Дополнительная образовательная программа естественнонаучной направленности "Хочу всё знать!"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Дополнительная образовательная программа естественнонаучной направленности "Хочу всё знать!"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 312.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт программы
Название программы | Дополнительная общеобразовательная программа «Хочу всё знать!». Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности. |
Автор программы | Борисенко А.В. – воспитатель филиала МАДОУ детский сад «Радуга» п. Агириш |
Руководитель программы | Долдина О.А. – старший воспитатель филиала МАДОУ д/с «Радуга» п. Агириш |
Адрес, телефон, факс | 628245, Ханты-Мансийский автономный округ Тюменской области, Советского района, п.Агириш, ул Дзержинского, 27;тел: 4-10-45; факс: 4-10-46. |
Цель программы | Цель программы: формирование предпосылок естественно-научной грамотности старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности. |
Задачи программы | Задачи программы: Образовательные:
- объектах живой природы, их взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания; - основных физических свойствах и явлениях неживой природы; Развивающие:
- мыслительные процессы - анализ, синтез, сравнение, классификация; - речь, вербальное сопровождение своей деятельности (обоснование, выводы, умозаключения) Воспитательные:
|
Сроки реализации программы | 1 год |
Место реализации | Филиал Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Радуга» п. Агириш |
География участников, их количество, возраст | Тюменская область, Советский район, ул. Дзержинского – 27 п. Агириш, группа - 15 человек, возраст (5-7 л.) |
Содержание программы | - Содержание - Пояснительная записка - Механизм реализации - Учебный план - Содержание программы - Календарный учебный график - Список литературы - Приложение |
Предполагаемые результаты | - У детей формируются предпосылки естественно-научной грамотности в ходе опытно-экспериментальной деятельности с объектами живой и неживой природы. - Дети овладеют объяснительной и доказательной речью. |
Содержание
1. Пояснительная записка
1.1.Направленность программы..........................................................................4
1.2.Структурные элементы................................................................................. 4
1.3.Актуальность программы..............................................................................4
1.4.Программа составлена на основе действующих нормативно-правовых
актов и государственных программных документов.......................................4-5
1.5.Отличительные особенности программы......................................................5
1.6.Цель и задачи программы............................................................................. 6
1.7.Планируемые результаты и способы их оценки..........................................6-8
2.Механизм реализации
2.1.Форма обучения............................................................................................ 8
2.2.Срок реализации и режим работы................................................................ .8
2.3.Характеристика групп.................................................................................. 8
2.4.Требования к уровню подготовки педагога.................................................. 9
2.5.Методическое и материально-техническое обеспечение программы........9-11
3.Учебный план...................................................................................................11
4.Содержание программы............................................................................ 11-13
5.Календарный учебный график............................................................... 13-22
6. Список литературы................................................................................ 22-23
Приложение.................................................................................................... 24
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Направленность программы «Хочу всё знать!»
Данная программа направлена на формирование предпосылок естественно-научной грамотности у старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности. Актуальной является форма совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
1.2. Структурные элементы
Познавательные опыты и занимательные эксперименты, входящие в программу позволяют познакомить детей со свойствами объектов живой и неживой природы.
1.3. Актуальность программы Введение
Формирование у старших дошкольников элементарных естественно-научных представлений является одним из составляющих компонентов функциональной грамотности ребенка. Экспериментальная деятельность позволяет ребенку включиться в процесс целенаправленного познания мира и научиться ставить цели, планировать свою работу, контролировать свои действия, прогнозировать возможные результаты, сопоставлять и сравнивать их с реальными результатами. Метод экспериментирования дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи (современные исследователи А.И. Иванова И. Э. Куликовская, О. В. Дыбина и другие).
В основной общеобразовательной программе дошкольного образования, реализуемой в МАДОУ д/с «Радуга», опытно-экспериментальная деятельность представлена без учета особенностей климатических условий, использования современных, передовых технологий и оборудования.
Созданные условия в Филиале способствуют нахождению новых способов формирования предпосылок естественно-научной грамотности старших дошкольников, поэтому необходимость разработки и реализации программы «Хочу всё знать!» – очевидна.
2.4. Программа составлена на основе действующих нормативно-правовых
актов и государственных программных документов:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 г. № 33660);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. №196 «ОБ утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые);
- Устав МАДОУ «д/с «Радуга»
- Приказ № 192 от 31.08.2023г. об утверждении ФОП.
2.5. Отличительные особенности программы заключаются в том, что:
- система общедоступных, интересных и универсальных форм организации материала (эксперименты и опыты с использованием цифрового микроскопа, интерактивного оборудования, мультстудии и т.д.) – предполагает минимальную сложность для усвоения дошкольниками содержания программы;
- в программе учитываются особенности региональных компонентов (опытно-экспериментальная деятельность с объектами живой природы);
- программа имеет гибкий характер и вариативность, что позволяет в зависимости от условий материальной базы, уровня психологического развития и подготовленности к восприятию тем экологической и природоведческой направленности, рационально варьировать содержание программы и творчески обеспечить её выполнение.
2.6. Цель программы «Хочу всё знать!»
Цель программы: формирование предпосылок естественно-научной грамотности старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи программы:
Образовательные:
- Формировать у дошкольников элементарные знания:
- об объектах живой природы, их взаимоотношениях с другими объектами и
со средой обитания;
- об основных физических свойствах и явлениях неживой природы;
Развивающие:
- Развивать у детей:
- мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, классификация);
-речь, вербальное сопровождение своей деятельности (обоснование, выводы, умозаключения);
Воспитательные:
- Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам.
2.7. Планируемые результаты и способы их оценки:
Планируемые результаты: к концу реализации дополнительной образовательной программы «Хочу всё знать!» у детей старшего дошкольного возраста:
– расширятся представления о физических явлениях и физических свойствах
предметов окружающего мира;
– произойдёт осмысление взаимосвязей, существующих в природе;
– они овладеют объяснительной и доказательной речью;
– сформируется способность устанавливать причинно-следственные связи;
– произойдёт формирование экологического сознания.
Методологическая основа программы: разработана с учетом возрастных, физиологических, личностных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Диагностический материал разработан на основе «Педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы ДОУ» Н.В. Верещагиной. Данный мониторинг соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года.
Внимание! Мониторинг проводится с разрешения родителей.
Критерии оценивания развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
Каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем, чтобы достичь определённой точности.
Основные диагностические методы:
- наблюдение;
- проблемная (диагностическая) ситуация;
- беседа.
Формы проведения педагогической диагностики:
- индивидуальная;
- подгрупповая;
- групповая.
Уровни овладения необходимыми знаниями по образовательной области «Познавательное развитие» (раздел «Познавательно-исследовательская деятельность):
Высокий уровень - 2 балла, ребёнок выполняет все параметры оценки самостоятельно (нормативные варианты развития).
Средний уровень - 1 балл, ребёнок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого (имеются проблемы в развитии ребёнка, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе).
Низкий уровень - 0 баллов, ребёнок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает или выполняет некоторые параметры (несоответствие развития ребёнка возрасту, а также необходимость корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру / данной образовательной области). /Приложение №1/
Инструментарий к проведению диагностики по формированию у старших дошкольников элементарных естественно-научных представлений посредством экспериментирования с объектами живой и неживой природы
Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые используются для определения уровня сформированности познавательно-исследовательской деятельности ребёнка. /Приложение №2/
3. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ
3.1. Форма обучения: групповая, фронтальная, очная (возможна с применением дистанционных технологий)
3.2. Срок реализации и режим работы
Срок реализации программы – 1 год.
Общее количество часов – 72 ч.
Программа рассчитана на 72 часа при режиме занятий 2 раза в неделю по 1 академическому часу.
3.3. Характеристика групп
Программа предусматривает набор групп детей 5-7 лет по желанию и заявлению родителей (законных представителей); состав групп 10-15 человек.
3.4. Требования к уровню подготовки педагога
Программа реализуется без предъявления требований к уровню образования и квалификации педагога.
3.5. Методическое и материально-техническое обеспечение программы
Формы, методы и технологии проведения опытно-экспериментальной деятельности
- Основные формы обучения:
Непосредственно образовательная деятельность - занятия являются ведущей формой организации работы по обучению дошкольников опытно-экспериментальной деятельности.
Типы занятий:
Обобщающий тип занятий позволяет в старшем дошкольном возрасте сформировать обобщенные представления об объектах и явлениях природы, выделить ряд значимых признаков для группы знакомых объектов, сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, развивают абстрактное мышление.
Углубленно-познавательный тип занятий строится на разнообразных конкретных знаниях, полученных детьми во время наблюдений в повседневной жизни за объектами природы из непосредственного окружения, и на которых воспитатель дополняет знания новыми сведениями, углубляет их.
Совместная деятельность – проведение опытов и экспериментов.
- Методы:
Наглядный метод:
Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений. Оно позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших наглядно представленных взаимосвязях. Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами (в 3-6 человек), так и со всей группой воспитанников. В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим).
Использование иллюстративно-наглядного материала в работе с детьми – помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. С его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно (диких или домашних зверей других климатических зон).
Практический метод:
Моделирование – это метод ознакомления детей с природой. Оно основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Дошкольникам должны быть ясны его задача и цель. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным.
Игра – широко используется в ознакомлении детей с природой. В практике дошкольного воспитания применяются несколько групп игр:
Во время дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных, подводят детей к умению обобщать и классифицировать. В процессе настольно-печатных игр уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов. Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.
Экспериментальные игры – позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей.
Словесный метод:
Использование рассказов о природе на занятиях, экскурсиях и прогулках, в повседневном общении с детьми. Основная цель этого метода – создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном ранее объекте, явлении природы. Рассказ используется и для того, чтобы сообщить детям о новых, неизвестных им фактах. Составляя рассказ, воспитатель должен позаботиться о включении в него не только известных детям слов, но и новых, обогащающих их речь.
Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Знакомясь с её содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации. Это помогает воспитывать этические представления: любовь и бережное отношение к природе. Общее требование к методике использования книг – сочетание чтения с непосредственным наблюдением в природе. После чтения художественных произведений организуется беседа об одной или нескольких прочитанных книгах.
Беседы о природе принято делить на следующие виды:
– установочная беседа помогает воспитателю собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности, актуализировать имеющийся опыт, для того чтобы установить связь между знаниями, полученными ранее, и предстоящей экскурсией, наблюдением и т. д.
– эвристическая беседа предполагает установление причин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений. Такая беседа строится на имеющихся у детей знаниях, полученных в процессе наблюдений. Она направлена на углубление знаний о взаимосвязях, существующих в природе, самостоятельное решение детьми познавательных задач.
– итоговая беседа используется для обобщения и систематизации знаний детей полученных в процессе наблюдений, игр, чтения художественных произведений и т. д.
Проектный метод:
Даёт возможность детям накапливать опыт самостоятельно. Обучение приобретает форму исследования, применения уже имеющихся знаний в деятельности, результаты которой по-настоящему интересуют ребёнка. Проектная деятельность делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, помогает самостоятельно осваивать окружающую действительность. Участвуя в проектах, ребенок развивается, учится находить выход из трудной ситуации и становится увереннее в своих силах.
Материально-техническое оснащение
Занятия проводятся в специально оборудованном помещении - кабинете экологии.
№ | Оборудование | Количество |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 | Столы Стульчики с учетом антропометрических данных детей Стеллажи для размещения дидактического, игрового, опытно-экспериментального материала; Аквариум (25 л); Аквариум с видимыми слоями почвы; Современное оборудование: Мультимедийная установка Переносной экран Ноутбук Электронный микроскоп Набор для игр с водой и песком Мультстудия | 7 шт. 15 шт. 3 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 2 шт. 1 шт. |
№ | Приборы | Количество |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 | Набор для проведения экспериментов (фартук и нарукавники) Колбы Стаканы пластиковые большие Стаканчики пластиковые маленькие Весы настольные Микроскоп Песочные часы Картотека проведения экспериментов в старшем возрасте Губки поролоновые Набор пуговиц Д/ п «Виды тканей» Д/ п «Такая разная бумага» Д/и «Коробочка с сюрпризом» Компас Лупа Книги-энциклопедии Бинокль Воздушные шары Ватные палочки Набор юного огородника Набор для игр с песком Мыльные пузыри Зеркала Влажные салфетки Набор для экспериментирования с магнитом Красители (пищевые) Красители не пищевые (гуашь, акварельные краски) Магниты Папка с алгоритмами выполнения опытов (схемы, таблицы, модели) Личные блокноты детей для фиксации результатов опытов Карточки-подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя" Пипетки Мерные ложки Деревянные палочки | 15 шт. 4 ш. 15 шт. 15 шт. 1 шт. 5 шт. 3 шт. 1 шт. 15 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 2 шт. 10 ш. 4 шт. 2 шт. 15 шт. 1 упак. 1 шт. 1 шт. 10 шт. 10 шт. 2 упак. 1 шт. 1 упак. 5 шт. 1 набор 1 шт. 15 шт. 1 ком. 10 шт. 5 шт. 15 шт. |
35 36 37 | Материалы природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, гербарий, семена цветов, овощных культур и др. утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др. технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др. | |
Кадровое обеспечение программы «Хочу всё знать!»
Специалисты Филиала МАДОУ детский сад «Радуга» | Цель деятельности |
Педагог-психолог | Оказание консультативной помощи; участие в разработке диагностического материала и проведении диагностики, в то числе для детей с ОВЗ. |
Музыкальный руководитель | Оказание помощи в проведении праздников, развлечений, проектов, в том числе для детей с ОВЗ. |
Учитель-логопед | Оказание помощи в формировании связной речи у детей с ОВЗ. |
4. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Старший дошкольный возраст 5-7 лет
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации /контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | «Песок» | 3 | 1 | 2 | наблюдение |
2. | «Почва» | 3 | 1 | 2 | наблюдение |
3. | «Камни» | 2 | 1 | 2 | наблюдение |
4. | «Растительный мир» | 4 | 1 | 3 | наблюдение |
5. | «Воздух» | 4 | 1 | 3 | вопрос-ответ |
«Звук» | 3 | 1 | 2 | вопрос-ответ | |
7. | «Теплота» | 2 | 1 | 1 | вопрос-ответ |
6. | «Вода» | 5 | 1 | 4 | наблюдение |
«Круговорот воды» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение | |
7. | «Человек. Органы вкуса и обоняния» | 2 | 1 | 1 | наблюдение |
8. | «Человек. Органы слуха и зрения» | 2 | 1 | 1 | наблюдение |
9. | «Магниты» | 4 | 1 | 3 | наблюдение |
10. | «Свет, тень» | 3 | 1 | 2 | наблюдение |
11. | «Свойства дерева» | 2 | 1 | 1 | наблюдение |
12. | «Свойства бумаги и ткани» | 6 | 1 | 5 | наблюдение |
13. | «Свойства металла и стекла» | 3 | 1 | 2 | наблюдение |
14. | Свойства пластмассы и резины» | 2 | 1 | 1 | наблюдение |
15. | «Электричество» | 4 | 1 | 3 | наблюдение |
«Земля, космос» | 4 | 1 | 3 | наблюдение | |
«Вес, притяжение» | 6 | 2 | 4 | наблюдение | |
16. | «Мы исследователи» | 7 | 2 | 5 | наблюдение |
Итого: | 72 часа | 22.5 | 49.5 | ||
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Тема № 1 «Песок» Теория: Знакомство со свойствами песка. Практика: проведение совместных опытов, экспериментов с песком «Удивительный песок», «Сравнение свойств песка и глины», «Построим город из песка». Тема № 2 «Почва» Теория. Что такое почва? Практика: проведение совместных опытов, экспериментов «Что есть в почве. Растворение известняка (мела) в воде», «Свойства песка, глины, чернозема, камней» Теория: Свойства почвы (песок, глина, чернозем, камни). Где лучше расти? Практика: проведение совместных опытов, экспериментов с почвой «Почва имеет разный состав», «Где лучше растут растения», труд «Посадка растений в разные виды почв» Тема № 3 «Камни» Теория: Знакомство с понятием «камни», где их можно использовать и почему. Практика: проведение совместных опытов, экспериментов с камнями «Какими бывают камни», «Тонут ли камни в воде, могут ли менять цвет?» Тема № 4 «Растительный мир» Теория. Растительный мир. Практика: проведение совместных опытов, экспериментов с растениями «Почему растения зеленые?», «Строение листа» Теория. Почему растения зеленые. Презентация «Растительный мир. Пигментация растений». Практика: проведение совместных опытов, экспериментов «Может ли растение дышать? На свету и в темноте, с водой и без воды, в тепле и в холоде», «Окрашивание листьев капусты пищевыми красителями», «Что выделяет растение?» Тема № 5 «Воздух» Теория: Знакомство с понятием «воздух», можно ли без него прожить. Практика: проведение совместных опытов, экспериментов «Воздух окружает нас. Как обнаружить воздух?», «Каким воздухом полезно дышать?», «Воздушный пресс» Тема № 6 «Звук» Теория: Знакомство с понятием «звук». Практика: проведение совместных опытов, экспериментов «Как распространяется звук?» «Передай секрет», «Звуки в воде» Теория: Возникновение звуков речи. Понятие об охране органов речи. Практика: Эксперименты с голосом «Громко - тихо», «Медленно-быстро». Тема № 7 «Теплота» Теория: Знакомство с понятием «тепло». Практика: проведение совместных опытов, экспериментов «Твердые – жидкие», «Чем похожи?», Как измерить тепло? Тема № 8 «Вода» Теория: Знакомство с понятием «вода» и для чего она нужна. Практика: проведение совместных опытов, экспериментов с водой «Свойства воды», «Растворяются – не растворяются», «Когда льётся, когда капает?», «Агрегатные состояния воды», «Испарение» Тема № 9 «Круговорот воды в природе» Теория: Объяснение явления «круговорот воды в природе» Практика: проведение совместных опытов, экспериментов с водой «Агрегатные состояния воды», «Вода при замерзании расширяется», «Ходит капелька по кругу» Тема № 10 «Человек. Органы вкуса и обоняния» Теория. Знакомство с органами вкуса и обоняния (строение, значение, их функции и взаимосвязь). Практика: проведение совместных опытов, экспериментов «Как мы чувствуем запахи», «Определи на вкус, по запаху» Тема № 11 «Человек. Органы слуха и зрения» Теория. Знакомство с органами слуха и зрения. Зачем нужно беречь их. (строение, назначение, уход). Практика: проведение дидактических игр, экспериментов д/и «Узнай по голосу», «Определи по звуку», «Найди дорогу закрытыми глазами», «Зависимость видения объекта от расстояния до него» Тема № 12 «Магниты» Теория: Знакомство с понятием «магнит». Практика: проведение совместных опытов, экспериментов с магнитом «Магниты. Какой магнит сильнее?», «Как достать скрепку из воды не намочив руки», «Когда магнит вреден», «Притягиваются – не притягиваются» Тема № 13 «Свет, тень» Теория: Знакомство с понятием «свет», для чего он нужен. Практика: проведение совместных опытов, экспериментов со светом: «Свет и тень, как образуется тень» «Живые тени», «Передача солнечного «зайчика» Тема № 14 «Свойства дерева» Теория: Знакомство со свойствами дерева, где его используют. Практика: проведение совместных опытов, экспериментов с деревом: «Мир дерева» Тема № 15 «Свойства бумаги и ткани» Теория: Знакомство со свойствами бумаги и ткани, из чего и для чего её изготавливают. Практика: проведение совместных опытов, экспериментов с бумагой и тканью «Мир бумаги», «Можно ли склеить бумагу водой?», «Необычные кораблики», «Таинственные письмена», «Мир ткани», «Игрушки из бумаги и ткани» Тема № 16 «Свойства металла и стекла» Теория: Знакомство со свойствами металла и стекла, где их используют и почему. Практика: проведение совместных опытов, экспериментов с металлом и стеклом «Мир металла. Тонет - не тонет», «Родственники стекла» «Все увидим, все узнаем» Тема № 17 «Свойства пластмассы и резины» Теория: Знакомство со свойствами пластмассы, где её используют и почему. Практика: проведение совместных опытов, экспериментов с пластмассой «Мир пластмассы. Исследуем пластмассу» Тема № 18 «Электричество» Теория: Знакомство с понятием «электричество» Практика: проведение совместных опытов, экспериментов «В мире электричества», «Как увидеть и услышать электричество?», «Электрическая расческа», «Почему лампочка светит?» Тема № 19 «Земля, космос» Теория: Расширение представлений о космосе, планете Земля. Практика: проведение совместных опытов, экспериментов «Далеко – близко», «Темный космос», «Вращающаяся Земля»,«Магнитные свойства Земли» Тема № 20 «Вес. Притяжение» Теория: Знакомство с понятиями «вес и притяжение», где они применяются. Практика: проведение совместных опытов, экспериментов «Почему легче?», «Как увидеть притяжение?», «Выбери», «Как дождинки», «Почему все падает на землю?», «Две пробки» Тема № 21 «Мы исследователи» Теория: Почему у птиц перья, а у животных шерсть? Практика: проведение совместных опытов, экспериментов, НОД «Зачем птицам перья», «Сырое и вареное яйцо», «Подарки овечки», «Умные муравьи». |
6. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п | Месяц | Дата | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | Сентябрь | 1 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Удивительный песок. Сравнение свойств песка и глины» | Экологическая комната/группа | Вопрос-ответ |
2 | Сентябрь | 1 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Построим город из песка» | Экологическая комната/группа | Вопрос -ответ |
3 | Сентябрь | 2 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Свойства песка, глины, чернозема, камней» | Экологическая комната/группа | Вопрос -ответ |
4 | Сентябрь | 2 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Что есть в почве. Растворение известняка (мела) в воде» | Экологическая комната/группа | Вопрос -ответ |
5 | Сентябрь | 3 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Почва имеет разный состав» | Экологическая комната/группа | Вопрос-ответ |
6 | Сентябрь | 3 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Где лучше растут растения?» «Посадка растений в разные виды почв» | Экологическая комната/группа | Вопрос-ответ |
7 | Сентябрь | 4 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Какими бывают камни» | Экологическая комната/группа | Вопрос-ответ |
8 | Сентябрь | 4 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Тонут ли камни в воде, могут ли менять цвет?» | Экологическая комната/группа | Вопрос-ответ |
9 | Октябрь | 1 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Почему растения зеленые?» | Экологическая комната/группа | Вопрос-ответ |
10 | Октябрь | 1 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Строение листа» | Экологическая комната/группа | Вопрос-ответ |
11 | Октябрь | 2 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Окрашивание листьев капусты пищевыми красителями» | Экологическая комната/группа | Вопрос -ответ |
12 | Октябрь | 2 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Что выделяет растение?» | Экологическая комната/группа | Вопрос -ответ |
13 | Октябрь | 3 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Воздух окружает нас. Как обнаружить воздух?» | Экологическая комната/группа | Вопрос -ответ |
14 | Октябрь | 3 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Каким воздухом полезно дышать?» | Экологическая комната/группа | Вопрос -ответ |
15 | Октябрь | 4 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Значение воздуха для живых организмов» | Экологическая комната/группа | Вопрос -ответ |
16 | Октябрь | 4 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Воздушный пресс» | Экологическая комната/группа | Вопрос -ответ |
17 | Ноябрь | 1 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Как распространяется звук?» «Передай секрет» | Экологическая комната/группа | Вопрос-ответ |
18 | Ноябрь | 1 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Звуки в воде» | Экологическая комната/группа | Вопрос-ответ |
19 | Ноябрь | 2 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | Д/и «Узнай по голосу», «Определи по звуку» | Экологическая комната/группа | Вопрос -ответ |
20 | Ноябрь | 2 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Теплота. Источники тепла» | Экологическая комната/группа | Вопрос -ответ |
21 | Ноябрь | 3 неделя | 15.30
| Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Как измерить тепло?» | Экологическая комната/группа | Вопрос -ответ |
22 | Ноябрь | 3 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Смешивание жидкостей разной температуры» | Экологическая комната/группа | Вопрос -ответ |
23 | Ноябрь | 4 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Свойства воды» | Экологическая комната/группа | Вопрос -ответ |
24 | Ноябрь | 4 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Агрегатные состояния воды» | Экологическая комната/группа | Вопрос -ответ |
25 | Декабрь | 1 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Растворяются, не растворяются» | Экологическая комната/группа | Вопрос -ответ |
26 | Декабрь | 1 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Когда льётся, когда капает?» | Экологическая комната/группа | Вопрос -ответ |
27 | Декабрь | 2 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Испарение» | Экологическая комната/группа | Вопрос -ответ |
28 | Декабрь | 2 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Ходит капелька по кругу» | Экологическая комната/группа | Вопрос-ответ |
29 | Декабрь | 3 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Как мы чувствуем запахи» | Экологическая комната/группа | Вопрос -ответ |
30 | Декабрь | 3 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Определи на вкус, по запаху» | Экологическая комната/группа | Вопрос -ответ |
31 | Декабрь | 4 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Найди дорогу закрытыми глазами» | Экологическая комната/группа | Вопрос -ответ |
32 | Декабрь | 4 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Тихо-громко» | Экологическая комната/группа | Вопрос -ответ |
33 | Декабрь | 5 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Магниты. Какой магнит сильнее?» | Экологическая комната/группа | Вопрос-ответ |
34 | Январь | 2 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Как достать скрепку из воды не намочив руки» | Экологическая комната/группа | Вопрос-ответ |
35 | Январь | 2 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Когда магнит вреден» | Экологическая комната/группа | Вопрос-ответ |
36 | Январь | 3 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Притягиваются — не притягиваются» | Экологическая комната/группа | Вопрос-ответ |
37 | Январь | 3 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Свет и тень, как образуется тень» «Живые тени» | Экологическая комната/группа | Вопрос-ответ |
38 | Январь | 4 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Передача солнечного «зайчика» | Экологическая комната/группа | Вопрос-ответ |
39 | Январь | 4 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Теневой театр» | Экологическая комната/группа | Вопрос-ответ |
40 | Февраль | 1 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Мир дерева» | Экологическая комната/группа | Вопрос -ответ |
41 | Февраль | 1 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Уголь» | Экологическая комната/группа | Вопрос -ответ |
42 | Февраль | 2 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, д/игры | 1(30) | «Мир бумаги» | Экологическая комната/группа | Вопрос -ответ |
43 | Февраль | 2 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проблемная ситуация | 1(30) | «Можно ли склеить бумагу водой?» | Экологическая комната/группа | Вопрос -ответ |
44 | Февраль | 3 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проблемная ситуация | 1(30) | «Необычные кораблики» | Экологическая комната/группа | Вопрос -ответ |
45 | Февраль | 3 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проблемная ситуация | 1(30) | «Таинственные письмена» | Экологическая комната/группа | Вопрос -ответ |
46 | Февраль | 4 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проблемная ситуация | 1(30) | «Мир ткани» | Экологическая комната/группа | Вопрос -ответ |
47 | Февраль | 4 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проблемная ситуация | 1(30) | «Игрушки из бумаги и ткани» | Экологическая комната/группа | Вопрос -ответ |
48 | Март | 1 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Родственники стекла» | Экологическая комната/группа | Вопрос -ответ |
49 | Март | 1 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Все увидим, все узнаем» | Экологическая комната/группа | Вопрос -ответ |
50 | Март | 2 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Мир металла. Тонет - не тонет» | Экологическая комната/группа | Вопрос -ответ |
51 | Март | 2 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Мир пластмассы. Исследуем пластмассу» | Экологическая комната/группа | Вопрос -ответ |
52 | Март | 3 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Мир резины. Исследуем резину» | Экологическая комната/группа | Вопрос -ответ |
53 | Март | 3 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «В мире электричества» | Экологическая комната/группа | Вопрос-ответ |
54 | Март | 4 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Как увидеть и услышать электричество?» | Экологическая комната/группа | Вопрос-ответ |
55 | Март | 4 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Электрическая расческа» | Экологическая комната/группа | Вопрос-ответ |
56 | Апрель | 1 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Почему лампочка светит?» | Экологическая комната/группа | Вопрос-ответ |
57 | Апрель | 1 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Далеко – близко» | Экологическая комната/группа | Вопрос-ответ |
58 | Апрель | 2 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Темный космос»
| Экологическая комната/группа | Вопрос-ответ |
59 | Апрель | 2 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Вращающаяся Земля» | Экологическая комната/группа | Вопрос-ответ |
60 | Апрель | 3 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Магнитные свойства Земли» | Экологическая комната/группа | Вопрос-ответ |
61 | Апрель | 3 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Почему все падает на землю?» | Экологическая комната/группа | Вопрос-ответ |
62 | Апрель | 4 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Как увидеть притяжение?» | Экологическая комната/группа | Вопрос-ответ |
63 | Апрель | 4 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Предметы имеют вес»
| Экологическая комната/группа | Вопрос-ответ |
64 | Апрель | 5 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Почему легче?» | Экологическая комната/группа | Вопрос-ответ |
65 | Май | 1 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Зачем птицам перья?» | Экологическая комната/группа | Вопрос-ответ |
66 | Май | 1 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Удивительные опыты с яйцами» | Экологическая комната/группа | Вопрос-ответ |
67 | Май | 2 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Волшебные яйца» | Экологическая комната/группа | Вопрос-ответ |
68 | Май | 2 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Подарки овечки» | Экологическая комната/группа | Вопрос-ответ |
69 | Май | 3 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Умные муравьи» | Экологическая комната/группа | Вопрос-ответ |
70 | Май | 3 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Снятие отпечатков пальцев» | Экологическая комната/группа | Вопрос -ответ |
71 | Май | 4 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Где прячется крахмал?» | Экологическая комната/группа | Вопрос -ответ |
72 | Май | 4 неделя | 15.30 | Совместная деятельность, проведение опытов, экспериментов | 1(30) | «Как происходит извержение вулкана» | Экологическая комната/группа | Вопрос -ответ |
Итого: 36 недель | 72 ч. | |||||||
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Веракса Н. Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. ФГОС «Мозаика-Синтез», 2015
- Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для дошкольников. - 2-е изд., испр., - м.:ТЦ Сфера, 2014. – 128С. (Ребенок в мире поиска).
- Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет.— СПб.: Речь, 2013. – 64С., илл.
- Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - Программа развития Издательство: Сфера , 2008
- Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность.//Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.-М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2007, с.118-189.
- Лыскова Е.В. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников». Из опыта работы. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 128с.
- Менщикова Л.Н.. Экспериментальная деятельность детей. – Издательство: Учитель, 2009год
- Москаленко В.В.. Опытно-экспериментальная деятельность. – Издательство: Учитель, 2009
- Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. Методические рекомендации для работников ДО / Л.Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2011
Приложение №1
Образовательная область «Познавательное развитие»
/модуль «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»/
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
№ п/п Ф.И. ребенка | Умеет использовать обобщенные способы обследования объектов с помощью специально разработанной системы сенсорных эталонов, перцептивных действий | Устанавливает функциональные связи и отношения между системами объектов и явлений, применяя различные средства познавательных действий | Самостоятельно использует действия экспериментального характера для выявления скрытых свойств | Умеет получать информацию о новом объекте в процессе его исследования | Умеет действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом , определять алгоритм собственной деятельности | Умеет; с помощью взрослого составлять модели и использовать их в познавательно-исследовательской деятельности. | Итоговый показатель по каждому ребенку | |||||||
н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | |
Образовательная область «Познавательное развитие»
/модуль «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»/
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
№ п/п Ф.И. ребенка | Создаёт условия для самостоятельного установления связей и отношений между системами объектов и явлений с применением различных средств | Совершенствует характер действий экспериментального характера, направленных на выявление скрытых свойств объектов. | Совершенствует умение определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности. | Умеет самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом | Умеет ставить цель, составлять соответствующий собственный алгоритм | Умеет обнаруживать несоответствие результата и цели; корректировать свою деятельность | Умеет самостоятельно составлять модели и использовать их в познавательно-исследовательской деятельности | Итоговый показатель по каждому ребенку | ||||||||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |
Уровневые показатели:
Высокий уровень – 20-15 баллов
Средний уровень – 14-7 баллов
Низкий уровень – 6-0 баллов
Приложение №2
Инструментарий проведения диагностики по формированию у старших дошкольников предпосылок элементарных естественно-научных представлений посредством экспериментирования
Задание №1: «Найди всё красное, всё круглое, всё большое».
Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме, назначению.
Методы: проблемная ситуация.
Материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал одного цвета и разного размера, муляжи и картинки овощей, фруктов, кукольная посуда /одежда / мебель.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание №2: «Найди, что к чему подходит по цвету, размеру, назначению».
Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме, назначению.
Методы: проблемная ситуация.
Материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал одного цвета и разного
размера, муляжи и картинки овощей, фруктов, кукольная посуда /одежда / мебель.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Найди, что к чему подходит по цвету, размеру, назначению».
Задание №3: «Найди, что к чему подходит по форме».
Различает круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Соотносит объёмные и плоскостные фигуры.
Методы: проблемная ситуация.
Материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал одного цвета и разного размера, шар, цилиндр, куб разного размера.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание №4:
Устанавливает связи между предметами, выделяет свойства, качества материалов через исследовательскую, проектную деятельность. Проявляет познавательный интерес в быту в организованной деятельности, ищет способы определения свойств незнакомых предметов.
Методы: наблюдение, проблемная ситуация
Форма проведения: индивидуальная.
Материал: фонарик необычной формы с динамомашиной для подзарядки.
«Положить в группе до прихода детей фонарик. Когда ребёнок найдёт и
поинтересуется: «Что это такое и как работает?», предложить самому подумать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа« Неизведанное рядом» (естественнонаучное направленность) для детей 5-7 лет.
Цель программы: развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности детей в процессе экспериментирования. Задачи программы:1. Расширение представл...

Дополнительная образовательная программа« Юный эколог» (естественнонаучное направленность) для детей 3-7 лет.
Цель программы: познакомить дошкольников с живой и неживой природой; повысить экологическую культуру ребенка, которая будет проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающе...
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Хочу все знать"
Рабочая программа обеспечивает разносторонее развитие детей в возрасте от 5-7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Чем разнообразнее и интнреснее поисковая деятельность, тем больш...

Дополнительная образовательная программа естественнонаучной направленности «Мы – друзья природы»
Дополнительная образовательная программа естественнонаучной направленности «Мы – друзья природы»...

Дополнительная образовательная программа естественнонаучной направленности "Занимательная география" для 6-7 лет. Сентябрь 2020г.
В программе представлены актуальность, цели, задачи, методические приёмы образовательной работы по первичному ознакомлению детей с географией....

Дополнительная общеобразовательная программа — дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Занимательная астрономия» для детей дошкольного возраста (6-7 лет) срок реализации 1 год
открывает для детей старшего дошкольного возраста целостной картины мира, подготавливает почву для развития основ естественнонаучных знаний детей;способствует расширению кругозора детей, дает возможно...

Дополнительная образовательная программа естественнонаучной направленности "Хочу всё знать!"
Дополнительная образовательная программа естественнонаучной направленности "Хочу всё знать!"...

