбранных форм и методов работы, направленных на формирование первичных представлений о Родине и воспитание чувства принадлежности к ней.
Используемая литература:
Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2005.
Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. – СПб.: Детство-Пресс, 2010.
Деркунская В.А. Воспитание гражданственности в дошкольном возрасте. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Степанова Н.В. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Планирование и конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Интернет-ресурсы по патриотическому воспитанию дошкольников.
Детская художественная литература о России.
Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию
Тема: "Путешествие по России"
Цель: Формирование у детей представлений о многообразии природы, народов и культуры России, воспитание чувства гордости за свою страну.
Задачи:
Образовательные:
- Расширить и систематизировать знания детей о географическом положении России, ее столице, крупнейших городах и природных зонах.
- Познакомить с некоторыми народами России, их традициями и обычаями.
- Рассказать о символах России (флаг, герб, гимн).
- Формировать представление о многообразии животного и растительного мира России.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес к изучению своей страны.
- Развивать речь детей, обогащать словарный запас новыми словами (например, "тайга", "тундра", "степь", "народность", "традиция").
- Развивать память, внимание, мышление, воображение.
- Развивать умение работать в группе, слушать друг друга.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и уважение к Родине, к ее истории и культуре.
- Воспитывать чувство гражданственности и патриотизма.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
- Чтение художественной литературы о России (сказки, стихи, рассказы).
- Рассматривание иллюстраций, фотографий, открыток с видами России, ее достопримечательностями, народами.
- Беседы с детьми о родном городе, крае, стране.
- Разучивание стихотворений и песен о России.
- Изготовление детьми (совместно с родителями) поделок на тему "Россия".
Материал и оборудование:
- Карта России (большая, настенная).
Иллюстрации с изображением:
- Кремля, Красной площади.
- Природных зон России (тайга, тундра, степь, горы, озера, реки).
- Животных и птиц, обитающих в России.
- Национальных костюмов разных народов России.
- Традиционных предметов быта (например, матрешки, самовар).
- Флаг России, герб России.
- Аудиозапись гимна России.
- Мультимедийный проектор и экран (для показа презентации или видеофрагментов).
Материалы для творческой деятельности: бумага, карандаши, краски, пластилин, природные материалы (шишки, листья).
Игрушки, изображающие животных России.
"Волшебный" глобус или мяч для игры.
Ход мероприятия:
Приветствие: Дети собираются в круг.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет удивительное приключение. Мы отправимся в путешествие по нашей большой и прекрасной стране. А как называется наша страна?
Дети: Россия.
Воспитатель: Правильно! Россия – наша Родина. А что такое Родина?
(Дети высказывают свои мысли).
Воспитатель: Родина – это место, где мы родились и живем, где живут наши родители, где мы учимся и играем. Это наша земля, наши леса, реки, города. И сегодня мы отправимся в путешествие, чтобы узнать о ней как можно больше!
Воспитатель показывает на карте России ее границы.
Воспитатель: Посмотрите, какая большая наша страна! Она раскинулась на огромной территории. А какая у нас столица?
Дети: Москва.
Показ иллюстраций Кремля, Красной площади. Краткий рассказ о Москве как о главном городе России.
Воспитатель: А знаете ли вы, что Россия – самая большая страна в мире по территории?
Воспитатель: Наша страна очень разная. Где-то очень холодно, а где-то тепло. Давайте отправимся в разные уголки России и посмотрим, какая там природа.
Тундра: Показ иллюстраций тундры (снег, лед, низкорослая растительность).
Воспитатель: Это тундра. Здесь очень холодно, много снега и льда. Живут здесь северные олени, песцы, белые медведи. А какие птицы здесь могут жить?
(Дети называют, воспитатель дополняет: куропатки, совы).
Игра "Кто где живет?": Дети выбирают игрушки животных и размещают их на картинке с тундрой.
Тайга: Показ иллюстраций тайги (густые леса, высокие деревья).
Воспитатель: А это тайга – огромные леса. Здесь растут ели, сосны, березы. В тайге живут медведи, волки, лисы, зайцы, белки. А какие птицы здесь обитают?
(Дети называют, воспитатель дополняет: дятлы, сойки, глухари).
Загадки о животных тайги.
Степь: Показ иллюстраций степи (широкие поля, травы).
Воспитатель: А это степь. Здесь много солнца и ветра, растут травы, цветы. В степи живут суслики, хомяки, полевые мыши. А какие птицы здесь могут летать?
(Дети называют, воспитатель дополняет: орлы, жаворонки).
Дидактическая игра "Собери букет": Дети из готовых элементов (бумажные цветы) составляют букет степных цветов.
Горы: Показ иллюстраций гор (Кавказ, Урал).
Воспитатель: А еще в России есть высокие горы! Например, Кавказские горы. Там живут горные козлы, орлы. А какие животные могут жить в горах?
(Дети называют, воспитатель дополняет: медведи, рыси).
Подвижная игра "Альпинисты": Дети имитируют подъем в гору.
Воспитатель: В нашей стране живут разные люди, разных национальностей. Все они – граждане России. У каждого народа есть свои традиции, песни, танцы, костюмы.
Показ иллюстраций национальных костюмов разных народов России (например, татарский, русский, чувашский, якутский).
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые костюмы! А вы знаете, как называются люди, которые живут в России?
Дети: Русские,
(Воспитатель дополняет: "Россияне").
Краткий рассказ о том, что все народы живут дружно и уважают друг друга.
Воспитатель: У каждой страны есть свои главные символы, которые ее представляют.
Показ флага России.
Воспитатель: Что это?
Дети: Флаг.
Воспитатель: Какого цвета наш флаг? Что означают эти цвета?
Дети: Белый – мир, чистота; синий – небо, верность; красный – сила, мужество.
Показ герба России.
Воспитатель: А это герб России. Что вы видите на гербе?
Дети: Двуглавый орел, всадник.
Краткий рассказ о значении герба.
Прослушивание гимна России (фрагмент).
Воспитатель: А это гимн России – наша торжественная песня. Когда звучит гимн, все встают и слушают стоя, потому что это очень важная песня для нашей страны.
Воспитатель: Ребята, наше путешествие подходит к концу, но мы можем сохранить память о нем. Давайте создадим что-то свое, связанное с Россией.
Предложить детям создать коллаж "Моя Россия" из готовых элементов (флаг, герб, изображения природы, людей).
Во время творческой деятельности воспитатель подходит к детям, помогает, задает наводящие вопросы, поддерживает беседу о России.
Рефлексия:
- Ребята, вам понравилось наше путешествие по России?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что вам запомнилось больше всего?
= Какое чувство вы испытываете, когда думаете о нашей стране?
Воспитатель: Вы сегодня были настоящими исследователями! Вы узнали много интересного о нашей большой и красивой стране. Помните, что Россия – это наш общий дом, и мы должны беречь ее природу, уважать ее историю и традиции. Давайте все вместе скажем: 'Я люблю Россию!'" (Дети повторяют).
Прощание: Воспитатель благодарит детей за активное участие.
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи на тему
"Моя семья – моя Россия"
Цель: Формирование у детей чувства принадлежности к своей семье и своей стране, развитие патриотических чувств через осознание взаимосвязи между семьей и Родиной.
Задачи:
Образовательные:
- Расширить и систематизировать знания детей о семье, родственных связях, традициях.
- Формировать представления о России как о большой семье, где живут люди разных национальностей.
- Обогащать словарный запас детей словами, обозначающими родственные отношения, национальности, символы России.
Развивающие:
- Развивать связную речь, умение строить полные предложения, описывать, рассуждать.
- Развивать внимание, память, логическое мышление.
- Развивать творческое воображение и фантазию.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своим близким.
- Воспитывать чувство гордости за свою страну, свой народ.
- Формировать доброжелательное отношение к людям разных национальностей.
Предварительная работа:
- Беседы с детьми о семье, родственных связях, семейных традициях.
- Рассматривание семейных фотографий.
- Чтение русских народных сказок, стихов о Родине.
- Прослушивание русских народных песен.
- Разучивание пословиц и поговорок о семье и Родине.
- Подготовка рисунков детей на тему "Моя семья".
Материал и оборудование:
- Семейные фотографии детей.
- Картинки с изображением символов России (флаг, герб, гимн, береза, матрешка).
Карта России.
- Кукла в национальном костюме.
- Музыкальное сопровождение (русские народные мелодии).
- Материалы для рисования (карандаши, фломастеры, бумага).
Ход мероприятия:
1. Организационный момент:
Приветствие детей.
Создание положительного эмоционального настроя.
Предложение детям встать в круг и взяться за руки.
2. Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о самом дорогом, что у нас есть. А что это, вы узнаете, отгадав загадку:
Кто вас больше всех ласкает,
Кто вас любит, обожает,
Покупает вам игрушки,
Книжки, ленты и хлопушки? (Мама)
Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым? (Папа)
Кто печет оладушки?
Кто нам вяжет варежки?
Кто расскажет сказку?
Кто подарит ласку? (Бабушка)
Кто научит нас трудиться,
И не даст нам полениться?
Всегда поддержит нас советом,
Кто самый лучший в мире этом? (Дедушка)
Воспитатель: Правильно, это семья! А что такое семья?
(Ответы детей).
Воспитатель: Семья – это самое главное в жизни каждого человека. Это люди, которые любят нас, заботятся о нас, поддерживают нас в трудную минуту. У каждого из вас есть своя семья. Давайте посмотрим на ваши фотографии и расскажем о своих семьях.
3. Основная часть:
- Рассказы детей о своих семьях:
- Дети по очереди показывают свои семейные фотографии и рассказывают о своей семье (кто входит в состав семьи, чем занимаются члены семьи, какие традиции есть в семье).
Игра "Чей это дом?"
Воспитатель показывает картинки с изображением разных домов (большой дом, маленький домик, квартира, изба). Дети должны угадать, в каком доме может жить большая семья, а в каком – маленькая.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какая семья самая большая?
(Ответы детей).
Воспитатель: Самая большая семья – это наша страна, Россия! В нашей большой семье живут люди разных национальностей, но мы все – одна большая семья, одна Россия.
Беседа о России:
Воспитатель показывает карту России.
Воспитатель: Посмотрите, какая большая наша страна! Как она называется?
Дети: Россия.
Воспитатель показывает символы России.
Воспитатель: А это что такое?
Дети: Флаг, герб.
Воспитатель: Что изображено на флаге? А на гербе?
(Ответы детей).
Воспитатель: Россия – это наша Родина, наш общий дом. В нашей стране живут разные народы, но мы все – россияне. Как вы думаете, почему важно жить дружно?
(Ответы детей).
Воспитатель: Когда мы живем дружно, помогаем друг другу, наша страна становится сильнее и лучше. Так же, как и в семье, когда все вместе, когда любят и уважают друг друга.
Игра "Национальные костюмы":
Воспитатель достает куклу в национальном костюме (например, русской народной). Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это? В каком костюме она одета?
Воспитатель рассказывает о костюме, о том, какие народы живут в России и как они отличаются друг от друга, но при этом живут в мире и согласии.
Можно предложить детям изобразить, как танцуют люди в разных национальных костюмах.
Чтение стихотворения или пословицы:
Воспитатель читает стихотворение о семье или Родине, или пословицу, например: "Вся семья вместе, так и душа на месте." или "Родина – мать, чужбина – мачеха."
Обсуждение смысла прочитанного.
4. Заключительная часть:
Творческое задание "Моя Россия" :
Воспитатель предлагает детям нарисовать, что для них значит "Моя семья – моя Россия". Это может быть рисунок их семьи на фоне Кремля, или семья, гуляющая по красивому русскому лесу, или просто счастливая семья.
Пока дети рисуют, звучит спокойная русская народная музыка.
Выставка детских рисунков:
Дети выставляют свои рисунки на мольберте или на стене.
Воспитатель хвалит детей за их работы.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня говорили на нашем занятии?"
Дети: О семье, о России.
- Что вам больше всего понравилось?
- Что нового вы узнали?
- Как вы думаете, почему важно любить свою семью и свою Родину?
Воспитатель: Давайте еще раз скажем, что такое семья и что такое Россия.
Дети отвечают, используя новые слова).
Воспитатель: Вы все сегодня были молодцы! Вы очень хорошо рассказывали о своих семьях, внимательно слушали, красиво рисовали. Я горжусь вами!
Завершение занятия веселой песней о дружбе или Родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе. «Я — гражданин России»
laquo;Я — гражданин России»...

Краткосрочный проект в подготовительной группе "Народные промыслы России"
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями....

Краткосрочный проект в подготовительной группе «Наша Родина – Россия»
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, что...

Конспект по патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Я гражданин России
Цель: Довести до сознания детей то, что каждый ребенок является гражданином государства, в котором он живет....

Краткосрочный проект в подготовительной группе "Флаг России"
Тип проекта: информационно - творческийВид проекта: групповой, краткосрочный (с 15 августа по 22 августа 2019 г.)Участники проекта:- дети группы старшего дошкольного возраста (6 лет);- воспитатель: Ив...

Педагогический краткосрочный проект в подготовительной группе «МОЯ РОССИЯ»
Педагогический краткосрочный проект в подготовительной группе «МОЯ РОССИЯ»...

Краткосрочный проект в подготовительной группе "Пушкинский день России-6 июня!"
Создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к русской классической литературе посредством знакомства с творчеством А.С. Пушкина.Формирование представлений о великом поэте, разв...

