Безопасность детства
материал по обж
Мероприятия по безопасности дорожного движения (ПДД) с дошкольниками — как важная составляющая воспитания безопасного поведения ребенка на дороге.
Регулярная работа с детьми дошкольного возраста помогает заложить основы правильного поведения на дорогах, снижает риск дорожно-транспортных происшествий и формирует ответственное отношение к собственной жизни и здоровью окружающих.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Фрагмент игровой ситуации по основам безопасного движения для детей старшего дошкольного возраста «Колобок в стране дорожной».
Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста. Автор-составитель: Гудимчик Елена Владимировна, педагог-организатор, МАДОУ «Едэйко», г. Лабытнанги, ЯНАО |
2025 год
Пояснительная записка
Обоснование выбора темы (актуальность)
Актуальность выбранной темы объясняется ростом числа дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних и необходимостью формирования осознанного отношения детей к дорожному движению. Безопасность пешеходов — важная составляющая социальной защиты детства, что делает данную тему актуальной и востребованной в современной школе.
Целевая аудитория
Занятие предназначено для воспитанников старшего дошкольного возраста. Учитываются возрастные особенности детей: высокая восприимчивость к новым знаниям, желание познавать окружающий мир, склонность к подражательству взрослым, отсутствие критичности восприятия информации.
Место мероприятия в системе работы педагога
Мероприятие направлено на формирование устойчивых навыков безопасного поведения на улицах города и дороги. Оно интегрирует изучение основ безопасности жизнедеятельности, способствует профилактике детского травматизма. Занятие также служит частью комплексного подхода к повышению общей компетентности ребенка в вопросах здоровья и безопасности.
Цели, задачи и планируемые результаты
Основной целью игровой ситуации является: приобретение теоретических знаний и формирование устойчивых практических умений и навыков безопасного поведения на улице и дорогах.
Задачи:
- Ознакомить детей с основными знаками дорожного движения.
- Развивать умение анализировать ситуации на дороге.
- Формировать ответственное отношение к личной безопасности.
- Воспитывать уважение к окружающим участникам дорожного движения.
Планируемые результаты:
- Дети научатся распознавать важные дорожные знаки.
- Будут уметь оценивать ситуацию на улице и применять полученные знания на практике.
- Повысят уровень понимания собственной роли в обеспечении своей безопасности.
Форма проведения мероприятия и ее выбор
Форма проведения: игровая познавательная экскурсия (в специально оборудованном кабинете) с использованием элементов театрализации и творческих заданий. Выбранная форма обеспечивает активное участие всех воспитанников, стимулирует интерес к процессу познания и помогает усваивать новые знания легко и эффективно.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы
Используются следующие педагогические технологии и методы:
- Игровое обучение: дети принимают участие в сюжетно-ролевых играх,
моделирующих реальные жизненные ситуации.
- Проблемно-деятельностный подход: создание проблемных ситуаций,
стимулирующих самостоятельное мышление и принятие решений.
Технологией, которая помогает организовать образовательный процесс, обеспечивающий личностное развитие дошкольников, развитие коммуникативных навыков, активизирует речевую деятельность детей, является, по моему мнению, технология деятельностного метода «Ситуация».
Детям предъявляется материал для анализа, исследования, понимания причин, применения правил, проектирования, переработки информации, осмысления полученных сведений и их практического применения в жизни. У детей есть возможность обсуждать, действовать, отображать, переделывать, добавлять и т.п. ситуации могут возникать, наполняться содержанием, продолжаться на протяжении одного дня, недели, месяца.
Педагог, работающий в технологии деятельностного метода «Ситуация», не просто объясняет новое знание, а создает ситуацию, когда дети сами «откроют» его для себя или приобретут опыт самостоятельного выполнения отдельных шагов открытия. А педагог при этом перестаёт выполнять просто информационные функции, а становится организатором, помощником и консультантом в самостоятельной познавательной деятельности детей.
Необходимые ресурсы
Для успешного проведения занятия потребуются следующие ресурсы:
Кадровый ресурс: педагог, ассистент (при необходимости).
Материально-технический ресурс: дорожное полотно, модели дорожных знаков: Пешеходный переход, Велосипедная дорожка, Автобусная остановка, другие дорожные знаки (на выбор педагога), сигнальные светофоры, герой – Колобок, велосипед, музыкальное сопровождение- звуки улицы, подушки (небольшие)– по количеству детей, Теремок, столик для Теремка, руль для шофера, надпись – остановка Теремок.
Игра «Теремок»
Цель: учить детей различать дорожные знаки, знать их назначение для пешехода, водителей автотранспорта и велосипедистов; воспитывать внимание, ориентировку в пространстве.
Материал: Сказочный домик «Теремок» с вырезанным окошком, картонная полоска с изображенными на ней дорожными знаками. (предупреждающие знаки: железнодорожный переезд, дети, пешеходный переход, опасный поворот; предписывающие знаки: прямо, направо, налево, круговое движение, пешеходная дорожка; информационные знаки и знаки особых предписаний: место стоянки, пешеходный переход, телефон)
Ход игры: Полоску перемещают (сверху вниз или слева направо, в окошке
поочередно появляются дорожные знаки). Дети называют знаки, объясняют их значение.
Информационный ресурс: интерактивная панель «Колибри»: игра «Собери пазлы»: Пешеходный переход, Велосипедная дорожка, Автобусная остановка.
Рекомендации по использованию методической разработки
Данная методика предназначена педагогов дошкольных образовательных организаций. Она может использоваться как отдельное занятие, так и интегрироваться в учебный цикл, обеспечивая комплексное воздействие на воспитание безопасной личности дошкольника.
Ход игровой ситуации «Колобок в стране дорожной»
Дети входят в зал под песню «Правила дорожного движения».
Педагог: Ребята, сегодня мы отправимся с вами на экскурсию по нашему любимому городу. Вы согласны?
Дети: да!
Педагог: выберите себе пару и отправимся на экскурсию.
Педагог: сейчас мы идем по мостовой для пешеходов. А как иначе ее называют? Дети: тротуар.
Педагог с детьми подходит к пешеходному переходу.
На обучающем полотне, рядом с тротуаром, сидит Колобок футболист).
Педагог, обращаясь к детям: посмотрите! Колобок играет на пешеходном переходе! Разве можно здесь играть?
Дети: нет!
Педагог: А почему? Для чего нужен пешеходный переход?
Дети: высказывают свои предположения…
Педагог: А каким дорожным знаком обозначается пешеходный переход?
Дети: рассказывают.
Педагог: Давайте, давайте обозначим пешеходную зону и покажем Колобку этот знак?
Педагог: а чтобы знак тот показать нужно быстро его собрать! Подойдите ко мне и приступим к заданию.
Пазлы «Пешеходный переход»
Дети, на интерактивной панели «Колибри», вместе выполняют задание: собирают пазлы – знак «Пешеходный переход»
Педагог предлагает детям выбрать из находящихся в зале дорожных знаков знак «Пешеходный переход» и поставить его на обучающем полотне.
Педагог: Теперь Колобок знает, что такое пешеходный переход и для чего он нужен. Давайте возьмем его с собой?
Дети: Давайте!
Педагог: Ребята! Посмотрите и скажите, что за столбик впереди стоит?
Дети: это светофор!
Педагог: и зачем он здесь стоит?
Дети: высказывают свои предположения.
Педагог: Давайте поиграем в игру, которая называется “Да, нет”
Я задаю вам вопросы, а вы хором отвечаете “да” или “нет”.
Игра «Да, нет»
Светофор знаком всем детям? Знают все его на свете?
Он дежурит у дороги? У него есть руки, ноги?
Есть фонарики – три глаза?! Он включает все их сразу?
Вот включил он красный свет. Это значит, хода нет?
На какой идти нам надо? Синий - может быть преградой?
А на жёлтый мы пойдём? На зленый - запорем?
Ну, наверное, тогда на зленый встанем, да?
Пробежать на красный можно? Ну, а если осторожно?
А гуськом пройти тогда, то, конечно, можно? Да!
Верю я глазам, ушам, светофор знаком всем вам!
И, конечно, очень рада я за грамотных ребят!
Педагог: молодцы ребята! А сейчас нам необходимо перейти дорогу. Где мы можем идти?
Дети: высказывают свои предположения. По пешеходному переходу.
Педагог: совершенно верно! Мы перейдем дорогу по пешеходному переходу.
Продолжая прогулку, дети вместе с педагогом идут по пешеходному переходу
Педагог: Ребята, посмотрите! Там (показывает) катались на велосипедах дети! А разве можно кататься на проезжей части дороги?
Дети: нет! Нельзя!
Педагог: А почему нельзя?
Дети: высказывают свои предположения.
Педагог: правильно! А если хочется покататься на самокате или велосипеде надо пользоваться специальным участком дороги. И в этом поможет еще один дорожный знак. Как вы думаете, какой?
Дети: высказывают свои предположения. Велосипедная дорожка.
Педагог: Давайте покажем нашему другу Колобку и этот знак? И чтобы знак тот показать нужно быстро его собрать! Подойдите ко мне и приступим к заданию.
Пазлы «Велосипедная дорожка»
Дети, на интерактивной панели «Колибри», вместе выполняют задание: собирают пазлы – знак «Велосипедная дорожка»
Педагог предлагает детям выбрать этот знак и объясняет, что этим знаком обозначен участок дороги для движения на велосипеде или самокате.
Педагог: Ребята! А сейчас предлагаю вам отправиться в гости к дорожным правилам и знакам. И в этом нам поможет автобус! А где стоит автобус?
Дети: высказывают свои предположения. На автобусной остановке.
Педагог: правильно! А какой знак поможет нам найти эту остановку?
Дети: высказывают свои предположения. Автобусная остановка.
Педагог: А давайте соберем и этот знак.
Дети: Давайте!
Пазлы «Автобусная остановка»
Дети, на интерактивной панели «Колибри», выполняют задание и собирают пазлы - знак «Автобусная остановка».
Педагог: А теперь поставим этот дорожный знак в нужное место и обозначим автобусную остановку. Ставят дорожный знак.
Педагог: Давид будет шофером автобуса, а мы пассажирами. Встаем парами и отправляемся в путь!
Педагог, обращаясь к водителю: мы едим до остановки Теремок. Внимательно смотри на дорогу, ты увидишь указатель.
Педагог: вот мы и приехали. Берите подушки и присаживайтесь поудобнее.
Вас встречает Теремок. В нем живут дорожные знаки, которые очень любят играть. Поиграем?
Дети: да!
Педагог: внимательно смотрите, в окошке Теремка будут появляться дорожные знаки. Как только появиться дорожный знак, который мы сегодня собирали, вы говорите СТОП! А потом называете, что это за знак. Готовы?
Дети: да!
Игра «Теремок»
Ход игры: Полоску перемещают (сверху вниз или слева направо, в окошке
поочередно появляются дорожные знаки). Дети называют знаки, объясняют их значение.
Педагог: молодцы ребята! Вы показали отличные знания по соблюдению правил дорожного движения и личной безопасности!
Педагог: расскажите, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали?
Что особенно вам понравилось?
Какие задания оказались для вас трудными и почему?
Хотели бы вы отправиться ещё в страну дорожных знаков?
Ответы детей, подведение итогов.
Педагог: нам пора возвращаться в детский сад, скоро обед и Валентина Павловна заждалась нас. Возвращаться мы будем на автобусе! Только теперь я буду шофёром. И пока мы ждем автобус проведем физкультминутку!
Физкультминутка
Постовой стоит упрямый (шагаем на месте)
Людям машет: не ходи!
(движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз)
Здесь машины едут прямо (руки перед собой)
Пешеход, ты погоди! (руки в стороны)
Посмотрите: улыбнулся (руки на пояс)
Приглашает нас идти (шагаем на месте)
Вы, машины, не спешите (хлопки руками)
Пешеходов пропустите (прыжки на месте)
После разминки педагог с детьми проходит на автобусную остановку. Предлагает детям встать парами и автобус отправляется по маршруту – Детский сад.
Методические рекомендации по организации, проведению и подведению итогов занятий с дошкольниками направлены на обеспечение эффективного развития детей дошкольного возраста. Важно учитывать возрастные особенности малышей, обеспечивать безопасность, комфортность условий и увлекательность учебного процесса.
Основные этапы подготовки и проведения занятия
Этап 1. Подготовка
Цель: Создание комфортной среды и материалов для успешного усвоения материала детьми.
1. Определение цели и темы занятия. Четко сформулируйте цель, определив, чему именно дети научатся в результате занятия.
2. Разработка сценария. Подготовьте сценарий мероприятия, включающий виды деятельности, методы взаимодействия педагога с воспитанниками, использование наглядных пособий и игровых элементов.
3. Подбор оборудования и материалов. Заранее подготовьте необходимые материалы, игрушки, пособия, технические средства (например, интерактивная доска).
4. Создание безопасной обстановки. Убедитесь, что помещение оборудовано согласно санитарным нормам, пространство удобно организовано для активной игры.
Этап 2. Проведение занятия
Цель: Обеспечение интереса ребенка, развитие познавательной активности, формирование необходимых компетенций.
1. Привлечение внимания. Начните занятие с привлечения внимания воспитанников — игра, загадка, сюрпризный момент.
2. Практическая деятельность. Включайте игровые моменты, обеспечивающие активное участие каждого ребёнка. Используйте дидактические игры, пальчиковые упражнения, физкультминутки.
3. Индивидуализация подхода. Разделяйте задания на группы сложности, учитывая уровень готовности разных детей. Поддерживайте инициативность и самостоятельность воспитанников.
4. Обратная связь. Постоянно поддерживайте диалог с ребятами, стимулируя их высказывания и обсуждение увиденного и услышанного.
Этап 3. Итоги занятия
Цель: Закрепление полученных знаний, создание положительной мотивации и рефлексия детей.
1. Заключительная беседа. Организуйте беседу, задавая детям вопросы по пройденному материалу («Что мы узнали нового?»), предложите поделиться впечатлениями.
2. Награждение участников. Поощряйте активность детей похвалой, грамотами, небольшими подарками. Это повысит мотивацию и создаст позитивный настрой на последующие занятия.
3. Рефлексия педагога. После завершения занятия проанализируйте процесс самостоятельно или совместно с коллегами, выделяя сильные стороны и возможные недостатки занятия.
Таким образом, организация эффективных занятий с дошкольниками требует внимательного планирования, индивидуального подхода и творческого мышления педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "В мире безопасного детства"(Область познания"Безопасность")
Проект создан с целью формирования у детей старшего дошкольного возраста осознанного соблюдения правил поведения, обеспечивающих сохранность жизни и здоровья детей и их окружения....

Отчет о проведении Месячника пожарной безопасности "Детство - территория безопасности"
Отчет содержит план месячника пожарной безопасности и фото отчет о проведенны мероприятиях....

Спортивная игра-практикум по основам безопасности жизнедеятельности «Безопасное детство»
Спортивная игра-практикум по основам безопасности жизнедеятельности «Безопасное детство»Цель: актуализация знаний и отработка практических навыков поведения дошкольников в усложненных...

Конспект мероприятия для старшей группы ко «Дню защиты детей» Тема «Счастливое детство – безопасное детство!»
Конспект развлечения....

Квест игра по безопасности страна «Безопасного детства»
Задачи: формировать представления детей об основах безопасности поведения в быту и на улице умение правильно вести себя в экстремальной ситуации.воспитывать культуру поведения на улице, ...

Безопасность, детство без насилия, будь в безопасности!!!
Презентация в картинках об основных правилах антитеррористической безопасности . Для малышей ДОУ....

Советы по безопасности в сети Интернет для детей 6-8 лет в рамках проекта "Безопасное детство" (памятка для родителей)
Советы по безопасности в сети Интернет для детей 6-8 лет:Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения.Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных ...
