Проект "Вода-водица"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Смирнова Екатерина Сергеевна

Вода это бесценный дар природы. Вода - необходимое условие существования всех живых организмов на нашей планете, одна из самых насущных потребностей человека. Люди стали брать от природы все, нечего не отдавая ей взамен. Поэтому в последнее время возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию в образовательных учреждениях.  Для того, чтобы научить детей правильно относиться к миру природы необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе. К воде необходимо относиться очень бережно, ведь воды, пригодной для питья, на Земле не так уж много, несмотря на то, что водой покрыто 3/4 площади Земли. Исходя из этого, важно познакомить детей дошкольного возраста с важностью воды, с её свойствами в процессе образовательной и экспериментальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_voda-voditsa.docx134.6 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по теме: «Вода - водица»

        

Воспитатель: Смирнова Екатерина Сергеевна

2024 год

Тип проекта: познавательно-исследовательский, групповой.

Срок реализации:  ноябрь 2024г.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Актуальность проекта: Вода это бесценный дар природы. Вода - необходимое условие существования всех живых организмов на нашей планете, одна из самых насущных потребностей человека. Люди стали брать от природы все, нечего не отдавая ей взамен. Поэтому в последнее время возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию в образовательных учреждениях.  Для того, чтобы научить детей правильно относиться к миру природы необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе. К воде необходимо относиться очень бережно, ведь воды, пригодной для питья, на Земле не так уж много, несмотря на то, что водой покрыто 3/4 площади Земли. Исходя из этого, важно познакомить детей дошкольного возраста с важностью воды, с её свойствами в процессе образовательной и экспериментальной деятельности.

Цель: Формировать у детей представление о воде и её значении в природе, роли воды в жизни человека.

Задачи:  1.  Уточнить и расширить представление детей о воде, как среде обитания для животных, птиц, растений

2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира

 3.Познакомить детей с основными свойствами воды путем организации опытно-экспериментальной деятельности

4.  Формировать представления о значении воды в жизни человека;
обогащать и активизировать словарь.

5.Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний.

6.Воспитывать бережное отношение к воде.

7.Сделать вывод по результатам работы

Объект исследования: вода.

Предмет исследования: свойства воды.

Методы исследования: наблюдения, опыты, эксперименты, ИКТ, изучение литературы.

Предполагаемые результаты:

  • расширить и углубить знания и представления детей о воде, ее свойствах;
  • развить познавательные умения через опытно - экспериментальную деятельность;
  • дети должны уметь анализировать и делать выводы, фиксировать полученный результат;
  • активизировать словарный запас
  • получить удовольствие от выполненной работы

Продукт исследовательской работы: Опытно-экспериментальная деятельность, рисование: «Рыбки весело плескались», лепка пластилинография «Тучка-тучка», аппликация «Зонтик»

План реализации проекта.

Этапы проекта:

  1.  Подготовительный этап
  • Определение направленности проекта, целей и задач;
  • Подготовка и составление картотеки опытов и экспериментов с водой;
  • Составление картотеки игр (подвижных, дидактических, речевых) по теме проекта;
  • Подбор загадок, сказок, стихотворений, рассказов по теме проекта.

  1. Основной этап

Направление деятельности

Содержание деятельности

Беседы

«Вода вокруг нас»

«Путешествие капельки»

«Без воды нет жизни»

«Берегите воду»

«Три состояния воды»

Опытно – экспериментальная деятельность

Опыты:

«Вода – это жидкость»

«Вода прозрачная»

«У воды нет запаха»

«У воды нет вкуса»

«Вода – растворитель »

«Что плавает в воде, а что тонет»

«За сколько дней испаряется вода»

Познавательная деятельность

Занятие: «Удивительные свойства воды»

Художественное творчество

Рисование: «Рыбки весело плескались»

Лепка пластилинография «Тучка- тучка»

Аппликация «Зонтик»

Работа с родителями

Консультация для родителей «Вода важна для организма» (о соблюдении питьевого режима, закаливании).

Консультация для родителей «Экспериментируем дома с водой»

Беседа:  «Берегите воду»

Игровая деятельность

Подвижные игры:

«Зайка серый умывается»

«Перепрыгни через ручеёк»

«На болоте»

Игры с водой:

«Море»

«Купание кукол»

«Льдинки»

«Нырки»

«Морские сокровища»

Эстафета: « Водонос»

«Рыболов»

Дидактические игры:

«Воздух, земля, вода»

«Плавает, не плавает»

«Определи по контуру»

Сюжетно – ролевые игры:

«Корабль»

« Путешествие по воде»

Чтение художественной литературы

Рассказы и сказки:

Гернет Н.В.  «Хорошая вода»

Н. А. Рыжова (экологическая сказка) - «Жила-была река»

Сутеев В.Г.  «Как я ловил рыбу»

Н. А. Рыжова (экологическая сказка)

«Как люди речку обидели»

Чуковский К.И.  «Мойдодыр»

Стихотворения:

А.Босев «Дождь»

О. Борщ «Воду надо уважать»

С. Олегова     «Берегите воду

С. Погореловский «Разговор»

Путешествие капельки.

Загадки о воде.

  1. Заключительный этап
  • Выставка детских работ по проекту;
  • Вывод: В результате организации детского экспериментирования, мы пришли к выводу, что у детей развивается познавательный интерес к различным видам деятельности. С помощью эксперимента дети получают новые знания, развивают творческие способности и коммуникативные навыки, успешно адаптируются к окружающему миру. Дети с большим удовольствием принимают участие в познании нового, интересного. Пытаются самостоятельно решать доступные познавательные задачи. Познавательно исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе игровой деятельности. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. Оформленная консультация для родителей: «Экспериментируем дома с водой»,дала возможность привлечь их в процесс развития познавательного интереса детей, провести экспериментирование с детьми в домашних условиях. Привлечение к работе над проектом родителей, большинство поняли, что эксперимент дает влияние на всестороннее развитие ребенка. Они стали отзывчивы на просьбы и предложения. Считаем, единственной возможностью научить ребенка жить в быстро меняющемся мире - это создать ему условия для полного развития своих собственных способностей, не указывать на проторенный путь, а помочь найти свою труднопроходимую тропу. Учить ставить цели и идти к ним. Как раз этому и способствует исследовательская деятельность дошкольников.

Заключение

Вода входит в состав каждой клетки! Воду пьют леса и поля. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

Всем нужна чистая вода. Но чистой воды становится все меньше и меньше. И виноваты в этом сами люди.

Давайте беречь воду.

Ведь беречь воду – это означает беречь жизнь!

                                                                  Используемая литература

1. Николаева С. Н. « Методика экологического воспитания дошкольников»-М:. Издательский центр «Академия», 2001.

2. Саво И. Л. «Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах д/сада»: Учебно-методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 560 с.

3. Никонова Н. О., Талызина М. И. «Экологический дневник дошкольника «Осень», «Зима», «Весна», «Лето» Учебное пособие. - Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2008. – 32 с

4. Воспитатель ДОУ № 1/2009

5. Юный эколог. «Система работы с детьми в старшей группе детского сада». -М:. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

6. Горбатенко О. Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ.» –Волгоград: Учитель, 2007.

7. Исакова Н. В. «Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность» - СПб: ООО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2013

8. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» – М. ТЦ Сфера, 2010. – 192 с.

9. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 4-5 лет: практическое пособие.» – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002, -159 с.

10. Рыжова Н. А. «Мини-музей в детском саду.» – М. : Линка-Пресс, 2008, -256с.

10. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» С-П ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007

11. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений» - М.: ТЦ Сфера, 2003

12. Шорыгина Т. А. «Зеленые сказки»

Приложение

Опыты

 1.Опыт «Вода жидкость» 

Воспитатель: Ребята, возьмите стаканчик с водой и вылей немного воды в блюдце. Лейте медленно, чтобы увидеть, как вода льётся, растекается по блюдцу.

Почему вы смогли вылить воду из стакана?

Почему вода растеклась по блюдцу?

2.Опыт «Вода прозрачная»

Воспитатель показывает детям чистую воду в прозрачном стакане.

Воспитатель: Ребята, какая вода у нас в стакане? (ответы детей)
Опыт: Опустите в стакан с водой предмет. Виден ли он? Да. Вывод-вода прозрачная.
Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим, какая вода? Какого она цвета? Какие цвета вы знаете? (ответы детей) Вода не похожа ни на один цвет, у воды нет никакого цвета, значит она бесцветная. Давайте хором повторим слово "бесцветная".

3.Опыт «У воды нет запаха»

Детям даются новые стаканчики с прозрачной чистой водой.
Воспитатель: Давайте понюхаем воду. Чем она пахнет? (ответы)
Чистая вода, ребята, ничем не пахнет. Вода без запаха. Как вы думаете, а бывает ли вода с запахом? (ответы)
Как вы думаете, чем будет пахнуть вода, если я в неё положу варенье из смородины? (ответы)
Воспитатель кладёт в свой стакан с водой варенье, размешивает его и даёт каждому ребёнку понюхать. Чем пахнет вода? (ответы)

4. Опыт «У воды нет вкуса»

Воспитатель: У детей на столиках стоят стаканчики с чистой водой.
 Ребята, как вы думаете, у воды есть вкус? (ответы)
Давайте вспомним, какие вкусы мы знаем? Конфета, какая на вкус? (ответы) Лимон какой на вкус? (ответы)
Теперь попробуйте водичку. Какая она на вкус? (ответы) 
У чистой воды нет никакого вкуса, она безвкусная. Давайте хором повторим слово "безвкусная"

5.Опыт «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются»

Воспитатель: Возьмите два стаканчика с водой. В один из них положите обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай.

В аквариум на дно мы кладем песок. Растворяется он или нет? Что было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок(провести аналогичный опыт с солью, какао, гречка)?

6.Опыт «Что плавает в воде, а что тонет»

Воспитатель: Возьмите предметы (монету, гвоздь, пластмассовую крышку, деревянную палочку, кусочки ваты, простой карандаш) и бросьте в таз с водой. Сделай вывод, что тонет, а что плавает на поверхности воды. Почему?

7.Опыт «За сколько дней испаряется вода»

 Воспитатель: Налей в стакан немного воды. Понаблюдайте, за сколько дней испарится вода?

Подвижные игры

1.«Зайка серый умывается»

Зайка серый умывается.

Видно, в гости собирается.

 Вымыл хвостик,

 Вымыл ухо,

Вымыл носик

Вытер сухо!

2.«На болоте»

Канаты раскладываются на площадке и обозначают два берега. Между ними «болото». Ребенок стоит на одном берегу, в руках держит два коврика («кочки»), с помощью которых он будет переходить болото, не замочив ноги. Ребенок кладет один коврик перед собой, встает на него. Второй коврик он кладет недалеко от себя, шагает и встает на него. После этого ребенок оборачивается, берет первый коврик и опять кладет перед собой. Таким образом, он перемещается с одного берега на другой.          

  3. «Караси и щука»

Один ребенок выбирается щукой, остальные делятся на “камешки” и “карасей”, которые плавают внутри круга. По сигналу “щука” – она вбегает в круг, стараясь поймать карасей. А “караси” спешат спрятаться за “камешки”. Пойманные “щукой” “караси” уходят за круг. Игра повторяется с другой “щукой”.

Игры с водой

Игра «Море»

Цель: получение терапевтического  эффекта, эмоциональная  разрядка, сброс отрицательных эмоций, коррекция агрессивного поведения.

Содержание.

Таз с водой может превратиться в "море", по которому плывут кораблики: "Поплыл по морю кораблик и гудит: у-у-у! А кто хочет поплавать на корабле? Зайка хочет! (можно использовать фигурки, вылепленные из пластилина, которые прочно устанавливаются на палубе) Вот поднялся ветер! Какие сильные волны! Перевернулся наш кораблик - давай скорее спасать пассажиров! А теперь починим кораблик и можно плыть дальше" и т.д.

Игра «Купание кукол»

Цель: получение терапевтического  эффекта, эмоциональная  разрядка, сброс отрицательных эмоций, коррекция агрессивного поведения.

Содержание.

Искупайте кукол-голышей в теплой водичке, потрите их мочалкой и мылом, заверните в полотенце: "А сейчас будем кукол купать. Нальем в ванночку теплой водички - попробуй ручкой водичку, теплая? Отлично. А вот наши куколки. Как их зовут? Это Катя, а это Миша. Кто первый будет купаться? Катя? Хорошо. Давай спросим у Кати, нравится ей водичка? Не горячо?" и т.д.

Игра «Льдинки»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения, страхов.

Содержание.

Заранее приготовить лед. На занятии достаньте лед и вместе с ребенком выдавите из формы в мисочку: "Смотри, как водичка замерзла - стала холодная и твердая". Погрейте кусок льда в ладошке: "Ой, какая холодная льдинка! А ручка теплая - давай зажмем в ладошке. Смотри, водичка капает - это лед тает и снова превращается в воду".

Игра «Нырки»

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

Содержание.

Дети погружают в таз или ванночку мелкие мячи, резиновые надувные игрушки, шарики от пинг-понга, разжимают пальцы - и игрушки выпрыгивают из воды.

Игра «Морские сокровища»

Цель: развитие внимания, координация движений.

Содержание.

Дети достают со дна емкости («моря») «сокровища»- камушки, ракушки, крупные блестящие пуговицы и разные необычные мелкие предметы. Усложнение – достать с помощью совочка, ложечки, ситечка.

Дидактические игры

1.«Воздух, земля, вода»

Цель: Закреплять знания детей об объектах природы, среде обитания живых существ. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Дидактический материал: Мяч, картинки с изображением воздуха, земли, воды, разных животных, птиц, рыб, презентация «Воздух, земля, вода».

Оборудование: Интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбук.

Методика проведения:

Вариант 1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.

Вариант 2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

Вариант 3. Дети работают на интерактивной доске: выбирают картинку с изображением птицы, рыбы, зверя и помещают их в определенную среду обитания.

2.«Плавает - не плавает».

Цель: закрепить плавающих обитателей рек, озёр, морей и океанов. Дети стоят в кругу. Ведущий с мячом в руках находится в центре. Он называет различных зверей, птиц, рыб и т.д. Если названное животное плавает, дети должны поймать мяч, если животное не плавает, дети мяч не ловят. Кто ошибается, выходит из игры, побеждает тот, кто долго продержался в круге.  

3.«Определи по контуру».

Цель: закрепить обитателей водоёмов, учить определять по контуру.

Ребёнку предлагается несколько картинок с изображением контура обитателей водоёмов: щуки, дельфина, сома, кита, осьминога, медузы, морской, звезды и т.д. Ребёнок должен узнать по контуру, кто здесь изображён и назвать этого обитателя.

 

Рассказы и сказки:

«Гернет Н.В.  «Хорошая вода»

 Папа взял большие вёдра, а Катюшка — маленькие, и они пошли за водой.

Идти не близко, не далеко. Сперва от крылечка до калитки. На дорожке тёмные пятна, светлые пятна, вся дорожка пёстрая. Папа шагает, не смотрит под ноги. А Катюша прыгает только по светлым пятнам, на тёмные не наступает. Они перешагнули через два сосновых корня, вышли из сада и пошли по дороге.

Дорога широкая, светлая. Воздух над ней жаркий. Они идут, молчат. Только у папы вёдра разговаривают: блюм-блям. Катины ведёрки не блямкают, только качаются.

Очень жарко. Даже земля горячая. Босая Катюшка идёт одной ногой по траве, другой — по дороге. Одной ноге прохладно, другой — горячо.

С дороги свернули на тропинку. По тропинке спустились с горки, а там — вода. Она льётся из железной трубки, которая воткнута в горку. Издали и не видно, что она льётся: будто стеклянная палочка прислонилась к трубке. А внизу струя разбивается вдребезги, журчит, брызжет, пенится между камней и дальше бежит уже спокойно, тонким ручейком. В нём голубые незабудки купают зелёные ножки.

Здесь папа оставил на траве свои вёдра, а Катюшка — свои ведёрки. И они пошли туда же, куда бежал ручей: прямо, потом вокруг ивовых зарослей. А оттуда ручей бежал к речке и чем ближе подбегал, тем быстрее мчался и громче шумел. Наверное, это так и полагается, потому что и Катюшка закричала что-то и помчалась, размахивая руками, и папа крикнул:

— Эгей! — и зашагал так широко, что это всё равно, что бежать.

Они разделись и бухнулись в воду. Взлетели брызги, и сразу не стало жары, не стало пыли — одна радость осталась. Кто хоть раз бросался в воду в жаркий день, тот поймёт.

Освежились они, наплавались, набрызгались. Сели на песок сохнуть. Папа достал из кармана брюк бумажку и сделал лодочку. Катя пустила её в реку.

Белая лодка поплыла, качаясь, потом свернула за кусты вместе с речкой, и её не стало видно.

Утонула она или пристала к берегу, или до сих пор плывёт,- это неизвестно.

Папа с Катей оделись и пошли по той же тропинке обратно. Возле горки остановились. Папа подставил ведро под струю-палочку. Она громко застучала по дну, потом забурлила уже потише, потом зажурчала спокойно- и ведро наполнилось.

Тогда Катюшка подставила своё ведёрко, а потом опять папа и опять Катя: такой у них был порядок.

Пошли они с водой вверх по тропинке. У Катюшки маленькие вёдра, но она и сама маленькая, — ей немножко тяжело. Папа большой но у него и вёдра большие, — ему тоже немножко тяжело. Опять им стало жарко. Выбрались наверх, передохнули и медленно пошли по тропинке.

Встретился им старый дед с корзинкой. У него борода белая, а лицо красное, — видно, ему тоже очень жарко.

— Дайте попить, будьте добры! — попросил старик и посмотрел на воду так, будто с самого детства не пил.

Папа кивнул, и Катюшка протянула деду красное ведёрко. Он выпил его залпом, в одну минуту. Вытер ладонью рот и красиво поклонился Кате.

Спасибо, дорогая,- сказал он. — Смотри-ка, глотнул водицы — и опять как молодой, хоть бегом бежать.

Но он не побежал, а только быстрее зашагал, куда ему нужно было.

Теперь Катюшке стало полегче: одно-то ведёрко пустое. Шли, шли. Вдруг папа поставил вёдра и шагнул в траву.

— Эх, - сказал он и поднял с земли деревцо. Совсем маленькое, Катюшке до колен, а всё-таки уже деревцо.- Выдернули и бросили погибать! — рассердился папа. — А оно живое. Придётся его спасать, Катерина.

— Давай спасать, — согласилась Катя.

Папа раскопал пошире ту ямку, где прежде стояло деревцо. Поставили его обратно. Ка-тюшка держала, а папа заваливал землёй и прижимал, чтоб крепче было.

Вот деревцо стоит, как стояло. Но маленькие листья висят тряпочками.

— Поливай! — сказал папа. Катюша вылила под деревцо всю воду из синего ведёрка. А папа ещё прибавил воды из своего ведра.

— Напьётся и поднимет листья, — сказал папа. — Придём- посмотрим, как оно поживает.

Пошли дальше. Вышли на широкую дорогу, зашагали вдоль забора; там была маленькая тень.

У калитки на скамейке сидел мальчик Митя, страшный-престрашный, грязный-прегрязный. Лицо в чернике, руки в чернике, даже ноги и те в чернике. Он ел пирог с черникой и весь перемазался. Митя махал руками и плакал.

— Чего ж ты плачешь? — спросила Катюша.

— Мухи мешают.

Правда, над Митей вьются мухи, садятся на него. Он их сгоняет, а они опять садятся.

«Жила-была река» Н. А. Рыжова (экологическая сказка)

Жила-была река. Сначала она была маленьким весёлым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берёз. И все говорили: какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но всё ещё была прозрачной и чистой.
Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и берёзы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались реке и попросили её остаться в городе. Река согласилась, и её заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.
Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чём её не просили, а делали всё, что им вздумается. Однажды на её берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на её берегах. В ней мыли машины, стирали бельё. И никто из горожан не подумал, что речка тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди плохо ко мне относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя?» - думала она. Шло время Люди всё больше загрязняли Реку. А она всё терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. Однажды по Реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река чёрной плёнкой. Стали её жители – растения и животные задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река.
«Нет, - думает, - Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мёртвой рекой». Позвала она на помощь своих жителей.
«Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдём отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей».
Собрались речные жители – и растения, и рыбы, и улитки, и звери, - очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и берёзы, где человек – редкий гость.
А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов…
Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали её жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было неважно, всё равно по вечерам не было света.
И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленький, я купался в её чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у неё прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Вы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернётся».
Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Речку. Долго искали и нашли, но не сразу узнали, ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Речку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без неё, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла.
Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных учёных следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно. Человек! Помни!
Твое будущее в твоих руках!

«Как я ловил рыбу» Сутеев В.Г.

В июне мы поехали к бабушке в деревню и взяли с собой Чапку и Усика.

Нам всем купили билеты, а Чапке — собачий билет. Усик ехал бесплатно, и папа сказал, что Усик «едет зайцем».

Не понимаю, как может котёнок ехать зайцем? Вечером мы приехали к бабушке, а утром уже пошли на речку — ловить рыбу. Сначала мы с Чапкой копали червяков: Чапка рыла ногами землю, а я собирал червяков в баночку. Maшa их не собирала: она боялась червяков, хотя они совсем не кусаются. Потом пошли искать место на речке. Я нёс удочки, Чапка — баночку с червяками, а Маша и Усик — ничего. Мы сели на берегу, и я стал насаживать червяка на крючок. Маша червяков не насаживала: ей жалко их.

Я закинул удочку и стал ждать, когда поймается рыба, но рыба не ловилась, потому что Маша скучала и всё время громко пела. Когда она перестала петь, я сразу поймал не очень большую рыбу, но она соскочила с крючка и уплыла с моим червяком во рту.

Потом Maшa опять пела, и рыба опять не ловилась, а когда Маша ушла собирать цветы, я вдруг поймал три рыбки и лягушку.

Но тут из камыша вылетела большая утка, а за ней выскочила наша Чапка. Мы и не знали, что Чапка — охотничья собака!

Пока я смотрел на Чапку, Усик поймал три рыбки из моей банки, и мы вернулись домой с одной лягушкой.

Лягушку я выпустил в сад.

Машу и Усика я больше не возьму с собой ловить рыбу! 

 

Рассказ «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжова

«Жила–была Голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходи люди - посмотрите, какая я чистая, прозрачная, красивая! Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости: искупаться и отдохнуть. Я буду вам очень рада, - говорила Речка. Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и стала отдыхать, а, купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много – много рыбы. Мама нарвала букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и ей пришлось их выбросить. Костя наловил из воды множество улиток, разбросал их по берегу, а некоторых разбил камнем, чтобы выяснить, что у них внутри. Потом он поймал лягушку и убил ее, потому что не любил лягушек. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумажки. Он очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме.

Гости ушли довольные, а Голубая речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала в гости»

 

Стихотворения:

 А.Босев «Дождь» 

Тёплый дождик лил да лил,
Дело делал, не шалил:
Вымыл крышу у скворечни,
Вымыл ягоды-черешни...
Протянули мы ладошки,
Дождик их помыл немножко.

«Путешествие капельки»

Вот капелька малышка

На землю с туч упала.
Бедняжка растерялась,
Что делать ей не знала.
Но мимо пробегал вдруг
Веселый ручеек,
Расстроенную капельку.

С собой он уволок.
Куда ее повел он,
То капелька не знала,
Но вскоре миллионы.

Таких же увидала,
Похожих друг на друга.
Тут перед ней гигант.
И догадалась капелька,
Что это океан.
Жить в океане тесно.

И капелька устала.
Однажды в день чудесный.

Так солнце припекало,
Что капелька вдруг стала
Тихонько уменьшаться.
А как уменьшилась она,
Ввысь стала подниматься.
Наверх попала капелька,
А вы узнали вот:
В природе происходит как
Воды круговорот.

О. Борщ «Воду надо уважать» 

Воду надо уважать!

Это должен каждый знать!

Совершенно не секрет –

Без воды нам жизни нет!

Ни умыться, ни напиться

И не сможем насладиться

Ни природой, ни пейзажем,

Без воды угаснет каждый!

 «Берегите воду» С. Олегова;

Вода — это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.

Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.

Не менее, впрочем, полезна вода.

Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарИт.

Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончится, может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.

«Разговор» С. Погореловский

— Куда ты несёшься,

Постой, ручеёк,

Побудь, непоседливый, с нами!

— Спешу я, ребята,

Ведь путь мой далёк, —

Бегу я на родину, к маме!

— А кто твоя мама?

— Большая волна,

Волна океана седая;

О бурях неистовых пела она,

Меня на груди колыхая.

Всегда бы ту песню

Я слушать хотел,

Но солнце пригрело сильнее, —

И к страннице тучке

Я паром взлетел,

Понёсся по свету я с нею.

— Какой ты счастливец, —

Увидел с небес

Всю землю с её чудесами!

— Да, много в пути

Повидал я чудес,

Но помнил, грустил я о маме.

— Так что же ты к ней

Не вернулся опять

Весёлым сверкающим ливнем?

— Жестокая стужа

Успела сковать,

Укутать всё панцирем зимним.

Я снегом на землю

Упал – и уснул,

С полями уснул и лесами.

— А что тебе снилось? —

— Что, славя весну,

Бегу я на родину, к маме!

И вот я проснулся,

Преграды крушу,

Вперёд пробиваюсь упрямо.

Прощайте ребята,

Я очень спешу…

Мы скоро увидимся мама! 

Загадки про воду

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли —

Жить нельзя нам без ... (Вода)

В тихую погоду — нет нас нигде,

А ветер подует — бежим по воде. (Волны)

По морю идёт-идёт,

А до берега дойдёт —

Тут и пропадёт. (Волна)

Течёт, течёт — не вытечет,

Бежит, бежит — не выбежит. (Речка)

Чтобы не было беды,

Жить нельзя нам без ... (Воды)

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (Вода)

Чего в гору не выкатить,

В решете не унести

И в руках не удержать? (Вода)

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода)

Кругом вода, а с питьём беда. (Море)

Два братца

В воду глядятся,

В век не сойдутся. (Берега)

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик — в роднике,

А широкий — в море. (Река)

Нет ног, но на месте она не стоит,

Ложе есть, но не спит,

Не котёл, но бурлит,

Не гроза, но гремит.

Нет рта, но она никогда не молчит. (Река)

Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня. (Ручеёк)

Кто бежит по горным склонам,

Тараторя сам с собой,

И в густой траве зелёной

Прячет хвостик голубой? (Ручей)

Золотой рожок,

Бежит, журчит. (Ручеёк)

В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка. (Ручеёк)

Между гор,

Между дол

Бежит белый конь. (Ручеёк)

Под осоку, на песок,

Уронили поясок.

Он лежит — да не поднять,

Он бежит — да не поймать. (Ручеёк)

Посреди поля лежит зеркало:

Стекло голубое, рама зелёная. (Озеро)

День и ночь кричит,

А голос не устаёт. (Водопад)

Все обходят это место:

Здесь земля, как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи —

Нет опоры для ноги. (Болото)

По городу дождик осенний гулял,

Зеркальце дождик своё потерял.

Зеркальце то на асфальте лежит,

Ветер подует — оно задрожит. (Лужа)

Физкультминутки

Как приятно в речке плавать!

Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.

К речке быстрой!

К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте.)
Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе.)
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками.)
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед.)
Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно.)
Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте.)
Вышли на берег крутой (Шагаем на месте.)

А над морем — мы с тобою!

Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай.

И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

Встал гусак на лапки

Утром встал гусак на лапки, (Потянулись, руки вверх — вдох-выдох)
Приготовился к зарядке. (Рывки рук перед грудью)
Повернулся влево, вправо, (Повороты влево-вправо)
Приседанье сделал справно, (Приседания)
Клювиком почистил пух, (Наклоны головы влево-вправо)
Поскорее в воду — плюх! (Присели)

Пальчиковая гимнастика

1.Игра «Водичка»(хлопают руками по воде, таз с тёплой водой)

Хлюп-хлюп ручками,

Тут водичка булькает,

Тут водичка пенится.

2.Игра «Моем овощи и фрукты» (в тазу с холодной водой или перекладывают кусочки льда, затем в тёплой)

Огурец – раз, огурец – два,

Помидор – раз, помидор – два,

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.

3.Игра «Рыбки»    

Рыбки весело плескались

В чистой светленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То закружатся в воде.

Конспект занятия «Удивительные свойства воды»

Цель: Расширить знания детей о воде, о её свойствах, дать понятие о важности воды в жизни живого организма.

Задачи: Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть, растворимость).

Закрепить знание детей о значении воды в жизни живых существ.

Формировать умение детей  сравнивать, анализировать, делать выводы

Развивать речь, внимание, память, мышление  детей.

Воспитывать бережное отношение к воде

Предварительная работа: 

Наблюдение на прогулке за зимними явлениями, чтение стихотворений, загадок,

рассматривание картинок о зиме, лепка снеговика на участке.

Материал для занятия: Оборудование: пластмассовые стаканчики по количеству детей, ложки и трубочки по количеству детей, посуда квадратной формы,  картинки с изображением воды, тучка (сказочный герой), музыкальные этюды.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель:

Доброе утро лесам и полям!»  (руки вверх)

Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны)

 Доброе утро, родной детский сад!

Видеть друзей своих очень я рад! ( поворачиваются лицом в круг и хлопают в ладоши)

Ребята, давайте жить дружно!

Воспитатель:

- Угадайте, кто к нам придет в гости?

Пушистая вата

Плывёт куда-то

Чем вата ниже.

Тем дождик ближе (туча)

Появляется тучка.

Туча:

-Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть.

- А вы меня рады видеть?

-Я принесла вам подарок.

-Догадайтесь какой?

-Тогда я вам помогу.

Отгадайте, что это?

В дом укрыться мы спешим, будет к нам стучать в окно.

И по крыше тук да тук! Нет, не впустим, милый друг! (Дождь)

 Течёт, течёт — не вытечет,

Бежит, бежит — не выбежит. (Речка)

Кто бежит по горным склонам,

Тараторя сам с собой,

И в густой траве зелёной

Прячет хвостик голубой? (Ручей)

Я и в туче, и в тумане, и в ручье, и в океане,

И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)

Тучка:

-Догадались, какой подарок я вам принесла?

Воспитатель: Верно, вода.

Воспитатель:

-Ребята, а что такое вода?

-Кому и зачем нужна вода?

-Где в нашей жизни мы встречаем воду?

- Послушайте запись, что за звуки вы слышите?

(Звучит аудиозапись журчание ручейка, капель дождя, шум реки)

Физминутка.

«Вода – не вода»

Воспитатель читает слова, если в них есть вода,   хлопаем в ладоши. Если нет- топаем  ногами.

(Стакан, чай, тарелка, соль, дождь, ручей, фонтан, мяч, море, сахар, океан)

Воспитатель:

 Вы знаете, ребята, вода, как волшебница из сказок. Она может делать разные превращения. Хотели бы вы вместе с водичкой побывать волшебниками? (ответы)

- А поможет нам в этом наша лаборатория и мы, как настоящие учёные, будем делать опыты. -----Как называют людей, которые делают опыты в лаборатории? (лаборанты)

1.Опыт «Вода жидкость» 

Воспитатель: Ребята, возьмите стаканчик с водой и вылей немного воды в блюдце. Лейте медленно, чтобы увидеть, как вода льётся, растекается по блюдцу.

Почему вы смогли вылить воду из стакана?

Почему вода растеклась по блюдцу?

Вывод: вода жидкость.

2.Опыт «Вода прозрачная»

Воспитатель показывает детям чистую воду в прозрачном стакане.

Воспитатель: Ребята, какая вода у нас в стакане? (ответы детей)
Опыт: Опустите в стакан с водой предмет. Виден ли он? Да. Вывод-вода прозрачная.
Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим, какая вода? Какого она цвета? Какие цвета вы знаете? (ответы детей) Вода не похожа ни на один цвет, у воды нет никакого цвета, значит она бесцветная. Давайте хором повторим слово "бесцветная".

Вывод: вода прозрачная и не имеет цвета.

3.Опыт «У воды нет запаха»

Детям даются новые стаканчики с прозрачной чистой водой.
Воспитатель: Давайте понюхаем воду. Чем она пахнет? (ответы)
Чистая вода, ребята, ничем не пахнет. Вода без запаха. Как вы думаете, а бывает ли вода с запахом? (ответы)
Как вы думаете, чем будет пахнуть вода, если я в неё положу варенье из смородины? (ответы)
Воспитатель кладёт в свой стакан с водой варенье, размешивает его и даёт каждому ребёнку понюхать. Чем пахнет вода? (ответы)

Вывод: вода не имеет запаха.

4. Опыт «У воды нет вкуса»

Воспитатель: У детей на столиках стоят стаканчики с чистой водой.
 Ребята, как вы думаете, у воды есть вкус? (ответы)
Давайте вспомним, какие вкусы мы знаем? Конфета, какая на вкус? (ответы) Лимон какой на вкус? (ответы)
Теперь попробуйте водичку. Какая она на вкус? (ответы) 
У чистой воды нет никакого вкуса, она безвкусная. Давайте хором повторим слово "безвкусная"

Вывод: вода безвкусная.

5.Опыт «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются»

Воспитатель: Возьмите два стаканчика с водой. В один из них положите обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай.

Вывод: вода не имеет вкуса, но если в нее добавить какое-либо вещество, она приобретает вкус этого вещества, так как является хорошим растворителем.

6.Опыт «Что плавает в воде, а что тонет»

Воспитатель: Возьмите предметы (монету, гвоздь, пластмассовую крышку, деревянную палочку, кусочки ваты, простой карандаш) и бросьте в таз с водой. Сделай вывод, что тонет, а что плавает на поверхности воды. Почему?

Вывод: тяжёлые предметы- тонут, лёгкие –плавают.

Воспитатель:

-Ребята, давайте еще раз повторим все свойства воды.

Воспитатель:

-Мы сегодня много нового узнали. Вода- это бесценный дар природы.

 -Ребята, а где у нас в группе живёт вода?

- Нужно ли беречь воду, почему?

-А как мы в детском саду и дома можем беречь воду.

 О. Борщ «Воду надо уважать» 

Воду надо уважать!

Это должен каждый знать!

Совершенно не секрет –

Без воды нам жизни нет!

Ни умыться, ни напиться

И не сможем насладиться

Ни природой, ни пейзажем,

Без воды угаснет каждый!

 Обобщение и систематизация знаний.

- Ребята, вы сегодня такие молодцы! Ведь вы были настоящими учёными и сделали сегодня много открытий! И теперь каждый из вас может рассказать своим родителям и друзьям о том, что вода.

 Рефлексия.

- У меня на доске солнышки и тучки. Если вам было интересно на занятии, если вам понравилось быть учёными и делать открытия, если вам понравилось играть, то возьмите солнышко, а если вам было грустно, скучно – тогда тучку. 

Консультации для родителей « Экспериментируем дома с водой»

 Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребѐнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребѐнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, « мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребѐнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребѐнка. В нашей группе уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группе созданы условия для развития детской познавательной деятельности6 во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы ( песок, вода), карты, схемы и т.п.

 Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?

 Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.

Например, ванная комната, Во время мытья ребѐнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например: что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т.п.

Кухня – это место, где ребѐнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ѐмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберѐт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребѐнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного ( научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе. Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Например, ребѐнок рисует, У него кончилась зелѐная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путѐм проб и ошибок ребѐнок найдѐт верное решение. Ребѐнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Во время мытья ребѐнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

 Например:

Что быстрее растворится:

 - морская соль

 - пена для ванны

 - хвойный экстракт

- кусочки мыла и т.п.

Кухня – это место, где ребѐнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ѐмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберѐт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребѐнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.      Эксперимент можно провести во время любой деятельности.

 Например, ребѐнок рисует, У него кончилась зелѐная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путѐм проб и ошибок ребѐнок найдѐт верное решение.

 Домашняя лаборатория

Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребѐнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

 1.Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)

2.Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)

3.Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

4.Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

 5.Объясните почему? Доступными для ребѐнка словами.

Помните! При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребѐнка. Несколько несложных опытов для детей среднего дошкольного возраста

 Спрятанная картина

 Цель: узнать, как маскируются животные.

Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика.

 Процесс: Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге

Накрыть картинку красным прозрачным пластиком.

Итоги: Желтая птичка исчезла

 Почему? Красный цвет - не чистый, он содержит в себе жѐлтые, который сливается с цветом картинки. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников.

 Мыльные пузыри

 Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.

Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.

 Процесс: Наполовину наполните чашку жидким мылом. Доверху налейте чашку водой и размешайте. Окуните соломинку в мыльный раствор. Осторожно подуйте в соломинку

 Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.

 Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой