Проект: «Давайте жить дружно!»
проект по психологии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад №100 «Берегиня»
Паспорт проекта
Автор проекта: Манжеева Е.Д., педагог-психолог
Тема: «Давайте жить дружно!»
Вид проекта: краткосрочный.
Срок реализации: 13.11.2023-17.11.2023 (16 ноября день терпимости и толерантности в России).
Форма работы: групповая.
Тип проекта: познавательно- творческий.
Участники проекта: дети подготовительной группы с ЗПР, воспитатели, родители.
«...Всех из более чем трехсот национальных
групп и этнических групп России просто
невозможно перечислить ..., но я горжусь тем,
что я часть этого мира, часть могучего,
сильного многонационального народа России.»
(В.В. Путин)
Актуальность
Дошкольный возраст является сензитивным для формирования всех нравственных качеств, закладываются исходные моральные ценности, нормы поведения, происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценностей своей личности и других людей, воспитывается уважение к ним, терпимость, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций.
Благодаря пластичности нервной системы, открытости влиянию взрослого, ребенок в дошкольном возрасте интенсивно усваивает различные знания о мире, умения и навыки его познания, начинает активно усваивать ценности общества, знакомиться с социальными ролями.
Цель: Формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных национальностей, культур, вероисповеданий.
Задачи
- Формировать у детей дошкольного возраста умения видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям;
- формировать позитивное отношение к окружающему миру и культуре своего народа, народов других регионов РФ;
- воспитать культуру взаимоотношений среди сверстников, стремление совершать добрые дела;
- закреплять нравственные представления, навыки социально приемлемого поведения;
- активизировать родителей, вовлечь в воспитательный процесс, путем включения в проект;
- повысить компетентность родителей по теме проектной недели;
- ознакомить педагогический коллектив с новинками методической литературы, освещающей вопросы формирования у детей толерантного поведения и общения;
- создать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.
Методы и приемы:
Диагностика, анкетирование, наблюдение, беседы, консультации. Проведение тематических занятий, развлечений, народных игр.
Предполагаемый результаты:
- Создание условий для приобретения детьми навыка бесконфликтного социального взаимодействия, развитие у старших дошкольников навыков коммуникации;
- владение способами, приёмами конструктивного межличностного взаимодействия;
- расширение социальных контактов воспитанников;
- повышение уровня терпимости у участников образовательных отношений (воспитанников ДОУ, родителей и педагогов).
Этапы реализации проекта:
1 этап - организационно–подготовительный
- беседа–опрос детей, родителей по теме проекта;
- определение цели и задач проекта;
- подбор и изучение методической, художественной литературы;
- ознакомление и привлечение родителей к совместному сотрудничеству в проектной деятельности (рекомендации по проекту);
- оформление информационного блока в родительском уголке;
- подбор иллюстративного, информационно–дидактического материала;
- создание развивающей среды над проектом;
- подготовка к празднику: «Давайте жить дружно!».
2 этап – содержательно–целевой
План реализации проекта.
Дни недели | Цели | Планируемые мероприятия |
Понедельник первый день | - Осознание ребенком отношения к себе, собственной внешности, своим особенностям и способностям; - повышение компетентности родителей в вопросах воспитания детей. |
|
Вторник второй день | - Расширение представлений детей о семье и её истории; - анкетирование родителей для определения типа семейного воспитания; - диагностика общего уровня толерантности педагогов. |
|
Среда третий день | -Развитие чувства принадлежности к группе, получение опыта позитивного взаимодействия; - повышение компетентности родителей в вопросах воспитания толерантного сознания и поведения у дошкольников. |
|
Четверг четвертый день | - Воспитание чувства гордости за свой народ, за свою родину; - осознание педагогами влияния проявления толерантности и/или агрессивности в собственном поведении на поведение воспитанников; - закрепление толерантного сознания через детское творчество. |
|
Пятница пятый день | - Закрепление полученных знаний детей о взаимоотношениях людей, дружбе, мире; - создание положительного эмоционального настроя. |
|
3 этап – контрольно–итоговый:
– Наблюдения и анализ детской деятельности, занятий, беседы с детьми;
– оценка заинтересованности детей, их успешность в общем деле;
- анализ активности, заинтересованности родителей в проведении совместных мероприятий;
– оценка заинтересованности и участия в проекте родителей;
– анализ качества проведенной работы с детьми в рамках проекта;
– оценка активности деятельности педагогов.
Отчёт о реализации проекта «Давайте жить дружно»
С 13.11.2022 г. по 17.11.2021 г. была проведена работа по реализации проекта: «Давайте жить дружно!» с детьми старшей группы с задержкой психического развития МБДОУ г. Иркутска детского сада №100 «Берегиня»
Педагогический проект: «Давайте жить дружно!» ориентирован на формирование установок толерантного сознания и поведения у всех участников педагогического процесса.
Проект является краткосрочным, для ежегодного проведения в детском саду. Согласно проекту, у участников проекта развивается и закрепляется интерес к самому себе, к сверстникам; формируются навыки и нормы поведения с другими людьми, черты толерантной личности. Данный проект рассчитан на полноценное погружение детей, родителей и педагогов группы в атмосферу подготовки и проведения занятий и празднования.
При разработке проекта были учтены требования ФГОС ДО. В ходе реализации проекта используются как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ, здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяется личностно–ориентированному подходу в общении с детьми, тесному сотрудничеству с родителями.
Подготовлены и проведены занятия для детей: «Каждый привлекателен по-своему», «Моя семья, генеалогическое древо семьи», «Мои друзья», «Моя страна», направленные на осознание и накопление своего жизненного опыта, что позволило активизировать интерес дошкольников вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу. Оформлена выставка детских рисунков: «Мы такие разные – но мы вместе». Ребята нарисовали красочные рисунки, отражающие дружбу и хорошее отношение между сверстниками, в семье, между разными народами. В конце недели организован праздник: «Давайте жить дружно!», итогом мероприятия стало то, что ребята поняли, как важно держаться вместе, считаться с мнением друг друга, заботиться друг о друге, дарить улыбки и добрые слова.
Предварительно с родителями и педагогами было проведено анкетирование. Анкетирование родителей по тесту: «Пытаетесь ли Вы понять своего ребенка?» (Р.В.Овчарова), показало, что 80 % родителей – это тип родителя, понимающего, признающего право ребёнка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки. Анкетирование педагогов по опроснику: «Индекс толерантности» (Г.У.Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е.Хухлаев, Л.А. Шайгерова) показало, что педагоги детского сада имеют высокий и средний уровень уровни толерантности.
Была проведена консультация с родителями на тему: «Формирование у детей толерантного сознания и поведения в семье». Отзывы родителей подтвердили актуальность темы проекта. На семинаре–практикуме для педагогов: «Не оценивать, а ценить» были показаны приемы эффективного взаимодействия с людьми в разного рода напряженных ситуациях, связанных с повышенным эмоциональным реагированием.
В течении недели родители привлекались ежедневно к выполнению домашних заданий по теме проекта, совместное вечернее обсуждение с детьми таких тем как дружба, семья, наша страна способствовало сплочению семьи. В приёмной был оформлен уголок для родителей, где поместили недельный план работы с родителями, информационный материал: «Развитие чувства эмпатии у ребенка дошкольного возраста». Для гармонизации детско-родительских отношений организовано чаепитие с родителями: «Дружба крепкая не сломается...».
Вывод: реализация данного проекта по формированию у детей дошкольного возраста умения видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям проходила через совместную деятельность педагогов с воспитанниками и их родителями, что способствовало укреплению детско–родительских отношений, формированию у детей необходимых представлений, обогащению знаний о семье, народах России.
Результаты проекта:
- дети имеют представления о генеалогическом дереве; народах России, проявляют интерес к народным традициям, культуре, истории своего народе; познакомились с национальными костюмами; активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми в процессе совместной игровой и продуктивной деятельности:
- родители активно включились в образовательный процесс ДОУ.
Используемая литература:
- Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ» – М. «Сфера», 2006г
- Смирнова, Е.О. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений / Е.О. Смирнова, В. Холмогорова // Дошкольное воспитание. — 2003, — № 9. — С. 24−26.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения // Москва , 2001 г
- Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога / Г.А. Широкова. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
Электронные ресурсы:
- Материалы интернет-ресурса www.tolerance.ru
- Материалы интернет-ресурса www.maam.ru
- Материалы интернет-ресурсаwww.nsportal.ru
Заведующий В.С. Сушицкая
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

социально-нравственный проект "Давайте жить дружно!"
формирование начальных форм экологической культуры младших дошкольников....
Образовательно-развивающий проект «Давайте жить дружно»
Развитие коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста от 2-х до 3-х лет...
Проект « Давайте жить дружно» Чистова Светлана Николаевна
1.БЕСЕДА «Право на любовь»Программное содержание: Познакомить детей с правом на любовь, заботу; способствовать социально-нравственному развитию; воспитывать в детях доброту, внимание ...
Проект "Давайте жить дружно!"
Проект практико-ориентированный,направлен на сплочение детей в группе....

Проект "Давайте жить дружно" (для детей старшего дошкольного возраста)
Очень чувствительны к дружественным отношениям дети. Друзья являются важным достоянием детского возраста с точки зрения социально-психического развития человека. В процессе взаимоотношений у ребенка ф...

Учебный проект "Давайте жить дружно"
Проект "Давайте жить дружно" . Цель: Способствовать созданию условий для формирования положительного и доброжелательного положения между сверстниками....

