Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста "Семейный бюджет и расходы семьи"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Фоканова Татьяна Борисовна

Дети познакомятся с такими понятиями как семейный бюджет, его основными источниками (зарплата, пенсия, стипендия), с понятием "расход" (обязательный и необязательный). Смогут понять как разумно тратить деньги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_semeynyy_byudzhet_i_rashody_semi.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста

«Семейный бюджет и расходы семьи»

Задачи:

  1. Расширять представления детей о том, как складывается семейный бюджет.
  2. Познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги).
  3. Воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.

Предварительная работа: чтение художественной литературы К. Чуковский «Муха-Цокотуха», В. Даль «Пословицы и поговорки».

Материал и оборудование. Карточки с изображением членов семьи,, карточки с изображением предметов, символизирующих основные и неосновные расходы, иллюстрации с изображением различных видов деятельности (бабушка вяжет, мама моет посуду и т.д.), атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Супермаркет», дидактическая игра «Какие бывают доходы».

Ход.

Воспитатель. Ребята, у каждого из нас есть семья. А что такое семья? Сколько человек в вашей семье? Из кого она состоит?

Дети. Мама, папа, бабушка, дедушка, братик, сестренка.

Воспитатель. У каждого члена семьи есть свои обязанности. Расскажите, что делает мама?

Дети. Готовит, убирает, ходит на работу и т.д.

Воспитатель. Чем занимается папа?

Дети. Работает, что-нибудь чинит дома и т.д.

Воспитатель. А у вас есть обязанности? Расскажите, как вы помогаете маме и папе.

Дети. Ответы детей.

Воспитатель. Что делает бабушка?

Дети. Печет пирожки, вяжет носочки и т.д.

Воспитатель. Что делает дедушка?

Дети. Чинит что-нибудь, ловит рыбку и т.д.

Воспитатель. Получается, что все заняты полезным делом, чтобы было дома уютно, чисто, красиво. Нам тоже приятно находиться в таком доме. Можно и гостей пригласить. Но для того, чтобы приготовить вкусный обед надо что-то купить?

Дети. Продукты.

Воспитатель. Ребята, давайте поиграем. Если я назову продукты, вы скажите «Да», если слово не будет обозначать продукты, то «Нет».

Игра «Да - нетка»

Воспитатель. Ребята, а для того, чтобы постирать белье, что нужно купить?

Дети. Стиральный порошок, мыло.

Воспитатель. А для того, чтобы посуда была чистой, не грязной, надо приобрести что?

Дети. Чистящее средство.

Воспитатель. Получается, что нужно совершить много покупок, а товар, как вы знаете, бесплатно брать нельзя. У каждого товара есть своя стоимость. А  без чего невозможно приобрести товар?

Дети. Деньги.

Воспитатель. Ребята, а откуда в вашей семье появляются деньги?

Дети. Родители зарабатывают на работе.

Воспитатель. Правильно. Все люди ходят на работу, и за свой труд они получают деньги.

Давайте немного отдохнем.

Физкультминутка

Руки поднялись у нас – это раз.

Повернулась голова – это два.

Руки вниз, вперед смотри – это три.

Руки в  стороны, пошире, развернули на четыре.

С силой их к плечам прижать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Воспитатель. Ребята, вы знаете, кем работают ваши родители? Расскажите. (Ответы детей).

Воспитатель. Ваши бабушки и дедушки, когда были молодыми тоже работали и получали зарплату. Сейчас они не работают и государство им платит деньги. Каждый месяц  получают пенсию.

Воспитатель. У кого –то из вас есть старшие братья и сестра. Они учатся в институте, в училище и тоже за отличную учебу получают деньги – стипендию. Это новое для вас слово. Теперь вы знаете, как в вашей семье появляются деньги. Если сложить все вместе – зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата или сестры, то получится доход, составляющий семейный бюджет. Запомните это, ребята.

Воспитатель. Так что же такое семейный бюджет? (Ответы детей)

Теперь поговорим о «расходах». На что тратятся деньги в вашей семье? (Ответы детей).

Воспитатель. За деньги можно купить много полезных и нужных вещей, продуктов. А можно тратить и не совсем на нужные вещи, например купили вам игрушку – машинку или куколку, а вам еще хочется машинку и куколку. Родители вам купили. Вот и потрачены деньги на ненужные игрушки. Или мама купила себе много кофточек, а надо было только одну. Вот опять потрачены деньги на ненужные вещи Значит деньги потрачены попусту. Важно тратить их разумно и экономно.

Воспитатель.  Ребята, мы можем покупать товары длительного пользования, например, холодильник. А еще можно купить тортик. Как вы думаете, чем мы будем дольше пользоваться холодильником или тортиком? (Ответы детей).

Воспитатель. Итак, мы совершаем покупки длительного пользования. Назовите, какие это  товары?

Дети. Утюг, пылесос, мясорубка и т.д.

Воспитатель. А сейчас приведите мне примеры товаров кратковременного пользования.

Дети. Зубная паста, мыло, продукты и т.д.

Воспитатель. Ребята, еще мы должны расходовать деньги на услуги, т.е. это: плата за жилье – за квартиру, воду, газ; за телефон, за детский сад, школу; личные услуги – за билет в кинотеатр, на отдых, за стрижку в парикмахерской и т.д.

Воспитатель. Сегодня мы с вами познакомились  с новыми понятиями. Какими?  
назовите, что же такое семейный бюджет? Что такое расходы. Какими они бывают?

Воспитатель. Сейчас я предлагаю вам отправится в супермаркет и купить необходимые продукты, чтобы приготовить вкусный обед.

Проводится игра  «Супермаркет»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Праздник Семьи, любви и верности" конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста

ЦЕЛЬ: воспитание ответственного отношения к семье как к базовой ценности общества.ЗАДАЧИ:1.    Развивать способности коммуникативного общения;2.    Развивать положительны...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Моя семья»

Задачи:1) Добиваться верного названия членов семьи. 2) Развивать умение находить обобщающее понятие «Семья» 3)Развивать умение составлять предложения с дополнением, выраженным су...

Мастер класс для детей старшего дошкольного возраста «Доходы и расходы»

Мастер класс для детей старшего дошкольного возраста «Доходы и расходы»...

Конспект ООД по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Бюджет семьи «Дяди Федора».

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет. Доходы и расходы»

Методическая разработка конспекта НОД для детей старшего дошкольного возраста "Семейный бюджет. Доходы и расходы". Материал будет полезен воспитателям подготовительных групп....

"Семейный бюджет" - конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста.

quot;Семейный бюджет" -  конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста....