ОД"Из истории транспорта г. Кукмор"
план-конспект занятия по обж (старшая группа)

Минемуллина Эльмира Альбертовна

ОД"Из истории транспорта г. Кукмор"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_0.docx24.02 КБ

Предварительный просмотр:

«Из истории транспорта г. Кукмор».

Цель: Ознакомить детей с возникновением различных видов транспорта и закрепить знания  о современных видах транспорта.

Программное содержание: в процессе исследовательской деятельности конкретизировать и расширить знания детей о появлении и назначении различных видов транспорта.

Упражнять в умении классифицировать транспорт по видам.

Активизировать словарь детей словами – названиями транспортных средств. Упражнять в умении давать развёрнутые ответы на вопросы.

Развивать интерес, внимание, логическое мышление, память.

Предварительная работа:

беседа «Виды транспорта г.Кукмор»;

рассматривание картинок «Первый транспорт»;

дидактическая игра «Едет, плывёт, лети»;

разучивание стихов о корабле, воздушном шаре, легковом автомобиле, автобусе;

изготовление корабликов способом оригами.

Подготовка к исследованию, материалы:

карандаши по числу детей;

блокнотики по числу детей;

таз с водой, игрушечные кораблики;

воздушный шарик с гелиевым воздухом,  бумажная корзина – воздушный шар;

слайды, мультимедия – проектор;

карточки последовательности исследования.

Ход исследования

 Воспитатель: Сегодня мы  с вами совершим  небольшое путешествие по  г.Кукмор. Вы любите путешествовать?

 Дети: Да.

Воспитатель: Где вы бывали?

Дети: С родителями ездили на море. Отдыхали у бабушки.

Воспитатель: Скажите, а как вы добирались до места, это ведь бывает так далеко?

Дети: На поезде, самолётом, на машине, на автобусе….

Воспитатель:  Как, одним словом мы можем назвать эти средства передвижения?

Дети: Эти средства передвижения – транспорт.

Воспитатель: Именно о видах транспорта  г. Кукмор, мы будем с вами говорить сегодня. Что это за слово такое «транспорт»? Откуда оно пришло?  Как появился первый транспорт? Чтобы обо всём этом узнать, мы проведём небольшое исследование и подготовим сообщение или по научному «доклад». А для того , чтобы это сделать, надо собрать всю доступную информацию по данной теме и обработать её. Как  это  можно сделать и какими способами?

Дети: Можно прочитать посмотреть по телевизору, поискать в компьютере, понаблюдать, узнать у кого - нибудь.

Воспитатель: Да, существует много способов сбора информации, их называют методами исследования. Методы исследования изобразили схематично, получались вот такие карточки.  Карточки последовательности исследования  показываются на экране мультимедиа. Таким образом, какая у нас получается схема исследования?

Дети: Подумать самостоятельно, посмотреть в книгах, понаблюдать спросить у другого человека , связаться со специалистами , посмотреть  по телевизору, получить информацию у компьютера.

Сбор материала

Воспитатель: Исследование  - долгий процесс. И полученную в ходе исследования информацию бывает трудно запомнить. Что же нам делать?

Дети: Полученные сведения можно записать.(СЛАЙД)

Воспитатель: но мы ещё не умеем писать, а что мы умеем делать очень хорошо?

Дети: Мы умеем рисовать.

Воспитатель: Правильно. И не важно, красивые будут рисунки или нет, важно быстро зафиксировать на них полученную информацию. Это могут быть символы, значки, схемы. Главное, чтобы вы вспомнили зарисованные сведения.

Этапы исследовательской работы.

Подумать самостоятельно

Воспитатель: Ребята, подумайте, что же такое транспорт? .(СЛАЙД)

Дети: На нём можно ездить, передвигаться далеко.

Воспитатель: ребята, слово «транспорт» пришло в русский язык из Греции. В переводе с греческого языка оно обозначает «перемещать». Вначале транспортом называли грузовые морские суда. «Огромные парусные суда вставали на якорь, для того чтобы загрузить товары, привезённые из дальних стран. В освободившееся место загружали новые товары, которые купцы продавали в других странах. Слово «транспорт» означает «доставка чего – либо». Зачем нам нужен транспорт? Ведь обходились же люди без него в далёком прошлом, ходили пешком, из одного поселения в другое на большие расстояния.

Дети: транспорт необходим для облегчения передвижения, для перевозки грузов.

Воспитатель: как появился первый транспорт, что это было? Узнаем из энциклопедии.

Посмотреть в книгах. .(СЛАЙД)

Воспитатель: у меня в руках «Энциклопедия для дошкольников». Давным – давно люди жили маленькими селениями, они жили так близко друг от друга, что ходили везде пешком. Шло время, человек развивался, расстояние между селениями увеличивалось и, чтобы было легче передвигаться человеку, он стал приучать диких животных. Каких?

Дети: лошадей, ослов, верблюдов. .(СЛАЙД)

Воспитатель: А, чтобы перевозить грузы, человек придумал телегу. Сбил из досок деревянный ящик, приладил колёса, впряг в телегу лошадь и стал перевозить груз. .(СЛАЙД)

Воспитатель: Как вы думаете, что было хорошего в том, что были лошади, а машин не было? (Игра «Хорошо – плохо») .(СЛАЙД)

Дети:

Хорошо:

  1. Лошадь безопаснее машины.
  2. Воздух на много чище.
  3. Меньше людей гибнет.
  4. Лошадь живая может стать другом.

Плохо:

  1. Лошадь едет медленнее машины.
  2. Её нужно кормить.
  3. Может заболеть и может погибнуть.
  4. На ней холодно ездить зимой.

Воспитатель: Правильно, ребята, и в самом деле на телеге было холодно, снег засыпал человека, дождь мочил одежду. И человек решил сделать над телегой крышу из плотной ткани или из шкур животного. Получилась хорошая повозка для перевозки груза и людей. Но вот в гости, в театр, на бал в такой повозке не поедешь, уж очень она грубая и тяжёлая. Стал человек думать, чтобы такое изобрести лёгкое и быстрое, и придумал карету, карета была легче телеги и повозки. Она состояла из кабины, в которой сидели пассажиры. Так появился первый транспорт, он назывался гужевым, то есть на конной тяге конный транспорт долгое время оставался основным видом. .(СЛАЙД)

Воспитатель: Сделайте зарисовки, что вы узнали?  (Дети делают зарисовки). Какой следующий этап  исследования?

Дети: Связаться со специалистом.

Связаться со специалистом.

Воспитатель: Свяжемся с инспектором ГАИ Яковлевой  Еленой Владимировной. .(СЛАЙД)

Воспитатель звонит, а дети слушают разговор по громкой связи.

Здравствуйте, Елена Владимировна. К вам обратились воспитанники детского сада №1 «Берёзка». Мы проводим исследование по теме «Как появился первый транспорт». Мы уже узнали, что первым транспортом был гужевой. Хотели бы узнать, откуда появился первый автомобиль. Что бы вы об этом могли рассказать? .(СЛАЙД)

Специалист: Лошади быстро уставали. Человеку приходилось долго ждать, пока они отдохнут. Лошадей нужно было поить и кормить в дороге. А человек всегда торопился. «А, что если мой конь будет железным? – подумал человек. – Никогда не будет уставать, не будет просить в дороге вод, пищи». И придумал такого коня из металла и назвал его автомобилем. Что бы автомобиль смог двигаться, человек придумал ему стальное сердце  - мотор, а чтобы сердце работало, человек стал использовать бензин. Первые машины были чем – то похожи на карету, у них были мощные колёса. С той поры виды автомобилей постоянно совершенствовались. После появления бензинового двигателя машины стали быстрее и мощнее. .(СЛАЙД)

Воспитатель: Елена Владимировна, спасибо вам за интересную информацию. Ребята, зафиксируйте информацию. Ребята,  зафиксируйте информацию. (Дети фиксируют новые данные). Следующий метод исследования?

Дети: Спросить  у другого человека. .(СЛАЙД)

Спросить  у другого человека.

Воспитатель: Давайте узнаем информацию у наших гостей, о водном транспорте.

Дети: Каким был первый водный транспорт?

Гости: Для переправы на воде человек изобрёл лодку с вёслами, затем придумал парус. Далее стали строить корабли из дерева и использовать силу ветра, надувающего паруса, он получил возможность плавать по рекам, морям, а затем и океанам. Это открыло перед людьми далёкие и загадочные земли.

Воспитатель: Давайте мы с вами побудем ветром, который помогал первым кораблям. Дыхательная гимнастика «Ветер надувает паруса»

(в тазике с водой запускают игрушечные корабли)

Дети: Каким был первый воздушный транспорт? .(СЛАЙД)

Гости: Воздушный шар. Воздушный шар мог поднять человека или полезный груз и перенести на небольшое расстояние. Увы, управлять воздушным шаром было почти невозможно – он летел только туда. Куда нёс его ветер. Поэтому людям пришлось изобретать дальше.

Воспитатель: Спасибо, гости, вам, а вы, дети, зафиксируйте полученную информацию. (Дети фиксируют новые данные). Какой метод исследования мы не использовали?

Дети: Наблюдение.

Наблюдение и эксперименты.

Воспитатель: Сделаем с вами воздушный шар. Возьмём шарик, накаченный специальным воздухом – гелием. Прикрепим корзину из бумаги, поместим небольшой груз.  Понаблюдаем за шаром, поднимается ли он с грузом.

Эксперимент с воздушным шаром получил положительный результат.

Воспитатель: У нас остались ещё два этапа, какие?

Дети: Посмотреть по телевизору и получить информацию у компьютера . .(СЛАЙД)

Воспитатель: Мы узнали, как появился первый транспорт. Какие виды современного  транспорта вы знаете?

Дети: Наземный, подземный, воздушный, водный.

(СЛАЙД) Воспитатель: Что такое наземный транспорт? Приведите примеры наземного транспорта.

Дети: Передвигаются по земле: машины, автобусы, поезд, трамвай, троллейбус, мотоцикл, велосипед.

Воспитатель: Что такое  водный транспорт? Приведите примеры.

Дети: Передвигаются по воде лодки, катер, корабль, яхта.(СЛАЙД)

 Воспитатель: Что такое  воздушный  транспорт? Приведите примеры воздушного  транспорта.

Дети: Передвигаются по воздуху: самолёты, вертолёты, ракеты.(СЛАЙД)

Воспитатель: Что такое  подземный   транспорт? Приведите примеры подземного  транспорта.

Дети: Передвигается под землёй: метро.(СЛАЙД)

Воспитатель: По какому номеру мы вызовем скорую помощь?(03). По какому номеру мы вызовем пожарную машину(01). Полицию (02)

Воспитатель: Вот мы и закончили сбор информации о транспорте. Сейчас несколько детей по желанию. Глядя в свои записи, зарисовки сделают доклад.

2-3 ребёнка по своим зарисовкам делают доклад. Затем воспитатель подводит итог исследования, обобщая записи детей.

Воспитатель: Ну, что же мы сегодня ознакомились с возникновением разного вида транспорта, закрепили знания видов современного транспорта. Но вы на всю жизнь должны запомнить, что нужно соблюдать осторожность в любом виде транспорта и соблюдать правила дорожного движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История транспорта.

Пособие для закрепления знаний о истории транспорта в родном городе...

История транспорта

История воздушного транспорта...

Занятие в подготовительной группе " История транспорта."

Закрепляем знания о разнообразных видах транспорта. Подготовка руки к письму( графический диктант)...

презентация история транспорта

презентация история транспорта...

Образовательный маршрут по теме " История транспорта"

Образовательный маршрут для организации совместной деятельности родителей с детьми дошкольного возраста....

"История транспорта"

презентация...

“История транспорта”

Открытый показ...