Выступление на педагогическом совете " Обучение дошкольников ОБЖ в НОД"
статья по обж

Выступление на пед. совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_1.docx26.44 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на пед.совете

Обучение      дошкольников    ОБЖ в НОД

Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Мы с вами желаем нашим детям счастье. И все наши попытки уберечь их от бед и невзгод продиктованы этим. Мы хотим, чтобы их жизнь была умной и праздничной, наполненной богатым содержанием, солнечной и удачливой. Но главное - научить их быть счастливыми. Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности. К сожалению наша ментальность «игнорирует» бесценность человеческой жизни, поэтому «сверхзадача» состоит в том, чтобы дети поняли: человеческий организм - сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и себя, свое здоровье, свою жизнь надо уметь беречь и защищать.

Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.

. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Авторы программы дифференцировали ее на шесть основных направлений:

Ребенок и другие люди.  Основная мысль этого направления - ребёнок должен помнить, что именно может быть опасно в общении с другими людьми.

Ребенок и природа.   Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости всех проблемных объектов, чтобы дети поняли - земля - наш общий дом, а человек - часть природы.

Ребенок дома.    В этом направлении рассматриваются вопросы связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей.

Здоровье ребенка.   Уже с дошкольного возраста это направление программы предлагает воспитывать у детей ценности здорового образа жизни, сознательную заботу о собственном здоровье и здоровье окружающих, дети знакомятся с правилами оказания элементарной первой помощи.

Эмоциональное благополучие ребенка. Основная задача работы педагогов по этому направлению - научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения, профилактике конфликтных ситуаций  

Ребенок на улицах города         Дети знакомятся с правилами поведения на улицах города, правилами дорожного движения

.

Каждое направление состоит из небольших пунктов, например направление «Ребенок дома», состоит из таких пунктов:

 прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами;(запреты подкрепляются примерами из литературных произведений- «Кошкин дом)

- открытое окно, балкон как источники опасности;(в игровой форме учимся звонить по телефону. Правильно выбирая экстренные номера ,должны знать свой дом. Телефон)

- экстремальные ситуации в быту.(помощь родителей) Лучший урок безопасного поведения – это пример окружающих ребенка взрослых. Я буду произносить фразу, и если вы считаете, что я говорю правильно, хлопните в ладоши. Если вы со мной не согласны, сидите тихо.

 Уходя из дома, необходимо гасить свет.- Если взрослых нет дома, можно взять спички и немного поиграть.

- Незнайка утром смотрел телевизор и решил его не выключать, когда уходил: «Все - равно вечером приду, и буду смотреть».

- Загорелся кошкин дом, она спряталась под кровать.- Если случиться пожар, я позвоню по телефону «02»

Обучаем детей правильному обращению с бытовыми предметами в процессе освоения ими трудовой деятельности, обращая особое внимание на меры предосторожности: например, игровое занятие «В мире опасных предметов».

 Поддерживаем в детях заинтересованность в процессе обучения, совмещая его с шутками и забавами.  Регулирование поведения воспитанников путем прямых запретов стараемся делать минимальным.

 Проводим игровые практикумы с телефоном и советуем родителям закреплять их дома для усвоения номеров телефонов служб помощи и правил поведения в конкретных опасных ситуациях.

 Учим детей убирать за собой свое рабочее место, игрушки, акцентируя внимание на то, что порядок в группе и дома – не только для чистоты, но и для безопасности.

«Здоровье ребенка»      Физическая подготовка – фактор, влияющий на поведение человека в опасной ситуации. Поэтому одна из задач обучения безопасному поведению дошкольников – развитие у них силы, ловкости, выносливости. И она нами выполняется на физкультурных занятиях, в подвижных играх, прогулках, различных гимнастиках: пальчиковых, дыхательных и др.

В процессе работы формируем навыки личной гигиены, рассказываю об устройстве и работе организма, на бережное отношение к своему здоровью. Таким образом, в условиях напряженной умственной деятельности, высоких психических нагрузок, двигательной активности и недостаточными знаниями в области формирования основ безопасности жизнедеятельности невозможно сохранить на долгие годы крепкое здоровье. Одним из важных условий воспитания здоровых детей является организация правильного режима дня, который должен строго соблюдаться в дошкольных образовательных учреждениях, а также через овладение детьми правильной осанкой, культурно - гигиеническими навыками самообслуживания (умывание, питание и др.) и правилами поведения на улице. Именно достижение в этих видах деятельности уровня самостоятельности и ведёт к основам безопасности жизнедеятельности.

.

«Эмоциональное благополучие ребенка»- зависит от развивающей . среды.

. Я создала в группе комфортный, благоприятный микроклимат, способствующий развитию уверенной в себе личности, устойчивой к стрессам, атмосферу душевного тепла и эмоционального благополучия детей. На эмоциональное состояние детей негативное влияние часто оказывают страхи (боязнь темноты, оказаться в центре внимания, страх перед каким-либо сказочным персонажем, животным), поэтому очень важно: Относиться к этим страхам серьёзно, не игнорируя и не умаляя их;

 Дети рассказывают о том, чего они боятся (избегать при этом оценивающих высказываний – «Ты боишься такого маленького паучка?»);Стараюсь помочь детям выразить свои страхи словами («Ты испугался тогда, когда…»); Я рассказываю детям о собственных детских страхах; Даю описания реально опасных ситуаций (опасно ходить весной по тонкому льду на реке, перебегать улицу в неположенном месте);Иногда допускаю в объяснениях по темам здоровую дозу страха (боязнь высоты предохраняет от действительной опасности); Постоянно реагирую на особое детское восприятие реальных жизненных событий («Ты сильно испугался? Как это случилось?»).

 Конфликты и ссоры между детьми.

 Одним из наиболее ярких проявлений неблагоприятной атмосферы в группе являются частые споры и ссоры между детьми, порой переходящие в драки.  Задачи:

 1. Научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя дело до их силового решения.

 Что я могу сделать: Предложить детям как можно более точно сформулировать проблему, назвать причину конфликта. Дать каждой из сторон возможность предложить свой способ решения конфликта, воздерживаясь от комментариев.

 2. Профилактика возникновения конфликтных ситуаций (организуем игры, беседы, драматизации. Их цель – научить детей осознанно воспринимать свои чувства, желания, выражать их понятным другим людям образом. Я стремлюсь к тому, чтобы дети были восприимчивы к чувствам, желаниям и мнениям других людей, даже не совпадающим с их собственным. (Например, у разных людей разное представление о том, что может быть интересным, скучным, красивым, безобразным, обычным, странным, плохим, хорошим.)

 Для этого мы применяем активные игры, требующие согласованности действий игроков («кошки-мышки»), оказания взаимопомощи (во время одевания на прогулку), приложения коллективных усилий. Полезно также организовывать различные проблемные ситуации и вместе с детьми пытаться найти решения, иногда выступая в качестве посредника (я предлагаю лишь часть решения, а окончательный вариант выхода из ситуации дети находят сами). Иногда полезно в совместной деятельности специально поставить детей перед необходимостью чем-то поделиться, соблюдать очерёдность (например, для изготовления коллективного панно кисточек, ножниц, карандашей даётся меньше, чем участников деятельности).Любые конфликтные ситуации (несколько детей одновременно хотят играть с одной игрушкой и никто не хочет уступить) надо использовать для приобретения детьми опыта разрешения конфликтов.

Ребенок и другие люди

 Зная, что моделирование возможных опасных ситуаций на макете и в игровом уголке, а также имитация образцов поведения – необходимый метод освоения детьми правил безопасности, используем его в своей работе. Разыгрываем разные ситуации: ребёнок дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок с взрослыми. В игровой тренинг необходимо включать разного рода “уговоры”, привлекательные обещания. «Что, если.? » Вопросы такого типа позволяют нам, во-первых, выявить как ребенок, скорее всего, поступит в той или иной ситуации, во-вторых, обсудить ситуацию и скорректировать поведение детей. Разыгрываемые для малышей ситуации могут подкрепляться соответствующими сказочными сюжетами, например “Волк и семеро козлят”, игры «Если возник пожар», «Если чужой пришёл в дом», «Кукла заболела», «Скорая помощь», «Больница»

Детей это очень интересует, они подолгу стоят, рассматривают, думают, рассуждают. Используя обычные предметы детской мебели можно создать в группе уголок, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, пособие и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. Готовясь к проведению тематических вечеров досуга, должен учитываться опыт детей, имеющийся материал. При этом надо включать материал, помогающий развивать не только умственное активность ребят, смекалку, конструктивные умения, но и осуществлять разносторонние развитие детей, формировать у них такие жизненно важные качества, как находчивость, самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к трудовому, умственному, физическому усилию. Важно способствовать воспитанию уверенности в себе, воли, развитию эмпатии, доброжелательного отношения к людям

Ребенок и природа

Этот блок связан с экологическим воспитанием формы работы-интегрированные занятия.циклы наблюдений. Прогулки, праздники. Обучающие ситуации. Опыты. Проблемные ситуации. (Рассказать о макете Для более полного восприятия детьми этого материала, для углубленного знания об окружающем мире используем  дидактические игры. Для активизации представлений о растительном мире:

  «Составь картину» (пейзажная живопись)

             «Путаница» (семена – растения)

             «Хвосты и уши» (определение животных по изобразительным характеристикам и деталей   внешнего вида).

            «Летает, плавает, ползает»

            «Кто где живет»      (уточнение представлений об особенностях внешнего вида птиц, рыб, насекомых и их местах обитания).

Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами.

Ребенок и улица

. Большое значение для закрепления знаний о правилах дорожного движения отводится настольно-печатным играм специальной тематики и др.

Необходимым условием успешного обучения дошкольников правилам дорожного движения считается создание соответствующей материальной базы. Во всех группах необходимо создание уголка по обучению детей правилам дорожного движения. Создавая эти уголки, необходимо творчески и с фантазией отнестись к этой работе.

Большая роль в данной программе отводится семье. Семья - первый институт, в котором закладываются основы будущей личности, родители и педагоги должны предъявлять ребёнку единые, обоснованные и понятные ему требования. Поэтому без активного участия родителей, мы не сможем решить поставленные задачи в полном объёме.

В результате своей работы мы решили подробным образом ознакомить родителей с программой, используя разнообразные формы работы: Групповые и индивидуальные консультации ;Беседы; Домашние задания для изучения материала и решения задач, которые трудно было решить в условиях детского сада.

Знакомим детей с правилами поведения на улицах, рассказываем о правилах дорожного движения, объясняем, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города. Беседы: часто ли дети бывают на улице, названия каких машин знают, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре.

 Для иллюстрации используются рассказы из жизни, специально подбираем сюжеты из художественной литературы или известных мультипликационных фильмов 1. Рассказ о том, как дети ранней весной играли на тротуаре, а пешеходам приходилось их обходить по талому снегу и лужам.2. Однажды зимой дети катались на санках с горки, а один мальчик выехал на дорогу. В это время проезжала машина, не успев затормозить, наехала на него. Мальчика увезли в больницу с травмой ноги, ему было очень больно. 3.Дети играли в мяч рядом с просёлочной дорогой, машин не было, и они вышли на середину дороги. Вдруг из-за поворота показался грузовик, дети едва успели отбежать, а мяч попал под колёса и лопнул.

 Разыгрываем ситуации правильного и неправильного поведения на улице (сюжетно-ролевые игры, строительные игры). Используем ситуации-загадки: я описываю какую-либо ситуацию, дети её оценивают и обосновывают свою оценку в процессе общего обсуждения. И мне здесь не следует торопиться с собственной оценкой, я ненавязчиво направляю обсуждение детей в нужное русло, задавая вопросы, например: «А если в этот момент из-за угла появится машина, что тогда?»

 19. «Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов.

 Рассказываю детям, как следует переходить дорогу, знакомлю их с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор). Объясняю, что такое светофор, показываю его наглядное изображение, знакомлю с сигналами.

 Учу детей различать и называть цвета светофора (красный, жёлтый, зелёный), а также тому, что они обозначают. Подчиняясь сигналам светофора, пешеходы переходят улицы, не мешая друг другу и не рискуя попасть под машину; а водителям сигналы светофоров помогают избегать столкновений с другими машинами и прочих несчастных случаев.

 А закрепляем представления детей о предназначении светофора и его сигналах можно в игровой форме, используя цветные картонные кружки, макет светофора, макет улицы с домами, игрушечные автомобили, куклы-пешеходы.

 20. Правила езды на велосипеде.

 Весной считаю необходимым познакомить детей с правилами передвижения на велосипеде: ездить на велосипеде в городе можно только там, где нет автомобилей (на закрытых площадках и в других безопасных местах); маленькие дети должны кататься на велосипеде только в присутствии взрослых.

 Существуют пособия, которые следует рассмотреть детям, где на картинках изображены различные ситуации, можно использовать рассказы из личного опыта как воспитателя так и детей, их знакомых, друзей. Считаю полезным разыграть игровые сюжеты на тему «Где можно и где нельзя кататься на велосипеде».

 21. О работе ГИБДД.

 В конце года нужно будет познакомить детей с работой Государственной инспекцией безопасности дорожного движения (ГИБДД): «Инспекторы ГИБДД стоят на постах, патрулируют на автомобилях, мотоциклах, вертолётах. Они внимательно следят за движением на дорогах, за тем, чтобы водители не превышали скорость движения, соблюдали правила; чтобы движение транспорта и пешеходов было безопасным». Детям можно продемонстрировать картинки с изображением патрульной машины ГИБДД, постов ГИБДД. Целесообразно организовать игры на сюжеты, отражающие работу ГИБДД.

 22. Милиционер-регулировщик.

 Рассказ о работе милиционеров-регулировщиков, которые следят за порядком. Они подают жезлом (палочкой, окрашенной в чёрно-белые полоски) команды, кому стоять, кому идти или ехать. В нашей группе есть настоящий жезл, который дети используют в своих играх. Художественные произведения: «Дядя Стёпа – милиционер». Гуляя с детьми по улицам города, можно обратить внимание на работу милиционера-регулировщика.

 23. Правила поведения в транспорте.

 Во время сюжетно-ролевой игры в автобус знакомлю детей с правилами поведения в общественном транспорте. Объясняю, что:  1. Входить в автобус следует через заднюю дверь, а выходить через переднюю.2. Маленькие дети и пожилые люди могут входить и через переднюю дверь. 3. Маленьким детям без родителей нельзя ездить в транспорте. 4. Нельзя стоять у дверей – это мешает входу и выходу пассажиров.5. Разговаривать надо так, чтобы не мешать другим. 6. Нельзя высовываться и высовывать руки в открытые окна. Принято уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, инвалидам.

 Беседа: куда дети ездили с родителями, на каком виде транспорта, как они себя вели, почему нельзя ездить без взрослых. Игра «Поедем на автобусе»: дети вместе с педагогом с помощью стульев, подушек оборудуют салон автобуса и обыгрывают различные ситуации, распределяя роли – водитель ведёт автобус, объявляет остановки; контролёр проверяет билеты; пассажиры стоят на остановке, входят в салон и выходят из него с детьми (куклами), вежливо обращаются друг к другу(«Вы выходите на следующей остановке?», «Разрешите пройти»), уступают место маленьким детям и пожилым людям.

 24. Если ребёнок потерялся на улице.

 Детям объясняю, что в случае, если они потерялись на улице, им следует обратиться за помощью к какому-нибудь взрослому (например, к женщине, гуляющей с ребёнком, продавцу в аптеке, кассиру в магазине) и сказать о том, Что он потерялся, назвать свой адрес и номер телефона, а для этого они должны знать, где живут, номер телефона, своё имя и фамилию. Для закрепления этих навыков, можно привести различные жизненные ситуации, специально подобрать литературные сюжеты, в которых действующие лица – дети, сказочные персонажи, животные(например «У меня пропал щенок…»), разыграть тематические сценки (друг с другом, с игрушками, куклами).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "«Ознакомление дошкольников с художественной литературой»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 67 «Яблонька»г. Вологды                 Выс...

Выступление на педагогическом совете Обучение татарскому языку с использованием пальчиковых игр « Моя семья».

Познакомить родителей с татарскими пальчиковыми играми.Вызвать интерес родителей татарскому фольклору.Дать рекомендации по выполнению пальчиковых игр....

Выступление на педагогическом совете "Профориентация дошкольников"

Создание РППС в группе,работа по ранней профориентации дошкольников с старшей группе ДОУ...

Справка ( выступление на педагогическом совете) "Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания через построения целостного педагогического процесса"

Справка ( выступление на педагогическом совете) "Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания через постр...

Конспект выступления на педагогическом совете «Обучение дошкольников правилам дорожного движения»

Цель: Распространение опыта работы среди педагогов дошкольного образования....

Выступление на педагогическом совете "Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством народной игры"

Приобщение дошкольников в современном обществе к национальной культуре становиться актуальным, потому что каждый народ не просто хранит свои традиции и особенности, но и стремиться перенест...