Формирование культуры безопасного участия
проект по обж (старшая, подготовительная группа)

Ермилова

Реализация проекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_pdd.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

        

                                       

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 8

  143409 РОССИЯ, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. КРАСНОГОРСК, БУЛЬВАР КОСМОНАВТОВ, Д. 5

e-mail: ds8.izumrud@gmail.com         тел.: 8 (495)592-70-97

Доклад

«Формирование культуры безопасного участия дошкольников и их родителей через проектную деятельность».

                                                                    Подготовила и провела

                             Воспитатель старшей логопедической

                                                                    группы Ермилова Светлана                      

                                                                    Александровна

 

                             г. Красногорск 2022

Посредством интерактивного обучения основам ПДД-формировать установки и безопасные модели поведения участников дорожного движения, что должно привести к уменьшению числа ДТП и повысить общую культуру безопасного поведения на дороге. Способствовать формированию культуры безопасного участия дошкольников и их родителей в дорожном движении и распространению лучших инновационных образовательных практик в области профилактики ДТП.

Создать организационно-педагогические условия для повышения у детей уровня знаний основ ПДД для пешеходов и пассажиров транспорта.

Сформировать у воспитанников мотивацию неукоснительно выполнять ПДД.

Создать оптимальные условия для формирования у воспитанников устойчивых навыков осознанного безопасного поведения на дорогах. Привлечь к реализации курса родителей как полноценных партнеров проекта и участников образовательного процесса, повысить уровень их знаний ПДД, возрастных и психофизиологических особенностей детей.

Эта задача — одна из ключевых, так как для эффективной профилактики ДТП важно, чтобы знания о безопасном поведении на дорогах и в транспорте освоили не только дошкольники, но и, в первую очередь, взрослые, несущие ответственность за детей (в том числе родители и воспитатели).

В соответствии с этим основу концепции образовательного курса проекта «Безопасная дорога» составляют два подхода: системнодеятельностный и комплексный поведенческий подход.

В рамках данных подходов освоение и закрепление навыков у ребенка дошкольного возраста рассматривается как процесс, осуществляющийся поэтапно, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, через наблюдение за поведением взрослых, а также имитацию их деятельности.

Данная особенность отражена в практических методиках, которые предлагает данный образовательный курс, предусматривающий участие взрослых (родителей и педагогов) в процессе обучения в течение всего проекта.

Инновации в системе дошкольного образования сегодня основываются на внедрении процесс обучения системнодеятельностного подхода. В образовательной практике совершается переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе воспитанников ДОО над заданиями, непосредственно связанными с реальными жизненными ситуациями, в частности с ситуациями, где происходит формирование навыков безопасного поведения на дорогах.

Воспитание у ребенка дошкольного возраста культуры безопасного поведения на дорогах должно осуществляться в контексте развития общей культуры безопасности жизнедеятельности. Воспитание должно осуществляться непрерывно, пронизывать все виды деятельности и стороны жизни ребенка: игру, учебу, дорогу домой, взаимодействие в семье и дома и т. д.

Единство воспитания и развития детей. Усилия педагогов должны быть направлены на развитие тех функций и качеств, которые обеспечивают безопасное поведение на дорогах (координации движений, внимания, наблюдательности, скорости реакции, ориентировки в пространстве, интеллектуальных навыков и т. п.).

Включение в социальное пространство ребенка знаний по основам ПДД. Другими словами, необходимо использовать каждую возможность в процессе игр, прогулок, наблюдения за реальной дорожной обстановкой для рассказа и объяснения основ ПДД, не ограничиваясь проведением занятий по графику или плану. Методически обоснованное сочетание комплекса доступных форм и методов обучения: рассказа и игр, беседы и видеофильма, чтения книги и прогулки.

Анализ существующих практик и образовательных программ, предпринятый авторами проекта, показал очевидный недостаток технологий по следующим направлениям работы: формирование культуры безопасного поведения на дорогах у родителей и культуры ответственного родительства в целом, передача технологий индивидуальной воспитательной работы с ребенком в условиях семьи в тесном сотрудничестве и постоянном взаимодействии со специалистами ДОО по данной тематике.

Это определило необходимость разработки и внедрения обширного комплекса мероприятий, направленных на формирование культуры ответственного родительства в целях профилактики ДТП и формирования у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах.

Для достижения целей учебного процесса, направленного на изучение темы БДД в рамках образовательного курса «Безопасная дорога», важно учитывать создание соответствующей материальной базы и развивающей среды.

В курсе также используются инновационные методы и формы работы.

 Этот метод называется - сквозной метод.

Сквозной метод подразумевает организацию целенаправленной деятельности в течение длительного периода, например, на протяжении периода реализации нескольких моделей тематического планирования или в течение целого года.

Деятельность такого рода может быть выстроена как в проектной логике, так и не в виде проекта —в зависимости от пожеланий и возможностей воспитателя. Вот примеры таких сквозных действий:

 «Живой жилет». Этот метод больше подойдет для старшей (в том числе подготовительной) группы. В начале работы над проектом на первое установочное занятие для воспитанников педагог (или сотрудник Госавтоинспекции) приносит в подарок каждому ребенку сигнальный жилет со светоотражающими элементами. Воспитатель или сотрудник Госавтоинспекции объясняет ребенку, что этот жилет можно надевать на прогулку в темное время суток, например, зимой, когда рано темнеет. Кроме того, этот жилет позволяет демонстрировать достижения ребенка. За правильное выполнение заданий в рамках курса и усвоение правил обучающиеся получают нашивки на жилет. Например, ребенок усвоил правила поведения в МТС (общественном транспорте), воспитатель дает ребенку нашивку с изображением автобуса. Такая работа вызовет интерес участника, дополнительно мотивирует его, а кроме того, даст возможность детям, которые пропустили какую-либо тему, вернуться к ней позднее и в индивидуальном порядке заработать недостающую нашивку.

Методы разовой педагогической ситуации позволяют создать обучающую ситуацию в том числе и без участия воспитателя. Так, например, некоторые такие методы и формы работы могут использовать родители, когда они идут с ребенком на прогулку.

Общие рекомендации:

При построении системы работы по изучению дошкольниками основ ПДД следует иметь в виду;

организованные формы обучения на занятиях;

совместную деятельность взрослого и ребенка;

самостоятельную деятельность ребенка;

воспитание навыков поведения;

ознакомление с окружающим;

развитие речи;

художественную литературу;

конструирование;

изобразительное искусство;

игру.

Портрет компетенций дошкольника-выпускника:

Знает, как правильно двигаться по тротуару.

Понимает смысл основных дорожных знаков для пешеходов.

Понимает значение разметки «зебра»

Знает, как переходить дорогу, на регулируемом пешеходном переходе.

Понимает значение сигналов светофора.

Знает, как вести себя на дороге в темное время суток.

Портрет компетенций родителя:

Берет на себя ответственность за жизнь и здоровье ребенка.

 Знает правила безопасного поведения на дорогах, демонстрирует соблюдение основных ПДД, способен предупреждать потенциально опасные ситуации на дорогах.

Знает требования пассивной безопасности, например, понимает необходимость использования ДУУ и одежды со световозвращающими элементами, знает правила их использования и т. д.

Знает, что делать в экстренных и нестандартных ситуациях, знает, какие инструкции даются детям относительно поведения в таких ситуациях Осознает необходимость быть в курсе изменений и новшеств в ПДД и  целом в сфере безопасного поведения на дорогах (актуальные поправки в законах о перевозке детей, эксплуатации ДУУ, рекомендованные маршруты безопасного движения рекомендованные маршруты безопасного движения согласно ПДБ ДОО). Готов обучаться, видеть и ликвидировать пробелы в знаниях по этим вопросам.

 Мотивирован к воспитательной и информационно-просветительской работе с дидактическими материалами.

.

Курс: не исчерпывается ограниченной во времени последовательностью занятий и ориентирован на то, чтобы закрепить в жизни ребенка и взрослого осознанное отношение к поведению на дорогах. При организации курса учитываются особенности основной образовательной программы, годового цикла мероприятий, цикла мероприятий по взаимодействию с детьми в ДОО.

Соответствие законодательству: курс и все рабочие материалы должны не только в полной мере соответствовать текущим нормам ПДД и других документов, регламентирующих правила поведения на дорогах, но и допускать возможность внесения корректив в учебное содержание в случае,

если таковые коррективы вносятся в действующие правила.

Учет возрастных особенностей: учебное содержание курса строится вокруг девяти основных тем, глубина изучения каждой из которых определяется возрастом воспитанников.

Успешность освоения дошкольниками и их родителями образовательного курса, формирование культуры безопасного поведения на дорогах, соответствующих умений и навыков во многом зависят от форм и методов обучения и воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации учебно – методического комплекса «Безопасность на улице»

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации учебно – методического комплекса  &la...

Картотека дидактических игр по разделу «Игры по пожарной безопасности» с целью формирования культуры безопасного поведения детей

В картотеке содержатся игры: "Назови картинку""Топаем, хлопаем""Игра "Да" - "нет" ""Лото-пожарная безопасность""Выбери нужное"...

Конспект интегрированного итогового занятия по формированию культуры безопасности как одного из направлений социально- коммуникативного развития дошкольников на тему: «Сказку сочиняем, правила безопасности повторяем» для детей средней группы. + Самоанализ

Конспект интегрированного итогового занятия по формированию культуры безопасности как одного из направлений социально- коммуникативного развития дошкольников на тему: «Сказку сочиняем,...

презентация Программа формирования культуры безопасного образа жизни у дошкольников 5-7 лет на 2023-2025 учебный год «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»

Потребность в безопасности — одна из базовых потребностей человека, основная и доминирующая потребность ребенка, депривация которой может затормозить или деформировать его дальнейшее развитие. В...

Программа формирования культуры безопасного образа жизни у дошкольников 5-7 лет на 2023-24 учебный год «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»

Цель программы: формирование основы безопасного поведения и знаний о здоровом образе жизни дошкольников, воспитание ценностного отношения к себеЗадачи программы:1. Формировать у детей элементарные зна...