Статья «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста с использованием игровых заданий и образовательных ситуаций»
статья по обж

Екатерина Анатольевна Лихачева

Для формирования основ безопасного поведения педагогами  исполь­зуются игровые обучающие ситуации. Известно четыре их вида: ситуации-иллюстрации, си­туации-упражнения, ситуации-проб­лемы, ситуации-оценки    Игра – основная деятельность детей, в которой воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются такие двигательные навыки как: точность движений, внимательность, сосредоточенность – те качества, которые необходимы для предупреждения опасностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста с использованием игровых заданий и образовательных ситуаций»

Демина О.Ю., старший воспитатель

Лихачева ЕА., воспитатель

Перескокова О.П., воспитатель

МДОУ детский сад № 28

Муниципальный округ Богданович

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения в настоящее время является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлено объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Основные источники опасности для ребенка-дошкольника:

- опасности, с которыми он может столкнуться дома (бытовые);

- опасности контактов с незнакомыми людьми (дома и на улице);

- опасности, с которыми он может столкнуться на улице и на дороге;

- опасности в природе.  

Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их, а подготовить к полноценной жизни.

Игра – основная деятельность детей, в которой воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются такие двигательные навыки как: точность движений, внимательность, сосредоточенность – те качества, которые необходимы для предупреждения опасностей.

Формируя умения дошкольников действовать в конкретных обстоятельствах на основе приобретенных раннее знаний и опыта, целесообразно обсуждать определенные ситуации, погружать детей в игровые, проблемные ситуации, ситуации морального выбора, общения и взаимодействия.

Безопасность жизнедеятельности дошкольников, ее обеспечение осуществляется в двух направлениях: устранение травмоопасных ситуаций и воспитание безопасного поведения.

Для формирования основ безопасного поведения педагогами  используются игровые обучающие ситуации. Известно четыре их вида: ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения, ситуации-проблемы, ситуации-оценки.

С помощью игрушек можно разыграть ситуацию, отражающую те стороны жизни, в которых ребенку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении: «Правильно - неправильно», «Как должен поступить мальчик», «Расположи правильно дорожные знаки», демонстрируя детям конкретные способы правильного решения ситуаций. Выступая в роли заинтересованных зрителей, дети получают образец социально одобряемого поведения.

Игровые обучающие ситуации проблемного типа «Как быть, что делать?».

Это различные ситуации затруднения, которые создаются, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение. Например, ребенок потерялся на улице, к ребенку подошел незнакомец, что делать, если нашел незнакомый предмет на улице. Как быть? Дети самостоятельно ищут решение. Не надо спешить давать советы, выслушать все мнения и предложения. Совместно с детьми нужно находить способы разрешения проблем: оглядеться по сторонам, не разговаривать с незнакомцами, куда обратиться в различных ситуациях.

Специально подобранные дидактические игры и пособия помогут детям закрепить полученные знания об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.

Основная цель таких игр – тренировать в запоминании предметов опасных для жизни и здоровья и научить детей самостоятельно делать выводы о последствиях неосторожного обращения с опасными предметами.

Ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные занятия и другие режимные процессы, помогают закреплять знания и умения личной безопасности у дошкольников.

Моделирование возможных опасных ситуаций на макете и в игровом уголке, а также имитация образцов поведения – необходимый метод освоения детьми правил безопасности.

Обучая детей правильному обращению с бытовыми предметами в процессе освоения ими трудовой деятельности, обращаем особое внимание на меры предосторожности.

Игровые тренинги с телефоном в детском саду и дома необходимы для усвоения номеров телефонов служб помощи и правил поведения в конкретных опасных ситуациях. Ситуативная игра «Потерялся», закрепит у ребят умение называть свой домашний адрес и фамилии, имена своих ближайших родственников.

Учим детей убирать за собой свое рабочее место, игрушки. Порядок в доме и группе – не только для чистоты, но и для безопасности дошкольника.

Физическая подготовка – один из факторов, влияющих на поведение человека в опасной ситуации. Поэтому одна из задач обучения безопасному поведению дошкольников – развивать у них силу, ловкость, выносливость.

«Что если…?» Вопросы такого типа позволяют, во-первых, выявить, как ребенок, скорее всего, поступит в той или иной ситуации, во-вторых, обсудить ситуацию и скорректировать поведение детей.

Широко используются произведения детской художественной литературы, альбомы, в том числе и специальные, для иллюстрирования детям правила безопасности и последствий шалостей.

Сказки о безопасности – это учебники жизни. В них содержится опыт многих поколений, который учит малыша обращаться за помощью, не преступать запреты, не трусить и не сдаваться. Используем эту возможность, чтобы закрепить представления детей, беседуем, проигрываем ситуации с ними. Стараемся  «переиначить» сказку так, чтобы герои воспользовались правилами безопасности.

Приглашаем для встреч с детьми специалистов (врач, военный, пожарный, спасатель, милиционер, медсестра) - для ознакомления дошкольников не только с профессиями, но и с правилами безопасности, службами помощи.

Таким образом, суть игровых ситуаций состоит в том, что дети ставятся в условия, приближенные к реальности. В целях профилактики детских страхов, «информационного невроза» из-за расширения и углубления знаний об опасных ситуациях, заканчивать каждое занятие следует позитивно. В тоже время не следует превращать тренинг в веселую игру – дети должны относиться к данной деятельности серьезно.

Научившись поступать в имитированных игровых ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, дошкольники будут чувствовать себя намного увереннее в реальных условиях. Важно дать ребенку знания о правилах безопасного поведения и сформировать умение действовать в тех или иных ситуациях, помочь ему выработать привычку соблюдать меры предосторожности.

Список литература:

  1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Программа для дошкольных образовательных учреждений «Основы безопасности детей дошкольного возраста» - СПб.:  «Детство–Пресс», 2009. — 144 с.
  2. Безопасные сказки. Беседы с детьми о безопасном поведении дома и на улице: Татьяна Шорыгина, изд. Сфера, 2020.
  3. ОБЖ детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2010.-240с.
  4. Методические рекомендации по использованию рабочей тетради «Блокнот безопасности дошкольника» по формированию навыков комплексной безопасности в чрезвычайных ситуациях у детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) (для детей, педагогов, родителей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.

Как прививать детям навыки поведения в опасных ситуациях, формировать у них представлеие о наиболее типичных, часто встречающихся опасностях...

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в ходе проектной деятельности" от 12.03.2020 г. на уровне образовательной организации

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в ходе проектной деятельности" от 12.03.2020 г....

Проект по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста 5 - 7 лет «Азбука безопасности»

Участившиеся в последнее время трагические ситуации травматизма детей в быту, в лесу, на улицах и анализ причин их возникновения убеждают в необходимости систематической подготовки детей к встрече с р...

Проект по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста 5-7 лет «Азбука безопасности»

АктуальностьУчастившиеся в последнее время трагические ситуации травматизма детей в быту, в лесу, на улицах и анализ причин их возникновения убеждают в необходимости систематической подготовки детей к...

2021-2023 Проект по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста 5-7 лет «Азбука безопасности»

Проект по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста 5-7 лет «Азбука безопасности»...