картотека игр по безопасности средняя группа
картотека по обж (средняя группа)

Посаднова Наталья Валентиновна

картотека игр по безопасности средняя группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_igr_po_bezopasnosti.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ

(средняя группа)

Безопасность

    1. «Кому что нужно?» (ребенок и здоровье)

Цель: закрепить знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу.

Материал: круг, поделенный на сектора, в каждом из них картинки с изображением предметов, необходимых для работы врачу, повару, продавцу, в середине круга стрелки, на них изображены врач, повар, продавец.

Содержание.

Воспитатель предлагает ребёнку найти предмет, необходимый для работы врачу (повару, продавцу).

                         

    2. «Разложи картинки по порядку» (ребенок и здоровье)

Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

Материал: картинки с изображением моментов распорядка дня

Содержание.

Воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка дня, и предлагает разложить картинки   порядку.

Воспитатель подводит итог высказываниям детей.

-Каждое утром, чтобы быть здоровым, мы начинаем с зарядки. Чтобы расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно поутру мы зарядку делаем.

Воспитатель предлагает каждому вспомнить своё любимое упражнение, показать и всем вместе выполнить его.

   3. «Что такое хорошо, что такое плохо?» (ребенок и здоровье)

Цель: познакомить детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью; развивать у детей речь, внимание, память.

Материал: поля, разделённые на квадраты, в центре поля негативная и позитивная картинка, картинки с различными ситуациями.

Содержание.

1-ый вариант детям раздаются поля, в центре поля изображена негативная или позитивная картинка.

Детям предлагается поиграть в лото, показывая и сопровождая свои действия объяснениями – «что такое хорошо и что такое плохо»

2-ой вариант.  Показ картинок можно сопровождать двигательной активностью детей. Например, на позитивные  

картинке дети реагируют прыжками, а при показе негативной картинке садятся на пол.

    4. «Азбука здоровья» (ребенок и здоровья)

Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

Материал: иллюстрации

Содержание.

Играют от 1 до … человек. Воспитатель называет правило, а ребёнок находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации.

                         

   5. «Чудесный мешочек» (полезные продукты)

                   

Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на ощупь, называть и описывать.

Материал: мешочек, муляжи овощей, фруктов

Содержание.

Воспитатель показывает группе «чудесный мешочек» с муляжами овощей, фруктов и предлагает детям узнать, что находится в «чудесном мешочке». Ребёнок опускает руку в «чудесный мешочек» и на ощупь определяет его, затем достаёт и описывает по схеме. Воспитатель даёт образец описания овощей, фруктов.

- У меня помидор, он красный, круглый, гладкий. А у тебя?

Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на ощупь?

Дети складывают все овощи, фрукты на поднос.

   6. «Угадай на вкус» (полезные продукты)

Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на вкус, называть и описывать.

Материал: тарелка с нарезанными овощами, фруктами
         

Содержание.

Воспитатель вносит тарелку с нарезанными овощами, фруктами, предлагает детям попробовать кусочек какого-то овоща, фрукта и задаёт вопросы: «Что это, какой на вкус, кислый, как что, сладкий, как что?»                                   

    7. «Узнай и назови овощи» (полезные продукты)

Цель: закрепить названия фруктов, овощей, формировать умения узнавать их по описанию воспитателя

Содержание.

Воспитатель описывает какой-либо овощ (фрукт), а дети должны назвать этот овощ (фрукт).

                           

     8. «Полезные и вредные продукты» (полезные продукты)

Цель: систематизировать представления детей о вредных и полезных продуктах, упражнять в умении их дифференцировать, формировать потребность заботиться о своём здоровье

Материал: картинки с изображением различных продуктов, два обруча

Содержание.

Для того чтобы быть здоровым, нужно правильно питаться. Сейчас мы узнаем, известно ли вам, какие продукты полезны.

Воспитатель предлагает детям картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают полезные продукты и объясняют свой выбор, во второй – продукты, которые вредны для здоровья.

    9. «Узнай на вкус» (полезные продукты)

Цель: закреплять знания об овощах и фруктах, умение определять их по вкусу.

Материал: тарелка с нарезанными овощами, фруктами
             

Содержание.

Воспитатель вносит тарелку с нарезанными овощами, фруктами, предлагает детям попробовать кусочек какого-то

овоща, фрукта и задаёт вопросы: «Что это?», «Какой на вкус?»

   10. «Назови правильно» (полезные продукты)

Цель: уточнить знания детей об овощах и фруктах, их качества (цвет, форма, вкус, запах), закреплять умение узнавать их по картинке и давать краткое описание.

Материал: картинки с изображением овощей, фруктов

Содержание.

Воспитатель предлагает ребёнку выбрать картинку с овощем, фруктом и описать его.

- У меня помидор, он красный, круглый, сладкий. А у тебя?

Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на вкус? Какой по запаху?

                                                     

    11. «Вымоем куклу» (личная гигиена)

Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность действий. способствовать формированию привычки к опрятности.

Материал: различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы.

Содержание.

Играют 2 человека.  Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те, которые «помогают» вымыть (умыть) куклу. А затем моют её. Выигрывает тот, кто правильно отберёт предметы личной гигиены и правильно последовательно вымоет (умоет) куклу.

    12. «Таня простудилась» (личная гигиена)

Цель: способствовать формированию навыка пользования носовым платком, закреплять знание о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать рот носовым платком, а если кто-то находится рядом, отворачиваться

Материал: носовой платок

Содержание.

-  Зачем людям нужен носовой платок? (затем предлагает детям различные ситуации, которые проигрываются)

-  Что нужно сделать, если ты хочешь чихнуть? И т.д.

   13. «Подбери картинки» (личная гигиена)

        

Цель: уточнить представления детей о предметах личной гигиены, формировать навыки здорового образа жизни

Материал: картинки различных предметов, картинки с изображением предметов личной гигиены

Содержание.

Воспитатель просит выбрать только картинки с изображением предметов, помогающих ухаживать за телом (лицом, зубами, волосами)

   14. «Правила гигиены» (личная гигиена)

Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание), формировать умения показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.

Содержание.

Воспитатель просит детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т.д.), соблюдая последовательность выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.

   15. «Сделаем куклам разные прически» (личная гигиена)

Цель: закреплять навыки ухода за волосами, уточнить названия необходимых для этого предметов, формировать  

понятие «опрятный внешний вид»

Материал: куклы, расчёски, заколки.

Содержание.

Воспитатель предлагает детям причесать кукол.

    16. «Угадай по запаху» (тело человека)

Цель: формировать представления о помощнике человека (нос), развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств

Материал: баночки с различными запахами (ваниль, апельсин, мыло …)
 Содержание.

Воспитатель предлагает детям понюхать баночки с различными запахами и спрашивает:

- Что помогло вам почувствовать этот запах?

– Где можно почувствовать такой запах?

    17. «Игра с микрофоном» (тело человека)

Цель: систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, воспитывать умение слушать друг друга

Материал: микрофон

Содержание.

Воспитатель начинает предложение, а ребёнок продолжает его, говоря в микрофон.

    Я – голова, я умею … думать, но не умею говорить.

    Я – нога, я умею …  ходить, но не        умею рисовать.

    Я – рука, я умею … рисовать, но не умею слушать … и т.д.

    18. «Ты – моя частичка» (тело человека)

Цель: систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, внимание, память.

Материал: мяч

Содержание.

Воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос.

   Я – личико, ты – моя частичка. Ты кто? (глаза, бровь, нос и т.д.)

   Я – голова, ты – моя частичка. Ты кто? (волосы, уши …)

   Я – туловище, ты – моя частичка. Ты кто? (спина, живот ...)

   19. «Кто я такой?» (тело человека)

Цель: упражнять детей в умении правильно называть части тела человека, умении различать девочек и мальчиков.

Материал: картинки с изображением мальчика и девочки, карточки-накладки.

Содержание.

  Воспитатель называет какую-либо часть тела, ребёнок находит её среди карточек и кладёт её на картинку. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок называет нарисованную часть тела и кладёт на картинку.

    20. «Запомни движение» (тело человека)

Цель: упражнять в умении осознавать, запоминать и воспроизводить показанные движения, развивать зрительно-моторную память, внимание.

Содержание.

Воспитатель или ребёнок показывает движения. Дети должны их запомнить и воспроизвести.

     21. «Посылка от обезьянки» (тело человека)

Цель: продолжать формировать представление о своем организме; закрепить знания о том, что предметы можно узнать по внешнему виду, запаху, вкусу, на ощупь; упражнять в определении фруктов по вкусу и запаху.

Материал: посылка с овощами, фруктами

Содержание.

Играют 4 человека. Воспитатель говорит, что пришла посылка от обезьянки, в ней может быть или овощ, или фрукт.  Предлагает детям узнать, что за овощ или фрукт находится в посылке.  Одну ребёнку предлагается опустить руку в посылку и на ощупь определить её содержимое. Другому – попробовать кусочек и определить по вкусу, третьему предлагается определить по запаху, а четвёртому воспитатель описывает этот овощ (фрукт). Выигрывает тот, кто угадает.

     22. «Угадай по звуку» (тело человека)

Цель: формировать представления о помощнике человека (уши), развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств

Материал: музыкальные инструменты

Содержание.

Воспитатель за ширмой издаёт звуки на различных музыкальных инструментах, дети угадывают их

- Что помогло вам услышать разные звуки?

    23. «О чем говорит светофор?» (ребенок на улицах города)

Цель: закреплять знания о значении цветов светофора и правила поведения на улице.

Материал: цветные картонные кружки (красные, жёлтые и зелёные), макет светофора.

Содержание.

Детям раздают кружки красного, жёлтого и зелёного цвета. Последовательно «переключают» светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал. Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цветов.

     24. «Если кто-то заболел» (врачи –наши помощники)

Цель: закрепить знание о том, что при серьёзной травме необходимо вызвать врача «скорой помощи», позвонив по номеру «103», поупражнять в вызове врача

Материал: телефон

Содержание.

- Если мы сами не можем справиться с ситуацией, то мы вызываем врача, скорую помощь.

Детям предлагается вызвать врача на дом. Сначала набираем номер телефона и называем по порядку: фамилия, имя —> адрес —> возраст —> жалобы.

    25. «Источники опасности» (опасные предметы)

Цель: закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, формировать умения выбирать картинки предметов по описанной ситуации, воспитывать чувство товарищества

Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.

Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки)

Содержание.

Воспитатель отворачивается, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.

    26. «Игра - дело серьёзное» (опасные предметы)

Цель: упражнять детей в выборе безопасных предметов для игр по картинкам, закреплять знания о том, какими предметами можно играть.

Материал: картинки с изображением различных предметов (опасных и неопасных), два обруча

Содержание.

Воспитатель предлагает детям разложить картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают картинки с изображением предметов, с которыми можно играть, во второй – картинки с изображением предметов, с которыми нельзя играть, и объясняют свой выбор.

        

    27. «Сто бед» (опасные предметы)

Цель: закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему

Материал: картинки с изображением детей в опасной ситуации

Содержание.

 Несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает, что на ней изображено, почему такое случилось с ребенком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребёнку.

    28. «Мы – спасатели» (опасные предметы)

Цель: закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.

Материал: картинки, на которых  изображены дети в конкретных опасных ситуациях, набор карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации.

Содержание.

Воспитатель на стол кладёт картинку с изображением опасной ситуации, ребёнок рассматривает её и из всех карточек с изображением действий выбирает две правильные, последовательно раскладывает их.

    29. «Что мы знаем о вещах» (опасные предметы)

Цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества

Материал: карточки с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара, картинки с изображением различных, бытовых предметов.

Содержание.

В игре принимают от 2 до 4 детей, каждый из них берёт себе по картинке с изображением «травмы». Воспитатель поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей карточкой и взять картинку. При отборе ребёнок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила общения с ними.

 

    30. «Так или не так» (опасные предметы)

Цель: формировать умение детей отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.

Материал: 2 карточки – с красным и с зелёным кружком,

картинки с изображением опасных и безопасных действий детей;

Правила: под красную карточку (кружок) положить картинки с изображением опасных для жизни ребёнка ситуаций, под зелёную – неопасных (разрешённых).

Содержание.

Варианты: индивидуально с воспитателем; несколько детей по очереди, объясняя свой выбор.

    31. «Убери на место» (опасные предметы)

        

Цель: закрепить представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома, воспитывать чувство товарищества

Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.

Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, картинки-предметы.

 Содержание.

 На макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне», а потом и во всей «квартире», объясняя свой выбор.

   32. «На прогулке» (опасности вокруг нас)

Цель: закреплять знания о правильном поведении и общении с животными, соотносить изображенное на картинках с правильными и неправильными действиями при встрече с животными

Материал: иллюстрации, 2 обруча

Содержание.

Несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, правильно или неправильно здесь поступает ребёнок.

Или в один обруч положить картинки с изображением правильных действий при встрече с животными, а в другой – неправильными действиями.

    33. «Что где растёт?» (опасности вокруг нас)

Цель: закрепить знания о том, где растут лекарственные растения

Материал: мяч

Содержание.

Воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос:

- Где растёт подорожник?  (Ребёнок отвечает и бросает мяч обратно)

- Где растёт ромашка? и т.д.

 

    34. «Если малыш   поранился» (опасности вокруг нас)

Цель: познакомить детей с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи, ведь это зачастую может спасти его здоровье и жизнь.

Материал: карточки с наиболее встречающимися бытовыми травмами, карты со способами оказания помощи

Содержание.

Воспитатель предлагает детям выбрать карточки для оказания первой медицинской помощи при резаной ране и последовательно их выложить (промыть рану, наложить стерильную повязку, вызвать врача)

    35. «Определи растение по запаху» (опасности вокруг нас)

Цель: упражнять детей в определении по запаху листьев мяты, цветков, ромашки, черёмухи.

Материал: листьев мяты, цветков, ромашки, черёмухи.

Содержание.

Воспитатель предлагает детям понюхать листья мяты (цветки ромашки, черёмухи)

- Что помогло вам почувствовать этот запах?

- Где можно почувствовать такой запах?

   36. «По грибы» (опасности вокруг нас)

                

Цель: закреплять знание съедобных и несъедобных грибов, умение различать их по внешнему виду на картинке и муляжах.

Материал: картинки или муляжи съедобных и несъедобных грибов

Содержание.

Картинки или муляжи разложить в разных местах. Детям предлагается собрать в корзинку съедобные грибы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр. Образовательная область "Безопасность". Средняя группа.

Картотека дидактических игр разработана в соответствии с ФГТ, образовательная область "Безопасность" и программой Р.Б. Стеркиной "Основы безопасности детей дошкольного возраста" . Средняя группа....

Картотека игр по Пожарной безопасности средняя группа

Картотека игр по Пожарной безопасности средняя группа...

Картотека (средняя группа) на тему: Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы

Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для  средней группы...

картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы

Картотека  подвижных игр для развития двигательных навыков для средней группы, картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы для развития  коомуникативных способностей....

картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы

Картотека  подвижных игр для развития двигательных навыков для средней группы, картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы для развития  коомуникативных способностей....

Картотека игр по безопасности средний дошкольный возраст

Картотека игр по безопасности средний дошкольный возраст...

картотека игр по пожарной безопасности средняя группа

картотека игр по пожарной безопасности средняя группа...