Консультация для воспитателей
консультация по обж

Климкина Ольга Юрьевна

«Что должен знать воспитатель о ПДД»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx43.26 КБ

Предварительный просмотр:

«Что должен знать воспитатель о ПДД»

Консультация для педагогов

http://xn--26-jlc6c.xn--p1ai/uploads/posts/2018-12/1543835049_002.jpg

По данным статистики ежедневно на дорогах России погибает около 1, 5 тысяч детей; 24 тысячи получают ранения. Нередко причиной дорожно-транспортных происшествий являются сами дети. Происходит это из-за элементарного незнания основ Правил дорожного движения и безучастного отношения взрослых к поведению детей.

Наиболее частыми видами нарушений детьми ПДД являются:

• Переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест 35-40%;

• Неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору 25-30%;

• Неподчинение сигналам светофора 10-15%;

• Игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара 5-10%.

Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.

При обучении детей правилам дорожного движения нужно учитывать возрастные психологические и физиологические особенности детей.

• Поле зрения ребенка гораздо уже, чем у взрослого.

• Реакция у ребёнка по сравнению со взрослыми более замедленная.

• Маленький рост ребенка, "скрывающий" его от водителей.

Чтобы со знанием дела вести воспитательную работу с детьми и родителями, обеспечить собственную безопасность, каждый воспитатель, прежде всего сам должен хорошо знать правила дорожного движения.

Вспомним некоторые из них:

1. Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны.

2. Там, где нет тротуаров, нужно ходить по левому краю проезжей части, навстречу движению, чтобы видеть движущийся транспорт и вовремя отойти в сторону.

3. Пешеходы обязаны переходить улицу только шагом по пешеходным переходам, с обозначенными линиями или указателем «пешеходный переход», а на перекрёстках с необозначенными переходами – по линии тротуара.

4. Прежде чем сойти на проезжую часть при двустороннем движении, необходимо убедиться в полной безопасности.

5. Запрещается выходить из-за транспорта на проезжую часть.

6. В местах перехода, где движение регулируется, пешеходы должны переходить улицу только при зелёном сигнале светофора или разрешающем жесте регулировщика (когда он повернулся к нам боком).

7. В местах, где переходы не обозначены и где движение не регулируется, пешеходы должны во всех случаях пропускать приближающийся транспорт. Запрещается переходить улицу около кругового движения или крутого поворота.

8. Группы детей разрешается водить только по тротуару, не более чем в два ряда (дети идут, взявшись за руки). Впереди и позади колонны должны находиться сопровождающие с красными флажками.

9. Перевозить детей разрешается только в автобусах, двери и окна которых должны быть закрыты. На лобовом стекле иметь опознавательный знак «Дети».

Самое важное, что содержание воспитательной и образовательной работы по ПДД должно соответствовать возрастным требованиям!

С детьми 3-4 лет воспитателю необходимо вести работу по расширению представлений об окружающем, формированию ориентировки в пространстве. Организовывать и постоянно направлять познавательную деятельность детей на предметы, явления и события, которые не только способствуют развитию представлений об окружающем, но и дают первоначальные элементарные знания правил дорожного движения.

Знакомить детей с дорогой, улицей, тротуаром, некоторыми видами транспорта, характерными для нашей местности, их названием.

Рассказывать детям, что люди ездят в легковых автомобилях, автобусах (троллейбусах, трамваях). Грузы возят на грузовых машинах. Обращать внимание детей на части автомашины и грузовой машины. Давать детям первоначальные представления о правилах поведения на улице, в общественном транспорте, о сигналах светофора.

Представления, полученные детьми на занятиях, постепенно закреплять и расширять при каждом удобном случае. В этом помогает развивающая среда группы.

Рекомендуемый материал для развивающей среды: макет улицы с тротуаром, проезжей частью со светофором; рули, атрибуты к дидактическим и сюжетно-ролевым играм «Мы-пешеходы», «Собери машину»(из 4-х частей), «Светофор» ; картины с изображением улиц и дорог с движущимися по ним транспортными средствами; наборы различного вида транспортных средств, крупного и среднего размера; картины с изображением различного вида транспортных средств (легковые, грузовые, маршрутные (автобус, трамвай)); картины с изображением различного вида транспортных средств с сидящими в них водителями. А так же художественная литература, соответствующая данному возрасту детей. (А.Барто «Игрушки»; «Грузовик» и т.п.)

Большое место в ознакомлении детей 4-го года жизни с некоторыми правилами дорожного движения отводится прогулкам. Дети наблюдают за движением транспорта и пешеходов, узнают, что пешеходы идут по тротуару, машины едут по дороге, учатся узнавать известные им по рисункам автомобили и их детали. В течение года прогулки периодически должны повторятся, чтобы закрепить имеющиеся у детей представления о правилах дорожного движения.

В средней группе развивается наблюдательность, умение ориентироваться в помещении, на участке детского сада и в ближайшей местности. Задача воспитателя - продолжать знакомить детей с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка маршрутного транспортного средства» и элементарными правилами поведения на дорогах и в общественном транспорте. Так же детей  знакомить с дорожными знаками это «Пешеходный переход» и «Место остановки автобуса». Рассказывать детям о назначении желтого сигнала светофора, объяснять правила перехода улицы пешеходом. Расширять знания детей о различных видах транспортных средств, особенностях их внешнего вида и назначении («Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция», автобус, трамвай, троллейбус). Знакомить детей с работой полицейского. Задача педагогов подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.

Следует проводить целевые прогулки, на которых обогащается опыт детей и закрепляется их представление о транспорте.

Развивающую среду группы пополнять дополнительным материалом и оборудованием в соответствии с возрастными требованиями. Рекомендуемый материал для развивающей среды: макет электрического светофора с переключающимися сигналами; макет улицы с ярко обозначенным перекрестком дорог, на которых имеются тротуар, проезжая часть; картина «На улице города»; иллюстрации с изображением остановок маршрутных транспортных средств (автобуса, трамвая, троллейбуса), пешеходных переходов (наземных, подземных); набор карточек «Дорожная азбука».

Соответственно возрасту подбирать художественную литературу. Пример литературы: Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги), С.Михалков «Моя улица» (отрывок), Э.Мошковская «К нам бегут автобусы»; А.Северный «Светофор»

В данной возрастной группе можно проводить такие игры как:

1.Сюжетно-ролевые игры: «Автобус», «Пожарные», «Полиция» и т.п.

2.Дидактические игры: «Найди свой цвет», «Собери светофор», «Собери маршрутное транспортное средство», «Узнай дорожный знак», «Можно-нельзя», лото «Транспорт», лото «Дорожные знаки» и т.п.

В предшествующих группах детей знакомят с некоторыми правилами дорожного движения. В старшей группе представления детей уточняются и дополняются. Воспитатель знакомит с элементами дороги (тротуар, проезжая часть, обочина), с правостороннем движением, с работой светофора. Детей продолжают знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения для пешеходов и велосипедистов. Расширяют знания детей в области дорожных знаков -  знакомят с запрещающими и предписывающими знаками. Продолжают работу по знакомству с правилами поведения во время игр, правилами езды на велосипеде. Уточняют знания о работе пожарных, знакомятся с работой регулировщика, службы МЧС.

Развивающая среда должна продолжать пополняться. Рекомендуемый материал для пополнения развивающей среды: макет перекрёстка, с помощью которого ребята смогут решать сложные логические, задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части. Макет должен быть со съёмными предметами, для того чтобы дети сами могли моделировать различные ситуации на дороге. Набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как: информационные – «Наземный пешеходный переход», «Подземный пешеходный»; предупреждающие знаки – «Пешеходный переход», «Дети», «Дорожные работы»; запрещающие знаки– «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», «Въезд запрещен»;  предписывающие знаки– «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки сервиса – «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания». Знаки должны быть на подставках, для работы с макетом, и крупные знаки на подставках для театрализованных, сюжетно - ролевых игр. Атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.

Как и в предыдущих группах, большое значение отводить чтению произведений художественной литературы. Примерная художественная литература соответствующая данной возрастной группе: С. Михалков «Шагая осторожно», Г. Тумаринсон «Новые дорожные приключения Буратино», Я. Пишумов «На улице нашей…»

Дидактические игры для детей старшей группы: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица», «Что говорит жезл?» и т.п.

Работу с детьми 6-7 лет по ознакомлению с правилами дорожного движения надо организовать так, чтобы знания, полученные на занятиях, экскурсиях и прогулках, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками. Первокласснику приходится порой самостоятельно переходить улицу. К этому его надо подготавливать.

Прежде всего, в подготовительной к школе группе необходимо закреплять, расширять и углублять представления о правилах дорожного движения, полученные в других группах.

С этой целью с детьми 6-7 лет необходимо проводить наблюдения за движением транспорта, работой водителя, сигнализацией светофора. Расширять знания детей о работе сотрудников ГИБДД, контролирующих движение на улице. Продолжать знакомить с назначением дорожных знаков и их начертанием.

Детей подготовительной к школе группы следует знакомить с новыми для них правилами пешеходов и пассажиров:

- в местах, где есть подземные и надземные пешеходные переходы, пешеходы должны пользоваться только ими;

- прежде чем переходить дорогу, пешеход должен убедиться в полной безопасности. Запрещается пересекать путь приближающемуся транспорту;

- там, где движение регулируется, выходить на проезжую часть для перехода дороги можно только при зеленом сигнале светофора или при разрешающем жесте регулировщика;

- ожидать автобус, троллейбус следует на остановках;

- пешеходы должны быть внимательными к окружающим и взаимно вежливыми.

Развивающая среда подготовительной группы должна отличаться многообразием книг по заданной тематике, дидактическими играми, тематическими альбомами.

Рекомендуемый материал для пополнения развивающей среды: картотека «опасных ситуаций» по решению задач безопасности на дорогах. Карта ближайшей к детскому саду местности (для отработки навыка ориентировки в указанных пределах).

Примерная художественная литература: Н. Кончаловская «Самокат», Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья»,А. Дмоховский «Чудесный островок»; Л. Клименко «Происшествие с игрушками», «Зайка велосипедист»; «Здравствуй, друг, дорожный знак!»

Различные дидактические игры на знание правил дорожного движения, дорожных знаков и правил поведения в маршрутных транспортных средствах: «Правила дорожного движения», «Узнай дорожный знак», «Законы улиц и дорог», «Правильно-неправильно», игра-лото «Внимание! Дорога!» и т.п

Так же следует помнить, что одним из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице является пример родителей. Поэтому воспитателем необходимо систематически  вести работу с родителями по ПДД. Форма работы может быть разнообразной: анкетирование, беседы, консультации, собрания, «Круглые столы», совместные с детьми праздники и мероприятия.

Помощь и рекомендации по организации работы по обучению детей ПДД можно найти в изданиях методической литературы по данной тематике. Список литературы:

1. Ф. С. Майорова «Изучаем дорожную азбуку»,

2. Н. А. Извекова «Занятия по правилам дорожного движения»,

3. В. Е. Рублях «Правила дорожного движения»,

4. К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников»,

5. Т. Ф. Саулина «Три сигнала светофора»,

6. Т. А. Шорыгина «Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-6 лет».

В заключении хочется сказать, что основная цель работы педагога – дать детям знания, привить навыки правильного поведения на улицах и на дорогах, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и на дороге. А положительным результатом своей работы педагога будет, являться отсутствие дорожно-транспорного травматизма у детей дошкольного возраста.

Уважаемые воспитатели, помните!

Ребёнок учится законам дорог, беря пример с Вас!

Не жалейте времени на обучение детей поведению на дороге!

Берегите ребёнка!

Старайтесь сделать всё возможное, чтобы оградить его от несчастных случаев на дороге!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...