Научные опыты для детей в домашних условиях
опыты и эксперименты по окружающему миру
Кто сказал, что физика и химия начинаются только в старшей школе? Оценить красоту этих наук способны даже совсем маленькие дети.
А знаете ли вы, что интересные опыты для детей вы можете провести самостоятельно? Вашему вниманию представляю простые, эффектные и невероятно интересные эксперименты для детей, которые не требуют ни специальной подготовки, ни сложного оборудования.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 75.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Кто сказал, что физика и химия начинаются только в старшей школе? Оценить красоту этих наук способны даже совсем маленькие дети. Если юный химик или физик ещё не умеет говорить, он может участвовать в увлекательных экспериментах. А дальше – больше: с каждым годом опыты становятся всё увлекательнее и сложнее, так что проводить их можно в любом возрасте. Ничто не обеспечивает такую доступность и наглядность информации, как естествоиспытательные опыты и эксперименты: для детей это реальная возможность увидеть работу законов физики, понять суть природных явлений, узнать о безостановочно протекающих вокруг нас химических процессах. А знаете ли вы, что интересные опыты для детей вы можете провести самостоятельно?
Получение новых знаний и навыков — огромное удовольствие, которое можно и нужно выносить за рамки традиционного учебного процесса. Доверьтесь советам, и не разочаруетесь! Но перед тем как открывать свою домашнюю лабораторию, стоит запомнить несколько простых правил: в ней всегда должен быть порядок – и до, и во время, и после занятий; будьте осторожны при обращении с реактивами, огнеопасными жидкостями и колюще-режущими предметами; исследования должны проводиться в присутствии взрослых, в проветриваемом помещении и строго по инструкции.
Вашему вниманию представляю простые, эффектные и невероятно интересные эксперименты для детей, которые не требуют ни специальной подготовки, ни сложного оборудования.
Научные опыты для детей в домашних условиях
Живая спираль
Этот эксперимент всегда удивляет малышей, но чтобы он был более интересен двухлеткам, совместите его с творчеством.
Для проведения опыта потребуются:
- бумага;
- ножницы;
- источник тепла.
Ход опыта:
Из бумаги вырежьте спираль, вместе с ребёнком раскрасьте её, чтобы она была похожа на змейку, а затем приступайте к «оживлению». Делается это очень просто: внизу разместите источник тепла, например, горящую свечу, электрическую плиту (или варочную поверхность), утюг вверх подошвой, лампу накаливания, разогретую сухую сковороду.
Над источником тепла на верёвочке или проволоке поместите спираль-змейку. Через несколько секунд она «оживёт»: начнёт вращаться под воздействием тёплого воздуха.
Как «пьет воду» дерево
Все знают, что деревья способны всасывать влагу из почвы, но какова же физика процесса — как жидкость поднимается к самой верхушке дерева, которое может насчитывать в высоту десятки метров? Понять и подтвердить этот занимательный факт совсем несложно, и вы сможете сделать это в домашних условиях.
Для демонстрации вам понадобится:
- спичка или зубочистка;
- небольшая емкость (ложка или блюдце);
- зеленый бриллиантовый (говоря проще — зеленка).
Ход опыта:
Аккуратно застилаем поверхность стола (потому что зеленый бриллиантовый — очень мощный краситель, и только тщательная подготовка к эксперименту защитит стол от трудно выводимых пятен);
капаем немного зелёнки в емкость;
опускаем конец спички или зубочистки в зеленку, держа деревянное изделие вертикально;
наблюдаем, как зелёнка медленно ползет вверх, окрашивая деревянную плоть.
Объяснение:
Мы увидели именно то, что и происходит в природе: даже мёртвая древесина может «поднимать» жидкость без насосов или иных технических хитростей. Способность эта объясняется наличием в стволе дерева образованных клетками древесины тончайших трубочек-каналов (капилляров), по которым вода поднимается за счет капиллярных сил, которые преодолевают атмосферное давление.
Аналогичные эксперименты:
Эти же законы физики работают, когда в поликлинике берут кровь из пальца. Многие дети боятся этой процедуры — и совершенно напрасно, ведь это отличная возможность увидеть работу капиллярных сил в действии: медсестра ждет, когда на проколотом скарификатором пальце выступит капелька крови, затем подносит к ней тоненькую стеклянную трубочку — и красная жидкость быстро поднимается по прозрачной трубке, словно всасываясь. Точно так же «пьет» воду дерево!
Зубная паста для слона
Совсем не праздный вопрос: а сколько зубной пасты потребовалось бы слону — одному из самых габаритных обитателей нашей планеты? Предложите ребёнку в домашних условиях изготовить подходящую порцию — это будет интересно!
Для проведения опыта потребуются:
-пластиковая бутылка емкостью 1 л, воронка, поднос и тарелка;
-средство для мытья посуды (можно использовать жидкое мыло);
-раствор перекиси водорода 6% и резиновые перчатки для безопасной работы с ним;
-сухие дрожжи и 2 столовых ложки воды для их разведения;
-несколько капель пищевого красителя.
Ход опыта:
Разводим в тарелке дрожжи, тщательно размешиваем и на время отставляем;
осторожно наливаем перекись водорода в бутылку, используя для этого воронку и соблюдая правила безопасности (6%-й раствор может не только отбелить кожу, но и вызвать ожог!);
добавляем в бутылку пищевой краситель;
вливаем ложку моющего средства;
всё тщательно перемешиваем и взбалтываем;
вливаем разведенные дрожжи — и немедленно отходим;
наблюдаем с расстояния бурный процесс синтеза вещества, крайне похожего на зубную пасту — но как же его много, настоящий «вулкан пены»!
Объяснение:
Этот известный химический опыт наглядно демонстрирует многократное увеличение объёма вещества. Смесь концентрированной (в лабораторных опытах используется 30%-й и даже более насыщенный раствор, но в домашних условиях это слишком опасно) перекиси водорода и жидкого мыла под воздействием катализатора (дрожжей) очень быстро разлагается на воду и кислород, который создаёт в мыльном растворе огромное количество пузырьков, за счёт чего и увеличивается объём смеси.
Радуга в стакане
Сахар, пищевые красители, несколько прозрачных стаканов.
Возможно, опыт покажется слишком простым для шестилетки, но на самом деле – это стоящая кропотливая работа для терпеливого «учёного». Он хорош тем, что большинство манипуляций юный учёный может сделать сам.
Для проведения опыта потребуются:
- стаканы 5 штук, столовая ложка, нож;
-разноцветные краски;
- сахар
Ход опыта:
В четыре стакана наливается по три столовых ложки воды и красители: в разные стаканы – разные краски. Затем в первый стакан добавьте ложку сахара, во второй – две ложки, в третий – три, в четвёртый – четыре. Пятый стакан остаётся пустым. В стаканы, выставленные по порядку, наливается по 3 столовых ложки воды и тщательно перемешивается. Затем в каждый стакан добавляется несколько капель одной краски и перемешивается.
В пятом стакане остаётся чистая вода без сахара и красителя. Аккуратно, по лезвию ножа налейте в стакан с чистой водой содержимое «цветных» стаканов по мере увеличения «сладкости», то есть, по-научному, насыщенности раствора. И если вы всё сделали правильно, то в стакане окажется маленькая сладкая радуга.
Объяснение:
Если хочется научных разговоров, расскажите ребёнку о разнице в плотности жидкостей, благодаря которой слои не смешиваются.
Растущий кристалл
Для проведения опыта потребуются:
стакан, вода, соль, нить, карандаш.
Ход опыта:
• Наполните стакан водой на 3/4.
• Постепенно добавьте соль в воду, помешивая, пока соль не перестанет растворяться.
• Привяжите нить к карандашу, положите его сверху стакана так, чтобы нить свисала в стакан и доставала до воды (на конце нити в качестве грузика можно привязать металлическую скрепку).
• Оставьте стакан на столе на несколько дней.
• Наблюдайте, как на нити появляются кристаллы соли.
Объяснение:
В насыщенном растворе (когда соль уже не растворяется в воде) на нити начинают формироваться кристаллы, на верхней части нити, которая находится над водой, в процессе высыхания кристаллы становятся больше и сохраняют свою форму.
Воздушные шары
Для проведения опыта потребуются:
: воздушные шарики, пластиковая бутылка, бытовая воронка, уксус, пищевая сода.
Ход опыта:
Налейте уксус в бутылку, так, чтобы она была заполнена на одну третью часть. Установите на горлышко бутылки воронку и засыпьте внутрь пищевую соду, около 3 ч. ложек. Быстро натяните на горлышко воздушный шарик. Наблюдайте, как он начинает надуваться сам, без посторонней помощи. Когда шарик надуется, снимите и завяжите его. Потрите его о синтетическую ткань. Отпустите. Шарик начнёт подниматься к потолку, где может остаться на несколько часов.
Объяснение:
Уксус и сода при смешивании вступают в химическую реакцию, в результате которой образуется углекислый газ. Именно это позволяет шарику надуваться и подниматься в воздух.
Эксперимент со статическим электричеством
Для проведения опыта потребуются:
- 2 надутых воздушных шара;
- ваши волосы;
- люминиевая банка;
- шерстяная ткань.
Ход опыта:
Потрите 2 шарика о шерстяную ткань, затем попробуйте придвинуть шарики друг к другу: они притягиваются или отталкиваются?
Потрите один из шариков о ваши волосы, затем, медленно поднимая его, посмотрите в зеркало. Положите алюминиевую банку боком на стол, поднесите шарик к банке (после того как потерли его о свои волосы) и понаблюдайте, как он катится к ней, медленно отодвиньте шар от банки, и он потянется к ней.
Объяснение:
Трение воздушных шариков о шерстяную ткань или волосы создает статическое электричество. Когда вы трете воздушные шарики о свои волосы или ткань, они становятся отрицательно заряженными, забирая часть электронов из волос/ткани и оставляя их положительно заряженными. Ваши положительно заряженные волосы притягиваются к отрицательно заряженному шару и начинают подниматься, когда вы поднимаете шар. Алюминиевая банка притягивается к отрицательно заряженному воздушному шару, когда область рядом с ним становится положительно заряженной.
В первом эксперименте оба шарика получили отрицательные заряды после втирания их в шерстяную ткань, из-за чего не притягивались друг к другу.
Невидимые чернила из лимонного сока
Для проведения опыта потребуются:
-половинка лимона;
-вода;
-ложка;
-миска;
-ватная палочка;
-белая бумага;
- лампа.
Ход опыта:
Выдавите немного лимонного сока в миску и добавьте несколько капель воды. Ложкой смешайте воду с лимонным соком.
Окуните ватную палочку в смесь и напишите ей текст на белой бумаге. Подождите, пока сок высохнет, чтобы он стал полностью невидимым. Когда вы будете готовы прочитать ваше секретное сообщение или показать его кому-то, нагрейте бумагу, поднеся ее близко к лампочке.
Объяснение:
Лимонный сок – это органическое вещество, которое окисляется и становится коричневым при нагревании. Разбавляя лимонный сок в воде очень трудно заметить, когда вы наносите на него бумагу, никто не будет знать о его присутствии, пока он не нагреется и не будет раскрыто секретное сообщение.
Радуга своими руками
Для проведения опыта потребуются:
- стакан воды (заполненный на три четверти);
- белая бумага;
- солнечный день.
Ход опыта:
Отнесите стакан воды и бумагу в комнату с солнечным светом. Держите стакан с водой (стараясь не пролить его) над бумагой и наблюдайте, как солнечный свет проходит через стакан, преломляя и образуя на листе бумаги радугу цветов. Попробуйте держать стакан с водой на разной высоте и под разными углами, чтобы увидеть, не оказывает ли он другого эффекта.
Объяснение:
Хотя вы обычно видите радугу как цветную дугу в небе, она также может появляться и в других ситуациях. Солнечный свет, проходя через воду, преломляется, разделяясь на красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, и фиолетовый цвета.
Торнадо в бутылке
Для проведения опыта потребуются:
- вода;
- прозрачная пластиковая бутылка с крышкой;
- блестки;
- средство для мытья посуды.
Ход опыта:
Заполните пластиковую бутылку водой примерно на три четверти. Добавьте в воду несколько капель жидкости для мытья посуды. Насыпьте немного блесток. Так ваш вихрь будет легче увидеть, ну а еще это приведет в восторг дошкольников. Плотно закройте крышкой. Переверните бутылку вверх дном и держите ее за горлышко. Быстро вращайте бутылочку круговыми движениями в течение нескольких секунд, остановитесь и загляните внутрь, чтобы посмотреть, не видно ли в воде мини-торнадо.
Объяснение:
Вращая бутылку круговыми движениями, вы создаете водяной вихрь, похожий на мини-торнадо. Вода быстро вращается вокруг центра вихря из-за центростремительной силы (внутренняя сила, направляющая объект или жидкость, такую как вода, к центру его кругового пути).
Электромотор
Как помочь ребенку — или даже себе — понять силу магнитов? Попробуйте сделать электромотор!
Для проведения опыта потребуются:
- одна пальчиковая батарейка (АА);
- магнит;
- немного медной проволоки.
Ход опыта:
Для начала прикрепите магнит к отрицательному полюсу батарейки — так, чтобы она могла твердо стоять на нем. Затем согните медную проволоку, чтобы получилось что-то в форме бабочки (можно и в форме сердца — главное, чтобы по двум сторонам от батарейки были примерно одинаковые «лопасти»). Также можно сделать небольшую вмятину на положительном полюсе батарейки, чтобы конструкция из проволоки держалась устойчивее. Наденьте конструкцию на батарейку так, чтобы свободные концы проволоки слегка касались магнита: у вас получится униполярный мотор или самоподдерживающийся двигатель, использующий противоположные магнитные поля. Лопасти будут вращаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Опыты для детей в домашних условиях"
Отличный инструмент для познания окружающего мира - опыты. Они будут интересны как дошкольникам, так и младшим школьникам....

Консультация для родителей «Опыты для детей в домашних условиях».
https://yandex.ru/efir?stream_id=4ec54c1dff1664fcb5ae78e38430b14c&from_block=logo_partner_player...

Буклет "Научные эксперименты для детей в домашних условиях"
Буклет "Научные эксперименты для детей в домашних условиях"Бурлящие эксперименты для детей всегда вызывают восторг у детворы любого возраста....

Научные опыты для детей в домашних условиях
Получение новых знаний и навыков — огромное удовольствие, которое можно и нужно выносить за рамки традиционного учебного процесса. В этом разделе для вас простые, эффектные и невероят...

Консультация для родителей "Забавные опыты для детей в домашних условиях"
Дети очень любят учиться чему-то новому, экспериментировать и проводить опыты с новыми вещами. Несомненно, такие занятия очень полезны для детского развития в любом возрасте! Хочу предложить вам неско...



