Экологически-познавательный проект Тема: «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Цель: Формирование знаний  детей о проблеме загрязнения окружающей среды мусором, формирование представлений о необходимости переработки мусора.

Задачи: познакомить с видами отходов, узнать об опасности отходов для жизни человека и животных;

-Расширить знания о способах переработки мусора.       

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  «Радуга»

Экологически-познавательный проект

Тема: «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!»

Выполнила: Ситникова Людмила Петровна, воспитатель.

Паспорт проекта

Тип проекта: информационно – исследовательский

Участники проекта: дети – педагоги – родители

Сроки реализации проекта: краткосрочный (с 04.08.2025 по 15.08.2025)

Возрастная группа: от 5 до 7 лет

Актуальность проекта.

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на наш взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность.

Ежедневно во время прогулки дошкольники принимают участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т.д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, я разработала проект «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!».

Цель: Формирование знаний  детей о проблеме загрязнения окружающей среды мусором, формирование представлений о необходимости переработки мусора.

Задачи: познакомить с видами отходов, узнать об опасности отходов для жизни человека и животных;

-Расширить знания о способах переработки мусора.        

Итоги проекта: Изготовление новой бумаги

Ожидаемые результаты

- непосредственное участие родителей и детей в реализации проекта.

- повышение уровня знаний у родителей и детей об охране природы.

- создание в ходе проекта стенгазет, консультаций, брошюр для родителей;

- Осознание важности и необходимости раздельного сбора ТБО для последующего изготовления полезных вещей на мусороперерабатывающих заводах, а также креативного подхода к использованию вторсырья в нашей жизни.

Организация детских видов деятельности:

беседы, занятия с детьми по теме «Загрязнение окружающей среды мусором»

показ презентации, слайд шоу;

знакомство с «Красной книгой Хакассии»;

выставка  работ из бросового материала «Новая жизнь ненужных вещей»;

лаборатория (опыты и эксперименты);

выпуск экологической газеты, плаката;

экологические, подвижные, дидактические игры.

Литература

Веракса Н.Е. От рождения до школы. -6-е изд., доп.-М., 2020

Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - 2-е изд., испр.- М., 2005

Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. - изд., испр. - М., 2008

Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду – М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.

Хефлинг Г. «Тревога в 2000 году». М.: Мысль, 1990 г.

Интерактивные ресурсы

«Спроси у Альберта», серия «Мусор и отходы как бумеранг»

Примерный план реализации проекта

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Организованная образовательная деятельность

Тема НОД:

Тема НОД:

Тема НОД:

Тема НОД:

Тема НОД:

Беседа «Помогите природе». Ознакомление с видами бытовых отходов.

Ознакомление со свойствами бумаги.

Экспериментальная деятельность.

Изготовление новой бумаги.

Показ презентации: « Переработка мусора в промышленности»

Экспериментальная деятельность «Рассортируем мусор»

«Новая жизнь ненужных вещей»

- работа в творческой мастерской, изготовление поделок из бросового материала

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Первая половина дня

Д/и «Расскажи о предмете»

Д/и «Что лишнее?»

знакомство с «Красной книгой Хакассии»

Прогулка

Экспериментальная деятельность  «Мусор в земле».

Наблюдение во время прогулки за мусором на участке.

«Ознакомление со свойствами пластмассы»

Экскурсия по теретории детского сада «Чистый двор»

Вторая половина дня

Д/и «Чем похожи эти предметы» (все предметы из пластмассы)

Просмотр мультфильма из серии «Фиксики»-Чуму учит Экология

Д/и «Разноцветные контейнеры»

Знакомство с «Красной книгой Хакассии»

Самостоятельная деятельность (изменения в предметно-развивающей среде)

«Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети!». Изготовление детьми природоохранных знаков.

Выпуск экологической газеты для родителей «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!»

Правила поведения в природе. Выпуск плаката «Берегите природу!»

Взаимодействие со специалистами

Взаимодействие с родителями

Зеленый патруль. Создание предметно-окружающей среды для сортировки мусора дома и в детском саду.

Фото отчет

 «Что делать с отходами?» Работа с семьями участников проекта. Реализация осмысленного подхода к сбору и разделению мусора в семьях участников.

Анкета для родителей

ВЫВОДЫ

        В заключении хочется сказать, что семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Проект помог детям и родителям понять, что нельзя мусорить бездумно. Надо бережно относиться к вещам, беречь их, делать из предметов на выброс оригинальные подарки, различные пособия для познавательной, театральной и игровой деятельности. По итогам нашей проектной деятельности нами был сделан общий вывод: «Каждый из нас хочет жить на чистой планете, дышать чистым воздухом, купаться в чистой реке и любоваться природой, а не мусором. Добиться этого мы сможем вместе. За нами будущее, чистое будущее!».

Приложение 1.

1.Тематические игры и наблюдения.

Наблюдение. В течение нескольких дней обращайте внимание детей на то, что мы ежедневно выбрасываем мусор. Куда он девается? Из квартиры домов, выбрасывают ли что-нибудь дети? Что делают с мусором их родители? Как поступают с отходами в детском саду? Можно ли увидеть мусор в окрестностях детского сада? Откуда он там берется? Есть ли рядом с садом мусорные баки и урны?

Во время прогулки по теретории  проверьте, есть ли там мусор. В каких местах его больше всего и почему? Обратите внимание ребят на то, как красивы незахламленные участки и как неприятно посещать те места, где люди не убрали за собой.

2. Ознакомление со свойствами бумаги.

Цель: опытным путем установить свойства и качество бумаги. Познакомить детей с видами бумаги.

Рассматривание разных видов бумаги и ее назначение (картон, калька, гофрированная, писчая, оберточная, газетная, для рисования);

Исследование свойств и качеств бумаги (тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, непрозрачная, полупрозрачная (калька); мнется, рвется, намокает, сгибается, горит);

Опыт. «Изготовление новой бумаги».

Дети рвут бумагу на мелкие кусочки и опускают в таз с водой. Накроем таз клеенкой. Пусть бумага размокает.

На второй день взбить бумажную массу миксером, добавить в нее белила или цветной краски, немного обойного клея и ПВА и процедить получившуюся смесь через металлическую сетку с мелкими ячейками.

Вода стечет, а оставшуюся бумажную массу равномерно разложить на тканевой салфетке. Накрыть ее еще одной салфеткой и поставить сверху что-нибудь тяжелое.

Через два-три дня бумага высохнет. Прогладить ее утюгом и будем на ней рисовать.

Подвести итог опыта с каким клеем бумага получилась.

3. «Ознакомление со свойствами пластмассы»

Цель: Познакомить детей с пластмассой. Учить детей делать выводы.

Д/и «Чем похожи эти предметы» (все предметы из пластмассы);

Обследование предметов разной формы, цвета, размера из пластмассы (вывод- пластмасса легкая, из нее можно отлить разные предметы);

Опытно-практическая деятельность: пластмасса легкая, не тонет в воде, гнется. Не прозрачная, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая, обладает теплопроводностью - в холоде охлаждается, в тепле - нагревается, плавится;

4. Проведение длительного эксперимента: «Мусор в земле».

В землю закопать предметы из стекла, пластика, резины, бумаги, металла, а так же пищевые отходы (очистки картофеля, апельсина), листья и мелкие ветки. Обозначить место захоронения.

Через определенный промежуток времени проверять состояние материалов. Отметить результат воздействия на них солнца, дождя, почвы.

Фиксировать с детьми свои наблюдения. По истечении эксперимента сделать вывод о том, какой материал и отходы разложились в почве и что необходимо делать людям с твердым мусором для охраны окружающей среды.

5. Непосредственная образовательная деятельность

Тема: «Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети!»

Цель: Формировать навыки экологического воспитания детей.

Рассказ воспитателя о правилах поведения в природе. Знакомство с природоохранными знаками (нельзя бросать мусор в реку, в лесу; загрязнять почву; выбрасывать мусор в непредназначенных местах). Подвести итог эксперимента и наблюдений за пищевыми отходами. Изготовление детьми природоохранных знаков.

6. Игры.

1.«Что я видел?»

Цель: упражнять детей в узнавании предметов, сделанных из разных материалов; развивать память, внимание, наблюдательность.

Ход. Воспитатель предлагает поиграть в игру и задает вопрос: «Что ты видел из металла (ткани, пластмассы, стекла) по дороге в детский сад?» Выигрывает тот, кто называет больше предметов.

2.«Расскажи о предмете»

Цель: закрепить представление о материалах, их которых сделаны предметы.

Оборудование: кубик с изображением на гранях видов материалов.

Ход. Каждый ребенок отбрасывает кубик и ловит его, какой материал выпадает, о том он и рассказывает. Остальные игроки контролируют правильность определения свойств и качество материала.

3. Дидактическая игра «Разноцветные контейнеры»

Цель: формирование основ экологической грамотности и культуры дошкольников, знакомство с принципами раздельного сбора мусора.

Описание игры: Педагог вместе с детьми рассматривает заготовленную корзину с муляжами твёрдых бытовых отходов. В ней могут быть: старые газеты, полиэтиленовая плёнка, пластиковые стаканчики из-под йогурта, пластиковые ёмкости из-под молока и кефира, упаковки от сока, картонные коробки от конфет, пластиковые бутылки от шампуня, полиэтиленовые тюбики от зубной пасты, клея, обрезки бумаги, текстиль, стеклянная тара от соусов, металлические изделия и пр. Пищевые отходы могут быть символично представлены апельсиновыми корками и банановой кожурой, завёрнутыми в целлофан. Педагог разъясняет назначение каждого контейнера. Далее совместно с детьми происходит сортировка мусора.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Вопрос

Варианты ответов

1

Интересуют ли Вас лично проблемы экологии?

Да

Нет

Иногда

2

Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц, растения?

Да

Нет

Иногда

3

Считаете ли Вы нужным осуществлять экологическое воспитание детей?

Да

Нет

Иногда

4

Как Вы считаете, кто должен осуществлять экологическое воспитание Вашего ребёнка?

Семья

Дет. сад

Совместно

5

Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе?

Да

Нет

Иногда

6

Соблюдаете ли сами эти правила?

Да

Нет

Иногда

7

Читаете ли Вы ребёнку книги о природе?

Да

Нет

Иногда

8

Смотрит ли Ваш ребёнок телепередачи, видеофильмы о природе?

Да

Нет

Иногда

9

Как проводится утилизация бытовых отходов в вашей семье?

Сортируется

Не сортируется

      частично

10

Готовы ли Вы сортировать мусор у себя дома для его дальнейшей переработки?

Да

Нет

Иногда

11

Хотела бы ваша семья принять участие в проекте «Что делать с отходами?»

Да

Нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Мы с природой дружим, мусор нам не нужен"

СЛАЙД 1.                          Экологический проект«Мы с природой ...

Проэкт по экологии "Мы с природой дружим, мусор нам не нужен".

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких ...

«Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!»

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окр...

Экологический проект: " Мы с природой дружим, мусор нам не нужен"

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окр...

Экологическая социально-значимая акция по защите природы "Мы с природой дружим - мусор нам не нужен"

               ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМАЯ АКЦИЯ ПО ЗАЩИТЕ ПРИРОДЫ                      ...

Проект: "Хранители природы" " Мы с природой дружим - мусор нам не нужен!"

"Мы с природой дружим ,мусор нам не нужен!"- девиз нашего проекта.Цель проекта: сформировать знания о разнообразных видах деятельности по защите окружающей среде. Дать представление о видах бытовых от...