КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ
картотека по окружающему миру (младшая группа)
КАРТОТЕКА
ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ
С БРОСОВЫМ МАТЕРИАЛОМ
Бумага
«Какая бывает бумага?»
Цель: помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги: бумага бывает разных цветов, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая.
Оборудование: листы бумаги разного цвета, гладкая и шероховатая бумага, а также тонкая и толстая бумага.
Ход: воспитатель предлагает детям рассмотреть листы бумаги и спрашивает детей, какого цвета бумага. Дети по очереди называют цвет бумаги. Затем воспитатель предлагает погладить ладошкой бумагу и сказать, какая бумага - гладкая или шероховатая. Далее воспитатель предлагает детям пощупать бумагу разной толщины и сказать, чем одна отличаются от другой - один лист бумаги тонкий, а другой толстый. Дети приходят к выводу, что бумага бывает разного цвета, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.09 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА
ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ
С БРОСОВЫМ МАТЕРИАЛОМ
Бумага
«Какая бывает бумага?»
Цель: помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги: бумага бывает разных цветов, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая.
Оборудование: листы бумаги разного цвета, гладкая и шероховатая бумага, а также тонкая и толстая бумага.
Ход: воспитатель предлагает детям рассмотреть листы бумаги и спрашивает детей, какого цвета бумага. Дети по очереди называют цвет бумаги. Затем воспитатель предлагает погладить ладошкой бумагу и сказать, какая бумага - гладкая или шероховатая. Далее воспитатель предлагает детям пощупать бумагу разной толщины и сказать, чем одна отличаются от другой - один лист бумаги тонкий, а другой толстый. Дети приходят к выводу, что бумага бывает разного цвета, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая.
«Тонет – не тонет»
Задача: расширять представления детей о свойствах бумаги.
Оборудование: тазы с водой, листы бумаги.
Ход: Воспитатель спрашивает детей о том, что будет, если бумагу положить в воду. Выслушивает ответы детей. Предлагает детям положить полоски бумаги в воду и сказать, что случилось сначала бумага намокает, а через некоторое время тонет.
Ткань
«Ниточки»
Цель: объяснить детям, что ткань состоит из ниточек.
Содержание и оборудование: детям розданы кусочки ткани, и воспитатель на своей салфетке показывает, что ткань состоит из ниточек, вытягивает несколько, потом предлагает детям сделать то же самое.
«Разноцветные лоскутки»
Цель: Познакомить детей с тканью разной фактуры, активизация словаря.
Оборудование: кусочки ткани разной фактуры
Ход: Предложить ребенку рассмотреть, пощупать кусочки разной ткани.
- Какие они на ощупь? (мягкая, пушистая, гладкая, теплая, толстая, тонкая и т.д.)
Дидактическая игра «Найди пару».
- Где вы видели такую ткань?
- Для чего она нужна? (тонкая для летней одежды, плотная для зимней
одежды)
Вывод: ткань может быть разной
КАРТОТЕКА
ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ
СО СНЕГОМ
«Снег»
Цель: формирование умения экспериментировать со снегом; представления о зимних природных явлениях; развитие тактильных ощущений; температурных различий (холодный снег)
Материалы: ванночка со снегом, игрушка – собака.
- В группу вносится ванночка, наполненная снегом. Активизация детей на экспериментирование со снегом: рассматривание, предложение взять в руки, вопросы: Что это? Какого он цвета? Какой снег: холодный или тёплый? Почему руки у вас стали мокрыми?
Подведение детей к пониманию, что снег от тепла тает, а руки тёплые.
- Организация игровой ситуации: вносится игрушка – собака, с помощью которой на снегу в ванночке появляются следы (воспитатель перемещает игрушку по снегу, вдавливая её в снег, чтобы следы были хорошо видны).
Напоминание детям о наблюдениях за оставленными (животными, человеком) следами на прогулке; уточнение о размере следов: следы могут быть большие от больших ног и маленькие от маленьких. Активизация игровых действий детей под звучащее слово (пальчиковая игра: «Большие ноги шли по дороге»).
- В конце экспериментирования со снегом обращение внимания детей на то, что снег в ванночке почти растаял, его стало меньше, но появилась вода – грязная вода.
- Подведение детей к пониманию элементарных представлений о снеге.
«Разноцветные фигуры»
Цель: научить детей раскрашивать снежные фигуры.
Содержание и оборудование: на прогулке воспитатель делает вместе с детьми фигурки из снега: снеговики, черепашки, колобки, снежный городок из маленьких комков снега. Помощник воспитателя выносит теплую подкрашенную воду в брызгалках, и дети раскрашивают водой фигурки из снега.
«Таяние снега»
Цель: познакомить с таянием снега.
Содержание и оборудование: на прогулке набрать с детьми чашку или тазик снега и принести в группу. Потом понаблюдать, что происходит со снегом. Опустить в воду белую бумагу и рассмотреть, что талая вода мутная, поэтому снег есть нельзя, он грязный. Но талую воду любят комнатные растения. Полить этой водой растения.
КАРТОТЕКА
ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ
С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ
Камешки
цель: - познакомить детей с камешками.
Содержание и оборудование: рассмотреть, какого они цвета, какие на ощупь. Постучать о камешек, слушать издаваемый звук. Определить на ощупь твердый он или мягкий. Из камешков можно построить заборчик.
«Мокрые камешки»
цель: - узнать плавают или тонут камешки.
Содержание и оборудование: налить в таз воду и опустить несколько предметов среди них и камешки. Плавают ли камешки? А какой цвет у сухих и мокрых камешков?
«Шумелки»
Содержание и оборудование: положить камешки в деревянную коробку и потрясти ее, потом в банку от кофе и тоже потрясти. Послушать, какой звук издают камешки.
КАРТОТЕКА
ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ
С ПЕСКОМ
«Какой бывает песок?»
цель: - способствовать накоплению представлений детей о свойствах песка (сухой- рассыпается, светлого цвета; сырой-липнет, принимает форму ёмкости, темнее по цвету). Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения, умение сравнивать, обозначать действия словом.
Содержание и оборудование: Сначала предложить ребенку рассмотреть две ёмкости с песком. Вопросы: «Что находится в тазиках? (песок). Песок в тазиках одинаковый или разный? (разный). Чем песок отличается? (в одном тазике он сырой, в другом-сухой).
Игровые действия с сухим песком: «Спрячьте песок в ладошке и снова
выпустите его из рук. Остался ли песок на ладошке? (нет). Почему? (он
сухой, рассыпчатый, не прилипает к рукам). Попробуйте сделать куличики. Почему не получаются куличики? (песок сухой, рассыпается). Как из сухого песка сделать сырой? (полить сухой песок водой).
Аналогично проводятся игровые действия с влажным песком. Вопросы:
«Каким цветом сырой песок? (тёмный, тёмно- коричневый). Что у вас получилось, когда вы сжали песок в ладошке? (пирожок). Почему песок не рассыпался? Почему песок остаётся на ладошке? (песок сырой). Получаются ли и сырого песка куличики? (да).
Вывод: Сухой песок рассыпается, сырой- слипается, принимает форму ёмкости.
«Сухой песок»
цель: - знакомство детей со свойствами сухого песка.
Содержание и оборудование: воспитатель ставит мельницу в пустую мисочку, совочком сыплет сухой песок на лопасти мельницы и наблюдает с детьми, что происходит с песком. Затем предлагает взять сухой песок в руку и слепить лепешку. Что происходит? Потом предлагает сделать из сухого песка пирожок для куклы - он рассыпается.
«Сыпучий песок»
цель: - экспериментируем с сухим песком.
Содержание и оборудование: воспитатель предлагает испечь пирожки из сухого песка. Что происходит? Предлагает взять песок в руки и просыпать его струйкой. Потом раздает детям кулечки с дыркой и предлагает сыпать из них песок, можно рисовать струйкой песка.
КАРТОТЕКА
ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ
С ВОЗДУХОМ
«Надувание мыльных пузырей»
Цель: ознакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды, образуется пузырь.
Оборудование: соломинки длиной 10 см разного диаметра, крестообразно расщепленные на конце; мыльный раствор,
Дети по очереди опускают соломинки в мыльный раствор и надувают
разные по размеру пузыри. Определяют, почему надувается и лопается мыльный пузырь.
Результат. Дети надувают разные по размеру пузыри.
Вывод. В каплю мыльные воды попадает воздух, чем его больше, тем больше пузырь. Лопается пузырь, когда воздуха становится очень много, и он не помещается в капле, или, когда задеваешь и рвешь его оболочку.
«Как увидеть воздух?»
Оборудование: трубочки для коктейля, стаканы с водой.
Подуйте через трубочку на свою ладошку.
Что почувствовала ладошка? (движение воздуха – ветерок).
Воздухом мы дышим через рот или через нос, а потом его выдыхаем.
Можно ли увидеть воздух, которым мы дышим?
Давайте попробуем. Погрузите трубочку в стакан с водой и подуйте.
На воде появились пузырьки.
Откуда взялись пузырьки? (Это воздух, который мы выдыхали).
Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно? (Воздушные пузырьки поднимаются вверх).
Потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет.
Вывод: Воздух легче воды.
«Лодочка»
Цель: показать, что воздух обладает силой.
Оборудование: таз с водой, лодочка,
Предложить детям подуть на лодочку и ответить на вопросы:
«Почему она плывет?», «Что ее толкает?», «Откуда появляется ветерок?».
Проблемная ситуация
почему плывёт лодочка, что её толкает (ветерок); откуда берётся ветер-воздух (мы его выдыхаем).
Результат. Лодка плывет, если на нее дуешь.
Вывод. Человек выдувает воздух, он толкает лодочку.
Чем сильнее дует, тем быстрее плывет лодочка.
КАРТОТЕКА
ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ
С ВОДОЙ
Прозрачность воды
Цель: формирование начальных представлений о свойствах воды; умения экспериментировать с веществами (водой).
Материалы: 3 стакана (1 с прозрачной жидкостью, 2 подкрашенный гуашью, 3 с молоком); камни среднего размера, фартуки.
Ход опыта: По предложению воспитателя один ребёнок опускает камень в стакан с прозрачной водой; другой в окрашенную жидкость; третий в молоко. Рассматривают. Отвечают на вопросы. Совместно с воспитателем сравнивают.
Подведение детей к пониманию свойства воды - прозрачная
Запах воды
Цель: формирование начальных представлений о свойствах воды; умения экспериментировать с веществами (водой)
Материалы: 2 стакана с водой, лимон, фартуки.
Ход опыта: По предложению воспитателя дети нюхают воду в первом стакане, затем для сравнения предлагаем понюхать воду во втором стакане, куда предварительно (или в данный момент) был добавлен сок выжатого лимона. Совместно с воспитателем дети сравнивают запахи. Отвечают на вопросы.
Подведение детей к пониманию свойства воды – без запаха.
Вкус воды
Цель: формирование начальных представлений о свойствах воды; умения экспериментировать с веществами (водой); сравнивать.
Материалы: вода, 3 стакана, соль, сахар, ложка, фартуки.
Ход опыта: По предложению воспитателя дети пробуют в первом стакане простую кипяченую воду, затем для сравнения во второй стакан с жидкостью добавляется соль, соответственно в третий стакан сахар (по возможности привлечение детей к выполнению данных действий), ложкой тщательно размешивается. Дети пробуют, сравнивают, отвечают на вопросы.
Подведение детей к пониманию свойства воды – без запаха.
«Лёд»
Цель: формирование умения экспериментировать со льдом; называть свойства льда: скользкий, мокрый, холодный.
Материалы: формочки со льдом (неокрашенные и окрашенные), таз с водой, сачки, поднос, фартуки, клеёнка.
- По предложению воспитателя дети берут в руки лёд, рассматривают его, делятся своими впечатлениями. Вопросы воспитателя индивидуально к каждому ребёнку: Льдинки скользкие? Льдинки хотят выскользнуть из рук? Какой лёд: тёплый или холодный?
Затем дети вместе с воспитателем кладут лёд в таз с водой (напоминание об аккуратности во время опускания льда в воду, для того чтобы руки не намочить). Обращение внимания детей на их руки: мокрые. Почему? Руки в воду не окунали? Почему же ваши руки мокрые?
- Подведение детей к пониманию того, что лёд от тепла тает, а руки тёплые (предложение вытереть руки салфетками).
- Организация наблюдения детей за льдом в воде: плавает, не тонет.
- Подведение детей к пониманию, что лёд легче воды.
Предложение воспитателя выловить сачком льдинки на поднос, помощь детям в вылавливании. С помощью вопросов активизация речевой активности детей, уточнение много ли льдинок на подносе.
- Подведение детей к пониманию, что вода превращается в лёд, когда очень холодно, в воду, когда очень тепло.
«Пар – это тоже вода»
Цель: развитие у детей любознательности, познавательной мотивации; формирование начальных представлений о свойствах воды.
Материалы: термос с кипятком; зеркальце.
- Привлечение внимания детей к наблюдению за паром, поднимающимся из открытого термоса, знакомство со свойством воды - пар. Напоминание правил безопасности в процессе работы с кипятком.
Активизация познавательного интереса детей: поместив над паром зеркальце, показать появившиеся на нём капельки воды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»
Подготовила: воспитатель Ван О.Н.Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процес...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ "ОПЫТЫ С ВОДОЙ"
Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся пер...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»...

Картотека опытов и экспериментов "Самые простые опыты для малышей в домашних условиях"
Картотека опытов и экспериментов для младшего возраста...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, ...

Картотека опытов и экспериментов для дошкольников "Внимание, эксперимент!"
Знакомство с некоторыми свойствами воды. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания....
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»
Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся пер...
