Главные вкладки
Проектная деятельность по познавательному развитию в старшей группе
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Представлен паспорт проекта с информационной картой и планом реализации проекта.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность
по познавательному развитию в старшей группе
«Травушка-муравушка»
Разработала: Коновалова М.С.
Сызрань
2025г.
Паспорт проекта
I. Информационная карта
1. Название проекта: «Травушка-муравушка»
2. Авторы проекта: Коновалова Мария Сергеевна
3.Участники проекта: Дети. Воспитатель. Родители
4. Возраст детей: (5-6 лет).
5.Сроки проведения: 1 неделя
6. Вид проекта: исследовательский, информационный
7. Проблема детская (сформулированная детьми): «Мы хотим узнать, почему трава и листья всегда зеленые? Кто или что делает их такого цвета?»
8. Целеполагание: Познакомить детей дошкольного возраста с причинами зеленого цвета травы и вызвать устойчивый интерес к окружающему миру природы.
цель детская | «Узнать, почему трава зеленая, и найти этому доказательство!» | цель педагогическая | Сформировать у детей старшего дошкольного возраста целостное представление о причине зеленого цвета растений через организацию совместной познавательно-исследовательской деятельности. |
задачи детского проекта (сформулированные детьми) | 1. Задача-расследование: «Найти эту зеленую краску!» Вопрос ребенка: «А можно посмотреть, есть ли внутри травы зеленый сок?» Формулировка задачи: «Попробовать выжать из травы и листьев зеленый сок, чтобы увидеть, что они действительно внутри зеленые.» 2. Задача-эксперимент: «Проверить, что будет без солнца!» Вопрос ребенка: «А если траве не давать солнышко, она правда станет бледной?» Формулировка задачи: «Накрыть часть травы темным колпаком (коробкой) и каждый день смотреть, не стала ли она желтеть.» 3. Задача-сравнение: «Узнать, вся ли зелень одинаковая!» Вопрос ребенка: «А листик у дерева такой же зеленый, как травинка?» Формулировка задачи: «Собрать разные зеленые листья и разложить их от самого светлого к самому темному. Понять, что зеленый цвет бывает разный.» 4. Задача-наблюдение: «Посмотреть на листик как настоящий ученый!» Вопрос ребенка: «А если посмотреть в лупу, там видна эта зелень?» Формулировка задачи: «Рассмотреть траву и листья в лупу, чтобы увидеть, нет ли там маленьких зеленых шариков или капелек.» 5. Задача-творчество: «Рассказать об этом всем!» Вопрос ребенка: «А мы можем нарисовать этого «Зеленого Великана», который живет в листочке?» Формулировка задачи: «Нарисовать плакат или сделать газету, чтобы рассказать мамам, папам какой секрет мы раскрыли.» | задачи педагогические | 1. Образовательные задачи - Сформировать у детей представление о хлорофилле как о специальном веществе («зеленом пигменте»), которое придает растениям зеленый цвет. - Дать первоначальные представления о процессе фотосинтеза в доступной для дошкольников форме: растения с помощью солнечного света и воды создают для себя пищу. --Установить причинно-следственную связь: если растению не хватает солнечного света, оно не может вырабатывать хлорофилл, болеет и меняет цвет. -Активизировать и обогатить словарный запас детей за счет введения и использования в речи новых слов: хлорофилл, пигмент, солнечная энергия, опыт, эксперимент, гипотеза, наблюдение. 2. Развивающие задачи - Развивать познавательно-исследовательскую деятельность: - Формировать умение выдвигать гипотезы («Как вы думаете, почему?»). - Учить проводить простейшие опыты по инструкции взрослого и делать самостоятельные выводы на основе их результатов. - Развивать навыки наблюдения, сравнения и анализа (сравнивать цвет травы на солнце и в тени, анализировать результаты эксперимента). Развивать мыслительные процессы: Стимулировать логическое мышление через установление связей (солнце → хлорофилл → зеленый цвет). - Развивать воображение и любознательность через создание образа «Зеленого Великана» (хлорофилла) и постановку проблемных вопросов. - Развивать коммуникативные навыки: Поощрять умение вести диалог, задавать вопросы и аргументировать свою точку зрения. - Формировать навыки работы в команде (совместное проведение опытов, создание коллажа). 3. Воспитательные задачи (Какие качества я воспитаю?) Воспитывать бережное и заботливое отношение к миру природы через понимание хрупкости и сложности жизненных процессов растений. - Формировать экологическое сознание: подвести к пониманию, что растения — это живые организмы, важные для жизни на Земле. - Воспитывать нравственные качества: усидчивость, аккуратность во время проведения опытов, умение дожидаться своей очереди, уважать мнение сверстников. - Воспитывать эстетический вкус через наблюдение за разнообразием оттенков зеленого цвета в природе и отображение их в продуктивной деятельности. 4. Организационно-педагогические задачи (Что я, как педагог, должен организовать?) Создать условия для самостоятельной и совместной исследовательской деятельности детей (оборудовать «научную лабораторию», центр экспериментирования). - Обеспечить интеграцию различных образовательных областей в ходе проекта: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» (подвижные игры на природе). - Организовать взаимодействие с родителями: проинформировать их о целях проекта, вовлечь в совместную деятельность с детьми (сбор материалов, поиск информации), познакомить с результатам |
9. Продукт проекта: Газета «Зеленый великан»
10. Форма презентации: Научный стендап «Тайна зеленого листа»
II План реализации проекта.
Этапы проекта | Задача проекта | формы работы тема | Деятельность детей | Материалы /оборудование (РППС) |
Подготовительный | Создать содержательные, организационные и мотивационные условия для успешной реализации исследовательского проекта путем разработки его концепции, подготовки всех необходимых ресурсов и формирования у детей устойчивого интереса к проблеме. | Анализ ситуации и интересов детей «Посмотри, что интересного есть в природе» Создание проблемной ситуации «Почему трава зеленая?» Оформление версии детей на красивом листе ватмана «Что мы думаем о этом». Подборка детских энциклопедий, где эта тема изложена просто и ярко. Подготовка материалов и оборудования для экспериментальной деятельности Создание последовательного маршрута изучения темы. Подбирает художественное слово (стихи, загадки), которое поддерживает тему. Создание дидактических игр для запоминания ключевых понятий («Найди самый зеленый листок»). Визуализация и материализация темы (Предметно-практическая) Создание среды, которая будет «рассказывать» о теме до начала любых занятий. Подготовка упрощенной схемы фотосинтеза (солнышко + капелька → стрелочка → зеленый листик). Организовать полку с книгами и картинками о растениях. «Почемучка» | Наблюдают, рассказывают о природе, исходя из наблюдений (Какое небо голубое, ветер дует в разные стороны, трава зелёного цвета) Задают вопросы, высказывают свои первые предположения (гипотезы): «Трава покрашена?», «Такую краску придумала природа?», «Ей так солнышко светит». Изучают научную литературу, рассматривают наглядные пособия Знакомиться с оборудованием для опытов и исследований | Плакат с большим вопросом: «ПОЧЕМУ ТРАВА ЗЕЛЕНАЯ?» Плакаты: «Строение растения», «Фотосинтез для малышей» (упрощенная схема: солнышко + вода из земли = еда для растения). Картинки с растениями разных оттенков зеленого. Детские энциклопедии о растениях и природе |
Практический | Организовать познавательно-исследовательскую и творческую деятельность детей для самостоятельного поиска ответа на вопрос о причине зеленого цвета растений через проведение опытов, наблюдений и практических действий. |
• Беседа: «Для чего растению листья?», «Что нужно растению, чтобы расти?».
• Опыт №1: «Где спрятан хлорофилл?» (Измельчаем зелёные листья, заливаем спиртом и наблюдаем, как спирт становится зелёным). • Опыт №2: «Растение без солнца» (Накрываем часть газона коробкой на несколько дней и наблюдаем, как трава желтеет). • Чтение художественной литературы: стихи, рассказы о природе. А. Тамбиев «У кого какие детки» (из сборника «Про травы и деревья»), Е. Трутнева «Эхо», М. Пришвин «Золотой луг» • Дидактическая игра: «Какой листок самый зеленый?».
| Рассматривают энциклопедию Слушают рассказ и рассматривают схему Принимают участие в беседах Наблюдают за травой и листьями Проводят опыты под руководством педагога Слушают художественную литературу Играют в дидактическую игру Совместно с педагогом создают газету Подготавливают рассказ с помощью вопросов педагога | Лупы (желательно по количеству детей в подгруппе). Детские микроскопы (если доступны). Для опыта по извлечению хлорофилла: Свежий растительный материал: листья шпината, крапивы, трава с газона (имеют интенсивную зеленую окраску). Оборудование: ступка с пестиком (или несколько, для групповой работы), прозрачные стаканчики или стеклянные баночки, медицинский спирт (70% или 96%), пипетки, марля или бумажные фильтры для кофе, белые керамические или пластиковые тарелочки (для наблюдения капель пигмента). Пластиковые контейнеры для сбора образцов Для опыта «Растение без света»: Непрозрачная картонная коробка (например, из-под обуви). Небольшой камень или кирпич для фиксации коробки на земле. Фотоаппарат для фиксации «до» и «после». Книги со стихами и загадками о траве, лесе, растениях (С. Есенин «Черемуха», Ю. Прокопович «Зеленая кузница» и др.). Картотека дидактических игр («С какого дерева листок?», «Найди такой же цвет»). Лист ватмана, распечатанные фотографии наблюдений опытов, рисунки детей, фломастеры, клей карандаш, ножницы |
Презентационный | Организовать презентацию результатов проекта | Научный стендап «Тайна зеленого листа» | Дети выступают в роли ученых и коротко, ярко докладывают о своих открытиях. Выступление «Биологов»: Показывают фотографии опыта с хлорофиллом. Их вывод: «Мы доказали, что внутри листа есть зеленое вещество — хлорофилл!» Выступление «Экологов»: Показывают фото эксперимента с коробкой. Их вывод: «Мы выяснили, что без солнца хлорофилл не работает, и растение желтеет!» Выступление «Художников»: Демонстрируют газету «Зеленый великан» Общий вывод: Простыми словами объясняют, что «внутри травы есть особый зелёный сок (хлорофилл), который помогает ей кушать солнечный свет и делает её такой зелёной и сильной». | Мольберт, газета, указка, фотографии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной деятельности по познавательному развитию в старшей группе (опытно – экспериментальная деятельность) Тема: «Как Буратино ключик искал»
Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе....

Программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы «Мы - исследователи» (познавательно-исследовательская деятельность)
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 11 г. Лениногорска» муниципального образования«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарст...
Конспект проектной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Правила дорожные знать каждому положено».
Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте....

Перспективное планирование образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе(экологическое воспитание с внедрением экспериментальной деятельности)
Разработка перспективного планирования на полный учебный год в старшей группе....

Конспект специальной организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе с использованием игровой деятельности формирование элементарных математических представлений «Путешествие в Королевство Математики»
Цель: закрепление полученных знаний и их активизирование в процессе игровой деятельности.Задачи:1.Социально-коммуникативное развитиеРазвивать интерес к различным видам игр, побуждать к активной деятел...

Консультация для молодых специалистов ДОУ «Проектная деятельность в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста»
Консультация познакомит молодых специалистов дошкольного образования со значением, преемуществом использования проектной технологии в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста. На пр...

Конспект познавательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: "ПРОФЕССИЯ СОТРУДНИКА ГИБДД"
Конспект занятия для детей старшей группы...
