Проект «Лук - наш зелёный друг»
проект по обж (средняя группа)
Формирование основ ЗОЖ, исследовательской и трудовой деятельности у дошкольников среднего возраста в процессе посадки лука и наблюдения за его ростом, моделирования процесса для наглядного подтверждения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Лук - наш зелёный друг»
Пояснительная записка:
Актуальность:
Многие родители не подозревают, что зелёное царство начнёт вызывать огромный интерес ребёнка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь которого зависит от того получает ли он уход или нет. Проблема состоит в том, что дети в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, в нашей группе мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на подоконнике.
Цель проекта: формирование основ ЗОЖ, исследовательской и трудовой деятельности у дошкольников среднего возраста в процессе посадки лука и наблюдения за его ростом, моделирования процесса для наглядного подтверждения.
Вид проекта: познавательно-исследовательский с элементами моделирования
По продолжительности: среднесрочный, апрель 2023
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители
Продукт проекта: создание модели выращивания лука, грядка на подоконнике
Проблемная ситуация: Как можно вырастить зелёный лук на подоконнике? Чем может быть полезен зелёный лук? Что необходимо луку для роста? Где лук прорастает быстрее, в воде или в земле?
Задачи проекта:
-Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (земля, вода, свет, тепло);
-Формировать представления детей о значимости полезных свойств лука для здоровья человека.
-Развивать у детей основы исследовательской деятельности;
- Создать модель выращивания для наглядного подтверждения;
- Учить детей ежедневно ухаживать за луковицами в комнатных условиях. Учить детей вести наблюдения, исследования за объектом и делать первые выводы.
-Развивать познавательный интерес, любознательность;
-Учить наблюдать, делать выводы.
-Воспитывать внимательное и заботливое отношение к общему огороду, ценностное отношение детей к результатам своего труда.
Предполагаемый результат: дети научатся сажать лук и ухаживать за ним; познакомятся с разными условиями его содержания; узнают о пользе лука; создадут наглядную модель выращивания; научатся связывать причину и следствие, правильно строить суждения и делать вывод.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие: наблюдение за ростом и развитие растения, как растут корни и перья; исследовательская деятельность (обследование, выявление качеств лука наблюдение за ростом, оформление результатов), полив лука каждый день, рыхление. установление связей. Рассматривание лука, найти «донце» и верхушку. Беседы «Растительный мир», «Посадка лука», «Полезная пища», «Роль солнца, воздуха и воды в жизни лука».
Речевое развитие: ситуативные разговоры с детьми (называние трудовых действий, обсуждение полезных свойств растения, необходимости употребления лука в пищу), чтение коротких стихов наизусть, составление рассказов о луке «Как лучок появился на грядке», чтение пословиц, поговорок, загадок, литературы о свойствах лука, рассматривание иллюстраций. Дидактические и словесные игры «Что лишнее?», «Волшебный мешочек», «Вершки – корешки», «Овощи и фрукты», «От какого овоща эта часть» . Беседы: «Посадка лука».
Социально-коммуникативное развитие: труд в уголке природы. Учить детей правильно ухаживать за растениями, создать благоприятные условия (вода, свет, тепло).Д. И. «Где растёт? », «Что лишнее», «От какого овоща часть», «Собери картинку». Инсценировка сценки «Спор овощей»
Чтение художественной литературы: Чтение стихов, загадок, пословиц, поговорок о луке. Чтение сказки «Луковая семья», чтение сказки – притчи о пользе лука «Сказка о Луке», чтение сказки – притчи о пользе лука «Три брата луковки»
Художественно-эстетическое развитие: продуктивная деятельность (рисование лепка, художественный труд, составление модели роста лука)
Физическая культура: подвижные игры «Кто больше соберёт овощей», «Собираем урожай». Пальчиковая игра «Овощи»
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни: обсуждение пословиц и поговорок «Лук от семи недуг»
Организационные: лук репчатый, стаканчики пластиковые, земля, ящик для посадки лука, лейки, совочки. Мяч. Столы, маски для инсценировки, пластилин, бумага, клей.
Методические: иллюстрации «Строение лука», «Виды лука», дидактические и настольно-печатные игры, рецепты, пословицы, поговорки, загадки, стихи о луке. Календарь наблюдений за ростом лука в воде и в земле.
План реализации проекта
I этап. Подготовительный
Данный этап включал в себя:
- Поиск информации о луке.
- Определение цели и задач проектной деятельности.
- Постановка проблемы.
- Разгадывание загадок о луке, чтение стихов о луке, поговорок и пословиц.
- Чтение сказки «Луковая семья», чтение сказки – притчи о пользе лука «Сказка о Луке», чтение сказки – притчи о пользе лука «Три брата луковки»
- Изучение луковицы (цвет, запах, форма), рассматривание под лупой. Рассматривание и сравнение луковиц по величине, цвету.
- Рассматривание строения луковиц. Знакомство с разными видами лука.
- Определение, в каких условиях будут проращиваться луковицы
- Беседа о пользе лука, о полезных свойствах
- Создание предметно – развивающей среды: производился подбор материал и оборудования для опытов и экспериментов, контейнеры с землёй, баночки с водой, луковицы разных размеров. Для этого были привлечены и родители группы. Подготовка луковиц к посадке.
- Изготовление иллюстраций, календарей наблюдений.
II этап. Основной (исследовательский)
- Обрезание верхушек у лука. Наполнение контейнера землёй. Наполнение стаканчиков водой. Посадка лука в землю и в воду. Поливка лука в земле.
- Составление модели посадки лука (Начало-результат).
- Наблюдение за прорастанием лука в земле и воде, замеры длины пера. Замеры фиксировали на линейке наблюдений. Рыхление, поливку лука, добавление воды в стаканчики.
- Обучение детей замечать изменения, которые происходили у прорастающих луковиц и связывать эти изменения с наличием благоприятных условий.
- В процессе исследований продолжение знакомства с художественной литературой об овощах: поговорками, стихами, сказками, загадками.
- Составление рассказов по модели «Как я выращивал лук»
- Инсценировка сказки «Спор овощей»
III этап. Заключительный
Данный этап включал в себя:
- Анализ и обобщение результатов, полученных в результате исследовательской деятельности детей.
- Формулировка детьми представлений об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста ( вода, свет, тепло).
- Формулировка вывода о том, где и при каких условиях лук прорастает быстрее (в земле).
- Выставку детских работ: Модель проросшего лука «Лук - наш зелёный друг»
- Сбор урожая, дегустацию лука
- Составление видеороликов с демонстрацией достижения в выращивании растения
Вывод: в результате проекта дети научились сажать лук и ухаживать за ним. Узнали о свойствах и пользе лука, о разновидностях лука. Познакомились с разными условиями прорастания лука. Научились сравнивать, анализировать, делать выводы. Расширили кругозор и мыслительную деятельность. Создали наглядную модель выращивания лука. Научились выполнять индивидуальные и коллективные поручения, видеть результат своего труда. Освоили начальные знания о ЗОЖ, необходимостью правильного питания, для сохранения своего здоровья. Предполагаемый результат проекта достигнут, продукт (огород на подоконнике) получен.
Заключение
Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо повышать знания детей о здоровом образе жизни, навыкам правильного питания, использование в пище свежих овощей и зелени. Развивать интерес к исследовательской, познавательной деятельности, самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата научатся создавать модели процесса выращивания. Данный проект принёс детям удовлетворение и радость от проделанной работы, появился интерес и желание участвовать в других проектах. Некоторые дети, совместно с родителями дома начали проращивать лук дома, использовать его в пищу, знать пользу зелени для повышения иммунитета и защиту от болезней.
Приложение 1
НОД «Лук - наш зелёный друг» Итог
Ведущий: Посмотрите на нашу грядку
-Что вы видите? (Ответы детей)
-Какой у нас лук вырос? (Ответы)
-Что мы делали, чтобы это произошло? (Ответы детей)
-С чего начинали? Насыпали землю, высаживали, поливали, рыхлили)
-Что происходило, кто может рассказать процесс выращивания по модели? (Рассказ детей)
-Какие произведения о луке вам запомнились?
-Какие стихотворения о луке вы выучили с родителями? (Стихи детей)
Стихи о луке
Я совсем не собирался
Доводить детей до слёз!
Я хорошим быть старался,
День за днём послушно рос,
Соблюдал диету строго -
Дождевую воду пил
И за лето очень много
Витаминов накопил!
Не боялся я лопаты,
Не страшился червяка,
Был уверен, что ребятам
Пригожусь наверняка,
А теперь услышал вдруг:
- Фу! Опять в тарелке лук!
Н. Красноперова
На Букву «Л» тут зреет Лук,
Он для здоровья лучший друг.
Хоть Лук порой до слёз доводит,
Но со стола у нас не сходит.
В салат порежем мы лучок,
Иди, сорви скорей пучок.
Хе Лена
Лук растёт на огороде,
Он большой хитрец в природе,
В сто одёжек он одет,
Ребятишки на обед
Не хотят его срывать,
Зачем слёзы проливать!?
Е. Груданов
Там, на грядке у беседки,
Вырос лук - большой и крепкий!
Знаем мы уже давно,
Что поплачем от него.
Но как любим мы с друзьями
Лук, поджаренный с грибами!
С макаронами, в котлете
Или в свежем винегрете!
В общем, мы, когда едим,
Очень часто дружим с ним.
Потому что этот лук -
Для здоровья первый друг!
Ю. Симбирская
В банку мы воды налили,
Лук пузатый посадили.
Он на банке, как на троне
В новой зубчатой короне.
Только вот одна беда -
Очень мокнет борода.
Л. Генералова
Почему от лука плачут?
Говорят, он очень злой.
Кто же злит его на даче?
Почему же он такой?
Я у бабушки спросила:
- Расскажи мне, почему?
И она мне объяснила,
Разъяснила что к чему.
Что лучок - полезный овощ,
И никто его не злит.
Он всегда спешит на помощь,
От микробов защитит.
Лук сырой, конечно, горький,
А чеснок ещё горчей.
Но зато помощник стойкий
От простуды для людей.
1. Н. Красноперова
На Букву «Л» тут зреет Лук,
Он для здоровья лучший друг.
Хоть Лук порой до слёз доводит,
Но со стола у нас не сходит.
В салат порежем мы лучок,
Иди, сорви скорей пучок.
2. А. Тесленко
Вот на грядке лук зелёный,
Ярким солнцем освещенный,
Стрелы вытянулись в ряд,
Как солдатиков отряд.
Знают все, что лук полезен,
Витаминами богат,
Но немного горьковат.
В этом лук не виноват.
От природы он такой,
Очень скромный и простой.
Ешьте все зелёный лук,
Он здоровью верный друг!
3. Л. Генералова
Почему от лука плачут?
Говорят, он очень злой.
Кто же злит его на даче?
Почему же он такой?
Я у бабушки спросила:
- Расскажи мне, почему?
И она мне объяснила,
Разъяснила что к чему.
Что лучок - полезный овощ,
И никто его не злит.
Он всегда спешит на помощь,
От микробов защитит.
Лук сырой, конечно, горький,
А чеснок ещё горчей.
Но зато помощник стойкий
От простуды для людей.
4. Луковое счастье
С луком дружат все спортсмены,
Любят взрослые и дети.
Даже те, кто на диете
Потребляют непременно
Наш зеленый овощ лук.
Ведь во всех супах, борщах,
Вторых блюдах, овощах,
Привкус он дает особый
Ты не веришь нам? Попробуй.
Что же мы будем делать с этим урожаем? (Съедим, унесем на кухню, поварам, чтобы угостить витаминами всех детей сада, поделиться)
-Давайте соберем урожай, чем будем срезать? (нож)
- Можем работать ножиком? Нет, опасно.
Чем еще можно срезать? Ножницы. Как режем, инструктаж по безопасности:
Нельзя махать, щелкать лезвиями, подводить к частям тела.
-Собираем урожай.
Кто несет? Считаемся, выбираем два человека.
Относим на кухню, поварам для приготовления обеда.
Приложение 2
Сказка-притча «ЛУКОВАЯ СЕМЬЯ»
В воскресный день пошла хозяйка на базар за луком, да никак не могла выбрать, какой же лук ей лучше купить. В конце концов, она купила на пробу все луки, которые продавались в тот день на базаре. Так попали в одну корзинку братья луки из разных луковых семей. Вечером, когда все ушли с кухни, луки разговорились.
— Не расскажите ли, братцы, что-нибудь интересное о себе, — подал голос Репчатый лук с зелеными перьями на макушке. — Скучно лежать молча.
— Да, действительно, жизнь у тебя скучная и вкус горький, — откликнулся Лук-слизун, гордо расправив свои светлые и темно-зеленые длинные листья. Вот мой вкус гораздо более приятный. Когда распускаются мои белые и фиолетовые шары-соцветия, огород превращается в прекрасный сад. Из всех луков я самый красивый и самый урожайный. Ты, Репчатый, — тихоня: по пять лет растешь и всего одну луковицу выращиваешь; а один мой двухлетний куст дает до тридцати луковиц. Дети меня просто обожают. У одной девочки я даже вылечил малокровие.
— Вот расхвастался, — откликнулся Шнитт-лук. — Как будто ты один красив и целебен. У меня листья тоже очень нежные, а ярко-красные и фиолетовые соцветия до того хороши, что глаз не оторвать.
— Все-таки мы, луки, не цветами должны гордиться, а луковицами, — вступил в разговор Многоярусный лук. — Ты, Лук-слизун, хоть и выращиваешь много луковиц, да они у тебя не настоящие, а ложные, как, впрочем, и у Шнитт-лука. Ваши так называемые луковицы — просто небольшие утолщения в нижней части пера. Я же на своем цветочном стебле выращиваю настоящую прикорневую луковицу и множество маленьких деток-луковичек. Представляете, как удобно: не надо ждать, когда семена прорастут — сразу готовые луковички. Они у меня идут на размножение, а прикорневые луковицы едят.
— Братцы, главное в нас не только то, как выглядят наши цветы и луковицы, — примирительно сказал Лук-порей, взмахнув веером своих длинных листьев, — главное, что все мы служим людям нашими витаминами. Особенно мы богаты витамином С, как вы все знаете. Я, например, научился даже в зимний период его не расходовать, а, наоборот, накапливать. Мои молодые листья и стебли в свежем, вареном, сушеном и консервированном виде необыкновенно вкусны и питательны, и укрепляют человеку голос.
Долго братцы-луки своими достоинствами друг перед другом хвастались, пока не устали. Один Репчатый лук все время молчал, будто язык проглотил.
— А ты что молчишь? — обратились к нему братья.
— Да что говорить: обо мне и так все известно, — скромно произнес Репчатый лук. — Вы на огородах — редкие гости, а меня в каждом огороде полным-полно. Не смотря на мой горький характер, люди давно взяли меня к себе на службу, и я помогаю им всем, чем могу.
В эту минуту в кухню вошли хозяйка и ее дочка.
— Ой, как больно, — плакала девочка. — Зачем эта злющая оса ужалила меня? Посмотри, мама, у меня рука опухает.
— Подожди, не плачь, — сказала хозяйка, доставая из корзины репчатый лук. Она разрезала луковицу пополам и велела дочке:
— Скорее натри больное место половинкой луковицы. Старайся, чтобы на укус попало как можно больше лукового сока.
Девочка натерла луком больное место, и боль прошла, а от опухоли и следа не осталось.
— Видишь, как быстро помог тебе репчатый лук, — сказала мама. — Всегда с ним дружи. Когда у нас с твоим папой свадьба была, нам сплели огромный золотистый венок из репчатого лука, на счастье.
— Разве счастье от лука зависит? — засмеялась девочка.
— Счастье, может, и не от лука зависит, но древние обычаи не зря придуманы, — задумчиво сказала мама. — Помню дедушка рассказывал нам о страшной чуме, которая пол города убила. Однако в те дома, где лук был ежедневным гостем, чума не посмела заглянуть. А бабушка рассказывала, как она свою любимую корову от страшной эпидемии спасла. Повесила ей на шею луковый венок, и буренка ее осталась жива, когда другие коровы падали одна за другой. Наши предки не глупее нас были, не зря они детям на грудь луковки вешали, как талисман от всех бед и болезней. Если ты, доченька, каждый день будешь съедать хотя бы по луковке, никакие болезни тебе не страшны.
— Как хорошо, что у нас есть такой защитник, — ласково сказала девочка и вышла вместе с мамой из кухни.
— Вот, оказывается, какой удивительный наш братец, Репчатый лук, — уважительно сказал Лук-порей. — Долго растет, да много пользы приносит.
— Тише едешь, дальше будешь, — тихо прошептал Лук-слизун, и все луки почтительно склонили зеленые листья в сторону своего Репчатого собрата.
Сказка «ТРИ БРАТА ЛУКОВКИ»
Когда картофель закончил свой рассказ, к Илюше подбежали три мальчика: один — маленький и черненький, другой — побольше, в золотистом костюмчике с зелеными перышками, а третий — самый большой, румяный и крепкий, в золотистых латах и с большим зеленым луком в руках.
— Лук Чернушка, лук Севок, лук Репчатый, — по очереди поклонились они Илюше и сказали:
— Мы все братья. Нас тетушка Тыква послала проведать, все ли у тебя в порядке. Ведь мы, луки, — известные защитники, как и наш братец Чеснок.
— А кого вы защищаете? — спросил Илюша.
— Всех: овощи от вредителей, человека от микробов, дом от бед да болезней, — гордо ответили луки.
— Какие вы молодцы, я бы тоже хотел быть таким храбрым защитником, — сказал Илюша.
— Это очень просто: нужно только всегда заботиться о тех, кто рядом с тобой, — объяснил маленький лук Чернушка. Я, например, самый маленький, просто луковое семечко, но без меня наш средний брат — лук Севок не вырастет. Посадят меня в грядку, я тут же принимаюсь выращивать для него золотистый костюм и зеленые перышки. Чтобы все видели, что мои перышки любому на помощь прийти готовы, свой самый первый стебелек я изгибаю в виде лука.
— Без меня наш старший брат — Репчатый лук, никогда не вырастет, — сказал лук Севок. — Как только меня в землю весной сажают, я для старшего брата начинаю медные латы изготовлять: выращиваю для него в луковице много-много чешуек и крупные, сочные перья. Мои зеленые перья весной первыми спасают человека от авитаминоза!
— Я, все что подарили мне мои младшие братья, должен людям отдать и братьям моим за их заботу добром отплатить, — сказал Репчатый лук. — В каждой чешуйке у меня тысячи храбрых, летучих воинов-фитонцидов. Только увижу, что микробы вредные на кого-нибудь напасть готовятся, я тут же выпускаю своих воинов. Они всех микробов гонят прочь без оглядки. Ешь, Илюша, меня почаще, и не тронет тебя ни один вредный микроб.
— Но почему, Репчатый лук, у тебя такой дух едкий? У меня всегда щиплет в глазах и в носу, когда мама для салата лук режет, — спросил Илюша.
— Это потому, что мои воины-фитонциды сразу же в атаку бросаются, стоит их только на волю выпустить: ведь в воздухе и на любом человеке всегда полно вредных микробов, — объяснил Репчатый лук. — С помощью фитонцидов я любую болезнь вылечиваю. Недаром про меня говорят: «Кто сеет лук, тот избавится от мук». Если хочешь избавиться от моего едкого духа, подержи меня несколько минут в холодной воде, прежде чем резать.
— А как ты своим братьям добро возвращаешь? — поинтересовался Илюша.
— Для того чтобы род наш не прекращался, я выпускаю стрелку и выращиваю на ней белое шаровидное соцветие. Из него-то и вырастают мои младшие братья — семена-чернушки. Но не всегда мне удается в первое лето братцев моих вырастить. Если лето короткое, я не успеваю зацвести. Бывает два-три лета проходят, прежде чем я смогу семена вырастить.
— Какие вы все дружные! — с уважением произнес Илюша.
— Нас трое братцев в роду лука Репчатого, а всего в луковой семье около четырехсот братцев-луков, и все они дружат, — засмеялся лук Репчатый.
— Такая огромная семья, — восхитился мальчик. — Расскажите мне о своих братьях.
— Про всех братьев мы тебе не сможем рассказать. Многие из них растут в диких местах, и человек их еще не приручил. Но о самых выдающихся членах луковой семьи мы тебе расскажем сказку.
СКАЗКА О ЛУКЕ
Много сказок есть на свете.
Эту мне поведал ветер.
Жил на грядке хмурый Лук –
Плакал днём и ночью.
– Отчего ты плачешь, друг?
– Одиноко очень.
Никому не нравлюсь я.
Говорят, что горький.
Всякий, кто сорвёт меня,
Плачет тут же с горя.
Очень прост я, неказист:
Стрелки, да и только,
Зелен острый длинный лист –
На конце иголка.
Раньше ростом был с вершок.
Нынче вырос – в силе я!
Но у кабачка цветок
Жёлтенький, как лилия.
И огурчики в цветах,
Даже помидоры,
Только я один в мечтах.
В огороде – споры:
У кого красивей цвет?..
Только я молчу в ответ.
Ночь спустилась – не до сна.
Сыплет слёзоньки луна,
И от этого Лучок –
Золотого цвета.
Появился старичок,
В звёздный плащ одетый.
– Кто горюет? В чём беда?
Выслушал обиды
И волшебные слова
Произнёс: «Кру-кри-ды!»
И Лучок тотчас расцвёл,
Словно одуванчик.
Счастье и покой обрёл
Наш зелёный мальчик!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Лук - наш зелёный друг»
Создать условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомить с ростом и развитием растения. выращивая его в помещении детского сада....

Проект "Лук -наш зелёный друг"
В период самоизоляции мы не скучаем.Вместе дружно - лук сажаем!Цель:Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях (дома), заинтересовать этапами рост...

Проект «Лук - наш зелёный друг» для детей средней группы
Многие родители не подозревают, что зелёное царство начнёт вызывать огромный интерес ребёнка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь ко...

Проект "Лук - наш зелёный друг"
В нынешнем мире проблема экологии стоит на одном из главных мест, на данный момент одной из задач является воспитание экологически грамотного человека, который бережно относиться к природе и всему, чт...

Проект "Лук - наш зелёный друг!"
Появление у детей познавательного интереса к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях, заинтересованность этапами роста, ознакомление с его полезными свойствами....

Проект «Лук - наш зелёный друг» для детей средней группы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ШКОЛА №57» ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА 443015, г. Самара, ул. Академика Тихомирова, 4. E-mail: mdou432@mail.ruТел. 8(84...

