НОД "Пустыня"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

творческое занятие для подготовительной группы на закрепление изученной темы по природной зоне - пустыня

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_pustynya.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 229»

Непосредственная образовательная деятельность на тему: «Пустыня»

Разработала: Шадрина Н.В.

Ижевск 2022г.

Цель: Познакомить детей с климатической зоной «пустыня».

Задачи: 

Обучающие:
1. Познакомить с пустыней,  с ее животным и растительным миром.

2. Формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой

обитания.

3. Освоение действия построения модели, отражающей взаимосвязь растений, животных и условий жизни в пустыне.

4.  Закреплять навыки работы со знаками (схематическими изображениями).

5. Знакомство со стихотворением С. Я. Маршака «Желтая страница».

Развивающие: развивать логическое мышление, речь, творческое воображение, память, внимание, мелкую моторку рук.

Воспитывающие: воспитывать готовность помочь друзьям, самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремиться к   проявлению инициативы, соблюдать очередность, учитывать права других детей, усидчивость, умение слушать.

Предварительная работа:

- рассматривание картинок и иллюстраций по теме «Пустыня» (пейзажные картинки,макет пустыни, животные, растения),

- отгадывание загадок,

- рассматривание энциклопедий,

- заучивание физкультминутки.

Словарная работа: бархан, кочевье, саксаул.

Материалноутбукписьмо, конверт, пейзажные картинки с изображением пустыни, животных, растений, карточки с условными знаками: «Пустыня» (прямоугольник оранжевого цвета), «Жарко», «Умеренно», «Холодно» (большой, средний, маленький термометр), «Много воды», «Достаточно воды», «Мало воды» (большая, средняя, маленькая капля), «Очень богатая почва», «Умеренно богатая почва», «Бедная почва», магнитная доска, карточки с условными обозначениями: «Животные», «Растения».

Ход образовательной деятельности:

1 этап - организационный

Дети входят в группу и останавливаются полукругом.

Воспитатель: Ребята, какой сегодня замечательный день. У меня прекрасное настроение. Ау вас?

(ответы детей)

Воспитатель: Чтобы наше настроение стало еще лучше, давайте улыбнемся друг другу.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

(дети берутся за руки и улыбаются друг другу)

2 этап - основной

Воспитатель: Сегодня утром, когда шла в детский сад, я встретила почтальона. Он передал мне этот конверт.

Воспитатель: Что в нем может быть?

(Письмо, открытка, фотография).

Воспитатель: Как вы думаете, кто же отправил нам этот конверт?

(ответы детей)

Воспитатель: Какие интересные у вас предположения. А узнать, от кого это послание, нам поможет загадка.

Огромный, горбатый

Не ест и не пьёт.

Идёт по пустыне

Поклажу несёт.

(Верблюд)
Вывешивается картинка с изображением верблюда.

Воспитатель: Посмотрим, что же нам написал верблюд?

Дети садятся на стулья полукругом.

Здравствуйте, ребята, помогите мне, пожалуйста, я очень хочу рассказать своему другу северному медведю о своем доме, но как это сделать не знаю.

Воспитатель: Как мы можем помочь верблюду, чтобы он смог рассказать северному медведю о своем доме?

(составить письмо, но писать мы пока не можем, зато можем составлять схемы)

Воспитатель: Чтобы составить правильную схему, что нам нужно знать?

(условия, в которых живет верблюд)

Воспитатель: Кто знает, где живет верблюд?

(в пустыне)

Воспитатель: Правильно, в пустыне.

На доску вывешивается пейзажная картинка с изображением пустыни.

 Воспитатель: Как вы думаете, почему пустыня так называется?

(там пусто, пустая земля, почти никто не живет и ничего не растет, потому что очень жарко, нет воды)

Воспитатель: Я нашла очень интересное стихотворение о пустыне С. Я. Маршака «Желтая страница», и хочу вам его прочитать.

                             Вот желтая страница -

                             Пустынная страна.

                             Песок по ней кружится,

                             Несется, как волна.

                             Неведомо откуда,

                             Неведомо куда

                             Бредут по ней верблюды -

                             Степные поезда.

                             Идут они в кочевье

                             Под музыку звонков.

                             Лежачие деревья

                             Растут среди песков.

                             Безлиственные сучья

                             К сухой земле пригнул

                             Живучий и колючий

                             Кустарник саксаул.

                             А ветер носит тучи

                             Горячего песка.

                             Идет песок летучий

                             На приступ, как войска.

Воспитатель: Как вы думаете, почему в стихотворении о пустыне говорится как о желтой странице?

(песок желтого цвета)

Воспитатель: Каким цветом мы могли бы обозначить пустыню?

(желтым, оранжевым)

Воспитатель: С чем в стихотворении сравнивается песок?

(с волной)

Воспитатель: Правильно, с волнойА почему? Вы знаете, как по-другому называют пустыню?

(песок лежит как волны, пустыню по – другому называют песчаным морем).

Воспитатель: Да, ребята, пустыня похожа на огромное песочное море. Оно, как бы, застывшее. Когда дует ветер, по ней вместо волн «бегут» барханы, поэтому, внешне пустыня похожа на застывшее море. Когда это море успокаивается, то его поверхность становится ровной и гладкой, потому что волны оседают. Когда же ветер стихает в пустыне, её поверхность остаётся неровной, «взволнованной», потому что песок некоторое время сохраняет форму волн.

Воспитатель: Как вы думаете, что такое барханы?

(песочные холмы)

Воспитатель: В стихотворении упоминается о «лежачих деревьях». Как вы понимаете выражение «лежачие деревья»?

(ствол деревьев растет близко к земле, чтобы легче переносить жару)

Воспитатель: О каком растении еще говорится в стихотворении?

(о саксауле)

Воспитатель: Молодцы. Как вы думаете, что такое саксаул?

(кустарник)

Воспитатель приглашает детей посмотреть изображение саксаула.

(презентация)

Воспитатель: Воспитатель описывает это растение?

(он живучий и колючий, у него безлиственные сучья, очень твёрдая и хрупкая древесина, лучшее топливо в пустыне)

(дети возвращаются на стульчики и рассматривают гербарий цветущего саксаула и изделия из этого кустарника)

Воспитатель: Почему поэт назвал саксаул живучим?

(живучий – приспособился к условиям жизни в пустыне)

Воспитатель: А почему колючим,  и с безлиственными сучьями?

(потому что у него листочки в виде иголок и их очень мало, чтобы легче было выжить в пустыне)

Воспитатель: Какие еще растения пустыни вы знаете?

(Кактусы, перекати поле, верблюжьи колючки, акации)

Воспитатель показывает слайды с изображением этих растений.

(демонстрация слайдов)

Воспитатель: Посмотрите на них внимательно. Какие общие признаки можно выделить у растений?

(маленькие листья, колючки, плотные стебли, цветы и плоды не яркие).

Воспитатель: Для чего растениям пустыни нужны эти особенности?

(маленькие листья, колючки, плотные стебли – для того, чтобы меньше испарять влагу и не засохнуть, длинные корни – для того, чтобы получать воду из глубины почвы, цветы и плоды не яркие, потому что мало животных)

Воспитатель: Молодцы. 

Воспитатель: Ребята, а что мы можем сказать о климате в пустыне?

(очень жарко, мало воды, ярко светит солнце, бедные почвы)

Воспитатель: Вспомните, о каком животном говорится в стихотворении?

(о верблюде)

(воспитатель обращает внимание детей на картинку с изображением верблюда)

Воспитатель: Почему автор сравнивает верблюдов с поездом? (идут по пустыне друг за другом как вагоны поезда)

Воспитатель: Что означает выражение идут в кочевье?

(передвижение с места на место)

Воспитатель: Давайте и мы с вами немного подвигаемся как верблюды.

Физкультминутка.

«Жарядка (капитан краб)»

Воспитатель: Ребята, а каких еще животных пустыни вы знаете?

Давайте мы поиграем в игру «Угадай животное».

На доске картинки с изображением животных, перевернутые изображением к доске, на обратной стороне картинки силуэт животного. Дети называют животных, если название правильное, картинки переворачиваются., и тети убеждаются в правильности своего ответа. 

(змея, варан, сайгаки, черепаха, тушканчик )

Воспитатель: Молодцы, многих животных пустыни знаете. Посмотрите внимательно на картинки. Какие общие черты есть у всех этих животных?

(маскировочная окраска, короткие и крепкие ноги, длинные ресницы, большие глаза, маленькие уши).

 Воспитатель: Как вы думаете, могли ли животные, не имея таких особенностей выжить в условиях пустыни? (нет)

 (окраска поможет маскироваться, короткими и крепкими ногами легче зарываться в песок, прячась от жары, длинные ресницы помогают защищать глаза от песка, большие глаза помогают видеть добычу в тёмное время суток, уши маленькие, потому что в пустыне все хорошо слышно, нет деревьев, заглушающих звук)

Воспитатель: Мы с вами поговорили об условиях жизни в пустыне, о животных и растениях пустыни. Что теперь мы должны сделать?

(Составить схемы – подсказки)

(воспитатель вместе с детьми составляют схему-модель климата природной зоны – пустыня)

Воспитатель: Посмотрите, все ли правильно изображено на нашей схеме?

(ответы детей, если в схеме встречаются ошибки, дети предлагают способы их исправления).

Воспитатель: Теперь давайте разделимся на команды. Первая команда выбирает картинки с изображением растений пустыни, а вторая команда, с изображением животных.

(воспитатель делит детей на команды и раздаёт разные картинки, из которых дети должны выбрать только нужные)

Воспитатель: Как считаете, вы справились с заданием? Сможет верблюд по вашим схемам рассказать о своем доме северному медведю? Правильным ли получится его рассказ? (ответы детей)

3 этап - заключительный

Воспитатель: Понравилось ли вам помогать верблюду? Что интересного вы сегодня узнали? Что вам показалось наиболее трудным?

(ответы детей)

Воспитатель: Молодцы. Наши работы мы сложим в конверт и отправим верблюду по почте.