Конспект занятия на тему: "Берегите природу"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Цель занятия:
- Формирование у детей первоначальных представлений об окружающем мире и бережном отношении к природе; развитие элементарных экологических навыков (не мусорить, заботиться о растениях и животных).
Задачи:
1. Образовательные:
- Познакомить с простыми понятиями: природа, растения, животные, чистота, мусор, переработка.
- Объяснить, почему нужно беречь природу (коротко, на доступном уровне).
2. Развивающие:
- Развивать наблюдательность, речь, мышление, мелкую моторику (аппликация/лепка).
- Формировать умение сравнивать, группировать предметы (чистое/грязное, полезное/вредное).
3. Воспитательные:
- Воспитывать уважительное и заботливое отношение к природе и друг к другу; формировать элементарную экологическую культуру (выбрасывать мусор в урну, не ломать ветки, поливать цветы).
Оборудование и материалы:
- Демонстрационный материал: картинки с растениями, животными, сценками «чистый лес» и «загрязнённый лес».
- Плакат/мольберт с надписью «Берегите природу».
- Набор для мастер-класса: цветная бумага, клей-карандаш, ножницы (только для воспитателя или под присмотром), пластилин, картонные тарелки, природный материал: листья, шишки, веточки (заранее высушенные и безопасные).
- Маленькие корзины/коробочки для сортировки мусора (с ярлыками «бумага», «пластик», «органика»).
- Кукла/игрушка (Персонаж: Зайка или Лесной Эко-дружок)
- Небольшие стаканчики с землёй и семена (горох, фасоль) для опытов.
- Музыкальное сопровождение (песенка про природу), фонограммы для подвижной игры.
- Личная аптечка, средства безопасности для прогулки.
Длительность занятия: ориентировочно 35–45 минут (включая элементы на прогулке). Можно разбить на 2 части: внутренняя (20–25 мин) + мини-прогулка/наблюдение (10–15 мин).
Ход занятия (подробно, с временными интервалами и репликами воспитателя)
1) Организационный момент (2–3 минуты)
- Собрать детей в круг, поприветствовать: «Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас занятие: „Берегите природу“. Мы узнаем, как помогать деревьям, животным и нашей планете!»
- Создать настрой: небольшая дыхательная и ладошечная гимнастика (1–2 минуты): «Делаем вдох — представляем, что вдыхаем лесной воздух, выдох — выпускаем мусор из головы».
2) Вводная беседа (5–7 минут)
- Показ картинок: воспитатель показывает картинки «чистый лес», «загрязнённый лес», «животные», «дети, поливающие цветок».
- Вопросы воспитателя :
- «Что вы видите на этой картинке?»
- «Какая картинка вам нравится больше — чистая или грязная? Почему?»
- «Что будет, если дети не будут убирать за собой на прогулке?»
- «Как мы можем помочь природе
- Предложить детям изобразить с помощью жестов: «Как выглядит грустное дерево?» / «Как выглядит счастливое животное?»
3) Эксперимент-опыт: Посадим семечко (7–10 минут)
Цель: показать, что растения нуждаются в заботе.
- Показ: воспитатель показывает стаканчик с землёй, семя (фасоль/горох).
- Действия:
1. Дать каждому ребенку (или паре детей) свой стаканчик с землёй и 1–2 семечки.
2. Показать, как посадить семечко (погружение на 1 см), присыпать землёй, немного полить.
3. Поставить на светлое место возле окна в группе, объяснить, что семечко нужно поливать и смотреть за ним. Запланировать дежурства.
- Пояснение воспитателя: «Если мы будем заботиться о растении, оно вырастет и даст зелёные листики — и мы будем радоваться!»
Обсудить с детьми, кто ухаживает за растениями дома/в саду.
- Попросить детей придумать имя для своего ростка (формировать эмоциональную связь).
4) Практическая игра «Сортируем мусор» (8–10 минут)
Цель: сформировать представление о простейшей сортировке.
- Материалы: маленькие картонные коробочки/корзинки с табличками: «бумага», «пластик», «органика».
- Ход:
1. Воспитатель приносит набор игрушечных «мусорных предметов» (бумажка, пластиковая бутылочка, яблочная кожура — макет из бумаги/пластилина).
2. Дети по очереди берут предмет и определяют, куда его положить.
3. Воспитатель корректирует и объясняет: «Бутылку можно собрать в пластик — тогда её можно переработать» (простыми словами).
- Рефлексия: «Почему важно не бросать бутылки и бумагу на землю? Что случится с животными?»
5) Творческая работа: Коллаж «Берегите природу» (10–12 минут)
Цель: закрепить тему через творчество, развивать мелкую моторику.
- Варианты: аппликация из цветной бумаги + природного материала; «Дерево добрых дел» — дети клеят на макет листики с написанными добрыми делами (воспитатель заранее подготовит полоски/листочки).
- Пошагово:
1. Показать пример готовой работы.
2. Раздать материалы; объяснить технику (обрезать бумагу, приклеивать, аккуратно размещать листья/шишки).
3. Поддерживать детей, задавать вопросы: «Что ты хочешь написать/приклеить? Почему это поможет природе?»
- Ожидаемый результат: коллективный плакат или индивидуальные карточки с рисунками.
6) Подвижная игра на тему (4–6 минут)
- Игра «Чисто — грязно» (вариант с движением): воспитатель произносит слово «чисто» — дети радостно подпрыгивают, «грязно» — притихают и хватаются за голову; или «убираем мусор» — дети собирают лежащие мягкие «мусорные» игрушки и несут в урну.
- Можно использовать музыкальную паузу (песня про лес/цветы).
7) Мини-прогулка / наблюдение (10–15 минут) — при возможности
Цель: закрепить навыки на практике: наблюдать и беречь окружающее.
- Маршрут: территория ДОУ — клумба/садовая зона/деревья.
- Действия:
1. Инструктаж по безопасности: идти рядами, не хватать незнакомые растения, не поднимать острые предметы, если нашли подозрительный предмет — сообщить воспитателю.
2. Задание: найти «3 добрых вещи для природы» (находки: собрать мусор в пакет (под присмотром), потрогать кору дерева, найти улитку и аккуратно посмотреть, потом отпустить).
3. Наблюдение: найти растения, которые нужно полить, обсудить, какие птицы/насекомые живут на участке.
- Заключение прогулки: общий сбор, краткий отчёт — «Я нашёл...», «Мы помогли природе, собрав...».
8) Итог занятия и рефлексия (3–5 минут)
- Итоги: воспитатель спрашивает, что нового дети узнали, как они будут помогать природе дома и в детском саду.
- Награды: наклейки/похвала для каждого ребенка; можно выдать «сертификат маленького эколога» (листочек с печатью).
- Домашнее задание для родителей: посадить вместе с ребёнком семечко и вести дневничок наблюдений; поговорить с родителями о сортировке мусора.
Критерии оценки (что должен уметь ребёнок после занятия):
- Назвать минимум 2 способа, как помочь природе (не мусорить, поливать растения).
- Уметь посеять семечко с помощью взрослого и знать, что его нужно поливать.
- Участвовать в игре по сортировке мусора и правильно класть простейшие предметы (бумага/пластик).
Дифференциация и помощь детям с особыми потребностями:
- Для менее активных/шумных детей: дать роль помощника воспитателя (раздавать материалы, наблюдать за растениями).
- Для более способных: предложить объяснить правила сортировки другим детям или придумать правило бережного отношения к одному конкрет
ному животному.
- При ограничениях в моторике: заменить ножницы безопасной техникой (преднарезанные детали) или предложить работу с пластилином.
Безопасность:
- Все природные материалы предварительно проверены и безопасны (без острых частиц, плесени).
- Ножницы и клей использовать под контролем воспитателя.
- На прогулке — строгий инструктаж по дорожно-пешеходной безопасности и дистанции между детьми.
Варианты продолжения темы (проекты на неделю):
- «Неделя заботы о цветах»: дежурства по поливу, изготовление табличек с именами цветов.
- Проект «Птицы нашего сада»: изготовление кормушек и наблюдение.
- Экологический уголок в группе: лэпбук, альбом наблюдений, коллекция работ детей.
Материалы для родителей (памятка):
- Кратко: как научить ребёнка не мусорить; игры дома для закрепления (например, «сортируй вещи по коробкам»); следить за дежурствами по поливу.
- Рекомендации: гулять вместе, показывать детям хорошие примеры заботы о растениях и животных.
Список использованной литературы и источников (рекомендации):
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
- Методические рекомендации по экологическому воспитанию в ДОУ (публикации местных управлений образования).
- Народные и современные детские песни/потешки про природу (сборники для дошкольников).
- Веб-источники: общие материалы по экопросвещению (при необходимости могу подготовить список актуальных ссылок и раздаточных материалов).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.91 КБ |
Предварительный просмотр:
«Окружающий мир. Берегите природу»
Цель занятия:
- Формирование у детей первоначальных представлений об окружающем мире и бережном отношении к природе; развитие элементарных экологических навыков (не мусорить, заботиться о растениях и животных).
Задачи:
1. Образовательные:
- Познакомить с простыми понятиями: природа, растения, животные, чистота, мусор, переработка.
- Объяснить, почему нужно беречь природу (коротко, на доступном уровне).
2. Развивающие:
- Развивать наблюдательность, речь, мышление, мелкую моторику (аппликация/лепка).
- Формировать умение сравнивать, группировать предметы (чистое/грязное, полезное/вредное).
3. Воспитательные:
- Воспитывать уважительное и заботливое отношение к природе и друг к другу; формировать элементарную экологическую культуру (выбрасывать мусор в урну, не ломать ветки, поливать цветы).
Оборудование и материалы:
- Демонстрационный материал: картинки с растениями, животными, сценками «чистый лес» и «загрязнённый лес».
- Плакат/мольберт с надписью «Берегите природу».
- Набор для мастер-класса: цветная бумага, клей-карандаш, ножницы (только для воспитателя или под присмотром), пластилин, картонные тарелки, природный материал: листья, шишки, веточки (заранее высушенные и безопасные).
- Маленькие корзины/коробочки для сортировки мусора (с ярлыками «бумага», «пластик», «органика»).
- Кукла/игрушка (Персонаж: Зайка или Лесной Эко-дружок)
- Небольшие стаканчики с землёй и семена (горох, фасоль) для опытов.
- Музыкальное сопровождение (песенка про природу), фонограммы для подвижной игры.
- Личная аптечка, средства безопасности для прогулки.
Длительность занятия: ориентировочно 35–45 минут (включая элементы на прогулке). Можно разбить на 2 части: внутренняя (20–25 мин) + мини-прогулка/наблюдение (10–15 мин).
Ход занятия (подробно, с временными интервалами и репликами воспитателя)
1) Организационный момент (2–3 минуты)
- Собрать детей в круг, поприветствовать: «Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас занятие: „Берегите природу“. Мы узнаем, как помогать деревьям, животным и нашей планете!»
- Создать настрой: небольшая дыхательная и ладошечная гимнастика (1–2 минуты): «Делаем вдох — представляем, что вдыхаем лесной воздух, выдох — выпускаем мусор из головы».
2) Вводная беседа (5–7 минут)
- Показ картинок: воспитатель показывает картинки «чистый лес», «загрязнённый лес», «животные», «дети, поливающие цветок».
- Вопросы воспитателя :
- «Что вы видите на этой картинке?»
- «Какая картинка вам нравится больше — чистая или грязная? Почему?»
- «Что будет, если дети не будут убирать за собой на прогулке?»
- «Как мы можем помочь природе
- Предложить детям изобразить с помощью жестов: «Как выглядит грустное дерево?» / «Как выглядит счастливое животное?»
3) Эксперимент-опыт: Посадим семечко (7–10 минут)
Цель: показать, что растения нуждаются в заботе.
- Показ: воспитатель показывает стаканчик с землёй, семя (фасоль/горох).
- Действия:
1. Дать каждому ребенку (или паре детей) свой стаканчик с землёй и 1–2 семечки.
2. Показать, как посадить семечко (погружение на 1 см), присыпать землёй, немного полить.
3. Поставить на светлое место возле окна в группе, объяснить, что семечко нужно поливать и смотреть за ним. Запланировать дежурства.
- Пояснение воспитателя: «Если мы будем заботиться о растении, оно вырастет и даст зелёные листики — и мы будем радоваться!»
Обсудить с детьми, кто ухаживает за растениями дома/в саду.
- Попросить детей придумать имя для своего ростка (формировать эмоциональную связь).
4) Практическая игра «Сортируем мусор» (8–10 минут)
Цель: сформировать представление о простейшей сортировке.
- Материалы: маленькие картонные коробочки/корзинки с табличками: «бумага», «пластик», «органика».
- Ход:
1. Воспитатель приносит набор игрушечных «мусорных предметов» (бумажка, пластиковая бутылочка, яблочная кожура — макет из бумаги/пластилина).
2. Дети по очереди берут предмет и определяют, куда его положить.
3. Воспитатель корректирует и объясняет: «Бутылку можно собрать в пластик — тогда её можно переработать» (простыми словами).
- Рефлексия: «Почему важно не бросать бутылки и бумагу на землю? Что случится с животными?»
5) Творческая работа: Коллаж «Берегите природу» (10–12 минут)
Цель: закрепить тему через творчество, развивать мелкую моторику.
- Варианты: аппликация из цветной бумаги + природного материала; «Дерево добрых дел» — дети клеят на макет листики с написанными добрыми делами (воспитатель заранее подготовит полоски/листочки).
- Пошагово:
1. Показать пример готовой работы.
2. Раздать материалы; объяснить технику (обрезать бумагу, приклеивать, аккуратно размещать листья/шишки).
3. Поддерживать детей, задавать вопросы: «Что ты хочешь написать/приклеить? Почему это поможет природе?»
- Ожидаемый результат: коллективный плакат или индивидуальные карточки с рисунками.
6) Подвижная игра на тему (4–6 минут)
- Игра «Чисто — грязно» (вариант с движением): воспитатель произносит слово «чисто» — дети радостно подпрыгивают, «грязно» — притихают и хватаются за голову; или «убираем мусор» — дети собирают лежащие мягкие «мусорные» игрушки и несут в урну.
- Можно использовать музыкальную паузу (песня про лес/цветы).
7) Мини-прогулка / наблюдение (10–15 минут) — при возможности
Цель: закрепить навыки на практике: наблюдать и беречь окружающее.
- Маршрут: территория ДОУ — клумба/садовая зона/деревья.
- Действия:
1. Инструктаж по безопасности: идти рядами, не хватать незнакомые растения, не поднимать острые предметы, если нашли подозрительный предмет — сообщить воспитателю.
2. Задание: найти «3 добрых вещи для природы» (находки: собрать мусор в пакет (под присмотром), потрогать кору дерева, найти улитку и аккуратно посмотреть, потом отпустить).
3. Наблюдение: найти растения, которые нужно полить, обсудить, какие птицы/насекомые живут на участке.
- Заключение прогулки: общий сбор, краткий отчёт — «Я нашёл...», «Мы помогли природе, собрав...».
8) Итог занятия и рефлексия (3–5 минут)
- Итоги: воспитатель спрашивает, что нового дети узнали, как они будут помогать природе дома и в детском саду.
- Награды: наклейки/похвала для каждого ребенка; можно выдать «сертификат маленького эколога» (листочек с печатью).
- Домашнее задание для родителей: посадить вместе с ребёнком семечко и вести дневничок наблюдений; поговорить с родителями о сортировке мусора.
Критерии оценки (что должен уметь ребёнок после занятия):
- Назвать минимум 2 способа, как помочь природе (не мусорить, поливать растения).
- Уметь посеять семечко с помощью взрослого и знать, что его нужно поливать.
- Участвовать в игре по сортировке мусора и правильно класть простейшие предметы (бумага/пластик).
Дифференциация и помощь детям с особыми потребностями:
- Для менее активных/шумных детей: дать роль помощника воспитателя (раздавать материалы, наблюдать за растениями).
- Для более способных: предложить объяснить правила сортировки другим детям или придумать правило бережного отношения к одному конкрет
ному животному.
- При ограничениях в моторике: заменить ножницы безопасной техникой (преднарезанные детали) или предложить работу с пластилином.
Безопасность:
- Все природные материалы предварительно проверены и безопасны (без острых частиц, плесени).
- Ножницы и клей использовать под контролем воспитателя.
- На прогулке — строгий инструктаж по дорожно-пешеходной безопасности и дистанции между детьми.
Варианты продолжения темы (проекты на неделю):
- «Неделя заботы о цветах»: дежурства по поливу, изготовление табличек с именами цветов.
- Проект «Птицы нашего сада»: изготовление кормушек и наблюдение.
- Экологический уголок в группе: лэпбук, альбом наблюдений, коллекция работ детей.
Материалы для родителей (памятка):
- Кратко: как научить ребёнка не мусорить; игры дома для закрепления (например, «сортируй вещи по коробкам»); следить за дежурствами по поливу.
- Рекомендации: гулять вместе, показывать детям хорошие примеры заботы о растениях и животных.
Список использованной литературы и источников (рекомендации):
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
- Методические рекомендации по экологическому воспитанию в ДОУ (публикации местных управлений образования).
- Народные и современные детские песни/потешки про природу (сборники для дошкольников).
- Веб-источники: общие материалы по экопросвещению (при необходимости могу подготовить список актуальных ссылок и раздаточных материалов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему "Берегите книги" в подготовительной группе
Как интересно и весело рассказть детям о книге...
Конспект занятия по теме "Берегите зубы"
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже ...

Конспект занятия на тему: "Берегите электроэнергию"
Воспитывать бережное отношение к энергоресурсам....
Конспект занятия на тему: " Берегите,лес!"
Для чего так важно сохранять природу...
Конспект занятия на тему: «Берегите животных» в старшей группе
Программное содержание. Расширять представления детей о многообразии животного мира. Закреплять знания о животных родного края. Расширять представления о взаимосвязях животных со средой обитания. Восп...
Комплексное занятие на тему " Берегите природу"
Научить детей любить и охранять природу" Воспитывать бережное отношение к растениям и животным" ...
конспект занятия на тему "Берегите природу"
Цель – расширить и углубить знания детей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной. Задачи:1. Закрепить знания детей о природе, ...
