Паспорт центра экспериментирования
материал по окружающему миру (старшая группа)

Паспорт центра экспериментирования в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_tsentra_eksperimentirovaniya_starshaya_gruppa.docx496.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Ручеек»

ПАСПОРТ ЦЕНТРА

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Старшая группа «Лучики»

Воспитатель: Шувалова ЕН

2025г.

Актуальность.

Одним из основных направлений развития ребёнка, является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. От воспитателя требуется создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его

личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе

сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам

деятельности. Умение видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности.

Цель: практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития

познавательной активности, формирование ключевых компетентностей ребёнка.

Задачи экспериментирования:

Образовательные:

- формировать целостное восприятие и представление о различных предметах и

явлениях окружающей действительности, позитивное отношение к миру на основе

эмоционально-чувственного опыта;

- формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления;

формировать способности самостоятельного планирования эксперимента и

прогнозирования его результатов;

- совершенствовать умения проводить исследования с использованием приборов (лупы, микроскопа);

- включать в активный словарный запас дошкольников научные термины.

Развивающие:

- развивать поисково - познавательную, интеллектуальную активность детей путём

включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия; развивать

собственный познавательный опыт в обобщённом виде с помощью наглядных средств.

- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать,

устанавливать причинно-следственные связи, умение делать вывод. Развивать связную

монологическую речь, умение использовать объяснительно - доказательную речь при

формулировке целей и выводов.

Воспитательные:

- воспитывать экологическую культуру дошкольника через любовь к природе и

познание окружающего мира;

- воспитывать желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для

решения общей задачи.

Особенности детского экспериментирования в старшем дошкольном возрасте

(старшая группа)

При правильной организации работы у детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей. Дети, стоящие на пороге шести лет, должны постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так...», «Давайте посмотрим, что будет, если...» Роль воспитателя как умного друга и советчика возрастает. В старшей группе возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Эти задания бывают двух видов: прогнозирование последствия своих действий и прогнозирование поведения объектов. Например: «Ребята, сегодня мы с вами посеяли семена,

из которых вырастут новые растения. Как вы думаете, какими они будут через 10 дней?»

При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапам: выслушав и

выполнив одно задание, ребята получают следующее. Однако благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент и затем следить за ходом его выполнения. Уровень самостоятельности детей повышается. Расширяются возможности по фиксированию результатов. Ребятам старшей группы

становятся доступными и двух-, и трехчленные цепочки причинно-следственных связей, поэтому им надо чаще задавать вопрос «Почему?». И сами они в этом возрасте становятся почемучками: подавляющее большинство вопросов начинается с этого слова. Появление вопросов такого типа свидетельствует об определенных сдвигах в развитии логического мышления. Воспитатель своими вопросами стимулирует этот процесс.

В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых

устанавливаются общие закономерности природных явлений и процессов. Сравнивая два

объекта или два состояния одного и того же объекта, дети могут находить не только разницу, но и сходство. Это позволяет им начать осваивать приемы классификации.

Поскольку сложность экспериментов возрастает и самостоятельность детей повышается, необходимо еще больше внимания уделять соблюдению правил безопасности. В этом возрасте дети довольно хорошо запоминают инструкции, понимают их смысл, но из-за несформированности произвольного внимания часто забывают об указаниях и могут травмировать себя или товарищей. Таким образом, предоставляя детям самостоятельность, воспитатель должен очень внимательно следить за ходом работы и за соблюдением правил безопасности, постоянно напоминать о наиболее сложных моментах эксперимента.

Основными методами детского экспериментирования:

Наблюдения (непроизвольные, произвольные, исследовательские)

Опыты:

1. По характеру объектов: опыты с растениями, с животными, объектами неживой

природы, объектом является человек.

2. По причине проведения: случайные, запланированные, в ответ на вопрос ребенка.

3. По характеру познавательной деятельности: иллюстративные, поисковые.

4. По характеру мыслительных операций:

-констатирующие (наблюдение особенностей объекта или явления вне связи с

другими объектами или явлениями);

-сравнительные (возможность увидеть изменение свойств или качеств объекта

во время какого-либо процесса);

-обобщающие (определение закономерности какого-либо процесса,

рассмотренного в виде отдельных этапов в предыдущих экспериментах)

Обследование объектов: тактильное, обонятельное, слуховое, зрительное.

Основными средствами в старшем возрасте являются:

• Логические задачи и ситуации:

• Обсуждение вопросов, позволяющих детям выделить целевые и содержательные

характеристики познания;

Познавательные рассказы (закрепление представлений о выявленных признаках в

наблюдаемых явлениях интерес к новой информации); дополнение рассказа

собственными бытовыми примерами; Обмен интересными фактами;

Проблемные практические ситуации (дети самостоятельно выдвигают проблему,

пути, способы ее решения, делают выводы)

Сюрпризные моменты, особенные атрибуты в старшем дошкольном возрасте

(выразительные персонажи «Умный компьютер», использование особенных

атрибутов: бейджики , магистерские шапочки, значки, браслеты)

Способы поддержки инициативы и самостоятельности у детей:

- Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых

впечатлениях, потребность в исследовании.

- Предоставлять возможность действовать с разными предметами,

материалами.

- Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, следует беседовать с

ним о его намерениях, целях, о том, как добиться желаемого результата.

- Создание эмоционального положительного отношения и интереса детей к

совместной деятельности.

- Признание за ребенком права на существование собственного мнения.

- Прием соувлеченности: нет готовых рецептов и алгоритмов решения, приемы:

вопросы-сомнения (Боюсь, что не смогу догадаться, ты как думаешь);

вопросы- опасения (Вдруг все развалится?), вопросы-удивления (Как это тебе

пришло в голову, Как ты догадался). Создание условий развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельного экспериментирования детьми старшего дошкольного возраста.

Предназначение центра экспериментирование: организация экспериментальной

деятельности, проведение опытов.

Место расположения: Центр опытно - экспериментальной деятельности расположен в групповой комнате.

Общий вид центра экспериментирования группы

Адресная направленность: центр предназначен для проведение опытов в старшей группе, максимальное количество детей, одновременно работающих в центре - 5детей.

Перечень оборудования и материалов:

1. Оборудование

Направление «Песок, вода» - прозрачные и непрозрачные сосуды разной

конфигурации и объема (стаканы, миски, бутылочки, подносы, ванночки);

- крышки;

- воронки, лейки;

- формочки;

- мерные чашки, стаканы, ложки,

- микроскоп, лупа;

- пипетки;

- резиновые груши,

- медицинские шприцы без игл;

- сито;

- песочные часы;

- вода;

- подсолнечное масло;

- песок, галька; камни

- мука, соль, сахар, крахмал;

- предметы из разных материалов (деревянные катушки, палочки, резиновые мячики, пластмассовые и резиновые игрушки);

- лимонная кислота;

- палочки, соломинки;

- бруски, бутылочные пробки;

- губки, кусочки ткани;

- металлические предметы (монеты, гайки);

- губки; мыло;

- бумага разной плотности;

- полиэтиленовые пакеты;

- вата, марля;

- зеркало;

- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

- «Мешочек ощущений» (мелкие игрушки для определения на ощупь)

Направление «Воздух» - прозрачные сосуды разной конфигурации и объема

(стаканы, бутылочки, подносы и т.п.);

- шприцы без игл;

- трубочки

- ножницы;

- пипетки,

- воздушные шары; листы бумаги; свечи;

- полиэтиленовые пакеты;

- трубочки, соломинки;

- емкости с водой, глиной, землей;

- кусочки поролона;

- мыло;

- пластилин;

- бумажные салфетки;

- емкости с водой.

Направление «Наука»

- прозрачные и непрозрачные сосуды разной

конфигурации и объема (миски, бутылочки, подносы, ванночки);

- ножницы;

- микроскоп, лупа, увеличительные стекла;

- линейки, сантиметровые ленты;

- лампа, фонарик;

- клей;

- песочные часы;

- бросовый материал: материал: проволока, кусочки кожи, пластмассы, дерева, пробки, поролон, коробки, и т. д.;

- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, и т. д.;

- разные виды бумаги: обычная, картон.

- зеркала;

- воздушные шары;

- магниты;

- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные

краски и др.);

- мыло; йод.

Направление «Природа»

- прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема (стаканы, миски, бутылочки, ванночки);

- микроскоп;

- лупы;

- лейки;

- комнатные растения в горшках;

- камни;

- ракушки;

- орехи, желуди, шишки, семена;

- спилы и листья деревьев;

- емкости с землей, глиной, песком, водой;

- скорлупа яиц;

- скорлупа орехов;

- опилки.

#1044;идактический материал

- картотеки опытов;

- коллекции разное

- схемы, таблицы, алгоритмы, макеты, технологические карты проведения опытов;

- книги познавательного характера;

3. Правила безопасности в центре экспериментирования

Инструкция по технике безопасности при проведении опытов.

1. Требования безопасности перед началом экспериментальной

деятельности

Внимательно изучить содержание и порядок проведения эксперимента,

опыта, а также безопасные приемы его выполнения.

Подготовить к работе рабочее место, убрать посторонние предметы. Приборы

и оборудование разместить таким образом, чтобы исключить их падение и

опрокидывание.

Проветрить помещение, в котором будет проводиться опыт.

Проверить исправность оборудования, приборов, целостность лабораторной

посуды и приборов из стекла.

Проверить правильность расстановки детской мебели в групповой комнате.

Перед проведением экспериментальной деятельности, перед перемещением

из одного помещения в другое, напоминать детям правила безопасного

поведения.

2. Требования безопасности во время экспериментальной деятельности

Обеспечить безопасное проведение эксперимента, опыта для жизни и

здоровья детей

Рассаживать воспитанников за столы в соответствии с антропометрическими

данными.

Нельзя оставлять детей в помещениях МАДОУ без присмотра взрослых ни на

секунду.

При проведении экспериментов, опытов необходимо использовать прочный,

исправный демонстрационный и раздаточный познавательный материал,

соответствующий санитарно-гигиеническим, дидактическим, эстетическим

требованиям.

Во время проведения экспериментов, опытов, перемещения из одного

помещения МБДОУ в другое необходимо следить за соблюдением детьми правил

безопасного поведения: не толкаться, не перегонять друг друга; при спуске и

подъеме между этажами здания МБДОУ нужно держаться за перила.

В работе использовать только исправные технические средства обучения:

магнитофон, телевизор, проектор и др. Не оставлять включенным в электросеть

приборы и ТСО без присмотра. Не допускать подключения и отключения ТСО

детьми. Следить, чтобы воспитанники не дотрагивались к включенным ТСО,

электрошнурам и др.

Длительность просмотра познавательных фильмов должна составлять не

более 15 мин.

Следует в обязательном порядке соблюдать нормы и правила охраны жизни

и здоровья детей во время экспериментов, опытов: соблюдать режим дня,

расписание, длительность опыта, физическую и психологическую нагрузку и др.

Необходимо исключить ситуации травмирования одним ребенком другого,

путем рациональной организации детской деятельности.

Точно выполнять все указания воспитателя при проведении экспериментальной деятельности, без его разрешения не выполнять самостоятельно никаких работ.

3. Требования безопасности по окончании экспериментальной деятельности

По окончании работы следует привести в порядок свое рабочее место и рабочие места воспитанников.

Выключить демонстрационные, электрические приборы, ТСО.

Убрать документацию, пособия, оборудование, использованное во время

опытов в специально предназначенные места.

Тщательно вымыть руки с мылом.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ:

#1042;оспитатель готовит необходимый инвентарь, оборудование в день

проведения совместной деятельности.

#1057;толы (рабочие места для детей) подбираются по высоте в соответствии с

задачами деятельности и ростом детей.

#1055;ри работе с водой, мытье рук воспитатель обязан проверить ее температуру.

#1053;е использовать в экспериментах опасные и вредные для здоровья предметы.

#1050;олющие и режущие инструменты даются детям непосредственно перед

работой и с напоминанием об их правильном использовании.

#1055;ри уборке рабочего места детьми строго соблюдать гигиенические правила.

#1055;еред началом деятельности в лаборатории повторить с дошкольниками

правила безопасности для детей.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ:

#1050;аждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому.

#1053;ельзя ничего брать без разрешения воспитателя.

#1050;аждую вещь клади на место.

#1053;е разбрызгивай воду, все делай аккуратно.

#1044;елать все нужно дружно!

#1044;ополнительный материал - Клеенки, фартуки, тряпочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт центра экспериментирования

центр эксперементирования...

Паспорт центра экспериментирования

Представлен перечень материалов для самостоятельной и организованной деятельности детей по экспериментированию....

Паспорт Центра экспериментирования и экологии «Зеленая планета»

Цель:Формирование у детей дошкольного возраста основ экологического сознания и экологической культуры. Решение этой цели возможно через задачи:- обучающие (овладения знаниями о взаимосвязи природ...

Паспорт Центр экспериментирования "Наши открытия"

Паспорт центра эксперементирования "Наши открытия"...

Паспорт центра экспериментирования в I младшей группе

Цель создания центра экспериментирования в группе — создание благоприятных условий для практических исследований воспитанников и заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации. В центре...

Паспорт центра экспериментирования "Мудрая Сова"

Паспорт Центра эксперементирования...

Паспорт центра экспериментирования во 2 младшей группе

Паспорт центра экспериментирования "Лаборатория непосед" во 2 младшей группе...