Технологии формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста
презентация по обж

В своей статье и презентации я изложила мысль, что главной задачей воспитания у детей безопасного поведения должно стать формирование понятия об опасных ситуациях и овладение умением правильно вести себя в тех или иных условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сайдлер  Наталия Владимировна. 

                                Педагог-организатор  ГБОУ Школа№1384    

nata.saydler@bk.ru

Методическая разработка на тему: Технологии формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Аннотация: в своей статье и презентации я изложила мысль, что главной задачей воспитания у детей безопасного поведения должно стать формирование понятия об опасных ситуациях и овладение умением правильно вести себя в тех или иных условиях.

Список ключевых слов: безопасное поведение,здоровье, привычки,здоровьесбережение, самомассаж,психогимнастика, валеология.

        Дошкольный период детства, по мнению ученых, играет особую роль в формировании здорового образа жизни, опыта безопасного поведения. Ведь безопасность-это не просто совокупность усвоенных знаний, а прежде всего, умение выбрать адекватный способ поведения в критической ситуации. При этом важно создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить общаться с животными, объяснять как вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно прививать навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях, планомерно накапливать опыт безопасного поведения. И эта ответственная миссия возложена обществом на нас с вами – педагогов, а оценка тех усилий, которые мы приложим – наши жизнерадостные и здоровые детей.

В данной презентации я кратко изложила технологии формирования   безопасного поведения детей, которые применяю в своей работе и вижу положительный результат.

Список используемой литературы:

  1. Гарнышева, Т.П. ОБЖ для дошкольников [Текст] : Планирование работы, конспекты занятий, игры /Т.П. Гарнышева. – СПб.: Детство – Пресс, 2011. – 128 с.
  2. Статмэн, П. Безопасность вашего ребенка: научите вашего ребенка навыкам спокойного, уверенного и безопасного поведения на улице [Текст]/П. Статмэн. – СПб.: Респекс, Дельта, Кристалл, 1996. – 384 с.
  3. Хромцова, Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. [Текст] : учебное пособие /Т.Г. Хромцова. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 80 с.
  4. Методические материалы по вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей и подростков. –Екатеринбург: ГБОУ СО ЦППРиК «Ладо»,2014. –52с.

Ссылка на интернет ресурсы:

  1. http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-ispolzovanie-igrovoi-tehnologi-dlja-formirovanija-u-mladshih-doshkolnikov-osnov-bezopasnosti.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технологии формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста. Сайдлер Наталия Владимировна Педагог-организатор ГБОУ «Шк .№1384 им.А.А.Леманского »

Слайд 2

Главной задачей воспитания у детей безопасного поведения должно стать формирование понятия об опасных ситуациях и овладение умением правильно вести себя в тех или иных условиях. Период дошкольного возраста – один из главных этапов становления здоровья и развития навыков безопасного поведения, а также физического и психического статуса, на базе которого закладываются основы безопасного поведения. Именно поэтому развитие навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста является острой проблемой в наши дни.

Слайд 3

Работа строилась в три этапа: Первый этап: выявить уровень сформированности у детей мотивации и знаний о способах безопасного поведения. На данном этапе проводились беседы, наблюдения и анкетирование, которые показали: - что дети знают правила безопасного поведения, но они еще не стали для них убеждениями и привычками. - ответственное и безопасное поведение ассоциируется у ребенка с ролью взрослого. дети убеждены, что только родители способны помочь им быть здоровыми. -соглашаются с утверждением, что только врач, воспитатель и полицейский убережет их от беды и сохранит здоровье. Вывод: дети связывают понятия «здоровье», «безопасность»с конкретными ситуациями болезни или реальной опасности, не осознавая их сущности.

Слайд 4

Наблюдение, в ходе которого фиксировались следующие показатели: - соблюдение санитарно-гигиенических правил, - навыки питания, - поведения на улице. Вывод: правила здорового образа жизни не выступают для детей естественными, жизненно необходимыми потребностями, и соблюдаются лишь под контролем взрослых.

Слайд 5

Анкетирование родителей: - стремятся следить за состоянием здоровья детей, -обеспечивают необходимую безопасность жизни своего ребенка, -стараются формировать здоровые привычки у ребѐнка. Однако в силу разных причин такая работа осуществляется в семье нерегулярно, время от времени. Большинство родителей ответили, что не смогли бы назвать себя примером для подражания. Вывод : проведенная работа показала в средний уровень овладения детьми привычками безопасного поведения и низкий уровень мотивации к здоровому образу жизни. Однако, у детей имеются первоначальные представления о безопасности и здоровье, есть интерес к данной теме .

Слайд 6

Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению опасных ситуаций. Поэтому создание для ребенка условий, позволяющих ему планомерно накапливать опыт безопасного поведения, является актуальной педагогической задачей.

Слайд 7

На втором этапе: был разработан цикл интегрированных занятий с детьми «Я, мое здоровье и безопасность», направленный на формирование основ безопасности жизни и здоровья детей. По каждому тематическому раздел проводилась определенная работа.

Слайд 8

При изучении раздела «Ребенок и другие люди»: - рассказывали об опасности контактов с незнакомыми людьми, при этом учитывали, что у детей собственные представления о том, какие взрослые могут представлять опасность, а какие - нет. -рассматривали типичные опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми (взрослый приглашает покататься на машине, взрослый угощает конфетой и уговаривает пойти с ним куда-либо). отрабатывали защитные формы поведения. д ети узнавали о том, что опасности могут подстерегать на улице, в подъезде, дома, и в связи с этим нужно выполнять ряд правил: нельзя уходить далеко от дома, заходить в лифт с незнакомыми людьми, открывать дверь незнакомым людям. разыгрывали различные ситуации: ребенок дома один, ребенок дома с взрослыми, ребенок с друзьями.

Слайд 9

В разделе «Ребенок дома» : делили все потенциально опасные для детей предметы на три группы: предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, электроприборы);предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться пользоваться (нож, иголка, ножницы);предметы, которые взрослый должен хранить в недоступных для детей местах. Для обучения навыкам пользования предметами второй группы организовывали специальные обучающие занятия по выработке соответствующих навыков в зависимости от возраста детей. п роблемы безопасности детей по обращению с предметами третьей группы и правила их хранения стали содержанием работы с родителями.

Слайд 10

В ходе в нашей работы приоритетным направлением было содержание раздела «Здоровье ребенка»: -о бъясняли детям, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни, - знакомили детей с тем, как устроен организм человека, - предлагали послушать с помощью фонендоскопа биение сердца. - в целях формирования представлений о ценности здорового образа жизни рассказывали детям о значении и необходимости проведения дыхательной гимнастики, массажа, физиотерапии, - проводили цикл познавательных бесед «Правила поведения на воде», «Воздух и здоровье»,«Для чего мы чистим зубы», «Правила приѐма пищи», «Зеленая аптека» и др.

Слайд 11

Для формирования у детей осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения применялся целый комплекс средств: - физкультминутки и паузы, - эмоциональные разрядки - минутки покоя, - гимнастика(после сна, пальчиковая, зрительная, дыхательная, корригирующая), - зрительные паузы, - музыкотерапия , - подвижные и спортивные игры, - массаж и самомассаж, психогимнастика и др.

Слайд 12

В своей работе мы широко применяли арт-технологию- технология педагогического воздействия, основанная на изобразительном искусстве. В широком понимании арт-технология включает в себя различные технологии, воздействующую на развитие личности посредством искусства: валеологическая сказка, танец, музыка, психодрама и др. С помощью валеологической сказки, через игры-драматизации, ролевые игры, вечера загадок и волшебных превращений, воспитывали у детей основы двигательной культуры, привычки к рациональному питанию, закаливанию, соблюдению гигиенических норм, отказ от вредных привычек способствующих укреплению здоровья. Комплексное использование всех этих средств способствовало развитию психологической комфортности детей, обеспечивало их эмоциональное благополучие, снимало умственное напряжение.

Слайд 13

На третьем этапе: была проведена итоговая оценка, направленная на выявление результативности работы. Формами подведения итогов были: викторины, участие в конкурсах и соревнованиях, контрольные занятия мониторинг учебной деятельности. Полученные результаты показали положительную динамику в освоении детьми основ безопасности жизнедеятельности.

Слайд 14

Методы ознакомления детей с основами безопасности : Метод сравнения. Дети могут сравнить: огонь это хорошо или огонь это плохо. Метод моделирования ситуаций . Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Задания типа «Составим план-карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками». Метод повторения . Важнейший дидактический принцип, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. На занятии он может выступать как ведущий метод или методический приём. От детей требуется умение повторить то, что они усвоили. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.

Слайд 15

Экспериментирование и опыты . Дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Ценность этого метода в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Игровые приемы. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми героями и т. п. «К нам в гости пришел Незнайка, давайте ему расскажем об опасных ситуациях в группе и дома». Игровое «как будто…» раскрепощает детей, снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и интересным. Придумывание сказок на разные темы . Придумаем сказку «Как я спасал куклу от пожара…о доме, где я живу и где много электрических приборов…». Повышению активности детей помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия. Сильное воздействие на чувства оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии. Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств.

Слайд 16

В воспитании детей неоспорима роль семьи. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Формы работы с родителями : родительские собрания, беседы, анкетирование, тренинги, консультаци и. Темы: «Не оставляйте детей без присмотра». «Что нужно делать при пожаре». «Как устанавливать елку». «Как вести себя во время пожара». «Предметы, требующие осторожного обращения». «Обращение с электрическими приборами». «Правила поведения при пожаре».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста"

       Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопаснос...

"формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста"

       Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопаснос...

Опыт работы по формированию безопасного поведения у детей дошкольного возраста в дорожно-транспортной среде

В настоящее время проблема формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности является одной из актуальных. Именно дорожно-транспортный трав...

Технологии формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста

В своей презентации я изложила мысль,что главной задачей воспитания у детей безопасного поведения должно стать формирования понятия об опасных ситуациях и овладение умением правильно вести себя в тех ...

«Формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста»

безопасность поведения у детейдошкольного возраста...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Инновационные технологии при формировании безопасного поведения у детей дошкольного возраста»

Семинар -практикум составлен на основе методических пособий К. Белая, Саулина, предназначен для педагогов дошкольного учреждения....