КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ «РЕКА ВРЕМЕНИ» «ИСТОРИЯ ЛОЖКИ»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Тарасова Татьяна Михайловна

Познавательно - исследовательская деятельность по технологии «Путешествие по «Реке времени» Н.А. Коротковой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_lozhki.docx31.58 КБ

Предварительный просмотр:

НОД ПО ТЕХНОЛОГИИ «РЕКА ВРЕМЕНИ»

«ИСТОРИЯ ЛОЖКИ»

Возрастная группа: подготовительная

Форма НОД: познавательно - исследовательская деятельность «Путешествие по «Реке времени»

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная) подгрупповая

Учебно-методический комплект: Технология «Река времени» Н. А. Коротковой

Средства:

наглядные: панно «Река времени», разрезные картинки с ложками, цифровые карточки, деревянная ложка размером 70 см, одноразовые ложки

мультимедийные: презентация «История ложки»

музыкальные: музыкальное сопровождение

литературные: зазывалочка, загадки, стихи

Задачи:

  • Познакомить детей с историей появления ложки, расширять знания об изменениях материала и внешнего вида ложки в разные периоды времени.
  • Развивать активную речь детей, формировать умение вести диалог с воспитателем.
  • Развивать творческую активность, воображение, умение различать условную и реальную ситуацию, настойчивость в достижении цели,
  • Поддерживать потребность детей взаимодействовать в малых группах (парах, подгруппах), учитывать мнение партнера
  • Познакомить детей об использовании ложки не по назначению.
  • Развивать умение сопоставлять, анализировать и делать выводы и умозаключения.
  • Формировать у ребенка потребности использовать продукт деятельности.

Ход НОД:

Обсуждение реального или вымышленного события, проблемная ситуация.

Педагог стимулирует детей на деятельность, предлагает поиграть, организует подводящий к теме деятельности диалог, побуждает детей к познавательной активности. Дети по желанию располагаются в круге, учатся сопоставлять предметы по известным признакам, выражают собственные суждения.

Воспитатель:

На часы вы посмотрите

Скоро 9, поспешите.

Кто желает много знать

Приглашаю поиграть!

С другом в круг волшебный встать.

- Здравствуйте, ребята

Вы любите отгадывать загадки? (ответы детей)

Хотите я вам загадаю загадку:

«Не лопата, не совок, что захватит, то в роток,

будь то суп или окрошка, для обеда нужна …» (Ложка)

Воспитатель демонстрирует выточенную ложку, размером 70 см,

с узорной резьбой.

«Я держу в ладони ложку

И листаю времена,

разве можно жить без ложки,

В них история сама»

Воспитатель: Вы хотите узнать, как появилась первая ложка?

Интересно, как можно узнать все об истории ложки? (ответы детей).

Хотите отправиться в прошлое по «реке времени». Вы когда-нибудь путешествовали по «реке времени»?

Постановка цели исследования, ознакомление с панно «Река времени», педагог показывает слайды мультимедийной презентации «История ложки», дети слушают, сосредотачивают внимание, проявляют готовность к совместной деятельности.

Воспитатель: У панно «Река времени» есть 3 временных отрезка, которые обозначаются метками в виде буквы:

Д - древность, это время, когда не было нас с вами, где жили древние люди

С - старина, где люди научились изготавливать предметы удобные в быту

С - современность – время, в котором живём мы сейчас, настоящее время.

Воспитатель: Хотите отправиться со мной в ДРЕВНОСТЬ и узнать, какими были ложки в то время? Тогда в путь!

Проявление интереса к предстоящей деятельности.

 «Течет времени река, широка и глубока.

Раз, два, три повернись, в Древности окажись».

Воспитатель: Давным-давно это было, люди жили не в домах, а в пещерах, не было магазинов, чтобы купить еду и одежду. Всё древние люди делали сами. Ложек тоже не было. Ели руками.

- Как вы думаете, это было опасно?

Однажды одному человеку пришла идея выточить ложку из камня.

- Даниил, спроси у Регины: ложка из камня была легкой?

Затем люди стали создавать ложки из глины, костей животных и рыб. Как вы думаете, удобно было есть такими ложками? Почему?

Прошло время - «Старина», люди стали овладевать разными ремеслами и научились вытачивать ложки из дерева.

- Сначала из ствола дерева нарезали плахи, сушили, потом их разделывали на брусочки – баклуши.

     На всю работу ложки уходило 5 дней. Обычно в крестьянском доме имелся комплект для постоянного пользования и «парадный» - для гостей. К ложке относились бережно, хранили на специальных полочках - ложечниках или в корзинке. Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их

     Они были лёгкими и удобными. А потом им захотелось украсить ложки: геометрической резьбой украшены хотьковские ложки, росписью – хохломские, выжиганием – вятские. Есть такими ложками было гораздо приятней. Затем приобрели популярность ложки из бронзы, меди, оловянные ложки. Богатые люди (цари, бояре) пользовались золотыми, серебряными ложками, украшенные драгоценными камнями. Форма ложки постоянно менялась.

В наше современное время изготавливают огромное количество разных ложек – разных цветов, размеров, форм из различных материалов. Ложкарной столицей и признанным центром хохломской росписи называют город Семенов, в котором находится памятник чудо-ложке, её длина 2м 67см, почти 3 метра.

- Как вы думаете, можно ли есть такой чудо-ложкой?

- Почему вы думаете, что невозможно?

- Если такую чудо-ложку поставить в нашем зале, достанет ли она до потолка? Проверим. (Педагог достаёт рулетку, отмеряет размер чудо-ложки, прикладывает к стене зала)

- Зачем же нужна такая большая ложка, если нельзя её положить на стол к обеду?

«Чудо-ложка, чудо-ложка, до чего же хороша!

В этом памятнике Ложке чудо-мастера душа!»

- Какими ложками вы пользуетесь? Знаете ли вы историю своей ложки? Попробуйте узнать у мамы, как появилась ваша ложка. (Активизирует обсуждение, рассуждения детей, придумывают объяснения о назначении необычного объекта).

Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени» На столе лежат карточки с цифрами.

Воспитатель: Кто хочет отправиться в «Древность» и определить ложки, принадлежащие тому времени, возьмите карточку с цифрой 1, кто хочет поработать с карточками изображения ложек «Старины» - цифру 2, «Современности» - цифру 3.

Разместите свои картинки в соответствии с периодами на панно «Река времени»

Раз, два, три картинки подбери.

Предлагает выбор партнёров для совместных действий, включает детей в самостоятельную деятельность; наблюдает за детьми во время выполнения задания, поддерживает инициативу детей в исправлении ошибок. Дети выбирают партнёра, карточки, классифицируют предметы по временным действиям, располагают предметы в определённом порядке.

Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования

Древность            Старина          Современность, педагог согласовывает с детьми действия, их последовательность; помогает правильно расположить картинки в соответствии с временными этапами.

Вывешивание панно «Река времени» в группе.

Педагог привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение свои работы и «реку времени».

Дети демонстрируют результаты своей деятельности, делятся впечатлениями, выражают адекватные чувства к проделанной работе.

Воспитатель: Как еще можно использовать ложки? Ребята, вы хотите создать свой театр из ложек?

- Сережа, у кого бы ты хотел спросить в какого героя он превратит ложку?

- Я Вас приглашаю в мастерскую. В нашей мастерской много разных материалов, выбирайте какой вам понравится больше.

Работа детей и педагога над созданием героев театра

- Ребята, а что вам больше всего понравилось в нашем путешествие?

- Что нового вы узнали? Кто узнал что-то новое для себя?

- Узнали ли вы что-нибудь, чего не знали раньше? Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило? У вас возникали проблемы ….в чём состоит проблема?

- У вас возникли трудности? Что нужно сделать, чтобы она больше не возникла?

- Вы довольны своей работой?

- Что бы вы ещё хотели узнать?

Педагог вовлекает детей в творческую деятельность. Вводит элемент новизны, что можно сделать с ложкой. Предоставляет возможность задавать вопросы друг другу. Обращает внимание детей на разнообразный материал; Способствует тому, чтобы дети самостоятельно решали возникающие проблемы через поставленные вопросы.

Дети самостоятельно делают выбор, подбирают материал, фантазируют, демонстрируют свои работы. Выражают своё мнение по вопросу; собственные мысли, суждения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСТРУКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ «РЕКА ВРЕМЕНИ» организованной образовательной деятельности с детьми Тема:«История часов»

конструкт занятия по технологии «Река времени» организованной образовательной  деятельности с детьмиТема:«История часов»Возрастная группа:подготовительнаяФорма НОД: Познав...

КОНСТРУКТОР ЗАНЯТИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ «РЕКА ВРЕМЕНИ» организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми «История создания книги»

Конспект содержит историю создания книги в доступной форме для детей старшего и подготовительного возраста....

Конспект НОД "Путешествие по реке времени. История ложки"

Предлагаю вашему вниманию конспект НОД, с использованием технологии Н.Коротковой "Путешествие по реке времени". Материал будет полезен для воспитателей ДОУ старших и подготовительных групп. ...

Инновационная технология "Путешествие по реке времени": "История происхождения ложки"

В данном дакладе будет говориться о том, что заменяло ложку в древности, как люди пришли к изобретению ложки для приема пищи, как ложка менялась в разный промежуток времени....

Конспект занятия "Путешествие по реке времени на тему Славянская письменность"

Продолжить формирование интереса и уважения к родной культуре, показать её взаимосвязь со славянской культурой.• Познакомить детей с историей создания славянского алфавита и его основоположниками...

Конспект занятия «Путешествие по реке времени на тему Славянская письменность» для детей подготовительной к школе группы Интеграция ОО: Познавательное развитие Художественно эстетическое развитие Развитие речи

Продолжить формирование интереса и уважения к родной культуре, показать её взаимосвязь со славянской культурой.• Познакомить детей с историей создания славянского алфавита и его основоположниками...