"Занимательная астрономия"
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ АСТРОНОМИЯ»
Возраст учащихся: 6-7 лет Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Савкина Кристина Константиновна
Консультант:
Сатдарова Рамзия Хамидовна
г. Нижнекамск
Содержание
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 3
1.2. Цель и задачи программы 5
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 10
2.1. Календарный учебный график 10
2.2. Условия реализации программы 10
2.3. Формы аттестации и оценочные материалы 11
2.4. Методические материалы 11
- КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Астрономия полезна потому, что она
возвышает нас над нами самими; астрономия полезна потому, что она величественна; астрономия полезна потому, что она прекрасна»
Французский математик
Жюль Анри Пуанкаре
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ.
В современной жизни мало кто обращает внимание на звездное небо.
Астрономия оказалась оторванной от простых людей; считается, что ею занимаются только профессиональные учёные. И если вдруг человек замечает какое-то явление или необычный объект на небе, он, как правило, не может дать ему точное определение.
Однако специфика астрономии заключается не только в её системности, мировоззренческом значении, но и в реальном повседневном присутствии в человеческой культуре.
Исчисление времени, календарные системы, космические ритмы и ритмы биосферы, влияние космических излучений, изменение магнитного поля Земли, влияние на Землю Луны, Солнца и других космических тел – вот неполный перечень того, что так или иначе отражается в нашей жизни. Поэтому важно с дошкольного возраста (когда дети только начинают познавать окружающий мир) развивать интерес к астрономии, чтобы дети могли различить, распознать и определить увиденные объекты или явления на небе и даже объяснить их взрослым.
Любознательный человек всегда задумывался над вопросами, как и когда образовалась наша Земля, из каких веществ состоит, каковы ее формы, размеры, масса, что было в прошлом и что происходит сейчас в ее недрах и в ее космических окрестностях.
Астрономия является очень важной, неотъемлемой частью формирования мировоззрения учащихся, она позволяет дать целостное представление о Вселенной, сформировать знания о наблюдаемых небесных явлениях, привлечь внимание к красоте мироздания.
Программа нацелена на формирование осознанного отношения учащихся к объектам на звездном небе и имеет естественнонаучную направленность.
По своему уровню программа является стартовой, ориентирована на детей 6-7 лет, предоставляя им возможность осваивать знания о космосе, не имея до этого никакой специальной подготовки.
Актуальность данной программы заключается в том, что, развивая представления детей о космосе, расширяется кругозор, развиваются мыслительные способности, активизируются восприятие, воображение дошкольников, способность рассуждать и делать выводы. При этом, будучи ориентирована на детей дошкольного возраста (6-7 лет), программа позволяет заложить основы астрономических знаний, опираясь на которые, дети смогут развить свой дальнейший интерес, обращаясь к другим источникам информации.
Знакомя детей с космосом, рассказывая о его освоении, можно успешно решать задачи патриотического воспитания, воспитывать чувство гордости за свою страну, которая первой запустила спутник, отправила человека покорять космическое пространство.
Данная программа обеспечивает:
- единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих: 1) совместную деятельность взрослого и детей; 2) самостоятельную деятельность детей.
Возрастная адекватность — один из главных критериев выбора педагогами форм образовательной работы и видов детской деятельности. На занятиях используются в основном практические и проблемные методы работы, следующие формы совместной деятельности:
- Игра-путешествие, как организационная форма проведения учебного занятия. Данная форма может проигрываться на протяжении нескольких занятий, посвященных одному из тематических блоков;
- Экспериментирование, как элемент учебного занятия при знакомстве детей с отдельными свойствами пластических и других материалов.
- Проектирование, как форма индивидуального либо совместного творчества в процессе работы над изучением определенных тем.
- Беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций, как формы актуализации жизненного опыта обучающихся, расширение практического и социального опыта в освоении новых способов деятельности.
Программа основывается на следующих педагогических принципах:
- Концентричности и последовательности, обеспечение преемственности всех возрастных этапов.
- Осознанности и активности, способствующего осознанному усвоению программного материала, активизации умственных (познавательных) процессов.
- Гуманизации, предполагающего умение педагога вставать на позицию ребенка, учитывать его точку зрения, видеть в ребенке полноценного партнера.
- Наглядности, способствующего восприятию и познанию окружающей действительности, осознанному освоению способов продуктивной деятельности с учетом особенностей детского мышления.
- Креативности, направленному на развитие у дошкольников переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач.
Объем и срок освоения программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса – традиционная форма.
Состав группы –12 человек. Прием в группу осуществляется на основе личного заявления родителей либо законных представителей. Причиной отказа в приеме может служить отсутствие вакантных мест либо медицинские противопоказания. Взаимоотношения между учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе воспитания и обучения. Группы формируются из детей одного возраста, состав группы постоянный.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.
Количество учебных недель в году – 34. Недельная нагрузка составляет – 2 часа.
Занятия в группе проводятся по расписанию – 1 раз в неделю по 2 часа. Продолжительность пребывания детей – 1 час 10 минут. Продолжительность академического часа: 40 минут (30 минут – образовательная нагрузка, 10 минут – динамическая пауза с использованием подвижных игр, физкультминуток), в соответствии с СанПин 2.4.1.3049-13.
Родители могут присутствовать на любом занятии с разрешения педагога. 2 раза в год (декабрь, апрель) для родителей проводятся специально организованные открытые занятия, где дети демонстрируют свою успешность в освоении образовательной программы.
- ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель – способствовать формированию и развитию представления об окружающем мире через изучение астрономических явлений.
Задачи:
Личностные
- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
- воспитывать в дошкольниках любовь к интеллектуальным занятиям;
- развивать способности к познанию окружающего мира;
- развивать умение применять полученные знания в собственной деятельности.
Метапредметные
Развитие познавательных умений:
- развитие инициативности мыслительной деятельности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
- содействие развитию индивидуальных творческих способностей при получении новых знаний и умений.
Развитие коммуникативных умений:
- внимательно слушать друг друга, не перебивать, эмоционально сопереживать рассказам друзей;
- активно вступать в диалог, поддерживать общую беседу;
- совместно договариваться о правилах, оценивать, объяснять действия других детей, находить компромиссы;
- самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, ориентируясь на правила речевого этикета.
Развитие регулятивных умений:
- способности к саморегуляции: умение доводить до конца работу, способность к волевому усилию;
- соблюдать общепринятые нормы и правила поведения и осознавать обязательность их выполнения;
- ставить цели в своей деятельности, планировать этапы по ее достижению; длительно согласовывать с целью свою активность;
- осуществлять эпизодический самоконтроль и коррекцию своих действий; ✔ давать краткую самооценку, ориентируясь на свои достижения и оценки взрослых. Предметные.
- пробудить интерес дошкольников к астрономии;
- способствовать получению дополнительных знаний по природоведению, основам географии и астрономии;
- дать представление о строении Солнечной системе и месте Земли в ней;
- сформировать естественнонаучное мировоззрение учащихся;
- развивать интерес к изучению космической техники;
- способствовать развитию навыков самостоятельного обучения.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие | 2 | 0,25 | 1,75 | Опрос, беседа. |
2. | Звездный мир. Вселенная | 16 | 8 | 8 | Педагогическое наблюдение. Выполнение контрольных упражнений. Выполнение творческой работы. Выставка. Педагогическое наблюдение. |
3. | Солнечная система | 14 | 6 | 8 | Педагогическое наблюдение. Выполнение творческой работы. Выставка. |
4. | Планета Земля. Географические особенности Земли | 23 | 10 | 13 | Педагогическое наблюдение. Выполнение контрольных упражнений. Выполнение творческой работы. Выставка. |
5. | Человек и космос | 9 | 3 | 6 | Самостоятельное выполнение работы по заданной схеме. Дидактическая игра на выявление знаний приемов работы. Педагогическое наблюдение. Выставка. |
6. | Итоговые занятия | 4 | 2 | 2 | Игра – путешествие. |
| Итого | 68 | 29,25 | 38,75 |
|
Содержание учебно-тематического плана
- Вводное занятие 2 часа.
Теория: Инструктаж по ТБ. Правила поведения во Дворце, на занятии. Знакомство с программой «Занимательная астрономия» и формами проведения занятий.
Практика: Игры на знакомство, экскурсия по Дворцу. Игра-путешествие «Космическое путешествие с Незнайкой» (введение в образовательную программу).
- Звездный мир. Вселенная (16 ч.)
Теория: Знакомство с царством звезд во Вселенной, звездных картинках – созвездиях. Вводим понятие «Вселенная», «космос», объясняем что есть в космическом пространстве и «на чем все в космосе держится».
Знакомство с легендами и мифами звездного неба. Данная тема позволит учащимся найти ответы на многие вопросы: что такое звёзды? Почему звёзды мерцают Каково место Солнца в системе звёзд?
Практика: Знакомство с картой звездного неба. Нахождение Полярной звезды и определение сторон горизонта. Зарисовка созвездий, наблюдение звездного неба созвездий осенью, зимой.
Дидактические игры «Найди/угадай созвездие», Игра-путешествие «Большое космическое путешествие» (знакомство с созвездиями северного неба). Работа с дидактическими пособиями «Занимательная астрономия» и «Развивающая астрономия». Игры: «Мозаика звёздного неба», «Небесная игротека», «Латинские и греческие слова в астрономии», «Небо в картинках», «Звёздные бои». Просмотр учебных видеофильмов по изучаемым темам (например, по греческим мифам: «Подвиги Геракла», «Персей», «Аргонавты» и т.д.). Заучивание русских названий созвездий.
3. Солнечная система (14ч).
Теория: Виртуальное путешествие по Солнечной системе с помощью ИКТ. Знакомство с планетами Солнечной системы. Изучению каждой планеты отводится отдельное занятие, что позволяет рассмотреть подробно особенности её поверхности, температурный режим, состав атмосферы, спутники или причины их отсутствия. Знакомимся с малыми телами Солнечной системы с использованием наглядно-демонстрационного материала (карт, иллюстраций, фотографий, модулей).
Практика. «Построение модели Солнечной системы».
Определение положения Солнца в течение дня, «Наблюдение и зарисовка фаз Лун», «Изготовление Солнышка».
Изготовление макетов отдельных участков поверхности планет.
Экспериментальная деятельность со светом «Разложение света на спектр солнечных лучей», эксперимент «Образование кратеров». Изготовление простейших летательных аппаратов в технике оригами.
4. Планета Земля. Географические особенности Земли (23 ч.).
Теория: При изучении Земли необходимо особо подчеркнуть уникальность планеты Земля, как единственной, где сложились благоприятные условия для возникновения и развития жизни. Форма и размеры Земли, причины смены дня и ночи и времен года, изображение Земли на картах и глобусе. Как устроена Земля внутри, почему бывают землетрясения. Материки и океаны.
Практика: Дидактические игры «Земля имеет форму шара», «Глобус – модель Земли», «Притяжение Земли», «Смена дня и ночи», «Смена времен года», «Погода и климат», «Модель Земли», «Самая удивительная планета Солнечной системы». Игры путешествия по материкам. Дидактические игры «Наша планета»,
Экспериментирование «Вулкан», «Неньютоновская жидкость», «Лавовая лампа»,
«Торнадо в банке», «Зубная паста для слона» «Выращивание кристаллов», эксперименты с водой.
- Человек и космос (9 ч.).
Теория: Как древние люди представляли себе Вселенную. Какие важнейшие открытия в астрономии были сделаны в 20 веке. Развитие представлений о Вселенной у разных цивилизаций. Египет, Индия, Греция, Рим, Америка. Инструменты и обсерватории. Воздушные шары, первые самолёты. К.Э. Циолковский – основоположник отечественной космонавтики. Первые спутники. Животные в космосе.
Первый полет человека в космос. Ю.А. Гагарин – первый космонавт Земли, гражданин нашей страны. Как человек изучает космос сегодня. Основные направления международного сотрудничества в космосе. Первые люди в открытом космосе, на Луне, орбитальные комплексы. Полеты на Луну, Марс и другие планеты. Будущее изучение космоса.
Практика: Моделирование космических кораблей. Изготовление «костюма космонавта», изготовление макетов планет.
- Итоговые (аттестационные) занятия (4 ч.).
Практика: Интерактивная игра «Школа будущих космонавтов» и др.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Сформированность знаний, представлений об устройстве Солнечной системы, основных космических явлениях, покорителях космоса; развитие мыслительных способностей, умений самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Ребенок будет знать:
- что изучает астрономия и с помощью каких астрономических приборов;
- понятия «космос», «Солнечная система», «планета», «звезда», «созвездие»,
«комета», «метеорит», «метеор», «астероид», «орбита», «космонавт», «космический корабль», «спутник», «скафандр»;
- точку зрения древних людей на мироздание и планету Земля;
- что такое солнечная система;
- историю покорения космоса, яркие биографические сведения из жизни К.Э.Циолковского, С.П.Королева, Ю.А.Гагарина.
Будет иметь представление:
- о планетах и их спутниках названия некоторых созвездий, отличие планет от звезд, комет, метеоритов;
- о планете Земля и её спутника Луны;
- о причинах смены времен года, дня и ночи.
Будет уметь:
- находить на карте звездного неба и на небе созвездия Большая и Малая Медведица, Полярную звезду;
- обращать внимание на изменение фаз Луны, делать выводы на основе наблюдений и сравнений;
- продемонстрировать с помощью моделей и объяснить смену дня и ночи, времен год;
- конструировать изделия с учетом технических и художественно-декоративных условий, используя разную художественную технику и приемы работы;
- провести сравнительную характеристику планет земной группы и планет-гигантов;
- нарисовать схему смены лунных фаз и её объяснить;
- выполнять учебно-творческие задания, способствующие развитию мышления и логики;
- отражать воображаемое в рисунке, изделиях из пластилина; правильно работать с картой и глобусом;
- самостоятельно поставить эксперимент.
Личностные результаты:
- проявление устойчивого познавательного интереса к выполнению поделок из конструктора, бумаги, пластилина;
- самоопределение;
- нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные результаты:
- умение организовать свою деятельность;
- прогнозирование;
- планирование;
- самоконтроль;
- поиск путей решения поставленных проблем; корректировка работ; самооценка.
Познавательные результаты:
- проявление творческой и познавательной активности при разработке проекта, собственной поделки, при проектировании изделия по собственному замыслу;
- умение осуществлять анализ предлагаемого изделия, исследование технологических свойств используемых материалов, выделять известное и неизвестное, создавать мысленный образ конструкции;
- умение сформулировать краткий ответ на заданный вопрос.
Коммуникативные:
- участие в совместной творческой деятельности;
- осуществление сотрудничества;
- умение слушать и понимать речь других.
- взаимодействие друг с другом в условиях занятия – игры, работать в парах, группах и индивидуально.
- умение высказывать суждение о полученных знаниях.
Завершением обучением по программе является Интерактивная игра «Школа будущих космонавтов», призванная показать достижения детей за год. Выставка детских творческих работ.
- КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
- КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Учебный период | Количество учебных недель | Дата начала учебного периода | Каникулы | |
Продолжительность | Организация деятельности по отдельному расписанию и плану | |||
1 полугодие | 15 недель | 09 сентября | с 21.12 по 12.01 | с 21.12 по 12.01 участие в мероприятиях познавательно- воспитательного характера |
2 полугодие | 19 недель
| 13 января | с 25.05 по 06.09 | Участие в итоговом сборе представителей детских образовательных объединений. Работа лагерей с дневным пребыванием детей. |
Продолжительность учебного года – с 09.09.2024 по 24.05.2025– 34 учебные недели
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
- учебный кабинет общей площадью не менее 30 кв. м.;
- столы;
- стулья по количеству детей;
- ноутбук, проектор;
- магнитная доска;
- шкафы и стеллажи для дидактического и учебного материала.
Информационное обеспечение:
Аудио-, фото-, видео-, интернет – источники. Педагогическая литература, детская литература, энциклопедии.
- ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- опрос;
- просмотр выполненных работ;
- выставка;
- презентация;
- наблюдение;
- диагностическое задание;
- изучение результатов продуктивной деятельности детей;
- журнал посещаемости.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- выставка детского творчества;
- выставки детских проектов;
- открытое занятие.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, лист наблюдений, выполнение самостоятельных, в том числе письменных тестовых заданий.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставка, защита творческих работ, проектов, научно-практическая конференция, открытое занятие, праздник, фестиваль.
Оценочные материалы – диагностический журнал с пакетом диагностических методик по предметным областям.
- МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Особенности организации образовательного процесса.
Очно. Учебное занятие, практическая работа.
Методы обучения:
- словесные (рассказ-объяснение, беседа, викторина);
- наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, экскурсии);
- практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами).
Формы организации образовательного процесса - групповая.
Формы организации учебного занятия.
В работе с детьми дошкольного возраста важно активное применение методов мотивации и стимулирования (формирование интереса к занятиям, познавательной активности детей):
- методы эмоционального стимулирования, творческие задания, поощрение.
- игра,
- экспериментирование,
- заочная экскурсия,
- демонстрация, иллюстрация, соревнование, беседа с игровыми элементами.
- Игра (Игры-путешествия ,имитация, сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра). В данной форме используется метод игровых ситуаций, решение ситуативных задач, что позволяет обеспечивать личностно - деятельностный характер усвоения знаний. В их основе лежит познавательная деятельность детей, направленная на поиск, обработку и освоение информаций. Так, путешествие по солнечной системе организует Звездочет, который знакомит детей с небесными телами, астероидами: кометами, метеоритами;
- Игры-экспериментирования. Дети овладевают знаниями, представлениями, способами практических действий. Учебный материал представлен таким образом, чтобы побуждать детей к рассуждению, анализу, установлению причинно-следственных связей, самостоятельным выводам и обобщениям;
- Чтение познавательной и художественной литературы;
- Тематические выставки.
Педагогические технологии.
Технология игровой деятельности, личностно-ориентированная технология, здоровьесберегающая технология.
АЛГОРИТМ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
№ п/п | Содержание деятельности | Продолжительность по времени | Формы организации |
1. | Организационный момент. | 5 минут | Дети готовят рабочие тетради, альбомы. |
2. | Объяснение нового материала. | 15 минут | Постановка целей и задач занятия, требования к работе. Демонстрация наглядных пособий. |
3. | Самостоятельная работа. | 10 минут | Закрепление знаний, практических умений и навыков, получаемых при объяснении педагога. Фронтальная и индивидуальная работа. |
4. | Веселая переменка | 10 минут | Свободная игровая деятельность. |
5. | Самостоятельная работа. | 20 минут | Закрепление знаний, практических умений и навыков, получаемых при объяснении педагога. Фронтальная и индивидуальная работа. |
6. | Итог занятия. | 10 минут | Организация выставки. Коллективное обсуждение. Анализ работ детей. |
Дидактические материалы:
- сюжетные и предметные картинки (демонстрационные и раздаточные);
- методическое обеспечение – плоскостной макет Солнечной системы, плакаты «Солнечная система», «Карта звездного неба»,
- иллюстрации и портреты космонавтов Ю. Гагарина, Г. Титова, А. Леонова, В. Терешковой, С. Савицкой и др., конструкторов К. Э. Циолковского, С. П. Королева;
- глобус, карта России,
- мини планетарий,
- макет «Солнечная система»,
- наглядно-дидактические пособия «Космос», «От кареты до ракеты», «Человек вышел в космос»,
- игры «Солнечная система», «Медвежонок в космосе», «Собери созвездия», «Планеты и солнце» и т.д.,
- игрушки для игр детей на космическую тематику, в том числе и из бросового материала,
- мини - лаборатория для экспериментирования,
- подзорные трубы, телескоп и т.п.;
- напольный и настольный конструкторы и др.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Азимов А. Занимательная астрономия. – М.: Центрполиграф, 2003.
- Ананьева Е., Смирнова С. Звездное небо. Иллюстрированный атлас школьника. – М.:Аванта, 2004.
- Аудиоэнциплопедия «Увлекательная астрономия», познавательная программа для детей.
- Бернхем Р. Атлас Вселенной для детей. – М.: Ридерз Дайджест, 2001.
- Большая энциклопедия эрудита. – М.: «Росмэн», 2004.
- Бомонд Э. Космос в картинках. – М.: Скорпион, 1994.
- Бриант-Моул К. Невероятные приключения в космосе. Играем. Рисуем. Познаем. – М.: Мир книги, 2005.
- Дагаев М.М. Книга для чтения по астрономии. Пособие для учащихся. –М.: Просвещение, 1989.
- Дагаев М.М. Наблюдение звездного неба. – М.: Наука, 1988.
- Денисов В.П. Страницы советской космонавтики. – М.: Машиностроение, 1975.
- Детская энциклопедия. 2т. – М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1959.
- Дубкова С. Сияющие бездны космоса. Энциклопедия тайн и загадок Вселенной. – М.: Белый Город, 2004.
- Дубкова С.И. Волшебный мир звезд. Энциклопедия тайн и загадок Вселенной. – М.:
Белый город, 2003.
- Дубкова С.И. Сказки звездного неба. – М.: Белый город, 2004.
- Дубкова С.И. Сказки звёздного неба. – М.: изд. Белый город, 2004.
- Дубкова С.И., Засов А.В. Атлас звездного неба. – М.: Росмэн, 2005.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П. «Неизведанное рядом» Творческий центр Сфера, Москва 2001.
- Жуков С.А. Космос и человек. Сборник научных статей. – М.: Московский космический клуб, 1996. 19. Зигель Ф.Ю. Сокровища звездного неба. (Путеводитель по созвездиям и луне). – М, 1990.
- Зигель Ф.Ю. Сокровища звездного неба. Путеводитель по созвездиям и Луне. – М.: Наука, 1986.
- Игнатова. В. Солнечная система. Волшебные очки. – М.: Эгмонт Россия, 2006.
- Калашников В. Энциклопедия тайн и загадок. «Звёзды и планеты», занимательная астрономия. – М.: Изд. Белый город, 2002.
- Калашников В.И. Энциклопедия тайн и загадок. Звезды и планеты. – М.: Белый город, 2001.
- Комаров В.Н. Занимательная астрономия. – Смоленск.: Русич, 1999.
- Комаров В.Н. Увлекательная астрономия. – М.: Наука, 1968.
- Компьютерная программа «Дракоша и занимательная астрономия». – М.: Медиа, 2000.
- Кондраков И.М. От фантазии к изобретению. – М.: Просвещение. Владос, 1995.
- Константинов Б.П. Населенный космос. – М.: Наука, 1972.
- Корнелиус Д. Звездное небо. Предания и новейшие знания о созвездиях, звездах и планетах. – М.: 2000.
- Кошелев В., Афонькин С. Вырезаем и складываем. – СПб.: «Кристалл», 2001.
- Крейг А.,Россни К. Наука. Энциклопедия. – М.: РОСМЭН, 1995.
- Левин Б., Радлова Л. Астрономия в картинках. – М.: Детская литература, 1967.
- Левитан Е.П. Астрономия для умненьких детей. – М., 2005.
- Левитан Е.П. В семье Солнышка танцуют все. Астрономия для умненьких детей. – М. Белый город, 2007.
- Левитан Е.П. Звезды – Солнышкины сестрички. Астрономия для умненьких детей. – М. Белый город, 2007.
- Левитан Е.П. Камни, которые упали с неба. Астрономия для умненьких детей. – М. Белый город, 2007.
- Левитан Е.П. Краткая астрономия. – М.: Классик Стиль, 2003.
- Левитан Е.П. Луна – внучка Солнышка. Астрономия для умненьких детей. – М. Белый город, 2007.
- Левитан Е.П. Маленькие планетки. Астрономия для умненьких детей. – М. Белый город, 2007.
- Левитан Е.П. Малышам о звёздах и планетах. – М.: «Педагогика – Пресс», 1993.
- Левитан Е.П. Твое солнышко. Астрономия для умненьких детей. – М. Белый город, 2007.
- Лыкова И.А. Лепим космос. – М.: Издательский дом «Карапуз».
- Мартиндейл Л. Как это было на самом деле. – ЗАО «Издательский дом Ридерс дайджест», 2003.
- Мейсон Э. Географические открытия. Иллюстрированный атлас для детей. – М.: ОНИКС, 1998.
- Миттон Ж. И С. Астрономия. Иллюстрированный атлас. –М.: ОНИКС 21 век, 2003.
- Найер Д. Космос. Мир в твоих руках. – ГБК, 1993.
- Новиков Э.А. Планета загадок. – Л.: Недра, 1987.
- Новиков Э.А. Таинственность очевидного. – Л.: Недра,1983.
- Паркер С, Оливер К., Райли П. Наука и космос. 100 вопросов и ответов. – М.: РОСМЭН, 2006.
- Попова А.П. Занимательная астрономия. – М.: КомКнига, 2005.
- Посвянская Н.П. Планета Земля. Занятия с детьми дошкольного возраста. – М.: Скрипторий, 2005.
- Пшеничнер Б.Г., Войнов С.С. Внеурочная работа по астрономии.: Кн.для учителя – М.:
Просвещение, 1989.
- Рудаков Ю. Космос. Узнай и наклей. – М.: «РОСМЭН», 2006.
- Скоролупова О.А. «Большое космическое путешествие» (игровая неделя) – М., 2006.
- Скоролупова О.А. Большое космическое путешествие. Игровая неделя в ДОУ. – М., 2006.
- Скоролупова О.А. занятия с детьми дошкольного возраста по теме «Покорение космоса». – М.: Скрипторий, 2006.
- Страут Е.К. Практические основы астрономии». Учебные задания для учащихся 8 класса. – М., 1988.
- Талимонова Л. Сказки о созвездиях. – М.: Машиностроение, 1993.
- Токарева Е. Космос. Волшебные очки. – М.: Эгмонт Россия Лтд, 2003.
- Токовинин А.А. Орбитальные оптические телескопы. – М.:Знание, 1986.
- Транье Ж-П., Даверсен Б. Звездными тропами. Популярная астрономия. – М.: Мир книги, 2004.
- Уиллис П. Космос. 100 тысяч как и почему. – М.: Астрель, 2002.
- Фесенко Б.И. Астрономический калейдоскоп. Вопросы и ответы. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1992.
- Хауэлл Л., Роджерс К., Хендерсон К. Изучаем астрономию. Земля и космос. – М.:
РОСМЭН, 2002.
- Цветков В. Космос. Полная энциклопедия. – М.: ЭКСМО, 2006.
- Циблиев В.В. С именем Гагарина. – М.: ЦПК,2005.
- Челлонер Д. Атлас космоса. – М.: Изд-во «РАНОК», 2005.
- Членов А. Геология в картинках. – М.: Детская литература, 1975.
- Энциклопедический словарь юного астронома. – М.: Педагогика, 1986.
- Яковлева Н.К. Звездное небо. – М.:ООО «ТД «Издательство Мир книги»,2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
примерное планирование по ознакомлению с первоначальными основами по астрономии
Цель раздела помочь в осознании себя как активного субЪекта природы познакомить с неживой природой материалистическое понимание природных явлений, иметь представление о разных видах небесных тел ...

Маршрутные листы. Задания детям. "Космос". "Занимательная Астрономия"
тематическая неделя "Космос". "Занимательная астрономия"Зaнимaтeльнaя acтpoнoмия для дeтeй, это paccкaзы o людях, о плaнeтax Coлнeчнoй cиcтeмы, кocмических oбъeктax.Кaк paccкaзaть ...

"Занимательная астрономия"
Данный проект поможет ребятам систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности....

Консультация "Занимательная астрономия" для педагогов и родителей
laquo;Занимательная астрономия» Тайны звёзд, космоса, планет всегда необыкновенно притягивают к себе ребят. В космонавтов с удовольствием играют все. Но как объяснить дошкольникам устройст...

Проектная деятельность в старшей группе "Занимательная Астрономия"
Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет ...

Дополнительная общеобразовательная программа — дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Занимательная астрономия» для детей дошкольного возраста (6-7 лет) срок реализации 1 год
открывает для детей старшего дошкольного возраста целостной картины мира, подготавливает почву для развития основ естественнонаучных знаний детей;способствует расширению кругозора детей, дает возможно...


