Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию «Символы моей Родины» в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Герт Наталья Викторовна

Формировать представление о культурных ценностях нашей страны, посредством знакомства с неофициальными символами России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7 «Незабудка

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию                  «Символы моей Родины» в подготовительной группе

Воспитатель: Герт Н.В

г. Мегион

Цель: формировать представление о культурных ценностях нашей страны, посредством знакомства с неофициальными символами России.

Задачи: 

- закрепить знания о государственной символике страны: герб, флаг, гимн;          

- формировать представление о понятие слов: матрешка, валенки, кокошник, изба, балалайка, рябине, самовар, медведе как о символах России.

- развивать логическое мышление, активизировать мыслительные процессы (сравнение, обобщение) у детей, посредством решения игровых проблемных ситуаций.

- воспитывать у детей чувство патриотизма, интерес, эмоционально-положительное отношение к неофициальным символам.

Ход занятия

Организационный момент:

Дети входят в зал под песню «Матушка земля», встают образуя круг.

Воспитатель: Давайте поздороваемся с нашими гостями. Прежде чем мы начнем наше путешествие предлагаю вам поприветствовать друг друга, но сделать это немного необычным способом, мы попробуем поздороваться так, как это делают народы разных стран:

- В Индии в знак приветствия складывают руки вместе и прижимают их к груди.

- В Китае в прежние времена люди, встречая друга, пожимали руки самим себе.

- Японцы кланяются при встрече.

- Ну а жители России как здороваются? (при встрече жмут друг другу руки или обнимаются.)

Воспитатель: на свете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется? (Россия.)

- Правильно, у нашей страны удивительно красивое и звучное имя - Россия.

Основная часть:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, что расположено на этой стене? (Карта). Правильно, это карта. Давайте найдем на этой карте Россию. (Дети рассматривают карту). Наша страна занимает огромную территорию, на которой живет множество разных народов. Какими словами можно описать Россию? Какая она? (Дети подбирают прилагательные).

- Как можно назвать страну, в которой мы родились? (Родина). Если мы живем в России, то как можно нас всех назвать? (Россияне).

- У каждой страны есть свои государственные символы. Что же такое символ? Символ - это отличительная примета, условный знак. Какие символы России вы знаете? (Флаг, герб, гимн).

- Какие цвета есть на нашем флаге? (Белый, синий, красный). 

Белый цвет - мир, чистота

Синий Цвет - небо, вера

Красный цвет - мужество и отвага

- Российский флаг – символ доблести и чести российского народа, символ объединения.

- Молодцы. Правильно. Что изображено на российском гербе? (Двухглавый орел). Да, на красном фоне изображен золотой орел - символ сильного государства.

- Что обозначает двуглавый орел? (символ единства России, жезл и шар означают сильную власть, защиту государства).

Всадник на щите – победа добра над злом, готовность народа защищать свою страну от врага. Где можно увидеть изображение герба? (ответы детей)

- Назовите, пожалуйста, третий символ России. (Гимн). Что такое гимн? (Это главная торжественная песня страны). Когда исполняется гимн? (Ответы детей). гимн страны можно услышать при поднятии флага страны, во время парада на Красной площади, во время воинских ритуалов и спортивных соревнований, при награждении медалями российских спортсменов).

- Государственный гимн слушают стоя, мужчины – без головных уборов. Каждый гражданин России должен знать слова гимна. 

- Вы отлично знаете государственные символы нашего государства. Но кроме этих символов, есть еще и неофициальные или народные символы России, которые олицетворяют нашу страну. Неофициальные символы - это такие знаки, по которым люди из других стран могут узнать нашу Родину.
(Стук в дверь)

Воспитатель: Кто-то к нам спешит. (Входит турист).

Турист: Здравствуйте ребята и уважаемые гости, я немного владею русским. Я подслушал ваш разговор, вы говорили о своей стране и  официальных государственных символах, но в России и неофициальные символы  по которым люди из других стран могут узнать о вашей стране. У меня есть карта вашей страны помогите мне заполнить карту неофициальными российскими символами.

Воспитатель: Здравствуйте, мы очень рады, что вы посетили Россию, и мы постараемся за короткое время рассказать о культурных ценностях нашей страны, и познакомить с неофициальными символами России.

- Ребята, мы поможем туристу заполнить карту символами  России, мы должны будем рассказать о каждом символе, выполнить задание и если мы правильно выполним задание то мы получим этот символ и прикрепим ее карте. Вы готовы отправится в путешествие «Символы России» (ответы детей)

1 задание 

Охраняет сей простор
И ведет в лесу дозор
Кто же это, ты ответь   Бурый батюшка…..

Как вы думаете, кто это? (Это медведь). Почему медведь считается символом России? (Самый сильный зверь). 

Медведь - это тоже символ России. Всегда на Руси медведь был знаком мужества, защиты. Какая страна наша Россия - большая, народ в ней мужественный, такой и медведь - большой, мужественный, защитник.

Игра «Найди медвежьи следы»

Правильно, ведь недаром медведя называют царем лесов. Медведи часто являются героями русских народных сказок. Вспомните и назовите эти сказки. (Дети перечисляют).

2 задание

- Следующие задание «Зашифрованное слово», наша Россия богата растительным миром, лесами, у нас много различных видов деревьев, вам нужно будет расшифровать слово цифровом порядке, с перво выложить порядковый счет, прочитать слово.

3 задание

Знает даже маленький
Чтоб зимою не болеть
Надевают…

Как вы думаете, что это такое? (Валенки). Что такое валенки? (Это зимняя обувь). Какими словами можно описать валенки? Какие они? (Зимние, теплые, мягкие, комфортные, удобные). Правильно. А как вы считаете, почему валенки тоже считаются символом России? (Потому что в России зима с сильными морозами, и люди носят валенки, чтобы не мерзли ноги).

- Вот вы сейчас все носите современные, красивые сапоги и ботинки, но зимой нет ничего теплее и удобнее, чем валенки.
- Как вы думаете, почему им дали такое название? (варианты ответов детей)
- Потому, что валенки валяют из овечьей шерсти, они мягкие, не натирают ноги, положительно влияют на здоровье и очень теплые. Сегодня современные валенки украшают разными рисунками.
- Встаньте в круг я предлагаю вам игру «Найди пару»: (раздать детям картонные валенки)
- Пока звучит мелодия (Валенки, валенки, ой, да не подшиты, стареньки…) вы ходите по кругу. Мелодия выключается, вы должны найти пару своему валенку и встать рядом.
- Молодцы, отдохнули немного.

Физкультминутка «Пусть будет мир!»

Пусть всегда будет солнце (Подняли руки вверх над головой)

Пусть всегда будет небо (Развели руки в стороны перед собой)

Пусть всегда будет море (Развести руки в стороны перед собой)

Пусть всегда буду я (Поднялись на носочки погладить себя)

Пусть всегда поют песни (Сделать наклоны головы в стороны.)

Пусть всегда будут танцы (Сделать присядку)

Пусть всегда будут птицы (Наклоны в стороны, отводя руки назад)

Пусть всегда будет мир (Хлопки над головой)
4 задания 

Он украшает голову, на цветок похож.

Весь расшит узорами! Уж очень он хорош!..    (кокошник)

- Что такое кокошник?                                                                                                                    - Кокошник на Руси был один из самых распространённых головных уборов. Ив наше время он является символом русского национального костюма. Долгое время кокошник был частью не только народного костюма, его носили царицы, боярыни.

Само слово кокошник происходит от славянского слова «кокошь» курица, петух. Из-за дороговизны изделия. Его бережно хранили и передавали по наследству. Поэтому кокошник носили только по праздникам.

Игра «Подбери наряд»

5 задания

Ой, звенит она, звени, всех играя веселит,

А всего – то три струны ей для музыки нужны.

Кто такая? Отгадай-ка! Ну, конечно...(Балалайка)

Балалайка. Первый раз в истории этот инструмент упоминается 300 лет назад. Ни один праздник не проходил без песен и танцев под балалайку. Этот музыкальный инструмент стал любимым у нашего народа. Балалайка может быть задорной и весёлой, может грустить и плакать, а в дуэте с гармонью она звучит ещё мелодичнее и ярче. Поэтому каждый россиянин и гость нашей страны с уверенностью заявит о том, что балалайка - символ России.

Игра «Оркестр»

6 задание

Есть у России тёплые символы - о них мы сейчас узнаем. В те времена люди жили в избах, а сейчас мы живем в многоэтажном доме в квартире. Давайте поиграем. Одна команда будет собирать картинки, на которых изображены предметы быта русской избы, а другая команда - картинки с изображением предметов, которые присутствуют в современной квартире.

Игра «Что было- что теперь»

7 задание

Прячется от нас с тобой

Одна куколка в другой.

На косыночках горошки.

Что за куколки? 

Дети: Матрешка.

- Правильно, Матрешка является символом России. Матрешка родилась давным-давно. Для ее изготовления используется сухая береза и липа. Существует много видов матрешек. А назвали игрушку в честь девушки Матрены, она была добрая и красивая - ее ласково звали Матрешка. Матрешка - уникальная народная игрушка, потому что вместе с русской березкой и самоваром, она стала символом страныРоссии. Эта кукла так выразительна и совершенна, что живет не как игрушка, а как образец творчества, национальный сувенир.

Аппликация символ «Русская Матрёшка»

8 задание

Он во главе стола - большой начальник.

Зеркально блещут медные бока,

На голове – пыхтит с заваркой чайник,

Внутри – воды кипящая река.

Случайно не задень его руками –

В его стальной утробе жгучий жар.

Гостей приветит чаем с пирогами

Семьи поилец – русский самовар!

- Давным-давно изобрели русские мастера самовар. Это устройство для кипячения воды и приготовления чая. Название произошло от слов «Сам варит»                                                                                                                               - Долгими зимними вечерами или по праздникам люди любили собраться за столом, у самовара. Вести долгие беседы. В каждой семье был самовар.  Когда люди из самовара наливали чай в кружку, они держали кружку двумя руками, передавая ее говорили: «На здоровье». Давайте повторим этот обычай. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и символом России.

Рефлексия. Итог. 

- Ребята, давайте посмотрим на карту все мы символы отгадали и собрали? Помогли мы туристу заполнить карту?

Турист благодарит детей.

- Ребята, а что вы сегодня нового узнали? Что больше всего вам понравилось? (ответы детей)

- Давайте еще раз вспомним, какие государственные символы вы знаете? (герб, флаг, гимн)

- А с какими неофициальными символами мы познакомились сегодня? (ромашка, береза, матрешка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытое занятие по патриотическому воспитанию "Путешествие по России" в подготовительной группе

занятие нацелено на закрепление изученного материала по проекту "Россия - родина моя" с элементами регионального компонента...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию «Символы Дня Победы» (для детей подготовительной группы)

Конспект непрерывной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию «Символы Дня Победы»...

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию: «Что такое Родина?» в старшей группе "Сказка".

Тема."Что такоеРодина?"Цель. Формировать у детей чувство патриотизма и любовь к своей Родине.Задачи.1. Обучающие: уточнить и углубить знания и представления дошкольников о России, в которой ...

Открытое занятие по патриотическому воспитанию «Путешествие по России» в подготовительной группе.

Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста....

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию «Моя малая Родина- село Канашево» в средней группе №1

Целью данного конспекта является формирование  патриотических чувств и представлений о своей малой Родине.Воспитание  любви к родному селу, чувство гордости и уважения к нему, бережное отнош...

Открытое занятие по патриотическому воспитанию «Путешествие по России» в подготовительной группе

Цель: Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:- обобщить и систематизировать знания детей о России, о малой Родине- формировать уважительное отношение к государстве...

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию «Неофициальные символы России» в подготовительной группе

Формировать представление о культурных ценностях нашей страны, посредством знакомства с неофициальными символами России....