Проект "Юные финансисты" 2022 г.
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Колесникова Марина Андреевна

Проект "Юные финансисты" в подготовительной группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_podg_a.docx46.55 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

«ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» г. НАДЫМА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» г.НАДЫМА)

ул. Зверева 44а, г. Надым, ЯНАО, 629735, тел/факс: (3499)52 – 61 – 72, e-mail: dsulybka@nadym.yanao.ru, http://ulybka-nadym.ru, ОКПО 54107289, ИНН 8903020394, КПП 890301001, р/с 40102810145370000008 в РКЦ Салехард//

УФК по Ямало-Ненецкому автономному округу, г. Салехард

Утверждаю:

                                                                                    заведующий МДОУ

                                                                        «Детский сад «Улыбка»

                                                                        ____________

                                                                                      Приказ № 193 от 19.08.2022г.  

                                                                        Принято:

Педагогическим советом МДОУ

                                                                        «Детский сад «Улыбка»

                                                                        протокол № 1 от 19.08.2022г.

                                                                        

Педагогический проект

«Юные финансисты»

Срок реализации: 1 год

Разработчики: Колесникова М.А., Ахметгалиева В.Ю.

воспитатели МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма»

г. Надым, 2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт проекта

3

1.

Введение

4

1.1.

Актуальность проекта

4

1.2.

Цель и задачи проекта

6

1.3.

Принципы реализации проекта

6

2.

Программа реализации проекта

6

2.1.

 Этапы и сроки реализации проекта

6

2.2.

Оценка эффективности работы

9

3.

Предполагаемый  результат

13

4.

Заключение

11

5.

Список литературы

12

Паспорт проекта

Наименование проекта

 «Юные финансисты»

Заказчик проекта

МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма»

Основания для разработки проекта

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Семейный кодекс РФ раздел 4 гл.12 ст. 63, 65 «Права родителей по воспитанию и образованию детей».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (зарегистрирован 18.12.2020 № 61573)

Разработчики проекта

 Колесникова М.А., Ахметгалиева В.Ю., воспитатели МДОУ «Детский сад  Улыбка» г.Надыма»                                                          

Цель проекта

содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста.

Задачи проекта

- формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;

- расширять знания детей о возникновении денег;

- совершенствовать коммуникативные навыки детей;

- содействовать проявлению интереса детей к профессиональной деятельности взрослых;

- развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий;

- расширять знания родителей по воспитанию финансовой грамотности детей.

Сроки реализации

сентябрь 2022 - май 2023

Целевая группа

Дети 6 - 7лет, родители, педагоги.

Ожидаемые результаты

С детьми:

- дошкольники приобретут первичный финансовый опыт;

- научатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности;

- знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин.

С родителями:

- станут активными участниками образовательного процесса;

- получат дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей;

- установится положительный эмоциональный микроклимат взаимодействия с родителями.

1. Введение

«Финансовую грамотность» принято определять как совокупность знаний о финансовом секторе, особенностях его функционирования и регулирования, профессиональных участниках и предлагаемых ими финансовых инструментах, продуктах и услугах, умения их применять с полным осознанием итогов своих действий и готовностью нести ответственность за осуществляемые решения. Финансово грамотное население характеризуется тем, что ежемесячно ведет учет расходов и доходов семьи, живет по средствам – без излишних долгов, осуществляет финансовое планирование на перспективу (готовность к непредвиденным обстоятельствам и подготовка к пенсии), приобретает финансовые продукты и услуги на основе выбора, ориентируется в вопросах финансовой сферы. В целом суть финансовой грамотности можно определить, как способность максимально осознанно и ответственно подходить к решению любых финансовых вопросов на протяжении всего жизненного цикла человека.

Низкий уровень финансовой грамотности приводит к отрицательным последствиям для потребителей финансовых услуг, государства, частного сектора и общества в целом. Проблема низкой финансовой грамотности является для России относительно новой. В настоящее время умением рационально распоряжаться деньгами обладает лишь малая часть населения Российской Федерации.

Применительно к дошкольнику, находящемуся на начальном этапе жизненного цикла, закладываемые способности управления финансами являются ничем иным, как способностями, непосредственно влияющими на его будущее материальное благополучие. Поэтому на этапе обучения детей дошкольного возраста правильнее говорить о формировании азов, предпосылок финансовой грамотности.

Финансовая грамотность в дошкольном возрасте предполагает воспитание у ребенка бережливости (продление жизни готовой вещи), деловитости (практические навыки овладения) и рационального поведения в отношении простых обменных операций (хорошо подумать, прежде чем что-то сделать «7 раз отмерь, 1 раз отрежь»), трудолюбия (качество, когда ребёнок не только знает, что все хорошо работают, но и проявляет своё отношение к этой деятельности), здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

Приобщение дошкольников к финансовой грамотности не предполагает ознакомления с работой финансовых институтов, а тем более постижения специфических понятий (например, инфляция, биржа, ценные бумаги, аккредитивы и др.) и решения сложных арифметических задач.

1.1. Актуальность проекта

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниям, пока еще на житейском уровне.

В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только азы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по формированию финансовой грамотности необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам.

Каждый человек, находясь в обществе, руководствуется моральными нормами, которые отражают общий тип поведения, регулирующий отношение человека к обществу, людям, труду, к самому себе, к природе. В современном мире эти отношения проявляются в гуманизме, трудовой направленности, чувстве собственного достоинства, экологической и экономической культуре.

Именно экономическая жизнь общества и включает финансовые отношения, возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена, потребления материальных благ. В то же время экономическая жизнь является базисной сферой жизнедеятельности общества, связующим звеном между трудовым, нравственным, политическим, правовым, экологическим и другими компонентами системы воспитания. Следовательно, уже с дошкольного возраста дети постепенно включаются в экономическую жизнь общества, финансовые отношения, направленные на производство, обмен, распределение и потребление материальных благ в семье. Поэтому очень важно уже с дошкольного возраста заложить основы таких качеств, как: трудолюбие, бережливость, расчетливость, инициативность, организованность, практичность, самостоятельность, деловитость – сформировать разумные экономические потребности, умение соизмерять потребности с реальными возможностями и убеждение в том, что личный добросовестный труд является средством удовлетворения потребностей.

 На наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше будут сформированы полезные финансовые привычки.

Проблема – дети не всегда знают и представляют, на какие цели расходуются деньги в семье. 

1.2. Цель и задачи

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста.

Задачи:

Для детей:

- расширять знания детей о возникновении денег;

- развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;

- совершенствовать коммуникативные качества детей;

- содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.

- развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

Планируем сформировать у детей следующие понятия и представления:

  • Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются;
  • Сначала зарабатываем – потом разумно тратим, экономим;
  • Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине);
  • Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов);
  • Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности);
  • Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).

1.3. Принципы реализации проекта

  1. Принцип научности: содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
  2. Принцип целостности:

- основывается на комплексном принципе построения непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

  1. Принцип системности и последовательности: обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач,
  2. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания: обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
  3. Принцип доступности: предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.
  4. Принцип активного обучения - предполагает передачу детям не готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач.
  5. Принцип результативности - предусматривает получение положительного результата проводимой работы независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Вид проекта: информационно – познавательный, долгосрочный.

Продолжительность проекта: 1 год (2022 - 2023 уч. г.)

Участники проекта:

1. Воспитатели.

2. Дети подготовительной группы.

3. Родители и другие члены семьи.

2. Программа реализации проекта

2.1. Этапы и сроки реализации проекта

I этап - Организационный: сентябрь, 2022

№ п/п

Мероприятия

Сроки

 

1.

  • Подготовка нормативно-организационных документов для внедрения проекта.
  • Подбор методической литературы по теме проекта.
  • Подбор и изготовление необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
  • Подбор диагностического материала для проведения педагогической диагностики.
  • Создание развивающей среды по теме.  

Сентябрь, 2022

II этап - Практический: октябрь 2022 г. - май 2023 г.

Цель: внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми.

Перспективный план

№ п/п

Мероприятия

Сроки

1. Организация работы с детьми

1.

НОД «Что мы знаем о деньгах».

Беседа «Какие я знаю профессии?»

Просмотр мультфильмов: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Бизнес крокодила Гены», «Простоквашино. Клад».  

Экскурсия в продуктовый магазин.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

Презентация «История денег».

НОД «Дом, в котором «живут» деньги».

Д/и «Купи другу подарок»

Октябрь,

2022

2.

Чтение произведений А. Романова «Чудеса в кошельке», К.Чуковского «Муха-Цокотуха».

НОД «Доход семьи».

Беседа «Плата за труд…»

Продуктивная деятельность: изготовление чеков, банковских карточек для с/р игры «Супермаркет».

Д/и «Кому что нужно для работы»

Рисование «Что бы я хотел купить на деньги?»

Просмотр мультфильмов «Фиксики. Деньги», «Смешарики».

Д/и «Угадай, где продается».

Опытно-экспериментальная деятельность. Цель: сравнение монет и купюр по различным характеристикам.

Ноябрь,

2022

3.

Презентация «Семейный бюджет».

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет».

НОД «Путешествие денежки».

Создание книжек-малышек по теме «Семейный бюджет»

Просмотр мультфильмов «Ох и Ах идут в поход», из серии «Смешарики» - «Потребности».

НОД «Какие бывают потребности?».

Игра «Потребности необходимые и не очень».

Моделирование ситуации «Распределение семейного бюджета».

Д/и «Что быстрее купят?»

Подготовка атрибутики к сюжетно д/и «Рынок».

Декабрь,

2022

4.

Решение проблемной ситуации «Хочу и надо».

Презентация «Познавательный маршрут «Банкомат»»

Работа с поговорками и пословицами.

НОД «Путешествие в страну Экономика».

Сюжетно д/и «Рынок».

Тематический стенд для родителей: «Как надо планировать покупки».

Ситуативная беседа «Как складывается стоимость товара?»

НОД «Товар и услуги».

Д\и «Кто трудится, кто играет»

Подготовка к с/р игре «Банк».

Придумывание и обыгрывание рекламы «Рекламируем собственные поделки».

Виртуальные экскурсии на предприятия, рынок, ярмарку.

Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама»

Январь,

2022

5.

Беседа «Занимай и отдавай».

Чтение художественной литературы по теме.

Просмотр видеоролика «Печатная фабрика Гознак».

Заучивание стихотворений, пословиц о труде.

Д/и «Как устроен банк».

С/р игра «Банк».

Рисование и лепка по теме: «Вот, какие деньги!», «Всей семьей за покупками».

Проблемная ситуация «Ежик не отдает долг Медвежонку».

НОД «Банк – кредиты и заемы»

Д/и «Объясни понятие».

Дискуссия с детьми «Хорошо – плохо» - на тему «О рекламе товара»

Подготовка к с/р игре «Кафе»

Февраль,

2022

6.

Д/и «Выбери нужный магазин».

Настольная игра «Лото».

С/р игра «Банк»

Создание и решение игровых, проблемных ситуаций

Презентация «Как мы планируем бюджет»

Составление коллажа «Наши траты»

Март,

2022

7.

Беседа «Цена товара».

Игра: «Банкиры и Финансисты»

Д/и «Достоинство купюр».

Лепка: товары для игры в магазин.

Беседа «Роль труда взрослых в жизни людей».

НОД «Личные деньги. Копилка».

 Просмотр и обсуждение мультфильмов: «Смешарики. Финансовая грамотность», Семья Барбоскиных: 78 серия «Как дедушка собирался на море?».

Чтение произведения Романов А. «Чудеса в кошельке».

Познавательный маршрут «Банкомат» (показать работу банкомата, объяснить от куда берутся деньги на карточке, какие опасности подстерегают человека при снятии денег через банкомат и т.д.).

Апрель,

2022

8.

Дискуссия с детьми «Хорошо-плохо» на тему: «О рекламе товара».

Продуктивная деятельность «Изготовление поделок для ярмарки».

Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама»

Проведение итогового мероприятия «Ах, какая ярмарка!»

Май,

2021

2. Взаимодействие с родителями

1.

Консультация «Нужны ли ребенку карманные деньги?»

Ноябрь, 2022

2.

Изготовление книжек-малышек вместе с детьми «Семейный бюджет»

Декабрь, 2022

3.

Подбор художественной, энциклопедической литературы по теме проекта.

Январь, 2022

4.

Изготовление игр «Банкомат».

Февраль, 2022

5.

Консультация для родителей «Для чего нужно планировать свой бюджет».

Март,

2022

6.

Рисунок выходного дня «Моя денежная единица».

Апрель,

2022

7.

Изготовление атрибутов к итоговому мероприятию «Ах, какая ярмарка!»

Май, 2022

Занятия с детьми проводятся один раз в две недели, в первой половине дня. Продолжительность одного занятия в подготовительной группе не более 30 минут.

III этап - Заключительный: май 2023 г.

Цель: анализ результатов проектной деятельности.

Задачи:

1. Выявить уровень знаний детей. 

2. Обобщить итоги работы с детьми и родителями.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

1. Организация работы с детьми

1.

  • Педагогическая диагностика.
  • Проведение познавательно - игровогого развлечения «Ах, какая ярмарка!»
  • Подведение итогов реализации проекта.
  • Презентация проекта «Юные финансисты».

Май,

2023

2. Взаимодействие с родителями

  • Родительское собрание «Успехи наших юных финансистов».

Май,

2023

2.2. Оценка эффективности работы

Педагогическая диагностика не предполагает сложного инструментария. По своей сути это экспресс – диагностика. Преимущественно используется метод систематического включенного наблюдения.

Для определения усвоения представленного материала проводится мониторинг с учетом индивидуальных особенностей детей. Данный мониторинг является основой для контроля и оценки уровня усвоения знаний по следующим разделам: «Потребности», «Труд», «Товар», «Деньги».

Критерии:

  • знает о новых профессиях, умеет о них рассказать;
  • владеет словарным запасом в области финансирования;
  • проявляет здоровый интерес к деньгам;
  • интересуется социальными явлениями, происходящими в общественной жизни;
  • сформировано начало экономического мышления

Диагностическая таблица уровня знаний основ финансовой грамотности

Фамилия Имя ребенка

знает о новых профессиях, умеет о них рассказать

владеет словарным запасом, связанным с областью

финансирования

проявляет здоровый интерес к деньгам

интересуется социальными явлениями, происходящими в общественной жизни

сформировано начало экономического

мышления

начало

года

конец

года

начало

года

конец

года

начало

года

конец

года

начало

года

конец

года

начало

года

конец

года

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Итого:

Средний балл

3.Ожидаемые результаты

  • дети имеют сформированные основные понятия финансовой грамотности, приближенные знания к реальной действительности, то есть формируется начало экономического мышления;
  • интересуются социальными явлениями, происходящими в общественной жизни;
  • знают о новых профессиях, умеют рассказывать о них;
  • владеют обогащенным словарным запасом, который связан с областью финансирования, начальной экономикой, трудовой деятельностью людей современных профессий;
  • приобретают такие качества, как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша;
  • проявляют коммуникативные социальные навыки: общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца;
  • проявляют здоровый интерес к деньгам, осознают правила их честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд-деньги», понимание факта купли- продажи.

4. Заключение

Результат:

 По результатам диагностики отмечена положительная динамика, отмечен рост финансовой грамотности дошкольников на 62%. Дети понимают и ценят окружающий мир. Уважают людей, умеющих хорошо трудится и честно зарабатывать деньги. Осознают на доступном им уровне, взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества. Признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие. Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях. Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей и начинают взаимодействовать с детьми в сфере личных финансов.

Список использованной литературы

  1.         Дыбина О.В., Сидякина Е.А. Мир экономики глазами ребенка [Текст]: Методический материал/ О.В. Дыбина. - Тольятти, 2000. - 70с.
  2. Иванова Н.Г. Экономическое воспитание дошкольников [Текст]/ Н.Г. Иванова. - М., 2008.
  3. Казакова Н.В. Мы любим рекламу [Текст]/ Н.В. Казакова// Обруч, 1999. - №1. - С. 29-30.
  4. Калмыковская М. Как знакомить детей с денежными знаками [Текст]/ М.Калмыковская// Обруч,1999. - №1. - С. 24-26.
  5. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников социальной действительностью / С.А. Козлова – Москва, 1998.
  6. Коннова, З.П., Развитие игровой активности дошкольников / З.П. Коннова, И.В. Малышева, Л.А. Пенькова, С.В. Пыркова – Москва: Сфера; – 2010.
  7. Кларина Л.М. Экономика и экология для малышей [Текст]/ Л.М. Кларина//Обруч,1997. - №4. - С. 5-8.
  8. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников [Текст]: примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий/ Под ред. Е.А. Курака. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - С.58.
  9. Лихачев Б.Т. Рыночное отношение и воспитание [Текст]/ Б.Т. Лихачев// Воспитание школьников, 1991. - №5. - С.56.
  10. Лунева Г. Играем в экономику [Текст]/ Г. Лунева// Дошкольное воспитание, 2003. - №10. - С.51-53.
  11. Попова Т. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом
  12. [Текст]: Пособие для детского чтения/ Т. Попова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996.
  13. Сасова Н.А. Экономическое воспитание детей в семье [Текст]: В помощь лектору / И.А. Сасова. - М., 1989. - 48с.
  14. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок [Текст]: Методическое пособие/ А.А. Смоленцова. - М.: АРКТИ, 2006. - 88с.
  15. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие/ А.А. Смоленцева. – Москва, 2016.
  16. Стожарова М.Ю. Полищук Г.Г., Каргина Н.С. Формирование основ экономической культуры старших дошкольников [Текст]: Методическое пособие для работников ДОУ и родителей/ Под ред. М.Ю. Стожаровой. - Ульяновск: УИПКПРО, 2005. - 60с.
  17. Струнилина Н.А. Приобщаем детей к миру экономики [Текст]/ Н.А.Струнилина// Детский сад от А до Я, 2003. - №4. - С. 57-63.
  18. Струнилина Н.А. Формирование начал экономического мышления у дошкольников [Текст]/ Н.А. Струнилина. - Харьков, 1999. - С. 34-61.
  19. Шатова А. Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? [Текст]/ А.Д. Шатова// Дошкольное воспитание, 1989. - №1. - С. 20-24.
  20. Шатова А. Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? [Текст]/ А.Д. Шатова// Дошкольное воспитание, 1994. - №8. - 49-53.
  21. Шатова, А.Д. Программа «Дошкольник и … экономика»/А.Д. Шатова – Москва, 2018.

Электронные ресурсы

  1. Дети        и        деньги        [Электронный        ресурс] – Режим        доступа: www.fsmcapital.ru/uspeh/mykinder.shtml
  2. Ребенок        и        его        мир        [Электронный        ресурс].– Режим        доступа: http://worldofchildren.ru/
  3. Интеллектуальный        клуб        [Электронный        ресурс]. – Режим        доступа: www.klubkontakt.net/  
  4. Подготовка        к        школе        [Электронный        ресурс].– Режим        доступа: http://vscolu.ru/