Картотека бесед "Моя безопасность"
картотека по обж (старшая группа)

Иванова Оксана Александровна

Предложенные беседы хорошо помогают педагогу дошкольного образования,  в вопрсах формирования культуры безопасности в работе с детьми старшего  дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_besed_-_sotsialnaya_bezopasnost.docx213.75 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                   

                       

               

  для детей

Номера и темы бесед:

№1 «Гололед»

№2 «Не ешь снег и сосульки!»

№3 «Как песок может стать опасным»

№4 «Как был наказан любопытный язычок»

№5 «Мы идем на экскурсию»

№6 «Дежурство»

№7 «Зимой на горке»

№8 «Мы любим трудиться»

№9 «Как вести себя во время проведения подвижных игр»

№10 «Не играй с бродячими собаками»

                                                                                                                       

для детей

Цель: знать правила безопасности в зимнее время - в гололед; уметь по картинкам определять опасную ситуацию; описывать ее, и правила, которые надо соблюдать, чтобы не получить травму и не погибнуть. 

Материал: картинки – знаки с изображением гололедицы. 

Ход беседы:

1.  Воспитатель читает детям стихотворение «Гололед»:

Подморозило с утра,

Нет вчерашнего тепла,

На дорогах гололед,

И машины все несет.

Тротуары, как каток,

Сделать бы еще шажок,

Но подошва подвела-

Очень скользкая она.

Сколько бед от гололеда!

Есть для дворников работа-

Соль насыпать и песок,

Чтоб пройти прохожий мог. 

2.  Беседа о гололеде. Объяснение слова «гололед». 

3.  Вопросы к детям: 

-Какая зимняя погода способствует образованию гололеда?

-Почему в гололед происходит много аварий на дорогах?

-Почему в гололед люди часто получают травмы?

-Как обезопасить себя в гололед?

-Какие дорожные службы и как помогают людям в гололед?

4.  Рассматривание картин - знаков гололедицы, предложить детям определить, о чем предупреждает знак, и что не надо делать, как предупредить получение травмы зимой в гололед? Запомнить правила: не толкаться, не бегать, не играть на скользкой дороге,

 не подставлять подножки товарищам, не бороться, идти осторожно, не кататься; если кто-то упал, помочь подняться, звать на помощь взрослого!

 

5.Задание: 

  На улице - помочь дворнику посыпать скользкие дорожки песком.

 

 

                                                                                                                               

для детей

Цель: дать знания о том, что сосульки снег могут быть опасны для человека (если упадут с крыши - травма, если облизывать или есть их - ангина);

Материал: логическая картина «Как Вася заболел?»

Ход беседы:

1.Беседа

- Что значит быть здоровым? (значит быть сильным, бодрым, энергичным, не болеть)

- Как мы должны заботиться о своем здоровье?

(закаляться, утренняя гимнастика).

2. Чтение рассказа «Гимнастика и простуда» (Т.А.Шорыгина «Беседы о здоровье»)

3.Рассматривание сюжетных картин и беседа по ним.

Попросить рассмотреть логическую картину «Как Вася заболел?»

- Как вы думаете, ребята, почему заболел Вася?

4.Обыгрывание проблемных ситуаций:

?   «Первый снег во дворе, он похож на сахар, наверное, такой же сладкий и вкусный, я его попробую»

?     «Висят сосульки, как леденцы. Что ты сделаешь, попробуешь, такой леденец?»

5. Чтение стихотворений:

 Я вам расскажу, ребята,

Умные школьники и дошколята

Здоровье свое всегда берегут,

Снег и сосульки в рот не берут!

С крыши свесилась сосулька,

С виду вкусный леденец!

Заработает ангину.

Если съест ее глупец!

6.Опыт со снегом (сосулькой)

(побудить ребенка дать оценку опытнической деятельности и самостоятельно сделать вывод) Растопить снег (сосульку), процедить через ватный или марлевый фильтр. 

 

 

 

 

для детей

                                                                                                                           

Цель: показать ребенку игры с песком и предупредить его, что играть с ним небезопасно: нужно быть внимательным и следить, чтобы песок не попал в глаза, рот, нос, одежду, голову.

Материал: 2 куклы - Неумейки, доктор Айболит, игрушки и пособия для игры с песком. 

Ход беседы:

Приходят 2 куклы - Неумейки. Играют с песком и все время балуются: кидаются друг в друга песком и попадают в глаза (Приходится обращаться к доктору Айболиту и лечить их); копают ямку слишком резво и попадают на голову и пачкают волосы - приходится мыть; захотели посмотреть, как течет сухой песок, поднимали руки слишком высоко и попали песком в рот, в нос (а в песке могут жить микробы - можно заболеть или задохнуться), запачкали одежду друг друга - вся одежда в песке, грязная.

И другие ситуации.

Дети обсуждают каждый раз ситуацию и делают выводы (учат Неумеек)– как надо правильно вести себя, чтобы не приключилась беда, и запоминают

ПРАВИЛА:

        Не кидаться песком, не разбрасывать его, играть осторожно, не поднимать руки с песком высоко, надо копать и строить из песка спокойно, аккуратно, не толкаться в песочнице и возле песочницы, не разбрасывать игрушки и пособия для игр с песком, пользоваться ими бережно.

         Ни в коем случае не три грязными (после игр с песком) руками глаза, лицо, вымой сначала руки.

 А если все- таки попал песок в глаза, уши, нос или рот, вымой их быстрее водой, и обязательно скажи об этом взрослым (воспитателю).

 

           

 

                                                                                                                                                            для детей

Цели: дать детям знания о том, что железные предметы зимой очень опасны, что нельзя к ним прикасаться языком, губами и голыми ручками; научить заботиться о своей безопасности, предупредить несчастный случай.

Материал: сюжетная картина.

Ход беседы

1.Рассматривание и обсуждение сюжетной картины.

Объяснение, почему так случается зимой с железными предметами. Придумывание рассказов.

Показать (если это все- таки случилось), как помочь пострадавшему (с помощью чистого пальца или носового платка, осторожно отогревать предмет рядом с языком или губами, ни в коем случае не отрывать насильно)

2.Помочь запомнить ПРАВИЛО:

         Никогда зимой не прикасайся язычком, губами и голыми руками к железным предметам! Они приклеятся и не оторвать.  Это очень опасно для здоровья.

         Не отрывать с силой, если несчастье все- таки с тобой случилось.

         Звать на помощь взрослого, если с кем- то из твоих товарищей произошло такое.

3.Проведение опыта:

  Показать на улице, как мокрая тряпочка приклеивается к металлическому предмету и не отрывается.

           

 

 

для детей

Цель: дать знания о правилах безопасности во время пеших экскурсий, учить подчиняться требованиям безопасности.

Материал: Знаки: «Можно» (!), «Нельзя» (+).

Ход беседы:

 1.Решение проблемных ситуаций с применением знаков.

?    Дети шли на экскурсию. Все шли друг за другом по-двое. Вдруг Коля увидел знакомого, и не предупредив воспитателя, побежал к нему. А в это время выехала из поворота машина. Что было дальше? (Ответы детей)

            (Знак - «Нельзя»)

?    Наша группа однажды пешком пошла на экскурсию на р. Миасс. Все дружно шли, соблюдая правила поведения пешехода. Когда дошли до места, оказалось, что Вани нет. Что же произошло? Почему? Можно ли поступать так? (Знак - «Нельзя»)

2.Обсудить, как нужно и нельзя себя вести во время пешей прогулки (экскурсии). Предложить выбирать знаки.

3.Запомнить ПРАВИЛА:

         Идти спокойно, держась за руку товарища (по-двое) за другими детьми и воспитателем.

         Не отставать от других детей, чтобы не заблудиться, а держаться вместе;

         Не выскакивать и не убегать без разрешения воспитателей.

         Если ты заблудился, не поддавайся панике, не беги, куда глаза глядят.

         Переходить дорогу только на пешеходном переходе («зебре») на зеленый свет светофора. А если нет светофора, не забудь посмотреть, нет ли машин слева, а на середине дороги - справа.

         Никогда не переходить улицу на красный свет, даже если поблизости нет машин, дождись, когда загорится зеленый свет.

         Нельзя идти близко с дорогой, где ездят машины и автобусы;

         Не выбегай на мостовую за мячом или другим предметом, если они упали и покатились: ты рискуешь не заметить проезжающей машины и попасть под нее.

         Идти только по пешеходной дорожке и тротуару.

         Не толкаться, не орать, не кричать по пути, не мешать прохожим;

         Обходить стороной выезды с автостоянок, гаражей и других подобных мест: какой-нибудь автомобиль может выехать задним ходом, и его водитель не заметит тебя. Слушаться указаний воспитателя.

         Никогда не подходи и не садись в машину с незнакомым человеком, чтобы он ни говорил: на свете довольно часто встречаются злые люди, которые могут причинить тебе вред.

 

   

 для детей

Цель: учить детей правильно и безопасно для себя и окружающих накрывать столы; соблюдать правила безопасности при обращении с ножом, вилкой; закрепить представление об опасных предметах, об их необходимости для человека.

Материал: д/игра: «Накроем кукле стол» или «Что сначала, что потом».

 Можно использовать значки - символы: картонный лист- стол, маленькие кружки- блюдца, большие- тарелки, полоски- вилки, ножи и т.д.

Ход беседы:

1. Д/и «Накроем кукле стол» с использованием знаков- символов или кукольной посуды и обязательным объяснением правил безопасности.

2.Чтение отрывков стихотворения «Ребенок за столом»

-Мы дежурные сегодня.

Будем няне помогать,

Аккуратно и красиво

Все столы сервировать.

-Мы тарелки всем поставим

Вилки, ложки и ножи.

Не спеши, как класть, подумай,

А потом уж разложи.

-От тарелки справа нож,

Ложка рядышком лежит,

Нож от ложки отвернулся,

На тарелочку глядит.

-Ну а слева от тарелки

Нужно вилку положить.

Когда станем есть второе,

Будет с вилкой нож дружить.

3. Повторить с детьми ПРАВИЛА:

         Не размахивай вилкой, ножом или другим столовым прибором;

         Всегда бери по одному предмету и неси аккуратно;

         Накрывая столы, не торопись, не бегай, не играй, делай все спокойно;

         Нож и вилку неси острием вниз;

         Не поднимай высоко и не подноси к глазам вилку, нож;

         Не подходи и не притрагивайся к кастрюлям и чайникам с горячей пищей;

         Не балуйся и не играй с ножом и вилкой.

         

 

 

 

для детей

Цель: учить детей подчиняться правилам поведения при катании с горки; развивать выдержку и терпение - умение дожидаться своей очереди; выработать желание избегать травмоопасных ситуаций.

Материал: детские ледянки, игровые санки

Ход беседы:

 1.Беседа о зимних забавах и играх, об их пользе для здоровья.

2.Обсуждение ситуаций правильного и неправильного поведения детей на горке по иллюстрации или картине. 

3.Игра (словесная) «Хорошо - плохо».

 Дети оценивают ситуации, предложенные воспитателем, и обосновывают свою оценку в процессе общего обсуждения.

4. Рассматривание санки-ледянки и обычных санок.

5.Сформировать ПРАВИЛА:

         Кататься на горке только на санках-ледянках, а не на обычных санках;

         Подниматься на горку только по ступенькам;

         Не подниматься по скользкому скату горки и с боков;

         Не кататься стоя, а только сидя;

         Не толкать, не цепляться за товарищей;

         Соблюдать очередность;

         Не спрыгивать с горки;

         Не стой на верхней площадке, а сразу садись и осмотрись;

         Не поднимайся на горку и не катайся с игрушками и с предметами в руках;

         Прокатился, быстрее вставай и уходи, т.к. следом за тобой скатится другой

  и может сбить тебя;

         Не спускайся с горки, пока не встал и не ушел с дороги предыдущий ребенок;

         Не балуйся, не борись, не подставляй ножку ни на горке, ни около горки;

         Не сбегай по скату;

         Не кидайся снегом в сторону горки.

 

   

для детей

Цель: учить детей соблюдать правила безопасности при использовании предметов и инструментов во время проведения трудовой деятельности (лейки, тряпочки, палочки - труд в уголке природы; стеки, ножницы, карандаши, кисточки - ручной труд;

 грабельки, лопаточки, совочки, венички - труд в природе).

 Материал: «Волшебный сундучок» с предметами и инструментами

Ход беседы:

 1.Игра с «Волшебным сундучком».

Загадать загадку о предмете. 

Обсудить полезные и опасные стороны этого предмета.

- Для чего он нужен? 

- Когда невозможно обойтись без этого предмета? 

- Чем он может быть опасен, и что делать, чтобы предотвратить травму или опасную ситуацию?

 - Как правильно им пользоваться?

2. Выучить пословицу: «Каждой вещи - свое место». 

3. Подвести детей к мысли, что, если подчиняться правилам безопасности при использовании этих опасных предметов, они приносят много радости и пользы.

4. Повторить с детьми ПРАВИЛА:

   Соблюдай осторожность при обращении с любым из этих предметов;

         Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места;

         Не размахивай и не тычь в лицо другим;

         Ножницы при работе должны быть направлены от себя и находиться на уровне груди

         Неси ножницы закрытыми, острые концы зажаты в кулаке (показ);

         После работы ни один из этих предметов не оставляй без присмотра, убери на место;

         Не отвлекай других, если они работают с ножницами, граблями, лопаточкой и др.;

         Не толкайся, не отбирай у других;

         Не бегай с опасными предметами;

         Делай свою работу спокойно, не отвлекаясь!

   

 

для детей

Цель: учить умению контролировать свое поведение: сдерживать себя и прислушиваться к мнению других, совершенствовать себя как личность через общение с людьми; учить согласовывать свои действия с действиями партнера.

Материал: сюжетная картина «Испорченная игра»

Ход беседы:

1.Рассматривание сюжетных картин «Испорченная игра» (можно, используя сюжетную картину).

2.Беседа

- Почему у ребят не получилась игра?

- Что им можно посоветовать?

- Что нужно делать, чтобы научиться играть без ссор, обид и травм?

- Как вы думаете, если говорить всем вместе, перебивая друг друга, можно о чем-то договориться?

- Давайте из ваших советов мы составим правила, напишем их, и прикрепим к доске.

 

Первое правило:

         Говорите по- очереди, не перебивая друг друга!

- Ребята, а вам нравится, когда в игре кто-то один командует, не слушая мнения других детей? Нет? Почему?

Тогда второе правило:

         Когда скажешь свое мнение, спроси остальных: «Вы согласны?»; «А как вы думаете?»;

         Считайся с мнением друзей!

Третье правило:

         Делись игрушками, не жадничай!

Четвертое правило:

        Надо уступать друг другу, не проявлять упрямства, гордости! 

Пятое правило:

  Никогда не толкайся и не наталкивайся на других во время игры! Смотри под ноги, будь осторожен!

 

Для детей

Цель: разъяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасными; учить заботиться о своей безопасности.

Материал: д/упражнение - «Как это случилось?»

Ход беседы

1.Отгадай!

 «Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается» (Кошка).

«Гладишь - ласкается, дразнишь - кусается» (Собака).

2. Рассказ воспитателя:

  «Иногда, когда мы играем на участке д/сада, к нам приходят собаки или кошки. Мы, конечно же, все любим животных, заботимся о них, знаем, как с домашними животными обращаться, что они любят. Но мы не знаем, чьи эти животные. Скорее всего, они бездомные.

-А можно ли трогать, брать на руки чужих или бездомных собак и кошек? Почему?

 Да, вы правы. Нельзя! Они могут оказаться агрессивными, бешенными. Уличные кошки и собаки могут быть больны чем-то заразным. Их можно и нужно кормить, но гладить и играть с ними опасно. Тем более нельзя дразнить и мучить животных.

Важно помнить, что животные наиболее агрессивны во время еды и когда около них находятся их маленькие детеныши.

4.Обыгрывание проблемных ситуаций:

«Жалобно мяукает котенок у нашего подъезда. Что делать?»

5.Чтение стихотворения

Мяукает у дерева

Незнакомая кошка,

Налью молока

Я бедняжке немножко.

Но трогать руками

Котенка не буду,

Что мама сказала

Ведь я не забуду:

«будь добрым, сыночек,

Животных корми,

А в руки бродячих

Зверей не бери,

От них мне поверь,

Легко заразиться.

Придется в больнице

Долго лечиться!»

6.Запомните ПРАВИЛА!

         Не убегайте от собаки на улице. Собаки преследуют убегающих.

         Не гладьте незнакомых животных и не берите их на руки! Они могут оказаться больными, заразными, у них могут быть клещи или блохи, или они могут неправильно среагировать на вашу ласку и укусить без предупреждения.

         Не смотрите пристально собаке в глаза, она может принять этот взгляд за вызов.

         Если вы встретитесь с собакой в узком проходе или проулке, уступите ей место, встаньте боком к собаке.

         Не трогайте чужую кошку или собаку. Даже при хорошем отношении с твоей стороны они могут чего- то испугаться и в целях самозащиты оцарапать или укусить.

         Не целуйте (они часто роются в земле и у них на морде много микробов)

  и не дразните животных (они могут терять терпение и укусить);

         Не подходите к ним сзади.

         Не буди спящую собаку. 

7. Д/упражнение «Как это случилось?» 

Обсуждение неправильного действия ребенка и его последствия (по серии картин).  (Дразнили собаку -  она укусила. Ребенок попал в больницу.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека правил безопасного поведения детей в детском саду

Правила безопасного  поведения детей в детском саду...

Картотека загадок "Безопасное лето" для детей среднего и старшего возраста.

Картотека загадок "Безопасное лето" для детей среднего и старшего возраста....

Картотека игр "Безопасность и здоровье"

Картотека игр по безопасности...

Картотека игр "БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ"

Картатека игр  "БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ" подготовительная группа...

Картотека минуток безопасности

Одна из главных целей, ради которой проводится это ежедневное экспресс-занятие с детьми – настроить их на мысли об опасности и «ловушки» которые могут встретиться в жизни....