Конспект образовательной деятельности:" Что такое деньги,виды денег"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Вильмова Ольга Александровна

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего возраста

Задачи:

- познакомить с понятием «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта», с историей возникновения денег и их ролью в жизни человека;

- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

- закрепить представление о составе числа 5;

- воспитывать у детей интерес к экономике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_finansovoy_gramotnosti.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по финансовой грамотности «Что такое деньги»

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего возраста

Задачи:

- познакомить с понятием «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта», с историей возникновения денег и их ролью в жизни человека;

- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

- закрепить представление о составе числа 5;

- воспитывать у детей интерес к экономике.

 

1 Организаторский момент

-Встаньте, пожалуйста, все в круг и положите свою ладонь на ладонь своего рядом стоящего товарища. Скажем все вместе такие слова:

«Мы ребята просто класс, все получится у нас!» Замечательно!

2 Вступительная часть

- Дети предлагаю вам отгадать загадку:

«В кошелек мы их кладем, с ними в магазин идем» Правильно, это деньги.

- И сегодня на занятии я вам расскажу, что такое деньги и как они появились. Но вначале, я хочу спросить у вас, что вы знаете о деньгах, для чего они нужны?

- Правильно, ребята, деньги это такой предмет, которым мы расплачиваемся за что то.

- За что расплачиваются деньгами? Правильно, деньгами расплачиваются за покупки, за оказанную услугу, работу. Родители получают деньги там, где они работают.

- Вот сейчас мы поиграем в такую игру, которая называется «Для чего нам нужны деньги».

- Вы подумайте немного, я буду бросать мяч, а вы отвечайте, для чего нужны деньги.

(Воспитатель, по очереди бросает мяч детям. Если ребенок затрудняется с ответом, задает наводящие вопросы: Когда мы едем в автобусе, нам нужны деньги? А когда пришли в аптеку, за что мы платим? Дома мы пользуемся светом, интернетом, газом, за это нужно платить деньги? А если разговариваем по мобильному телефону, нужно пополнять счет? и т.д.)

3 Экспериментальная часть

- Ребята, все вы видели, как выглядят деньги. Вспомните, из чего они сделаны?

- Деньги, которые сделаны из бумаги, называются купюры. Давайте все вместе повторим это слово. Как называются деньги, которые сделаны из бумаги?

- Купюры бывают 10, 50, 100, 200, 500, 1000, 2000 и 5000 (показывает изображение на картинке)

-  Посмотрите, все эти купюры разного цвета, чтобы не перепутать.

- А еще, деньги бывают металлические. Называются они монеты. Давайте повторим, как называются металлические деньги. Монеты бывают: 1 копейка, 5 копеек, 10 копеек, 50 копеек, 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей и 10 рублей.

- Проходите, пожалуйста, к нашему экспериментальному столу и я предлагаю вам рассмотреть деньги с помощью лупы.

- Давайте вначале рассмотрим монету. Посмотрите, что изображено на одной стороне, а что на другой. Правильно, на одной стороне изображен государственный герб, а на другой цифра. Какая цифра изображена у вас? Как вы думаете, какая сторона главная у монеты?

- Главной, лицевой частью монеты считается та сторона, на которой изображен герб.

- А теперь давайте рассмотрим бумажную купюру. Посмотрите, что изображено на бумажной купюре? На одной стороне десятирублевой купюре изображен мост, а на другой часовня. Посмотрите, есть ли на бумажных деньгах изображение герба? Как вы думаете, где лицевая часть у купюры? А как вы думаете, какие деньги удобнее бумажные или металлические? Мнения разделились, поэтому, я предлагаю, это проверить и как настоящие исследователи будем записывать результаты в карты.

- Как вы думаете, для чего у нас лежит бумага? Правильно, бумага будет символизировать купюру. Возьмите лист бумаги, помните его, попробуйте разорвать. Получилось? А с монетой можно сделать эти действия: порвать, помять? Какой вывод? На карте, напротив монеты ставим плюс. Затем, берем бумажный лист и кладем его в воду. Что происходит. Правильно, бумага намокает, а мокрая бумага разваливается, разрывается. А теперь опустим в стакан монету. Что происходит, монета намокла? Какой вывод можно сделать? Напротив чего мы поставим плюс, монеты или купюры?

- Следующий опыт, на одну ладонь положим монету, а на другую купюру. Что тяжелее, что легче? Подуем на бумагу, что происходит, почему бумага слетает с ладони? Правильно, потому, что бумага легче. Бумага легче и поэтому в этом эксперименте мы ставим плюс ей. Теперь посмотрите на свои записи, сколько плюсов вы поставили купюре и сколько монете? Что удобнее? Хорошо, удобнее оказались монеты. Но один существенный недостаток у таких денег это то, что они тяжелые и когда этих денег много, то они занимают много места. Чтобы купить много покупок, нужно возить с собой мешок монет.

- В наше время люди придумали использовать вместо денег банковскую карту (показывает) Она легкая и не занимает много места. И деньги можно совсем не использовать. С такой карточкой можно ехать в другой город или полететь в другую страну без денег.

 

4 Историческая часть

- Как вы думаете, всегда ли существовали деньги? (нет).
- А как же люди совершали покупки в то время, когда денег не было? Как люди обходились без денег?

- Сейчас мы с вами отправимся в путешествие во времени и узнаем историю происхождения денег.

- А что бы нам отправится в прошлое, нам понадобятся часы (Воспитатель показывает большие настенные часы) Стрелки у часов двигаются вперед:

"Физминутка "Часы" (1 мин)
Тик-так, тик-так -
Все часы идут вот так:
Тик-так.
(Наклоняя голову то к одному, то к другому плечу).
Смотри скорей, который час:
Тик-так, тик-так, тик-так.
(Раскачиваясь в такт маятнику).
Налево - раз, направо - раз,
Мы тоже можем так.
(Ноги вместе, руки на поясе)
Тик-так, тик-так

А что бы нам попасть в прошлое, мы покрутим стрелки часов назад.

- Вот мы и попали в прошлое. Давайте подойдем к макету. Посмотрите, пожалуйста, на картину. Что вы на ней видите? Правильно, древние люди меняются. Драгоценные камни на посуду. Но обмениваться разным товаром было не очень удобно. И тогда люди стали думать, какой один предмет использовать для обмена. Они использовали вместо денег такие предметы: соль, рис, ракушки, чай, орехи, мех и шкуры животных, сушеную рыбу, драгоценные камни.

- Как вы думаете, удобно было использовать эти предметы для покупок? Конечно же, нет. Соль, рис, чай можно было рассыпать, сушеная рыба пропасть. И тогда люди придумали деньги. Как мы уже с вами проверили, самыми удобными оказались металлические монеты. А затем уже придумали бумажные, потому что они легче.
А сейчас нам пора возвращаться. Сейчас я покручу стрелки часов вперед и вот мы опять вернулись в наше время.

5 Приход героя

Звучит музыка из фильма «Приключения Буратино»

- Дети, к нам в гости заглянул Буратино. Он приветствует всех. Давайте и мы с ним поздороваемся. Буратино пришел к нам за советом. Карабас дал ему 5 монет. Он решил пойти в магазин игрушек. У игрушек разная цена. Буратино растерялся, сколько игрушек он может купить себе на эти монеты? Он просит нашей помощи. Но прежде чем мы приступим к выполнению задания, нужно немного размяться:

Физкультминутка:

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся

Руки в стороны развел.

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать

Надо на носочки встать.

6 Практическая часть

- Дети проходите за столы. Перед вами карточка, на которой изображены различные игрушки и их стоимость. Разложите 5 монет и скажите, какие игрушки можно купить на эти деньги. 

(Дети выполняют задание).

- Какие игрушки сможет купить Буратино?

- Дети, Буратино благодарит вас за помощь и прощается с вами. Давайте и мы с вами попрощаемся с ним:

- До свидания, всего тебе хорошего.

7 Выставка

- Ребята, вы знаете, где можно хранить деньги? Правильно. Деньги можно хранить в кошельке, в банке, в копилке. В банке деньги не просто будут сохраняться, доход будет увеличиваться. За то, что люди принесли свои деньги на сохранение в выбранный банк, банк начисляет проценты, сумма увеличивается. Если бы Буратино не потратил свои 5 монет, а положил их в банк на хранение, то через год он забрал бы уже 6 монет. Вот так примерно работают банки.

- Кто не хочет хранить деньги в банке, могут хранить и копить их дома. Для скопления денег люди придумали копилки.

- У кого из вас есть дома копилка, какая она, расскажите?

- Копилки бывают разные, интересные, необычные. Я вас приглашаю в музей копилок.

На окне под шторкой оформлена выставка копилок. Дети рассматривают, беседуют.

- Дети, посмотрите, в нашем музее собрано много копилок. Все они разные по форме и сделаны из разного материала. Есть копилки из дерева, пластмассы, гипса и т.д.

8 Рефлексия

- А сейчас я вас приглашаю встать в круг взяться за руки и друг другу улыбнуться. Здорово. Продолжите фразу: «Сегодня я узнал…»

- Молодцы ребята, теперь вы знаете, откуда берутся деньги и как тяжело их зарабатывать, что покупается на деньги.

- А как вы думаете, что нельзя купить за деньги? (ответы детей). Правильно дружбу, честность, доброту. Потому что дружбу и порядочность, ни за какие деньги не купишь. И это самое главное - это и есть настоящее богатство человека.

- Послушайте стихотворение Владимира Орлова "Что нельзя купить".

Я с утра брожу босой,

Весь обрызганный росой,

С птицей возле тополька

Воду пью из родника.

 

Где-то дома у метро -

Пепси-кола и ситро,

Карусели, зоосад,

Всюду вывески висят.

 

Если деньги накопить,

Можно многое купить -

Дом, одежду и завод,

Самолёт и пароход.

 

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелёк

Родничок и тополёк.

- Мне очень понравилось с вами играть. Вы были самые настоящие исследователи. Давайте снова положим ладошки друг на друга и скажем:

«Мы ребята просто класс,

Получилось всё у нас!»

9 Подарки

- Дети, а на память о нашем сегодняшнем занятии я приготовила вам вот такие красивые кошельки для игры в магазин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ - РОДИНУ ЗАЩИЩАТЬ"

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ - РОДИНУ ЗАЩИЩАТЬ"...

Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» Формирование целостной картины мира» на тему: «История возникновения денег» подготовительная к школе группа

Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» Формирование целостной картины мира» на тему: «История возникновения денег» разработан для детей подготовительной...

Конспект образовательной деятельности «Что такое генеалогическое древо?»

Конспект образовательной деятельности «Что такое генеалогическое древо?»...

Конспект образовательной деятельности "Кто такие защитники отечества"

Конспект  образовательной  деятельности  для  детей  1 младшей  группы,  знакомящий  детей  с  праздником  23  февраля....

Конспект образовательной деятельности "Что такое деньги"

Направление "Финансовая грамотность"...

Конспект образовательной деятельности "Что такое природа? Живая и неживая природа"

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.    ...

Конспект занятия по финансовой грамотности "Что такое деньги? Виды денег"

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего возрастаЗадачи:- познакомить с понятием «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая кар...