Диагностика по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста (С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой)
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

Каликина Елена Викторовна

Мониторинг проводился в период с 1 сентября 2024 по 20 апреля 2025 на основе диагностических заданий волевой и эмоциональной сфер ребенка. Содержание данной педагогической диагностики направлено на выявление следующего:

 - в какой степени ребенок освоил экологические знания;

 - какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;

 - в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранного, эстетического, познавательного).

В каждом разделе детям предлагается комплекс контрольных заданий.

 Анализ каждого выполненного ребенком диагностического задания проводится в соответствии с баллами (по 3-х балльной шкале), характеристика которых составлена на основе рекомендаций С. Н. Николаевой и Л. М. Маневцовой.

 Баллы по результатам выполненных диагностических заданий фиксируются в протоколе обследования. Далее высчитывается средний балл, по которому определяется уровень сформированности экологических представлений и отношения к природе:

Фокус - группа состояла из 10 человек воспитанников группы «Земляничка» возраст

 5-6 лет

Условные обозначения:     

Низкий уровень- 0-33%
Средний уровень-34-66%
Высокий уровень-80-100%

Живая природа.Неживая природа.

Цель.Выявление характера представлений ребенка о признаках живого; уточнение знаний ребенока, представления о потребностях живых организмов, условиях, необходимых для жизни.

Оценка деятельности:

1 балл – представления об объектах живой и неживой природы, их существенных признаках и свойствах поверхностны; ребёнок имеет небольшие по объёму знания; задания выполняет неправильно, допускает много неточностей, не может ответить на поставленные вопросы.

2 балла – у ребёнка имеются некоторые существенные представления об объектах живой и неживой природы, их свойствах и признаках; при выполнении заданий допускает 2-3 ошибки, не на все поставленные вопросы отвечает правильно, не всегда может аргументировать свой ответ.

3 балла – сформирован широкий круг представлений об объектах живой и неживой природы; задания выполняет правильно, на поставленные вопросы отвечает, уверенно аргументируя свой ответ.

 

 

Отношение к природе.

Цель. Изучение особенностей отношения ребенка к животным и растениям в специально созданных условиях.

Оценка деятельности:

1 балл – ребёнок отдаёт предпочтение игре, рисованию и т.д.; по собственной инициативе не проявляет желания общаться с живыми объектами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними.

2 балла – с удовольствием, по собственной инициативе общается преимущественно со знакомыми, приятными для него животными и растениями.

3 балла – предпочитает деятельность с природными объектами. С удовольствием по собственной инициативе общается с животными (знакомыми и незнакомыми) и растениями.

Умение осуществлять деятельность с природными объектами (труд в природе).

Цель. Определение умения ребенка осуществлять уход за растениями.

Оценка деятельности:

1 балл – ребёнок не умеет ухаживать за живыми существами.

2 балла – сформированы некоторые умения ухода за живыми существами. Направленность труда по уходу за живыми существами до конца не осмысленна – увлечён процессом, а не качеством результата для живого объекта.

3 балла – охотно откликается на предложение взрослых помочь живому существу; самостоятельно видит необходимость ухода и качественно его выполняет. Испытывает удовольствие от помощи живому.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_12_monitoring.docx25.86 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                      ПРИЛОЖЕНИЕ№12

Диагностика по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста

(С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой)

Мониторинг проводился в период с 1 сентября 2024 по 20 апреля 2025 на основе диагностических заданий волевой и эмоциональной сфер ребенка. Содержание данной педагогической диагностики направлено на выявление следующего:

 - в какой степени ребенок освоил экологические знания;

 - какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;

 - в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранного, эстетического, познавательного).

В каждом разделе детям предлагается комплекс контрольных заданий.

 Анализ каждого выполненного ребенком диагностического задания проводится в соответствии с баллами (по 3-х балльной шкале), характеристика которых составлена на основе рекомендаций С. Н. Николаевой и Л. М. Маневцовой.

 Баллы по результатам выполненных диагностических заданий фиксируются в протоколе обследования. Далее высчитывается средний балл, по которому определяется уровень сформированности экологических представлений и отношения к природе:

Фокус - группа состояла из 10 человек воспитанников группы «Земляничка» возраст

 5-6 лет

Условные обозначения:      

Низкий уровень- 0-33%
Средний уровень-34-66%
Высокий уровень-80-100%

Живая природа.Неживая природа.

Цель.Выявление характера представлений ребенка о признаках живого; уточнение знаний ребенока, представления о потребностях живых организмов, условиях, необходимых для жизни.

Оценка деятельности:

1 балл – представления об объектах живой и неживой природы, их существенных признаках и свойствах поверхностны; ребёнок имеет небольшие по объёму знания; задания выполняет неправильно, допускает много неточностей, не может ответить на поставленные вопросы.

2 балла – у ребёнка имеются некоторые существенные представления об объектах живой и неживой природы, их свойствах и признаках; при выполнении заданий допускает 2-3 ошибки, не на все поставленные вопросы отвечает правильно, не всегда может аргументировать свой ответ.

3 балла – сформирован широкий круг представлений об объектах живой и неживой природы; задания выполняет правильно, на поставленные вопросы отвечает, уверенно аргументируя свой ответ.

Отношение к природе.

Цель. Изучение особенностей отношения ребенка к животным и растениям в специально созданных условиях.

Оценка деятельности:

1 балл – ребёнок отдаёт предпочтение игре, рисованию и т.д.; по собственной инициативе не проявляет желания общаться с живыми объектами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними.

2 балла – с удовольствием, по собственной инициативе общается преимущественно со знакомыми, приятными для него животными и растениями.

3 балла – предпочитает деятельность с природными объектами. С удовольствием по собственной инициативе общается с животными (знакомыми и незнакомыми) и растениями.

Умение осуществлять деятельность с природными объектами (труд в природе).

Цель. Определение умения ребенка осуществлять уход за растениями.

Оценка деятельности:

1 балл – ребёнок не умеет ухаживать за живыми существами.

2 балла – сформированы некоторые умения ухода за живыми существами. Направленность труда по уходу за живыми существами до конца не осмысленна – увлечён процессом, а не качеством результата для живого объекта.

3 балла – охотно откликается на предложение взрослых помочь живому существу; самостоятельно видит необходимость ухода и качественно его выполняет. Испытывает удовольствие от помощи живому.

Уровни экологических представлений и отношения к природе:

 Низкий уровень (0-33%) — ребенок различает и называет большое количество животных, растений вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднения. Имеет представление о некоторых объектах неживой природы. Не всегда правильно называет их основные свойства, признаки. Трудовые процессы выполняет не самостоятельно, качество труда низкое. По собственной инициативе не проявляет интереса к живым объектам. Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.

Средний уровень (34-66%) — ребенок различает большое количество объектов живой и неживой природы, вычленяет характерные и — под руководством педагога — существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями. Проявляет интерес к знакомым и приятным для него живым объектам. Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов.

Высокий уровень (67-100%) — ребенок знает основные признаки живого и объектов неживой природы, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщенный, системный характер. Самостоятельно, по собственной инициативе проявляет интерес к знакомым и незнакомым живым объектам. Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться. Бережно, заботливо, гуманно относится к природе. Готов оказать помощь в случае необходимости. Эмоционально воспринимает природу, видит ее красоту. Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов.

Фокус группа состояла из 10 человек. Были рассмотрены выше указанные критерии. Первый мониторинг (входящий) был проведен в сентябре 2024 года и направлен на выявление уровня имеющихся у детей знаний. Он показал, что преимущественно на начало года, у детей был низкий уровень знаний по представлению об объектах живой и неживой природы -40%, по отношению ребенка к животным и растениям в специально созданных условиях-40%, по умению осуществлять деятельность с природными объектами-43%

 сделан вывод о необходимости проведения дальнейшей работы. Промежуточный мониторинг был проведен в январе 2025 года и показал, что можно увидеть положительную динамику. По представлению об объектах живой и неживой природы -63%, по отношению ребенка к животным и растениям в специально созданных условиях-70%, по умению осуществлять деятельность с природными объектами-70%

Итоговый мониторинг состоялся в апреле 2025 года, в результате проведенной работы с детьми, фокус-группы.  показатели значительно выросли в сравнении с началом. По представлению об объектах живой и неживой природы -90%, по отношению ребенка к животным и растениям в специально созданных условиях-83%, по умению осуществлять деятельность с природными объектами-93% Исходя из результатов заключительного мониторинга, было отмечено, что дети освоили экологические знания.

 Данные представлены в таблице№ 1 и в диаграмме № 1.

Таблица результатов диагностики  по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста

Имя ребенка

Представления о живой и неживой природы

Отношение к природе.

Трудовые навыки и умения по уходу за живыми объектами.

Итог

 Диаграмма№1

Диаграмма№2

Н. г

С. г

К. г

Н. г.

С. г.

К. г.

Н. г.

С. г

К. г.

Н. г.

С. г

К. г.

Марго А.

1

2

3

1

2

2

2

2

3

44%

67%

89%

Артем М.

2

2

3

1

2

2

1

2

3

44%

67%

89%

Аня С.

1

1

2

1

2

3

1

2

3

33%

55%

89%

Ульяна С.

1

2

2

1

2

2

2

2

3

44%

67%

78%

Арина Н.

1

2

3

2

2

3

1

2

2

44%

67%

78%

Настя Л.

1

2

3

1

2

2

1

2

3

33%

67%

78%

Максим Т.

2

2

3

1

2

2

1

3

3

44%

78%

89%

Илья Г.

1

2

3

1

2

3

1

2

2

33%

67%

89%

Соня З.

1

2

2

1

2

3

1

2

3

33%

67%

89%

Варя С.

1

2

3

2

3

3

2

2

3

55%

78%

100%

Итог

40%

63%

90%

40%

70%

83%

43%

70%

93%

41%

68%

87%

Диаграмма № 1

По результатам проведенного исследования по выявлению уровня сформированности представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста показал, что у детей сформирован широкий круг представлений об объектах живой и неживой природы; они с удовольствием по собственной инициативе общаются с животными  и растениями, откликаются на предложение взрослых помочь живому существу. Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться. Бережно, заботливо, гуманно относится к природе. Готов оказать помощь в случае необходимости. Эмоционально воспринимает природу, видит ее красоту. Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста

Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста.(разработан на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой)...

Доклад на педагогическом совете "Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста" С. Н. Николаевой

Реальные достижения в работе с детьми обеспечиваются профессионализмом воспитателя, знанием и практическим владением методами экологического воспитания. «Концепция экологического воспитания дете...

Мониторинг по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста

Мониторинг  по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста...

Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста (разработан на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой)

Диагностический инструментарий рекомендован педагогам ДОУ с целью выявления уровня сформированности экологических представлений дошкольников (старший возраст)....

Педагогическое обследование уровня сформированности экологических представлений детей 6 - 7 лет

Материаллы для проведения диагностического обследования уровня развития экологических представлений  детей подготовительной к школе группы....

Педагогическое обследование уровня сформированности экологических представлений детей 3 - 4 лет

Предлагаемое педагогическое обследование поможет выявить уровень сформированности экологических представлений младших дошкольников....

Методики выявления уровня сформированности лексики у детей дошкольного возраста

Цель: Определить правильность понимания ребенком смыслового значения предлогов, умения ребенка самостоятельно называть пространственные предлоги, а также дифференцировать их...