Экологически-познавательный проект Тема: «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Формирование знаний детей о проблеме загрязнения окружающей среды мусором, формирование представлений о необходимости переработки мусора.
Задачи: познакомить с видами отходов, узнать об опасности отходов для жизни человека и животных;
-Расширить знания о способах переработки мусора.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга»
Экологически-познавательный проект
Тема: «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!»
Выполнила: Ситникова Людмила Петровна, воспитатель.
Паспорт проекта
Тип проекта: информационно – исследовательский
Участники проекта: дети – педагоги – родители
Сроки реализации проекта: краткосрочный (с 04.08.2025 по 15.08.2025)
Возрастная группа: от 5 до 7 лет
Актуальность проекта.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на наш взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность.
Ежедневно во время прогулки дошкольники принимают участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т.д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, я разработала проект «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!».
Цель: Формирование знаний детей о проблеме загрязнения окружающей среды мусором, формирование представлений о необходимости переработки мусора.
Задачи: познакомить с видами отходов, узнать об опасности отходов для жизни человека и животных;
-Расширить знания о способах переработки мусора.
Итоги проекта: Изготовление новой бумаги
Ожидаемые результаты
- непосредственное участие родителей и детей в реализации проекта.
- повышение уровня знаний у родителей и детей об охране природы.
- создание в ходе проекта стенгазет, консультаций, брошюр для родителей;
- Осознание важности и необходимости раздельного сбора ТБО для последующего изготовления полезных вещей на мусороперерабатывающих заводах, а также креативного подхода к использованию вторсырья в нашей жизни.
Организация детских видов деятельности:
беседы, занятия с детьми по теме «Загрязнение окружающей среды мусором»
показ презентации, слайд шоу;
знакомство с «Красной книгой Хакассии»;
выставка работ из бросового материала «Новая жизнь ненужных вещей»;
лаборатория (опыты и эксперименты);
выпуск экологической газеты, плаката;
экологические, подвижные, дидактические игры.
Литература
Веракса Н.Е. От рождения до школы. -6-е изд., доп.-М., 2020
Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - 2-е изд., испр.- М., 2005
Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. - изд., испр. - М., 2008
Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду – М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.
Хефлинг Г. «Тревога в 2000 году». М.: Мысль, 1990 г.
Интерактивные ресурсы
«Спроси у Альберта», серия «Мусор и отходы как бумеранг»
Примерный план реализации проекта
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | |||
Организованная образовательная деятельность | |||||||
Тема НОД: | Тема НОД: | Тема НОД: | Тема НОД: | Тема НОД: | |||
Беседа «Помогите природе». Ознакомление с видами бытовых отходов. | Ознакомление со свойствами бумаги. Экспериментальная деятельность. Изготовление новой бумаги. | Показ презентации: « Переработка мусора в промышленности» | Экспериментальная деятельность «Рассортируем мусор» | «Новая жизнь ненужных вещей» - работа в творческой мастерской, изготовление поделок из бросового материала | |||
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов | |||||||
Первая половина дня | Д/и «Расскажи о предмете» | Д/и «Что лишнее?» | знакомство с «Красной книгой Хакассии» | ||||
Прогулка | Экспериментальная деятельность «Мусор в земле». | Наблюдение во время прогулки за мусором на участке. | «Ознакомление со свойствами пластмассы» | Экскурсия по теретории детского сада «Чистый двор» | |||
Вторая половина дня | Д/и «Чем похожи эти предметы» (все предметы из пластмассы) | Просмотр мультфильма из серии «Фиксики»-Чуму учит Экология | Д/и «Разноцветные контейнеры» | Знакомство с «Красной книгой Хакассии» | |||
Самостоятельная деятельность (изменения в предметно-развивающей среде) | «Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети!». Изготовление детьми природоохранных знаков. | Выпуск экологической газеты для родителей «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!» | Правила поведения в природе. Выпуск плаката «Берегите природу!» | ||||
Взаимодействие со специалистами | |||||||
Взаимодействие с родителями | Зеленый патруль. Создание предметно-окружающей среды для сортировки мусора дома и в детском саду. Фото отчет | «Что делать с отходами?» Работа с семьями участников проекта. Реализация осмысленного подхода к сбору и разделению мусора в семьях участников. | Анкета для родителей | ||||
ВЫВОДЫ
В заключении хочется сказать, что семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Проект помог детям и родителям понять, что нельзя мусорить бездумно. Надо бережно относиться к вещам, беречь их, делать из предметов на выброс оригинальные подарки, различные пособия для познавательной, театральной и игровой деятельности. По итогам нашей проектной деятельности нами был сделан общий вывод: «Каждый из нас хочет жить на чистой планете, дышать чистым воздухом, купаться в чистой реке и любоваться природой, а не мусором. Добиться этого мы сможем вместе. За нами будущее, чистое будущее!».
Приложение 1.
1.Тематические игры и наблюдения.
Наблюдение. В течение нескольких дней обращайте внимание детей на то, что мы ежедневно выбрасываем мусор. Куда он девается? Из квартиры домов, выбрасывают ли что-нибудь дети? Что делают с мусором их родители? Как поступают с отходами в детском саду? Можно ли увидеть мусор в окрестностях детского сада? Откуда он там берется? Есть ли рядом с садом мусорные баки и урны?
Во время прогулки по теретории проверьте, есть ли там мусор. В каких местах его больше всего и почему? Обратите внимание ребят на то, как красивы незахламленные участки и как неприятно посещать те места, где люди не убрали за собой.
2. Ознакомление со свойствами бумаги.
Цель: опытным путем установить свойства и качество бумаги. Познакомить детей с видами бумаги.
Рассматривание разных видов бумаги и ее назначение (картон, калька, гофрированная, писчая, оберточная, газетная, для рисования);
Исследование свойств и качеств бумаги (тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, непрозрачная, полупрозрачная (калька); мнется, рвется, намокает, сгибается, горит);
Опыт. «Изготовление новой бумаги».
Дети рвут бумагу на мелкие кусочки и опускают в таз с водой. Накроем таз клеенкой. Пусть бумага размокает.
На второй день взбить бумажную массу миксером, добавить в нее белила или цветной краски, немного обойного клея и ПВА и процедить получившуюся смесь через металлическую сетку с мелкими ячейками.
Вода стечет, а оставшуюся бумажную массу равномерно разложить на тканевой салфетке. Накрыть ее еще одной салфеткой и поставить сверху что-нибудь тяжелое.
Через два-три дня бумага высохнет. Прогладить ее утюгом и будем на ней рисовать.
Подвести итог опыта с каким клеем бумага получилась.
3. «Ознакомление со свойствами пластмассы»
Цель: Познакомить детей с пластмассой. Учить детей делать выводы.
Д/и «Чем похожи эти предметы» (все предметы из пластмассы);
Обследование предметов разной формы, цвета, размера из пластмассы (вывод- пластмасса легкая, из нее можно отлить разные предметы);
Опытно-практическая деятельность: пластмасса легкая, не тонет в воде, гнется. Не прозрачная, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая, обладает теплопроводностью - в холоде охлаждается, в тепле - нагревается, плавится;
4. Проведение длительного эксперимента: «Мусор в земле».
В землю закопать предметы из стекла, пластика, резины, бумаги, металла, а так же пищевые отходы (очистки картофеля, апельсина), листья и мелкие ветки. Обозначить место захоронения.
Через определенный промежуток времени проверять состояние материалов. Отметить результат воздействия на них солнца, дождя, почвы.
Фиксировать с детьми свои наблюдения. По истечении эксперимента сделать вывод о том, какой материал и отходы разложились в почве и что необходимо делать людям с твердым мусором для охраны окружающей среды.
5. Непосредственная образовательная деятельность
Тема: «Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети!»
Цель: Формировать навыки экологического воспитания детей.
Рассказ воспитателя о правилах поведения в природе. Знакомство с природоохранными знаками (нельзя бросать мусор в реку, в лесу; загрязнять почву; выбрасывать мусор в непредназначенных местах). Подвести итог эксперимента и наблюдений за пищевыми отходами. Изготовление детьми природоохранных знаков.
6. Игры.
1.«Что я видел?»
Цель: упражнять детей в узнавании предметов, сделанных из разных материалов; развивать память, внимание, наблюдательность.
Ход. Воспитатель предлагает поиграть в игру и задает вопрос: «Что ты видел из металла (ткани, пластмассы, стекла) по дороге в детский сад?» Выигрывает тот, кто называет больше предметов.
2.«Расскажи о предмете»
Цель: закрепить представление о материалах, их которых сделаны предметы.
Оборудование: кубик с изображением на гранях видов материалов.
Ход. Каждый ребенок отбрасывает кубик и ловит его, какой материал выпадает, о том он и рассказывает. Остальные игроки контролируют правильность определения свойств и качество материала.
3. Дидактическая игра «Разноцветные контейнеры»
Цель: формирование основ экологической грамотности и культуры дошкольников, знакомство с принципами раздельного сбора мусора.
Описание игры: Педагог вместе с детьми рассматривает заготовленную корзину с муляжами твёрдых бытовых отходов. В ней могут быть: старые газеты, полиэтиленовая плёнка, пластиковые стаканчики из-под йогурта, пластиковые ёмкости из-под молока и кефира, упаковки от сока, картонные коробки от конфет, пластиковые бутылки от шампуня, полиэтиленовые тюбики от зубной пасты, клея, обрезки бумаги, текстиль, стеклянная тара от соусов, металлические изделия и пр. Пищевые отходы могут быть символично представлены апельсиновыми корками и банановой кожурой, завёрнутыми в целлофан. Педагог разъясняет назначение каждого контейнера. Далее совместно с детьми происходит сортировка мусора.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
№ | Вопрос | Варианты ответов | ||
1 | Интересуют ли Вас лично проблемы экологии? | Да | Нет | Иногда |
2 | Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц, растения? | Да | Нет | Иногда |
3 | Считаете ли Вы нужным осуществлять экологическое воспитание детей? | Да | Нет | Иногда |
4 | Как Вы считаете, кто должен осуществлять экологическое воспитание Вашего ребёнка? | Семья | Дет. сад | Совместно |
5 | Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе? | Да | Нет | Иногда |
6 | Соблюдаете ли сами эти правила? | Да | Нет | Иногда |
7 | Читаете ли Вы ребёнку книги о природе? | Да | Нет | Иногда |
8 | Смотрит ли Ваш ребёнок телепередачи, видеофильмы о природе? | Да | Нет | Иногда |
9 | Как проводится утилизация бытовых отходов в вашей семье? | Сортируется | Не сортируется | частично |
10 | Готовы ли Вы сортировать мусор у себя дома для его дальнейшей переработки? | Да | Нет | Иногда |
11 | Хотела бы ваша семья принять участие в проекте «Что делать с отходами?» | Да | Нет | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Мы с природой дружим, мусор нам не нужен"
СЛАЙД 1. Экологический проект«Мы с природой ...

Проэкт по экологии "Мы с природой дружим, мусор нам не нужен".
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких ...

«Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!»
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окр...

Экологический проект: " Мы с природой дружим, мусор нам не нужен"
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окр...

Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!» в рамках образовательной области «Познавательное развитие» старшая группа «Подсолнушки»
Информационно – исследовательский,творческий проект для детеи старшеи группы по экологическому воспитанию....

Экологическая социально-значимая акция по защите природы "Мы с природой дружим - мусор нам не нужен"
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМАЯ АКЦИЯ ПО ЗАЩИТЕ ПРИРОДЫ ...

Проект: "Хранители природы" " Мы с природой дружим - мусор нам не нужен!"
"Мы с природой дружим ,мусор нам не нужен!"- девиз нашего проекта.Цель проекта: сформировать знания о разнообразных видах деятельности по защите окружающей среде. Дать представление о видах бытовых от...