Картотека бесед по ОБЖ подготовительная группа
картотека по обж (подготовительная группа)

Рязанова Ольга Владимировна

Картотека бесед по ознакомлению c основами безопасности

Картотека составлена на основе:

1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) [Текст] / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 368 с.

2. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников: Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 64 с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_besed_po_obzh.docx97.69 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 3

ГОРОДА БИЙСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Алтайский край, г. Бийск, переулок Николая Липового, 74/3, телефон: 8 (3854) 43-52 -90, 43-52-91

e-mail: bschool3@mail.ru

Бесед по ознакомлению

c основами безопасности

Подготовительная группа

Воспитатель:

Рязанова О.В.

2022  г. Бийск

Картотека бесед по ознакомлению c основами безопасности

Картотека составлена на основе:

1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) [Текст] / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 368 с.

2. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников: Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 64 с.


Содержание

Тема: «Взаимная забота и помощь в семье»        4

Тема: «Опасные предметы»        5

Тема: «Опасные ситуации дома»        6

Тема: «Один дома»        7

Тема: «Если ребенок потерялся»        8

Тема: «Огонь — наш друг, огонь — наш враг!»        8

Тема: «О правилах пожарной безопасности»        9

Тема: «Правила поведения при пожаре»        10

Тема: «Небезопасные зимние забавы»        11

Тема: «Поведение ребенка на детской площадке»        12

Тема: «Психологическая безопасность, или Защити себя сам»        13

Тема: «Как устроен мой организм»        13

Тема: «Соблюдаем режим дня»        14

Тема «Бережем свое здоровье, или Правила доктора Неболейко»        14

Тема: «О правильном питании и пользе витаминов»        16

Тема: «Правила первой помощи»        17

Тема: «Врачебная помощь»        17

Тема: «Правила безопасного поведения на улицах»        18

Тема: «Твои помощники на дороге»        19

Тема: «Дорожные знаки»        20

Тема: «Безопасное поведение в транспорте»        20

Тема: «Правила поведения на природе»        21

Тема: «Опасные насекомые»        23

Тема: «Ядовитые растения»        24

Тема: «Не все грибы съедобны»        24

Тема: «Правила поведения при грозе»        25

Тема: «Правила поведения при общении с животными»        26

Тема: «Помощь при укусах»        28


Тема: «Взаимная забота и помощь в семье»

Цель: закрепить знания родственных отношений в семье, ознакомить с правилами взаимной заботы и помощи в семье.

Ход беседы:

— Давай вспомним, как называют членов семьи, и перечислим ласковые обращения к ним.

Бабушка — бабуля, бабуленька, бабулечка, бабусенька, бабушенька.

Дедушка — дедуля, дедуся, дединька.

Мама — мамочка, мамуля, мамулечка, матушка, маменька, мамушка, мамуся.

Папа — папочка, папенька, батюшка, тятенька.

Сын — сынок, сынишка, сынуля, сыночек.

Дочка — доченька, дочушка.

Брат — братик, братец, братишка.

Сестра — сестренка, сестричка, сестрица, сестренька.

Дядя — дядюшка, дяденька.

Тетя — тетушка, тетенька.

Крестные — это вторые родители, они заботятся о своих духовных детях, помогают родителям в решении проблем, возникающих у крестников, могут заменить ребенку родителей, если он остался сиротой.

Каждый член семьи несет ответственность за свое поведение, за свою жизнь перед другими членами семьи. В трудную минуту семья всегда поможет в беде.

Родословная — это история семьи, рассказ о своей семье, о своем роде, о своих предках.

О своей семье, своем роде можно рассказать как словами, так и рисунком.

Род — родственники, имеющие одну и ту же фамилию, одного и того же общего предка.

Предки — родственники, жившие задолго до нашего рождения (старше прадедушек и прабабушек).

Обычай — привычка, порядок, которому следуют каждый день. Обычаи складываются в традиции.

Традиции — обычаи, которые передаются из поколения в поколение.

Вопросы и задания

—        Как ты думаешь, что такое семья? (Семья — это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково.)

—        Как ты думаешь, все семьи одинаковые? Если они разные, то чем различаются? (Все семьи разные — бывают большие и маленькие. Люди из разных семей различаются фамилиями, именами, внешностью, они живут в разных домах, в разных квартирах.)

—        Какой должна быть семья? Какие слова, определения можно подобрать к слову семья? (Дружная, крепкая, трудолюбивая, заботливая, ласковая.)

—        Назови имена всех членов твоей семьи.

—        Расскажи, какие обязанности имеет каждый член твоей семьи. Расскажи, как ты помогаешь маме по дому. Что входит в твои обязанности? Какие твои поступки или действия, на твой взгляд, могут обрадовать маму, огорчить, удивить, рассердить?

Правила поведения и общения с окружающими людьми: родными, друзьями, посторонними

•        Будь приветлив и доброжелателен к людям.

•        Учись понимать эмоциональное состояние другого человека.

•        Учись рассказывать близким людям о своих чувствах, выражая их в мимике и жестах.

•        Чаще улыбайся, так как улыбка обладает волшебной силой — все плохое превращает в хорошее.

•        Учись дружить, мириться и договариваться со сверстниками.

—        Обсуди эти правила с взрослыми.

—        Объясни, почему нужно следовать этим правилам.

—        Нарисуй портреты членов твоей семьи или семейный портрет.

Пословицы

Вся семья вместе — и душа на месте.

Золото, серебро не стареет, отец и мать цены не имеют.

Русский человек без родни не живет.

Нет лучше дружка, как родная матушка.

Семья ладом полна.

Тема: «Опасные предметы»

Цель: ознакомить детей с правилами безопасного обращения с различными предметами.

Ход беседы:

—        В твоей квартире всегда уютно и красиво, потому что все члены семьи следят за чистотой и порядком в доме. Подумай и объясни выражение «Каждой вещи — свое место».

Если важные и нужные предметы разбросаны где попало, то в доме беспорядок. Каждый предмет имеет свое назначение и тот, кто им пользуется, должен соблюдать правила безопасного обращения. Многие полезные и необходимые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и даже стать причиной беды.

Давай поИграем: я буду называть предметы, а ты — рассказывать о правилах их использования. А если ты не сможешь рассказать о каком-то предмете, мы сделаем это вместе.

—        Столовые приборы (нож, вилка).

—        Домашняя аптечка (лекарства, витамины).

—        Инструменты (пила, молоток, шило, гвозди), предметы для ру-коделия (игла, ножницы, булавки).

—        Электроприборы (утюг, кофемолка, пылесос, электрочайник).

Вопросы и задания

—        Какие предметы называются «электроприборы»? Назови их.

—        Какими электроприборами тебе нельзя самостоятельно пользо-ваться?

—        Для чего в доме нужны розетки? Объясни, почему опасно Играть с розеткой.

—        Для чего в доме нужна аптечка? Что в ней хранится?

—        Как взрослые узнают, какое лекарство находится в том или ином флаконе?

Закончи предложения:

—        Мама мелет кофе в... (кофемолке).

—        Белье стирает... (стиральная машина).

—        Яйца для пирога взбивают... (миксером).

—        Сестра гладит белье... (утюгом).

Правила безопасного поведения дома

•        Порядок в доме поддерживают не только для красоты, но и для безопасности, поэтому предметы и игрушки надо класть на место.

•        Нельзя брать без разрешения взрослых острые, колющие и режущие предметы (ножницы, нож, иголка, гвозди, кнопки и др.) или Играть с ними.

•Утюг, пылесос, телевизор, лампы и другие электроприборы нельзя включать без разрешения взрослых, трогать руками провода, вставлять мелкие предметы в розетку.

•        Нельзя Играть со спичками и зажигалками.

Загадки

Два конца, два кольца, в середине гвоздик. (Ножницы)

Зубы есть, а рот не нужен. (Пила)

У моего Антошки

Только шляпка да железная ножка.

(Гвоздь)

Если острием упрется —

Сразу дырочка найдется.

(Шило)

Я иголкина подружка, Только нет у меня ушка.

(Булавка)

Не желаю я молчать, Дайте вволю постучать!

И стучит он день-деньской

Своей железной головой.

(Молоток)

Ей набили мясом рот,

И она его жует!

Жует, но не глотает —

В тарелку отправляет.

( Мясорубка)

Игра

Предложите ребенку взять красные бумажные кружки и обойти квартиру, раскладывая их рядом с опасными предметами или в тех местах, которые, по его мнению, являются травмоопасными. Пусть ребенок пояснит свои действия.

Затем разложите кружки по своему усмотрению и снова попросите ребенка объяснить, чем тот или иной предмет или место опасны.

Тема: «Опасные ситуации дома»

Цель: ознакомить детей с правилами поведения в опасных ситуациях дома.

Ход беседы:

Правила безопасного поведения дома

•        Если в твою квартиру позвонил человек, якобы неправильно набравший номер, не называй незнакомцу свое имя и фамилию, просто скажи: «Вы ошиблись номером» — и повесь трубку.

•        Если в твою квартиру позвонил незнакомый человек, не отвечай на его вопросы, не говори, что ты находишься дома один, не рассказывай о своей семье. Лучше попроси перезвонить позже или спроси, не нужно ли что-нибудь передать.

•        Если ваш почтовый ящик находится в подъезде на первом этаже и тебе поручили-забирать поступившую корреспонденцию, то лучше это делать днем или вместе со знакомыми взрослыми.

•        Если почтовый ящик закреплен на двери вашей квартиры, не спеши к нему, как только услышишь, что в ящик что-то опустили. Лучше дождись прихода взрослых.

•        В твоей квартире есть окна и, возможно, балкон. Есть простое правило, которое надо знать и никогда не нарушать — нельзя высовываться из окна, перегибаться через подоконник или перила балкона. Это опасно!

Вопросы и задания

—        Когда люди изобрели почту и телефон, они назвали их «незаменимыми помощниками». Как ты думаешь, почему? Телефон дает возможность практически мгновенно получить помощь. Подумай и приведи примеры, когда на помощь может прийти телефон, а когда — почта.

—        Тебе, наверное, уже известно, что с помощью почты можно поздравлять родственников и знакомых с праздником, получать журналы, газеты и письма. Представь, что ты отправляешь поздравительную открытку в другой город. Нарисуй открытку. Составь рассказ о том, как будешь ее отправлять.

—        Что нужно указать на конверте? (Адрес и почтовый индекс, свой и того, кому отправляешь поздравление.)

—        Что еще обязательно должно быть на конверте, чтобы письмо с поздравлением дошло до адресата? (Почтовая марка.)

Правила безопасного поведения дома

•        Если в твою квартиру позвонил человек, якобы неправильно набравший номер, не называй незнакомцу свое имя и фамилию, просто скажи: «Вы ошиблись номером» — и повесь трубку.

•        Если в твою квартиру позвонил незнакомый человек, не отвечай на его вопросы, не говори, что ты находишься дома один, не рассказывай о своей семье. Лучше попроси перезвонить позже или спроси, не нужно ли что-нибудь передать.

•        Если ваш почтовый ящик находится в подъезде на первом этаже и тебе поручили забирать поступившую корреспонденцию, то лучше это делать днем или вместе со знакомыми взрослыми.

•        Если почтовый ящик закреплен на двери вашей квартиры, не спеши к нему, как только услышишь, что в ящик что-то опустили. Лучше дождись прихода взрослых.

•        В твоей квартире есть окна и, возможно, балкон. Есть простое правило, которое надо знать и никогда не нарушать — нельзя высовы-ваться из окна, перегибаться через подоконник или перила балкона. Это опасно!

Вопросы и задания

Давай поразмышляем над тем, что может случиться, если нарушаются простые правила безопасного поведения.

—        Как ты думаешь, что может случиться с мальчиком, который забрался на подоконник?

—        Как ты думаешь, что может случиться с мальчиком, который тянется к плите, на которой готовится еда?

—        Как ты думаешь, что может случиться с мальчиком, который залез высоко, чтобы достать коробку?

—        В жизни человека, может произойти несчастье, и всегда ему на помощь приходят службы спасения.

Закончи предложения:

—        При пожаре помогут... (пожарные).

—        При тяжелом заболевании помогут... (врачи «Скорой помощи»).

—        Тонущего человека спасает... (спасатель на воде).

—        При обрушении дома или любом несчастном случае на помощь придут... (спасатели МЧС).

Тема: «Один дома»

Цель: ознакомить с правилами безопасного поведения при пребывании дома без взрослых.

Ход беседы:

—        Вспомни сказку «Волк и семеро козлят». Расскажи, на какие хитрости пошел волк, чтобы обмануть козлят. Объясни, почему волка можно назвать «злоумышленником», а козлят — «доверчивыми».

К сожалению, есть люди, которые не хотят работать. Они очень хитры, могут кем-то притвориться, даже переодеться, например в форму полицейского. Их тоже можно назвать «злоумышленниками». Ты, конечно, понимаешь, как опасно впустить в дом такого человека. Как надо поступить, что сказать, если в дверь постучались, когда взрослых нет дома и ты остался один?

Что ты ответишь, если:

—        слесарь пришел ремонтировать кран;

—        почтальон принес срочную телеграмму;

—        полицейский пришел проверить сигнализацию;

—        гость приехал из другого города;

—        женщина просит вызвать по телефону «Скорую помощь».

Запомни! Если ты дома один, в тревожной ситуации, ты можешь позвонить родителям, в полицию, в «Скорую помощь» или близким людям.

Запиши и запомни номера телефонов:

•        рабочие телефоны мамы и папы;

•        телефон полиции;

•        телефон пожарной охраны;

•        телефон «Скорой помощи»;

•        телефон близких людей.

Играя во дворе, ты часто видишь, как к дому подъезжают разные машины. Что бы ты ответил незнакомым людям, если бы они предложили тебя подвезти?

Запомни! Даже если тебя насильно пытаются увести или посадить в машину, не теряйся, зови на помощь, вырывайся, громко кричи: «Помогите! Дядя чужой!» Таким образом ты обратишь внимание на себя прохожих и тебя спасут.

Тема: «Если ребенок потерялся»

Цель: ознакомить ребенка с правилами поведения в ситуации, когда он потерялся.

Ход беседы:

— Вспомни, какие сказки и произведения, в которых герой терялся, тебе читали. В жизни тоже может произойти ситуация, когда теряется ребенок. В этом случае главное — помнить, что взрослые обязательно придут на помощь, если правильно рассказать, что произошло.

Случалась ли с тобой ситуация, когда ты потерялся или заблудился? Что ты при этом чувствовал? Как выходил из положения и что делал?

Подумай и ответь на вопросы.

—        Почему лучше обращаться к человеку в форме: продавцу, полицейскому, военному?

—        Для чего нужно знать свой адрес и телефон?

Если ты потерялся в магазине, где вы с мамой делали покупки, надо уметь рассказать, как выглядит твоя мама.

Правила безопасного поведения, если ты потерялся

•        Не плачь, не убегай. Мама тебя найдет.

•        Остановись, посмотри по сторонам. Может быть, ты увидишь, кого ищешь.

•        Осмотрись и подумай, к кому безопасно обратиться за помощью.

•        Запомни свою фамилию, выучи наизусть адрес и телефон.

Задания

— Нарисуй портрет своей мамы. Расскажи, как выглядит твоя мама (цвет волос, прическа, глаза, губы и т. д.). Это поможет тебе описать маму взрослому, к которому ты обратился за помощью, и отыскать ее.

—        Вспомни и расскажи, что находится рядом с твоим домом.

Допиши слова:

АПТЕ        __ __

КИНОТ __ __ __ __

ШК __ __ __

МАГА         __ __ __

ПОЧ __ __

Тема: «Огонь — наш друг, огонь — наш враг!»

Цель: ознакомиться с опасными ситуациями, угрожающими пожаром.

Ход беседы:

— Очень давно человек научился добывать огонь и использовать силу огня, чтобы греться, готовить пищу, заставлять работать машины. Но одновременно человек узнал и разрушительную силу огня: в пламени погибали люди, сгорали жилища, посевы, скот, леса, целые деревни и даже города.

Подумай и расскажи, что может стать причиной пожара (неисправные электроприборы, не затушенный окурок, игры со спичками и зажигалкой, петардами, не выключенный из розетки утюг).

В жизни человека электроприборы являются помощниками, и в каждой квартире их очень много.

Если ты знаешь, как действуют эти приборы, — объясни или послушай рассказ.

Электрический ток бежит по проводам и заставляет работать все электроприборы. Электрический ток — наш помощник. Но электрический ток может быть опасным и даже вызывать пожар.

Правила пользования электроприборами

•        Если ты почувствовал запах горелой резины, увидел задымившийся проводок или заметил, что розетка или вилка электрического шнура при работе нагреваются, немедленно сообщи об этом взрослым, попроси вызвать мастера-электрика.

•        Не забывай выключать электроприборы из розетки. Причиной пожара может стать наша забывчивость, невнимательность, торопливость.

Ты, наверное, знаешь, что есть вещества, которые могут легко загореться. Это легковоспламеняющиеся жидкости: бензин, керосин, нефть. Эти вещества следует держать подальше от огня, так как они могут мгновенно вспыхнуть. Погасить горящие нефть, бензин или керосин водой невозможно — эти жидкости легче воды, поэтому они продолжают гореть, всплыв на поверхность воды. Как ты думаешь, чем их можно потушить? Их тушат песком или специальной смесью. Люди придумали специальные приборы — огнетушители, которые есть в каждом учреждении, в транспорте и пр.

Огнеопасны и такие жидкости, как лаки, краски, ацетон, спирт, жидкие масла. Обращаться с этими веществами следует очень осторожно. Их нельзя хранить в кухне и на балконе.

Как ты думаешь, почему? Правильно, на кухне горит газ на плите, здесь часто зажигают спички. А на балкон может залететь непотушенный окурок с другого балкона, кусочек неразорвавшейся петарды во время праздничного салюта. Придя в соприкосновение с горючими жидкостями, они могут вызвать пожар или даже взрыв. Такие пожароопасные жидкости хранят в специальных бутылках, банках в металлических шкафчиках, подальше от огня.

Вопросы и задания

—        Когда огонь можно назвать «Огонь — наш друг»?

—        Когда мы говорим «Огонь — наш враг»?

—        Перечисли, что может стать причиной пожара.

—        Какие горючие жидкости ты знаешь?

—        Почему бензин, керосин, нефть не тушат водой?

—        Что тушат водой?

—        Почему горючие вещества нельзя хранить на кухне?

—        Почему горючие вещества нельзя хранить на балконе?

Пословицы

От искры сыр-бор загорается.

Огонь не вода — охватит, не выплывешь. Не шути с огнем, обожжешься.

Загадки

Если дом горит, тогда Пригодится нам... (вода).

Он горючий, он летучий, Для машин необходим, Но опасным он бывает И пожары вызывает, Называется... (бензин).

Невелик коробок, А пожар приволок.

(Коробок спичек)

Тема: «О правилах пожарной безопасности»

Цель: ознакомиться с правилами противопожарной безопасности

Ход беседы:

— Ты уже знаешь, что огонь очень нужен людям, но обращаться с ним следует осторожно, чтобы не произошел пожар. Пожар — это большая беда, которая может случиться где угодно: в квартире, загородном доме, на природе. Давай вспомним, что может стать причиной пожара.

Очень опасны лесные пожары. Лесной пожар может случиться от молнии при грозе, но это происходит редко. Чаще причиной лесных пожаров являются брошенные человеком горящая спичка или непотушенная сигарета, незатушенный костер. Небольшое пламя можно затоптать ногами или засыпать землей. С большими лесными пожарами справляются пожарные, использующие специальную технику, самолеты и вертолеты.

Испытав силу огня и большие беды, которые оставляет после себя пожар, люди придумали правила пожарной безопасности, знание и соблюдение которых обязательны для всех.

Создана специальная Государственная противопожарная служба. Людей, которые борются с пожарами, называют пожарными. Профессия пожарного очень почетна и уважаема. Представители этой профессии — смелые и отважные люди, их награждают почетными званиями и наградами.

Правила пожарной безопасности

•        Не Играй со спичками и зажигалками — это может стать причиной пожара.

•        Нельзя сушить вещи над плитой, они могут загореться.

•        Ни в коем случае не зажигай дома фейерверки, свечи или бенгальские огни (это лучше делать на улице и только вместе с взрослыми).

•        В деревне или на даче без взрослых не подходи к печке и не открывай печную дверцу. От выпавшего уголька может загореться дом.

•        В лесу нельзя баловаться со спичками, поджигать траву, ветки, устраивать костер.

•        Если дом наполнился дымом, надо открыть входную дверь.

•        Обязательно следует оповестить о пожаре соседей.

•        Нельзя заливать горящие электроприборы водой. Сначала нужно обесточить их — отключить от сети, а затем накрыть горящий предмет плотным одеялом.

•        При первых признаках пожара нужно позвонить по номеру телефона «01».

Вопросы

—        Как называются людей, которые борются с пожарами?

—        Почему работу пожарного называют опасной?

—        Чем отличается пожарная машина от обычного автомобиля?

—        Если в доме случился пожар, каким образом можно вызвать пожарных?

Загадки

Он красив и ярко-красен,

Но он жгуч, горяч, опасен!

(Огонь)

Шипит и злится,

Воды боится.

(Огонь)

Маленький конек,

Вместо гривы — огонек.

(Спички)

Мчится кран со стрелой

На большой машине,

Чтоб смогла пожар любой Погасить дружина.

(Пожарная команда)

Накормишь — живет, Напоишь — умрет.

(Огонь)

С огнем бороться мы должны — Мы очень людям всем нужны, С водою мы напарники, Так кто же мы? (пожарные).

Я мохнатый, я кудлатый,

Я зимой над каждой хатой, Но нигде, нигде меня Не бывает без огня

(Дым)

Тема: «Правила поведения при пожаре»

Цель: ознакомиться с правилами поведения при пожаре

Ход беседы:

— Ты, конечно, знаешь, что все в мире обозначается словами, которые ты слышишь, а скоро научишься их читать и писать. Есть слова, которые не обозначают предметы или явления, но Играют большую роль в жизни человека. Ты часто их слышишь: «можно», «нельзя», «правила». Подумай и объясни, для чего нужны эти слова; приведи примеры, когда ты их слышал или сам употреблял в речи.

Человек придумал и установил много правил для удобства и безопасности в каждой конкретной ситуации. Сегодня мы поговорим о правилах поведения при пожаре. Эти правила необходимо знать, даже если тебе никогда не придется столкнуться с этой опасной ситуацией.

Как ты понимаешь выражение: «С огнем не Играй, пожар не затевай»? Назови причины, по которым может возникнуть пожар.

Правила поведения при пожаре

•        Если произошел пожар, нужно сразу позвонить по телефону «01» и сообщить о пожаре, указав точный адрес (улица, номер дома, номер квартиры, этаж).

•        Если есть возможность выйти из квартиры, следует оповестить о пожаре соседей, позвать на помощь.

•        Если в комнате много дыма, дышать легче внизу, лежа на полу, но ни в коем случае нельзя прятаться под кроватью или в шкафу.

•        Если невозможно выйти из квартиры через дверь, можно воспользоваться балконной пожарной лестницей или оставаться на балконе, плотно закрыв за собой дверь, в ожидании помощи.

Вопросы и задания

—        Попробуй объяснить правила безопасности при пожаре.

—        Представь, что мальчик оказался в помещении, где возник пожар. Что он должен сделать? (Позвонить по телефону «01» и позвать на помощь.) Что мальчик должен сказать, позвонив по телефону «01»? (Он должен сказать, что дома пожар, и назвать свой адрес.) А ты знаешь свой адрес? Назови его.

—        Если в помещении нет телефона или он не работает, нужно открыть окно и позвать на помощь. Но становиться на подоконник нельзя — можно потерять равновесие. Что может при этом произойти? Сформулируй правило. (Вылезать из окна нельзя — можно упасть.)

—        Запомни — в ожидании спасателей можно стоять возле окна или на балконе, плотно прикрыв за собой дверь. Горячий воздух, например дым, легче холодного. Он поднимается вверх, а внизу остается холодный воздух, им легче дышать. Сформулируй правило. (В задымленной комнате легче дышать лежа на полу.)

—        В комнату вошли родители или спасатели. Они не могут найти мальчика, так как он спрятался. Сформулируй правило. (Во время пожара нельзя прятаться.)

—        Запомни: когда придут спасатели (пожарные), не пугайся и вы-полняй все их указания. Если ты попал в больницу, обязательно сообщи об этом родителям, чтобы они не волновались.

Загадки

Если дым валит клубами,

Пламя бьется языками, И огонь везде, и жар. Это бедствие... (пожар).

Маленький конек,

Вместо гривы — огонек.

(Спички)

Тема: «Небезопасные зимние забавы»

Цель: ознакомиться с опасностями зимних забав

Ход беседы:

О чем рассказать ребенку

— Зима — чудесное время года! Зимой замерзают все водоемы, в ко торых мы купались летом. Какие зимние игры и виды спорта ты знаешь?

Дети любят кататься на ледяных горках и по льду на коньках. В на чале зимы, когда лед еще не окреп, выходить на него нельзя. Даже в сильные морозы находясь на льду водоема, надо помнить правила безопасности:

•        в начале зимы лед наиболее тонкий и легко ломается со звонким треском, выходить на него опасно;

•        в начале весны лед ломается бесшумно, и выходить на него также опасно;

•        лучше двигаться по льду по тропинкам и оставленным следам, с помощью палки прощупывая перед собой путь.

Вопросы, задания, обсуждение ситуаций

—        В какие игры больше всего любят Играть дети зимой?

—        Катание с ледяных и снежных горок очень нравится многим ребятам. Подумай и ответь: что может произойти, если ты будешь заходить на горку с той стороны, с которой все съезжают? Сформулируй первое правило катания с горки.

—        Представь такую ситуацию. Ты скатился с горки, на которой катаются еще много ребят, и остался полежать на снегу — отдохнуть. Что может произойти в этом случае? Сформулируй второе правило катания с горки.

—        Запомни еще одно правило — скатываться с горы головой вперед опасно.

Правила игры в снежки

•        Снежки лучше лепить в варежках. (Объясни почему.)

•        Нельзя целиться снежком в голову и лицо. (Что может произойти в этом случае?)

•        Нельзя кидаться обледенелыми снежками или кусками льда. (Чем это опасно?)

Загадка

Кто, угадай-ка,

Седая хозяйка?

Тряхнет перинки —

Над миром пушинки.

(Зимушка-зима)

Тема: «Поведение ребенка на детской площадке»

Цель: ознакомиться с принципами безопасного поведения на детской площадке.

Ход беседы:

— Вспомни и расскажи, какая у вас во дворе детская площадка, что на ней расположено.

Расскажи, в какие игры ты больше всего любишь Играть на детской площадке.

Расскажи, происходят ли какие-то изменения на детской площадке летом и зимой.

Детские площадки в жилых районах городов и поселков проектируют, строят и оборудуют дизайнеры-конструкторы, инженеры, строители. На всех площадках есть качели и карусели. Они разные по форме и цвету, но правила, которые необходимо соблюдать, катаясь на них, едины.

Правила безопасности на качелях

•        Если качели тяжелые (например, железные), нельзя спрыгивать на лету — ты можешь не успеть отбежать, и тогда качели ударят тебя прямо в затылок или спину.

•        Если ты любишь сам раскачивать качели, то должен помнить: если их толкнуть посильнее и не поймать, качели могут ударить тебя прямо в лицо.

•        Не бегай рядом с качелями! Может случиться так, что другой ребенок не успеет затормозить и вы оба получите травмы.

•        Пластмассовые качели тоже небезопасны: если ты на них сильно раскачаешься, то, наклонившись вперед, можешь легко перевернуть сиденье своим весом.

•        В зимнее время держись особенно крепко за поручни качелей. На руках у тебя обязательно должны быть рукавички или перчатки — они предохранят руки от примораживания к железным поручням.

Правила безопасности на каруселях

•        Нельзя слезать с карусели, пока она крутится, так как следующее сиденье продолжает двигаться и может сильно ударить тебя, если ты не успеешь отбежать.

•        Нельзя бежать по кругу, взявшись за сиденье, и раскручивать пустую карусель, а потом вдруг резко остановиться — следующее сиденье может тебя ударить.

•        Нельзя вставать на сиденье ногами, так как при движении можно потерять равновесие и, падая, удариться лбом.

Задания

—        Игры в песочнице летом — очень интересное занятие. Придумай, как и во что можно Играть с песком.

—        Зимой дети любят Играть со снегом. Какие игры со снегом ты знаешь?

—        Составь и нарисуй план-схему детской площадки, на которой ты гуляешь. Отметь место, где безопасно кататься на велосипеде.

Тема: «Психологическая безопасность, или Защити себя сам»

Цель: ознакомить с основами психологической безопасности.

Ход беседы:

—        Все люди разные по цвету кожи, волос и глаз, по росту и по строению фигуры. Но все они в различных ситуациях испытывают чувства радости, удивления, злости или печали.

Слышал ли ты такие слова: «чувства», «эмоции»? Чувства человека проявляются в эмоциях. Представь, что тебе очень радостно. Что может тебя порадовать? Расскажи, как ты проявляешь чувство радости.

Задание

— Возьми карандаш и нарисуй своих любимых сказочных героев, а потом расскажи, какие они. Подумай, что могло бы их огорчить или обрадовать.

 

Тема: «Как устроен мой организм»

Цель: ознакомить с наиболее важными фактами о строении человеческого организма

Ход беседы:

— Тело человека устроено таким образом, чтобы он мог устойчиво держаться на ногах. Его голова может поворачиваться вправо и влево, благодаря чему человек видит, что происходит вокруг. На голове расположены глаза, которыми человек видит, уши, которыми он слышит, нос, с помощью которого человек ощущает запахи, язык во рту, с помощью которого он чувствует вкус пищи.

У человека ловкие и гибкие руки; кисти рук заканчиваются пятью пальцами, которыми удобно держать карандаш, ложку, расческу и многое другое. Ноги человека — длинные и крепкие, они удерживают и передвигают тело; заканчиваются ноги ступнями — для лучшей опоры.

Внутри грудной клетки, защищенной ребрами, расположен замечательный орган, который помогает нам жить, — сердце. Приложи руку к левой стороне груди и послушай, как оно бьется. Сердце человека невелико, размером чуть больше его кулака. Оно все время сжимается и разжимается, не останавливаясь ни на минуту. Все остальные органы человеческого тела работают то активнее, то медленнее, а иногда вообще отдыхают.

Подумай, какие органы отдыхают и когда? (Глаза, уши, когда человек спит.)

Сердце трудится не переставая как мотор или насос, перегоним кровь. Наше тело пронизано густой сетью сосудов — трубочек, по НИМ кровь разносит по всему телу полезные вещества, необходимые ДЛЯ питания организма, а значит, и для жизни. Когда человек устает, с ГО телу надо больше энергии и биение сердца ускоряется. Когда человек спокоен или отдыхает, ему требуется меньше энергии и сердце гоже может отдохнуть и биться помедленнее.

Если ты только что бегал, как будет биться твое сердце? А кик оно бьется после сна?

Сердце — очень важный орган. Его нужно беречь и укреплять. Игры, прогулки, работа на свежем воздухе, занятия физкультурой, катание на коньках, плавание, утренняя гимнастика, ходьба и бег укрепляют сердце.

Вопросы и задания

— Почему руки называют первыми помощниками человека?

— Наше тело хрупкое или прочное? Почему его нужно беречь?

— От чего нужно беречь глаза (уши, нос)?

— Вспомни и перечисли правила, которые надо соблюдать, чтобы не болеть. (Мыть руки, умываться и чистить зубы, содержать свои вещи в чистоте и др.)

— Нарисуй и раскрась сердце.

Игры

Настольно-печатные игры: «Предметы гигиены», «Гигиена и здоровье», «Пирамида здоровья».

Тема: «Соблюдаем режим дня»

Цель: ознакомить детей с необходимостью соблюдения режима дня.

—        Знаешь ли ты, что организм человека имеет одну особенность, о которой нельзя забывать: он старается соблюдать свое внутреннее расписание и страдает, если этот порядок нарушается. Например, ты заИгрался и совсем забыл, что уже время обедать. И вдруг что-то начинает беспокоить в животе, посасывать в желудке, урчать в кишечнике. Это твой организм дает сигнал, что пора обедать. Или вечером ты рассматриваешь интересную книжку и вдруг зеваешь, глаза начинают слипаться. Это организм сообщает, что он устал и пора спать.

В природе все повторяется в определенной последовательности, как и в режиме дня. Растения и животные приспосабливаются к смене времени суток и года. Ночью все живое спит: не поют и не летают птицы, некоторые цветы закрываются на ночь, а утром снова распускаются. Бурый медведь с наступлением холодов впадает в зимнюю) спячку. Заяц каждую осень сменяет свою серую шубку на белую, чтобы зимой быть незаметным на белом снегу.

Человек тоже реагирует на изменения окружающей среды. Его «внутренние часы» (биоритмы) подсказывают, в какое время можно потрудиться, а когда необходимо отдохнуть, поесть, чтобы восстановить силы. Если их не послушаться, можно заболеть, так как организм ослабнет и не сможет бороться с различными инфекциями. Вот почему очень важно соблюдать режим дня.

Вопросы и задания

—        Расскажи о своем режиме дня, отвечая на вопросы.

—        В какое время ты утром просыпаешься? Что делаешь? (Зарядка, умывание, завтрак, одевание.)

—        В какое время ты завтракаешь, обедаешь, полдничаешь, ужинаешь?

—        Перечисли основные блюда, которые ты ешь на завтрак, на обед и ужин.

—        В какие игры во время прогулки ты Играешь со своими друзьями?

— Назови свои любимые телепередачи.

— Что необходимо делать перед сном?

— В какое время ты ложишься спать?

— Расскажи о том, что такое режим дня и для чего он нужен.

Наблюдения, экспериментирование

Летом понаблюдайте с ребенком за тем, в какое время закрывают свои лепестки разные цветы.

Тема «Бережем свое здоровье, или Правила доктора Неболейко»

Цель: ознакомить детей с основными правилами, помогающими сохранить здоровье.

Ход беседы:

— Тебе, наверное, приходилось слышать, как взрослые говорят: «Врачи — наши друзья». Объясни это выражение.

А теперь познакомься: это доктор Неболейко (Показ иллюстрации). Он лечит людей и много знает о болезнях. С помощью микроскопа (увеличительного прибора) он изучает мельчайшие организмы, которые не видны человеческому глазу — микробы. С помощью микроскопа в капле грязной воды можно увидеть множество микробов. Если выпить, такую воду, можно заболеть. Микробы опасны тем, что находятся повсеместно и, попадая в организм человека, могут вызвать болезни.

Но, к счастью, наш организм способен оградить себя от этого.

Во-первых, все наше тело покрыто кожей. Кожа защищает тело от внешних воздействий. Очень много микробов скапливается на наших шерсти наших питомцев.

Запомни правила доктора Неболейко:

•        не тереть глаза грязными руками;

•        не брать пальцы в рот;

•        придя домой с улицы, мыть руки;

•        мыть руки перед едой.

Во-вторых, организм человека обладает защитным механизмом и способен сопротивляться различным инфекциям. Это свойство организма называется «иммунитет». Но у слабого организма и иммунитет слабый.

Для укрепления иммунитета выполняй правила доктора Неболейко:

•        соблюдай режим дня;

•        соблюдай гигиену, содержи вещи и свою комнату в чистоте и порядке;

•        закаляйся: принимай воздушные и солнечные ванны, летом купайся в реке, озере, море; занимайся гимнастикой; принимай душ и т. д.

В-третьих, человек сам должен заботиться о своем здоровье. Доктор Неболейко предупреждает: при кашле и чихании изо рта человека вылетают мельчайшие частички слюны. Больной гриппом человек выделяет с кашлем и чиханием вирус (источник болезни), который передается по воздуху. Вот почему при контактах с больным нужно носить гигиеническую маску, чтобы не заразиться.

Вопросы и задания

—        Тебе приходилось быть на приеме у врача? Расскажи об этом. Где работает врач? (В поликлинике, в больнице.) Как выглядит врач, во что одевается? Как он тебя осматривал, лечил? Какими медицинскими инструментами пользовался?

Подумай и ответь на вопросы.

—        Почему нельзя есть грязными руками?

—        Почему при кашле или чихании надо пользоваться платком или отворачиваться в сторону от тех, кто находится рядом?

—        Почему мух называют разносчиками болезней?

—        Можно ли пить воду из водоема?

Каждый врач имеет свою специализацию.

Продолжи предложения:

—        Врача, который лечит простудные заболевания, заболевание сердца и других внутренних органов, называют... (терапевт).

—        Врача, который лечит ушибы, переломы, делает операции, называют... (хирург).

—        Врача, который лечит заболевания глаз, называют... (окулист).

—        Врача, который лечит заболевания ушей, горла, носа называют... (лор).

—        Врачу помогает... (медсестра).

—        Врача, который лечит животных, называют... (ветеринар).

Правила гигиены

•        Обязательно мой руки перед едой.

•        Утром и вечером умывайся и чисти зубы.

•        Следи за чистотой своего тела, закаляйся.

•        Никогда не ешь снег, сосульки — береги свое горло.

•        Не ешь с чужой тарелки.

•        Не доедай и не допивай чужое.

•        После общения с животными обязательно вымой руки.

•        Содержи свои вещи в чистоте.

•        Если заболел, не бойся вызвать врача — он быстро тебя выломит.

•        Если дома есть больной — надевай маску.

•        Ничего не подбирай с земли.

Стихи, Загадки

Уши

— Доктор, доктор, как нам быть: Уши мыть или не мыть?

Если мыть, то как нам быть: Часто мыть или пореже?

Отвечает доктор: — ЕЖЕ!

Отвечает доктор гневно: ЕЖЕ - ЕЖЕ - ЕЖЕДНЕВНО!

Э. Мошковская

Он вылечит корь, и бронхит, и ангину. Пропишет пилюли и витамины.

(Врач)

Игры и пособия по теме

Сказка К. Чуковского «Доктор Айболит». Игра «Вылечи свою любимую игрушку».

Тема: «О правильном питании и пользе витаминов»

Цель: ознакомить детей с основами правильного питания.

Ход беседы:

—        Чтобы расти и развиваться, человек должен правильно питаться. Расскажи, какие у тебя есть любимые блюда. Попробуй объяснить, в чем разница между «вкусным» и «полезным».

Человек употребляет в пищу разнообразные продукты. Есть продукты полезные и очень полезные.

В продуктах содержатся очень важные для здоровья вещества, которые называют витаминами. В полезных продуктах — овощах, фруктах — больше всего витаминов. Очень полезен черный хлеб, он богат разными витаминами.

Витаминов очень много, но главные из них — это витамины А, В, С, Д.

Витамин А очень важен для зрения, он содержится в моркови.

Витамин В помогает хорошо работать главному нашему органу — сердцу. Его много в овощах, молоке.

Витамин С укрепляет весь организм, делает человека более здоровым, неподверженным простудам. Его много в киви, шиповнике.

Витамин Д укрепляет наши ноги и руки, больше всего этого витамина в рыбьем жире.

Вопросы

—        Что ты больше всего любишь есть на завтрак?

—        Объясни, как ты понимаешь выражение «здоровое питание».

—        Какие витамины ты знаешь? Для чего они нужны?

—        Назови продукты, полезные для здоровья. Расскажи, какие витамины содержатся в этих продуктах.

—        Назови пять полезных для здоровья продуктов питания.

Стихи, Загадки

Никогда не унываю,

И улыбка на лице,

Потому что принимаю

Витамины А, В, С.

Помни истину простую —

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую

Или сок морковный пьет.

Есть за завтраком овсинку.

Черный хлеб полезен нам

И не только по утрам.

От простуды и ангины

Помогают апельсины,

Ну а лучше съесть лимон,

Хоть и очень кислый он.

Л. Зилъберг

Игра «Витамины»

Подготовьте овощи и фрукты (картинки с их изображением): груша, тыква, яблоко, морковь, лимон, помидоры, огурцы, свекла, реп» ка, зеленый лук, капуста, виноград, вишня, черешня, клубника, красная смородина, брусника, сливы, картофель, абрикосы.

Поставьте перед ребенком 4 тарелки, а под ними разложите кар точки с буквами А, В, С, Д. Предложите ребенку разложить овощи и фрукты в соответствии с витаминами, которые в них содержатся, игру сопровождайте рассказами о пользе, вкусовых качествах продуктом.

Игра «Составляем меню»

Предложите ребенку вместе с вами составить меню на обед; сила г, первое и второе блюдо, десерт. Расскажите о продуктах, которые потребуются для приготовления такого обеда. Предложите ребенку веном нить и назвать витамины, которые содержатся в этих продукт

Тема: «Правила первой помощи»

Цель: ознакомить детей с основами первой помощи при несчастных случаях.

Ход беседы:

— Давай поговорим о правилах первой помощи и о том, как нужно себя вести, если произошел несчастный случай.

Первая помощь — это меры, которые может оказать любой человек кому-либо или самому себе при несчастном случае. Каждый человек должен уметь оказывать первую помощь до приезда врачей.

Представь, что мальчик порезался и сразу обратился к маме. Мама оказала ему первую помощь: промыла ранку, аккуратно обработала обеззараживающим средством и перевязала. Как ты думаешь, что произойдет, если не промыть и не перевязать ранку?

Если кто-то сломал руку, то необходимо наложить фиксирующую повязку — это первая помощь до обращения к врачу.

В сильный мороз можно обморозить руку, если нет варежек. Чтобы оказать первую помощь при обморожении, надо очень осторожно согреть руку своими теплыми руками, дыханием, можно потереть тихонечко шерстяной варежкой, а потом наложить ватно-марлевую повязку. Рука будет постепенно отогреваться. Как ты думаешь, что нужно делать, чтобы не обморозить руки или ноги?

Часто в результате удара или падения из носа идет кровь. При этом нельзя сморкаться, запрокидывать голову назад, ложиться на спину. Нужно наклонить голову вперед и на несколько секунд зажать нос большим и указательным пальцами.

Как ты думаешь, зачем нужно оказывать пострадавшему человеку первую помощь?

Подумай и ответь: если ты не знаешь, что нужно делать, или сомневаешься в какой-то ситуации, что лучше предпринять? (Не плакать, не бояться, обратиться к родителям или взрослым и спокойно дождаться врача.)

После оказания правил первой помощи необходимо обратиться к врачу или вызвать скорую помощь по телефону «03».

Игра «Окажи помощь»

ПроИграйте с ребенком некоторые ситуации, используя его любимые игрушки (зайчик, мишка, кукла), поупражняйте его в действиях по оказанию первой помощи.

Тема: «Врачебная помощь»

Цель: ознакомить детей с необходимостью обращения за врачебной помощью.

Ход беседы:

— Ты уже знаешь, что нужно уметь оказывать первую помощь себе или человеку, получившему травму, попавшему в беду. Если травма серьезная, пострадавший обращается в травматологический пункт, где ему оказывают помощь врачи.

Врачебную помощь оказывают специалисты. Например, малыш, засунул в ухо посторонний предмет. Для того чтобы его достать, требуется помощь врача-отоларинголога. Сформулируй правило, которое необходимо соблюдать в Играх с мелкими предметами. (Нельм засовывать предметы в ухо, нос или брать их в рот).

Вот еще один пример. Малыш проглотил посторонний предмет. Для того чтобы обнаружить этот предмет в его организме, нужно сделать рентген. Рентген невидимыми лучами просвечивает тело человека. Врач по рентгеновскому снимку определяет местоположение предмета. Теперь малышу предстоит нелегкая процедура. Что ты по советуешь этому незадачливому мальчику?

Как ты думаешь, если разболелся зуб, можно терпеть зубную боль или нужно срочно обратиться к врачу? Как надо ухаживать за зубами, чтобы они не болели? Что вредно для зубов? (Есть много сладкого, грызть твердые орехи.)

Ты уже знаешь, что существует служба «Скорая неотложная помощь»

Если мама заболеет,

Не волнуйся и не плачь.

Набери «03» скорее,

И приедет к маме врач.

Если что-нибудь случится,

Помощь скорая примчится.

Л. Зильберг

Игра «Скорая помощь»

ПоИграйте с ребенком в «Скорую помощь». Используйте игрушечный телефон для упражнений в наборе номера телефона «03» и вызова врача».

Тема: «Правила безопасного поведения на улицах»

Цель: ознакомить с основными правилами безопасного поведения на улицах.

Ход беседы:

— Улицы устроены так, чтобы всем людям было удобно и комфортно. Давай поговорим о том, как устроена улица. Я начну, а ты дополняй и рассказывай все, что знаешь.

Каждая улица имеет свое название. Дома стоят вдоль улиц, на них есть номера, по которым легко найти нужный адрес. Вдоль улиц расположены тротуары и дороги. На улицах много разных дорожных знаков. Люди — их называют пешеходами — передвигаются по тротуарам, а транспорт — по дорогам. Движение на улице бывает одностороннее или двухстороннее.

Если ты внимательно смотрел на дорогу, то заметил, что на ней много разметок. Иногда дорогу разделяет продольная сплошная или прерывистая белая линия. Как ты думаешь, для чего нужна каждая линия? Что обозначают линии на дороге?

Вдоль улиц на тротуарах устроены остановки для людей, которые пользуются общественным транспортом. На улицах обозначены места для переходов (наземных и подземных).

Дорожный знак в форме синего квадрата, внутри которого расположен белый треугольник с шагающим человечком, устанавливаете и в том месте, где можно переходить дорогу, если на дороге нет полосатой разметки («зебры»).

Правила безопасного поведения на улице

•        На улице нужно быть очень внимательным, не Играть на проезжей части.

•        Прежде чем переходить дорогу по пешеходному переходу «зебра», нужно сначала остановиться и посмотреть налево, затем посмотреть направо и еще раз налево. Если машин поблизости нет, можно переходить дорогу.

•        Дойдя до середины дороги, нужно посмотреть направо. Если машин близко нет, то смело переходить дальше.

•        Переходить через дорогу нужно спокойно. Нельзя выскакивать пи проезжую часть.

•        Даже если загорелся зеленый свет светофора, прежде чем ступить на дорогу, следует внимательно посмотреть по сторонам, убедиться, что все машины остановились.

Вопросы и задания

—        Как называется улица, на которой ты живешь?

—        Какие дома есть на твоей улице?

—        Какое движение на твоей улице — одностороннее или двухстороннее?

—        Где должны ходить пешеходы?

—        Почему нельзя ходить по проезжей части?

—        Что такое «перекресток»?

—        Где и как нужно переходить улицу?

—        Как обозначается пешеходный переход?

—        Как регулируется движение на улице?

—        Какие сигналы светофора ты знаешь?

—        Назови общественный транспорт, который ты знаешь.

Загадки

Не живая, а идет,

Неподвижна, а ведет.

(Дорога)

Опоясал каменный ремень

Сотни городов и деревень.

(Шоссе)

Тема: «Твои помощники на дороге»

Цель: ознакомиться с ориентацией на дороге по светофорам и дорожной разметке.

Ход беседы:

—        На улицах, дорогах, площадях все устроено таким образом, чтобы было удобно и пешеходам, и водителям транспорта. Ты, наверное, обращал внимание на то, как много на улицах всевозможных указателей, по которым можно ориентироваться. Для безопасности пешеходов главными являются светофор и знаки, подсказывающие, где можно переходить улицу. Эти знаки можно назвать помощниками — они помогут тебе, если ты знаешь их значение.

Светофор — это специальный прибор, который регулирует движение транспорта и пешеходов. Если на перекрестке нет светофора, то там можно увидеть постового-регулировщика. Он управляет дорожным движением, выполняя определенные действия руками. Если регулировщик поднял руку вверх, это равносильно желтому сигналу светофора и означает «Внимание!».

Вопросы и задания

—        Какие дорожные знаки есть на улице, на которой ты живешь? Для чего они предназначены? Что означают?

—        Как называется часть дороги, предназначенная для перехода? (Пешеходный переход.)

—        Наземный пешеходный переход называют «зебра». Как ты думаешь, почему?

—        На этом дорожном знаке в белом треугольнике с красной окантовкой изображен идущий по «зебре» человек. (Показ иллюстрации.) Это — знак для водителей, он предупреждает их о том, что впереди находится пешеходный переход, поэтому нужно быть внимательным и, если нет светофора, пропустить пешехода.

Вот еще два дорожных знака, которые ты должен запомнить.

На этом знаке человечек шагает вверх по ступенькам знак называется «Наземный пешеходный переход» (Показ иллюстрации) . Такие переходы, как мосты, возвышаются над дорогой,

На этом знаке человечек шагает вниз по ступенькам. Знак называется «Подземный пешеходный переход» (Показ иллюстрации). Такие переходы находятся под землей.

—        Сколько у светофора «цветных глаз»? Что они означают?

—        Что означает красный сигнал светофора? (Запрещено идти)

—        Что означает желтый сигнал светофора? (Приготовься к переходу)

—        Что означает зеленый сигнал светофора? (Можно переходить дорогу)

Запомни! Если ты потерялся или затрудняешься перейти улицу, то обратись к сотруднику дорожно-патрульной службы или к любому взрослому. Тебе обязательно помогут, если ты вежливо и понятно объяснишь свою просьбу.

Игра

Предложите ребенку построить на столе макет дороги с игрушечными машинками или кубиками и провести любимую куклу или игрушку по улицам, объясняя, где безопасно переходить улицу.

Тема: «Дорожные знаки»

Цель: ознакомить детей с дорожными знаками.

Ход беседы:

—        Как ты думаешь, для чего придуманы дорожные знаки? Назови дорожные знаки, которые ты знаешь. Как они выглядят? Где они устанавливаются?

По улицам помимо машин движутся автобусы, троллейбусы и трамваи. Существуют специальные знаки, которые указывают места их остановок.

Вот знак: красный круг, внутри которого изображен идущий человек; перечеркнутый красной линией (Показ иллюстрации). Он называется «Движение пешеходов запрещено», этот знак устанавливается на строительных площадках, куда посторонним заходить опасно. В этих местах ездят тяжелые самосвалы, работают экскаваторы; можно не заметить и провалиться в глубокую яму (котлован) или угодить в какой-нибудь горячий раствор.

Вот еще один знак: в синем круге изображен велосипед (Показ иллюстрации). Как ты думаешь, что он может означать? Этот знак называется «Велосипедная дорожка». По этой дорожке нельзя ездить автомобилям. А вот пешеходы при отсутствии тротуара могут ходить по этой дорожке.

Есть дорожные знаки, которые относятся к знакам сервиса (обслуживания). Попробуй самостоятельно определить, что означает каждый знак.

Знак «Пункт первой медицинской помощи» — информирует о том, что неподалеку располагается медицинский пункт.

Знак «Пункт питания» — информирует о том, что рядом находится кафе.

Знак «Телефон» — информирует о том, что неподалеку находится телефон и можно позвонить.

Знак «Место отдыха» — говорит о том, что неподалеку есть место, где можно остановить машину и отдохнуть.

Вопросы и задания

—        Зачем нужны дорожные знаки?

—        В каких местах устанавливается знак «Дети»?

—        Используя цветную бумагу, с помощью аппликации изготовь несколько дорожных знаков для игры.

Загадки, стихотворения

По обочине дороги,

Как солдатики стоят,

И мы строго выполняем,

Все, что нам они велят.

(Дорожные знаки)

Город, в котором с тобой мы живем,

Можно по праву назвать букварем,

Вот она, азбука, — над головой:

Знаки навешаны вдоль мостовой!

Азбукой улиц, проспектов, дорог

Город дает нам все время урок.

Азбуку города помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда.

Я. Пишумов

Тема: «Безопасное поведение в транспорте»

Цель: ознакомить детей с правилами безопасного поведения в транспорте

Ход беседы:

—        Подумай и ответь на вопросы.

—        Как называются люди, которые управляют транспортом? (Водители.)

—        Как называются люди, которые ходят по улицам? (Пешеходы)

—        Как называются люди, которые едут в транспорте? (Пассажиры)

В правилах дорожного движения записано, что водители, пешеходы и пассажиры являются участниками дорожного движения. А это значит, что все люди без исключения должны выполнять эти правила.

—        Какие виды транспорта ты знаешь?

Для проезда в транспорте пассажиры пользуются проездными билетами. Расскажи: как выглядят билеты и как оплачивается проезд транспорте?

—        Что происходит с теми пассажирами, которые не заплатили за проезд? Как их шутливо называют?

—        В транспорте ты можешь увидеть два знака (мама с ребенком человек с тростью, а сверху красный крест), означающих, что о места предназначены для пассажиров с маленькими детьми и для инвалидов. Им нужно уступить место.

—        Ты уже когда-нибудь уступал в транспорте место другому пассажиру?

Правила поведения в транспорте:

•        Садиться в автомобиль и выходить из него следует только со стороны тротуара или обочины и обязательно после его полной остановки.

•        В движущемся автомобиле нельзя открывать двери.

•        Дети в возрасте до 12 лет должны ездить только на заднем сиденье в специальном кресле.

•        Все пассажиры должны обязательно пристегиваться ремнями безопасности.

Метро — вид общественного транспорта, в котором есть свои правила поведения. Например, нельзя бегать по эскалатору. Объясни, почему нельзя бегать по ступеням эскалатора.

Вдоль края платформы, где люди ожидают прихода поезда, есть светлая полоса — ограничительная линия. Для чего она нужна? Что может произойти, если во время движения поезда стоять у самого края платформы?

Правила поведения в метро

•        На эскалаторе нужно стоять справа лицом по направлению движения и держаться за поручень.

•        Нужно быть внимательным и соблюдать осторожность при входе и выходе с эскалатора.

•        Ожидая поезд, нельзя подходить близко к краю платформы, заступать за ограничительную линию; бросать что-либо на рельсы, заглядывать вниз.

Вопросы

—        Где должен находиться пассажир, ожидающий транспортное средство?

—        Как пассажир должен себя вести на остановке?

—        Какие Правила поведения в транспорте ты знаешь?

Загадка

Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро в час любой

Проведу вас под землей.

(Метро)

Тема: «Правила поведения на природе»

Цель: ознакомить с основами безопасного поведения на природе

Ход беседы:

—        Мир природы очень разнообразен и чрезвычайно интересно устроен. В природе все взаимосвязано. Давай проследим одну из цепочек взаимосвязей.

—        Для того, чтобы жить, человеку нужно дышать свежим воздухом, в котором много кислорода. При каждом выдохе человека выделяется углекислый газ.

—        Растения, деревья поглощают углекислый газ и выделяют кислород, так необходимый человеку.

—        Листочки цветов и деревьев поедают многочисленные насекомые гусеницы и червячки. При этом растения могут погибнуть.

—        Птицы питаются гусеницами, червяками, тем самым спасая растительный мир от гибели.

Ты знаешь, что такое Красная книга? Это документ, в который внесены все редкие животные и растения, находящиеся на грани исчезновения, то сеть те, которых на Земле осталось очень мало и их необходимо сохранять. Сохранение природы во многом зависит от человека

Подумай и ответь: что нужно делать, чтобы редкие животные и растения не исчезли?

Например, есть очень красивое лесное растение — ландыш. Ландыши — не только очень красивые цветы с приятным запахом, они еще и целебные: из них делают лекарство. Но, к сожалению, каждый стремится сорвать весной хотя бы маленький букетик ландышей, не задумываясь о том, что ландыши внесены в Красную книгу.

Ты уже знаешь, что в лесу растет много грибов. Одни из них — съедобные, другие — несъедобные. Несъедобные грибы мы не употребляем в пищу, но они нужны лесу. Некоторые животные едят эти грибы и лечатся ими. Поэтому, когда увидишь в лесу несъедобный гриб, не топчи, не сбивай его палкой.

В лесу можно увидеть большие муравейники. Как ты думаешь, почему муравьев называют санитарами леса? Они уничтожают миллионы насекомых, которые губят лес. А лес — это множество различных деревьев, кустарников, целебных растений и трав.

Вопросы и задания

—        Давай вместе построим обратную цепочку взаимосвязей и закончим предложения.

—        Если не будет птиц, гусеницы и насекомые... (съедят листочки деревьев).

—        Если у деревьев не будет листьев, они не смогут... (выделять кислород).

—        Если в воздухе не будет достаточно кислорода, человек... (может погибнуть).

—        Если не будет в лесу муравьев, лес... (начнет погибать).

—        Если деревья в лесу погибнут, человеку будет трудно... (дышать).

Правила поведения на прогулке в лесу, парке, на лугу:

•        Старайся ходить только по тропинкам и дорожкам. Помни: в траве много маленьких животных, они почти незаметны, и их можно нечаянно раздавить.

•        Не шуми в лесу, в парке. Помни: крик и громкая музыка пугают лесных жителей, и они покидают свои домики.

•        Не рви цветы в лесу, на лугу, а любуйся их красотой. Помни: сорванные растения быстро погибнут и не дадут семян. Не будет семян — не будет и новых цветущих растений.

•        Не лови бабочек. Они украшают природу и опыляют растения. Помни: бабочку легко погубить. Достаточно подержать бабочку в руке, как с ее крылышек опадут необходимые ей чешуйки, и она не сможет больше летать.

•        Не разрушай муравейники. Муравьи по хвоинке, по соломинке долго строят свой дом — муравейник. Любой труд надо уважать. А еще муравьи — санитары леса. Они не дают размножаться насекомым, которые губят лес.

•        Не сбивай несъедобные грибы. Помни: эти грибы тоже очень нужны лесу, животные едят их и лечатся ими.

•        Не трогай птичьи гнезда. Если ты увидел гнездо с яйцами или птенцами, то постарайся тихо уйти. Помни: ты можешь ненароком испугать птицу, и она бросит гнездо.

•        Не лови в лесу зайчат, ежат, бельчат и других животных. Помни: эго лесные жители. Им будет плохо в квартире рядом с человеком, лес их родной дом.

•        Не рви паутину, а понаблюдай за тем, как паук охотится. Помни: паук-крестовик — полезное животное, он поедает комаров, мух и других насекомых.

•        Не разжигай в лесу костер. Помни: там, где разводили костер, 5 лет не сможет расти трава.

Стихи

Кузнечик

Он прыгнул на дорогу...

А я уж ставил ногу

И чуть не наступил!

И чуть я не убил!

Как подпрыгнул тот кузнечик, Он веселый, он живой!

Хорошо, что я заметил!

Хорошо, что он живой!        г

Э. Машковская

Заботливый доктор

Заботливый доктор по лесу летает.

Он любит деревья, он их исцеляет.

Стучит своим клювом «Тук- тук» аккуратно.

Все знают в лесу очень скромного... (дятла).

Л. Пилипенко

Тема: «Опасные насекомые»

Цель: ознакомить детей с опасными насекомыми

—        Вспомни и назови насекомых, которых ты знаешь.

Среди множества насекомых есть опасные для человека: осы, шершни, комары, москиты, клещи и др.

Правила поведения при встрече с опасными насекомыми

•        Не маши руками перед осами, пчелами. Раздраженная оса или пчела может ужалить.

•        Не тревожь осиное или пчелиное гнездо. Осы, пчелы, шершни, которых вспугнули, собираются всем роем и в целях собственной защиты жалят своего обидчика.

•        Собираясь отдыхать на природе, не следует пользоваться духами или косметикой с сильным запахом — пахучие вещества насекомые воспринимают как сигнал бедствия и могут напасть.

•        Не давай сесть на себя оводам и слепням. Слепни и оводы очень навязчивы. Спугнешь слепня — он снова садится. Слепни любят жаркую солнечную погоду, обычно держатся по берегам рек и озер. Оводы вьются рядом с крупными животными: коровами, лошадьми. Необходимо использовать препараты от укусов и отпугивающие этих насекомых средства.

•        После прогулки в лесу надо внимательно осмотреть свое тело и волосы и, если обнаружишь клеща, попросить взрослого удалить его. Клещи любят влажные затемненные места с высокой травой. Они цепляются к одежде человека или шерсти животных. Если такого клеща не снять вовремя с одежды, он заползает под нее, в укромные места: в волосы, на шею, за уши, под мышки.

Вопросы и задания

—        Отгадай Загадки.

В лесу у огня

Суетня, беготня.

Народ рабочий

Весь день хлопочет.

(Муравьи)

Летит, пищит,

Ножки длинные тащит.

Сядет и укусит,

(Комар)

Красный маленький жучок,        

В пятнах спинка-сундучок.

С черной крошечной головкой,

Это... (божья коровка).        

Л. Пилипенко

—        Как одним словом можно назвать эти живые существа? (Насекомые)

—        Найди вместе с родителями картинки с изобретением опасных насекомым, внимательно рассмотри их.

Тема: «Ядовитые растения»

Цель: ознакомить детей с ядовитыми растениями.

—        Среди множества растений есть лекарственные и ядовитые. К лекарственным растениям относятся: подорожник, зверобой, одуванчик, глухая крапива, тысячелистник, календула, шалфей и многие другие.

Ядовитые растения надо очень хорошо знать: как они выглядят и чем опасны.

•        Борщевик выделяет ядовитое вещество, которое сильно обжигает кожу.

•        Ворье лыко и вороний глаз — красивые ягоды, но они ядовитые, ими можно отравиться.

•        Лютик едкий в народе называют «куриная слепота», его сок вызывает зуд в глазах и даже потерю зрения.

•        Дурман цветет с июня до самой осени крупными белыми одиночными цветами. Дурман — одно из наиболее ядовитых растений.

Ядовитые растения никогда нельзя трогать.

Тема: «Не все грибы съедобны»

Цель: ознакомить детей с несъедобными, ядовитыми грибами.

Ход беседы:

—        В лесу растет множество самых разных грибов. Человек употребляет их в пищу. Грибы вкусные, полезные, из них можно приготовить много разнообразных блюд.

Однако не все грибы съедобны, есть ядовитые грибы, опасные для человека. Некоторые ядовитые грибы внешне очень похожи на съедобные, поэтому нужно быть внимательным и помнить о тех деталях, которые их отличают. Например, у осеннего опенка (съедобный гриб) под Шляпкой есть пленочка-«юбочка», а у ложного опенка (ядовитый гриб) ее нет.

Правила, которые следует соблюдать при сборе грибов

•        Нельзя срывать незнакомые грибы.

•        Не следует собирать очень маленькие грибы.

•        Нельзя брать старые грибы с большими дряблыми шляпками, они не годятся в пищу и могут нанести вред здоровью.

•        Грибы следует срезать ножом, а не вырывать, чтобы не разрушить грибницу.

Вопросы и задания

—        Какие съедобные грибы ты знаешь? Опиши их.

—        Ты помнишь, как выглядит белый гриб? Опиши его.

—        Очень похож на белый гриб ядовитый желчный (сатанинский) гриб. Уточни у взрослых, чем этот гриб отличается от съедобного белого. и запомни.

—        Запомни, как выглядят съедобные и ложные, ядовитые опята. Чем отличаются ложные опята от съедобных опят? (У ложных опят нет кольца на ножке.)

—        Рассмотри изображения ядовитых грибов и постарайся запомнить, как они выглядят. (Мухомор, сатанинский гриб, желчный гриб, вонючий мухомор, бледная поганка, ложный опенок.) Эти грибы несъедобные!

—        Подумай, зачем надо оставлять несъедобные грибы в лесу, кому они могут понадобиться.

Загадки

Землю пробуравил,

Корешок оставил,

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся.

(Гриб)

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых,

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я... (подосиновик).

Нет грибов дружней, чем эти,

Знают взрослые и дети —

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу.

(Опята)

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек.

Собирай, не мешкай — Это... (сыроежки).

Растут в лесу сестрички, Рыжие... (лисички).

Возле леса, на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как

Петрушка, Ядовитый... (мухомор).

Тема: «Правила поведения при грозе»

Цель: ознакомить детей с правилами поведения при грозе.

Ход беседы:

—        Ты уже не раз наблюдал такие природные явления, как дождь, гроза. Что ты знаешь о грозе? Какие чувства вызывает у тебя гроза?

Гроза — это природное явление, при котором на небе появляются яркие вспышки света — молнии, сопровождаемые громким раскатистым звуком — громом.

Молнии — это электрические разряды, возникающие между облаками и землей. Они могут вызвать пожары, расщепить деревья, в самых опасных случаях стать причиной гибели животных и людей. Чаще всего молнии ударяют в предметы, возвышающиеся среди других. В городе, в деревне — это башни, высокие здания, заводские трубы. На них для защиты от молний ставят громоотводы (молниеотводы). В поле, на лугу, на открытых местах молнии часто ударяют в отдельно стоящие деревья, стога сена и столбы.

Гром безопасен. Он гремит, когда опасность от молнии уже миновала. После грозы летом можно увидеть радугу, которая появляется в той стороне, куда ушел дождь. Дуга радуги всегда на стороне, противоположной солнцу. Цвета радуги всегда располагаются в определенной последовательности: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Вопросы и задания

—        В какое время года обычно бывают грозы? (Летом.)

—        Какие природные явления чаще всего сопровождают грозу? (Ветер, дождь, гром, молнии.)

—        Что бывает после грозы? (Радуга.)

—        Назови дерево, в которое реже всего попадает молния. (Береза.)

—        Нарисуй радугу, назови последовательность цветов в ней.

Правила поведения во время грозы

•        Во время грозы нельзя прятаться под одинокими высокими деревьями, укрыться можно под низкорослыми кустарниками. Если нет укрытия — нужно лечь на землю.

•        Во время грозы нельзя бежать: считается, что быстрое движение, «притягивает» молнию.

•        Во время грозы нельзя купаться, ловить рыбу, находиться на берегу у воды.

•        Во время грозы нельзя пользоваться мобильным телефоном, электроприборами, следует отключить телевизор и радио.

•        Если гроза началась, когда вы ехали в автомобиле, не нужно из него выходить, безопаснее остановиться и в нем переждать грозу.

•        Во время грозы нельзя дотрагиваться до металлических предметов.

•        Во время грозы нужно закрыть окна и двери, чтобы не создавать сквозняков.

Стихи и Загадки

Начинается гроза,

Потемнело в поддень,

Полетел песок в глаза,

В небе — вспышки молний.

Ветер треплет цветники

На зеленом сквере,

В дом ворвались сквозняки,

Распахнулись двери.

А. Барто

Сердитый гром

Кто сидит в огромной туче

И стучит там молотком?

Это грозный гром гремучий.

Убегайте, дети, в дом.

«Если только захочу,

Стрелы с неба запущу.

Оболью дождем холодным,

Всех до нитки промочу!

Убегайте, дети, в дом!» —

Заворчал сердитый гром.

Л. Пилипенко

— Отгадай Загадки и нарисуй отгадки к ним.

Меня никто не видит, но всякий слышит. А спутницу мою всякий может видеть, но никто не слышит. (Гром и молния.)

Появились ворота,

Всему миру красота. (Радуга)

Через поля, через луга

Встает нарядная дуга. (Радуга)

Тема: «Правила поведения при общении с животными»

Цель: ознакомить детей с правилами поведения при общении с животными.

— У многих людей дома живут животные. Человек, который заводит у себя дома животное, очень любит его, знает, как с ним надо обращаться и чем кормить. Если собака, кошка или другое животное заболело, его везут на лечение в ветеринарную клинику.

Как ты думаешь, можно ли брать на руки, гладить чужих или бездомных животных? Конечно, нельзя. Животные могут быть агрессивны или больны. Бездомных животных можно и нужно кормить, но гладить и Играть с ними опасно. Нельзя дразнить и мучить животных! Запомни: все животные агрессивны во время еды или когда рядом с ними находятся их детеныши.

Правила безопасного общения с собаками

•        Никогда не показывай собаке, что ты ее боишься.

•        Не убегай от собаки: она может принять тебя за дичь и начать охотиться.

•        Не замахивайся палкой на собаку — это ее не испугает, а разозлит.

•        Не трогай собаку, когда она ест или спит.

•        Не трогай щенков.

•        Не отбирай предмет, с которым Играет собака.

•        Если тебя укусила собака, нужно немедленно сообщить родителям и обратиться к врачу.

—        Какую пользу приносят человеку коровы, козы, лошади?

—        Чем могут быть опасны эти животные для человека?

Правила безопасного поведения при встрече с домашними животными

•        Не подходи близко к чужим коровам, быкам, козам и другим животным.

•        Не дразни животных.

•        Рядом с лошадью веди себя спокойно: шум, крик, беготня беспокоят лошадей.

•        Обходить лошадь можно только спереди.

•        Не подходи к лошади сзади: испугавшись, она может ударить задними ногами.

•        Не пытайся погладить или угостить чем-нибудь лошадь. Через решетку лошадь может сломать тебе руку или даже откусить палец.

•        Домашние животные никому не причиняют намеренного вреда, они нападают на человека от испуга, защищаясь от его неправильного поведения или агрессивных действий по отношению к ним.

•        После общения с животными обязательно мой руки с мылом.

Правила безопасного поведения при встрече с дикими животными

•        Отправляясь в лес, надевай высокую прочную обувь.

•        Змея не нападает на человека. Напротив, при встрече с ним она старается уступить дорогу. Но в лесу в густой граве человек нечаянно может наступить на змею, и она, защищаясь, кусает. Будь внимательным — змеи иногда заползают и на дачные участки.

•        При встрече с хищником главное — не пугаться, не убегать, не поворачиваться к нему спиной, а просто дать ему возможность уйти. Дикие животные — медведи, волки, кабаны, лисицы предпочитают не сталкиваться с человеком. Только если они ранены или защищают своих детенышей, то могут напасть.

•        Звери боятся огня. Их может отогнать зажженная печки, а еще громкий голос, стук палкой по дереву или по металлическому предмету.

Вопросы и задания

—        Какие животные могут жить рядом с человеком? Как их на называют? (Домашние.)

—        Чем отличается домашнее животное от дикого?

—        Какую пользу приносят человеку собаки?

—        Вспомни сказку К. Чуковского «Айболит» и назови зверей, которых лечил доктор Айболит.

—        Чем собака может быть опасна для человека?

—        Вставь глаголы, отвечая на вопрос: «Что могут сделать животные от испуга?» Собака может укусить. Кошка... (оцарапать). Коза... (боднуть). Пчела... (ужалить). Лошадь... (лягнуть).

Загадки        

Зимой спит,

Летом улья ворожит. (Медведь)

Я и дом сторожу,

И поклажу вожу.

Я и в холод, и в зной

Человеку служу.

(Собака)

Среди двора

Стоит копна:

Спереди — вилы.

Сзади — метла.

(Корова)

Травы копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

(Лось)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

(Волк)

Не земледелец,

Не кузнец,

Не плотник,

А первый на селе работник.

(Конь)

Вьется веревка,

На конце — головка.

(Змея)

Идет, идет, бородой трясет,

Травки просит:

«Ме-ме-ме,

Дай-ка травки ме-е-е».

(Коза)

Тема: «Помощь при укусах»

Цель: ознакомить детей с правилами первой помощи при укусах животных.

Ход беседы:

— При общении с животными могут произойти разные неприятные ситуации, поэтому очень важно знать, как правильно себя вести.

Правила безопасного поведения

•        При укусах жалящих насекомых (пчел, ос и др.) может начаться аллергическая реакция. Следует обратиться к врачу, он пропишет специальные таблетки или противоаллергические уколы.

•        Если тебя укусила собака, необходимо обратиться в пункт неотложной помощи. Врач решит вопрос о необходимости прививок от бешенства.

•        Помни: при укусе змеи необходимо как можно раньше вызвать «Скорую помощь» по телефону «03».

Загадки

Мордочка усатая,

Шубка полосатая.

Часто умывается,

А с водой не знается.

(Кошка)

Не говорит и не поет,

А кто к хозяину идет,

Она знать дает.

(Собака)

(Пчела)

Модница крылатая,

Платье полосатое,

Ростом хоть и кроха,

Укусит — будет плохо.

(Оса)

Кто над нами

Вверх ногами?

(Мухи на потолке)

Я работаю в артели

У корней мохнатой ели,

По буграм тащу бревно —

Больше плотника оно.

(Муравей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека бесед с детьми подготовительной группы «Правила дорожного движения»

Картотека бесед с детьми подготовительной группы «Правила дорожного движения»...

Картотека бесед с детьми подготовительной группы «Правила дорожного движения»

Картотека бесед с детьми подготовительной группы «Правила дорожного движения»...

Картотека бесед с детьми подготовительной группы "Правила дорожного движения"

беседы с детьми подготовительной группы по теме "Правила дорожного движения"...

Картотека бесед с детьми подготовительной группы «Правила дорожного движения»

Картотека бесед с детьми подготовительной группы «Правила дорожного движения»...

Картотека бесед с детьми подготовительной группы «Правила дорожного движения»

Картотека бесед с детьми подготовительной группы «Правила дорожного движения»...

Картотека бесед с детьми подготовительной группы по ПДД

Картотека бесед с детьми подготовительной группы по ПДД...