Квест - игра "Три копейки - это много?"
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Козлова Оксана Геннадьевна

Квест-игра по обучению финансовой грамотности в подготовительной группе с элементами экспериментирования "Три копейки – это много?"


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_po_finansovoy_gramotnosti.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

Квест-игра по обучению финансовой грамотности в подготовительной группе с элементами экспериментирования "Три копейки – это много?"


Цель:

  • расширить знания детей по финансовой грамотности;
  • раскрыть понятия «деньги», «монета», «купюра», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширять активный словарь детей, знакомя их с экономическими терминами.
  • Формировать умения  анализировать и выражать свои мысли.
  • Формировать навыки умения договариваться друг с другом и сотрудничества.
  • Опытным путём знакомить с различными свойствами металла и бумаги.

Развивающие:

  • Развивать при выполнении задач экономического характера логическое мышление, память, внимание.
  • Закреплять умение выполнять математические вычисления.
  • Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
  • На основе практического опыта делать самостоятельные выводы.

Воспитательные:

  • Воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью (трудолюбие, бережливость).

Ход занятия

Ребята, послушайте пожалуйста стихотворение, которое называется

«Три копейки на покупку»

Маму дружно в магазин провожает сын,
Три копейки ей даёт:
«Вот! Купи мне самолёт.
А ещё ружьё, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть.
А на сдачу, можешь даже,
И свистульку мне купить…»

Воспитатель: - Ребята,  подумайте и скажите мне, на три копейки можно ли купить всё, что заказал сын маме?

Ответы детей.

Совершенно верно, я с вами полностью согласна.
Воспитатель. Скоро вы  все пойдёте в школу, и вы должны  научиться пользоваться  деньгами, уметь правильно оплачивать в магазине свои покупки. Сможете ли вы правильно потратить деньги  по назначению.

Ответы детей

Воспитатель: Вот сегодня мы с вами будем учиться правильно распоряжаться деньгами. Ребята, знаете ли вы что то об экономики?

Экономика — это наука, о том, как правильно вести хозяйство. Она учит нас разумно тратить деньги, экономить их.

- А что, по вашему мнению, значит быть экономным?

Ответы детей

Воспитатель: Сегодня я вас приглашаю посетить  школу, под названием  «ЭКОНОМИКА». Здесь  мы научимся быть экономными, вы узнаете некоторые экономические понятия и попробуем с вами решить простые экономические задачи. Для того, чтобы нам попасть в школу экономики, нам необходимо закрыть глаза, взяться за руки и посчитать от 10 до 1.

Воспитатель: Открываем глаза. Вот мы и  оказалисьв школе.

Воспитатель показывает копилку.

Воспитатель:

- Ребята, что это такое, по вашему мнению?

- Для чего нужна копилка?

- Правильно, копилки нужны для того,  чтобы в них копить деньги. Подумайте и скажите мне, на что люди копят свои деньги и тратят их?

Ответы детей

Молодцы. Вы правильно сказали, что копить деньги нужно на дорогие и крупные покупки.

Речевая игра «Для чего нам нужны деньги?»

Воспитатель: Встанем все в круг и будем передавать копилку друг другу и называть, для чего нам нужны деньги.

Ответы детей

Воспитатель: Отлично. А  сейчас я предлагаю вам немного поразмышлять.

Воспитатель: Ребята, как по вашему мнению,  в семье появляются деньги?

Ответы детей

Воспитатель: А как же называются деньги, которые зарабатывают ваши родители?

Ответы детей

Воспитатель поясняет: Совершенно верно, зарплата — это деньги, полученные за работу, которую могут оплачивать за месяц, за неделю и  за один день.

Ребята, а кто еще кроме родителей является членом семьи? Ответы детей

Воспитатель: Да, это бабушка и дедушка.  Как вы думаете, если они уже не работают, то получают ли они деньги?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, конечно же получают и их денежные средства называются ПЕНСИЯ. Государство платит пенсию всем пожилым людям, которые отработали много лет.

Как вы думаете, если бабушка с дедушкой живут вместе с вами, должны ли они вносить свои деньги в общий семейный бюджет? Ведь пенсия бабушки и дедушки – это тоже деньги.

Ответы детей

Воспитатель: А как вы думаете, могут ли дети приносить в бюджет семьи деньги?

Воспитатель обобщает ответы детей.

 Конечно же могут, взрослые дети, которые  уже закончили школу и учатся в колледжах, институтах уже получают стипендию.

Воспитатель: Зарплата, пенсия, стипендия, пособия – все эти слова можно объединить и назвать - семейный бюджет.

И сейчас вы тоже сможете заработать свои деньги за правильные ответы.

Монеты, которые вы будете получать, вы будете складывать в копилки, которые стоят на ваших столах.

Первое практическое задание. «Подсчитайте семейный бюджет»

Воспитатель: Папа зарабатывает 4 рубля. Мама зарабатывает 3 рубля. Бабушка с дедушкой — пенсию 2 рубля. Сестра - стипендию 1 рубль.

Выложите нужное число. (Дети выполняют математическое вычисление и получают число 10)(Получили первую монету за правильный ответ)

Второе практическое задание. «Найди российские деньги»

Воспитатель: Ребята, как вам известно, в магазине за покупки нам надо расплатиться. И чем мы будем расплачиваться?  

Ответы детей

- Посмотрите, у меня есть разные деньги. (Демонстрация разных купюр)

Помогите мне определить, с какими деньгами  я могу расплатиться в наших магазинах

Ответы детей (дети рассматривают деньги разных стран и находят российские рубли)

- Скажите,  а знаете вы, как называются наши деньги? (Рубль).

- Ребята, а какие деньги появились раньше металлические монеты  или бумажные купюры?

Ответы детей

Воспитатель: Совершенно верно, металлические монеты появились раньше бумажных купюр.

Ответы детей

А как вы думаете, какие деньги удобнее монеты или бумажные купюры? Ответы детей

Третье практическое задание

Воспитатель: Сейчас мы с вами и  проверим. Мы с вами пройдем в мини - лабораторию.  

Итак, пришли мы сюда, чтобы узнать, что удобней монеты или купюры. Давайте возьмем лист бумаги, разделим его пополам – правая половина – это монеты, левая – бумажные деньги. Наши колонки будут пополняться плюсами, и в конце мы вместе с вами  сделаем общий вывод.

Начинаем проводить эксперименты.

Эксперимент: Давайте попробуем сжать в одном кулаке монетку, а в другом бумагу. Что же произошло? (помялась, не помялась). Теперь давайте попробуем порвать. (бумага мнётся, рвется; монета - нет.)

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Ответы детей

Воспитатель: Правильно,  монета лучше. Она не мнётся и не рвется. На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала свои  лучшие качества.

ВЫВОДмонетка (За правильный ответ – монетка в копилку ребят)

Эксперимент

Воспитатель: Берём  стакан с водой, опускаем  бумагу в воду. Что происходит?

Ответы детей

Воспитатель: Если она намокла, что произойдёт?

Ответы детей

Воспитатель: А теперь проверим монету. Что произойдёт?

 Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает?

ВЫВОДопять монетка (Получают монетку за правильный ответ)

 Эксперимент

- А теперь в одну руку возьмите монетку, а в другую бумажную купюру.

Давайте определим, что тяжелее монета или купюра.

Ответы детей

Воспитатель:

- Может, подуем?

- Что происходит с монетой?

- А что происходит с купюрой?

- Какой вывод сделаем? Что легче?

ВЫВОД: Что выигрывает? Бумажная купюра (Еще монетка за ответ)

Эксперимент

Воспитатель: Возьмите бумажную купюру в 10 рублей и 10 монеток (монетки берем по одной). Скажите пожалуйста, какие деньги мы возьмем быстрее?

Правильно – бумажные (Заработали еще монетку)

 А сейчас  посмотрите на наши колонки, (По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры),

 В наших колонках одинаковое количество плюсов. Какой можно сделать вывод?

Правильно, нужны нам и монеты и купюры. (Получили еще одну монету )

Воспитатель: Ребята, как вы думаете,  кроме денег можно использовать при оплате еще что то?

Ответы детей. Правильно – карта (Она еще удобнее, мы не носим в кошельке ни монеты, ни купюры, а одну карту). Денег не видим, но они есть! (Еще монета в нашу копилку)

Мы хорошо потрудились, а сейчас немного отдохнем!

Физкультминутка

Продаются в магазине (руки вверх подняли и сделали крышу над головой)
Йогурт, молоко, кефир, (соединять пальчики левой и правой руки)
Ряженка, сметана, сыр, (поочередно начиная с мизинцев, а на слове «сыр» - делаем хлопок)
Чай, конфеты, шоколад, (разъединяем пальчики, поочередно начиная с больших пальчиков, при этом запястья обеих рук плотно прикасаются друг к другу)
Яблоки и виноград.
Детский мячик в магазине (крутят руки влево вправо упр. «цветок» - запястья вместе, ладони вверх, пальцы широко расставлены)
Продают в большой корзине (пальцы в замок и вытянуть перед собой)
Нужно важное купить, (хлопнуть в ладоши над головой)
Чтобы экономным быть! (хлопнуть в ладоши перед собой)

Воспитатель: А теперь давайте посчитаем, сколько  же вы заработали монет за сегодняшний день.

 (Дети считают монеты в копилке)

Теперь вы можете смело идти в магазин и купить то, что вы пожелаете.

Проводится игра «Магазин» после покупок дети выполняют вычисления, и объясняют свою экономию

Но сначала подумайте, рассмотрите и решите, нужен ли вам этот  товар, и хватит ли у нас на всё это денег. Каждый товар имеет свою цену. Обратите внимание на то,  что в нашем магазине есть товар с разными ценами. Почему? Как вы думаете? (У нас есть два яблока: красное яблоко стоит 5 рублей, а зелёное 2 рубля) Как думаете, по какой цене лучше покупать товар, за меньшую, или за большую цену? Обоснуйте свой ответ. Да, конечно за меньшую цену, потому что так мы экономим, сохраняем часть наших денег. Тогда определим, по какой цене будем покупать, и сколько мы сэкономим денег.

Воспитатель: Ребята, мы с вами очень хорошо  поиграли, многое узнали, а теперь нам пора возвращаться в наш детский сад. Давайте опять закроем глаза и посчитаем от 1 до 10.

Итог. Рефлексия

Ребята,  скажите мне, вам понравилось в школе «Экономики. А сейчас мы встанет в круг и будем передавать нашу копилку друг другу и говорить: «Сегодня мне понравилось…»

Воспитатель: Ребята, в заключение хотела бы вам сказать, что есть такие вещи, которые нельзя купить и продать, многое в жизни нужно беречь. Бережливость – это не просто умение экономить, но и умение жить.

Вы все большие умнички!

Мы сегодня хорошо потрудились и у меня для вас сюрприз

(воспитатель раздает медальки - «Юный финансист»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «К копейке копейка – проживет семейка!»

В данной статье мы рассматриваем один из приоритетных национальных проектов в сфере образования - проблему формирования основ финансовой культуры посредством освоения дошкольниками правил и норм...

Квест-игра по финансовой грамотности "Три копейки- это много?"

Квест-игра по финансовой грамотности "Три копейки -это много?"...

Квест-игра по обучению финансовой грамотности в подготовительной группе с элементами экспериментирования "Три копейки – это много?"

расширить знания дошкольников по финансовой грамотности;раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «купюра», «пластиковая карта»; наличные и безналич...

Квест-игра по обучению финансовой грамотности в подготовительной группе с элементами экспериментирования "Три копейки – это много?"

Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой...

Досуг, Квест-игра по обучению финансовой грамотности в подготовительной группе с элементами экспериментирования "Три копейки – это много?"

Расширить знания дошкольников по финансовой грамотности;раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «купюра», «пластиковая карта»; наличные и безналич...

Квест-игра "В гости к королеве Копейке"

Обучаем финансовой грамотности с детства....