Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности (старшая и подготовительная к школе группа) «Азбука безопасности» на 2020-2021 учебный год
рабочая программа по обж (старшая, подготовительная группа)

Шпенглер Ирина Викторовна

Рабочая программа

по формированию основ безопасности

жизнедеятельности

(старшая и подготовительная к школе группа)

«Азбука безопасности»

на 2020-2021 учебный год

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_azbuka_bezopasnosti_dlya_detey_5-7_let.docx731.2 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТА

на педагогическом совете

МБДОУ «Детский сад № 80

«Веснушка»

(протокол от 30.08.2019 № 1)


УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

Рабочая программа

по формированию основ безопасности

жизнедеятельности

(старшая и подготовительная к школе группа)

«Азбука безопасности»

на 2020-2021 учебный год

Срок реализации: 2 года

Составитель: Шпенглер И.В.

Смоленск

2020

Рабочая программа по формированию основ безопасности и жизнедеятельности детей дошкольной разновозрастной (5-7 лет) группы МБДОУ «Детский сад №80 «Веснушка» разработана в соответствии с основной примерной общеобразовательной программой, в соответствии с Федеральными государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 14 ноября 2013 года). Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса разновозрастной (старшей-подготовительной) группы.

Содержание образовательного процесса в старшей подготогруппе выстроено в соответствии с программой "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Реализуемая программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми.

Данная Программа разработана в соответствии со следующими документами:

  • Основная примерная общеобразовательная программа "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
  • "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" 2.4.1.2660-10 № 164 20.12.2010 г.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 14 ноября 2013 года
  • Уставом МБДОУ «Детский сад №80 «Веснушка»

Цели программы:

Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе, сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.

Задачи:

  • Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности;
  • Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;
  • Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них;
  • Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил;
  • Формировать у детей сознательное и ответственное отношение к пожарной безопасности;
  • Формировать у детей представления об опасных и вредных факторах, возникающих во время пожара;
  • Формировать умение применять знания в повседневной жизни, обеспечивающие безопасность в доме, детском саду.

Принципы и подходы к формированию образовательной программы:

  • Системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное);
  • Доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);
  • Включение в деятельность (игровую, познавательную, экспериментальную и другие);
  • Наглядность;
  • Динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
  • Психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в дошкольной старшей группе

Педагогическая работа с воспитанниками дошкольной разновозрастной (старшей - подготовительной) группы строится с учетом возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста, который необходим для правильной организации осуществления образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Возрастные особенности детей 5 до 6 лет Безопасное поведение в природе.

  • Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.
  • Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.
  • Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе.
  • Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых.

Безопасность на дорогах.

  • Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транс порта, о работе светофора.
  • Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.
  • Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.
  • Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка

автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания»,

«Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

Безопасность собственной жизнедеятельности и пожарной безопасности

  • Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека.
  • Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.).
  • Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.). Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами.
  • Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. Знакомить с работой службы спасения — МЧС. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03».
  • Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.
  • Учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.

Возрастные особенности детей 6 до 7 лет Безопасное поведение в природе.

  • Формировать основы экологической культуры.
  • Продолжать знакомить с правилами поведения на природе.
  • Знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в нее.
  • Уточнять и расширять представления о таких явлениях природы, как гроза, гром, молния, радуга, ураган, знакомить с правилами поведения человека в этих условиях.

Безопасность на дорогах.

  • Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомить с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект».
  • Продолжать знакомить с дорожными знаками — предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными.
  • Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.
  • Расширять представления детей о работе ГИБДД.
  • Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.
  • Развивать свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности.
  • Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.

Безопасность собственной жизнедеятельности и пожарной безопасности

  • Формировать у детей представления о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды (электроприборы,

газовая плита, инструменты и бытовые предметы). Закреплять правила безопасного обращения с бытовыми предметами.

  • Закреплять правила безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, катание на санках, коньках, лыжах и др.).
  • Подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности, учить оценивать свои возможности по преодолению опасности.
  • Формировать у детей навыки поведения в ситуациях: «Один дома», «Потерялся»,

«Заблудился». Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.

  • Расширять знания детей о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи. Уточнять знания о работе пожарных, правилах поведения при пожаре.
  • Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01»,

«02», «03».

  • Закреплять умение называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.

Планируемые результаты

  • Сформированы навыки безопасного поведения при возможных контактах с незнакомыми людьми на улице и дома.
  • Умеет правильно оценивать ситуации с точки зрения «опасно-неопасно» и соответственно реагировать на них.
  • Владеет правилами взаимодействия с друзьями, в том числе со старшими приятелями на улице, дома, в детском саду.
  • Знает и соблюдает правила поведения в природе.
  • Различает съедобные и несъедобные грибы, съедобные ягоды и ядовитые растения.
  • Сформированы навыки безопасного поведения при контактах с животными.
  • Соблюдает необходимые меры предосторожности при обращении с бытовыми предметами.
  • Умеет правильно оценивать свои возможности по преодолению опасности.
  • Сформированы навыки поведения в ситуациях: «Один дома», «Пожар».
  • Имеет сформированные знания о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи, полиции.
  • Умеет вызывать службы «01», «02», «03», «04».
  • Знает свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
  • Имеет сформированные представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья.
  • Сформированы навыки личной гигиены.
  • Умеет самостоятельно разрешать межличностные конфликты.
  • Имеет представления детей об устройстве улицы, о дорожном движении.
  • Знает        дорожные        знаки.        Классифицирует        их        на        предупреждающие,        запрещающие, информационно-указательные.
  • Понимает, что если он потерялся на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к полицейскому, военному, продавцу.

Перспективное планирование

Навыки безопасного поведения в природе

Правила пожарной безопасности

Основы безопасности собственной жизнедеятельно

Сентябрь

  • «Ядовитые грибы и ягоды» Волчкова В.Н.с. 197
  • Продуктивная

деятельность, аппликация

«Выросли грибы на поляне»

  • «Пожароопасные

предметы»

«Безопасность»Н.Н.Авде ева с.54

  • Дидактическая игра: «Как и чем тушить пожар?»
  • «Правила поведения в

детском саду. Конфликты между детьми» «Безопасность» Н.Н.АвдеевАС.111

  • С/ролевая игра «Детский сад»

Октябрь

  • Беседа «Съедобные ягоды и ядовитые растения»
  • Продуктивная

деятельность, рисование « Урожай ягод»

  • Рассматривание картин и беседа на тему: «Опасные ситуации»

  • Сюжетно- ролевая игра:

«Пожарные на учении».

  • Беседа «Витамины и здоровый организм»

  • Чтение сказки «Мойдодыр» К.Чуковского

Ноябрь

  • «Безопасность на

льду. Осторожно, тонкий лёд»

»Усачёв А.А «Основы

безопасности жизнедеятельности». с.126

  • Чтение р.н.с «Петушок и бобовое зернышко»
  • «Предметы, требующие осторожного обращения»

«Безопасность»Н.Н.Авдеева с.56

  • Просмотр мультфильма о пожаре.
  • Беседа «В гостях у Айболита»

  • С/ролевая игра «Больница»

Декабрь

  • «Безопасность при

общении с животными»Усачёв А.А «Основы безопасности жизнедеятельности».с.35

  • Просмотр мультфильма

«Человек собаке – друг»

  • «Спички – это не игра»

«Безопасность»Н.Н.Авдеева с.58

  • Чтение рассказа » Б. Житкова «Пожар в доме»
  • «Опасные ситуации»

«Безопасность»

Н.Н.Авдеева с.4

  • Чтение и обсуждение стихотворения С. Михалкова «Д Стёпа- милиционер»

Январь

  • «Безопасность на природе» Усачёв А.А «Основы безопасности жизнедеятельности».с.157

  • Экскурсия в лес
  • Чтение худ.литературы

«Пожарные собаки», «Пожар»,

«Кошкин дом»

С.Маршак«Корифей» с.7-10

  • Беседа «Внешность чело может обманчива»

  • Кукольный театр «Волк семеро козлят»

Февраль

  • «Умеешь ли ты обращаться с животными»Волчкова В.Н. 192
  • Придумывание историй

на тему «Контакты с животными» (неправильные действия ребёнка на картинке)

  • Беседа «МЧС на защите нашей страны»Затулина Г.Я. 106
  • Продуктивная деятельность- рисование: «Пожарная машина».
  • «Личная безопасность дома» Усачёв А.А «Основы безопасности

жизнедеятельности».с.47

  • Чтение сказки «Три

поросёнка» Обсуждение поговорки « У страха глаза велики»

Март

  • «Безопасность на льду» Усачёв А.А «Основы безопасности

жизнедеятельности».с.121

  • Встреча с пожарным инспектором.
  • «К кому обратиться за помощью, если ты потерялся на улице»
  • «Безопасность» Н.Н.Авдева с.129
  • Лабиринты «Помоги дет дойти до детского сада» «Помог

мишке добраться до дома»

Апрель

  • «Безопасность на

воде» Усачёв А.А «Основы безопасности

жизнедеятельности». с.105

  • «Пожар» «Безопасность» Н.Н.Авдеевас.61
  • Чтения художественной

литературы        С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое»

  • Беседа «Если хочешь б здоров»
  • Чтение и обсуждение стихотворения «Девочка чумаза

А. Барто

Май

  • «На воде, на солнце»

«Безопасность» Н.Н.Авдеевас.108

  • Чтение и обсуждение стихотворения А.Барто «Весенняя прогулка» (закрепление правил

поведения на прогулке.)

  • Викторина «Знаете ли вы правила пожарной безопасности»

  • Просмотр мультфильма о пожаре.
  • «Безопасность дома и на улице» Усачёв А.А «Основы

безопасности жизнедеятельности» с.47

План работы с родителями

Цель: повышение уровня знаний родителей по формированию основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы с семьей по направлению «Формирование основ безопасности»

Месяц

Формы работы

Цель

Сентябрь

Выставка        рисунков        «Останови        огонь»

(сотрудничество        педагогов,        детей        и родителей)

Привлечение внимания родителей к вопросам сохранения безопасности детей

Октябрь

Буклет «Ребенок и взрослый на улице»

Памятка «Как обучать ребёнка безопасному поведению»

Привлечение внимания родителей к правилам соблюдения безопасного поведения и формирования чувств глубокой ответственности

Ноябрь

Информация        в        уголке        для        родителей

«Осторожно, хрупкий лед!»

Распространение среди родителей знаний о сохранении здоровья детей в зимний период на реке.

Декабрь

Памятки для родителей «Причины детского

дорожно-транспортного травматизма»

Стимулирование родителей на соблюдение основ

дорожно-транспортного травматизма детей

Январь

Оформление уголка безопасности в группе

Привлечение родителей к взаимодействию

Февраль

Буклет «Формирование основ безопасности у детей посредством чтения художественной

литературы»

Стимулирование        родителей        к        чтению литературы по формированию основ безопасности.

Март

Консультация        «Формирование        культуры

здоровья у дошкольников»

Пропаганда здорового образа жизни.

Апрель

Папка-передвижка «На воде, на солнце» (О

правилах поведения)

Обеспечение доступности информации

детей старшего дошкольного возраста.

Май

Родительское собрание «Безопасность детей

на улице летом»

Обмен опытом по формированию основ

дружеских отношений среди родителей

Материально-техническое обеспечение:

-ТСО: ПК, магнитофон, колонки, проектор, экран.

-Информационные стенды.

-Модель огнетушителя.

-Настольные игры по ПБ.

-Комплект видеофильмов по ПБ.

-Аудиокасеты.

Литература

  • Основная примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред.Н.Е. Вераксы,Т.С. Комаровой,М.А. Васильевой. 2015 г.
  • Безопасность:
  • АвдееваН.Н., КнязеваО.Л., СтеркинаР.Б. «Основы безопасности детей дошкольного возраста». – М.: Просвещение, 2007г.
  • АвдееваН.Н., КнязеваО.Л., Стёркина Р.Б. «Безопасность: учебное пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей»- М.ACT, 1998г.
  • Аралина Н. А. «Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности». – М.: Скрипторий 2007г.
  • Коган М. С. «Осторожней будь с огнем утром, вечером и днем!» – Новосибирск :Сиб. унив. изд-во, 2009г.
  • Максиняева М.Р. « Занятия по ОБЖ». -М., ТЦ «Сфера», 2010г.
  • Прилепко Е. Ф. «Пожарная безопасность для дошкольников». – М. : Скрипторий 2003г.
  • Усачев А.А. «Основы безопасности жизнедеятельности». – М.: АСТ, 2008г.
  • Шорыгина Т. А. «Беседы о правилах пожарной безопасности». – М. : Сфера, 2008г.
  • Шорыгина Т.А. «Осторожные сказки: Безопасность для малышей». - М., «Прометей», 2002г.
  • Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях / Глав.ред. В. А. Володин. – М. : Аванта,2001г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности в старшей разновозрастной группе

Рабочая программа по формированию  основ безопасности жизнедеятельности  в старшей разновозрастной группе...

Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

        В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача   взрослых  (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать ...

Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности в старшей разновозрастной группе

       Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Люди очень часто страдают из-за своей собстве...

Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

        В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача   взрослых  (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать ...

Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности в разновозрастной группе «Островок безопасности»

В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать самых беззащитных граждан - маленьк...

Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности (подготовительная к школе группа) «Азбука безопасности» на 2021-2022 учебный год

Рабочая программапо формированию основ безопасностижизнедеятельности(подготовительная к школе группа)«Азбука безопасности»на 2021-2022 учебный год...