РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП (5 - 7 ЛЕТ) на 2023 – 2024, 2024 – 2025 учебные годы
рабочая программа по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Уфимцева Лариса Александровна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП (5 - 7 ЛЕТ)

на 2023 – 2024, 2024 – 2025 учебные годы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_fininsovoy_gramotnosti_2.docx72.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«МКОУ Краснозвездинская средняя школа им. Г.М. Ефремова

 структурное подразделение «детский сад»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП (5 - 7 ЛЕТ)

на 2023 – 2024, 2024 – 2025 учебные годы

Разработчик: воспитатель Уфимцева Л.А.

                                                                                                                              воспитатель Калинина .Ф.

с. Красная Звезда

Содержание.

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1

Пояснительная записка……………………………………………………………….

3

1.2

Квалификационные требования к воспитателям, реализующим

программу……………………………………………………………………………..

7

1.3

Возрастные особенности старших дошкольников…………………………………

8

1.4

Планируемые результаты освоения программы……………………………………

10

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1

Формы образовательной деятельности……………………………………………...

11

2.2

Варианты взаимодействия с семьями дошкольников……………………………...

12

2.3

Содержание программы……………………………………………………………...

13

2.3.1

Учебно-тематический план по финансовой грамотности с детьми старшей

группы (5-6 лет)……………………………………………………………………….

13

2.3.2

Учебно-тематический план по финансовой грамотности с детьми

подготовительной группы (6-7 лет)………………………………………………...

16

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Описание материально-технического обеспечения Программы………………….

19

3.2

Организация образовательной деятельности……………………………………….

19

3.3

Диагностические материалы…………………………………………………………

20

3.3.1

Входная диагностика перед изучением курса………………………………………

21

3.3.2

Диагностика по итогам изучения образовательного курса «Финансовая грамотность»………………………………………

24

Литература ……………………………………………………………………………

31

Приложения …………………………………………………………………………..

32

Приложение 1

32

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.

Дополнительная образовательная программа «Финансовая грамотность» разработана на основе парциальной программы по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Азы финансовой культуры для дошкольников» Л.В. Стахович, Е. В. Семенковой, Л. Ю. Рыжановской и предлагается для реализации в МКОУ «Краснозвездинская СОШ им. Г.М. Ефремова» структурное подразделение «детский сад».

Образовательная программа «Финансовая грамотность» (далее – Программа) разработана в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста. Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы.

Содержание Программы предполагает организацию деятельности детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) по освоению основных экономических понятий в занимательной и игровой форме.

Данная программа разработана на основе нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию деятельности дошкольных образовательных организаций:

- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".

Определяет основные принципы образования, в том числе содержание и структуру образовательных программ для дошкольного образования.

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Устанавливает основные требования к содержанию образования, в том числе обязательные образовательные области и компетенции, которые должны быть включены в программу.

-Санитарно-эпидемиологические правила и нормы в дошкольных учреждениях.

Регламентирует условия и требования к обеспечению безопасности и здоровья детей в дошкольных учреждениях, что важно при проведении практических занятий.

-Методические рекомендации по финансовому воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях

Разработанные органами образования материалы, которые могут служить методическим основанием для включения финансового образования в программу.

-Локальные акты учреждения

Устав дошкольного учреждения, положение о его работе, а также другие локальные нормативные акты, определяющие особенности реализации образовательных программ.

-Национальная доктрина финансового образования в Российской Федерации

Ориентиры и принципы развития финансового образования в стране, которые могут быть учтены при разработке программы.

-Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.02.2013 № 02-05-03/1424 "О внедрении элементов финансовой грамотности в образовательный процесс"

Рекомендации и пояснения по внедрению финансовой грамотности в образовательный процесс, которые могут быть использованы при разработке программы.

-Письмо Роспотребнадзора от 30.03.2016 № 01/2064-16-17 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия детей в дошкольных образовательных организациях"

Регламентирует санитарные требования к проведению занятий и мероприятий в дошкольных образовательных учреждениях.

    Содержание программы определено с учётом дидактических принципов: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала. Программа составлена в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО):

- Возрастные особенности детей:

Программа адаптирована к возрастным особенностям детей 5-7 лет, учитывая их психофизическое развитие, интересы и потребности.

- Комплексность и целостность образовательного процесса:

Программа обеспечивает развитие всех образовательных областей, с учетом взаимосвязи знаний и умений в области финансовой грамотности.

- Индивидуализация образовательного процесса:

Учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, создавая условия для его разностороннего развития в области финансовой грамотности.

- Игровой подход:

Включены игровые элементы и методы в обучение для более эффективного усвоения материала и стимулирования интереса детей к финансовой тематике.

- Системность и последовательность обучения:

Постепенно вводятся знания и навыки, обеспечивающие системное формирование представлений о финансах и их управлении.

- Сотрудничество с семьей:

Взаимодействие с семьей для поддержки и продолжения изучения темы финансов в домашних условиях.

- Развивающая среда:

Создана образовательная среда, стимулирующая интерес детей к финансовым вопросам, например, через игровые уголки, экскурсии и другие педагогические методы.

- Формирование ценностных ориентаций:

Помощь детям в формировании положительного отношения к деньгам, понимания их значения и целесообразного использования.

Цели реализации программы - дать детям базовые навыки и знания в области финансов, которые понадобятся им в жизни, чтобы иметь возможность принимать разумные и обоснованные финансовые решения.

   Содержание Программы, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Задачи реализации программы:

Образовательные:

  • Введение в основные понятия денег и их значения.
  • раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) - деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;
  • Формировать навыки распознавания различных денежных единиц.
  • сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
  • Развитие умения считать, складывать и вычитать деньги.
  • Обучение пониманию ценности и необходимости сохранения денег.
  • Введение в базовые принципы бюджетирования.
  • подготовить к принятию своих первых финансовых решений;
  • заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
  • научить соотносить понятия надо, хочу и могу;
  • обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:
  • трудиться, работать и зарабатывать;
  • деньги, доходы;
  • покупать, тратить, расходовать, транжирить;
  • откладывать, копить, сберегать;
  • одалживать, занимать, отдавать, возвращать;
  • планировать, экономить, способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе;
  • подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.

Воспитательные:

  • активизировать коммуникативную деятельность детей;
  • стимулировать интерес к изучению мира финансов;
  • сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;
  • способствовать повышению ответственности и самоконтроля - качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;
  • обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.

Срок реализации «Программы» – 2 года.

Программа, рассчитанная на 36 занятий, построена на основе концентрического подхода, что предполагает разделение курса на два концентра.

  1. й концентр (1 год обучения – 36 занятий) – базовый модуль «Финансовая азбука», в ходе реализации которого формируются первичные экономические представления дошкольников об экономических категориях «потребности», «труд», «товар», «деньги»,

«семейный бюджет».

  1. й концентр (2 год обучения– 36 занятий) включает разделы: «Потребности и труд», «Деньги», «Семейный бюджет», развивающие и углубляющие представления дошкольников по основным темам курса через различные виды деятельности:
  • непосредственно образовательная деятельность;
  • игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;
  • коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
  • познавательно-исследовательская деятельность;
  • восприятие художественной литературы и фольклора;
  • конструирование из разного материала;
  • изобразительная деятельность;
  • двигательная форма активности ребенка.

В соответствии с СанПиН рекомендуемая продолжительность организуемой воспитателем непрерывной непосредственно образовательной деятельности по курсу в старшей группе - не более 25 минут, в подготовительной группе – не более 30 минут. Так как курс «Финансовая грамотность» направлен на освоение экономических понятий дошкольниками и требует повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, его изучение следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется сочетать непосредственно образовательную деятельность с различными формами двигательной активности.

В основу прогнозирования и оценивания результатов освоения Программы положен компетентностный подход. Под компетенциями понимается практический опыт выполнения конкретных действий.

1.2.Квалификационные требования к воспитателям, реализующим Программу.

  • Опыт работы с детьми в возрасте 5-7 лет.
  • Знание принципов финансовой грамотности и его основных понятий.
  • Понимание особенностей развития детей 5-7 лет и способность применить методики обучения, соответствующие этому возрасту.
  • Навыки разработки и проведения программы обучения для детей.
  • Коммуникативные навыки и умение устанавливать доверительные отношения с детьми.
  • Терпение и стрессоустойчивость, умение контролировать группу детей и поддерживать дисциплину.
  • Образование в области педагогики, психологии или финансовой грамотности будет дополнительным преимуществом.
  • Сертификаты или дипломы, подтверждающие прохождение курсов финансовой грамотности или обучения в области работы с детьми, также будут приветствоваться.
  • Умение создавать интересное и понятное обучающее окружение для детей.
  • Знание основных принципов безопасности и умение применять их в работе с детьми.

    Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития дошкольников старшего возраста.

1.3.Возрастные особенности развития старших дошкольников

Дети старшего возраста, примерно в 5-6 лет, проходят через множество возрастных особенностей и достижений в своем развитии:

Развитие физической моторики: Дети в этом возрасте становятся все более уверенными в своих движениях. Они могут бегать, прыгать, лазить и манипулировать объектами с большей ловкостью.

Развитие речи: Возраст 5-6 лет является ключевым моментом развития речи у детей. Они обычно могут выражать свои мысли более сложными предложениями, а также задавать и отвечать на вопросы с большей ясностью.

Развитие социально-эмоциональных навыков: Дети становятся более самостоятельными и способными к сотрудничеству со сверстниками. Они начинают развивать свою эмпатию и умение решать проблемы мирно.

Увеличение внимания и концентрации: Возраст 5-6 лет характеризуется более длительной и сосредоточенной способностью к играм и задачам. Дети могут более успешно выполнять задания и продолжать объединять свое внимание.

Развитие игровых навыков: В этом возрасте игра играет важную роль в развитии детей. Они могут участвовать в более сложных играх с правилами, имитировать роли и использовать свое воображение для создания историй.

Развитие когнитивных навыков: Дети в возрасте 5-6 лет начинают развивать логическое мышление и способность решать проблемы. Они могут сравнивать, сопоставлять и классифицировать различные объекты и идеи.

Важно отметить, что каждый ребенок развивается индивидуально, и скорость и способности могут различаться. Это лишь некоторые основные особенности, наблюдаемые у детей старшего возраста 5-6 лет.

Подготовительная группа (6 – 7 лет):

Возрастные особенности детей старшего возраста, примерно шести-семи лет, могут варьироваться, но обычно включают в себя следующие характеристики:

Развитие когнитивных навыков: В этом возрасте дети начинают развивать более сложные когнитивные навыки, такие как логическое мышление, аналитические способности и способность решать проблемы. Они могут начать задавать вопросы о причинах и следствиях, а также развивать представления об абстрактных понятиях и символах.

Развитие языковых навыков: Дети старшего возраста начинают строить более сложные предложения и развивают способность к общению на более абстрактные и сложные темы. Они могут становиться более навычными в использовании сложных грамматических конструкций и лексики.

Развитие социальных навыков: Дети в этом возрасте начинают осознавать свою роль в обществе и стремятся быть частью группы. Они могут проявлять больше интереса к играм с парами или группами и могут выражать свои потребности и желания.

Развитие физических навыков: Дети старшего возраста становятся более ловкими и могут улучшать свои навыки в беге, прыжках и ловкости. Они могут быть более координированными и иметь больше силы, что позволяет им участвовать в более сложных физических активностях.

Развитие эмоциональных навыков: Дети старшего возраста могут становиться более самостоятельными и развивать саморегуляцию эмоций. Они могут проявлять большую эмпатию и понимание чувств других людей.

Развитие игровых навыков: Дети старшего возраста могут начать играть в более сложные ролевые игры и развивать воображение и творческое мышление. Они могут создавать более сложные сюжеты и сценарии, используя различные игрушки и предметы.

Это лишь некоторые особенности детей старшего возраста, и каждый ребенок может иметь индивидуальные характеристики развития. Важно помнить, что развитие может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей и опыта каждого ребенка.

1.4.Планируемые результаты освоения программы

Освоение программы Финансовой грамотности для детей в возрасте 5-7 лет позволяет достичь следующих планируемых результатов:

  • Понимание основных понятий и принципов финансовой грамотности, таких как деньги, бюджет, сбережения, потребление и т.д.
  • Усвоение навыков денежного счета и учета расходов и доходов.
  • Развитие умения принимать решения в бытовых финансовых ситуациях и планировать свои финансы.
  • Понимание значимости накоплений и умение сохранять деньги на незапланированные расходы или вложения в будущие цели.
  • Отработка навыков продуктивного использования денег и практика сбережений.
  • Развитие навыков самоконтроля и установления приоритетов при потреблении.
  • Понимание различных способов получения дохода и осознание взаимосвязи между работой и заработком.
  • Формирование положительного отношения к деньгам и развитие ответственного отношения к финансовым ресурсам.
  • Развитие коммуникативных навыков, таких как умение выражать свои финансовые потребности и пожелания, а также умение договариваться и торговаться.
  • Формирование осознанного потребительского поведения и умение видеть различие между необходимыми и желательными покупками.

В результате освоения программы финансовой грамотности дети в возрасте 5-7 лет будут иметь уверенность в своих финансовых возможностях, научатся принимать ответственные решения в финансовых вопросах и развитии финансового мышления.

Педагогический мониторинг

     С целью диагностики уровня общих представлений детей о потребностях, труде, товаре, деньгах и семейном бюджете, а также для оценки эффективности реализации Программы базового модуля разработаны задания в занимательной форме, методика их обработки, оценки и систематизации. Диагностика проводится на первом, заключительном занятии базового модуля и на завершающем этапе изучения курса. Всего на диагностику в программе отведено 4 занятия.          Форма проведения – групповая. Задания, предлагаемые детям для выполнения, различны по форме. Основу составляют: прослушивание и анализ сказки, беседы, упражнения, работа с карточками, игры, демонстрация компьютерных слайдов, загадки. Применение диагностики обеспечивает объективную оценку результативности, как отдельных составляющих программы, так и всего курса в целом и позволяет определить уровень экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста (высокий, средний, низкий) на разных этапах освоения Программы.

  1. Содержательный раздел программы.

2.1.Формы образовательной деятельности

Программа призвана вызвать интерес к финансовой грамотности у детей и родителей. С этой целью используются формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками учебного процесса (игры, обучающие сказки, интерактивные театральные мини-постановки, притчи, творческие проекты, загадки, ситуационные задачи, занятия- исследования и пр.). Особое внимание уделяется играм, сказкам, притчам и театральным мини-постановкам, которые позволяют незаметно, без напряжения формировать ценностную ориентацию и такие качества, как трудолюбие, бережливость, честность, милосердие, взаимопомощь, а также развивать самостоятельность, инициативность, творчество.

Программа предусматривает следующие формы и методы реализации:

Игры и симуляции: в рамках программы могут проводиться игры, основанные на финансовых темах, например, игра "Магазин", где дети могут познакомиться с понятием денег, обмена и покупок.

Ролевые игры: дети могут играть различные роли, связанные с финансами, например, роль продавца или покупателя, что поможет им понять, как работает денежная система.

Работа с историями и сказками: в рамках программы могут использоваться истории и сказки, которые помогут детям понять, как правильно распорядиться деньгами и принимать решения о финансовых вопросах.

Творческие задания: программа может включать задания, направленные на развитие творческого мышления детей в финансовой сфере, например, создание своего банка или разработка собственного финансового плана.

Групповые дискуссии и обсуждения: дети могут участвовать в групповых обсуждениях и дискуссиях на тему финансовой грамотности, что позволит им обменяться мнениями и получить новые знания и навыки.

Практические задания: в рамках программы могут быть предложены практические задания, например, составление бюджета на месяц или покупка продуктов в магазине с ограниченным бюджетом.

Все эти формы образовательной деятельности помогут детям развить навыки финансовой грамотности, такие как умение планировать и управлять своими финансами, принимать финансовые решения и понимать понятия деньги и обмен.

2.2.Варианты взаимодействия с семьями дошкольников

Дошкольное образовательное учреждение представляет собой первый социальный институт, в котором начинается педагогическое просвещение родителей, приобщение их к единому образовательному пространству.

Важной составляющей Программы является активное привлечение родителей, которые рассматриваются как важные действующие лица и помощники воспитателя в формировании у детей финансовой культуры.

С этой целью необходимо обеспечить открытость дошкольного образовательного учреждения для родителей, предоставить им полную информацию об образовательной Программе, о ходе её реализации, о специфике образовательного процесса, возможность обсуждения вопросов, связанных с реализацией Программы, поддерживать образовательные инициативы родителей. Программа предполагает проведение ряда занятий и подготовку буклета для родителей, чтобы ознакомить их с теми понятиями, которые изучают дети, и таким образом вовлечь их в процесс плодотворного взаимодействия по формированию финансовой культуры.

Взаимодействие с семьями дошкольников и

социумом

Формы взаимодействия

Периодичность сотрудничества

Единое образовательное пространство

Родительский клуб: проведение лекций, семинаров, практикумов, бесед, тренингов; создание библиотеки;

педагогическая поддержка; папки- передвижки, проекты, пособие для родителей «Финансовая культура в семье», семейные конкурсы.

Совместные мероприятия: встречи с интересными людьми, мероприятия в рамках проектной

деятельности, открытые занятия, выставки, ярмарки

В течение года

Широкое информационное поле

Консультации, тематические памятки для родителей, информационные альбомы и тематические стенды, выставки, создание странички на сайте ДОУ, родительский лекторий

Не реже 1 раза в месяц

Создание условий

Помощь в создании предметно-

развивающей среды

По мере

необходимости

Наблюдение и контроль

Изучение и учёт интересов, мнений и ходимости запросов родителей, семейного опыта. Анкетирование, опросы, диагностика, индивидуальные

беседы, родительская почта

В течение года

2.3.Содержание программы

  1. Учебнотематический план по финансовой грамотности с детьми 

старшей группы (5-6 лет).

Месяц

Тема занятия

Содержание занятия

Формы и методы проведения

Входная диагностика.

Без труда нет жизни на земле.

Сентябрь

1.Что такое труд?

2.Мои домашние обязанности

Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр. Любой труд – это хорошо, сидеть без дела

– это плохо. Виды домашнего труда

Беседа, рассказы, игра-

соревнование «Мои домашние обязанности»,

пословицы и поговорки,

закрепление материала- викторина.

3. «Труд- основа жизни»

4. Работать и зарабатывать.

Работать означает трудиться за вознаграждение. Зарабатывать – получать вознаграждение за выполненную работу (так же можно заработать наказание за

провинность, проступок и т. п.)

Беседа, ситуативные задачи, игра «Вот так заработал!»,

Просмотр мультфильма «Так сойдет».

Октябрь

1.Работать и зарабатывать (практическое занятие)

2. Профессия и труд.

Профессии. Продукты труда: товары и услуги. Продукты труда используются человеком для себя и для продажи (товар)

Игры: «что создается трудом», «Как продукт труда в товар превращается», викторины «Угадай профессию», «Услуга или товар?», загадки

«Все профессии важны, все профессии нужны, угадай профессию по продукту труда

3.Творческое занятие

4. «Что создается трудом. Как продукт труда превращается в товар»

Разбираем, что будет, если люди перестанут работать и трудиться

Читаем, обсуждаем, разгадываем загадки,

представляем, рисуем

Просмотр мультфильма «Уроки тетушки совы»

Ноябрь

1. Все работы хороши, выбирай на вкус.

2. Всякому делу учиться надо

Разбираем, чему необходимо научиться для каждой профессии

Беседа, просмотр мультфильма, выставка рисунков

3. Мини- спектакль «Без труда не вытащишь рыбку

из пруда»

4.Творческое занятие

Закрепляем понятия: трудиться, работать и зарабатывать

Интерактивные мини- спектакль, читаем, обсуждаем, разгадываем загадки, рисуем.

Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны

Декабрь

1. Что такое деньги

2.Как придумали деньги

Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство

обмена (инструмент обмена товаров и услуг)

Беседа, чтение, рассказ, наглядный материал «Деньги»

3. Какие бывают

деньги, как они выглядят и оттуда берутся

4.Нарисуем деньги для нашей группы.

Виды денег (монета, банкнота, пятак, рубль и пр.). Изготовление денег: печать, чеканка

Беседа, исследование, чтение, игра «Нарисуем деньги для нашей группы», тематический стенд «Какими деньги были и какими стали (эволюция денег)»

Январь

1.Как деньги попадают к нам в дом. Трудовая денежка всегда крепка

2. «Как потопаешь, так и полопаешь»

Труд и доходы. Вознаграждение за частный труд, заработная плата родителей, пенсия дедушек и бабушек. Считай деньги в своем кармане, а не в чужом

Беседа, обсуждение, игра «Как потопаешь, так и полопаешь», ситуационные задачи, сказка «Трудовые деньги».

3.. Как деньги попадают к нам в дом. Где живут деньги

4. Денежкин дом

Денежку бережем. Кошельки, копилки, сейфы, банки, банковские карты и пр.

Игра «Денежкин домик», сказка «Где живут денежки?», обсуждение. Папка- передвижка «Мы идем в банк»

Февраль

1«Как правильно тратить деньги?»

2.Мультфильмы

Способствовать осознанию роли денег в жизни людей.

Беседа, упражнения, просмотр мультфильма

3.Мини-спектакль «Зайкина находка»

4. Закрепление пройденного материала

Закрепляем понятие деньги

Интерактивный мини- спектакль

Читаем, беседуем, загадки.

Покупаем, продаем, обмениваем

Март

1.Потребности и желания

2. Выбираем самое важное

Домашнее хозяйство, главные потребности человека, желания и капризы. Соотносим потребности, желания и возможности.

Исследование: что необходимо человеку для жизни, игра «Выбираем самое важное», ситуационные задачи, рассказ «Про капризного Артема», обсуждение

3.Где покупают и продают разные товары

4. Где что купить?

Товары предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки

Игра «Где, что купить?», обсуждение, тематический стенд, папка-передвижка «Мы идем за покупками»

Апрель

1.Наша мастерская

2.Стоимость и цена товара

Изготавливаются товары для ярмарки: рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр. Разбираем цепочку товар- стоимость-цена. Определяем стоимость товара (сделанных поделок: затраченные материалы, наше время и наш труд) и формируем цену

Творческо-трудовая деятельность

Игровое занятие «Сколько это стоит?»

3. «Дорого, дешево, выгодно-невыгодно»

4.» Русская ярмарка»

Формировать у детей навыки осуществления покупок, выбора и принятия финансовых решений.

Знакомить детей с ярмаркой и ее атрибутами, приобщаем к народной культуре.

беседа «как складывается стоимость товара, обсуждение, игра, просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»

Май

1.Выгодно –невыгодно

2. «Где покупают и продают разные товары»

Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама

Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки.

Ситуационные задачи, игра «Выбираем: дорого – дешево, выгодно - невыгодно», Сказка «Как старик корову продавал»

3.Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

4. Мониторинг

Закрепление материала

Диагностика знаний и умений.

2.3.2.Учебно-тематический план по финансовой грамотности с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет).

Месяц

Тема занятия

Содержание занятия

Формы и методы проведения

Тратим разумно, сберегаем и экономим.

Сентябрь

1. Тратим разумно, экономим

Деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относится к ним бережливо. Бережливый человек всегда богаче. Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам

Беседа, чтение, игра «Деньги получил-ерунды накупил», викторина «разумные траты сказочных героев», загадки: «Угадай, кто это?», игра «Открываем бутербродную, закупаем товар»

2. Копим и сберегаем

Уясняем: зачем надо копить и сберегать, как можно копить, непросто, но полезно, ответственно и важно

Ситуационные задачи, папка-передвижка «Мы копим», обсуждение, игра «Копим и сберегаем»

Октябрь

1. Мини- спектакль

«Мишкина копилка»

Закрепляем понятия: откладывать, копить, сберегать. Обыкновенная копилка может понять, как важно прилагать усилия к тому, чтобы обрести желаемую вещь, научит экономить и даст возможность распоряжаться личными деньгами

Интерактивный мини- спектакль

2. Творческое занятие «Наша мастерская»

Развивать у детей потребность радовать близких добрыми делами, экономить, беречь свои вещи

Дети занимаются посильным ремонтом игрушек и т.п., в том числе принесенных из дома. Делают поделки из вторсырья.

Ноябрь

1. Понятие «Карманные деньги»

Развитие понятия «карманные деньги». Что с ними можно делать.

Просмотр мультфильма, беседа, дидактическая игра, проблемный диалог

2. Мини- спектакль «День рождения»

Узнаем, что о подарках надо думать заранее, подарки надо подбирать или мастерить с умом. Бережливость, экономия – это разумное отношение к расходам, результатам труда; забота, умение делиться и отдавать.

Интерактивный мини- спектакль

Учимся занимать и отдавать

Декабрь

1. Занимаем и одалживаем

Знакомимся с понятиями: одалживать, занимать.

Беседа, ситуативные задачи, игра «Занять и одолжить», папка- передвижка «Занимаем и одалживаем»

2. Долги

Знакомимся с рассказом Валентины Осеевой «Долг» и русской поговоркой «Долги к земле придавили». Выясняем, что долг может быть не только денежным, невыполненные обещания – это тоже долг.

Чтение, обсуждение.

Январь

1. Заплати долг скорее, тогда будет веселее.

Осознаем, что если взял в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). Воспитываем ответственность: если не уверен, что это получится, лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство

Обсуждаем русские пословицы:

  • Умей взять - умей и отдать!
  • бери, да помни! Не штука занять, штука отдать.
  • В долг брать легко, а отдавать тяжело

2. Мини-спектакль

Закрепляем понятия: занимать, одалживать, долг, должник.

Интерактивный мини-спектакль

Учимся планировать

Февраль

1. Все по плану!

Знакомим с понятием план. Объясняем важность составления планов. Закладываем основы планирования. Начинаем с планирования своего дня. Учимся организовывать свое время

Игра «План на следующий день», папка-передвижка «Мы планируем», беседа

2. Ставим цели.

Воспитываем желание и умение ставить перед собой цели, строить планы, действовать по плану и достигать цели.

Ситуационные задачи, игра «Наши цели», тематический стенд

Март

1. Сделал дело – гуляй смело

Учимся подводить итоги всего, что делали и планировали, анализировать поступки, искать эффективные решения, думать сообща

Игра «Сделал дело – гуляй смело», исследование, ситуационные задачи, обсуждение

2. Мини – спектакль «Все по

плану!»

Закрепляем понятия: план, планирование

Интерактивный мини- спектакль

Богатство и бедность

Апрель

1. Хочу купить все!

Выясняем, что не все продается и покупается, главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь

Беседа, ситуационные задачи, игра «Что нельзя купить?», читаем и обсуждаем рассказ «Как Валюша бабушке сон покупала»

2. Наше богатство

Формируем представление о вечных ценностях: любви, доброжелательности, милосердии, взаимопомощи, который наряду с денежным благополучием позволяют воспитывать гармоничную личность

Читаем и обсуждаем сказки Бедные – богатые», «Ум и богатство», беседа, ситуативные задачи

Май

1. Жадность

Разбираем, что такое жадность и почему это плохо для человека.

Читаем и обсуждаем рассказ В.Сухомлинского «Жадный мальчик», обсуждаем поговорки:

  • Всех конфет не переешь, всех одежд не переносишь-сам потонет, а воды не даст.
  • Щедрый бедности не знает
  • щедрому весь мир родня.

2. Мини-спектакль «Бережливые друзья»

Осознаем, что бережливый человек всегда умеет трудиться, мастерить своими руками и получать удовлетворение от того, что сделал что-то самостоятельно ему открыт простой, честный, веселый мир. Бережливость, трудолюбие, щедрость, честность, милосердие – качества человека со здоровым отношением к деньгам

Интерактивный мини- спектакль

Диагностика по итогам изучения модуля

3.Организационный раздел программы

  1. Описание материально-технического обеспечения Программы.

Технические средства обучения

ноутбук – 1шт; колонки 1 шт

Принтер 1 шт.

Расходные материалы: чернила (комплект 4 шт.), бумага (2 пачки)

Учебно-методические пособия

Игрушки

Дидактические игры

Сборник игр и упражнений по финансовой грамотности Презентации

Костюмы Мультфильмы

Художественная литература Пособия для родителей

Папки-передвижки Консультации

Раздаточный материал

Дидактические игры, карточки, инвентарь для всех видов труда, оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования, конструирования, игрушечные деньги

3.2.Организация образовательной деятельности

Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод придаёт образовательной деятельности привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.

Программа рассчитана на 72 учебных занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25-30 минут. С целью сохранения здоровья и, исходя из программных требований, продолжительность занятия соответствует возрасту детей.

Формы подведения итогов: открытое занятие для родителей, интерактивная театрализованная мини-постановка, выставка, презентация проектов, игра-испытание, КВН, викторина и др.

Средства реализации Программы способствуют созданию развивающей среды с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Учитывая тот факт, что наличие обратной связи повышает эффективность реализации Программы, предусмотрено использование, как традиционных средств (книги, модели, макеты, иллюстративный материал, игрушки, инвентарь для всех видов труда, оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования, конструирования, дидактический материал и др.), так и интерактивных средств (аудио- и видеоматериалы, электронные ресурсы), основанных на достижениях технологического прогресса.

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие условия:

  • активная поддержка родителей (законных представителей), вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;
  • использование форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным особенностям;
  • поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
  • предоставление детям возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
  • уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.

  1. Диагностический материал

Обязательным элементом в преподавании курса является диагностическая составляющая. Ее применение обеспечивает объективную оценку результативности, как отдельных модулей программы, так и всего курса в целом.

С целью диагностики начального уровня общих представлений детей о потребностях, труде, товаре, деньгах и семейном бюджете разработаны задания, которые предлагаются детям на первом занятии. Они позволяют определить, насколько хорошо дошкольники владеют понятием «потребности», умеют различать виды потребностей; что они знают о труде и его роли в жизни. Диагностические задания помогают выявить и оценить представления о семейном бюджете, его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия и т. д.), доходах и расходах семьи, понимание необходимости сбережения денежных средств.

В процессе выполнения занимательных заданий выявляется умение детей считать, сравнивать, обобщать, применять знания в конкретных ситуациях. Анализ результатов диагностики позволяет определить начальный уровень экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста (высокий, средний, низкий). Форма проведения диагностики

– групповая. Диагностическими средствами выступают задания и упражнения, предлагаемые детям в творческой форме: прослушивание и анализ сказки, беседа, упражнения, работа с карточками, игра, демонстрация компьютерных слайдов, загадки.

Для определения степени эффективности реализации программы предлагаются итоговые задания в занимательной форме, методика их обработки, оценки и систематизации.


3.3.1. Входная диагностика перед изучением курса

      Обязательным элементом в преподавании курса является диагностическая составляющая. Ее применение обеспечивает объективную оценку результативности, как отдельных модулей программы, так и всего курса в целом. С целью диагностики начального уровня общих представлений детей о потребностях, труде, товаре, деньгах и семейном бюджете разработаны задания, которые предлагаются детям на первом занятии. Они позволяют определить, насколько хорошо дошкольники владеют понятием «потребности», умеют различать виды потребностей; что они знают о труде и его роли в жизни. Диагностические задания помогают выявить и оценить представления о семейном бюджете, его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия и т. д.), доходах и расходах семьи, понимание необходимости сбережения денежных средств. В процессе выполнения занимательных заданий выявляется умение детей считать, сравнивать, обобщать, применять знания в конкретных ситуациях. Анализ результатов диагностики позволяет определить начальный уровень экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста (высокий, средний, низкий).

I уровень – низкий. Находящиеся на данном уровне дети имеют неполные, ошибочные представления в области экономики и финансов. Затрудняются в характеристике понятия, явления, в распознавании его по содержанию, не могут установить причинноследственные связи, после обозначения понятия, явления или объекта, частично выделяют его признаки, не обобщают отдельные свойства явления в целое понятие, затрудняются в классификации по признаку. Не используют финансово-экономические знания в игровой и трудовой деятельности.

II уровень – средний. Этот уровень характеризуется первичной систематизацией детьми полученных ими представлений. Дети имеют правильные, но недостаточно полные представления о явлениях и процессах, происходящих в экономической жизни. Воспроизведение их, тем не менее, характеризуются последовательностью с установлением отдельных причинно-следственных связей, отдельных признаков объекта, явления, процесса. Дети стремятся к обобщению свойств в одно целое понятие, пытаются осуществить классификацию по данному признаку. Они частично используют финансово-экономические представления в игре и труде.

 III уровень – высокий. Для детей, находящихся на этом уровне, характерно выделение существенных признаков объектов, явлений и формирование целостной системы представлений. Их знания характеризуются обобщенностью представлений, которые позволяют выделить наиболее существенные признаки объектов и явлений экономической жизни. Дети на этом уровне имеют полные и правильные образы, легко устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, классифицируют по признакам, объясняя правильность своих действий. Применяют полученные экономические знания в игровой и трудовой деятельности. Все 3 уровня связаны друг с другом, каждый предыдущий обуславливает последующий, включаясь в его состав. Диагностика содержит по 6 заданий в каждой.

 Ф о р м а проведения диагностики – индивидуальная, педагог предлагает каждому ребенку ответить на поставленные вопрос или выполнить задание. Первая серия включает в себя задания, цель которых – выявить знание способов удовлетворения людьми своих потребностей.

П р и м е р ы з а д а н и й :

Задание 1.

Вопрос ребенку: «С помощью чего можно приобрести то, в чем нуждается человек?»

Задание 2.

Вопрос ребенку: «Все ли можно купить за деньги?»

Задание 3.

Вопрос ребенку: «Откуда берутся деньги для покупки того, что человеку нужно?».

Задание 4.

Вопрос ребенку: Как можно назвать одним словом эти деньги?» (Банкноты, монеты).

Задание 5.

Вопрос ребенку: «Какие деньги ты знаешь?»

Задание 6.

Вопрос ребенку; «Знаешь ли ты, как появились деньги?».

Вторая серия включает в себя задания, цель которых – определить уровень элементарных знаний о товарно- денежных отношениях, процессе купли-продажи.

П р и м е р ы  з а д а н и й:

Задание 1.

Вопрос ребенку: «Как одним словом можно назвать то, что люди приобретают в магазине?»

 Задание 2.

Вопрос ребенку: «Где люди приобретают товары?»

 Задание 3.

Вопрос ребенку: «Как люди приобретают товары?»

 Задание 4.

Педагог предлагает рассмотреть карточки, на которых изображены товары с указанием цены, и ответить на вопрос: «Что означают цифры рядом с изображенными предметами?»

Задание 5.

Вопрос ребенку: «Почему одни и те же товары могут стоить по-разному: в одном месте дороже, в другом дешевле?»

Задание 6.

Вопрос ребенку: «Как правильно выбирать товары?».

Третья серия включает в себя задания, цель которых – выявить знания детей об организации домашнего хозяйства, участии ребенка в ведении домашнего хозяйства, понимании значимости таких качеств, как экономность и бережливость.

П р и м е р ы  з а д а н и й :

Задание 1.

 Вопрос ребенку: «Кем и где работают твои родители?».

Задание 2.

Вопрос ребенку: «Какую домашнюю работу выполняют члены твоей семьи?». Задание 3.

Вопрос ребенку: «Знаешь ли ты, сколько денег получают твои родители за свой труд?».

Задание 4.

Вопрос ребенку: «На что тратят деньги в вашей семье?».

Задание 5.

Вопрос ребенку: «Какую помощь ты оказываешь родителям в домашнем хозяйстве?».

Задание 6.

Вопрос ребенку: «Про кого можно сказать – экономный, а про кого – бережливый?».

Состояние сформированности экономических знаний у детей определяется следующим образом – каждому признаку приводится в соответствие качественно описанный балл:

3 балла – при ярко выраженном признаке;

2 балла – при его устойчивом проявлении;

1 балл – в случае слабого проявления признака;

 0 баллов – при его отсутствии.

В соответствии с этим количество набранных детьми баллов соотносится с вышеупомянутыми уровнями знаний у детей:

 I уровень (низкий) – количество баллов от3 до 8;

II уровень (средний) – количество баллов от 9 до 13;

III уровень (высокий) – количество баллов от 14 до 18.

3.3.2.Диагностика по итогам изучения базового модуля «Финансовая грамотность»

Цель: провести диагностику уровня сформированности у детей экономической культуры по итогам освоения образовательного курса «Финансовая грамотность»; определить степень использования полученной при изучении курса информации в практической деятельности и в повседневной жизни.

Форма проведения: индивидуально-групповая.

Диагностические средства: беседа, упражнения, работа с карточками, загадки, игры, проблемные ситуации, творческие задания.

Оборудование:

  • карточки для задания «Третий лишний»;
  • мяч;
  • цветок ромашки, на лепестках которой условно изображены результаты труда людей разных профессий, картинки с изображением представителей различных профессий;
  • набор для игры «Магазин игрушек» (игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги), карточки с изображением качественных и некачественных товаров;
  • карточки для игры «Какое слово лишнее?»;
  • листы с изображением кругов (прямоугольников);
  • карандаши;
  • компьютер;
  • проектор;
  • экран;
  • колонки;

1. Выполнение занимательных заданий.

Задание № 1 «Третий лишний»

Воспитатель предлагает детям выполнить задание: На каждой карточке изображено по три предмета, два из них объединяет один признак, третий отличается от них (карточка

№ 1: хлеб, продавец, книга; карточка № 2: повар, учитель, молоток; карточка № 3: такси, клубника, лекарства; карточка № 4: монета, банкнота, кредитная карта; карточка № 5: деньги, карусели, одежда), ребенку необходимо назвать один предмет, который не подходит, и обосновать свой выбор.

Задание 2

Воспитатель обращается к группе.

  • Ребята! Сейчас я буду называть различные предметы и бросать мяч одному из вас, ловить его нужно только тогда, когда я называю то, что можно купить за деньги:
  • Товар;
  • здоровье;
  • услуги;
  • дружба;
  • образование;
  • дом;
  • уважение людей;
  • талант.

Задание № 3. «Расколдуй слово»

Дети отгадывают названия профессий – «расколдовывают» их.

Скажи, ну кто так вкусно Готовит щи капустные, Салаты, винегреты, Все завтраки, обеды. (Повар.)

В прошлый раз был педагогом, Послезавтра – машинист. Должен знать он очень много, Потому, что он – … (артист).

Ежедневно в нетерпенье Ждем его мы сообщенья Прямо с самого утра.

Ну когда же, ну когда же Он по радио нам скажет

«Завтра целый день жара»? (Диктор.)

Если где случилось что-то, Он об этом должен знать. Написать, добавить фото, И в газету отослать.

Полететь за новостями Может он на край земли, Для того, чтобы мы с вами Эти новости прочли.

Про тайфун, про наводненье, Кто в футболе чемпион,

Про рекорд, землетрясенье

Раньше всех напишет он. (Журналист.)

Выезжает на дорогу Он обычно спозаранку,

На педаль поставив ногу

И рукой крутя баранку. (Водитель.)

У него серьезный вид, Всеми он руководит, Раздает он порученья,

Проверяет выполненье. (Менеджер.)

При правильном угадывании слова воспитатель достает и показывает детям картинку с изображением представителя профессии,о которой шла речь в загадке. Когда все слова будут «расколдованы», воспитатель просит детей сказать, что объединяет все эти слова.

Дидактическая игра «Назови профессии».

Воспитатель предлагает детям по очереди отрывать по одному лепестку от ромашки, на каждом из которых условно изображены результаты труда людейразных профессий, и назвать профессию, связанную с удовлетворением определенной потребности.

  1. Воспитатель организует беседу на тему «Что мы знаем о рекламе?»(Беседа 1.)
  • Вы знаете, что такое реклама? Вы видели рекламу? (Да.)
  • Как вы думаете, зачем людям нужна реклама? (Чтобы люди узнавали, что появляются новые товары, какие они разные.)
  • Как вы считаете, кому больше нужна реклама: тому, кто ее дает, или кто ее видит?

Почему? (Тому, кто ее дает, чтобы люди смотрели рекламу и товар покупали.)

  1. Решение проблемных ситуаций.

Проблемная ситуация 1. «Где продается товар?

Воспитатель зачитывает текст проблемной ситуации.

  • Кот Белобок пригласил к себе в гости друзей. Ежик подарил ему цветы; тетушка Сова
  • книгу; Лиса – конфеты.

Детям предлагается ответить на вопрос.

  • В каких магазинах друзья купили свои подарки?

Проблемная ситуация 2. «Какие бывают товары?»

Воспитатель зачитывает текст проблемной ситуации.

  • Встретились как-то самые разные товары и решили своими именами назвать улицы, но никак не могли придумать им название.
  • На первой улице жили: столы, стулья, диваны…
  • На второй: куртки, пальто, костюмы, юбки, кофты…
  • На третьей: туфли, сапоги, ботинки…

Детям предлагается ответить на вопрос.

  • Как можно назвать каждую из этих улиц?

Решение проблемы: чтобы определить существенное различие между товарами, воспитатель задает вопрос.

  • Как можно одним словом назвать товары на первой улице, на второй… Исходя из этого, дети придумывают названия улиц. Делается вывод о разнообразии товаров.

Проблемная ситуация 3. «Как поступить?»

Воспитатель зачитывает текст проблемной ситуации.

  • В супермаркет завезли разные конфеты: «Белочка», «Ласточка», «Ириски» и т. д.

Продавец красиво разложил конфеты, а ценники расставить забыл.

Детям предлагается ответить на вопрос.

  • Как ты поступишь?
  1. Вежливо спросишь цену выбранных тобою конфет.
  2. Молча, уйдешь в другой магазин.
  3. Спокойно попросишь продавца поставить ценники.

Разрешая проблему, дети замечают, что можно выбрать все три вариант, но самым правильным будет вариант третий. Почему? Если продавец поставит ценники,то другим покупателям будет удобно совершать покупки.

Проблемная ситуация 4

Воспитатель предлагает выбрать из представленного набора картинок то, на что в первую очередь тратятся деньги семьи:

  • покупка промышленных товаров (варианты изображений на картинке: предметы бытовой химии, лампочки, ведро, посуда и т. д.)
  • покупка продуктов питания (варианты изображений на картинке: хлеб, макароны, молоко, яблоки и т. д.);
  • оплата бытовых услуг (варианты изображений на картинке: сберкасса, банкомат и т. д.);
  • оплата развлечений (варианты изображений на картинке: карусели, боулинг, кинотеатр и т. д.);
  • оплата отдыха (отпуска) (варианты изображений на картинке: пляж, байдарки и т. д.);
  • оплата лечения (варианты изображений на картинке: таблетка, уколы, бинты, мази, микстуры и т. д.);
  • оплата обучения (варианты изображений на картинке: учебная ситуация в классе, индивидуальное занятие с педагогом и т. д.);
  • покупка игрушек (варианты изображений на картинке: мягкие игрушки, машинки, куклы, конструкторы и т. д.);
  • оплаты проезда в транспорте (варианты изображений на картинке: отрывные билеты, проездные билеты, жетоны и т. д.);
  • покупка книг, газет, журналов (варианты изображений на картинке: книги, газеты, журналы);
  • покупка подарков (варианты изображений на картинке: коробки в подарочной упаковке и т. д.).

Воспитатель организует обсуждение.

  • А теперь давайте попробуем определить важные и неважные покупки (без которых мы можем обойтись).
  • Одни расходы требуют больше денег, а другие – меньше. Например, покупка дома и покупка билета на транспорт.
  • Одна семья тратит больше денег, а другая – меньше. На расходы влияет число членов семьи.

1.Игра «Магазин игрушек».

Воспитатель предлагает поиграть в игру, знакомит их с правилами покупки игрушек и выдает игровые деньги.

  • Прежде чем купить понравившуюся игрушку, вам нужно будет называть материал, из которого она сделана (дерево, металл, пластмасса, ткань, бумага и т. д.); место производства (где сделан товар: завод, фабрика, гончарная мастерская, швейная мастерская, токарная мастерская и т. д.; кем сделан товар: рабочим, портным, гончаром, токарем, стеклодувом и т. д.); выяснить цену игрушки; выбрать монеты и купить игрушку.

По мере того как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.

  1. Выполнение занимательных заданий.

Задание № 4. «Что быстрее купят?»

Детям предлагаются (попарно) карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платья для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц; машины-игрушки, на одной из них фары разного цвета; ботинки, на одном нет шнурка) и дается инструкция:

  • Из двух предложенных вещей выбери ту, которую купят быстрее, и объясни причину своего выбора.

Задание № 5. «Какое слово лишнее?» Воспитатель предлагает детям 

четыре картинки с изображенными на них определенными предметами: 1) 1 рубль, 5 рублей, 10 рублей (в монетах), доллар (банкнота); 2) кофта, машина, кольцо,солнце;3)магазин,ларек, палатка (рыночная), жилой дом; 4) цена, 

товар, деньги, ночь. Объясняет задание.

  • Вам необходимо найти лишний предмет, для этого объедините три предмета по какому-либо признаку и, назвав лишний предмет, объясните свой выбор.

Задание № 6

Воспитатель предлагает детям листы бумаги с изображением трех кругов (или трех прямоугольников) и дает задание:

  • Превратите каждую из этих фигур в рисунок на экономическую тему.

По окончании выполнения задания организуется демонстрация рисунков и обсуждение.

Воспитатель анализирует рисунки в контексте того, насколько они соответствуют экономической тематике (учитывая объяснения детей).

 Заключительная часть. После проведения занятия воспитатель анализирует полученные сведения и делает выводы об уровне финансовых представлений группы в соответствии со следующими показателями и критериями оценивания.

Категория

Показатели освоения

«Потребности»

Когнитивный компонент: владеет понятиями: «потребности»,

«жизненно важные потребности», «возможности».

Поведенческий компонент: умеет определять основные и жизненно важные потребности человека в различных ситуациях; соотносить собственные желания и возможности (разницу между

«хочу» и «надо», между «хочу» и «могу»); регулировать потребности в соответствии с возможностями

«Труд»

Когнитивный компонент: владеет понятиями: «труд»,

«профессия», «продукт труда».

Поведенческий компонент: умеет определять продукт труда; соотносить профессию с ее атрибутами; понимает значимость

труда для человека, осознает взаимосвязь понятий «труд– продукт–деньги»

«Товар»

Когнитивный компонент: владеет понятиями: «товар»,

«стоимость», «цена», «покупка», «реклама», «распродажа».

Поведенческий компонент: осознает взаимосвязь понятий

«труд–товар–потребности». Умеет определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара; сравнивать цены на товар, объяснять разницу, выбирать товар в соответствии с ценой и качеством; делать покупки

«Деньги»

Когнитивный компонент: владеет понятиями: «деньги», «монета», «банкнота», «электронные деньги», «банк», «вклад», «кредит», «валюта».

Поведенческий компонент: умеет пользоваться деньгами, разумно расходовать деньги

«Семейный бюджет»

Когнитивный компонент: владеет понятиями: «семейный бюджет», «доходы и расходы», «формы дохода: зарплата, пенсия, стипендия, выигрыш», «семейные сбережения», «планирование»,

«экономика семьи».

Поведенческий компонент: умеет объяснять структуру семейного бюджета; размышлять о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии; решать посредством математических действий экономические задачи, связанные с распределением средств семейного бюджета. Понимает потребности и возможности семьи; необходимость экономии семейного бюджета

Эмоционально-ценностный компонент (социально-нравственные

качества личности): проявляет бережливость, смекалку, ответственность, умение планировать, деловитость и предприимчивость, может оценить проявления этих качеств у сверстников.

По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным критериям, можно судить об уровнях экономической воспитанности: высоком, среднем и низком.

Высокий уровень (3 балла) – правильно отвечает на вопросы, самостоятельно справляется с заданиями.

Средний уровень (2 балла) – правильно отвечает на большинство вопросов, с заданиями справляется с помощью педагога.

Низкий уровень (1 балл) – на вопросы отвечает неправильно, с заданием не справляется.





Литература:

Интернет-ресурсы

  1. http://www.vscolu.ru/articles/zanyatiya-s-doshkolnikami-po-ekonomike.html
  2. http://www.nsportal.ru/
  3. http://www.festival.1september.ru/
  4. http://www.poskladam.ru/
  5. http://www.detsadmickeymouse.ru
  6. http://www.maam.ru
  7. http://www.indigo-mir.ru
  8. http://www.usovi.ru/
  9. http://www.youtube.com
  10. http://www.youtube.com
  11. http://www.dutsadok.com.ua
  12. http://www.paramult.ru/kp
  13. http://www.olesya-emelyanova.ru/index-piesy-mvpi- scenka_pro_programmista.html


Приложения

Приложение № 1

Дополнительные материалы, рекомендуемые для использования в работе с дошкольниками

Изучаемые понятия (темы)

Перечень произведений детской художественной литературы с

экономическим содержанием

Перечень мультфильмов

Потребности

С. Я. Маршак «Кошкин дом»,

«Телефон»;

русские народные сказки:

«Жадная старуха», «Как коза избушку построила;

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»;

К. И. Чуковский «Телефон»

«Уроки тетушки Совы», 7 серия

«Потребности и возможности»;

«Кошкин дом»;

«Сказка о рыбаке и рыбке»;

«Барбоскины» («Дедушка хочет на море»);

«Цветик-семицветик»;

«Телефон»;

«Малыш и Карлсон»;

«Ох и Ах идут в поход»

Товар

К. И. Чуковский «Мухацокотуха»;

 С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»;

Ф. Хагер «Продавец и лось»;

русская народная сказка «Как барин овцу купил»;

Г. Сапгир «Как лягушку продавали»;

С. В. Михалков «Как старик корову продавал»

«Уроки тетушки Совы», 2 серия

«Ценные вещи»;

«Муха-цокотуха»;

«Аленький цветочек»;

«Как старик корову продавал»

Бартер, обмен

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»;

братья Гримм «Выгодное дело»;

В. П. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

«Петушок и бобовое зернышко»

Деньги

Э. Н. Успенский «Бизнес крокодила Гены»;

А. Н. Толстой «Приключения Буратино»;

Г.-Х. Андерсен «Огниво»,

«Серебряная монета»;

«Уроки тетушки Совы»: 1 серия

«Что такое деньги?»; 10 серия «О банке»; 11 серия

«Кредиты и депозиты»; 12 серия

«Безналичные деньги»;

«Приключения Буратино»

Труд

В. В. Маяковский «Кем быть?»;

Д. Родари «Чем пахнут ремесла»;

С. В. Михалков «А что у вас?»,

«Как печатали вашу книгу?»

«Уроки тетушки Совы», 6 серия

«Работа и зарплата»;

«Доктор Айболит»;

«Самый главный»;

«Незнайка учится»;

«Рекс-спасатель»;

«Барбоскины» («В эфире новости»);

«Барбоскины» («По закону»);

«Будни аэропорта»

Банк

Э. Н. Успенский «Бизнес

крокодила Гены»

«Уроки тетушки Совы», 10 серия

«О банке»

Реклама

Э. Н. Успенский «Бизнес крокодила Гены»;

С. В. Михалков «Как старик корову продавал»;

Ш. Перро «Кот в сапогах»;

братья Гримм «Три счастливца»

«Как старик корову продавал»

Семейный бюджет

Э. Н. Успенский «Трое из Простоквашино»

«Уроки тетушки Совы»: 3 серия

«Семейный бюджет»; 4 серия

«Карманные деньги»; 5 серия

«Умение экономить»;

«Барбоскины» («Дедушка хочет на море»);

«Каникулы в Простоквашино»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка – анализ уровня усвоения рабочей программы детьми группы для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет №4 2016-2017 учебного года.

Усвоение программного материала детьми старшего возраста по основным образовательным областям....

Справка – анализ уровня усвоения рабочей программы детьми группы для детей старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет №5 2017-2018 учебного года.

Усвоение программного материала детьми старшего возраста по основным образовательным областям....

Программа по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста на основе книги Э. Матвеева «Дима и совенок»

Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жиз...

Рабочая программа «Финансовая грамотность» для детей старших и подготовительных групп (5 - 7 лет) на 2019-2020 учебный год

Программа «Финансовая грамотность» для детей старших и подготовительных групп (5-7 лет) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МАДОУ «Детский сад «...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП (5 - 7 ЛЕТ)».

Рабочая программа составлена на основе Примерной парциальной образовательной программы  дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой г...

Рабочая программа Совместной деятельности педагогов с детьми Ясельного возраста группы №1 «Карапузики» на 2023-2024 учебный год

Рабочая программаСовместной деятельности педагогов с детьмиЯсельного возраста группы №1 «Карапузики»на 2023-2024 учебный год...

Игра «Где что купить» по финансовой грамотности для детей старших и подготовительных групп (5-7 лет).

Цель. Формирование представлений о том, где следует покупать нужные товары, развиваем навык разумных трат, жизни по средствам....