Проектная деятельность по познавательному развитию в старшей группе
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Коновалова Мария Сергеевна

Представлен паспорт проекта с информационной картой и планом реализации проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_travushka-muravushka.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность

 по познавательному развитию в старшей группе

«Травушка-муравушка»

Разработала: Коновалова М.С.

Сызрань

2025г.

Паспорт проекта

I. Информационная карта 

1. Название проекта: «Травушка-муравушка»

2. Авторы проекта: Коновалова Мария Сергеевна

3.Участники проекта: Дети. Воспитатель. Родители

4. Возраст детей: (5-6 лет).

5.Сроки проведения: 1 неделя

6. Вид проекта: исследовательский, информационный

7. Проблема детская (сформулированная детьми): «Мы хотим узнать, почему трава и листья всегда зеленые? Кто или что делает их такого цвета?»

8. Целеполагание: Познакомить детей дошкольного возраста с причинами зеленого цвета травы и вызвать устойчивый интерес к окружающему миру природы.

цель детская

 «Узнать, почему трава зеленая, и найти этому доказательство!»

цель педагогическая

Сформировать у детей старшего дошкольного возраста целостное представление о причине зеленого цвета растений через организацию совместной познавательно-исследовательской деятельности.

задачи детского проекта (сформулированные детьми)

1. Задача-расследование: «Найти эту зеленую краску!»

Вопрос ребенка: «А можно посмотреть, есть ли внутри травы зеленый сок?»

Формулировка задачи: «Попробовать выжать из травы и листьев зеленый сок, чтобы увидеть, что они действительно внутри зеленые.»

2. Задача-эксперимент: «Проверить, что будет без солнца!»

Вопрос ребенка: «А если траве не давать солнышко, она правда станет бледной?»

Формулировка задачи: «Накрыть часть травы темным колпаком (коробкой) и каждый день смотреть, не стала ли она желтеть.»

3. Задача-сравнение: «Узнать, вся ли зелень одинаковая!»

Вопрос ребенка: «А листик у дерева такой же зеленый, как травинка?»

Формулировка задачи: «Собрать разные зеленые листья и разложить их от самого светлого к самому темному. Понять, что зеленый цвет бывает разный.»

4. Задача-наблюдение: «Посмотреть на листик как настоящий ученый!»

Вопрос ребенка: «А если посмотреть в лупу, там видна эта зелень?»

Формулировка задачи: «Рассмотреть траву и листья в лупу, чтобы увидеть, нет ли там маленьких зеленых шариков или капелек.»

5. Задача-творчество: «Рассказать об этом всем!»

Вопрос ребенка: «А мы можем нарисовать этого «Зеленого Великана», который живет в листочке?»

Формулировка задачи: «Нарисовать плакат или сделать газету, чтобы рассказать мамам, папам какой секрет мы раскрыли.»

задачи педагогические

1. Образовательные задачи

- Сформировать у детей представление о хлорофилле как о специальном веществе («зеленом пигменте»), которое придает растениям зеленый цвет.

- Дать первоначальные представления о процессе фотосинтеза в доступной для дошкольников форме: растения с помощью солнечного света и воды создают для себя пищу.

--Установить причинно-следственную связь: если растению не хватает солнечного света, оно не может вырабатывать хлорофилл, болеет и меняет цвет.

-Активизировать и обогатить словарный запас детей за счет введения и использования в речи новых слов: хлорофилл, пигмент, солнечная энергия, опыт, эксперимент, гипотеза, наблюдение.

2. Развивающие задачи

- Развивать познавательно-исследовательскую деятельность:

- Формировать умение выдвигать гипотезы («Как вы думаете, почему?»).

- Учить проводить простейшие опыты по инструкции взрослого и делать самостоятельные выводы на основе их результатов.

- Развивать навыки наблюдения, сравнения и анализа (сравнивать цвет травы на солнце и в тени, анализировать результаты эксперимента).

Развивать мыслительные процессы: Стимулировать логическое мышление через установление связей (солнце → хлорофилл → зеленый цвет).

- Развивать воображение и любознательность через создание образа «Зеленого Великана» (хлорофилла) и постановку проблемных вопросов.

- Развивать коммуникативные навыки: Поощрять умение вести диалог, задавать вопросы и аргументировать свою точку зрения.

- Формировать навыки работы в команде (совместное проведение опытов, создание коллажа).

3. Воспитательные задачи (Какие качества я воспитаю?)

Воспитывать бережное и заботливое отношение к миру природы через понимание хрупкости и сложности жизненных процессов растений.

- Формировать экологическое сознание: подвести к пониманию, что растения — это живые организмы, важные для жизни на Земле.

- Воспитывать нравственные качества: усидчивость, аккуратность во время проведения опытов, умение дожидаться своей очереди, уважать мнение сверстников.

- Воспитывать эстетический вкус через наблюдение за разнообразием оттенков зеленого цвета в природе и отображение их в продуктивной деятельности.

4. Организационно-педагогические задачи (Что я, как педагог, должен организовать?)

Создать условия для самостоятельной и совместной исследовательской деятельности детей (оборудовать «научную лабораторию», центр экспериментирования).

- Обеспечить интеграцию различных образовательных областей в ходе проекта: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» (подвижные игры на природе).

- Организовать взаимодействие с родителями: проинформировать их о целях проекта, вовлечь в совместную деятельность с детьми (сбор материалов, поиск информации), познакомить с результатам

9. Продукт проекта: Газета «Зеленый великан»

10. Форма презентации: Научный стендап «Тайна зеленого листа»

II План реализации проекта.

Этапы проекта

Задача проекта

формы работы

тема

 Деятельность детей

Материалы /оборудование

(РППС)

Подготовительный

Создать содержательные, организационные и мотивационные условия для успешной реализации исследовательского проекта путем разработки его концепции, подготовки всех необходимых ресурсов и формирования у детей устойчивого интереса к проблеме.

  Анализ ситуации и интересов детей «Посмотри, что интересного есть в природе»

Создание проблемной ситуации «Почему трава зеленая?»

Оформление версии детей на красивом листе ватмана «Что мы думаем о этом».

Подборка детских энциклопедий, где эта тема изложена просто и ярко.

Подготовка материалов и оборудования для экспериментальной деятельности

Создание последовательного маршрута изучения темы.

Подбирает художественное слово (стихи, загадки), которое поддерживает тему.

Создание  дидактических игр для запоминания ключевых понятий («Найди самый зеленый листок»).

 Визуализация и материализация темы (Предметно-практическая)

Создание среды, которая будет «рассказывать» о теме до начала любых занятий.

Подготовка  упрощенной схемы фотосинтеза (солнышко + капелька → стрелочка → зеленый листик).

Организовать полку с книгами и картинками о растениях. «Почемучка»

Наблюдают, рассказывают о природе, исходя из наблюдений (Какое небо голубое, ветер дует в разные стороны, трава зелёного цвета)

Задают вопросы, высказывают свои первые предположения (гипотезы): «Трава покрашена?», «Такую краску придумала природа?», «Ей так солнышко светит».

Изучают научную литературу, рассматривают наглядные пособия

Знакомиться с оборудованием для опытов и исследований

Плакат с большим вопросом: «ПОЧЕМУ ТРАВА ЗЕЛЕНАЯ?»

Плакаты: «Строение растения», «Фотосинтез для малышей» (упрощенная схема: солнышко + вода из земли = еда для растения).

Картинки с растениями разных оттенков зеленого.

Детские энциклопедии о растениях и природе

Практический

Организовать познавательно-исследовательскую и творческую деятельность детей для самостоятельного поиска ответа на вопрос о причине зеленого цвета растений через проведение опытов, наблюдений и практических действий.

  • Рассматривание детской энциклопедии «Почему трава зелёная и ещё 100 детских „почему“», автор Татьяна Яценко. Книга из серии «100 детских „почему“», издательство «Питер», 2021 год, 64 стр.
  • Рассказ педагога о хлорофилле с рассматриванием схемы «Фотосинтез»

• Беседа: «Для чего растению листья?», «Что нужно растению, чтобы расти?».

  • Наблюдение на прогулке  за травой и листьями

• Опыт №1: «Где спрятан хлорофилл?» (Измельчаем зелёные листья, заливаем спиртом и наблюдаем, как спирт становится зелёным).

• Опыт №2: «Растение без солнца» (Накрываем часть газона коробкой на несколько дней и наблюдаем, как трава желтеет).

• Чтение художественной литературы: стихи, рассказы о природе.  А. Тамбиев «У кого какие детки» (из сборника «Про травы и деревья»),  Е. Трутнева «Эхо»,  М. Пришвин «Золотой луг»

• Дидактическая игра: «Какой листок самый зеленый?».

  • Оформление газеты «Расскажем другим секрет травки»
  • Подготовить небольшой рассказ для детей для родителей

Рассматривают энциклопедию  

Слушают рассказ и рассматривают схему

Принимают участие в беседах

Наблюдают за травой и листьями

 Проводят опыты под руководством педагога

Слушают  художественную литературу

Играют в дидактическую игру

Совместно с педагогом создают газету

Подготавливают рассказ с помощью вопросов педагога

Лупы (желательно по количеству детей в подгруппе).

Детские микроскопы (если доступны).

Для опыта по извлечению хлорофилла:

Свежий растительный материал: листья шпината, крапивы, трава с газона (имеют интенсивную зеленую окраску).

Оборудование: ступка с пестиком (или несколько, для групповой работы), прозрачные стаканчики или стеклянные баночки, медицинский спирт (70% или 96%), пипетки, марля или бумажные фильтры для кофе, белые керамические или пластиковые тарелочки (для наблюдения капель пигмента).

Пластиковые контейнеры для сбора образцов

Для опыта «Растение без света»: Непрозрачная картонная коробка (например, из-под обуви).

Небольшой камень или кирпич для фиксации коробки на земле.

Фотоаппарат для фиксации «до» и «после».

Книги со стихами и загадками о траве, лесе, растениях (С. Есенин «Черемуха», Ю. Прокопович «Зеленая кузница» и др.).

Картотека дидактических игр («С какого дерева листок?», «Найди такой же цвет»).

Лист ватмана, распечатанные фотографии наблюдений опытов, рисунки детей, фломастеры, клей карандаш, ножницы

Презентационный

Организовать презентацию результатов проекта

Научный стендап «Тайна зеленого листа»

Дети выступают в роли ученых и коротко, ярко докладывают о своих открытиях.

Выступление «Биологов»: Показывают фотографии опыта с хлорофиллом. Их вывод: «Мы доказали, что внутри листа есть зеленое вещество — хлорофилл!»

Выступление «Экологов»: Показывают фото эксперимента с коробкой. Их вывод: «Мы выяснили, что без солнца хлорофилл не работает, и растение желтеет!»

Выступление «Художников»: Демонстрируют газету «Зеленый великан»

Общий вывод: Простыми словами объясняют, что «внутри травы есть особый зелёный сок (хлорофилл), который помогает ей кушать солнечный свет и делает её такой зелёной и сильной».

Мольберт, газета, указка, фотографии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы «Мы - исследователи» (познавательно-исследовательская деятельность)

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 11 г. Лениногорска» муниципального образования«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарст...

Конспект специальной организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе с использованием игровой деятельности формирование элементарных математических представлений «Путешествие в Королевство Математики»

Цель: закрепление полученных знаний и их активизирование в процессе игровой деятельности.Задачи:1.Социально-коммуникативное развитиеРазвивать интерес к различным видам игр, побуждать к активной деятел...

Консультация для молодых специалистов ДОУ «Проектная деятельность в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста»

Консультация познакомит молодых специалистов дошкольного образования со значением, преемуществом использования проектной технологии в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста. На пр...