Консультация для воспитателей "Актуальность обучения детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности "
консультация

Артякова Елена Юрьевна

      Знание и  соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека,  когда они привиты с детства.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

АКТУАЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

      Знание и  соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека,  когда они привиты с детства.  Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед  огнем,  навыков  умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.

      Потребность обучения  детей  правилам  пожарной  безопасности  (в дальнейшем  - ППБ) подтверждает статистика пожаров из-за шалости детей с огнем. Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что малышей отличает пассивно-оборонительная реакция:  от страха ребенок прячется в укромные  места,  вместо  того, чтобы  покинуть горящий дом или позвать на помощь.  Вместе с тем, детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. Необходимо вести постоянную, целенаправленную  работу  по  привитию навыков острожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации пожара.

      Возникновение пожаров из-за шалости детей, а в результате — их травмирование и даже гибель — проблема острая, требующая четких скоординированных действий взрослых.
     Тяга детей к огню, к игре со спичками общеизвестна. Об опасности этих игр дети знают, они различают «добрый» и «злой» огонь, созидающий и разрушающий огонь.

      Главная задача взрослых — помочь детям, начиная с дошкольного возраста, утвердиться в этих знаниях, предостеречь от беды и при этом не просто сказать: «Этого делать нельзя», а объяснить, почему нельзя и к чему это может привести.

Основная задача взрослых – привить детям культуру безопасного поведения.

      Безопасность поведения на улице, в быту, общении с людьми – всё это составляющие общей культуры безопасности. Но если все мы будем всё время одёргивать ребенка и говорить о том, что тут он может попасть под машину, там обжечься, здесь пораниться, ничего хорошего из этого не получится. Мы вырастим запуганное создание с громадным багажом комплексов.

     Как сделать так, чтобы и взрослые были спокойны, и дети находились в безопасности?

Этому способствует планомерная профилактическая работа с детьми в приемлемой для них игровой форме, которая тесно переплетается с познавательным процессом.

Данная работа направлена на одну из сторон общей культуры безопасности – это безопасное поведение с огнём или пожарная безопасность.

Безопасность – это состояние, при котором не угрожает опасность, а есть защита от опасности. Забота о сохранении детской жизни – важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства.

Большинство детей не знают, что надо делать во время пожара, чтобы не пострадать. Они прячутся под кровать, в шкаф, не пытаются убежать даже тогда, когда это можно сделать.

Опрос детей показывает: многие из них не знают номера телефонов пожарной охраны, не знают правил пользования электроприборами.

В ряде зарубежных программ существуют специальные разделы, направленные на обучение детей дошкольного возраста поведению в экстремальных ситуациях в быту, в том числе и при пожаре.

В отечественной педагогической практике этот опыт не получил широкого распространения.

В программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б.) в разделе «Ребенок дома» представлены только три конспекта занятий по темам: «Пожарные предметы», «Предметы, требующие осторожного обращения», «Пожар».

В других современных программах этому направлению не уделяется должного внимания.

Работать с детьми дошкольного возраста по формированию основ пожаробезопасного поведения могут как воспитатели, родители так и представители противопожарной службы той местности, где находится конкретное учреждение.

Все усилия педагогов и родителей необходимо направить на формирование у детей дошкольного возраста чувства опасности огня, привитие навыков безопасного обращения с бытовыми приборами и правильного поведения в случае пожара.

Выбор форм, методов, приемов работы с детьми зависит от профессионализма педагогов, от возраста детей, их индивидуальных особенностей и возможностей.

В основе воспитательно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста должны лежать следующие принципы:

• Принцип системности. Работу с детьми и их родителями необходимо проводить весь учебный год при гибком распределении содержания в течение дня, согласно перспективному или тематическому плану.

• Принцип возрастной адресованности. Содержание работы должно соответствовать возрасту детей, их психофизиологическим особенностям и выстраиваться в определенной последовательности.

• Принцип интеграции. Материалы учебного пособия могут включаться в содержание основных программ, которые реализуются в ДОУ области. Предлагаемое содержание должно органично интегрироваться в целостный педагогический процесс. Прежде всего, это касается занятий по изобразительной, театрализованной, познавательной деятельности и отдельных режимных моментов.

• Принцип взаимодействия специалистов ДОУ. Тематические и календарные планы воспитателей и специалистов должны быть скоординированы так, чтобы избежать повторов и последовательно развертывать определенные темы.

Работа по изучению правил пожарной безопасности в детском саду ведется по нескольким направлениям:

  1. Создание условий в ДОУ для изучения детьми правил пожарной безопасности.
  2. Методическое обеспечение реализации проблемы противопожарной безопасности в детском саду.
  3. Взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию (профилактике) у дошкольников основ пожарной безопасности.

Формируя у дошкольников основы пожаробезопасного поведения, необходимо решать следующие задачи:

  1. формировать системные представления об окружающем мире, о роли и месте электрических приборов и предметов домашнего обихода в жизни человека, об использовании электричества в промышленных целях;
  2. познакомить с правилами пожарной безопасности, сформировать привычку их соблюдения;
  3. развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам, явлениям, нравственную оценку отношениям, поступкам;
  4. формировать умения и навыки вести беседу (рассуждать, высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них, уважительно относиться к собеседнику, самостоятельно находить решение проблем).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гуревич А. и др. Безопасность ребенка в большом городе: Педагогические и социальные технологии. М., 2002.

2. Белая К. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников. М., 2001

3. Стеркина Р. И др. Основы безопасности детей дошкольного возраста. М. ,1998.

4. Мошкин В. Воспитание культуры личной безопасности //Основы безопасности жизнедеятельности. 2000. №8. С. 13-16.

5. Детский сад от А до Я. 2006.№4.

6. Голицина Н. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. М. ,2007.

7. Жукова О. и др. Азбука «Ау!». Детство-пресс, 2008.

8. Шорыгина Т. Беседы о правилах пожарной безопасности, М., 2008.

9. Прилепко Е. Пожарная безопасность для дошкольников. М. 2008.

10. Аралина Н. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. М. 2007.

11. Шорыгина Т. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет. М. 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения"

консультация для родителей по обучению детей правилам дорожного движения...

О Новой «Тайне» Очага. Креативный подход к обучению детей дошкольного возраста мерам пожарной безопасности

Смелый мальчик деревянный, по имени Буратино, в этот раз раскрыл новую «тайну» очага.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10955359","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":...

СТАТЬЯ "АКТУАЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"

Почему же актуально с ранних лет обучать детей правилам пожарной безопасности.......

Консультация для родителей "Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения"

Родители должны помнить, что именно они являются для своего ребенка главным примером правильного и безопасного поведения на улице. Необходимо своевременно обучать детей ориентироваться в дорожно...

Консультация для родителей "Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения"

Консультация для родителей "Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения"...

Программа по обучению детей дошкольного возраста основам пожарной безопасности "Азбука пожарной безопасности"

Актуальность данной программы состоит в том, что дошкольный возраст характеризуется повышенной любознательностью и попыткой узнать окружающий мир самостоятельно. Недостаточное воспитательное воздейств...