"Занимательная астрономия"
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)

  Савкина Кристина Константиновна

Авторская программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnaya-astronomiya.doc153.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

 

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ АСТРОНОМИЯ»

 

 

Возраст учащихся: 6-7 лет Срок реализации: 1 год

 

 

 

 

 

                                                                     Автор-составитель:

                                                             Савкина Кристина Константиновна

                                                             Консультант:  

                                                             Сатдарова Рамзия Хамидовна  

 

  

г. Нижнекамск

Содержание

 

1.  КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ        3

1.1.  Пояснительная записка        3

1.2.  Цель и задачи программы        5

1.3.  Содержание программы        6

1.4.  Планируемые результаты        8

2.  КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ        10

2.1.  Календарный учебный график        10

2.2.  Условия реализации программы        10

2.3.  Формы аттестации и оценочные материалы        11

2.4.  Методические материалы        11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        14

 

 

         

         

  1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

                 «Астрономия полезна потому, что она  

возвышает нас над нами самими;  астрономия полезна потому, что она  величественна; астрономия полезна  потому, что она прекрасна»

 

Французский математик

Жюль Анри Пуанкаре  

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ.

В современной жизни мало кто обращает внимание на звездное небо.  

Астрономия оказалась оторванной от простых людей; считается, что ею занимаются  только профессиональные учёные. И если вдруг человек замечает какое-то явление или необычный объект на небе, он, как правило, не может дать ему точное определение.  

Однако специфика астрономии заключается не только в её системности, мировоззренческом значении, но и в реальном повседневном присутствии в человеческой  культуре.  

Исчисление времени, календарные системы, космические ритмы и ритмы биосферы, влияние космических излучений, изменение магнитного поля Земли, влияние на Землю Луны, Солнца и других космических тел – вот неполный перечень того, что так или иначе отражается в нашей жизни. Поэтому важно с дошкольного возраста (когда дети только начинают познавать окружающий мир) развивать интерес к астрономии, чтобы дети могли различить, распознать и определить увиденные объекты или явления на небе и даже объяснить их взрослым.

Любознательный человек всегда задумывался над вопросами, как и когда образовалась наша Земля, из каких веществ состоит, каковы ее формы, размеры, масса, что было в прошлом и что происходит сейчас в ее недрах и в ее космических окрестностях.  

Астрономия является очень важной, неотъемлемой частью формирования мировоззрения учащихся, она позволяет дать целостное представление о Вселенной, сформировать знания о наблюдаемых небесных явлениях, привлечь внимание к красоте мироздания.

Программа нацелена на формирование осознанного отношения учащихся к объектам на звездном небе и имеет естественнонаучную направленность.

По своему уровню программа является стартовой, ориентирована на детей 6-7 лет, предоставляя им возможность осваивать знания о космосе, не имея до этого никакой специальной подготовки.

Актуальность данной программы заключается в том, что, развивая представления детей о космосе, расширяется кругозор, развиваются мыслительные способности, активизируются восприятие, воображение дошкольников, способность рассуждать и делать выводы. При этом, будучи ориентирована на детей дошкольного возраста (6-7 лет), программа позволяет заложить основы астрономических знаний, опираясь на которые, дети смогут развить свой дальнейший интерес, обращаясь к другим источникам информации.

Знакомя детей с космосом, рассказывая о его освоении, можно успешно решать задачи патриотического воспитания, воспитывать чувство гордости за свою страну, которая первой запустила спутник, отправила человека покорять космическое пространство.

Данная программа обеспечивает: 

  • единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
  • строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми;
  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих:  1) совместную деятельность взрослого и детей;  2) самостоятельную деятельность детей.

 Возрастная адекватность — один из главных критериев выбора педагогами форм образовательной работы и видов детской деятельности. На занятиях используются в основном практические и проблемные методы работы, следующие формы совместной деятельности:

  • Игра-путешествие, как организационная форма проведения учебного занятия. Данная форма может проигрываться на протяжении нескольких занятий, посвященных одному из тематических блоков;
  • Экспериментирование, как элемент учебного занятия при знакомстве детей с отдельными свойствами пластических и других материалов.
  • Проектирование, как форма индивидуального либо совместного творчества в процессе работы над изучением определенных тем.  
  • Беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций, как формы актуализации жизненного опыта обучающихся, расширение практического и социального опыта в освоении новых способов деятельности.

                Программа основывается на следующих педагогических принципах:

  • Концентричности и последовательности, обеспечение преемственности всех возрастных этапов.
  • Осознанности и активности, способствующего осознанному усвоению программного материала, активизации умственных (познавательных) процессов.
  • Гуманизации, предполагающего умение педагога вставать на позицию ребенка, учитывать его точку зрения, видеть в ребенке полноценного партнера.
  • Наглядности, способствующего восприятию и познанию окружающей действительности, осознанному освоению способов продуктивной деятельности с учетом особенностей детского мышления.
  • Креативности, направленному на развитие у дошкольников переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач.

Объем и срок освоения программы.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса – традиционная форма.

Состав группы –12 человек. Прием в группу осуществляется на основе личного заявления родителей либо законных представителей. Причиной отказа в приеме может служить отсутствие вакантных мест либо медицинские противопоказания. Взаимоотношения между учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе  воспитания и обучения. Группы формируются из детей одного возраста, состав группы постоянный.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.

Количество учебных недель в году – 34. Недельная нагрузка составляет – 2 часа.

Занятия в группе проводятся по расписанию – 1 раз в неделю по 2 часа. Продолжительность пребывания детей         – 1 час 10 минут. Продолжительность академического часа: 40 минут (30 минут – образовательная нагрузка, 10 минут – динамическая пауза с использованием подвижных игр, физкультминуток), в соответствии с СанПин 2.4.1.3049-13.

Родители могут присутствовать на любом занятии с разрешения педагога. 2 раза в год (декабрь, апрель) для родителей проводятся специально организованные открытые занятия, где дети демонстрируют свою успешность в освоении образовательной программы.

  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель – способствовать формированию и развитию представления об окружающем мире через изучение астрономических явлений.  

Задачи: 

Личностные

  • воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
  • воспитывать в дошкольниках любовь к интеллектуальным занятиям;
  • развивать способности к познанию окружающего мира;  
  • развивать умение применять полученные знания в собственной деятельности.

Метапредметные

Развитие познавательных умений:

  • развитие инициативности мыслительной деятельности, произвольности, способности к творческому самовыражению; 
  • содействие развитию индивидуальных творческих способностей при получении новых знаний и умений.

Развитие коммуникативных умений: 

  • внимательно слушать друг друга, не перебивать, эмоционально сопереживать рассказам друзей;
  • активно вступать в диалог, поддерживать общую беседу;
  • совместно договариваться о правилах, оценивать, объяснять действия других детей, находить компромиссы;
  • самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, ориентируясь на правила речевого этикета.

Развитие регулятивных умений: 

  • способности к саморегуляции: умение доводить до конца работу, способность к волевому усилию;
  • соблюдать общепринятые нормы и правила поведения и осознавать обязательность их выполнения; 
  • ставить цели в своей деятельности, планировать этапы по ее достижению; длительно согласовывать с целью свою активность;
  • осуществлять эпизодический самоконтроль и коррекцию своих действий;  давать краткую самооценку, ориентируясь на свои достижения и оценки взрослых. Предметные.
  • пробудить интерес дошкольников к астрономии;
  • способствовать получению дополнительных знаний по природоведению, основам географии и астрономии;  
  • дать представление о строении Солнечной системе и месте Земли в ней;
  • сформировать естественнонаучное мировоззрение учащихся;
  • развивать  интерес к изучению космической техники;  
  • способствовать развитию навыков самостоятельного обучения.

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы  контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

0,25

1,75

Опрос, беседа.

2.

Звездный мир. Вселенная

16

8

8

Педагогическое наблюдение. Выполнение контрольных упражнений. Выполнение творческой работы. Выставка. Педагогическое наблюдение.

3.

Солнечная система

14

6

8

Педагогическое наблюдение. Выполнение         творческой работы. Выставка.  

4.

Планета Земля. Географические особенности Земли

23

10

13

Педагогическое наблюдение. Выполнение контрольных упражнений. Выполнение творческой работы.

Выставка.  

5.

Человек и космос

9

3

6

Самостоятельное

выполнение работы по заданной схеме.

Дидактическая игра на выявление знаний приемов работы. Педагогическое наблюдение. Выставка.

6.  

Итоговые занятия

4

2

2

Игра – путешествие.

 

Итого  

68

29,25

38,75

 

 

Содержание учебно-тематического плана 

 

  1. Вводное занятие 2 часа.

Теория: Инструктаж по ТБ. Правила поведения во Дворце, на занятии. Знакомство с программой «Занимательная астрономия» и формами проведения занятий.

Практика: Игры на знакомство, экскурсия по Дворцу. Игра-путешествие «Космическое путешествие с Незнайкой» (введение в образовательную программу).

 

  1. Звездный мир. Вселенная (16 ч.)

Теория: Знакомство с царством звезд во Вселенной, звездных картинках – созвездиях.  Вводим понятие «Вселенная», «космос», объясняем что есть в космическом пространстве и «на чем все в космосе держится».

Знакомство с легендами и мифами звездного неба. Данная тема позволит учащимся найти ответы на многие вопросы: что такое звёзды? Почему звёзды мерцают Каково место Солнца в системе звёзд?

Практика: Знакомство с картой звездного неба. Нахождение Полярной звезды и определение сторон горизонта. Зарисовка созвездий, наблюдение звездного неба созвездий осенью, зимой.

Дидактические игры «Найди/угадай созвездие», Игра-путешествие «Большое космическое путешествие» (знакомство с созвездиями северного неба). Работа с дидактическими  пособиями  «Занимательная астрономия» и «Развивающая астрономия». Игры: «Мозаика звёздного неба», «Небесная игротека», «Латинские и греческие слова в астрономии», «Небо в картинках», «Звёздные бои». Просмотр учебных видеофильмов по изучаемым  темам (например, по греческим мифам: «Подвиги Геракла», «Персей», «Аргонавты» и  т.д.). Заучивание русских названий созвездий.  

 

3. Солнечная система (14ч).

Теория: Виртуальное путешествие по Солнечной системе с помощью ИКТ. Знакомство с планетами Солнечной системы. Изучению каждой планеты отводится отдельное занятие, что позволяет рассмотреть подробно особенности её поверхности, температурный режим, состав атмосферы, спутники или причины их отсутствия. Знакомимся с малыми телами Солнечной системы с использованием наглядно-демонстрационного материала (карт, иллюстраций, фотографий, модулей).  

Практика. «Построение модели Солнечной системы».  

Определение положения Солнца в течение дня, «Наблюдение и зарисовка фаз Лун», «Изготовление Солнышка».

Изготовление макетов отдельных участков поверхности планет.  

Экспериментальная деятельность со светом «Разложение света на спектр солнечных лучей», эксперимент «Образование кратеров».  Изготовление простейших летательных аппаратов в технике оригами.  

 

4. Планета Земля. Географические особенности Земли (23 ч.).  

Теория: При изучении Земли необходимо особо подчеркнуть уникальность планеты Земля, как единственной, где сложились благоприятные условия для возникновения и развития жизни. Форма и размеры Земли, причины смены дня и ночи и времен года, изображение Земли на картах и глобусе. Как устроена Земля внутри, почему бывают землетрясения. Материки и океаны.

Практика: Дидактические игры «Земля имеет форму шара», «Глобус – модель Земли», «Притяжение Земли»,  «Смена  дня  и  ночи»,  «Смена  времен  года»,  «Погода  и  климат», «Модель Земли», «Самая удивительная планета Солнечной системы».  Игры путешествия по материкам. Дидактические игры «Наша планета»,

Экспериментирование «Вулкан», «Неньютоновская жидкость», «Лавовая лампа»,

«Торнадо в банке», «Зубная паста для слона» «Выращивание кристаллов», эксперименты с водой.  

 

  1. Человек и космос (9 ч.).

Теория: Как древние люди представляли себе Вселенную. Какие важнейшие открытия в астрономии были сделаны в 20 веке. Развитие представлений о Вселенной у разных цивилизаций. Египет, Индия, Греция, Рим, Америка. Инструменты и обсерватории.  Воздушные шары, первые самолёты. К.Э. Циолковский – основоположник отечественной космонавтики. Первые спутники. Животные в космосе.

Первый полет человека в космос. Ю.А. Гагарин – первый космонавт Земли, гражданин  нашей страны. Как человек изучает космос сегодня. Основные направления международного сотрудничества в космосе. Первые люди в открытом космосе, на Луне, орбитальные комплексы. Полеты на Луну, Марс и другие планеты. Будущее изучение космоса.  

Практика: Моделирование космических кораблей. Изготовление «костюма космонавта», изготовление макетов планет.

 

  1. Итоговые (аттестационные) занятия (4 ч.).

Практика: Интерактивная игра «Школа будущих космонавтов» и др.

 

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Сформированность знаний, представлений об устройстве Солнечной системы, основных космических явлениях, покорителях космоса; развитие мыслительных способностей, умений самостоятельно делать выводы, умозаключения.

Ребенок будет знать:

  • что изучает астрономия и с помощью каких астрономических приборов;
  • понятия «космос», «Солнечная система», «планета», «звезда», «созвездие»,

«комета», «метеорит», «метеор», «астероид», «орбита», «космонавт», «космический корабль», «спутник», «скафандр»;

  • точку зрения древних людей на мироздание и планету Земля;
  • что такое солнечная система;
  • историю покорения космоса, яркие биографические сведения из жизни К.Э.Циолковского, С.П.Королева, Ю.А.Гагарина.

Будет иметь представление:

  • о планетах и их спутниках названия некоторых созвездий, отличие планет от звезд, комет, метеоритов;
  • о планете Земля и её спутника Луны;
  • о причинах смены времен года, дня и ночи.

Будет уметь: 

  • находить на карте звездного неба и на небе созвездия Большая и Малая Медведица, Полярную звезду;
  • обращать внимание на изменение фаз Луны, делать выводы на основе наблюдений и сравнений;
  • продемонстрировать с помощью моделей и объяснить смену дня и ночи, времен год;
  • конструировать изделия с учетом технических и художественно-декоративных условий, используя разную художественную технику и приемы работы;
  • провести сравнительную характеристику планет земной группы и планет-гигантов;
  • нарисовать схему смены лунных фаз и её объяснить;
  • выполнять учебно-творческие задания, способствующие развитию мышления и логики;
  • отражать воображаемое в рисунке, изделиях из пластилина; правильно работать с картой и глобусом;
  • самостоятельно поставить эксперимент.

Личностные результаты: 

  • проявление устойчивого познавательного интереса к выполнению поделок из конструктора, бумаги, пластилина;
  • самоопределение;
  • нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные результаты:

  • умение организовать свою деятельность;
  • прогнозирование;
  • планирование;
  • самоконтроль;
  • поиск путей решения поставленных проблем; корректировка работ; самооценка.

Познавательные результаты:

  • проявление творческой и познавательной активности при разработке проекта, собственной поделки, при проектировании изделия по собственному замыслу;
  • умение осуществлять анализ предлагаемого изделия, исследование технологических свойств используемых материалов, выделять известное и неизвестное, создавать мысленный образ конструкции;
  • умение сформулировать краткий ответ на заданный вопрос.

Коммуникативные:

  • участие в совместной творческой деятельности;
  • осуществление сотрудничества;
  • умение слушать и понимать речь других.
  • взаимодействие друг с другом в условиях занятия – игры, работать в парах, группах и индивидуально.
  • умение высказывать суждение о полученных знаниях.

Завершением обучением по программе является Интерактивная игра «Школа будущих космонавтов», призванная показать достижения детей за год. Выставка детских творческих работ.

 

  1. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
  1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

 

Учебный период

Количество учебных недель

Дата начала

учебного периода

Каникулы

Продолжительность

Организация деятельности по отдельному расписанию

и плану

1 полугодие

15 недель

09 сентября

с 21.12 по 12.01

с 21.12 по 12.01 участие в мероприятиях познавательно-

воспитательного характера

2 полугодие

19 недель

 

13 января

с 25.05 по 06.09

Участие в итоговом сборе представителей детских образовательных объединений. Работа лагерей с дневным пребыванием детей.

Продолжительность учебного года – с 09.09.2024 по 24.05.2025– 34 учебные недели

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение:

  • учебный кабинет общей площадью не менее 30 кв. м.;
  • столы;
  • стулья по количеству детей;
  • ноутбук, проектор;
  • магнитная доска;
  • шкафы и стеллажи для дидактического и учебного материала.

 Информационное обеспечение:

Аудио-, фото-, видео-, интернет – источники. Педагогическая литература, детская литература, энциклопедии.

  1. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

  • опрос;
  • просмотр выполненных работ;
  • выставка;
  • презентация;
  • наблюдение;
  • диагностическое задание;
  • изучение результатов продуктивной деятельности детей;
  • журнал посещаемости.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

  • выставка детского творчества;
  • выставки детских проектов;
  • открытое занятие.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, лист наблюдений, выполнение самостоятельных, в том числе письменных тестовых заданий.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставка, защита творческих работ, проектов, научно-практическая конференция, открытое занятие, праздник, фестиваль.

Оценочные материалы – диагностический журнал с пакетом диагностических методик по предметным областям.

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Особенности организации образовательного процесса.

Очно. Учебное занятие, практическая работа.

Методы обучения:

  • словесные (рассказ-объяснение, беседа, викторина);
  • наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, экскурсии);
  • практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами).

Формы организации образовательного процесса - групповая. 

Формы организации учебного занятия.

В работе с детьми дошкольного возраста важно активное применение методов мотивации и стимулирования (формирование интереса к занятиям, познавательной активности детей):

  • методы эмоционального стимулирования, творческие задания, поощрение.
  • игра, 
  • экспериментирование, 
  • заочная экскурсия, 
  • демонстрация, иллюстрация, соревнование, беседа с игровыми элементами. 

 

  • Игра (Игры-путешествия ,имитация, сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра). В данной форме используется метод игровых ситуаций, решение ситуативных задач, что позволяет обеспечивать личностно - деятельностный характер усвоения знаний. В их основе лежит познавательная деятельность детей, направленная на поиск, обработку и освоение информаций. Так, путешествие по солнечной системе организует Звездочет, который знакомит детей с небесными телами, астероидами: кометами, метеоритами;
  • Игры-экспериментирования. Дети овладевают знаниями, представлениями, способами практических действий. Учебный материал представлен таким образом, чтобы побуждать детей к рассуждению, анализу, установлению причинно-следственных связей, самостоятельным выводам и обобщениям;
  • Чтение познавательной и художественной литературы;
  •  Тематические выставки.

Педагогические технологии.

Технология         игровой         деятельности,         личностно-ориентированная технология, здоровьесберегающая технология.

АЛГОРИТМ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

 

п/п

Содержание деятельности

Продолжительность по времени

Формы организации

1.

Организационный момент.

5 минут

Дети готовят рабочие тетради, альбомы.

2.

Объяснение нового материала.

15 минут

Постановка целей и задач занятия, требования к работе. Демонстрация наглядных пособий.

3.

Самостоятельная работа.

10 минут

Закрепление знаний, практических умений и навыков, получаемых при объяснении педагога. Фронтальная и индивидуальная работа.

4.

Веселая переменка

10 минут

Свободная игровая деятельность.

5.

Самостоятельная работа.

20 минут

Закрепление знаний, практических умений и навыков, получаемых при объяснении педагога. Фронтальная и индивидуальная работа.

6.

Итог занятия.

10 минут

Организация выставки.

Коллективное обсуждение.

Анализ работ детей.

 

Дидактические материалы:

  • сюжетные и предметные картинки (демонстрационные и раздаточные);
  • методическое обеспечение – плоскостной макет Солнечной системы, плакаты «Солнечная система», «Карта звездного неба»,  
  • иллюстрации и портреты космонавтов Ю. Гагарина, Г. Титова, А. Леонова, В. Терешковой, С. Савицкой и др., конструкторов К. Э. Циолковского, С. П. Королева;  
  • глобус, карта России,  
  • мини планетарий,
  • макет «Солнечная система»,  
  • наглядно-дидактические пособия «Космос», «От кареты до ракеты», «Человек вышел в космос»,  
  • игры «Солнечная система», «Медвежонок в  космосе», «Собери созвездия», «Планеты и солнце» и т.д.,  
  • игрушки для игр детей на космическую тематику, в том числе и из бросового материала,  
  • мини - лаборатория для экспериментирования,  
  • подзорные трубы, телескоп и т.п.;  
  • напольный и настольный конструкторы и др.

          


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Азимов А. Занимательная астрономия. – М.: Центрполиграф, 2003.
  2. Ананьева Е., Смирнова С. Звездное небо. Иллюстрированный атлас школьника. – М.:Аванта, 2004.
  3. Аудиоэнциплопедия «Увлекательная астрономия», познавательная программа для детей.
  4. Бернхем Р. Атлас Вселенной для детей. – М.: Ридерз Дайджест, 2001.
  5. Большая энциклопедия эрудита. – М.: «Росмэн», 2004.
  6. Бомонд Э. Космос в картинках. – М.: Скорпион, 1994.
  7. Бриант-Моул К. Невероятные приключения в космосе. Играем. Рисуем. Познаем. – М.: Мир книги, 2005.
  8. Дагаев М.М. Книга для чтения по астрономии. Пособие для учащихся. –М.: Просвещение, 1989.
  9. Дагаев М.М. Наблюдение звездного неба. – М.: Наука, 1988.
  10. Денисов В.П. Страницы советской космонавтики. – М.: Машиностроение, 1975.
  11. Детская энциклопедия. 2т. – М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1959.
  12. Дубкова С. Сияющие бездны космоса. Энциклопедия тайн и загадок Вселенной. – М.: Белый Город, 2004.
  13. Дубкова С.И. Волшебный мир звезд. Энциклопедия тайн и загадок Вселенной. – М.:

Белый город, 2003.

  1. Дубкова С.И. Сказки звездного неба. – М.: Белый город, 2004.
  2. Дубкова С.И. Сказки звёздного неба. – М.: изд. Белый город, 2004.
  3. Дубкова С.И., Засов А.В. Атлас звездного неба. – М.: Росмэн, 2005.
  4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. «Неизведанное рядом» Творческий центр Сфера, Москва 2001.
  5. Жуков С.А. Космос и человек. Сборник научных статей. – М.: Московский космический клуб, 1996. 19. Зигель Ф.Ю. Сокровища звездного неба. (Путеводитель по созвездиям и луне). – М, 1990.
  1. Зигель Ф.Ю. Сокровища звездного неба. Путеводитель по созвездиям и Луне. – М.: Наука, 1986.
  2. Игнатова. В. Солнечная система. Волшебные очки. – М.: Эгмонт Россия, 2006.
  3. Калашников В. Энциклопедия тайн и загадок. «Звёзды и планеты», занимательная астрономия. – М.: Изд. Белый город, 2002.
  4. Калашников В.И. Энциклопедия тайн и загадок. Звезды и планеты. – М.: Белый город, 2001.
  5. Комаров В.Н. Занимательная астрономия. – Смоленск.: Русич, 1999.
  6. Комаров В.Н. Увлекательная астрономия. – М.: Наука, 1968.
  7. Компьютерная программа «Дракоша и занимательная астрономия». – М.: Медиа, 2000.
  8. Кондраков И.М. От фантазии к изобретению. – М.: Просвещение. Владос, 1995.
  9. Константинов Б.П. Населенный космос. – М.: Наука, 1972.
  10. Корнелиус Д. Звездное небо. Предания и новейшие знания о созвездиях, звездах и планетах. – М.: 2000.
  11. Кошелев В., Афонькин С. Вырезаем и складываем. – СПб.: «Кристалл», 2001.
  12. Крейг А.,Россни К. Наука. Энциклопедия. – М.: РОСМЭН, 1995.
  13. Левин Б., Радлова Л. Астрономия в картинках. – М.: Детская литература, 1967.
  14. Левитан Е.П. Астрономия для умненьких детей. – М., 2005.
  15. Левитан Е.П. В семье Солнышка танцуют все. Астрономия для умненьких детей. – М. Белый город, 2007.
  16. Левитан Е.П. Звезды – Солнышкины сестрички. Астрономия для умненьких детей. – М. Белый город, 2007.
  17. Левитан Е.П. Камни, которые упали с неба. Астрономия для умненьких детей. – М. Белый город, 2007.
  18. Левитан Е.П. Краткая астрономия. – М.: Классик Стиль, 2003.
  19. Левитан Е.П. Луна – внучка Солнышка. Астрономия для умненьких детей. – М. Белый город, 2007.
  20. Левитан Е.П. Маленькие планетки. Астрономия для умненьких детей. – М. Белый город, 2007.
  21. Левитан Е.П. Малышам о звёздах и планетах. – М.: «Педагогика – Пресс», 1993.
  22. Левитан Е.П. Твое солнышко. Астрономия для умненьких детей. – М. Белый город, 2007.
  23. Лыкова И.А. Лепим космос. – М.: Издательский дом «Карапуз».
  24. Мартиндейл Л. Как это было на самом деле. – ЗАО «Издательский дом Ридерс дайджест», 2003.
  25. Мейсон Э. Географические открытия. Иллюстрированный атлас для детей. – М.: ОНИКС, 1998.
  26. Миттон Ж. И С. Астрономия. Иллюстрированный атлас. –М.: ОНИКС 21 век, 2003.
  27. Найер Д. Космос. Мир в твоих руках. – ГБК, 1993.
  28. Новиков Э.А. Планета загадок. – Л.: Недра, 1987.
  29. Новиков Э.А. Таинственность очевидного. – Л.: Недра,1983.
  30. Паркер С, Оливер К., Райли П. Наука и космос. 100 вопросов и ответов. – М.: РОСМЭН, 2006.
  31. Попова А.П. Занимательная астрономия. – М.: КомКнига, 2005.
  32. Посвянская Н.П. Планета Земля. Занятия с детьми дошкольного возраста. – М.: Скрипторий, 2005.
  33. Пшеничнер Б.Г., Войнов С.С. Внеурочная работа по астрономии.: Кн.для учителя – М.:

Просвещение, 1989.

  1. Рудаков Ю. Космос. Узнай и наклей. – М.: «РОСМЭН», 2006.
  2. Скоролупова О.А. «Большое космическое путешествие» (игровая неделя) – М., 2006.
  3. Скоролупова О.А. Большое космическое путешествие. Игровая неделя в ДОУ. – М., 2006.
  4. Скоролупова О.А. занятия с детьми дошкольного возраста по теме «Покорение космоса». – М.: Скрипторий, 2006.
  5. Страут Е.К. Практические основы астрономии». Учебные задания для учащихся 8 класса. – М., 1988.
  6. Талимонова Л. Сказки о созвездиях. – М.: Машиностроение, 1993.
  7. Токарева Е. Космос. Волшебные очки. – М.: Эгмонт Россия Лтд, 2003.
  8. Токовинин А.А. Орбитальные оптические телескопы. – М.:Знание, 1986.
  9. Транье Ж-П., Даверсен Б. Звездными тропами. Популярная астрономия. – М.: Мир книги, 2004.
  10. Уиллис П. Космос. 100 тысяч как и почему. – М.: Астрель, 2002.
  11. Фесенко Б.И. Астрономический калейдоскоп. Вопросы и ответы. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1992.
  12. Хауэлл Л., Роджерс К., Хендерсон К. Изучаем астрономию. Земля и космос. – М.:

РОСМЭН, 2002.

  1. Цветков В. Космос. Полная энциклопедия. – М.: ЭКСМО, 2006.
  2. Циблиев В.В. С именем Гагарина. – М.: ЦПК,2005.
  3. Челлонер Д. Атлас космоса. – М.: Изд-во «РАНОК», 2005.
  4. Членов А. Геология в картинках. – М.: Детская литература, 1975.
  5. Энциклопедический словарь юного астронома. – М.: Педагогика, 1986.
  6. Яковлева Н.К. Звездное небо. – М.:ООО «ТД «Издательство Мир книги»,2006.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

примерное планирование по ознакомлению с первоначальными основами по астрономии

Цель раздела помочь в осознании себя как активного субЪекта природы познакомить с неживой природой материалистическое понимание природных явлений, иметь представление о разных видах небесных тел ...

Маршрутные листы. Задания детям. "Космос". "Занимательная Астрономия"

тематическая неделя "Космос". "Занимательная астрономия"Зaнимaтeльнaя acтpoнoмия для дeтeй, это paccкaзы o людях, о плaнeтax Coлнeчнoй cиcтeмы, кocмических oбъeктax.Кaк paccкaзaть ...

"Занимательная астрономия"

Данный проект поможет ребятам систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности....

Консультация "Занимательная астрономия" для педагогов и родителей

laquo;Занимательная астрономия» Тайны звёзд, космоса, планет всегда необыкновенно притягивают к себе ребят. В космонавтов с удовольствием играют все. Но как объяснить дошкольникам устройст...

Проектная деятельность в старшей группе "Занимательная Астрономия"

Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет ...

Дополнительная общеобразовательная программа — дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Занимательная астрономия» для детей дошкольного возраста (6-7 лет) срок реализации 1 год

открывает для детей старшего дошкольного возраста целостной картины мира, подготавливает почву для развития основ естественнонаучных знаний детей;способствует расширению кругозора детей, дает возможно...

Занимательная астрономия.

Материал для педагогов....