Конспект занятия в старшей группе "Чудо в паутинке"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия: «Чудо в паутинке» для детей старшей группы.
Цель. Формировать представление о том, что в природе нет неинтересных, ненужных животных. Рассказать о пауках. Закрепить правила поведения в природе: «Не обрывайте паутину в лесу, не убивайте пауков».
Воспитатель(держит в руках альбом). В «Жалобную книгу природы» поступила жалоба. Я прочитаю, а вы догадайтесь, от кого она.
«Нас называют мерзкими тварями. Говорят, мы отвратительны, безобразны. Пойдут люди в лес за ягодами, грибами, окажется паутина у них на лице – мы виноваты. А ведь на самом деле мы пользу приносим: мух, комаров ловим. Самое главное – на огромной площади в лесу мы в течении года истребляем около двух центнеров насекомых-вредителей. Вам ничего не стоит паутину, а нам начинай плести заново. Для вас это забава, а для нас беда».
Воспитатель. Вы догадались, кто жалуется? (Паук.)
Паука люди часто считают ненужным. Но оказывается, это очень интересное и полезное животное. Я расскажу вам о нем.
Дети вместе с воспитателем садятся на ковер и рассматривают картинки и фотографии с изображением пауков.
Пауки не всегда предстают в сказках злодеями (как в «Мухе-Цокотухе», например). Вот Дядя Шнюк в сказках про Лунтика – добродушный, склонный к сентиментальности поэт. В очередной тематический день изучаем с детьми паукообразных, которые тоже являются самобытной и интересной частью природы, как и все другие живые существа.
Пауков часто называют насекомыми, но это ошибка. На самом деле эти восьминогие хищники не относятся к насекомым. Это отдельное семейство – паукообразные животные, к которому относятся также скорпионы и клещи. У насекомых шесть ног, и тело имеет три отдела - голову, грудь и брюшко. А у пауков ног восемь, и грудь с головой – сросшиеся в один отдел, который так и называется: головогрудь.
Паук – ловкий и прожорливый охотник за мухами. Добычу он ловит так, как не умеет больше никто в живой природе. Паук плетёт тонкую и невесомую сеть из мельчайших ниточек. Она достаточно прочна для того, чтобы муха, которая в неё угодила, не смогла выбраться, а только запуталась бы ещё больше. На брюшке у пауков есть паутинные бородавки, которые вырабатывают то самое вещество, что, застывая в воздухе, превращается в нить.
Кода сеть сплетена, паук уходит в своё убежище. Но он тут же появится, если в паутину кто-то угодит: дёргающиеся нити подскажут ему об этом. Если паук голодный, то он съедает муху сразу же; если нет – тащит её в свою «кладовую» съестных припасов. Если же в сеть попался кто-то невкусный или вовсе несъедобный для него (например, оса), то паук сам перекусит паутину где нужно и выпустит её, а потом старательно залатает дырку новой паутиной.
В последние тёплые дни бабьего лета молодые, недавно вылупившиеся из яиц пауки отправляются в полёт. Они плетут особые сетки, с петлями, за которые держатся очень крепко. А одной некрепкой петлёй зацепляются за веточку или стебель. Её и срывает порыв ветра. Улететь как можно дальше от того места, где вылупился, пауков заставляет природный инстинкт. Это делается для того, чтобы не жить всем скученно в одном месте, и чтобы добычи хватало на всех.
Паук – это не насекомое, ведь у насекомых 6 ног, а у паука – 8. В отличие от насекомых у него нет усиков-антенн. Голова и грудь слились вместе. У паука 8 глаз, все они расположены на голове парно. Благодаря этому паук, не поворачивая головы, может видеть все вокруг. Как вы думает, откуда паук берет нить для плетения паутины? (Предположения детей)
На брюшке у пауков есть паутинные бугорки (железы) с несколькими отверстиями. Из них выделяется жидкость, которая на воздухе твердеет и превращается в нить.
Для чего нужна пауку нить?
Некоторые виды пауков ткут из нее «пеленки» для откладываемых яичек. А когда паучата выводятся, паутина становится гнездом. Иногда нить служит лестницей для спуска и подъема. Или самолетиком – ветер подхватит паутину с паучком и перенесет в другое место.
Есть виды пауков, которые устраивают себе жилище под водой. Из паутины они сооружают настоящий водолазный колокол, а потом заполняют его воздухом. Для этого паучок выставляет покрытое волосками брюшко на поверхность, а затем вновь ныряет; при этом между волосками образуются воздушные пузырьки. Он работает «не покладая лапок», пока не заполнит воздухом весь колокол.
Но главное – из нити паук плетет сеть-ловушку для насекомых.
Паутина может показаться брошенной. Паука в ней нет, но на самом деле он притаился поблизости и ждет, когда в сеть попадет добыча. О том, что в сеть кто-то попал, паук узнает по дрожанию сигнальной нити, которая тянется от середины паутины к месту засады. Выбраться из сети не удается никому, так как нити смазаны клейким веществом.
Ребенок. Я знаю стихотворение про паука.
Диво дивное – паук –
восемь ног и восемь рук.
Если надо наутек –
Выручают восемь ног.
Сеть сплести за кругом круг –
Выручают восемь рук.
Если злится на кого-то,
Словно все кругом враги, –
Спину горбит,
Смотрит люто,
Значит, встал не с той ноги.
Воспитатель. Это веселое стихотворение написал С.Я. Маршак.
У каждого животного есть в природе место, где ему удобнее жить.
Проводится дидактическая игра «Определи среду обитания».
Перед детьми лежат три карточки, на которых изображена среда обитания каких-либо животных. Дети кладут значок, обозначающий паука, туда, где, по их мнению, ему легче жить, объясняют свой выбор.
Воспитатель. Представьте, что вы маленькие паучки. Даю вам задание: сплести паутину. Не забывайте, ее нужно плести аккуратно.
Дети рисуют паутину на листве ватмана.
Воспитатель. У вас получилась такая красивая паутина, что в ней решил поселиться вот этот паучок. (Прикрепляет паука из ниток к нарисованной паутине.)Он благодарит вас и просит подарить вам стихотворение.
Рано утром я встаю, делом занимаюсь.
За день быстро устаю,
Сеть плету, стараюсь.
Раз кружок, два кружок.
В сеть попалась мушка.
Для зевак и растреп
Хороша ловушка.
Все притихло на дворе,
И в лесу стемнело.
Завтра утром на заре
Я возьмусь за дело.
Сегодня вы узнали много интересного о пауке. В нашем альбоме «Правила поведения в природе» записано (читает): «Не обрывайте в лесу паутину, не убивайте пауков». Когда вы пойдете в лес выполняйте это правило.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия: «Чудо в паутинке» для детей старшей группы.
29 октября – День ПАУКОВ.
Цель. Формировать представление о том, что в природе нет неинтересных, ненужных животных. Рассказать о пауках. Закрепить правила поведения в природе: «Не обрывайте паутину в лесу, не убивайте пауков».
Воспитатель(держит в руках альбом). В «Жалобную книгу природы» поступила жалоба. Я прочитаю, а вы догадайтесь, от кого она.
«Нас называют мерзкими тварями. Говорят, мы отвратительны, безобразны. Пойдут люди в лес за ягодами, грибами, окажется паутина у них на лице – мы виноваты. А ведь на самом деле мы пользу приносим: мух, комаров ловим. Самое главное – на огромной площади в лесу мы в течении года истребляем около двух центнеров насекомых-вредителей. Вам ничего не стоит паутину, а нам начинай плести заново. Для вас это забава, а для нас беда».
Воспитатель. Вы догадались, кто жалуется? (Паук.)
Паука люди часто считают ненужным. Но оказывается, это очень интересное и полезное животное. Я расскажу вам о нем.
Дети вместе с воспитателем садятся на ковер и рассматривают картинки и фотографии с изображением пауков.
Пауки не всегда предстают в сказках злодеями (как в «Мухе-Цокотухе», например). Вот Дядя Шнюк в сказках про Лунтика – добродушный, склонный к сентиментальности поэт. В очередной тематический день изучаем с детьми паукообразных, которые тоже являются самобытной и интересной частью природы, как и все другие живые существа.
Пауков часто называют насекомыми, но это ошибка. На самом деле эти восьминогие хищники не относятся к насекомым. Это отдельное семейство – паукообразные животные, к которому относятся также скорпионы и клещи. У насекомых шесть ног, и тело имеет три отдела - голову, грудь и брюшко. А у пауков ног восемь, и грудь с головой – сросшиеся в один отдел, который так и называется: головогрудь.
Паук – ловкий и прожорливый охотник за мухами. Добычу он ловит так, как не умеет больше никто в живой природе. Паук плетёт тонкую и невесомую сеть из мельчайших ниточек. Она достаточно прочна для того, чтобы муха, которая в неё угодила, не смогла выбраться, а только запуталась бы ещё больше. На брюшке у пауков есть паутинные бородавки, которые вырабатывают то самое вещество, что, застывая в воздухе, превращается в нить.
Кода сеть сплетена, паук уходит в своё убежище. Но он тут же появится, если в паутину кто-то угодит: дёргающиеся нити подскажут ему об этом. Если паук голодный, то он съедает муху сразу же; если нет – тащит её в свою «кладовую» съестных припасов. Если же в сеть попался кто-то невкусный или вовсе несъедобный для него (например, оса), то паук сам перекусит паутину где нужно и выпустит её, а потом старательно залатает дырку новой паутиной.
В последние тёплые дни бабьего лета молодые, недавно вылупившиеся из яиц пауки отправляются в полёт. Они плетут особые сетки, с петлями, за которые держатся очень крепко. А одной некрепкой петлёй зацепляются за веточку или стебель. Её и срывает порыв ветра. Улететь как можно дальше от того места, где вылупился, пауков заставляет природный инстинкт. Это делается для того, чтобы не жить всем скученно в одном месте, и чтобы добычи хватало на всех.
Паук – это не насекомое, ведь у насекомых 6 ног, а у паука – 8. В отличие от насекомых у него нет усиков-антенн. Голова и грудь слились вместе. У паука 8 глаз, все они расположены на голове парно. Благодаря этому паук, не поворачивая головы, может видеть все вокруг. Как вы думает, откуда паук берет нить для плетения паутины? (Предположения детей)
На брюшке у пауков есть паутинные бугорки (железы) с несколькими отверстиями. Из них выделяется жидкость, которая на воздухе твердеет и превращается в нить.
Для чего нужна пауку нить?
Некоторые виды пауков ткут из нее «пеленки» для откладываемых яичек. А когда паучата выводятся, паутина становится гнездом. Иногда нить служит лестницей для спуска и подъема. Или самолетиком – ветер подхватит паутину с паучком и перенесет в другое место.
Есть виды пауков, которые устраивают себе жилище под водой. Из паутины они сооружают настоящий водолазный колокол, а потом заполняют его воздухом. Для этого паучок выставляет покрытое волосками брюшко на поверхность, а затем вновь ныряет; при этом между волосками образуются воздушные пузырьки. Он работает «не покладая лапок», пока не заполнит воздухом весь колокол.
Но главное – из нити паук плетет сеть-ловушку для насекомых.
Паутина может показаться брошенной. Паука в ней нет, но на самом деле он притаился поблизости и ждет, когда в сеть попадет добыча. О том, что в сеть кто-то попал, паук узнает по дрожанию сигнальной нити, которая тянется от середины паутины к месту засады. Выбраться из сети не удается никому, так как нити смазаны клейким веществом.
Ребенок. Я знаю стихотворение про паука.
Диво дивное – паук –
восемь ног и восемь рук.
Если надо наутек –
Выручают восемь ног.
Сеть сплести за кругом круг –
Выручают восемь рук.
Если злится на кого-то,
Словно все кругом враги, –
Спину горбит,
Смотрит люто,
Значит, встал не с той ноги.
Воспитатель. Это веселое стихотворение написал С.Я. Маршак.
У каждого животного есть в природе место, где ему удобнее жить.
Проводится дидактическая игра «Определи среду обитания».
Перед детьми лежат три карточки, на которых изображена среда обитания каких-либо животных. Дети кладут значок, обозначающий паука, туда, где, по их мнению, ему легче жить, объясняют свой выбор.
Воспитатель. Представьте, что вы маленькие паучки. Даю вам задание: сплести паутину. Не забывайте, ее нужно плести аккуратно.
Дети рисуют паутину на листве ватмана.
Воспитатель. У вас получилась такая красивая паутина, что в ней решил поселиться вот этот паучок. (Прикрепляет паука из ниток к нарисованной паутине.)Он благодарит вас и просит подарить вам стихотворение.
Рано утром я встаю, делом занимаюсь.
За день быстро устаю,
Сеть плету, стараюсь.
Раз кружок, два кружок.
В сеть попалась мушка.
Для зевак и растреп
Хороша ловушка.
Все притихло на дворе,
И в лесу стемнело.
Завтра утром на заре
Я возьмусь за дело.
Сегодня вы узнали много интересного о пауке. В нашем альбоме «Правила поведения в природе» записано (читает): «Не обрывайте в лесу паутину, не убивайте пауков». Когда вы пойдете в лес выполняйте это правило.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме: Конспект занятия в старшей группе по аппликации на тему: "Птица счастья".
Как сделать объемную аппликацию...

Конспекты занятий По познавательному развитию Конспект занятия в старшей группе «Где живет электричество»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающей средой, содержащее экспериментирование. Для детей подготовительной к школе группе....

Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Конспект занятия по лепке (предметной) на тему: «Наши любимые игрушки»
Возрастная группа: старшая Тема: Наши любимые игрушки Цель: Учить детей лепить игрушки, передавая характерные особенности их внешнего вида (форму, цвет и соотношение частей)....

Конспект занятия в старшей группе по аппликации. план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) Тема «Широкая масленица»
Тема "Широка Масленица"...

Конспекты занятий По познавательному развитию Конспект занятия в старшей группе «Где живет электричество»
Программное содержание: Воспитательные задачи: - Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. - Вызывать радость открытий, полученных из опытов, - Воспитывать умение работать в коллективе. ...

Конспект занятия по рисованию "Паучок и паутинка"
В данном статье представлен конспект по рисованию в младшей группе в технике восковые мелки...
