Проект: «Давайте жить дружно!»
проект по психологии (подготовительная группа)

Манжеева Елена Дмитриевна

Краткосрочный проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta_otchet_o_ego_realizatsii.docx31.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад №100 «Берегиня»

Паспорт проекта

Автор проекта: Манжеева Е.Д., педагог-психолог

Тема: «Давайте жить дружно!»

Вид проекта: краткосрочный. 

Срок реализации: 13.11.2023-17.11.2023 (16 ноября день терпимости и толерантности в России).

Форма работы: групповая.

Тип проекта: познавательно- творческий.

Участники проекта: дети подготовительной группы с ЗПР, воспитатели, родители.

«...Всех из более чем трехсот национальных

групп и этнических групп России просто

невозможно перечислить ..., но я горжусь тем,

что я часть этого мира, часть могучего,

сильного многонационального народа России.»

(В.В. Путин)

Актуальность

Дошкольный возраст является сензитивным для формирования всех нравственных качеств, закладываются исходные моральные ценности, нормы поведения, происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценностей своей личности и других людей, воспитывается уважение к ним, терпимость, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций.

Благодаря пластичности нервной системы, открытости влиянию взрослого, ребенок в дошкольном возрасте интенсивно усваивает различные знания о мире, умения и навыки его познания, начинает активно усваивать ценности общества, знакомиться с социальными ролями.

Цель: Формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных национальностей, культур, вероисповеданий.

Задачи

  • Формировать у детей дошкольного возраста умения видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям;
  • формировать позитивное отношение к окружающему миру и культуре своего народа, народов других регионов РФ;
  • воспитать культуру взаимоотношений среди сверстников, стремление совершать добрые дела;
  • закреплять нравственные представления, навыки социально приемлемого поведения;
  • активизировать родителей, вовлечь в воспитательный процесс, путем включения в проект;
  • повысить компетентность родителей по теме проектной недели;
  • ознакомить педагогический коллектив с новинками методической литературы, освещающей вопросы формирования у детей толерантного поведения и общения;
  • создать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.

Методы и приемы:

Диагностика, анкетирование, наблюдение, беседы, консультации. Проведение тематических занятий, развлечений, народных игр.

Предполагаемый результаты:

  • Создание условий для приобретения детьми навыка бесконфликтного социального взаимодействия, развитие у старших дошкольников навыков коммуникации;
  • владение способами, приёмами конструктивного межличностного взаимодействия;
  • расширение социальных контактов воспитанников;
  • повышение уровня терпимости у участников образовательных отношений (воспитанников ДОУ, родителей и педагогов).

Этапы реализации проекта:

1 этап - организационноподготовительный 

  • беседа–опрос детей, родителей по теме проекта;
  • определение цели и задач проекта;
  • подбор и изучение методической, художественной литературы;
  • ознакомление и привлечение родителей к совместному сотрудничеству в проектной деятельности (рекомендации по проекту);
  • оформление информационного блока в родительском уголке;
  • подбор иллюстративного, информационно–дидактического материала;
  • создание развивающей среды над проектом;
  • подготовка к празднику: «Давайте жить дружно!».

2 этап – содержательноцелевой

План реализации проекта.

Дни недели

Цели

Планируемые мероприятия

Понедельник

первый день

- Осознание ребенком отношения к себе, собственной внешности, своим особенностям и способностям;

- повышение компетентности родителей в вопросах воспитания детей.

  1. Занятие с детьми: «Каждый привлекателен по-своему».
  2. Размещение информационного материала для родителей: «Развитие чувства эмпатии у ребенка дошкольного возраста».
  3. Домашнее задание для родителей и детей: беседа на тему: «Традиции нашей семьи». Совместно с ребенком придумать новую традицию вашей семьи, куда будут включены все члены вашей семьи.

Вторник

второй день

- Расширение представлений детей о семье и её истории;

- анкетирование родителей для определения типа семейного воспитания;

- диагностика общего уровня толерантности педагогов.

  1. Занятие с детьми:  «Моя семья, генеалогическое древо семьи».
  2. Анкетирование родителей (Тест «Пытаетесь ли Вы понять своего ребенка?» (Р.В.Овчарова).
  3. Анкетирование педагогов для самооценки толерантности, опросник: « Индекс толерантности» (Г.У.Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е.Хухлаев, Л.А. Шайгерова).
  4. Домашнее задание для родителей и детей: семейный просмотр мультфильма о дружбе: «Кот Леопольд» и его обсуждение с ребенком.

Среда

третий день  

-Развитие чувства принадлежности к группе, получение опыта позитивного взаимодействия;

- повышение компетентности родителей в вопросах воспитания толерантного

сознания и поведения у дошкольников.

  1. Занятие с детьми: «Мои друзья».
  2. Консультация с родителями на тему: «Формирование у детей толерантного сознания и поведения в семье».
  3. Домашнее задание для родителей и детей: рисунок на выставку: «Мы такие разные но мы вместе».

 

Четверг

четвертый  день

- Воспитание чувства гордости за свой народ, за свою родину;

- осознание педагогами влияния проявления толерантности и/или агрессивности в собственном поведении на

поведение воспитанников;

- закрепление толерантного

сознания через детское творчество.

  1. Занятие с детьми: «Моя страна».
  2. Выставка детских рисунков: «Мы такие разные но мы вместе».
  3. Семинарпрактикум для педагогов: «Не оценивать, а ценить» с элементами тренинга эффективного взаимодействия.
  4. Домашнее задание для родителей и детей:  посмотреть совместно с детьми презентацию: «Национальные костюмы разных народов». Обсудить с ребенком сходства и различия костюмов.  

Пятница

пятый день

- Закрепление полученных знаний детей о взаимоотношениях людей, дружбе, мире;

- создание положительного эмоционального настроя.

  1. Проведение праздника «Давайте жить дружно!»
  2. Чаепитие с родителями: «Дружба крепкая не сломается...».
  3. Домашнее задание для родителей и детей: посетить Музей истории города Иркутска, обсудить с ребенком после посещения историю развития нашего города.

3 этап – контрольноитоговый:

– Наблюдения и анализ детской деятельности, занятий, беседы с детьми;

– оценка заинтересованности детей, их успешность в общем деле;

- анализ активности, заинтересованности родителей в проведении совместных мероприятий;

– оценка заинтересованности и участия в проекте родителей;

– анализ качества проведенной работы с детьми в рамках проекта;

– оценка активности деятельности педагогов.

Отчёт о реализации проекта «Давайте жить дружно»

С 13.11.2022 г. по 17.11.2021 г. была проведена работа по реализации проекта: «Давайте жить дружно!» с детьми старшей группы с задержкой психического развития МБДОУ г. Иркутска детского сада №100 «Берегиня»

Педагогический проект: «Давайте жить дружно!» ориентирован на формирование установок толерантного сознания и поведения у всех участников педагогического процесса.

Проект является краткосрочным, для ежегодного проведения в детском саду. Согласно проекту, у участников проекта развивается и закрепляется интерес к самому себе, к сверстникам; формируются навыки и нормы поведения с другими людьми, черты толерантной личности. Данный проект рассчитан на полноценное погружение детей, родителей и педагогов группы в атмосферу подготовки и проведения занятий и празднования.

При разработке проекта были учтены требования ФГОС ДО. В ходе реализации проекта используются как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ, здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяется личностноориентированному подходу в общении с детьми, тесному сотрудничеству с родителями.

Подготовлены и проведены занятия для детей: «Каждый привлекателен по-своему», «Моя семья, генеалогическое древо семьи», «Мои друзья», «Моя страна», направленные на осознание и накопление своего жизненного опыта, что позволило активизировать интерес дошкольников вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу. Оформлена выставка детских рисунков: «Мы такие разные – но мы вместе». Ребята нарисовали красочные рисунки, отражающие дружбу и хорошее отношение между сверстниками, в семье, между разными народами. В конце недели организован праздник: «Давайте жить дружно!», итогом мероприятия стало то, что ребята поняли, как важно держаться вместе, считаться с мнением друг друга, заботиться друг о друге, дарить улыбки и добрые слова.

Предварительно с родителями и педагогами было проведено анкетирование.  Анкетирование родителей по тесту: «Пытаетесь ли Вы понять своего ребенка?» (Р.В.Овчарова), показало, что 80 % родителей – это тип родителя, понимающего, признающего право ребёнка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки. Анкетирование педагогов по опроснику: «Индекс толерантности» (Г.У.Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е.Хухлаев, Л.А. Шайгерова) показало, что педагоги детского сада имеют высокий и средний уровень уровни толерантности.

Была проведена консультация с родителями на тему: «Формирование у детей толерантного сознания и поведения в семье». Отзывы родителей подтвердили актуальность темы проекта. На семинаре–практикуме для педагогов: «Не оценивать, а ценить» были показаны приемы эффективного взаимодействия с людьми в разного рода напряженных ситуациях, связанных с повышенным эмоциональным реагированием.

В течении недели родители привлекались ежедневно к выполнению домашних заданий по теме проекта, совместное вечернее обсуждение с детьми таких тем как дружба, семья, наша страна способствовало сплочению семьи. В приёмной был оформлен уголок для родителей, где поместили недельный план работы с родителями, информационный материал: «Развитие чувства эмпатии у ребенка дошкольного возраста». Для гармонизации детско-родительских отношений организовано чаепитие с родителями: «Дружба крепкая не сломается...».

Вывод: реализация данного проекта по формированию у детей дошкольного возраста умения видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям проходила через совместную деятельность педагогов с воспитанниками и их родителями, что способствовало укреплению детско–родительских отношений, формированию у детей необходимых представлений, обогащению знаний о семье, народах России.

Результаты проекта:

  • дети имеют представления о генеалогическом дереве; народах России, проявляют интерес к народным традициям, культуре, истории своего народе; познакомились с национальными костюмами; активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми в процессе совместной игровой и продуктивной деятельности:
  • родители активно включились в образовательный процесс ДОУ.

Используемая литература:

  1. Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ» – М. «Сфера», 2006г
  2. Смирнова, Е.О. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений / Е.О. Смирнова, В. Холмогорова // Дошкольное воспитание. — 2003, — № 9. — С. 24−26.
  3. Панфилова М.А. Игротерапия общения // Москва , 2001 г
  4. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога / Г.А. Широкова. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

Электронные ресурсы:

  1.  Материалы интернет-ресурса www.tolerance.ru 
  2.  Материалы интернет-ресурса www.maam.ru
  3.  Материалы интернет-ресурсаwww.nsportal.ru

Заведующий                                        В.С. Сушицкая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

социально-нравственный проект "Давайте жить дружно!"

формирование начальных форм экологической культуры младших дошкольников....

Образовательно-развивающий проект «Давайте жить дружно»

Развитие коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста от 2-х до 3-х лет...

Проект « Давайте жить дружно» Чистова Светлана Николаевна

1.БЕСЕДА «Право  на  любовь»Программное содержание: Познакомить детей с правом на любовь, заботу; способствовать социально-нравственному развитию; воспитывать в детях доброту, внимание ...

Проект "Давайте жить дружно!"

Презентация проекта...

Проект "Давайте жить дружно!"

Проект практико-ориентированный,направлен на сплочение детей в группе....

Проект "Давайте жить дружно" (для детей старшего дошкольного возраста)

Очень чувствительны к дружественным отношениям дети. Друзья являются важным достоянием детского возраста с точки зрения социально-психического развития человека. В процессе взаимоотношений у ребенка ф...

Учебный проект "Давайте жить дружно"

Проект "Давайте жить дружно" . Цель: Способствовать созданию условий для формирования положительного и доброжелательного положения между сверстниками....