Творческий проект в рамках тематики «Метеорологическая станция»
проект по окружающему миру
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД
№ 80 «СВЕТЛЯЧОК»
ИНЖЕНЕРНАЯ КНИГА
Творческий проект
в рамках тематики «Метеорологическая станция»
Нижневартовск, 2024
СОДЕРЖАНИЕ
НАША КОМАНДА | |
1. ИДЕЯ И ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА | |
2. ИСТОРИЯ ИЗУЧАЕМОГО ВОПРОСА И СУЩЕСТВУЮЩИЕ СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ | |
3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА | |
ВЫВОДЫ ПО ПРОЕКТУ | |
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА |
ИДЕЯ И ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Напряженная экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания.
Современное дошкольное образовательное учреждение ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-
образовательного пространства. Педагоги дошкольного образования ищут сегодня новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования. Одной из таких форм работы становится создание экологического пространства детского
сада и проектная деятельность, которая сделала бы более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой. Важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников может стать метеостанция (метеоплощадка). Метеостанция должна давать возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов. Метеостанция должна обеспечить проведение
наблюдений, практических работ, организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада.
Актуальность проекта
Почему мы считаем, что такой способ взаимодействия с детьми, как наблюдение за погодой, актуален? Во-первых, знакомый старшим дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать интересным, сконструировав из конструктора метеорологическую станцию. Во-вторых, занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике; В-третьих, у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать, делиться полученной информацией.
Пояснительная записка
Детство это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребёнок учится говорить, мыслить, общаться, осваивает нормы социальной и экологической этики. Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО является правильная организация развивающей предметной среды, которая обеспечивает
реализацию образовательного потенциала пространства организации, как группы, так и участка. Развивающая предметно пространственная среда Организации (группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать игровую, познавательную,
исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными материалами.
Экологическая развивающая среда должна способствовать:
- познавательному развитию ребенка;
-эколого-эстетическому развитию;
- оздоровлению ребенка;
- формированию нравственных качеств;
- формированию экологически грамотного поведения
Мы поставили перед собой задачу заинтересовать детей, представив природу, как таинственный мир, полный приключений и увлекательных открытий. Взрослые должны поощрять любознательность и фантазии детей, стимулировать потребности выражать свои чувства, мысли в речи, игре,
рисунке, творческих поделках. Постоянно поддерживать инициативу, помогать детям в их наблюдениях и экспериментах. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии детей с миром природы и разворачиваться как увлекательное путешествие, чтобы они получали от этого радость.
Цель проекта: создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников, формирование у
дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.
Задачи:
• познакомить с профессией метеоролога;
• формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);
• познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером,
барометром, компасом, гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами;
• обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой;
• формировать представления о четырех частях света;
• познакомить детей с назначением
метеорологической станции и ее содержимым;
• привлечение родителей к изготовлению
метеоприборов для наблюдения за погодой.
Предполагаемые результаты:
развить умение работать с приборами, составлять прогноз погоды;
иметь простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении и силы ветра, о частях света;
знать приметы, пословицы, поговорки о погоде
Формы работы по проекту:
1. Беседы
2. Наблюдения в природе
3. Книга народных примет
4. Опыты-эксперименты
5. Чтение художественной литературы
6. Дидактические игры
7. Сюжетно-ролевые игры
8. Слушанье музыки
9. Работа с родителями
ИСТОРИЯ ИЗУЧАЕМОГО ВОПРОСА И СУЩЕСТВУЮЩИЕ СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Экологическое образование начинается со знакомства с объектами
ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая,
исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Считается, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен.
Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные
познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать,
анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому детям предоставляется
дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметной среды.
В старшем дошкольном возрасте ведущим видом мышления является
наглядно – образное мышление. В младшем школьном возрасте совершается переход от наглядно – образного к словесно – логическому, понятийному
мышлению. Педагоги нашего детского сада стараются найти новые формы экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования. Одной из таких форм работы стала
проектная деятельность, которая является интересной и поучительной для
детей при изучении многих тем, в том числе наблюдения за погодой. Ребенок старшего дошкольного возраста знает о смене времен года, но не всегда
способен эту смену самостоятельно заметить. В возрасте 5-6 лет наших детей заинтересовало прогнозирование погоды. Современному человеку проще узнать прогноз погоды из средств массовой информации, но проще - не значит лучше и интереснее.
При наблюдении за явлениями природы (например, движением облаков, состоянии растений, поведением животных, при пользовании простыми приборами, помогающими определить погоду) развивается
наблюдательность, умение делать выводы, обобщения - все это важно для общего развития ребенка. Поэтому для элементарного прогнозирования погоды мы оборудовали на своем участке метеостанцию. С ее созданием появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий
Для наблюдения за погодой были использованы традиционные приборы (компас, термометр) и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми и родителями (дождемер, гигрометр, ветряной рукав, барометр, солнечные часы).
Все показания приборов фиксируются в дневнике погоды, где можно проследить и сделать свой метеопрогноз.
Таким образом, работа на метеостанции позволяет детям ежедневно проводить наблюдения за погодой в определенной последовательности:
- наблюдать за небом и облачностью,
- с помощью ветряного рукава дать относительную оценку силы ветра,
- с помощью флюгера определять стороны света и направление ветра,
- измерять количество осадков с помощью дождемера,
- определять температуру воздуха с помощью термометра,
- с помощью барометра делают предполагаемый прогноз погоды,
- сообщать прогноз погоды педагогам, родителям.
Метеорологические приборы, размещенные на участке и красиво
оформленные, помимо своего прямого назначения, стали изюминкой нашего детского сада, вызвали большой интерес со стороны, как детей, так и их родителей. А у детей вызвало огромный интерес снятие с приборов и
составление прогнозов. Ежедневные наблюдения погоды должны быть
организованы разнообразно, чтобы активность детей не снижалась, а интерес к наблюдениям возрастал.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА
Описание конструкции проекта
В сегодняшнем проекте мы бы Вам хотели показать, как можно сделать метеорологическую станцию из лего с добавлением других элементов разных конструкторов. Самоделка очень интересная и простая, так что давайте начинать!
ВЫВОДЫ ПО ПРОЕКТУ
В результате реализации проекта созданы условия для приобщения детей к техническому творчеству. У детей сформировались представления метеорологической станции. Созданы условия сотрудничества – ребенок, родитель, педагог.
Развивались основы робототехники с применением конструктора лего.
Таким образом, нашими маленькими мастерами создана метеорологическая станция
Результаты показали, что поставленная цель и задачи проекта реализованы.
Список использованной литературы
- Баранникова Э., Тарасевич П. Создание развивающей среды на участке детского сада // Ребенок в детском саду. – 2002.- №3. – с.76.
- Богомолова Н. И. Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников : // Воспитатель дошкольного образовательного
учреждения. – 2009. - №5 – с.19-21
- Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 113 с.
- Кузнецова Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в
экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. – 2009.
№6. – с.54-57
- Маневцева Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребенок. – СПб. : Детство – пресс, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект в рамках тематики сезона 2017-2018 года «Робо-помощники в семье "Зайка-помогайка"
Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, особое значение предается дошкольному воспитанию и образованию, ведь именно в этот период закладываются все фунд...
Творческий проект в рамках тематики «Упаковка для молочных продуктов»
Инженерная книга...



