Проект "Учимся играть в спасателей" для детей с ЗПР
проект по обж (подготовительная группа)

Беляева Анастасия Павловна

Обогащение игрового опыта детей с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре «Спасатели МЧС»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta.docx30.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 29 « Рябинушка»

ПРОЕКТ

 "Учимся играть в спасателей"

Разновозрастная группа детей с задержкой психического развития

 «Русские узоры»

Подготовил воспитатель:

Беляева А.П.

г. Инта

2024г.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

1.

Название проекта

Учимся играть в спасателей

2.

Автор проекта

Беляева Анастасия Павловна

3.

Участники проекта, возраст детей, на которых рассчитан проект

Дети с задержкой психического развития, старший дошкольный возраст (6-7 лет)

4.

Вид проекта (творческий, исследовательский, игровой, информационный, практико-ориентированный).

Игровой

5.

Тип проекта:

  • по количеству: индивидуальный, групповой;
  • по содержанию: монопроект (одна образовательная область), интегративный (две или более образовательные области);
  • по продолжительности: краткосрочный (1-4 недели),  среднесрочный (2-3 месяца), долгосрочный (полугодие, учебный год)

Групповой

Интегрированный

Краткосрочный (4 недели)

6.

Актуальность, проблема (практическая значимость)

Проблеме формирования безопасного поведения детей с ОВЗ в последние годы

уделяется много внимания в психолого-педагогической науке. 

М.С. Давыдова, исследуя проблемы формирования социальных представлений

о безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного и младшего школьного

возраста с интеллектуальными нарушениями, приходит к выводу о необходимости воспитания у них социальной компетентности в условиях образования, а также формирования физической и социальной картины мира, которая постепенно

с помощью опосредующих структур становится основой жизнедеятельности,

способствует эмоциональному благополучию, успешной социальной адаптации,

положительной динамике развития личности в целом.

Дети с задержкой психического развития испытывают трудности в определении

ситуации «Правила безопасности». В большинстве случаев они показали склонность к несоблюдению правил безопасного поведения. Эту особенность дошкольников подтверждают и данные, полученные посредством методики «Определение

культурной конгруэнтности (это соответствие, согласованность внутреннего содержания человека (его установок, взглядов, эмоций и чувств, состояний, переживаний) и его внешних проявлений — поведения, вербального выражения своих чувств и эмоций) дошкольника». Результаты свидетельствуют о низких

возможностях и неумении детей с ЗПР: распознавать опасные для жизни и здоровья ситуации; прогнозировать последствия неосторожного поведения в них,

соблюдать правила, предусматривающие осторожное поведение в опасных ситуациях. Все это говорит о необходимости проведения коррекционно-развивающей

работы, направленной на социально-коммуникативное развитие детей, связанное

с формированием у них безопасного поведения в быту, социуме, природе.

 Как показывает  практика, успехов в коррекции психических процессов  и в обучении детей с ЗПР можно достичь, опираясь на ведущую деятельность дошкольного возраста, которой является игра, ведь « игра – королева детства».

Началом проекта и выбором сюжета «Спасатели МЧС», послужила плановая пожарная эвакуация. Мы с детьми побеседовали о предстоящем событии, проанализировали  порядок действий и обсудили для чего это мероприятие необходимо. После беседы у детей возник интерес к данной теме, так мы вышли на службу МЧС. Совместным решением было принято узнать как можно больше информации по теме «Спасатели МЧС» и примерять на себя эту роль.

7.

Цель проекта

Обогащение опыта детей с задержкой психического развития о правилах безопасного поведения.

8.

Задачи проекта

Задачи, связанные с развитием детей:

  • Формировать знания детей о профессии спасателя МЧС, об их качествах и деятельности в целом.
  • Формировать знания детей об оказании первой помощи.
  • Развивать коммуникативные  умения детей, при организации сюжетно-ролевой игры.
  • Учить детей моделировать разнообразные жизненные ситуации и отношения, воспроизводить их в игре.
  • Развивать самостоятельную диалогическую речь   детей, через умение вести ролевые диалоги, беседы.
  • Формировать умение детей использовать предметы - заместители.
  • Воспитывать у детей доброжелательность, взаимоподдержку, сочувствие к окружающим, с помощью чтения художественной литературы и просмотра видеоматериалов.
  • Развивать у детей гуманность, положительное отношение к миру, общечеловеческим ценностям, природе.
  • Прививать у детей любовь к спорту, к активному образу жизни.

Задачи, связанные с деятельностью педагога:

  • Изучить психолого-педагогическую литературу по организации сюжетно-ролевой игры для детей с задержкой психического развития.
  • Реализовать проект «Учимся играть в спасателей».
  • Обобщить опыт проделанной работы и представить его педагогическому сообществу в виде выступления на базе МБДОУ «Детский сад № 29 « Рябинушка» комбинированного вида .
  • Обогатить развивающую предметно-пространственную  среду группы, необходимыми атрибутами: специальная одежда со светоотражателями, кислородные маски, носилки, спасательная лодка, пожарный рукав, дидактическими играми и пособиями.

Задачи, по взаимодействию с родителями:

  • Продолжать формировать родительскую компетентность в вопросах игровой деятельности
  • Раскрыть творческие способности родителей, через вовлечение в продуктивную деятельность по изготовлению плакатов.
  • Создание папки-передвижки для родительского уголка: «Безопасность на воде»,  «Осторожно, огонь!»

9.

Используемые принципы проекта

  • Научность;
  • Гуманизация;
  • Сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;
  • Комплексность и интегративность.

10.

Интеграция (образовательные области, специалисты, учреждения социального партнёрства)

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.

Специалисты, принимавшие участие в проекте «Учимся играть в спасателей»: старший пожарный Коваль В.И. 33 ПЧС ЗПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Республике Коми.

11

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

  • Дети будут иметь элементарные представления о профессии спасателя МЧС, об оказании первой помощи при пожаре, на льду;
  • Дети будут знать правила безопасного поведения;
  • Дети будут способны разворачивать игровые сюжеты;
  • Дети научатся вести ролевые диалоги;
  • Дети примут активное участие в изготовлении атрибутов к игре;
  • Дети будут способны создавать игровую среду, использовать атрибуты и предметы - заместители;
  • У детей разовьется умение отражать в игровой деятельности воображаемую ситуацию, воспроизводить человеческие взаимоотношения;
  • Родители повысят свою компетентность в вопросах игровой деятельности.

12

Этапы работы над проектом (сроки, содержание).

1 этап – организационный (подготовительный, 1 неделя)

2 этап – основной

(3 недели)

Образовательная область – социально-коммуникативное развитие

Образовательная область  -познавательное развитие

Образовательная область – речевое развитие

Образовательная область – художественно-эстетическое развитие

Образовательная область – физическое развитие

3 этап – заключительный этап

1. Составление плана работы над проектом «Учимся играть в спасателей»

2. Сбор материала необходимого для реализации проекта «Учимся играть в спасателей»

3. Организация предметно-развивающей среды по теме проекта «Учимся играть в спасателей»

4. Изготовление дидактических игр и пособий по теме проекта «Учимся играть в спасателей»

5. Подбор и разработка конспектов образовательной деятельности по теме проекта «Учимся играть в спасателей»

6. Привлечение родителей к проекту «Учимся играть в спасателей»

(оформление плакатов)

7. Поиск материалов для оформления стенда для родителей «Безопасность на воде»,  «Осторожно, огонь!» (Приложение 9)

Формы взаимодействия с детьми:

Сюжетно-ролевые игры

(Приложение 1)

Обучающая игра «Диспетчер слушает», «Дом горит», «Оказание первой помощи», «Осторожно тонкий лед».

Дидактические игры

(Приложение 2)

Настольно-печатные: «Дубль. Пожарная безопасность», «Теневое лото. Пожарные», «Круги Луллия», «Цифровые пазлы», «Пожарный щит», «Чем пожар я потушу».

Словесные: «Доскажи словечко», «Знакомый, свой, чужой», «"Что можно, а что нельзя?"», «Какой спасатель?», "Не ошибись".

Беседы с детьми

(Приложение 3)

 «Важные телефонные номера: куда звонить в минуту опасности», «Для чего нужен специальный транспорт?», «Правила поведения на тонком льду».

Беседа с приглашенным гостем -  старшим пожарным Коваль В.И. 33 ПЧС ЗПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Республике Коми.

Просмотр презентации «Профессия пожарного очень важна!» (Приложение 4)

Просмотр мультфильмов: «Щенячий патруль», «Аркадий Паровозов спешит на помощь», С.Михалкова «Дядя Степа», «Кошкин дом».

Экскурсия по саду «Пожарный щит».

ООД с детьми

«Спасатели МЧС» (Приложение 4)

Чтение рассказа Л.Н. Толстова «Пожарные собаки» 

Описательные рассказы по сюжетным картинкам

Чтение стихотворений о пожаре, написанных детьми 10-14 лет

(Приложение 5)

Рисование: «Огонь», тематические раскраски.

Аппликация «Пожарная машина».

Изготовление атрибутов к игре: огонь, спасательный круг, огнетушитель, пожарный щит (Приложение 6).

Спортивное развлечение «Спасатели МЧС».

Подвижные игры: «Опасно, не опасно», «Что нужно при пожаре».

Физкультминутка «Пожарные»

Пальчиковые игры: «Спички и огонь», «Мы пожарные»  (Приложение 7)

С детьми была организованна сюжетно-ролевая игра "Спасатели МЧС", в которой дети отобразили на основании своего полученного опыта игровые умения, используя предметы-заместители и изготовленные атрибуты.

13.

Результаты проекта (промежуточный, итоговый продукт(ы) проекта).

Организация сюжетно-ролевой игры «Спасатели МЧС» (Приложение 8).

Выставка плакатов.

Спортивное развлечение «Спасатели».

Участие в педагогическом конкурсе на базе детского сада.

14.

Показатели ожидаемой эффективности реализации проекта (общее число детей и взрослых, принимавших участие в мероприятиях проекта, число семей)

Общее число детей и взрослых, принимавших участие в мероприятиях проекта - 12 человек (8 детей, 1 воспитатель, 1 приглашенный специалист, 2 родителя)

Чисто семей, принимавших участие в мероприятиях проекта - 2 семьи

15.

Особенности проекта (условия для реализации проекта)

Обогащение развивающей предметно пространственной среды группы атрибутами для игры.

Приглашенный специалист – старший пожарный Коваль В.И.

Изготовление дидактических игр и пособий.

16.

Литература (ссылки на использованные, а также рекомендуемые источники информации).

1. Нестерова И.А. Сюжетно-ролевые игры для детей с ЗПР // Энциклопедия Нестеровых - URL: https://odiplom.ru/lab/syuzhetno-rolevye-igry-dlya-detei-s-zpr.html - (Дата обращения: 13.04.2024)

2.  Фатихова Л., Формирование безопасного

поведения у дошкольников

с задержкой психического

развития, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра специальной педагогики и психологии,

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы,

г. Уфа, Республика Башкортостан, журнал "Дошкольная педагогика"

3.  Баряева Л.Б., Зарин А.П. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. - С-П.: Союз, 2001.

4. Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста М., 1988.

5. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитие ребенка // Вопросы психологии. 1996. № 6.

6.        Готовимся к школе: Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития /Под ред. С.Г.Шевченко. - М.: Ника-Пресс, 1998.

7.        Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка - М., 1997

8.        Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии /Под ред. Л.Б.Баряевой, А.П.Зарин - С-П.: ЛОИУУ, 1996.

9.        Слепович Е.С.  Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. - М: Педагогика, 1990.

10.        Эльконин Д.Б. Психология игры. -М.: Педагогика, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в средней группе. Тема: «Играют дети – играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».

Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности  дошкольников в условиях семьи....

Презентация к родительскому собранию «Играют дети - играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»

Презентация поможет воспитателям провести родительское собрание в интересной и доступной форме...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Родительское собрание в средней группе. Тема: «Играют дети – играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».

Тема: «Играют дети – играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности...

Конспект организации и проведения родительского собрания по теме «Играют дети – играем вместе , роль игры в развитии детей дошкольного возраста».

Конспект организации  и проведения родительского собрания по теме «Играют дети – играем вместе ,  роль игры в развитии детей дошкольного возраста»....

2024г. Родительское собрание в средней группе.«Играют дети – играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».

laquo;Играют дети – играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»....