картотека экспериментов по ПДД
методическая разработка по обж (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игра – эксперимент№2 «Транспортные средства» Предлагаю вам провести следующий эксперимент «Транспортные средства». Играющие делятся на две команды, строятся друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Команды становятся напротив друг друга. Первые игроки команд – водители; остальные – пассажиры. Все игроки находятся в воображаемом транспортном средстве. До начала игры ведущий дает инструкцию водителям, что они должны делать. Остальные участники об этом не должны знать. По команде оба транспортные средства начинают двигаться на встречу друг другу, постепенно увеличивая скорость. При сближении двух команд водители транспортных средств «обнимаются» . И так, что же произошло? Что вы почувствовали на себе? Удар о впереди вас стоящего игрока. Совершенно верно. А представьте, какой удар может быть, если скорость еще будет больше. При столкновении двух транспортных средства происходит удар. При столкновении автомобилей все происходит молниеносно, в течение долей секунд. Водитель, и пассажиры после мгновенной остановки в результате столкновения автомобиля еще продолжают двигаться, сохраняя скорость движения. В эти мгновения и получают водитель и пассажиры травмы со смертельным исходом. Это и удар головой о ветровое стекло, и удар грудью о рулевое колесо.
Игра – эксперимент №3 «Подушка – безопасности» А сейчас мы проведем следующую игру-эксперимент. Игру мы проводим аналогично, как и предыдущую, только в руках пассажиры перед собой держат надувной шарик. Игроки для соединения друг с другом используют длинный пояс, которым опоясывают себя. При столкновении двух транспортных средств мы видим другой результат – подушка безопасности предотвращает нас от сильного удара. Вывод: каждый автомобиль необходимо оборудовать подушками безопасности для предотвращения сильного удара. Подушка безопасности - система пассивной безопасности в транспортных средствах. Подушки безопасности широко используются для смягчения удара в случае автомобильного столкновения. Должны применяться вместе с ремнями безопасности .
Игра – эксперимент №4 «Я заметен на дороге» Игроки делятся на две команды: команда – водителей и команда пешеходов. Команда водителей надевают темные очки. Часть пешеходов обозначает себя светоотражающими элементами. Водители на воображаемых транспортных средствах движутся по дорожному полотну. Пешеходы переходят проезжую часть по пешеходному переходу. В тёмное время человеческий глаз воспринимает лишь 5 % от того, что он в состоянии различить днём. Поэтому именно в этот период времени фиксируется немалая часть дорожных аварий, среди которых преобладающее число – это наезды автотранспорта на пешеходов, когда водитель, в силу различных обстоятельств, слишком поздно обнаруживает идущего по дороге человека. Основной причиной такого положения является проблема своевременного обнаружения водителем пешеходов на проезжей части в тёмное время суток, особенно, если пешеход одет в тёмную одежду, которая сливается с фоном дорожного полотна и окружающей обстановкой, а в городских условиях эта проблема усугубляется визуальным шумом, интенсивным светом фар от встречного транспортного потока. Вечером и ночью, когда улицы и дворы плохо освещены, водители обнаруживают пешехода, имеющего светоотражающие элементы, со значительно большего расстояния по сравнению с пешеходами без них.
Игра – эксперимент №5«Что происходит при столкновении двух транспортных средств?» Вам необходимо разделиться на две команды, строиться друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Становитесь друг напротив друга. Первые игроки команд-водители ; остальные пассажиры. Все игроки находятся в воображаемом транспортном средстве. (До начала игры воспитатель дает инструкцию водителям, что они должны делать. Остальные участники об этом не должны знать. По команде оба транспортные средства начинают двигаться навстречу друг другу, постепенно увеличивая скорость. При сближении двух команд водители транспортных средств «обнимаются»). И так, что же произошло? Что вы почувствовали на себе? Удар о впереди стоящего вас игрока. Совершенно верно. А представьте, какой удар Может быть, ели скорость будет ещё больше. Водитель, и пассажиры после мгновенной остановки в результате столкновения автомобиля ещё продолжают двигаться, сохраняя скорость движения. В эти мгновения и получают травмы водитель и пассажиры.
Игра – эксперимент №6 «Слепая зона автомобиля». Для этого понадобится лишь маленькое зеркало и шариковая ручка. Вначале эксперимент проводится совместно с педагогом, потом - детьми самостоятельно. Ребенок – в роли водителя, педагог – в роли пешехода. Ребенку предлагается взять в руки зеркало и размещать его попеременно: то вправо, то влево от себя, на уровне головы (представляя, что это зеркало заднего вида у водителя на автомобиле), для того, чтобы рассмотреть, что видно позади. Педагог, стоит за спиной ребенка, на уровне пояса держит шариковую ручку. При опросе у ребенка, что видно в зеркало справа и слева, дошкольник не увидит ручку за спиной, а лишь часть силуэта педагога, или окружающего пространства. Таким простым экспериментированием можно показать, что нельзя стоять у припаркованного автомобиля; водитель автомобиля не может видеть все окружающее пространство у автомобиля.
Игра – эксперимент №7 «Дорожная ловушка» - невидимый обзор на проезжей части. Эксперимент: как показать ребенку, что на проезжей части, если пропускает автомобиль с одной полосы, то по другой полосе, невидимый ребенком, может мчаться автомобиль и произойти ДТП. Для эксперимента понадобятся мячи большого и малого размеров. Эксперимент для показа воспитателем. У воспитателя в правой руке большой мяч, который она показывает детям, и малый теннисный мяч в левой руке – детям не виден этот мяч, он сжат в кулаке. Мячи воспитатель держит на полу-вытянутых руках - большой мяч в правой руке детям виден, малый мяч в левой руке не виден, его обзор закрывает большой мяч. Воспитатель предлагает детям разыграть ситуацию с переходом через пешеходный переход. Воспитатель с мячом доходит до пешеходного перехода. Останавливается, пропуская ребенка. В тот момент, когда ребенок начал движение, она резко вытягивает левую руку с малым мячом. Рука воспитателя касается ребенка и громко произносится «Бум!» - произошло ДТП (столкновение легкового автомобиля – малого мяча, с пешеходом). Эксперимент для детей. Разыгрывается аналогичная ситуация за столами, вместо мячей у детей большие и маленькие кубики, Большой кубик – грузовой автомобиль, маленький – пешеход. Дети с разных сторон кубика проигрывают самостоятельно данную ситуацию.
Игра – эксперимент №8 «Правильное движение» (с завязанными глазами) – для игры понадобятся косынки для глаз, свисток ведущему Игра-эксперимент №9 «Автобус». В ней роль пассажиров выполняют дети и могут прочувствовать на себе, что происходит при резкой остановке транспортного средства
Картотека игр-экспериментов
Картотека экспериментов с применением образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой»
Опыт 1. Светофор 1 этап. Для увеличения плотности воды в стакан с водой, окрашенной в желтый цвет,добавляется 1 ложка сахара, в стакан с водой, окрашенной в красный цвет, добавляются 2ложки сахара. 2 этап. Пустой стакан заполняется на 1/3 часть водой зеленого цвета. С помощью спринцовки в этот же стакан добавляется вода жёлтого цвета объемом 1/3 стакана. 3 этап. С помощью спринцовки в этот же стакан добавляется вода красного цвета объемом 1/3 стакана. Если три предыдущих этапа выполнены правильно, тогда в ранее пустом стаканеполучается три слоя воды разного цвета, которые располагаются в таком же порядке, как и у светофора.
Опыт 2. Эксперимент «Гололед» Цель: познакомить детей с понятиями «гололёд», «гололедица». Оборудование: речной песок, соль каменная, лед. Ход познавательно-исследовательской деятельности: Детям предлагается подумать, как сделать скользкие зимние улицы города безопасными и для машин, и для пешеходов? Может быть нам его растопить? (дети рассуждают). Но где набрать столько горячей воды? Тогда может быть расколоть? (дети рассуждают). Это трудно сделать во всем городе, дорог ведь очень много. Что же делать? А вот если посыпать лед – это хорошо. Наверное, вы видели, что дороги действительно посыпают? А чем же лучше посыпать? (песок) (дети рассуждают) Предлагаем детям самим определить, что же поможет нам справиться в зимний период со льдом на улицах города. Поместить лед на три подноса. Посыпали лёд на одном подносе речным песком- лёд остался целым. На втором подносе посыпали лёд солью. И он стал таять! Значит, в соли есть что-то, чего нет в песке. А на третьем подносе, лед не посыпали - он медленно таял в комнатной температуре от тепла.
Опыт 3. Эксперимент «На старт, внимание, марш!» Цель: знакомство с принципом работы реактивного двигателя. Оборудование: Реактивная машинка на воздушном шаре, насос, инерционная машина. Ход познавательно-исследовательской деятельности: 1. Дети рассматривают машинку инерционную. Автомобиль- транспортное средство с двигателем для перевозки грузов и пассажиров. Давайте представим себе обычную тачку, и задумаемся, — она сама двигается или нет? Конечно же, нет, ее толкает человек за специальную ручку. У нее нет двигателя, мотора. Правильно, нет. Самоходная машина – это такая машина, которая двигается (приводится в действие) с помощью двигателя. Автомобиль сложный механизм, состоит из отдельных деталей, механизмов. 2. Воспитатель достает машинку с воздушным шариком и шарики. Дети берут шарики и надувают. Воспитатель спрашивает: Что произойдет с шариком если его отпустить? (Он взлетит и сдуется ) Делает вместе с детьми опыт с шариком и побуждает детей к анализу: когда из шарика выходит воздух – шарик падает. Дети надувают и наблюдают, что происходит. А теперь давайте посмотрим машинку с шариком. Движение машины осуществляется с помощью надувания воздушного шарика. Для того, чтобы запустить машинку - шарик нужно надеть на специальное отверстие и накачать насосом. При движении машины, Воздух выходит из шарика, и она двигается. 3. Воспитатель предлагает провести соревнования между машинками инерционной и с воздушным шариком. Побеждает та машинка, которая дальше всех проедет. Вывод: когда из шарика выходит воздух машина двигается вперед. Струя воздуха, вырывающаяся из шарика после того, как его надули и отпустили, толкает его в противоположном направлении- она оказалась быстрее.
Опыт 4. Эксперимент «Резина и ее свойства» Цель: формировать представление детей о резине и ее свойствах. Ход познавательно-исследовательской деятельности: Из резины изготовляют шины для автомобилей, велосипедов, воздушные шары, надувные и резиновые игрушки, шланги для воды, резинки в вашей одежде, ластики, резиновую обувь и много другое. 1. Изучим резину на цвет. Какая она бывает? Вывод: Резина может быть разноцветной, разного цвета. Воспитатель: у каждого материала есть свой запах. Какой же запах у резины? Вывод: имеет свой запах – запах резины. 2. Воспитатель: Проведите рукой по поверхности резины. Какая она на ощупь? Гладкая, шелковистая, не шершавая. А вот шины велосипедов наоборот шершавые. Вывод: Значит у резины может быть разная поверхность. 3. Воспитатель: наполним шарик водой с помощью лейки. Что происходит с резиной? Шарик не рвется. Вывод: Резина не рвется, потому что она прочная. 4. Воспитатель: Сожмите салфетку в кулак. Откройте кулак. Что произошло с салфеткой? Салфетка смялась. Воспитатель: Попробуйте сжать резину в кулак. Откройте кулак. Что случилось с резиной? Она разогнулась, распрямилась. Вывод: это свойство резины называется упругость. 1
Опыт 4. Эксперимент «Резина и ее свойства» 5. Воспитатель : Порежьте кусочки резины. Что происходит? Вывод: Резина хорошо режется. 6. Воспитатель : Следующий опыт. Воспитатель показывает резиновую перчатку. Что это такое? Из чего она сделана? Воспитатель: что мы можем проверить, с ее помощью? Давайте оденем перчатку на руку и опустим ее в воду. Какая стала перчатка? Дети: Мокрая. Воспитатель: А теперь выньте руку из перчатки. Она, какая? Дети: Сухая. Воспитатель: почему? Вывод: Резина не промокла, она непромокаемая. 7. Воспитатель. Одна из главных характеристик шин – рисунок протектора -это рисунок на шине, который непосредственно соприкасается с дорожным полотном. Для каждого вида транспортных средств предназначены разные шины (канавки хорошо отводят воду, а блоки увеличивают проходимость машины). Воспитатель: Давайте посмотрим рисунки протекторов ваших образцов и для этого мы покрасим их и перенесем на бумагу. 2
Опыт 5. Эксперимент «Стекло» Прозрачное – непрозрачное 1. Воспитатель: Если вы через стекло видите все, что вас окружает, то стекло какое? (Прозрачное) А какие еще стекла бывают? Найдите непрозрачное. Чем эти стекла отличаются? Вывод : через прозрачное стекло все видно 2. Воспитатель: Что будет, если подышать на стекло? Приблизите стеклышко ко рту и подышите на стекло теплым воздухом. Что случилось со стеклом? Оно стало мутным. Это мелкие капельки воды от вашего дыхания осели на стекле. Можно что – то рассмотреть через это стекло? Как вернуть стёклышко прежний вид? Вывод: от дыхания стекло мутнеет и перестает быть прозрачным, но его можно протереть, и оно опять станет прозрачным 3. Зеркальное – незеркальное . Показывать детям стекло от солнцезащитных очков. Посмотрите, в этом стекле я вижу свое отражение. На что похоже это стекло? Найдите еще такие же стекла. Чем эти стекла отличаются от обычных цветных прозрачных пластинок? Вывод: есть стекла с зеркальным покрытием, они, как зеркало, нас отображают 4. Как изменится мир, если смотреть через цветное стекло. Почему не разрешается водителям тонировать лобовое стекло в машине? Посмотрите через прозрачное стекло и голубое стеклышко. Какого цвета стал город? Почему? А если посмотреть на светофор? Что вы увидели? Вывод: все вокруг становится таким же цветом, как и стекло и это ухудшает видимость водителю.
Опыт 6. Эксперимент «Тормозной путь». Выяснить, зависит ли тормозной путь автомобиля от состояния дороги (сухая, мокрая). На полу чертится мелом полоса, игроки (машинки) становятся на полу и пытаются скользить по нему до «пешеходного перехода». Затем пол мочится водой. Дети осторожно скользят по мокрому полу. Вывод: сравнивается результат. По мокрому полу тяжело тормозить Опыт 7 . Эксперимент «Удерживающее устройство». Выяснить, для чего необходимо в автомобиле пользоваться удерживающими устройствами. На стул (удерживающее устройство) посадили куклу, ребёнок перемещает стул и резко останавливает его. Кукла падает. Затем куклу привязывают к стулу лентой и повторяют движения. Кукла остаётся сидеть на стуле. Вывод: удерживающее устройство не позволяет человеку упасть, тем самым спасает его от травм.
Опыт 8 . Эксперимент «Движение» Дать детям непосредственно и более ярко почувствовать необходимость правил дорожного движения. Нескольким детям предлагается с завязанными глазами передвигаться по залу. Что вы испытали, когда двигались? (ответы участников) Как вы думаете, если у пешеходов и водителей транспортных средств будет беспорядочное движение, что произойдёт? (авария) Вывод: участникам дорожного движения не попасть в аварию помогает знание правил дорожного движения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека экспериментов для детей 2-3 лет
Картотека содержит эксперименты с различными природными материалами. Предполагается их проведение в работе с детьми 2-3 лет....

картотека экспериментов и опытов
Для планирования образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста...

Картотека экспериментов.
Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно про...

Картотека экспериментов для старшего дошкольного возраста "Я смогу! Я сделаю"
данная картотека включает в себя много интересных экспериментов...


