План работы по самообразованию по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
методическая разработка по обж (подготовительная группа)

Московкина Наталья Алексеевна

Наше будущее – это наши дети. Задача охраны, сохранения и укрепления здоровья детей одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. Здоровье, как функция успешной жизни, в наше время становится необходимым условием культурного развития человека. Вот почему так важно сформировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте.о сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию

по теме

 «Использование здоровьесберегающих технологий

в работе с детьми дошкольного возраста»

Актуальность

           В последнее время проблема ухудшения здоровья населения в целом и, в частности, детей, стала национальной. Подписанное Президентом Российской Федерации Постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения» подтверждает беспокойство государства за будущее страны. Наше будущее – это наши дети. Задача охраны, сохранения и укрепления здоровья детей одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. Здоровье, как функция успешной жизни, в наше время становится необходимым условием культурного развития человека. Вот почему так важно сформировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте.

             Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.

     Использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровления детей является естественным спутником жизни ребёнка, обладающие великой воспитательной силой, формирующие физические и личностные качества ребёнка.

        Почему я выбрала данную тему?

       Актуальность опыта состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

        Таким образом, можно сказать, что только круглогодичный, системный подход к организации физкультурно- оздоровительных, воспитательно-профилактических мероприятий позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья воспитанников, даст позитивную динамику оздоровления детского организма, позволит достичь положительных результатов: повышения уровня физической подготовленности, положительную динамику в распределении по группам здоровья, профилактику и коррекцию отклонений физического развития воспитанников.

        Грамотная организация здоровьесберегающей среды, а также использование здоровьесберегающих технологий способствуют повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию.

Цели:

  • Формирование у детей осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни, накоплении знаний о здоровье.
  • Повышение своего профессионального мастерства и компетентности в использовании здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • сохранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность посредством внедрения здоровьесберегающих технологий;
  • формировать представления о правильном питании и закреплять знания детей о пользе овощей и фруктов;
  • формировать представления о значении санитарно-гигиенических процедур для здоровья человека;
  • формировать у воспитанников культуру здорового и безопасного образа жизни здоровья и здоровьесберегающей компетентности.
  • формировать у дошкольников осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни, накопление знаний о здоровье;
  • подготовить (провести) консультации для родителей и педагогов по теме самообразования;

Предполагаемый результат:

  • Овладение детьми навыками ЗОЖ;
  • Снижение уровня заболеваемости;
  • сформирован интерес к физическим упражнениям и подвижным играм;
  • сформированы культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания;
  • сформированы элементарные представления дошкольников о строении собственного тела;

Для педагога:

  • развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения вопросов сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
  • разработан учебно-методический комплект: картотеки различных игр, игровых упражнений, ритмических импровизаций и пластических этюдов, сценарии оздоровительных развлечений и праздников, проблемные и игровые ситуации, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации;
  • разработаны педагогические проекты по оздоровлению дошкольников и формированию у них основ ЗОЖ;
  • внедрены в образовательный процесс оздоровительные технологии, современные формы и новые методы работы по формированию здорового образа жизни у детей.

Для родителей:

  • сформированы педагогические знания и практические умения по формированию у детей основ здорового образа жизни;
  • обогащены знания о деятельности дошкольного образовательного учреждения, которое посещает ребенок;
  • развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе ДОУ;
  • установлено единство с воспитателем группы в вопросах оздоровления и физического развития своего ребенка.

Для реализации здоровьесберегающих технологий в группе созданы следующие условия:

  • условия для укрепления здоровья детей, гармоничного физического развития, а именно спортивные площадки, оборудован спортивный зал, которые оснащены стандартным и нестандартным оборудованием необходимым для комплексного развития ребёнка
  • в группе оборудован уголок двигательной активности, который оснащен согласно возрасту, всем необходимым оборудованием для группы,
  • составлен режим двигательной активности, с учётом возраста
  • в каждый вид деятельности включены упражнения, игры, физкультминутки, динамические паузы, которые направлены на укрепление и здоровьесбережение детей, дозировка и темп зависит от возраста детей, настроения.
  • осуществление профилактики простудных заболеваний; проводятся закаливающие процедуры; ежедневно проводить гимнастику после дневного сна; проводить упражнения на свежем воздухе в разные периоды года.

Информационно - аналитический этап работы над темой самообразования

Таблица №1

Этапы

Пути реализации и формы работы

сроки

Практическая деятельность.

1 этап - диагностический

1.Выбор и определение темы самообразования.

2. Подбор методической литературы, работа с картотекой методического кабинета, библиотекой, изучение опыта педагогов на интернет-сайтах

3.Изучение нормативных документов.

4.Анализ состояния учебно-воспитательного процесса.

5.Диагностика знаний и умений детей в данной области, выявление противоречий, нуждающихся в коррекции

сентябрь

1.Оформление плана работы по самообразованию.

2. Выявление и обоснование актуальности проблемы по результатам диагностики детей.

3.Сообщение на вводном родительском собрании на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

4. Анкетирование родителей по здоровому образу жизни детей дошкольного возраста.

2 этап - прогностический

1.Определение цели и задач работы над темой.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы (подбор методов и приемов).

3.Прогнозирование результатов.

октябрь

1.Составление и оформление перспективного плана работы с детьми по формированию ЗОЖ.

3 этап - практический

1.Разработка рекомендации, памяток для родителей.

2.Внедрение передового педагогического опыта; системы мер, направленных на решение проблемы.

3.Формирование методического комплекса.

4.Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.

5.Разработка и проведение здоровьсберегающих мероприятий, бесед, игр по ЗОЖ с воспитанниками.

6. Индивидуальная работа с детьми с использованием дидактических игр, бесед и развивающих упражнений.

В течении года

1.Памятки, консультации для родителей по данной теме.

 2. Подбор практического материала.

3. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды (пополнение картотеками подвижных, дидактических игр и другим материалом по тематике).

 4.Выставка поделок, рисунков, аппликаций по данной теме.

5.Изготовление Лэпбука по ЗОЖ.

4 этап – заключительный

1.Самооценка и самоанализ проделанной работы в своей группе.

2. Повторная диагностика детей.

Апрель-май

1.Мониторинг индивидуального развития детей.

2.Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ. (отчет о проделанной работе).

Перспективный план работы по теме самообразования

на 2023- 2024 учебный год.

Таблица №2

Срок

Тема

Форма работы

Задачи

Обогащение

РППС

Подготовительный этап

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Выбор конкретных приёмов, методов и видов работы по самообразованию.

«Ребёнок и здоровье»

«Здоровое питание»

«Что я знаю о себе. Мой организм»

«Личная гигиена»

«Культура здоровья и безопасный образ жизни» - Ребенок на улице

 

«Культура здоровья и безопасный образ жизни» - Ребенок дома

«Культура здоровья и безопасный образ жизни» - Ребенок и природа

«Физкультурой занимайся и здоровым оставайся!»

Итоговое ООД

Изучение методической литературы, периодических изданий, научной литературы, учебно-методической литературы.

- Беседы: «Моё здоровье», «Как я буду заботиться о своем здоровье»;

-Просмотр презентаций на тему: «Здоровым быть – себя любить», «Закаляйся - если хочешь быть здоров»;

-Самомассаж: биологических активных точек «Неболейка»; с мячиками Су-Джок;  

- Д/игра: «Что нужно для укрепления здоровья»

- Квест-игра «Здоров будешь – все добудешь».

- Беседы: «Полезные продукты»,  «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»;

 - Просмотр презентации «Витамины и здоровый организм»

Д/игры: «Где живут витамины», «Полезные и вредные продукты»; «Узнай по описанию», «Разложи на тарелках полезные продукты»;

- Викторина «Правильно питаться - здоровья набираться»;

- Чтение: С.Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», С.Михалков «Тридцать шесть и пять», «Чудесные таблетки», «Про девочку, которая сама себя вылечила».

Беседы: «Как устроено тело человека?», «Как растёт человек?», «Внутренние органы человека», «Здоровые зубы. Красивая улыбка»,

- Рассматривание детских энциклопедий, иллюстраций.

- Презентации: «Части тела человека», «Наши помощники – глаза», «Орган слуха. Забота о своем здоровье»

- Чтение: сказки «Птичка Тари» из книги Б.Зуходера «Ма-Тари-Кари».

- Беседа и рассматривание иллюстраций по теме «Как и для чего человек дышит».

- Дыхательная гимнастика (ежедневно)

- Беседа «Личная гигиена - залог здоровья», «Каждой вещи — своё место»;

- Д/игры: «Угадай предмет личной гигиены; «Общие и индивидуальные предметы гигиены»

-Познавательно-исследовательская деятельность:

Опыт с носовым платком.

-  Презентация «Чистота и здоровье»

- Игра «Воспитываем хорошие привычки» (кубик с иллюстрацией гигиенических процедур).

- Практикум «Чистка зубов»

Чтение: стихотворения С.Михалкова «Скверная история», «Про мимозу», Н. Литвинова «Королевство столовых приборов».

- Игра-драматизация по произведению А. Барто, П. Барто «Девочка чумазая».

- Беседы: «Встреча с незнакомыми людьми на улице», «Безопасная дорога».

- Моделирование ситуации: «Если ты потерялся»

- Игра – КВН «Лучший пешеход»

- Д/игры: «Дорожные знаки – наши друзья», «Четвертый лишний» и др.

- Рассматривание

плакатов: ситуации

«Безопасность на улице», «Встреча с незнакомыми

людьми».

Чтение: С.Маршак «Кошкин дом»; В. Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо».

- Беседы: Если ты дома один», «Спички детям не игрушка!» - Презентация «Пожар – это опасно»

- Д/игра «Электроприборы», «Загадки из спичечного коробка», «Острые предметы»

- Моделирование ситуации: «Что будет, если не выключить кран с водой».

- Чтение: «Снежная королева» Г. Х. Андерсен, беседа по содержанию, стихотворения Г. Шалаева «Не открывай чужим людям»

- Беседы: «Будь осторожен с животными и насекомыми»

«Осторожно: ядовитые грибы и растения»

- Моделирование ситуации с помощью иллюстраций «Гроза в лесу, гроза в поле, гроза в городе»

- Выставка детских поделок «Грибная поляна»

- Выставка рисунков на тему:

«Лекарственные растения»

- Ситуация «Умеешь ли ты общаться с животными»

- Беседы: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»,

«Со спортом дружить - здоровым быть»

- Презентации: «Здоровый образ жизни», «Режим дня».

- Д/игры: «Что нужно для укрепления здоровья»

-Спортивно-развлекательный досуг «Физкультурой занимайся и здоровым оставайся!»

 

Квест-игра «Секреты здоровья»

Определить цели и задачи практической деятельности; средств и методов по профессиональному саморазвитию.

Формировать представление о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни.

Формировать активные позиции в отношении здорового образа жизни. Уточнить, что нужно делать для сохранения и укрепления своего здоровья.

Формировать у детей представление о правильном питании, о вредных и полезных продуктах питания.

Уточнить знания детей о полезных продуктах, их назначении для здоровья и хорошего настроения. Дать детям первоначальные представления о витаминах. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Расширять и закреплять представления об элементарном строении человека. Познакомить детей с основными органами человеческого организма, их названиями, расположением и функциями, забота о них.

Закреплять знания о правилах личной гигиены, поддерживать интерес детей старшего дошкольного возраста к систематическому выполнению культурно-гигиенических навыков, прививать привычку к чистоте, воспитывать положительное отношение к личной гигиене. Развивать устойчивый интерес к правилам и нормам здорового образа жизни

 

Формировать потребность к реализации здорового и безопасного образа жизни;

Учить детей правильно оценивать поступки и поведение людей.

Развивать устойчивые навыки безопасного поведения на улице. Закрепить знания детей о работе светофора, о дорожных знаках и их назначении. Обобщить знания о правилах уличного движения. Воспитывать у детей культуру поведения на улице.  

Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме. Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме, закреплять умение соблюдать осторожность. Закрепить знания о пожароопасных ситуациях. Закреплять умение пользоваться телефонами службы спасения. 

Учить детей внимательно относиться к растениям в природе, понимать, что среди них могут быть ядовитые; учить соблюдать осторожность,

формировать у воспитанников культуру здорового и безопасного образа жизни здоровья и здоровьесберегающей компетентности.

Формировать осознанное позитивное отношение к занятиям физической культуры и спортом;

воспитывать стремление заниматься спортом, заботиться о своем          здоровье.

Расширить и закрепить знания детей о здоровом образе жизни, подвести к пониманию того, что каждый человек должен заботиться о своем здоровье с детства.

Создание здоровье сберегающего пространства

Разработка картотеки «Бодрящая гимнастика после сна»

Сборник пословиц и поговорок о ЗОЖ

Разработка настольной игры «Рецепты полезной и вкусной еды»

Составление картотеки «Пословицы и поговорки о правильном питании»

 

Разработка дидактического альбома на тему: «Правила ухода за зубами»

Подборка детской литературы по данной теме

Разработка картотек: «Гимнастика для глаз для детей дошкольного возраста»,

«Дыхательной гимнастики»

Разработка настольной игры «Воспитываем хорошие привычки»

Разработка дидактического альбома на тему: «Правила ухода  за зубами»

 

Картотека дидактических игр «О здоровом питании»

Подборка детской литературы по данной теме

Сборник бесед: «Вредные привычки», «Опасные предметы вокруг нас», «Осторожно лекарства» и др.

Картотека подвижных игр

Альбомы «Безопасность», «Чистота – залог здоровья», «Спорт- это здоровье»

Схемы правил поведения в быту, на улице, в детском саду

   

Картотека «Физкультминуки и динамические паузы»

Работа с родителями.

таблица №3

Срок

Содержание работы

Практические выходы

Сентябрь

Анкетирование родителей с целью выявления социально-педагогических условий формирования представления о ЗОЖ в семье.

Анкета «О здоровье

всерьёз».

Октябрь

- Папка-передвижка «Виды здоровьесберегающих

технологий»

- «Что нужно знать о закаливании»

Консультации для

родителей

Ноябрь

 - «Организация закаливающих процедур в домашних условиях»

- Обмен опытом приготовления полезных блюд для

здоровья

Рекомендации родителям

Создание альбома «Рецепты здоровой и вкусной еды»

Декабрь

- «Культурно – гигиеническое воспитание в семье»

- «Берегите глазки»

- «Мой любимый выходной»

- Консультация для родителей

- Памятка для родителей

- Фотовыставка

Январь

Февраль

- «Влияние психологического климата семьи на здоровье ребенка»

- картотека игр «Играем вместе с ребенком»

- «Здоровье ребёнка и фундамент культуры будущего взрослого человека».

- «Прогулка и её значение для здоровья ребёнка»

- Консультация для родителей

- Рекомендации

- Консультация для родителей

- Беседа

Март

- «Игровой точечный массаж для профилактики и лечения насморка»

Практические рекомендации

 Апрель

 «Наша здоровая и спортивная семья».

- День открытых дверей

- Выпуск стенгазеты

- показ итогового занятия

Май

- «Здоровье детей и обеспечение их безопасной  жизнедеятельности в детском саду и дома»

- Показ презентации

Выступление на родительском

собрании

- Итог работы по данной теме

Самореализация

Таблица №4

Срок

Содержание работы

Практические выходы

Сентябрь- октябрь

Подготовка плана работы по теме самообразования, поиск литературы к изучению.

План по теме самообразования

Ноябрь- декабрь

- «Виды  здоровьесберегающих  технологий и особенности  методики проведения».

- Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды»

Консультации для педагогов

Январь-февраль

- «Организация  здоровьесберегающего  пространства в группах»

- «Здоровый образ жизни дошкольников в условиях дошкольного учреждения и семьи»

- Консультации для педагогов

Апрель- май

- «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

-Показ презентации Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

- Оформление буклетов для педагогов

- Отчет по теме самообразования

Список литературы

  1. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В.Г. Алямовская //Дошкольное образование. – 2004 г.
  2. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2.
  3. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Разговор о правильном питании – М., Олма-Пресс, 2006 г.
  4. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие – М.; Сфера, 2008 г.
  5. Ганул Е.А. Правила поведения на природе - С.П., ИД «Литера», 2010 г.
  6. Жукова О.Г.  «Азбука «АУ!». Методические рекомендации по обучению детей основам безопасности. Санкт- Петербург: Детство - Пресс 2008 г.
  7. Маханева М.Д.  Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2020 г.
  8. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2022 г.
  9. Поддубная Л.Б «ОБЖ» занимательные материалы. Издательско-торговый дом «Корифей» 2017 г.
  10. Соколова О.В. Правила поведения в опасных ситуациях - С.П., ИД «Литера», 2010 г.
  11. Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А.М. Сивцова //Методист. – 2007 г.
  12. Фисенко М.А.  «ОБЖ» разработки занятий. Волгоград 2021 г.
  13. Хромцова Т.Г. Проблема ознакомления детей дошкольного возраста с правилами безопасного поведения. Детский сад от А до Я. 2006 г.
  14. Шарманова С.Б. Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни /С.Б. Шарманова //Управление ДОУ. – 2018 .  
  15. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности - М., ТЦ «Сфера», 2019 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитании у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»

Комплексная система познавательно-оздоровительной работы с детьми, направленная на осознанное отношение сохранения и укрепления собственного здоровья...

План по самообразованию Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитании у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2018-2019 г.Габоева Марианна Анатольевна.Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитании у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа ...

План по самообразованию Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитании у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2018-2019 г.Гусалова Зарина Руслановна.Тема: «Использование здоровье сберегающих технологий в воспитании у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа ж...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий «Увлекательное путешествие» с детьми старшего дошкольного возраста

Конспект организованной образовательной деятельностис использованием здоровьесберегающих технологий «Увлекательное путешествие» с детьми старшего дошкольного возраста...

"Логоритмика: Ее роль в системе здоровьесберегающих технологий в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста"

Роль логоритмики в системе здоровьесберегающих тенологий. Опыт работы в данном напралении, используемая литература....

Методическая разработка по формированию культуры здорового образа жизни с применением здоровьесберегающих технологий и ИКТ с детьми старшего дошкольного возраста «Желаем здравствовать!»

Знакомство с ценностями здорового образа жизни и присвоение детьми опыта некоторых здоровьесберегающих технологий представлено в форме познавательно-развлекательного досуга, с использованием инфо...

План работы по самообразованию "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста"

Цель: выявление влияния русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников....