Конспект НОД "История возникновения денег"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Подготовительная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_istoriya_vozniknoveniya_deneg.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению основам финансовой грамотности  

Группа: подготовительная

Тема: «История возникновения денег» 

Цель: закрепить знания детей о возникновении денег; развивать логическое мышление, речь детей, расширять кругозор; развивать творческие способности; формировать умение работать в команде.

Материал: коробочка с монетами, ракушками,  деревянные палочки для выполнения рисунка на «золотых монетках», заготовки монет из пластилина, заготовки для росписи «китайских денег», карточки с иероглифами.

Ход занятия

Воспитатель: 

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся.

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Ребята, давайте улыбаться друг другу! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

Воспитатель: Ой, а  почему   у нас здесь беспорядок, везде бумажки разбросаны? Воспитатель: Возможно, этот мусор  с улицы ветер принес к нам в группу.  Что нам с ним делать? (ответы детей, начинают собирать) 

Воспитатель: Ребята, на что похожи эти  бумажные прямоугольники? (это деньги).   

Воспитатель: Ребята, почему среди денег оказалась ракушка?

Воспитатель: А что такое деньги, и для чего они нужны, вы знаете? (с помощью денег можно приобрести необходимые товары и услуги). 

Воспитатель: Какие у нас тут деньги? И ракушка ещё есть.

Дети: Пять рублей, 10 рублей, 5 копеек.

ВоспитательА вы когда-нибудь сталкивались в жизни с деньгами?

ДетиОтветы.

Воспитатель: Как и где мы используем деньги в повседневной жизни?

Воспитатель: Ребята, почему среди денег оказалась ракушка?

Дети:  Ответы.

ВоспитательПодумайте. Может потому, что она почти круглая? Вам интересно?

ДетиОтветы.

Воспитатель: Мне тоже интересно. Почему ракушка здесь? А как насчёт того, чтобы стать настоящими исследователями, больше узнать о деньгах и  узнать, почему ракушка оказалась среди денег. Согласны?

ДетиОтветы.

Воспитатель. Ребята, сейчас мы с вами отравимся в прошлое и узнаем, откуда появились  деньги и наша ракушка.
Дети строят «машину времени» берутся за руки.
Воспитатель. Мы оказались в древнем мире.

Презентация  «Древний мир»

Воспитатель. Было время, когда человечество, еще не знало, что такое деньги. Люди сами изготавливали необходимые для жизни вещи и добывали себе еду.

Одни охотились, другие ловили рыбу, третьи работали на земле…

Сначала они меняли товар на товар. Кто менял рыбу на яйца, кто мясо на топоры, глиняные горшки меняли на кур, зерно на масло. Но это было неудобно. Чем больше появлялось различных товаров, тем сложнее было поменять их друг на друга.

И люди пришли к выводу, что нужны деньги.

У одних деньгами сначала были животные: овцы, коровы, козы. Другие стали расплачиваться шкурками белок, зайцев, лисиц. Те, кто жили около моря, расплачивались солью.

Воспитатель:  Как вы думаете, это удобно было? Почему неудобно?

Дети: Такие деньги в карман не спрячешь. Это было тяжело, занимало много места. 

Инсценировка «Обмен»

Воспитатель:  как называются предметы, которыми обменивались люди?

Дети: товар

Воспитатель:  На столе сумочки, а в сумочках находятся товары, которых у вас много. Возьмите, кому какая сумка нравится. Вы должны договориться между собой постараться так произвести обмен, чтобы никому не было обидно. Например, у меня много яблок, а мне нужно молоко. Я договариваюсь с Аленой и если ей нужны яблоки мы меняемся.

Воспитатель: Посмотрите, что получилось. Не имея денег, мы получили нужные товары. Все получили желаемый результат?

Воспитатель:  Какие вы молодцы справились с задачей и обменяли один товар на другой. Состоялся обмен.

Воспитатель: Обменивать товары действительно было очень сложно. Постепенно люди поняли, что деньги должны быть постоянными. Они не должны портиться, быть лёгкими, не терять своей ценности. Одними из первых денег был ракушки. В ракушках просверливали отверстие и нанизывали на веревочку как бусы. Они были лёгкими и не портились. За одного быка нужно было отсчитать тысячу таких раковин.

Воспитатель: А можем, мы сейчас ответить на вопрос. Почему здесь оказалась ракушка?

Дети: Это древняя денежка.

Воспитатель: Совершенно верно. Ракушку использовали как средство обмена. В обмене было неудобным то, что весь товар приходилось носить с собой. Это было тяжело, и товар занимал много места.

Воспитатель: Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?

Выход нашли древние египтяне. 

Воспитатель: Ребята, предлагаю продолжить путешествие в прошлое.

Идут к машине времени. Просмотр  «Древний Египет»

Воспитатель. Дети, мы оказались с вами в Древнем Египте. Именно в Древнем Постепенно люди поняли, что деньги должны быть не  временными, а постоянными. Они не должны портиться при хранении или при переходе из рук в руки. Самыми удобными деньгами оказались металлические монеты. Египте  изобрели заменитель вещи, на которую будет обмениваться нужный товар - первые в мире деньги. Их можно было чеканить, монеты любой стоимости: из меди  дешевле, из серебра дороже, а из золота самые дорогие. Но у металлических денег тоже есть недостаток: они очень тяжелые и занимают много места. Богатым купцам, которые ездили торговать в далекие страны, было опасно и неудобно возить с собой такой груз: во время поездки на базар грабители сразу находили мешок с деньгами.

Так появились металлические деньги - МОНЕТКИ. 
Кстати, когда монеты начали чеканить в Российской империи, то на монетах, выдавливали три, пять точек, так как население было неграмотным и не могло прочитать, какая это монетка.
Практическая работа.  
Воспитатель.
 Давайте и мы попробуем нарисовать монетки, как это делали в древности, будем мастерами. Берем палочки и по «металлу» выдавливаем нужный рисунок. Это могут быть точки, или различные элементы.
Воспитатель. Вот и мы с вами изготовили монетки, на которые мы нанесем свой  неповторимый узор.

Воспитатель:  Отлично справились с этим заданием. Оформим выставку монет. Посмотрите на монеты друг друга. У всех они разные.
Скорей отправляемся дальше в путешествие.
Воспитатель. Ребята, а сейчас  мы с вами посетим   древний Китай. 
Рассказ воспитателя. У металлических денег все же оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают много места. И поэтому люди обратили внимание на бумагу. Так впервые появились на свете бумажные деньги.
Появились они в Китае, 812 году н.э. Сначала они были очень большого размера, как лист бумаги. Причина появления бумажных денег в Китае довольно проста: на территории Китая не хватало полезных ископаемых золота, серебра, то из чего делали монеты, поэтому для изготовления денежных средств использовалась бумага, которая производилась из коры тутового дерева. А расписывались бумажные деньги иероглифами - китайскими буквами. 

Воспитатель. А сейчас мы с вами возвращаемся на нашу «машину времени»,  она нас перенесет в современный мир.

Современный мир

Экспериментальная деятельность.

Воспитатель: А, как вы думаете, какие деньги удобнее монеты или купюры?

ДетиОтветы.

Воспитатель: Как же нам наверняка разобраться, что лучше монеты или купюры? Подумайте? А может, мы это проверим?

ВоспитательУ меня для вас открыта лаборатория. Мы же с вами исследователи. Правило – вести себя спокойно. И как настоящие исследователи мы результаты опытов будем записывать в карты. И на доске у нас карта. 

Воспитатель: Посмотрите на оборудование. Как вы думаете, что будут символизировать бумага?

Дети:  Бумага – купюры.

1. Эксперимент: - бумага мнётся, рвётся; монета нет.

ВЫВОД.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети:  Монета лучше. Она не мнётся и не рвётся.

Воспитатель: На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.

2.Эксперимент

Дети:  Намочим бумагу.

Воспитатель: Отлично. Кладите бумагу в воду. Что происходит?

Дети:  Она намокает.

Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт?

Дети:  Она развалится.

Воспитатель: А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? Саша отметь в нашей карте.

ВЫВОД. Монета лучше. Она не размокает. На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.

ВоспитательА теперь разбейтесь на пары, чтобы у вас была и монета, и купюра.

3 эксперимент: Давайте определим, что тяжелее монета или купюра.

Дети:  Предполагают.

ВоспитательДавайте опытным путём проверим. Возьмите на ладошки монету и купюру – бумажку. Что тяжелее?

ВоспитательМожет, подуем?

- Что происходит с монетой?

- А что происходит с купюрой?

- Какой вывод сделаем? Что легче?

ВЫВОД. Купюра легче. На карточке напротив купюры ставим плюс, в этом эксперименте купюра показала лучшие качества.

4 эксперимент

ВоспитательЯ приготовила для вас кошельки. Положите купюру и монету в кошелёк. Потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке?

Дети:  Проверяют.

ВЫВОД. Купюру хранить удобнее. На карточке напротив купюры ставим плюс, в этом эксперименте купюра показала лучшие качества.

ВоспитательПосмотрите в карту. Кто выигрывает?

Дети:  Ничья.

ВоспитательА что значит ничья?

Дети:  Одинаковое количество плюсиков.

Воспитатель: Совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем?

Дети:  Размышляют.

ВоспитательВы правы, нужны нам и монеты и купюры.

Итог: Ребята, что вы сегодня нового узнали?

Дети: Ответы.

ВоспитательРебята, а какое средство оплаты может быть в кошельке?

Воспитатель:Что кроме денег можно использовать при оплате?

Дети:  Банковская карта.

Воспитатель: А удобно ли пользоваться картой?

Ответы детей.

Воспитатель: Какой вывод сделаем?

Ответы детей.

Воспитатель: А что нельзя купить за деньги?

Дети:  Ответы. (Дружбу, любовь, жизнь)

Воспитатель: Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Вот сколько стоит ваша дружба?

Дети:  Нисколько.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» Формирование целостной картины мира» на тему: «История возникновения денег» подготовительная к школе группа

Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» Формирование целостной картины мира» на тему: «История возникновения денег» разработан для детей подготовительной...

Конспект НОД для детей старшего возраста ТЕМА: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕНЕГ.

Цель: познакомить детей с историей возникновения денег (что стало причиной их рождения? Для каких целей нужны деньги? Денежные знаки в разных странах. Как зарабатывают деньги в твоей семье?); раз...

План-конспект занятия с применением ИКТ в подготовительной группе «История возникновения денег»

План-конспект занятия с применением ИКТв подготовительной группе«История возникновения денег» Воспитатель: Салопова В.А. Цель: дать представление о денежной единице и п...

План-конспект занятия с применением ИКТ в подготовительной группе «История возникновения денег»

Дать представление о денежной единице и познакомить с историей возникновения денег.Научить понимать назначение денег, вызвать интерес к прошлому предмета;Способствовать развитию лю...